УДК 374
DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-15-28
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Зацепина М. Б., Головачев В. С., Третьяков А. Л.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация
Цель. Определить роль и место экологического образования в социально-жизнедеятельност-ном процессе развития личностей детей дошкольного возраста на основе результатов исследования, отражающего эффективную организацию экологического образования в ДОО. Процедура и методы. Авторами произведён теоретический анализ эмпирического материала (феномен дошкольного экологического образования), результатов анкетирования родителей дошкольников по вопросам экологического образования (до и после внедрения проекта «Би-блиолаборатория инновационной экологической работы»). Педагогические методы исследования - анализ, синтез, анкетирование, педагогический мониторинг. Результаты. Эмпирически проверено утверждение об эффективности межведомственного взаимодействия учреждений образования (дошкольные отделения образовательных комплексов) и культуры (детские публичные библиотеки) в части экологического образования. Доказано, что экологическое образование выступает фундаментом развития личности ребёнка-дошкольника.
Теоретическая и/или практическая значимость. Авторы обобщили значительный массив педагогического материала по вопросам дошкольного экологического образования, данных анкетирования до и после эксперимента, а также сформулировали предложения по использованию новых форм организации эффективной экологической работы в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры.
Ключевые слова: экологическое образование, проектная деятельность, дети дошкольного возраста, творческие способности, взаимодействие учреждений образования и культуры
ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND CULTURE: THEORY AND PRACTICE
M. Zatsepina, V. Golovachev, A. Tretyakov
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region 141014, Russian Federation Abstract
Aim. To determine the role and place of environmental education in the socio-vital process of preschool children's personality development based on the results of the study reflecting the effective organization of environmental education in pre-school education.
© CC BY Зацепина М. Б., Головачев В. С., Третьяков А. Л., 2020.
Methodology. The authors performed a theoretical analysis of empirical material (the phenomenon of preschool environmental education), the results of a survey of preschool children's parents on environmental education (before and after the implementation of the project «Bibliographic laboratory of innovative environmental work»). Pedagogical research methods - analysis, synthesis, questionnaires, pedagogical monitoring.
Results. The statement about the effectiveness of interagency interaction of educational institutions (preschool departments of educational complexes) and culture (public libraries for children) in terms of environmental education is empirically verified. It is proved that environmental education is the foundation for the development of the personality of a preschool child. Research implications. The authors summarized a significant array of pedagogical material on the issues of preschool environmental education, as well as the survey data of before and after the experiment; the proposals on the use of new forms of organizing effective environmental work in the conditions of interaction between educational institutions and culture are formulated.
Keywords: environmental education, project activities, preschool children, creativity, the interaction of educational institutions and culture
Введение
Дошкольное детство - это самоценный начальный этап становления человеческой личности, в рамках которого складываются основы личностной культуры индивида.
Развитие ребёнка в пространстве современного мира неразрывно связано с формированием культурных основ, где важное место занимает экологическая культура.
Практически все элементы жизнедеятельности каждой личности, как показывают результаты педагогических исследований, имеют тесную взаимосвязь с воспитательной и образовательной доминантами, имеющими непосредственное отношение к миру природы. Педагогические задачи, стоящие перед каждой дошкольной организацией в части формирования основ экологического образования у ребёнка-дошкольника, могут быть решены посредством эффективного внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Особое внимание здесь должно быть уделено, на наш взгляд, интеграции всех образовательных областей с ориентацией на экологическое образование.
Целью настоящей работы являются определение роли и места экологического образования в социально-жизнедеятель-
ностном процессе развития личностей детей дошкольного возраста, а также совершенствование механизмов формирования экологического мировоззрения дошкольников посредством интегрирующего взаимодействия учреждений образования и культуры по вопросам экологического образования.
Экологическое образование детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении ряда организационно-педагогических условий:
- создание инновационной экологической среды в коммуникационной среде детей дошкольного возраста;
- включение дошкольника в природоохранную деятельность через экологический проект организации культуры и образования как форма экологического образования;
- взаимодействие с родителями как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
С помощью педагогических методов (анализ, синтез, анкетирование, педагогический мониторинг, педагогическое сравнение) достигалась цель и подтверждалась гипотеза настоящего исследования.
