обучение и практическое использование получаемых знаний, учений и навыков, которые так необходимы для уверенного и полного самоутверждения и профессионального становления будущего специалиста в конкретной предметной области.
Выводы. Обучающиеся первых курсов проходят сложный адаптационный период. Такая ситуация обуславливается тем, что обучающие молоды, у них отсутствует необходимый жизненный опыт и они более рассеянные.
По мнению авторов, главной причиной рассмотренных в статье проблем является нерегулируемость процесса адаптации. Сюда же следует относить очень слабую школьную подготовку, несформированность личностных качеств (отсутствие самостоятельности и ответственности). Все это приводит к тому, что первокурсники не готовы у обучению высшем учебном учреждении и требованиям, которые предъявляются к ним на данной стадии обучения.
С целью решения данных проблем, которые однозначно требуют дальнейшего изучения, для более спокойной и быстрой адаптации, следует отнести такие как:
- рекомендуется каждому вузу определить сущность адаптации и адаптационного периода обучающихся;
- выделить основные структурные компоненты, которые оказывают непосредственное влияние на процесс адаптации;
- разработать основные формы, методы и приемы эффективной адаптации обучающихся;
- особое внимание уделить организации и методическому обеспечению основных технологий адаптации к обучению.
В заключении отметим, что основании выше изложенного авторы статьи считают, что адаптацию следует относить к сложному и многофакторному процессу. Изучение данного процесса необходимо вести постоянно, так как внутренняя и внешняя среды постоянно меняются.
Литература:
1. Тойшева О.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А., Александрова О.Б., Панцева Е.Ю., Кислинский В.Б., Шалугина Т.В., Фименкова Л.П., Дудка Л.С., Шипицина Н.М., Артюхина О.Ф., Пелевина А.П., Кислякова О.П., Курилова И.С., Клеймёнова Т.Н., Снежкина Л.П., Бугрова Л.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Коллективная монография / Киров, 2019.
2. Крайнова Е.А., Тойшева О.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А. Формирование информационной компетентности обучающихся военного вуза. В книге: Научно-методическое обеспечение процесса формирования общепрофессиональных компетенций будущих военных летчиков на примере изучения дисциплин естественно-научного цикла коллективная монография. Киров, 2020. С. 6-65.
Педагогика
УДК 373.24
старший преподаватель кафедры дошкольного образования Третьяков Андрей Леонидович
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области Московский государственный областной университет (г. Мытищи)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСРЕДЕ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы теории и практики изучения проблемы педагогических ориентиров организации экологического образования детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде современного детского сада. Цель статьи - теоретическое обоснование и экспериментальна проверка методики формирования комплексной системы экологического образования дошкольников в современных цифровых условиях дошкольной организации. Приведён анализ ФГОС ДО в контексте экологической составляющей. Представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных учёных-исследователей по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста. В статье освещены результаты исследования, проведённого на базе 10 дошкольных организаций Московской области и направленного на выявление особенностей педагогической организации и направлений экологической образовательно-воспитательной деятельности всех её участников. Результаты исследования позволяют найти решение о том, какие педагогические задачи инновационной организации экологического образования детей дошкольного возраста можно осуществлять с учётом эффективной реализации медиасредств; а также открываются новые векторы исследовательского развития проблематики экологизации дошкольного детства в условиях системных изменений образования и цифровизации.
Ключевые слова: организация экологического образования, медиасреда, дети дошкольного возраста, педагогические ориентиры, педагогический анализ.
An^tatton. This article discusses the theory and practice of studying the problem of pedagogical guidelines for the organization of environmental education of preschool children in the media educational environment of modern kindergarten. The purpose of the article is a theoretical justification and experimental verification of the methodology for the formation of an integrated system of environmental education of preschool children in modern digital conditions of preschool organization. The analysis of Federal State Educational Standard for Preschool Education in the context of the environmental component. Different points of view of domestic and foreign scientists and researchers on the environmental education of preschool children are presented. The article highlights the results of a study conducted based on 10 pre-school organizations in the Moscow region and aimed at identifying the characteristics of the pedagogical organization and the directions of environmental educational activities of all its participants. The results of the study allow us to find a solution on what pedagogical tasks of the innovative organization of environmental education of preschool children can be carried out taking into account the effective implementation of media; and also new vectors for the research development of the ecologization of preschool childhood in the context of systemic changes in education and digitalization are opening up.
