УДК 378
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-22-29
развитие экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической науке
Третьяков А. Л.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. Данная статья отражает исследование педагогического микропотока публикаций по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста за 2018-й и 2019-й гг. на основе информационно-аналитической базы данных «Научная электронная библиотека». Отражена актуальность исследования проблемы экологического образования детей в русле современной государственной образовательной политики. Отмечена полисферность данного направления в контексте метапредметности развития личности в новых условиях. Приведён краткий обзор современной литературы по проблеме отечественных исследователей. Описаны методы исследования - метод библиометрии и метод вебометрии, с помощью которых проводился наукометрический анализ. Раскрыты результаты исследования и приведено заключение, отражающее инновационные векторы развития экологизации детства в новых социокультурных информационных условиях.
Ключевые слова: экологическое образование детей дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, наукометрический анализ, библиометрия, вебометрия, векторы развития, педагогическая реальность
THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL EDuCATION OF PREsCHOOL CHILDREN IN Pedagogical sCIENCE
A. Tretyakov
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation
Abstract. This article reflects the study of pedagogical micro-flow of publications on the environmental education of children of preschool age for the 2018th and 2019th years on the basis of the information-analytical database «Scientific Electronic Library». The relevance of studying the problem of environmental education of children in line with the modern state educational policy is reflected. Poly-spherical character of this direction is noted in the context of the meta-subject development of personality in the new conditions. A brief review of modern domestic literature on the problem is given. The methods of research are described - the method of bibliometrics and the method of webometry, with the help of which the scientometric analysis was carried out. The results of the study are disclosed and the conclusion is presented, that reflects the innovative vectors of the development of greening children in new socio-cultural informational conditions.
Keywords: environmental education of preschool children, preschool educational organization, scientometric analysis, bibliometrics, webometry, vectors of development, pedagogical reality
© CC BY Третьяков А. Л., 2019.
7 мая 2018 г. состоялось подписание Президентом России Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1. Данный документ предоставил условия для ориентации и создания платформы базовых направлений деятельности всей социально-экономической сферы России в части прорыва в области научно-технологического развития, повышения индекса счастья населения, организации безопасной комфортной среды для каждого россиянина.
Кроме того, знаковым направлением Указа № 204 явилось то, что до 2024 г. необходимо создать возможности для саморазвития и отражения таланта и одарённости каждого человека, начиная с периода дошкольного детства. Общеизвестно, что инвестиции в детство превышают в 5-6 раз инвестиции в обучение и воспитание детей в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Это и послужило отправной точкой исследования проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Однако нами было принято решение исследовать феномен экологического образования детей именно дошкольного возраста (3-7 лет), так как именно он, по мнению виднейших исследователей данной проблемы (С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева и проч.), является наиболее сензитивным для строительства дальнейшей архитектуры непрерывного экологического образования индивида и гражданственности детей.
В этой связи актуализируется проблематика всестороннего гармонического развития личности дошкольного возраста сквозь призму экологического образования детей, речь о котором пойдёт в
1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 24.06.2019).
данной статье. На наш взгляд, на фоне национальных проектов и глобальных рейтингов, оценки качества жизни, считаем вполне целесообразным рассмотреть проблематику экологического образования детей в отечественной педагогической литературе за 2018-2019 гг.
Важно отметить, что именно публикационная активность по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста может сформировать реперные точки развития данного феномена в русле формирования инновационного инструментария обучения и воспитания детей в новой социокультурной и информационной реальности. В педагогической наукометрии считается весьма полноправным использовать публикационный поток статей за два года. Данная временная выборка является репрезентативной и отражает векторы дальнейшего развития исследуемой проблемы в различных плоскостях.
В сложившихся условиях всё более очевидной актуализируется необходимость системно-деятельностной связи декларативных, государственно-общественных и процедурных знаний детей дошкольного возраста о себе и окружающем мире, которые могут быть реализованы на основе практической самореализации повседневной жизни детей и обеспечивают социально-профессиональное становление подрастающего поколения в условиях цифровых реалий. Подобная полная связь реализуется в различных видах детской деятельности в сфере экологии, которая обусловливает включение различных институций в решении актуальных экологических задач, стоящих перед современным дошкольным образованием, которое в настоящее время проходит ряд трансформаций под влиянием глобальных трендов [8].
На наш взгляд, проблема экологического образования именно детей дошкольного возраста была и является актуальнейшей тематикой исследований специалистов различных сфер - педа-
гогов, психологов, биологов, экологов, географов, химиков, социологов и проч. Система экологического образования обладает уникальными исключительными ресурсами, применение которых в педагогическом процессе воспитателями дошкольных образовательных организаций раскрывает личность каждого ребёнка с позиций таланта и креативности каждого маленького гражданина демократической Российской Федерации.