Современные исследователи образования (Е. И. Артамонова, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Т. Н. Богуславская,
Г. Е. Жукова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Н. С. Крамаренко, Л. Т. Потанина,
И. В. Харькова) [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 18; 19; 20] отмечают, что полноценное развитие личности ребёнка может осуществляться только в том случае, если будет создан комплекс условий для успешного развития каждого качества личности, в том числе и в сфере формирования экологического сознания ребёнка дошкольного возраста.
Итак, экологическое образование предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Система дошкольного образования до настоящего времени находится в поиске эффективных методов и форм экологического образования. Однако единый подход к системной концепции инновационного экологического образования в теории и практике дошкольной педагогики отсутствует. В соответствии с исследованиями, проведёнными авторами настоящей статьи в дошкольных организациях Московской области, можно сказать, что использование комплексных инновационных методов экологической работы с детьми дошкольного возраста весьма эффективно. В свою очередь, этого недостаточно в связи с нарастающим экологически кризисным состоянием подрастающего поколения. Современным детям дошкольного возраста весьма затруднительно установить взаимную причинно-следственную связь явлений мира природы, а также практическая сторона применения полученных в дошкольной организации экологических знаний имеет недостаточный результат.
Итак, экологическое образование дошкольников выступает важнейшим направлением развития теории и практики обучения и воспитания детей младшего возраста. Классически экологическое образование детей дошкольного возраста всегда рассматривалось как ознакомление с миром природы, т. е. посредством сенсорно-чувственных ориентиров детей.
Активное развитие экологическое образование стало приобретать с 1990-х гг., когда яркие представители обществен-
ного дошкольного воспитания (Н. П. Са-кулина, Т. С. Комарова и проч.) стали инициировать разработку новых идеоло-го-концептуальных форм детского экологического развития.
Различное экологическое влияние на образование личности ребёнка дошкольного возраста ставит на центральные позиции фундаментальные ориентиры формы и методы экологического образования - наблюдения, экскурсии, игры, рассказы и проч.
Использование экологического потенциала игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации позволяет взрослому создать доброжелательную, радостную обстановку, способствующую развитию фантазии ребёнка и активизации его психолого-педагогических процессов, в том числе и предпосылок к одарённости и талантливости. Только в данном случае, на наш взгляд, позитивная сторона экологических игр будет способствовать сотворчеству триумвирата «ребёнок - родитель - воспитатель».
Дискуссия
На взгляд специалиста по дошкольному детству И. В. Вологдиной, «... игровые моменты очень важны особенно в период адаптации детей в детском саду. Начиная с двух-трёх лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнёра в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: трудовую, учебную деятельность, повседневную бытовую деятельность, связанную с выполнением режимных моментов» [17, с. 32].
Современный воспитатель должен применять игровые технологии и в экологическом образовании дошкольников. Использование элементов игрофикации оказывает положительное влияние на формирование экологического мировоззрения детей дошкольного возраста. Через игру ребёнок-дошкольник показывает своё отношение к окружающей его социоприродной среде, социализируется в различных формах и методах.
Очень важно отметить, что использование игр в экологическом образовательно-воспитательном процессе дошкольников может применяться как для педагогической диагностики компетенций детей, так и для выявления инклю-зивности в каждом ребёнке (отклонения различного рода, способности, талантливость, одарённость и проч.).
В экологическом игровом процессе ребёнок дошкольного возраста старается более глубинно понять свои чувственные решения в тех или иных экологически обучающих ситуациях.
Важно подчеркнуть, что игровой коллектив формирует у детей дошкольного возраста нравственно-аксиологические ориентиры сквозь экологически ориентированную среду детского сада.
В образовательно-воспитательной деятельности с помощью игровых технологий у детей дошкольного возраста развиваются психические процессы, которые необходимо разрабатывать в теории развития экологического образования.
В настоящее время экологическое образование выступает ведущим флагманом развития национальной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровнях всех территорий Российской Федерации. Педагоги-практики и учёные-исследователи разрабатывают экологические проекты, программы, модели с ориентацией на местные социоприродные условия, а также на народные традиции (коренные малочисленные народы Севера, финно-угорские племена и проч.). Подобная творческо-
педагогическая деятельность осуществляется не только в столичном регионе (Москва и Московская область), но и в Санкт-Петербурге с Ленинградской областью, а также в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Республике Саха (Якутия), Сочи, Тюмени и многих других территориях России.
