Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЕДИНЫХ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЕДИНЫХ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / дошкольное образование / экологическая культура / государственные образовательные стандарты / преемственность экологического образования / ecological education / preschool education / ecological culture / state educational standards / continuity of ecological education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джегистаева Лариса Исаевна, Эхаева Раиса Могдановна

Статья посвящена вопросам экологического образования дошкольников. Обосновывается актуальность разработки и внедрения единых программных требований в области экологического образования в период дошкольного детства. Рассматриваются представленные в научной литературе различные методические подходы к экологическому образованию дошкольников, анализируются рекомендации государственных образовательных стандартов в части экологического образования в детских дошкольных учреждениях, приводятся основные направления педагогической работы по экологическому образованию дошкольников, принципы и условия ее эффективности. Особое внимание уделяется необходимости реализации непрерывности и преемственности дошкольного и начального школьного экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джегистаева Лариса Исаевна, Эхаева Раиса Могдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of environmental education of preschoolers. The relevance of the development and implementation of uniform program requirements in the field of environmental education in the period of preschool childhood is substantiated. Various methodological approaches to the environmental education of preschoolers presented in the scientific literature are considered, the recommendations of state educational standards in terms of environmental education in preschool institutions are analyzed, the main directions of pedagogical work on environmental education of preschoolers, the principles and conditions for its effectiveness are given. Particular attention is paid to the need to implement the continuity and succession of preschool and primary school environmental education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЕДИНЫХ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Джегистаева Лариса Исаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Педагогический государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент Эхаева Раиса Могдановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЕДИНЫХ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена вопросам экологического образования дошкольников. Обосновывается актуальность разработки и внедрения единых программных требований в области экологического образования в период дошкольного детства. Рассматриваются представленные в научной литературе различные методические подходы к экологическому образованию дошкольников, анализируются рекомендации государственных образовательных стандартов в части экологического образования в детских дошкольных учреждениях, приводятся основные направления педагогической работы по экологическому образованию дошкольников, принципы и условия ее эффективности. Особое внимание уделяется необходимости реализации непрерывности и преемственности дошкольного и начального школьного экологического образования.

Ключевые слова: экологическое образование, дошкольное образование, экологическая культура, государственные образовательные стандарты, преемственность экологического образования.

Annotation. The article is devoted to the issues of environmental education of preschoolers. The relevance of the development and implementation of uniform program requirements in the field of environmental education in the period of preschool childhood is substantiated. Various methodological approaches to the environmental education of preschoolers presented in the scientific literature are considered, the recommendations of State educational Standards in terms of environmental education in preschool institutions are analyzed, the main directions of pedagogical work on environmental education of preschoolers, the principles and conditions for its effectiveness are given. Particular attention is paid to the need to implement the continuity and succession of preschool and primary school environmental education.

Key words: ecological education, preschool education, ecological culture, State educational Standards, continuity of ecological education.

Введение. Угроза глобального экологического кризиса, связанного с деятельностью человека, относится к числу наиболее насущных проблем человечества, требующих особого внимания. Во многом решение этой проблемы зависит от личного отношения каждого гражданина к природе и осознания им своей ответственности перед будущим планеты, что определяется, прежде всего, наличием у него естественнонаучных знаний и экологической культуры.

Воспитание экологической культуры следует начинать с самого раннего детства, поэтому ответственность за это возлагается, в первую очередь, на систему образования.

По мнению многих педагогов и психологов [3, 5, 6, 10, 12] дошкольный возраст служит сензитивным периодом для формирования основ экологических знаний и экологической культуры, поскольку возраст 3-7 лет характеризуется любознательностью, эмпатией ко всему живому, естественным стремлением к исследовательской деятельности. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его ценностные установки, происходит формирование идентичности. Именно поэтому большинство исследователей рекомендуют начинать целенаправленную образовательно-воспитательную работу по формированию экологической культуры в период дошкольного детства.

