УДК 371.315.5(082)
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-56-64
ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Комарова Т.С., Третьяков АЛ.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В данной статье авторы описывают актуальную проблему современного общего образования - потенциал дополнительного образования в формировании информационной компетентности обучающихся 10-11 классов. В ходе исследования авторами были проанализированы отечественные и зарубежные нормативные правовые документы и официальные сайты, отражающие направления развития и своевременность рассматриваемой проблематики в контексте реализации ряда международных идей. В результате проведённого исследования удалось прийти к ряду выводов, среди которых стоит отметить важнейшую роль и уникальный потенциал современного дополнительного образования в формировании информационной компетентности выпускников общеобразовательных организаций. Особое внимание уделяется цифровой социально-педагогической социализации обучающихся, которая в настоящее время не в полной мере исследована рядом отечественных и зарубежных специалистов. Важное место в работе отводится со-циообразовательной доминанте дополнительного образования детей и векторов его развития в современном контексте.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, потенциал, общеобразовательная организация, информационная компетентность, формирование, обучающиеся 10-11 классов.
THE POTENTIAL OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE DEVELOPING INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF 10-11 GRADES
T. Komarova, A. Tretyakov
Moscow Region State University
10A, Radio ul, Moscow, 105005 Russian Federation
Abstract. In this article the authors turn to the current issue of modern general education - the potential of additional education for developing the information competence of students of 1011 grades. In the course of the study, we analyzed domestic and foreign normative legal documents and official websites reflecting the directions of development and the timely relevance of the issues under study in the context of implementing a number of international ideas. As a result of the conducted research, it was possible to make several conclusions, among which it is worth noting the crucial role and unique potential of modern additional education for children in
© Комарова Т.С., Третьяков А.Л., 2018.
developing information competence of graduates of general education organizations. Particular attention is paid to digital social and pedagogical socialization of students, which is not currently fully studied by a number of domestic and foreign specialists. An important place in the work is given to the socially educational dominant of the additional education of children and the vectors of its development in the modern discourse.
Key words: modern additional education of children, potential, educational organization, information competence, development, students of 10-11 grades.
Социально-экономические, социально-политические и культурно-исторические преобразования, происходящие в настоящее время в современной России, обусловливают необходимость модернизации системы общего образования. На наш взгляд, именно модернизация общего образования призвана развивать интеллектуальное и духовное развитие молодого поколения, формировать его ценностные ориентации, социальные, этические и эстетические идеалы, помогать им овладевать необходимой совокупностью общих и предметных умений, приобретать первый опыт творческой деятельности. Фундаментальной проблемой образования при этом является создание оптимального образовательного пространства, в котором все обучающиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.
Социообразовательная практика показывает, что вопросы модернизации образования, обеспечения его качества и внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий затрагиваются как на международном, так и на российском уровнях.
В настоящее время наметились две ярко выраженные тенденции в сфере образования:
1) объективное возрастание роли образования в жизни общества и об-
щественная неудовлетворённость его состоянием;
2) недостаточное осознание возросшей роли образования и неспособность государства и общества к адекватному её обеспечению [10].
Целью данной статьи является рассмотрение феномена дополнительного образования и его уникального потенциала в формировании информационной компетентности у современных обучающихся. В этой связи нами была предпринята попытка обобщить имеющийся теоретико-практический опыт данной проблемы и наметить контуры исследуемого вопроса в контексте цифровой социализации личности XXI в.
В контексте данной работы мы будем придерживаться определения понятия «дополнительное образование» в соответствии с федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», разработчики которого под данной дефиницией понимают «вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождающийся повышением уровня образования» [8].
Заинтересованность информатизацией образования и его качеством отмечается в резолюции Генеральной
Ассамблеи ООН «Поощрение и защита всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие и образование», принятой 29 июня 2016 г.: «...Настоятельно призываем все государства в полной мере обеспечивать право на образование путём, среди прочего, выполнения своих обязательств в отношении соблюдения, защиты и осуществления права на образование всеми надлежащими способами, в том числе путём принятия таких мер, как: <...> ф оценка качества образования, в том числе онлайн-образования или обучения и сертификации в сети Интернет, включая массовые открытые курсы для онлайн-обучения...» [3]. Иными словами, подчёркивается важность и необходимость определения эффективности и результативности образования, в том числе и онлайн-об-разования.
