УДК 376.2 ББК 74.04:60.54 К 18
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(Рецензирована)
Каменская Рината Александровна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (8442) 59-03-74, е-mail: [email protected]
Лукьянова Виолетта Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории, социологии Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (8442) 59-03-74, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются нормативные, организационные и методические требования, предъявляемые к реализации профессиональными образовательными организациями при реализации инклюзивного образования. В статье показана тенденция детализации требований к инклюзивному образованию, в том числе требований к методическому обеспечению адаптированных образовательных программ, кадровому обеспечению.
Ключевые слова: инклюзивное образование, нормативное регулирование, адаптированная образовательная программа, требования к инклюзивному образованию, инвалид, лица с ограниченными возможностями здоровья.
PEDAGOGICAL STANDARDS AND REQUIREMENTS FOR THE PEOPLE WITH SPECIAL NEEDS AND DISABILITIES TRAINING IN PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
(Reviewed)
Kamenskaya Rinata Aleksandrovna,
candidate of philosophy sciences, associate professor in the Philosophy, History and Foreign Languages Department of the Volgograd Institute of Business, Volgograd. Ph.: (8442) 59-03-74, е-mail: [email protected]
Lukyanova Violetta Aleksandrovna,
candidate of historical sciences, associate professor in the Philosophy, History and Foreign Languages Department of the Volgograd Institute of Business, Volgograd. Ph.: (8442) 59-03-74, e-mail: [email protected]
Summary. The article is about standards, organizational and pedagogical requirements for the inclusive education realization in the professional educational organizations. The article deals with the detailed requirements for the inclusive education including the methodological support for the adapted educational program and personnel.
Keywords: inclusive education, standards, adapted educational program, requirements for the inclusive education, people with special needs and disabilities.
Особенности инклюзивного обучения и возможности реализации в педагогической практике его различных моделей изучаются многими российским исследователями, в частности Мартыно-вой Е.А., Романенковой Д.Ф., Самохиным И. С., Кузьминой О.С., Курмышевой Л.К., Тимохиной Т. В., Пениным Г. Н.) [5-10]. Перечень рассматриваемых аспектов изучаемой проблематики достаточно широк: от международного опыта реализации инклюзивного образования до требований, предъявляемых к квалификации педагогов, осуществляющих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Анализ нормативных документов, определяющих роль и социальные функции системы профессионального образования в современных российских условиях, подтверждает рост внимания к категориям граждан, прежде всего, нуждающимся в поддержке государства и создании особых условий для реализации своих конституционных и гражданских прав.
Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 N371, формулирует ключевой целью деятельности, в том числе и Министерства образования и науки создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни [2].
Целевые ориентиры, обозначенные в 2011 году в программе «Доступная среда», нашли отражение в перечне нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений профессионального образования.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» в ст. 2, давая определение базовым понятиям сферы образования, трактует цель инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].
При этом к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].
Обязанностью образовательных организаций профессионального образования с момента вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ» становится создание нормативных, организационных, материально-технических и методических условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями.
Перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования, включает в себя требования как к доступности образовательной среды в целом, так и к специфике информационного и методического обеспечения образовательного процесса данной категории обучающихся.
Для создания нормативно-организационных условий по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные организации должны выполнить следующие требования:
- разработать в образовательной организации нормативные локальные акты по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- внести соответствующие изменения в следующие локальные нормативные акты: устав профессиональной образовательной организации, положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий обучающихся, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные локальные нормативные акты;
- создать в профессиональной образовательной организации структурное подразделение, ответственное за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- ввести в штат образовательной организации должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения их обучения (сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением слуха; тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса обучающихся с нарушением зрения);
- организовать статистический учет инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации;
- организовать профориентационную работу с обучающимися в общеобразовательных организациях, абитуриентами, способствующую их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению;
- обеспечить информационную открытость образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их
родителей, создав на сайте образовательной организации специальный раздел (страница), отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, а также наличие образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, доступную среду и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Утверждая принцип равенства возможностей всех обучающихся и исключения какой-либо дискриминации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования включают в свое содержание требования к сроку получения профессионального образования, особому порядку освоения физической культуры, включению в программы подготовки специалистов среднего звена адаптационных дисциплин, обеспечению образовательными ресурсами, порядку организации практик и государственной итоговой аттестации.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что ФГОС ВО и ФГОС СПО не различают требования к результатам освоения образовательных программ и программ подготовки специалистов среднего звена основной категории обучающихся и обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Не допускается также дифференциация или ограничение по направлениям подготовки, видам профессиональной деятельности, требованиям к структуре предлагаемых программ специальностей или направлений подготовки.