В системе дошкольного образования в настоящее время происходят процессы переосмысления целевых установок, методических подходов, педагогических методов и средств экологического воспитания и образования дошкольников, формирования у них основ экологической культуры. При множестве существующих программ дошкольного экологического образования, наблюдается острая необходимость в реализации единых требований к экологическому образованию в дошкольных учреждениях в методическом и содержательном плане. В этой связи разработка единых программных требований к системе экологического образования и воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях представляется наиболее актуальной задачей педагогической теории и методологии в области дошкольного образования.

Проблема экологического образования в период дошкольного детства многие годы является одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований, а также исследований естественнонаучных областей научного знания - биологии, географии, химии. По мнению специалистов, предметная сфера экологического образования обладает огромным педагогическим потенциалом, позволяющим поднять систему экологического, гражданского, общекультурного воспитания подрастающего поколения на новый уровень. Кроме того, широкое использование педагогических ресурсов экологического образования призвано способствовать всестороннему развитию личности дошкольника, раскрытию его талантов, интеллектуальному и творческому росту [10, 12].

Изложение основного материала статьи. К настоящему времени в теории и практике дошкольного экологического образования в нашей стране накоплен богатый опыт, отраженный в многочисленных научных работах. Вместе с тем, с изменением социокультурных условий, информационной и нормативно-правовой среды имеющийся опыт требует переосмысления, обусловленного поиском новых смыслов, целеполаганий, форм организации и обеспечения образовательно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Одной из основополагающих задач в этой области является разработка единых программных требований экологического образования в период дошкольного детства.

Сегодня все теоретические и методические разработки в области экологического образования дошкольников можно условно разделить на два основных направления, применяющих различные методические подходы.

Первое направление объединяет информационный, аксиологический, технологический и комплексный подходы, представляющих целью экологического образования формирование различных, относительно автономных, компонентов экологической культуры и предлагающих соответствующие заявленной цели средства и методы экологического образования дошкольников. Среди представителей данного направления можно назвать таких исследователей, как И.И. Комарова [4], Н.Г. Пантелеева [8], Э.П. Печерская [9], С.Н. Николаева, H.A. Рыжова [6], Н.В. Веракса, Э.М. Дорофеева [7] и др.

Второе направление, основанное на системном подходе, исходит из положения о том, что экологическая культура представляет собой комплексное личностное образование, объединяющее ценностные ориентиры и системные естественнонаучные знания, в структуре которого отдельные компоненты формируются и развиваются в тесной

взаимосвязи. Разработке данного направления посвящены работы Т.Е. Быковской [1], В.П. Голованова [3], Т.С. Комаровой [4] и многих других ученых.

Особое место в ряду методических разработок занимает ресурсный подход авторов А.Л Третьякова. A.C. Москвиной, Т.Е. Быковской, Н.Г. Пантелеевой, H.H. Балабас [2, 5, 10], опирающийся на представления о ресурсном потенциале системы дошкольного образования, включающем ресурсы самих образовательных учреждений (человеческие, организационные, методические, материально-технические), ресурсы семьи и общества. Стратегия ресурсного подхода в экологическом дошкольном образовании строится на интеграции различных видов ресурсов в экологически ориентированную образовательно-воспитательную среду детского образовательного учреждения, предполагающую экологизацию всех видов деятельности дошкольников [2].

Внедрение в педагогическую практику детских дошкольных учреждений новых образовательных стандартов вызвало в научно-педагогической среде широкое обсуждение вопросов, касающихся экологического образования. При общей положительной оценке усиления экологического направления в заявленных стандартах дошкольного образования, многие исследователи обратили внимание на ряд проблем, связанных с их практической реализацией в условиях реальных детских садов [6]. Решение проблем связывают с необходимостью создания экологически ориентированной среды в образовательных учреждениях, а также в разработке единых программных требований к дошкольному экологическому образованию и усилению его материальной базы и методической поддержки.