В 1990-е гг. в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое развитие дошкольников:
- «Мы - земляне» А. Вересовой;
- «Открой себя» Е. Рылеевой;
- «Семицветик» В. И. и С. Г. Ашико-вых;
- «Наш дом - природа» Н. А. Рыжовой;
- «Юный эколог» С. Н. Николаевой и др.
Экологическое образование - это педагогический процесс, в основе которого лежит экологический подход.
Исследователи экологического образования чаще всего обращают внимание на формирование мотивационного инструментария к бережному и гуманному отношению к миру природы.
Экология как классическая наука изучает законы взаимодействия одного или нескольких организмов с окружающей его средой обитания. Воспитатель должен ориентировать ребёнка на соци-оприродные условия, которые в дальнейшем могут повлиять на его становление и развитие в различных профессиональных средах.
В основе экологического образования дошкольников лежат адаптированные для школьного возраста ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Природа планеты Земля - это уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и сти-
Vjsy
мулятором творческой деятельности. Природа, отражённая в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического образования. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.
Выделяя общую направленность экологического образования дошкольников, можно сделать выводы, что экологические знания понимаются не как самоцель, а как средство формирования у дошкольников отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребёнком в разных видах активной самостоятельной деятельности, и осваивается в организации взаимодействия учреждений образования и культуры. Рассмотрим точки зрения на данный феномен авторитетных исследователей сферы дошкольного образования.
По мнению профессора, академика МАНПО Г. П. Новиковой, «в стандартах нового поколения по начальной школе "Портрет выпускника дошкольника" представлен следующими характеристиками:
- деятельный и активный;
- креативный;
- любознательный;
- инициативный;
- открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый;
- положительное отношение к себе, уверенность в своих силах;
- чувство собственного достоинства» [14, с. 43].
Анализируя современное состояние системы дошкольного образования, мы приходим к выводу, что в цифровых реалиях современного инновационного развития Российской Федерации необходимо создавать условия для будущего развития каждого ребёнка дошкольного
возраста. Иными словами, качественное дошкольное образование с учётом принципов инновационности обеспечивает равные стартовые возможности выпускника дошкольной организации.
В этой связи «отметим важные результаты, на которые должна ориентироваться каждая дошкольная организация Российской Федерации, реализующая ФГОС ДО, в том числе ориентируясь и на качественное экологическое образование всех участников образовательно-воспитательных отношений:
- повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоёв населения, независимо от места жительства и доходов родителей;
- сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребёнка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;
- осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;
- обеспечится гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования через оптимальное взаимодействие различных сфер жизнедеятельности регионов;
- сложится единое образовательное пространство гармоничного вхождения ребёнка в социум и культуру (национальную и мировую) и проч.» [14, с. 44].
На наш взгляд, именно высокое качество экологического дошкольного образования будет обеспечено с помощью организации эффективного инновационного взаимодействия учреждений образования и культуры, которые могут предоставить уникальные медиаресурсы и условия для комплексного развития личности дошкольника.
Положительным практическим примером успешного интеграционного
экопросветительского проекта, разработанного на основе объединения педагогического, творческого, методического и информационного потенциала учреждений образования и культуры, является культурно-просветительский проект «Библиолаборатория инновационной экологической работы».
Данный проект стал совместной межведомственной инициативой учреждения культуры (детской библиотеки № 207 имени В. В. Бианки ГБУК г. Москвы «ЦБС ЗАО») и учреждения образования (дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 825»).
Учреждения, ставшие площадками внедрения проекта, уже имели практический опыт работы в направлении экологического образования дошкольников. Детская библиотека № 207, носящая имя выдающегося писателя-натуралиста В. В. Бианки, с 1991 г. проводит системную работу по приоритетному комплектованию книжного фонда естественно-научной литературой, приобщению читателей к экологической культуре, взаимодействию с государственными и общественными организациями экологического профиля.
На базе дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 825» ежегодно проводятся экологические праздники и игры, организуются выставки и конкурсы творческих работ дошкольников, выполненных из природного материала.
Исследование
Данные проведённого среди родителей дошкольников анкетирования выявили недостаточный уровень осведомлённости в вопросах экологического просвещения. Данные анкетирования до начала эксперимента представлены в таблице 1.
Данные анкетирования позволили сделать вывод о необходимости усиления экопросветительской работы с семьями дошкольников.