В свою очередь, в ряде документов ЮНЕСКО провозглашается «воспитание в духе мира» и акцентируется внимание, что одной из главных целей образования является развитие таланта ребёнка и формирование его как творческой личности [11]. Важно отметить, что представляется первостепенной личность подростка и формирование его креативного творческого потенциала, который необходим в современном быстроменяющемся мире.
Российский опыт важности исследуемой проблемы отражается практически в каждом заявлении политических лидеров в части образования. Например, на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г. Президент Российской Федера-
ции В.В. Путин отметил, что «. анализ, проведённый экспертами рабочей группы, показывает, что качество школьного образования в регионе зависит не столько от доходов региона, сколько от продуманной политики в сфере образования, науки и культуры, от приоритетов управления ... Модернизация региональных систем образования привела к совершенно иному качеству и к облику российской новой школы» [4]. Подчёркивается необходимость систематической проработки и внедрения совершенно иных, более качественных форм и методов практик деятельности школьного образования.
Стоит сказать, что в условиях формирования единого открытого образовательного пространства важны качественное образование и социальное партнёрство с группами внешней среды.
В контексте вышеизложенного стоит подчеркнуть, что в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» особое и важнейшее место отводится вопросам дополнительного образования и его возможности формировать информационную компетентность у современного подрастающего поколения [5].
Первостепенной задачей в условиях изменчивой конкурентной экономики становится обеспечение «социального лифта» для талантливой молодёжи и подростков. Стоит также здесь сказать, что именно дополнительное образование как пространство свободного времени призвано осуществлять диагностику и выявление талантов у современных обучающихся с целью их дальнейшего обучения, в том числе информационной компетентности,
vssy
которая жизненно необходима в условиях строительства информационного общества.
Одним из важных компонентов миссии российского государства являются создание эффективной системы образования, обеспечение условий для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Концепт вариативного обучения в дополнительном образовании играет важнейшую роль в самоопределении личности. Именно вариативность как основа социального выбора обучающимся той или иной образовательной траектории формирует в том числе и информационную компетентность, так как практически в каждой из на-правленностей, осуществляемой в рамках дополнительного образования, присутствует сегмент информационно-телекоммуникационных технологий.
Очень важно ещё раз подчеркнуть, что в рассматриваемой Концепции базовыми принципами служат индивидуальный подход в обучении, преемственность и непрерывность на всех уровнях образования. Иными словами, данный концепт отражает фундаментальные принципы деятельности дополнительного образования, ориентированного на персонифицированный высокоэффективный образовательный результат.
Таким образом, описанные выше детерминанты Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов играют важнейшую роль в совершенствовании потенциала дополнительного образо-
вания. Наряду с этим в данном важном документе в сфере образования определяется сущностная компонента формирования информационной компетентности у подрастающего поколения как стратегического фактора развития таланта и одарённости.
Не менее важным документом в сфере дополнительного образования явилась Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, утверждённая в 2014 г. [6].
В данной Концепции особое внимание уделяется вопросам открытого вариативного образования, свободного личностного выбора той или иной образовательной деятельности подростком, доступности глобального знания и информации для каждого. Согласно этому осмысление феномена детства в контексте программных и научных исследований даёт основание утверждать, что детство и подростковый возраст не просто детерминированы типом культуры, но и являются её реальным фундаментом.
В современном мире прослеживается монополия на свободное время и образование подростка. На наш взгляд, данный факт не является позитивным в контексте модернизации образования и предоставления обширного спектра образовательных услуг для обучающихся.
В данном контексте нельзя не упомянуть слова великого Я. Корчака: «Дети - это уже личности. Дети - это существа, в душах которых педагоги открывают зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей необходимо руководить с нежностью» [1, с. 54].
По мнению В.В. Путина, «дополнительное образование является мощ-
ным фактором социализации юного россиянина» [1, с. 52]. Именно в этой связи стоит вновь обратиться к Концепции, в которой отмечается, что «.. .в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [6]. Следовательно, индивидуализация и персонификация образования подрастающего поколения приобретают особую значимость и актуальность, перспективность и прогностичность в связи с современными трендами, которые обозначились в мире, в обществе, в общественном сознании, в системе отечественного образования.