В связи с тем, что данная статья акцентирует внимание педагогической общественности на раскрытии феномена экологического образования детей дошкольного возраста с точки зрения наукометрии, стоит обратиться к краткому обзору существующих направлений в наукометрическом ландшафте.
Современные исследователи в сфере наукометрии (М. А. Акоев, В. А. Мар-кусова, О. В. Москалева, В. В. Писляков и проч.) утверждают, что развитие педагогической наукометрии должно сопрягаться с результатами исследований из смежных наук. Данный подход, как правило, более эффективен в связи с необходимостью создания новых методов, технологий и форм профессиональной коммуникации для образовательных прогнозов.
Кроме того, новосибирский исследователь А. В. Гуськов отмечает, что ежегодное число российских публикаций в области наукометрии в последние пять лет увеличилось до сотен. Автором выявлено, что основной причиной этого феномена стал процесс реформирования российской науки, который оказал влияние на всех исследователей в стране, в том числе и в сфере дошкольного образования.
Итак, профессиональная педагогическая общественность, судя по выступлениям на таких международных научно-практических конференциях, как «Воспитание и обучение детей младшего возраста», «Научная школа управления образовательными системами Т. И. Ша-
мовой», «Педагогическая наука и современное образование» и проч., нуждается в качественных наукометрических исследованиях педагогической направленности, информационного прогнозирования посредством наукометрического анализа работ российских и зарубежных учёных.
Отметим, что в настоящее время в педагогической теории и образовательной практике накоплен значительный массив исследований, теорий, систем, моделей развития и организации экологического образования детей дошкольного возраста. Однако, на наш взгляд, любая социокультурная реальность и информационная действительность нуждается в новом осмыслении и функциональном раскрытии экологоориентированной деятельности современных дошкольных образовательных организаций (ДОО).
Итак, обратимся к результатам исследований, посвящённых вопросам развития личности в новой реальности. Так, Т. П. Афанасьева, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Н. С. Крамаренко, Т. Н. Мельников, Г. П. Новикова, Л. Т. Потанина, Н. А. Рыжова, А. С. Москвина, С. Н. Николаева и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7] акцентируют внимание в своих статьях и работах на новых направлениях развития личности в меняющейся действительности. Особого внимания заслуживает сетевая парадигма развития личности ребёнка-дошкольника, так как именно в условиях строительства цифровой экономики, общества знаний все участники образовательно-воспитательных отношений нуждаются в поиске новых форм и методов социально-экологической системы педагогической деятельности ДОО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования рассматривается феномен экологического образования через экспериментаторскую и исследовательскую деятельность детей. Так, «для детей дошкольного возраста (3-8 лет)- это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с
правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка»1.
Структура детского экспериментирования состоит из следующих элементов: постановки проблемы, которую нужно решать; целеполагания (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижения гипотез (поиск возможных путей решения); проверки гипотез (сбор данных, реализация в действиях); анализа полученного результата (подтвердилось или нет); формулирования выводов.
Иными словами, в исследованиях современных учёных и нормативных правовых документах транслируется необходимость создания нового типа взаимодействия социально значимых систем, выработке теории и практики устойчивого развития на основе мультимодального интегрированного подхода к окружающей социоприродной среде в диалектическом пространстве.
Таким образом, наукометрический анализ проблемы экологического образования детей дошкольного возраста является важным направлением развития педагогической теории и воспитательной
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-stand-art-dok.html (дата обращения: 24. 06. 2019).
практики, речь о котором пойдёт в статье далее.
В целях наукометрического изучения микропотока педагогической литературы по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста была разработана комплексная методика, включающая методы библиометрии и вебометрии. Сформировавшись как самостоятельное направление науковед-ческой науки в 1960-х гг. на основе идей А. Причарда, библиометрия сразу же стала активно входить в различные науки - социологию, психологию, педагогику и проч. Однако особую популярность и обширную известность библиометрия приобрела в 1980-х гг., что было обусловлено бурным ростом науки, поиском отдельных реперных точек развития, и, как следствие, увеличением документального потока, потребовавшего изучения и прогнозирования проблем в системе наукометрии статистическими методами.
Отметим, что при применении метода библиометрии можно использовать достаточно легкодоступные массивы вторичной информации, которые представлены в различных информационных базах данных (в нашем случае - это электронная платформа Научной электронной библиотеки2). Кроме того, не менее важной отличительной особенностью библиометрического метода является то, что он предоставляет количественные данные, обобщив которые, исследователь выявляет тренды развития того или иного вопроса, причём в долгосрочной перспективе, что является важнейшим необходимым и эффективным элементом развития педагогической стратегиологии в новой реальности.