Keywords: organization of environmental education, media environment, preschool children, pedagogical guidelines, pedagogical analysis.
Введение. Социально-экономические преобразования современной Российской Федерации обусловлены необходимостью эффективной реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204. В частности, отмечено, что Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования необходимо исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить: «... создание условий для развития детей в возрасте от 0 до 7 лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование с ориентацией на ресурсы медиа и средства массовой коммуникации» [25].
Медиаобразование как направление теории и практики образования начало развиваться с 1960-х гг. В то время под медиаобразованием понимался целенаправленный психолого-педагогический процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникации.
Целью образования на современном этапе развития детей дошкольного возраста в сфере окружающей среды является создания эффективных специально организованных педагогических условий экологизации детства, которые в себя включают в том числе и знания о мире природы, о взаимообусловленных связях в ней, а также уникальных способах сохранения и приумножения природного мира, что в последнее время носит название феномена «устойчивого развития».
Формирование эстетическо-этических чувств у детей дошкольного возраста через освоение природных ценностных ориентаций восходит к учениям Аристотеля и Сократа, что ещё более актуализирует проблематику экологического образования и создания инновационной системы экологизации детства в третьем тысячелетии. Активная человеческая деятельность по сохранению природных условий, привитие дошкольникам навыков культурных поведенческих основ в социоприродной среде приводит к необходимости развития данной проблемы на совершенно ином витке развития дошкольной педагогической теории и образовательной практики.
По мнению А.А. Ниязовой и Э.Ф. Садыковой «... в России уделяется достаточное внимание изучению вопросов, связанных с решением экологических проблем, охраны естественной среды обитания и ресурсосбережения. Отметим, что актуальность данной проблематики подчеркнута Президентом РФ в выборе определения направленности определенного года: посвящением 2013 года - году охраны окружающей среды и 2017 года - году экологии.
Экологизация образования, культуры, науки и производства обозначаются первоочередными национальными и общечеловеческими приоритетами в мире.
Среди необходимых условий решения экологических проблем Э.В. Сайко выделяет следующие:
• адекватное понимание характера и принципов существующих отношений общества и природы;
• определение возможных перспектив изменения поведения и совершенствования действий человека с учетом его способностей к осознанной целенаправленной деятельности.
Образование, учитывая современную экологическую обстановку в мире и дальнейшую перспективу в рамках концепции устойчивого развития, становится ценностно-смысловым стержнем общекультурного роста и гражданского воспитания учащейся молодежи» [18].
Феномен экологического образования и различные векторы развития данной педагогической проблемы находят отражение в исследованиях Н.С. Александровой [1], М.В. Аргуновой [2], Е.И. Артамоновой [3], Н.Н. Балабас [16], М.А. Васильевой [4], Е.В. Везетиу [5, 6], Т.Н. Богуславской [7], И.В. Гладкой [8], О.В. Кобелевой [28], И.И. Комаровой [9], Т.С. Комаровой [10], Н.С. Крамаренко [11, 12, 13], И.Н. Куланиной [14], Т.Н. Мельникова [15], А.С. Москвиной [27], С.Н. Николаевой [17], Г.П. Новиковой [19], Э.П. Печерской [20], Н.А. Рыжовой [21], Л.В. Сарычевой [22], Е.А. Сорокоумовой [23] и др.
Существенные изменения социально-экономических условий, происходящие в последнее время в обществе, оказывают значительное влияние на процессы, происходящие в образовательной сфере. Система дошкольного образования на современном этапе активно внедряет и реализует новые образовательные стандарты. Внедрение образовательных стандартов вносит изменения в структуре, наполнении и ресурсном обеспечении образовательной деятельности, в системе оценки полученных образовательных результатов, а также требования к профессиональным компетенциям управленцев и исполнение ФГОС ДО в организации обеспечивается наличием основной образовательной программы, разрабатываемой самой дошкольной организацией, включая, в том числе и векторы экологического развития всех субъектов образовательно-воспитательных отношений.
К.Д. Ушинский отмечал, что природа является важнейшим воспитательным фактором детского развития. По его мнению, в детском разуме нужно разбудить живость природы, которая воспитывает душу каждого ребёнка. До настоящего времени мысли великого педагога являются актуальными и приобретают новый проектно-исследовательский окрас.