Государственные образовательные стандарты (ФГОС) ориентируют на деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников, предусматривающий формирование экологических знаний и экологической культуры в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности, соответствующей психолого-педагогическим возрастным особенностям дошкольников. Так, в соответствии с образовательными стандартами экологические представления и знания рекомендуется формировать в процессе различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевые игры экологической направленности); коммуникативной (взаимодействие воспитанников между собой, с воспитателями и родителями); экспериментально-исследовательской (взаимодействие с природными объектами, постановка элементарных естественнонаучных экспериментов, исследование объектов окружающей среды). Ценностные компоненты экологической культуры в соответствии с рекомендациями ФГОС должны формироваться в процессе продуктивной и трудовой деятельности, знакомства с произведениями искусства, фольклора, художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений, практической музыкальной деятельности (пения, игры на музыкальных и инструментах), творческой деятельности (конструирования, рисования, лепке) в том числе с использованием природных материалов [11].

Таким образом, на основании рекомендаций ФГОС можно сделать выводы, что экологическое образование на дошкольной ступени должно основываться на принципах деятельностного подхода с учетом индивидуальных и психолого-педагогических возрастных особенностей детей в условиях экологически ориентированной образовательно-воспитательной среды детского дошкольного учреждения. При этом разработка и применение единых программных требований призвано способствовать достижению наилучших образовательных результатов в области экологического дошкольного образования.

Направлениями экологического образования детей дошкольного возраста, на которые необходимо опираться при разработке единых программных требований, являются:

- формирование начальных естественнонаучных знаний, лежащих в основе экологической культуры;

- формирование ценностного отношения к природе как личностного образования;

- формирование чувства прекрасного в отношении природы, умения видеть красоту родного края и окружающих живых существ;

- развитие практических навыков взаимодействия с природными объектами в ходе наблюдения, эксперимента, работы по уходу за растениями, животными, трудовой деятельности на прогулке по уборке территории и уходу за цветочными клумбами (лужайкой, садом).

С наибольшей эффективностью перечисленные направления экологического образования реализуются при условии интеграции различных их элементов во все виды деятельности детей в детском саду, а также организации продуктивного взаимодействия с семьей воспитанников.

При реализации экологического образования на всех уровнях особенно важным представляется соблюдение принципа преемственности, предполагающего непрерывность развития экологической культуры и углубление экологических знаний шаг за шагом при переходе на каждую следующую ступень образования. Поступая в начальную школу, дошкольник должен обладать определенным набором знаний и умений, а также личностных качеств, лежащих в основе экологической культуры. В этой связи вопрос согласованности программных требований дошкольного и начального школьного образования выходит на первый план.

Положительная динамика уровня экологических знаний и экологической культуры дошкольников и младших школьников достигается при соблюдении следующих условий:

- согласованность программных требований, содержания и используемых методов экологического образования в условиях дошкольных учреждений и младшей школы;

- соблюдение принципов постепенного усложнения и углубления программного материала на основе уже полученных знаний и сформированных умений;

- перспективная направленность формируемых на данном этапе знаний и умений, используемых методов и форм педагогической работы;

- организация учебного процесса и выбор предметного материала с учетом возрастной специфики воспитанников ДОУ и младших школьников;

- согласованность методической подготовки педагогов дошкольного образования и младшей школы;

- организация эффективного сотрудничества воспитателей дошкольных учреждений, педагогов начального образования и родителей воспитанников в плане экологического воспитания детей;

- привлечение организаций культуры, природоохранных и общественных организаций к экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников;

- организация совместных мероприятий и форм экологической просветительской работы с участием детских образовательных учреждений, младшей школы, культурно-просветительских учреждений в рамках экологического образования детей;

- просветительская работа с родителями воспитанников и учащихся, привлечение их к совместной с детьми экологически ориентированной деятельности.

Выводы. Таким образом, разработка и внедрение единых программных требований к экологическому образованию дошкольников с учетом рекомендаций федеральных государственных образовательных стандартов, научно обоснованных методических подходов, принципа непрерывности и преемственности экологического образования и воспитания будет

способствовать формированию экологической культуры дошкольников, как базовой составляющей всесторонне развитой личности.