Регламентируя специфику содержания образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ, федеральные нормативные акты вводят понятие «адаптированная образовательная программа». ФЗ «Об образовании в РФ» раскрывает сущность данного вида образовательных программ через особенности субъекта образовательной деятельности и специфику его психофизического развития, индивидуальных возможностей и, как следствие, возможную необходимость коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Все это обуславливает нормативно-методические требования, предъявляемые к адаптированной образовательной программе:
- обеспечение достижения обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государствен-
ными образовательными стандартами среднего профессионального образования;
- наличие адаптационного учебного цикла, состоящего из адаптационных дисциплин, перечень которых определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся;
- наличие и описание социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие материально-технического, информационного и учебно-методического, кадрового обеспечения обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся данной категории, позволяющие своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность;
- организация государственной итоговой аттестации выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающая в том числе предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи [4].
Особого внимания заслуживают требования, предъявляемые к кадровому обеспечению реализации адаптированных образовательных программ. Федеральные акты, регламентирующие образовательную деятельность в профессиональных образовательных организациях, требуют от педагогических работников, участвующих в реализации адаптированной образовательной программы, понимания психофизических особенностей обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учета их при организации образовательного процесса. Детализируя требования к кадровому составу, актуальные нормативные документы акцентируют внимание на необходимости применения педагогическими работниками специальных методов обучения и воспитания с учетом конкретных видов ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).
Средством качественного кадрового обеспечения реализации адаптированных образовательных программ является дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также специфике приема-передачи учебной информации и применения специальных
технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека. С учетом этого актуальной становится разработка программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки педагогических кадров, включающие в себя содержательно вопросы методики и специфики инклюзивного образования.
Анализ нормативно-методической практики профессиональных образовательных организаций показывает, что большинство их них выбрали стратегию формального подхода к выполнению требований федеральных нормативных документов, сущностью которого является разработка адаптированных образовательных программ без учета инклюзии, с указанием требуемого материально-технического оснащения и локальных нормативных документов по организации инклюзивного образования.
Однако специфика субъекта образовательной деятельности инклюзивного образования, психофизиологических особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, делают наиболее важными вопросы методики обучения и воспитания данной категории обучающихся. К психологическим особенностям категории людей с особыми образовательными потребностями (инвалидов и лиц с ОВЗ) относятся замедленное и ограниченное восприятие, нарушения в становлении моторики, расстройство речевого развития, недостатки мыслительной деятельности, ослабленная по сравнению с обычными обучающимися познавательная активность, пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, о межличностных отношениях и т.д. Все это требует от педагогических работников особых профессиональных знаний, умений, практического опыта по обучению и воспитанию данной категории обучающихся с учетом конкретной нозологии, конкретного вида инклюзии.
Выполнение всех указанных нормативно-методических требований к реализации инклюзивного образования, а также детализация методического обеспечения адаптированных образовательных программ с учетом конкретной нозологии позволит обеспечить эффективную систему профессионального инклюзивного образования.
ИСТОЧНИКИ:
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). -Ст. 7598.
2. Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 371 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 10.04.2017 -№ 15 (ч. II). - Ст. 2206.
3. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн).
4. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн).
5. Кузьмина О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Омского университета. -2013. - № 2.
6. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования // ИСОМ. - 2013. -№4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-spetsialnym-usloviyam-obespecheniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-invalidov-v-organizatsiyah-professionalnogo (дата обращения: 09.10.2017).
7. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики [Электронный ресурс] // Universum: Вестник Герценов-ского университета. - 2010. - №9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-novaya-paradigma-gosudarstvennoy-politiki (дата обращения: 09.10.2017).
8. Курмышева Л.К. Инклюзивное образование: зарубежный опыт // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ inklyuzivnoe-obrazovanie-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 09.10.2017)
9. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование // ПНиО. - 2014. - №5(11). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/inklyuzivno-orientirovannoe-obrazovanie-1 (дата обращения: 09.10.2017).
10. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Содержание основных понятий инклюзивного образования // Научный диалог. - 2016. - № 9 (57).