Обострение экологических проблем как в нашей стране, так и во всем мире влечёт за собой интенсивную просветительскую работу по формированию у населения экологического сознания, культуры рационального использования природных ресурсов. Эта работа должна начинается ещё в дошкольной образовательной организации, которая является первым звеном в системе непрерывного экологического образования. Трудно переоценить роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологизации общества.
Введённый в 1866 году термин «экология» немецким исследователем Э. Геккелем первоначально обозначал «отношения организмом с окружающей средой». Далее, со временем, эволюция термина претерпела многочисленные изменения и в современных условиях экологическое образование обозначается как вектор национальной безопасности и условие устойчивого развития России и всего мира.
М.В. Аргунова определяет следующие «черты экологического образования:
1) превентивный характер образования, позволяющий избежать, предотвратить глобальные социальные и экологические проблемы в мире и в отдельных регионах посредством проектирования и прогнозирования угроз и рисков;
2) использование интегративных возможностей естественнонаучного и гуманитарного знания;
3) формирование гуманистической направленности личности и экоцентрического сознания для принятия обучающимися ценности природы» [2].
Таким образом, можно сказать, что на современном этапе дошкольной педагогической теории и образовательно-воспитательной практике назрела существенная необходимость формирования
экологической культуры юных граждан посредством образовательных возможностей медиаресурсов и средств массовой медиакоммуникации [24].
Результаты современных педагогических исследований гласят, что развитие экологического образования должно зиждется на системноориентинрованном подходе, который знакомит детей с элементарными началами природы и природоохранной деятельности. До настоящего времени не создана инновационная система эффективного экологического образования не только дошкольников, но и всех участников образовательно-воспитательных отношений, то есть в том числе и весь педагогический корпус дошкольной организации, и родители каждого ребёнка. Очень важно, чтобы была сохранена преемственность между экологическим образованием дошкольной и общеобразовательной организаций.
Экологическое образование дошкольников выступает важнейшим направлением развития теории и практики обучения и воспитания детей младшего возраста. Классически, экологическое образование детей дошкольного возраста всегда рассматривалось как ознакомление с миром природы, то есть посредством сенсорно-чувственных ориентиров детей.
Активное развитие экологическое образование стало приобретать с 1990-х гг., когда яркие представители общественного дошкольного воспитания (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др.) стали инициировать разработку новых идеолого-концептуальных форм детского экологического развития.
Различное экологическое влияние на образование личности ребёнка дошкольного возраста ставит на центральные позиции фундаментальные ориентиры формы и методы экологического образования -наблюдения, экскурсии, игры, рассказы и проч.
Использование экологического потенциала игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации позволяет взрослому создать доброжелательную, радостную обстановку, способствующую развитию фантазии ребёнка и активизации его психолого-педагогических процессов, в том числе и предпосылок к одарённости и талантливости. Только в данном случае, на наш взгляд, позитивная сторона экологических игр будет способствовать сотворчеству триумвирата «ребёнок - родитель - воспитатель».
Благоприятное отношение ребёнка к миру природы должно носить гуманный характер, в основе которого должны лежать нравственные ценности и акмеологическая система личностных установок ко всей окружающей действительности.
Подчеркнём, что важно понимать полиаспектную, полисферную акмеологическую значимость природы. Ребёнок дошкольного возраста принимает мир природы как фундамент для будущего развития своих материально-духовных сил. Понимая и осознавая реальный мир в единении с духовно-нравственными ориентациями, дети дошкольного возраста выстраивают своё собственное отношение к миру природы.
Наряду с российскими образовательными практиками, считаем целесообразно рассмотреть и зарубежный опыт исследований по вопросам экологического образования дошкольников.
Исследовательский коллектив из Еврейского университета Иерусалима (Израиль) в своей статье «Экологический вклад в семантическую беглость дошкольников» изучили семантическую беглость изучали у детей дошкольного возраста [29]. Многофакторный регрессионный психолого-педагогический анализ показал, что экологическое образование и продолжительность экологической деятельности в детском саду значительно повышают семантическую беглости. Ученые предполагают, что на семантическую беглость речи сильно влияют факторы окружающей среды в дошкольном возрасте.