В информационную эпоху актуальными являются задача проектирования пространства персонального образования для самореализации личности и проблематика реализации поиска и обретения человеком самого себя. В контексте данного положения стоит акцентировать внимание на том, что дополнительное образование наиболее полно отвечает критериям гуманистической педагогики и педагогики счастья. Именно дополнительное образование обладает значительным социально-педагогическим и воспитательным потенциалом в самореализации личности. В этом и состоит ценность дополнительного образования как феномена социообразовательной реальности.
Цель дополнительного образования - помочь молодому индивидууму,
ребёнку, использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности. Кроме того, дополнительное образование служит платформой для саморазвития и самосовершенствования молодого человека.
Смысл современного дополнительного образования детей заключается в развитии способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта в контексте реализации культурологического подхода в образовании.
В рамках осуществления дополнительных общеобразовательных программ соблюдается личное пространство обучающегося. По нашему мнению, это то, что каждый человек ощущает определённый объём пространства вокруг себя как личное пространство. Размер этого личного пространства сильно отличается в разных культурах.
Личностное пространство-время детства - это объективная дистанция становления человека, особые условия и необходимый способ существования и персонификации [2].
Таким образом, описанный выше потенциал дополнительного образования неоценим и несравним по эффективности и результативности ни с одним другим видом образования, так как те возможности, которые предоставляет дополнительное образование, очень высоки. Особое внимание следует уделить феномену персонализации, так как именно индивидуальный подход очень эффективен в контексте модернизации общего образования.
На основании вышеизложенного стоит отметить, что дополнительное образование обладает важнейшим
V6V
потенциалом в формировании информационной компетентности современных подростков. В этой связи представляется актуальным обратиться к теоретическому осмыслению данного вопроса и актуализации современных концептов в рассматриваемой области.
Итак, несмотря на большое количество педагогических научных исследований по рассматриваемой проблематике (Е.П. Антипина, А.С. Белкин, В.П. Голованов, Т.А. Дерюгина, О.Е. Лебедев, Т.С. Комарова, А.Ж. Мурзали-нова, Т.И. Черноусенко, О.В. Шевченко и др.), не разработанным в достаточной мере остаётся аспект, связанный с рассмотрением формирования информационной компетентности у обучающихся 10-11 классов в дополнительном образовании.
Под информационной компетентностью мы понимаем способность человека осмыслить реалии информационного общества и использовать все предоставляемые им возможности, способность всесторонне адаптироваться и самореализоваться в информационном обществе. Иными словами, информационная компетентность - это базисная доминанта личности, которую необходимо закладывать в школе [7].
По мнению ряда исследователей педагогической теории, точки зрения которых разделяют и авторы данной статьи, необходима разработка технологии и методики формирования информационной компетентности обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций.
На основании вышеизложенного стоит ещё раз обратиться к потенциалу современного дополнительного об-
разования детей, представляющего в настоящее время территорию свободного обучения и воспитания, также основу для формирования функциональной грамотности юного гражданина, под которой мы пониманием готовность ребёнка выполнять взрослые роли. Информационная грамотность -это важнейшие сегмент функциональной грамотности личности.
Таким образом, дополнительное образование детей исходит из принципа индивидуализации как механизма целенаправленной поддержки в самореализации человека, удовлетворении вариативных и изменяющихся потребностей личности [9].
Главное сегодня - это обеспечить успешную деятельность человека в условиях динамичности, нестабильности, неоднозначности, разнообразия. Одной из важных, сущностных категорий современной педагогической науки и образовательной практики является дополнительное образование детей, роль которого в настоящее время усиливается в качестве важнейшего фундамента социализации личности.
Целевая установка в дополнительном образовании детей - это индивидуальное персонифицированное развитие творческой личности, умеющей воспринимать мир как целостную систему в условиях эпохи взрывного накопления информации.
В заключение стоит отметить, что потенциал современного дополнительного образования в формировании информационной компетентности обучающихся 10-11 классов настолько огромен, что его в настоящее время весьма сложно переоценить и необходимо искать формы и методы его реализации в соответствии с гло-
бальными вызовами экономики, образования, науки и культуры.
