УДК 378.14 ББК 74.04 Б 44
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Бельгисова Кристина Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: 8 (960) 490 76 00, е-mail: [email protected]
Аннотация. Сегодня действует ряд нормативных актов, закрепивших право инвалидов и лиц с ОВЗ на образование по адаптированным образовательным программам (АОП) высшего образования. Данные акты, дублируя друг друга, лишь определяют обязанность образовательной организации высшего образования разработать АОП и устанавливают общие критерии их применения, но не определяют непосредственно методику разработки и реализации таких программ. В статье рассматриваются вопросы о необходимости принятия Методических рекомендаций по разработке и реализации АОП высшего образования, о структуре и содержании указанных программ.
Ключевые слова: инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, высшее образование, образовательная программа, адаптированная образовательная программа.
TO THE QUESTION OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS STRUCTURE AND CONTENT IN HIGHER EDUCATION
Belgisova Kristina Viktorovna,
candidate of economic sciences, associate professor of Department of civil and legal disciplines of the Southern Institute of management, Krasnodar. Ph.: 8 (960) 490 76 00, e-mail: [email protected]
Summary. Today there are a number of regulations declaring the right of disabled persons to education on an adapted educational programs (AOP) of higher education. These acts, duplicating each other, determine only the educational organization's obligation to elaborate the AOP and establish general criterion for their application, but do not determine directly the methodology for the development and implementation of such programs. The article focuses on the necessity to adopt Methodical recommendations on the development and implementation of AOP for higher education, the structure and content of these programs.
Keywords: disabled person, higher education, educational program, adapted education program.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. Данный Закон определяет, что поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.
Нормы, закреплённые в названном Законе, находят свою дальнейшую детализацию в законодательстве, регламентирующим вопросы получения образования, в том числе, профессионального. Так, в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон Об образовании) среди принципов государственной политики, в том чис-
Научный вестник ЮИМ
№2" 2016
Трибуна педагога
ле, определен принцип обеспечения права каждого человека на образование и недопустимость дискриминации в сфере образования.
Закон об образовании определяет, что содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой (далее - АОП). При этом АОП определяется как образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Как справедливо отмечают Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. и Романович Н.А. разработка и реализация АОП высшего образования ориентированы на решение следующих задач:
- повышение уровня доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидов;
- повышение качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов;
- создание в образовательной организации высшего образования специальных условий, необходимых для получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидов, их адаптации и социализации;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося с ОВЗ или обучающегося инвалида;
- формирование в образовательной организации высшего образования толерантной социокультурной среды[1].
Таким образом, закрепляя право инвалидов и лиц с ОВЗ на высшее образование по АОП, государство определяет обязанности образовательных организаций высшего образования по разработке и применению указанных программ.
Сегодня принят ряд подзаконных актов, закрепивших общие рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (в том числе адаптации процесса получения высшего образования). К ним относятся: Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Данные акты в
части рекомендаций к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ закрепили следующие права и обязанности образовательных учреждений:
- включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей);
- выбор методов обучения, осуществляемый образовательной организацией, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
- выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом требований их доступности для данных обучающихся;
- проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах.
Необходимо отметить, что указанные подзаконные акты не определяют непосредственно требований по разработке и реализации АОП образовательными учреждениями высшего образования.
Таким образом, по вопросу правового регулирования порядка разработки и реализации АОП наблюдается следующая ситуация: Закон об образовании закрепляет обязанность образовательных учреждений высшего образования по реализации профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ по АОП (при этом Закон дает понятие такой программы), а подзаконные акты, определяют лишь общие начала по адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ [1,333]. Сегодня на законодательном уровне отсутствуют Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ высшего образования. Как, например, в сфере среднего профессионального образования (Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования. Письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. № 06-443.).
Принятие Методических рекомендаций по разработке и реализации АОП высшего образования
позволит определить единые требования к структуре и содержанию АОП для всех образовательных организаций высшего образования, значительно упростит порядок разработки и реализации указанных программ и тем самым обеспечит возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Образовательным учреждениям высшего образования при самостоятельной разработке структуры и определении содержания АОП необходимо учитывать, что действующее в сфере образования законодательство определяет понятие и как для образовательной программы, так и для АОП, но критерии устанавливает лишь для образовательной программы. Поэтому при разработке АОП необходимо определить за основу структуру образовательной программы и предусмотреть следующие разделы:
- общую характеристику АОП;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы дисциплин (модулей);
- программы практик;
- оценочные средства;
- методические материалы, а также иные компоненты (которые могут включаться в АОП по решению образовательной организации высшего образования).
Каждый из указанных разделов должен быть разработан с учетом требований законодательства к организации процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и с учетом возможностей определенного студента-инвалида и студента с ОВЗ (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации).
ИСТОЧНИКИ:
1. Бельгисова К.В. К вопросу о принятии образовательной организацией высшего образования локальных актов, регулирующих порядок обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 3 (94). - С.332 - 333.
2. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2015. -68 с.