Результаты лонгитюдного исследования специалистов из Австралии, Норвегии, США и Швеции нашли свое отражение в работе «Генетическое и экологическое влияние на аспекты грамотности и языка в раннем детстве: преемственность и переход от дошкольного к 2 классу» [30]. Ранняя грамотность и языковые навыки детей-близнецов в США, Австралии и Скандинавии были изучены в генетически чувствительном проекте. Многофакторный анализ показал существенное генетическое и экологическое совпадение между показателями грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Лонгитюдный анализ показал, что экологические факторы, выявленные на дошкольной стадии, продолжали влиять на грамотность и словарный запас три года спустя во 2-м классе, но были также доказательства появления новых экологических факторов в течение определенного промежутка времени, по крайней мере, для грамотности. По результатам исследования, делаются предложения о поиске основных инновационных направлений эколого-педагогической деятельности в системе дошкольного и начального общего образования.
Американские исследователи в важном для теории и практики образования выявили и обосновали нравственные суждения дошкольников о вреде окружающей среды и влиянии человека на мир природы [31]. Они спросили, считают ли дошкольники окружающую среду моральной проблемой. В совокупности данное исследование предоставляет комплекс предварительных доказательств того, что дети в возрасте до трёх лет воспринимают экологическое поведение с моральной точки зрения.
В работе «Экологическая особенность и детский экологический опыт» испанских профессоров доказывается обязательность экологического образования с самых ранних этапов развития детей младшего возраста [32]. Исследователи подчеркивают важность экологического опыта в детстве для развития проэкологических отношений. Они обсуждаем различные данные об экологической осведомленности испанских детей, измеренные с помощью шкалы Новой экологической парадигмы и шкалы восприятия окружающей среды детьми. Согласно результатам исследования, испанские дети показывают средний уровень экологической осведомленности. Кроме того, авторы статьи предлагают модель, описывающую четыре экологических профиля деятельности: экологоориентированный, лаундж-экологический, утилитаристский и техноориентированный. В заключение обозначается ценность опыта общения детей с природой для ее защиты детей от внешних угроз.
Экологическое образование передает знания и создает опыт для изменения убеждений, взглядов и, что наиболее важно, поведения. Каковы глубинные мотиваторы человеческого поведения? Подобный дискуссионный вопрос задают авторы американской работы «Важность связи с природой в оценке программ экологического образования» [33]. Теория и исследования предполагают, что чувство, связанное с кем-то или чем-то, мотивирует защитное и самоотверженное экологическое поведение. Авторы отмечают, что содействие взаимосвязи детей с природой должно быть целью программ экологического образования, начиная с периода дошкольного детства.
Таким образом, небольшой анализ исследований по проблемам экологического образования детей позволяет сделать вывод о том, что зарубежная тенденция развития и формирования экологических начал
должна осуществляться с самого раннего детства, а также с привлечением различных медиаресурсов образовательного назначения. Зарубежные учёные подчеркивают неотделимую связь человека с миром природы и проблему техногизации общества, решение которой необходимо начинать с дошкольного возраста.
Стоит отметить, что «главными этапами реализации большинства медиаобразовательных подходов для реализации педагогических задач различного рода выглядят следующим образом:
- получение знаний об истории, структуре, языке и теории медиа (образовательная составляющая);
- развитие восприятия медиатекстов, «чтение» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в том числе - критического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.);
- развитие креативных практических умений на материале медиа» [27].
Таким образом, можно сказать, что в теории и практике дошкольного образования назрела необходимость исследований, направленных на выявление роли, места и неразрывной педагогической связи между организацией экологического образования дошкольников и цифровыми ресурсами дошкольной организации. Результаты данного авторского исследования приведены в следующем разделе статьи.
Изложение основного материала статьи. Анализ теории и практики дошкольного образования позволил нам выявить противоречие между: социальной потребностью формирования инновационной системы экологического образования через различные виды детской деятельности и низким качеством научно-практических рекомендаций использования медиаобразования в образовательно-воспитательной экологической практике педагогов дошкольного образования.
Проблема данного исследования состоит в изучении вопроса о том, каковы возможности медиаобразования в формировании комплексной системы экологического образования дошкольников в современных условиях.
Цель исследования - теоретически обоснования и опытно-экспериментальным путём апробировать методику формирования комплексной системы экологического образования дошкольников в условиях медиасреды дошкольной организации.