Изучение микропотока педагогической литературы по вопросам экологического образования дошкольников потребовало привлечения ещё одного наукометрического метода - вебометрии. Данный метод включает в себя:
2 Научная электронная библиотека. URL: https://eli-brary.ru/defaultx.asp
• использование так называемого веб-инструментария для изучения публикаций (импакт-фактор журнала, количество цитирований статьи и проч.);
• анализ сайта журнала / сборника трудов конференции, где опубликована статья;
• анализ списка цитируемой литературы и проч.
Таким образом, наукометрические методы изучения документального потока педагогической литературы по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста - библиометрия и вебометрия, - на наш взгляд, всецело отражают инновационные векторы экологизации детства в русле новых направлений развития системы дошкольного образования.
Приступив к началу наукометрического исследования по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста в электронной информационной базе данных Научной электронной библиотеки, мы обозначили поисковый запрос по данной теме, ограничив временной интервал 2018-2019 гг.
Всего нами была найдена 291 публикация различных видов:
• научная статья (75 % от всего микропотока педагогических документов);
• обзорная статья (20 % от всего микропотока педагогических документов);
• сборники материалов Международных научно-практических конференций, монографии (5 % от всего массива документального потока по теме исследования).
Таким образом, мы видим, что большинство публикаций носит научный характер и опубликовано в таких серьёзных научных журналах, как: «Вестник педагогических инноваций»; «Дошкольное воспитание»; «Известия Чеченского государственного педагогического института»; «Наука и школа»; «Проблемы современного педагогического образования»; «Современные проблемы науки и образования» и проч.
Считаем весьма целесообразным акцентировать внимание на научной статье «Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов», опубликованной в журнале из Перечня ВАК «Дошкольное воспитание» в 2018 г. [5]. Данная статья написана виднейшими теоретиками и практиками экологического образования детей дошкольного возраста современной России - профессорами С. Н. Николаевой и Н. А. Рыжовой.
В данной статье исследователями рассмотрен феномен экологического образования граждан Российской Федерации для развития их экологического сознания и экологической культуры. Кроме того, исследователи обращают внимание на первую ступень образовательной лестницы личности - ступень дошкольного образования, где большое внимание должно уделяться экологическому образованию и новым направлениям его организации в дошкольных образовательных организациях современной России. Наряду с этим, С. Н. Николаева и Н. А. Рыжова описывают проблемные места внедрения ФГОС ДО и СанПиН в части организации экологического образования, образовательного эффекта которого достичь не всегда возможно во всех отечественных детских садах. Обращается внимание педагогической общественности и социального сектора также на необходимость формирования экологического климата в дошкольных организациях в условиях устойчивого развития.
Итак, ФГОС ДО ориентирует участников образовательно-воспитательных отношений на необходимость формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста с окружающим миром, приобретения опыта экологонаправленной деятельности, формирования основ экологической культуры.
Таким образом, вопросы экологического образования детей находят отражение в различных статьях и монографиях,
как мы убедились, проводя данное наукометрическое исследование.
Важно отметить, что значительная часть статей имеет обзорно-научный практикоориентированный характер и опубликована в сборниках материалов Всероссийских и Международных научно-практических конференций. Например, в следующих:
• Актуальные вопросы преемственности дошкольного и начального образования;
• Проблемно-информационный подход к реализации методов современного образования: вопросы теории и практики;
• Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития;
• Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования;
• Язык и актуальные проблемы образования и проч.
Важно отметить деятельность Отделения теории и методики дошкольного и начального школьного образования Международной академии наук педагогического образования, возглавляемого заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой дошкольного образования Московского государственного областного университета Т. С. Комаровой и заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором педагогических наук, доктором психологических наук, профессором, ведущим научным сотрудником Института стратегии развития образования Российской академии образования, ректором Института развития образовательных технологий Г. П. Новиковой. Данное Отделение проводит большую часть научно-практических конференций, связанных с феноменом детства и раскрытия потенциала каждого ребёнка, что соответствует Указу № 204, речь о котором шла в начале данной статьи.
Особое внимание заслуживает деятельность кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета, которая ежегодно проводит международную научно-практическую конференцию «Экологическое образование и воспитание детей младшего возраста: проблемы и перспективы развития», результаты которой находят отражение в одноимённом сборнике трудов, освещающем инновационные векторы развития системы экологизации детства в новых социоинформационных условиях. Материалы данной конференции также отражены в Российском индексе научного цитирования и уже имеют определённое количество цитирований. В дальнейшем планируются организация сетевых конференций и создание Ассоциации экологов-педагогов Российской Федерации для развития идей экологического образования и формирования гражданского общества.