На основе подписанного соглашения
о сотрудничестве руководством учреждений, площадок внедрения проекта, была разработана модель эффективного взаимодействия в сфере экологического просвещения. Основной целью разработанного совместного культурно-просветительского проекта «Библиолабо-ратория инновационной экологической работы» стали разработка и внедрение эффективной модели межведомственного экопросветительского взаимодействия на основе объединения педагогического, методического, информационного и организационно-технического потенциала учреждений при непосредственном участии семей дошкольников.
Рабочей группой проекта, в которую вошли представители детской библиотеки и дошкольного отделения образовательного комплекса, были сформированы основные задачи проекта:
- создание на базе детской публичной библиотеки, в тесном взаимодействии с партнёрским образовательным комплексом (дошкольным отделением) постоянно действующего эко-просветительского проекта для детей-дошкольников;
- выработка совместного плана реализации проекта, создание совместной рабочей группы;
- совместная популяризация экологического образа жизни и бережного отношения к природе посредством проведения мероприятий в рамках заявленного проекта;
- формирование совместной методической базы лучших методик и программ по экологическому просвещению;
- совместная работа с ведущими городскими экспертами в области экологии и защиты окружающей среды;
- поддержка и популяризация экологических инициатив в медиапростран-стве [4; 17].
Проект состоит из нескольких модулей:
- творческий модуль (проведение творческих мастер-классов по созданию арт-объектов из материалов вторичного
Таблица 1 / Table 1
Результаты анкетирования родителей дошкольников по вопросам экологического образования (до начала эксперимента) / Results of a survey of parents of preschool children on environmental education (before the experiment begins)
Сводные данные по итогам обработки 162 анкет
№ п/п Вопросы анкеты Распределение ответов (в %)
Вы говорите с ребёнком о вопросах экологии и защиты окружающей среды?
А. нет, никогда 33%
1. Б. крайне редко 30%
В. иногда 27%
Г. достаточно часто 15%
Вы пользуетесь экопросветительскими ресурсами (книгами, наглядными пособиями и др.) вашей детской библиотеки?
2. А. нет, не пользуемся 70%
Б. пользуемся, но очень редко 20%
В. пользуемся часто 10%
Принимаете ли Вы с ребёнком личное участие в экологических мероприятиях (субботниках, раздельном сборе мусора, посадке цветов, подкормке птиц и др.)?
3. А. нет, никогда 43%
Б. крайне редко 31%
В. иногда 26%
Г. достаточно часто 5%
4. Показываете ли Вы ребёнку на личном примере необходимость экономии ресурсов (воды, электроэнергии) в домашних условиях?
А. нет 65%
Б. да 35%
Источник: Составлено В. С. Головачёвым по результатам анкетирования родителей дошкольников по вопросам экологического образования (до начала эксперимента)
использования, создание произведений изобразительного и прикладного искусства на экологическую тематику);
- интерактивный модуль (проведение интерактивных занятий для детей-дошкольников - квестов, тематических игр, экологических занятий);
- исследовательский модуль (практическая работа в пространстве учреждений и в семье);
- информационный модуль (разнообразные формы работы с естественно-научным и экологическим фондом
библиотеки, наследием писателей-натуралистов);
- мультимедийный модуль (использование мультимедийных технологий в эколого-просветительской работе: создание виртуальных презентаций, экологических дайджестов, размещение информации в социальных сетях);
- просветительский модуль (просветительская работа среди дошкольников и их родителей).
Вклад организаций-участников проекта в его реализацию представлен в схеме 1.
Культурно-просветительский проект
о
Учреждение культуры Семья
(детская библиотека № 207 (в проекте приняло
имени В. В. Бианки ГБУК участие 62 семьи)
г. Москвы «ЦБС ЗАО») <->
Учреждение образования
(дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 825»)
- предоставление базы материально-технического обеспечение и оборудования;
- использование профессионального потенциала сотрудников учреждения;
- предоставление тематического книжно-иллюстративного и методического материала;
- соз дание и использование в ходе реализации проекта электронных ресурсов (мультимедийных презентаций, фото и видеоматериалов).
- вовлечение всех членов семьи в процесс творческой п одготовки проекта;
- проведение простейших экспериментов (проращивание семян, уборка мусора, уход за растениями и др.);
- обсуждение с ребенком нового услышанного и осознанного материала.