Для реализации данной цели использовались педагогические методы исследования (анализ, обобщение, мониторинг, методы качественной и количественной обработки эмпирических педагогических данных и проч.).
Предмет исследования - специфика образовательно-воспитательного экологического процесса в дошкольной организации с использованием медиасредств.
Объект исследования - организация экологического образования детей дошкольного возраста с применением средств медиа в ДОО.
Гипотеза исследования - процесс организации экологического образования дошкольников будет эффективным, если будут применяться традиционные экологические методики с использованием возможностей медиаресурсов.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 68 детей дошкольного возраста (5-7 лет), а именно - 59 девочек и 9 мальчиков. Базой исследования послужили дошкольные образовательные организации Московской области - социальные партнёры кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета.
Важно отметить, что педагогическая деятельность воспитателя дошкольной организации преобразует личность ребёнка-дошкольника на основе заранее спроектированной системы воздействий, позволяющих добиться на заданном этапе необходимого результата. Подобное управление развитием личности требует от педагога быть компетентным, то есть его профессионализм должен быть основан на единстве теоретической и практической готовности реализации задач педагогической деятельности, в том числе и по вопросам экологического образования [25].
Системные изменения, происходящие во всех сферах образовательной жизнедеятельности, создают условия для революционных прорывов. Система дошкольного образования, как одна из самых гибких систем образования, и отвечающая вызовам завтрашнего дня, неразрывно связана с цифровизации.
«В современной психолого-педагогической литературе под цифровизацией или оцифровкой принято понимать процесс преобразования информации в цифровой (то есть машиночитаемый) формат, в котором информация организована в биты. Результатом является представление объекта, изображения, звука, документа или сигнала (обычно аналогового сигнала) путём создания серии чисел, которые описывают дискретный набор его точек или выборок.
Таким образом, цифровизация - это один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др. Однако, несмотря на то, что цифровизация сегодня лишь частный случай других процессов, она повлияла (или способствовала) возникновению семи революций, которые происходят на наших глазах» [9].
Освеоение окружающего мира на дошкольном этапе развития личности ребенка принимает особую форму развития, одним из способов которого является экологическое образование, наполненное нравственным, гуманистическим содержанием.
Данное положение обуславлвивает необходимость оценки уровеня сформированности гуманного отношения к природе у дошкольников, как составного элемента экологической образованности детей дошкольного возраста.
Апробировов методику «Удивительная прогулка» по выявлению уровня экологической образованности детей дошкольного возраста, мы получили следующие результаты.
Авторство методики «Удивительная прогулка» принадлежит исследователю А.В. Петровой.
Цель методики: определить уровень сформированности экологических представлений о среде обитания с использованием средств медиа.
Подготовка исследования: подбор рассказа на экологическую тематику с нелепым содержанием.
Форма проведения: индивидуальная.
Проведение беседы: 1. Ребенку зачитывают рассказ на тематику о среде обитания. 2. Вопросы по прочитанному рассказу: - Для тебя этот рассказ чем-нибудь необычен?; - Назови, пожалуйста, животных из рассказа, которые не могут жить в лесу?; - Какие условия им необходимы для жизни?; - Где эти животные обитают?
Обработка данных:
3 балла - высокий уровень. Ребёнок определяет каждого животного, не способного к обитанию в данной среде. Свой ответ мотивирует фактами, что эти животные нуждаются в других условиях жизни, описывает эти условия, называет среду обитания для животных.
2 балла - средний уровень. Ребёнок просто перечисляет животных, не способных к жизни в данной среде, но не назвает место их обитания. Или отвечает выборочно.
1 балл - низкий уровень. Ребёнок не может назвать несоответствия между животными и средой обитания. Молчит или отвечает «не знаю».
В зависимости от качества выполнения заданий и набранного количества баллов определяется общий уровень экологической образованности ребёнка-дошкольника.
В соответствии с высоким уровнем экологической образованности дошкольников (16-18 баллов), дети дошкольного возраста должны обладать высоким экологическим кругозором и отличать живой мир от неживого; а также понимать, что существует сезонные изменения.
Средний уровень (10-15 баллов) характеризуется тем, что дети примерно понимают и представляют животный мир. К живому относят преимущественно животных.