Литература:

1. Быковская, Т.Е. Трансформация ценностных ориентаций современной семьи / Т.Е. Быковская // Духовно-нравственное воспитание в современной России: проблемы, подходы, пути решения: матер, науч.-практ. межвузов, конф. -Москва, 2010.-С. 77-81

2. Голованов, В.П. Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода / В.П. Голованов, Т.Е. Быковская, Н.Г. Пантелеева, С.Ю. Федорова, А.Л. Третьяков // ПНиО. -2021. -№1.

3. Голованов, В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства / В.П. Голованов // Ярославский педагогический вестник. -2017. - № 5. - С. 160-165

4. Комарова, И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации / И.И. Комарова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - № 8,- С. 16-25

5. Москвина, A.C. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации / A.C. Москвина, Т.Е. Быковская, Н.Г. Пантелеева, H.H. Балабас, А.Л. Третьяков // Перспективы науки и образования. -2019. -№ 5. - С. 271-288

6. Николаева, С.Н. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов / С.Н. Николаева, H.A. Рыжова // Дошкольное воспитание. -2018,- № 1. - С. 4-12

7. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2019. - 336 с.

8. Пантелеева, Н.Г. Экологические функции деятельности педагога в инновационном пространстве дошкольной организации / Н.Г. Пантелеева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2020. - С. 302-313

9. Печерская, Э.П. Первые шаги детей в интернете / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, М.Г. Мацкевич, В.А. Плешаков // Социологические исследования. - 2014. - № 12. - С. 74-80

10. Третьяков, А.Л. Развитие экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической науке / А.Л. Третьяков // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2019. - №4. - С. 22-29

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. -URL: https://base.garant.rU/70512244/53fB9421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/#friends

12. Экологическое образование детей дошкольного возраста: учеб.-метод, пособие / А.Л. Третьяков, Т.Н. Мельников, A.C. Москвина, И.И. Комарова. - М., 2018. - 80 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, доцент Дмитренко Галина Александровна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск); кандидат технических наук, доцент Емелина Татьяна Николаевна ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск); старший преподаватель Скоробогатова Татьяна Евгеньевна ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЕ

КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения творческих задач при изучении графических дисциплин. Показано, что их использование значительно повышает мотивацию студентов и является эффективным фактором повышения качества учебного процесса. Приведены рекомендации по применению творческих задач в учебном процессе.

Ключевые слова: графические дисциплины, творческие задачи, мотивация.

Annotation. The article discusses the features of the application of creative tasks in the study of graphic disciplines. It is shown that their use significantly increases the motivation of students and is an effective factor in improving the quality of the educational process. Recommendations on the application of creative tasks in the educational process are given.

Key words: graphic disciplines, creative tasks, motivation.

Введение. В настоящее время в образовательных учреждениях все большую роль начинают играть творческие задачи по графическим дисциплинам. Такой подход к обучению позволяет повысить мотивацию студентов, развить их творческий потенциал, а также расширить кругозор в области инженерных наук.

Творческие задачи представляют собой некоторые задания или проекты, которые не имеют четко определенных правил выполнения. Это означает, что студентам предоставляется свобода выбирать методы работы и материалы для достижения конечной цели.

В контексте графических дисциплин такие задания могут быть связаны с созданием различных композиций, моделей объектов или интегрированных решений для определенных проблематик.

Почему использование творческих задач полезно?

Как уже было отмечено выше, использование творческих задач помогает разработать способности к самостоятельной работе у студентов. Они должны научиться думать логично и аналитически при выборе стратегии выполнения задания.

Одним из основных преимуществ творческих задач является то, что они могут значительно повысить мотивацию студентов. В отличие от традиционных методов обучения, где учащиеся часто испытывают скучное и однообразное запоминание информации для последующей репродукции ее на экзаменах или зачетах, при использовании творческих задач студенты получают возможность проявить свою индивидуальность и выразительные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.