Наряду с этим, можно также отметить, что большинство педагогических публикаций по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста вышло в Москве, что объясняется объективными причинами. Во-первых, Москва является центральным городом, аккумулирующим дошкольную практику. Во-вторых, именно в столице Российской Федерации сосредоточены основные центры подготовки кадров для системы дошкольного образования. И, в-третьих, столичные специалисты выстраивают инновационные векторы развития дошкольного образования в контексте новых идей, определяющих новое видение проблемы сферы дошкольного детства.
На основе полиаспектного наукометрического анализа проблемы экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической литературе за 2018-2019 гг. мы сделали ряд небольших заключительных выводов по развитию данного направления.
Итак, направлениями экологического образования детей дошкольного возраста можно считать:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятии. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе современной дошкольной образовательной организации нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников
- умственного, интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Таким образом, чрезвычайно активное внимание в последнее время учеными-педагогами обращается на возможности каждого ребёнка (одарённость, талантливость, способности и проч.), в том числе и в сфере экологического просвещения. Мы считаем, что творческая индивидуальность сможет развиваться только при условии обогащения её знаниями и умениями экологической направленности. Формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности выступает ведущим фактором национальной безопасности и демократизации общества современной России.
Статья поступила в редакцию 24.06.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М., 2014. 160 с.
2. Крамаренко Н. С. Проблема самореализации в свете сетевой парадигмы развития личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 40-45.
3. Мельников Т. Н., Потанина Л. Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 1. С. 21-28.
4. Москвина А. С. Основы организации процесса адаптации младших школьников к учебной деятельности средствами интегративного искусства // Педагогика искусства. 2010. № 2. С. 174181.
5. Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 4-12.
6. Новикова Г. П., Афанасьева Т. П. Модернизация механизмов инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций: монография. Ярославль, М., 2016. 388 с.
7. Современные информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Т. Н. Мельников, Р. М. Солдатенков, Л. Т. Потанина, Е. А. Киселева, И. В. Солдатенкова, А. В. Федорова. М., 2015. 138 с.
8. Экологическое образование детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / А. Л. Третьяков, Т. Н. Мельников, А. С. Москвина, И. И. Комарова. М., 2018. 80 с.
REFERENCES
1. Komarova T. S., Zatsepina M. B. Integratsiya v vospitatel'no-obrazovatel'noi rabote detskogo sada [Integration in the educational work of the kindergarten]. Moscow, 2014. 160 p.
2. Kramarenko N. S. [The problem of self-realization in the light of the network paradigm personal development]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [The Bulletin of Adyghe state University. Series 3: education and psychology], 2011, no. 4, pp. 40-45.
3. Mel'nikov T. N., Potanina L. T. [Act as the highest level of development of value-semantic sphere of personality]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 1, pp. 21-28.
4. Moskvina A. S. [Bases of the organization of younger students adaptation to learning activities by means of integrative art]. In: Pedagogika iskusstva [Pedagogy of art], 2010, no. 2, pp. 174-181.
5. Nikolaeva S. N., Ryzhova N. A. [Environmental education for sustainable development. Analysis of the basic normative documents]. In: Doshkol'noe vospitanie [Early childhood education], 2018, no. 1, pp. 4-12.
6. Novikova G. P., Afanas'eva T. P. Modernizatsiya mekhanizmov innovatsionnoi deyatel'nosti doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsii [Modernization of mechanisms of innovative activity in preschool educational institutions]. Yaroslavl, Moscow, 2016. 388 p.
7. Melnikov T. N., Soldatenkov R. M., Potanina L. T., Kiseleva E. A., Soldatenkova I. V., Fedorova A. V Sovremennye infomatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii [Modern information and communication technologies in preschool educational organizations]. Moscow, 2015. 138 p.
8. Tretyakov L. A., Melnikov T. N., Moskvin A. S., Komarova I. I. Ekologicheskoe obrazovanie detei doshkol'nogo vozrasta [Ecological education of preschool children]. Moscow, 2018. 80 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Третьяков Андрей Леонидович - старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета, член-корреспондент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения; e-mail: altretyakov@list.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Andrey L. Tretyakov - Senior Lecturer, Department of Preschool Education, Moscow Region State University, Corresponding Member of the International Academy of Children and Youth Tourism and Local History;
e-mail: altretyakov@list.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Третьяков А. Л. Развитие экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической науке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 22-29. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-22-29
FOR CITATION
Tretyakov A. L. The development of environmental education of preschool children in pedagogical science. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 4, рр. 22-29. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-22-29