Низкий уровнь (9 баллов и менее). Для детей дошкольного возраста данного уровня характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что неполные знания о закономерностях природы, её объектах и их особенностей влияют на недостаток знаний детей, как и для чего нужно оберегать природу. Данный факт предопределил выбор использования экспериментальной деятельности в развитии гуманного отношения к природе, и необходимости формирования на основе этого вида деятельности системы дошкольного экологического образования.
Экспериментирование в дошкольном образовании - это один из главных способов изучения окружающей действительности.
Окружающая среда постоянно меняется и с ростом числа стихийных бедствий, периодами колебаний потепления и похолодания, различными видами погодных условий и многим другим, люди должны быть осведомлены о том, с какими видами экологических проблем наша планета ежеминутно сталкивается. Некоторые из них невелики и затрагивают только отдельные экосистемы, другие резко меняют ландшафт Земли.
Дети дошкольного возраста не имеют навыков психологической адаптации к экологическим кризисам и проблемам. Когда они сталкиваются с ними, то испытывают грусть, страх и беспомощность. В наших силах помочь им преодолеть негативные эмоции, направив их в русло деятельности по познанию и сохранению окружающего мира, используя «зелёные» и медиаобразовательные технологии.
Гуманное отношение к природе характеризуется не просто системой конкретных представлений об окружающем как экосистеме, но и продуктивной, общественно-значимой деятельностью детей в природной среде, активной и заинтересованной заботой о растениях и животных, а также наличием чувственных впечатлений, рождающих личностные переживания, преобразующиеся в дальнейшем в отношение.
Осмысляя результаты проведённого исследования, можно отметить, что именно использование средств медиаобразования в условиях дошкольной организации повысит уровень экологической образованности детей дошкольного возраста. Считается целесообразным использовать данные медиатехнологии не только в процессе экологического образования дошкольников, но и в организационно-методической и организационно-управленческой деятельности современного детского сада, который представляет собой в настоящее время важнейший институт становления и психолого-педагогического развития личности от рождения до семи лет.
На наш взгляд, именно организация медиаобразовательной среды в детском саду может существенно повысить уровень экологической образованности не только детей дошкольного возраста, но и педагогический персонал.
Мы считаем целесообразным использовать возможности медиасреды в образовательно-воспитательном пространстве дошкольной организации посредством интеграции в процесс воспитания детей различных мультимедийных презентаций экологической направленности, экологического видеоряда, создания экологических мультимедиаигр и др. Кроме того, можно сформировать единый электронный ресурс того или иного детского сада, где будут собраны лучшие экологические практики воспитателей, оцифрованные экологические рисунки детей, представлена возможность обратной связи для родительской общественности и заинтересованных социальных партнёров и многое другое.
Выводы. В рамках проведённого исследования, представленного в данной статье в сжатом формате, работы мы убедились, что как и любая деятельность, экологическое образование предполагает комплексное медиаруководство со стороны педагога, который, непосредственно, привлекает детей к данной деятельности, приобщая каждого ребёнка к миру природы; вовлекает родителей в процесс экологического образования детей, выстраивая активное взаимодействие с ними; обогащает предметно-развивающую и предметно-пространственную среду в целях осуществления гуманистически направленной экологической деятельности детей в природном окружении среде.
Считаем, что необходимо разработать план экспериментальной детской деятельности в природе, основанный на инновационных педагогических принципах с использованием медиаресурсов и медиасредств, речь о которых пойдёт в следующих статьях. Кроме того, не менее важен аспект игрофикации экологической деятельности дошкольной организации.
Вследствие этого отметим, что современные качественные образовательные медиаресурсы могут послужить универсальным средством формирования и обновления академического содержания экологоориентированного образования детей дошкольного возраста в дискурсе медиа. Необходимо, на наш взгляд, подготовить новую парциальную программу по вопросам экологического образования детей в медиапространстве, что улучшит качество дошкольного образования, вовлечённость детей в гражданское информационное общество и общество знаний.
Таким образом, процесс организации экологического образования дошкольников (носящий развивающий характер) эффективен, когда в образовательно-воспитательной практике применяются традиционные экологические методики в партнёрстве со средствами массовой медиакоммуникации.