Современные подростки, живущие в эпоху глобальных технологий и всеобъемлющего Интернета, должны обладать различными компетенциями, необходимыми для безопасного и продуктивного пребывания в интер-
нет-среде. Именно дополнительное образование призвано акцентировать внимание педагогических работников на формировании базисных компетенций, в том числе и информационной компетентности и цифровой социально-педагогической социализации обучающихся 10-11 классов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина Е.П., Рысева А.А. Стратегии формирования информационной компетентности школьника // Образование в Кировской области. 2011. № 4. С. 52-53.
2. Голованов В.П. Воспитательный вектор развития современного дополнительного образования детей // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2016. № 4. С. 26-32.
3. Декларация Организации Объединённых Наций об образовании и подготовке в области прав человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/hr_education.shtml (дата обращения: 26.10.2017).
4. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/51001 (дата обращения: 26.10.2017).
5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/14907 (дата обращения: 26.10.2017).
6. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 26.10.2017).
7. Савченко Е.А., Илюшина О.В. Модель гражданско-патриотического воспитания современной молодёжи средствами культурно-исторического наследия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 2. С. 8-15.
8. Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С. Реализация педагогических условий по развитию информационной компетенции подростков // Вестник культуры и искусств. 2013. № 3. С. 153-157.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 26.10.2017).
10. Черноусенко Т.И. Моделирование системы дополнительного образования: на примере инновационного общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 240 с.
11. ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org (дата обращения: 26.10.2017).
REFERENCES
1. Antipina E.P., Ryseva A.A. [The strategy of formation of information competence of a student]. In: Obrazovanie v Kirovskoi oblasti [Education in the Kirov region], 2011, no. 4, pp. 52-53.
2. Golovanov V.P. [Educational vector of development of modern supplementary education for children]. In: Professional'nyiproekt: idei, tekhnologii, rezul'taty [Professional project: ideas, technologies, results], 2016, no. 4, pp. 26-32.
3. Deklaratsiya Organizatsii Ob"edinennykh Natsii ob obrazovanii i podgotovke v oblasti prav cheloveka [Declaration of the United Nations on education and training in the field of human rights]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hr_ed-ucation.shtml (accessed: 26.10.2017).
4. Zasedanie Gossoveta po voprosam sovershenstvovaniya sistemy obshchego obrazovaniya, 23 dekabrya 2015 g. [The meeting of the state Council on improving the General education system December 23, 2015]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/51001 (accessed: 26. 10. 2017).
5. Kontseptsiya obshchenatsional'noi sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov [The concept of all-national system of identifying and developing young talent]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/14907 (accessed: 26.10.2017).
6. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detei na period do 2020 goda [The concept of development of additional education of children for the period till 2020]. Available at: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (accessed: 26.10.2017).
7. Savchenko E.A., Ilyushina O.V. [Model of civil-patriotic education of modern youth by means of cultural and historical heritage]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 2, pp. 8-15.
8. Safaraliev B.S., Kol'eva N.S. [Implementation of pedagogical conditions for the development of information competence of adolescents]. In: Vestnik kul'tury i iskusstv [Bulletin of culture and arts], 2013, no. 3, pp. 153-157.
9. Federalnyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 29.07.2017) [Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 29.07.2017)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 26.10.2017).
10. Chernousenko T.I. Modelirovanie sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya: na primere innovat-sionnogo obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya: dis. ... kand. ped. nauk [Modelling of the system of additional education: on the example of innovative educational institutions: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Stavropol, 2003. 240 p.
11. YUNESKO [UNESCO]. Available at: https://ru.unesco.org/ (accessed: 26.10.2017).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Комарова Тамара Семёновна - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой дошкольного образования Московского государственного областного университета; e-mail: andltretyakov@gmail.com
Третьяков Андрей Леонидович - магистр библиотечно-информационной деятельности, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета; e-mail: andltretyakov@gmail.com
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Tamara S. Komarova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Head of the Department of Preschool Education of Moscow Region State University;
e-mail: andltretyakov@gmail.com
Andrey L. Tretyakov - Master of Library and Information Activities, Senior Lecturer, Department of Preschool Education, Moscow Region State University; e-mail: andltretyakov@gmail.com
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Комарова Т.С., Третьяков А.Л. Потенциал дополнительного образования в формировании информационной компетентности обучающихся 10-11 классов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 56-64. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-56-64
FOR CITATION
Komarova T., Tretyakov A. The Potential of Additional Education in the Developing Information Competence of Students of 10-11 Grades. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 1, рр. 56-64. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-56-64