Подытожим, что воспитатель должен обладать цифровыми компетенциями с ориентацией на экологическую направленность, то есть уметь осваивать специализированные информационно-воспитательные технологии и ресурсы экологического назначения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО и к содержанию той или иной образовательной области, а также формировать готовность к их эффективному внедрению в образовательно-воспитательную экологическую деятельность современной дошкольной образовательной организации, что существенно повысит качество и уровень экологической образованности у детей дошкольного возраста, которые воспитываются в цифровом медиаобществе.
Литература:
1. Александрова Н.С. Интеграция педагогического и культурологического знания в духовном воспитании личности // Педагогика. Общество. Право. 2013. № 2. С. 22-35.
2. Аргунова М.В., Ермаков Д.С. Социально-педагогические аспекты формирования экологической грамотности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 748.
3. Артамонова Е.И. Экологическая культура учителя // Педагогическое образование и наука. 2005. № 2. С. 22-28.
4. Васильева М.А., Комарова Т.С., Гербова В.В., Комарова И.И. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. С. 12-19.
5. Везетиу Е.В., Гукина Н.В. Психолого-педагогические особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2. С. 53-58.
6. Везетиу Е.В., Пикалова К.С. Сущность понятия «трудовое воспитание» детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-2. С. 45-50.
7. Богуславская Т.Н. Дошкольное образование России. Содержание дошкольного образования и развивающие программы: монография. Saarbrucken: Lap Lambert, 2012. 104 с.
8. Гладкая И.В. Становление экологического мировоззрения студентов вуза в диалоге поколений // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2010. С. 242-247.
9. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. № 8. С. 16-25.
10. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2010. № 1. С. 30-35.
11. Крамаренко Н.С. Доверие в процессе самореализации личности (постановка проблемы) // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 111-114.
12. Крамаренко Н.С. Доверие в самоосуществлении человека в «виртуальном мире»: субъектный подход: монография. Москва: РАО, 2012. 206 с.
13. Крамаренко Н.С. Социокультурная среда цифровой эпохи: от психологических рисков к возможностям развития личности // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 4. С. 15.
14. Куланина И.Н. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как аспект личностного становления // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. Москва-Ярославль, 2016. С. 176-180.
15. Мельников Т.Н., Москвина А.С., Третьяков А.Л. Музейная педагогика как инновационная технология организации экологического образования детей дошкольного возраста // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 3. С. 23-29.
16. Москвина А.С., Быковская Т.Е., Пантелеева Н.Г., Балабас Н.Н., Третьяков А.Л. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2019. № 5. С. 271-288.
17. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома: учеб. пособие. Москва: Мозаика-Синтез, 2013. 120 с.
18. Ниязова А.А., Садыкова Э.Ф. Экологическое образование обучающихся в условиях устойчивого развития общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 1. С. 15-18.
19. Новикова Г.П. Актуальные проблемы реализации ФГОС ДО на современном этапе // Наука и школа. 2015. № 6. С. 40-48.
20. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Мацкевич М.Г., Плешаков В.А. Первые шаги детей в Интернете // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 74-80.
21. Рыжова Н.А. Образование для устойчивого развития: что может детский сад? // Вестник экологического образования в России. 2017. Т. 2. С. 30-34.
22. Сарычева Л.В., Сен Н.И., Сырина Т.А. Соответствие информационных коммуникационных технологий компетентности преподавателей высшей школы требованиям профессионального стандарта // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 23.
23. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе: практическое пособие. Москва: АРКТИ, 2007. 44 с.
24. Третьяков А.Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста: постановка проблемы // Язык и актуальные проблемы образования: науч. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2019. С. 317-321.
25. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 15.06.2020).
26. Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С. 149-158.
27. Demidov A.A., Melnikov T.N., Moskvina A.S., Tretyakov A.L. The Organization of Ecological Education of Per-school Children by Means of Media Literacy Education: Theory, National Policy, Scientometrics and Vectors of Development. Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. Т. 59. № 4. С. 470-481.
28. Gozalova M.R., Gazilov M.G., Kobeleva O.V., Seredina M.I., Loseva E.S. Non-verbal communication in the modern world. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. T. 7. № 4. C. 553-558.
29. Kave G., Shalmon M., Knafo A. Environmental contributions to preschoolers' semantic fluency. Developmental Science. 2013. № 1. pp. 124-135. DOI: 10.1111/desc.12010.
30. Byrne B., Coventry W.L., Olson R.K., Samuelsson S., Corley R., Willcutt E. G., Wadsworth S., DeFries J.C. Genetic and environmental influences on aspects of literacy and language in early childhood: Continuity and change from preschool to Grade 2 // Journal of Neurolinguistics. 2009. № 3. pp. 219-236. DOI: 10.1016/jj neuroling .2008.09.003.
31. Hahn E.R., Garrett M.K. Preschoolers' moral judgments of environmental harm and the influence of perspective taking // Journal of Environmental Psychology. 2017. № 53. pp. 11-19. DOI: 10.1016/j.jenvp.2017.05.004.
32. Corraliza J.A., Collado S. Ecological Awareness and Children's Environmental Experience // Papeles Del Psicologo. 2019. № 3. pp. 190-196. DOI: 10.23923/pap.psicol2019.2896.
33. Frantz C.M., Mayer F.S. The importance of connection to nature in assessing environmental education programs // Studies in Educational Evaluation. 2014. № 41. pp. 85-89. DOI: 10.1016/j.stueduc.2013.10.001.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Уртенова Альбина Умбаровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В настоящей статье мы исследуем возможности применения информационных технологий в начальной школе для повышения качества математических знаний младших школьников.
Ключевые слова: информационные технологии, информатизация, математическое образование, младшие школьники.
Annоtation. In this article, we explore the possibilities of using information technology in primary schools to improve the quality of mathematical knowledge of younger students.
Keywords: information technologies, Informatization, mathematics education, primary school children.
Введение. Информатизация приобретает все большую значимость в жизни человека, меняет общественные отношения, ускоряет прогресс. В этот период, в период перехода стран к информационному обществу, необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологиями деятельности.
Необходимость информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации многих сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современности. Важное значение ей придается и у нас в стране: «Масштаб влияния отрасли информационных технологий на государство значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты. Развитие информационных технологий является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации...» [4]. В том же документе отмечается: «В части развития школьного образования необходимы дальнейшее совершенствование физико-математического образования и подготовки в сфере информационных технологий, поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям, и увеличение их общего количества. Сильные школы, лицеи, гимназии и интернаты физико-математического профиля в крупных городах являются фундаментом для формирования большого количества профессионалов отрасли высокого уровня» [4]. Для развития данной отрасли, с одной стороны, необходимо постоянно поддерживать интерес обучающихся к естественно-научным дисциплинам на всех уровнях образования. А с другой стороны, широкое использование дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения является необходимой базой для глубокого освоения данных дисциплин.
«Процесс гуманизации образования на практике сопровождается гуманитаризацией его основных составляющих. Наиболее сложной в этом плане является математическая составляющая, так как математика, будучи консервативной наукой, требует особых усилий для освоения» [7].
Вызовы, сопровождающие общественное развитие в последнее время, дают четкий сигнал о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. А стремительный скачок в развитии электронной техники, программного обеспечения и их доступность стали необходимой основой для активного и эффективного использования в образовательном процессе. В связи с этим происходит изменение ориентиров в образовании учащихся (в т.ч. естественнонаучном) в целом. Система образования претерпевает определенные изменения, в том числе и система начального образования.
Изложение основного материала статьи. Вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе исследуются учеными достаточно длительное время. По данной проблеме имеют теоретические наработки такие известные ученые, как Я.А. Ваграменко, Л.Х. Зайнутдинова, О.А. Козлов, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, В.Р. Майер, Л.П. Мартиросян, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, Г.Д. Глейзер, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.А. Оганесян, А.Н. Пышкало, В.Я. Саннинский, А.А. Столяр и др. Практические аспекты данной проблемы достаточно глубоко исследованы педагогами-новаторами и педагогами-практиками. Так, например, вопросы создания условий эффективного и безопасного использования электронных средств учебного назначения рассматриваются в работах Л.Л. Босовой, И.Е. Вострокнутова, И.В. Роберт, а технологии использования автоматизированных обучающих систем в учебном процессе - в работах С.Г. Данилюк, А.А. Павлова Ю.А. Романенко, В.И. Сердюкова и др.
Ранее проведенные исследования слабо затрагивают вопросы использования дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий на начальном уровне школьного образования. Использование информационных технологий на этапе начального образования приводит к качественно