- предоставление базы материально-технического обеспечения и оборудования;
- использование профессионального потенциала сотрудников учреждения;
- формирование аудитории проекта (дошкольники, члены семьи);
- работа с аудиторией по подготовке к проекту.
Экологическое образование дошкольников
Схема 1 / Scheme 1. Вклад участниковпроекта «Библиолабораторияинновационной экологической работы» в его реализацию / The contribution of "Bibliolatry innovative environmental work" project participants in its implementation
Источник: данные В. С. Головачёва
В рамках проекта, на базе детской библиотеки и дошкольного отделения были созданы эколого-просветительские пространства, развёрнуты книжно-ил-
люстративные выставки и вернисажи детского творчества. Проведена серия эколого-просветительских мероприятий, среди которых: экологические мастер-
\22J
классы, демонстрация наглядных опытов по использованию альтернативных источников энергии, выращиванию в домашних условиях и в городской среде растений, мониторингу и оптимизации количества потребляемой электроэнергии и питьевой воды. Особый интерес у детской аудитории вызвали выездные занятия и выходы на открытую территорию с целью посадки растений, участия в эко-конкурсах и викторинах.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно, в соответствии с утверждённом планом-графиком.
В ходе первого (подготовительного) этапа был организован круглый стол по теме «Новые формы эколого-просвети-тельской работы в практике учреждений образования и культуры», в ходе которого состоялся обмен практическим и теоретическим опытом, высказаны предложения по реализации совместного проекта, проведено анкетирование родителей дошкольников.
В рамках второго этапа, из числа библиотекарей и воспитателей была сформирована межведомственная рабочая группа, которая разработала концепцию проекта, сопутствующие методические материалы. В апробации проекта приняли участие студенты факультета психологии Московского государственного областного университета.
Третий (практический этап) заключался в запуске проекта на базе детской библиотеки и дошкольного отделения. Велась активная совместная работа с дошкольниками и членами их семей.
В ходе заключительного, четвёртого этапа реализации проекта было проведено повторное анкетирование родителей дошкольников.
По результатам анкетирования, проведённого спустя 12 месяцев реализации проекта, показатели экологической осведомлённости и вовлечённости семей в экологические мероприятия заметно изменились в позитивную сторону (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Результаты анкетирования родителей дошкольников по вопросам экологического образования (спустя 12 месяцев реализации эксперимента) / Results of a survey of preschool children's parents on environmental education (after 12 months of implementation of the experiment)
Сводные данные по итогам обработки 162 анкет
№ п/п Вопросы анкеты Распределение ответов (в %)
Вы говорите с ребёнком о вопросах экологии и защиты окружающей среды?
А. нет, никогда 1%
1. Б. крайне редко 4%
В. иногда 6%
Г. достаточно часто 89%
Вы пользуетесь эколого-просветительскими ресурсами (книгами, наглядными пособиями и др.) вашей детской библиотеки?
2. А. нет, не пользуемся 20%
Б. пользуемся, но очень редко 12%
В. пользуемся часто 68%
Окончание таблицы 2
3. Принимаете ли Вы с ребёнком личное участие в экологических мероприятиях (субботниках, раздельном сборе мусора, посадке цветов, подкормке птиц и др.)?
А. нет, никогда 3%
Б. крайне редко 2%
В. иногда 5%
Г. достаточно часто 90%
4. Показываете ли Вы ребёнку на личном примере необходимость экономии ресурсов (воды, электроэнергии) в домашних условиях?
А. нет 30%
Б. да 70%
Источник: Составлено В. С. Головачёвым по результатам анкетирования родителей дошкольников по вопросам экологического образования (спустя 12 месяцев реализации эксперимента)
Заключение и выводы
Сравнение результатов первого и второго анкетирования родителей детей дошкольного возраста по вопросам экологического образования показало, что взаимодействие учреждений культуры и образования положительным образом сказалось на формировании экологического сознания дошкольников.
Результаты проведённого исследования позволяют с уверенностью утверждать, что тесное взаимодействие учреждений образования и культуры способствует полноценному экологическому развитию детей дошкольного возраста.
Так, например, спустя один год реализации эксперимента родители стали достаточно часто (89% респондентов) говорить со своими детьми об экологических вопросах и о защите окружающей среды.
Кроме того, родители стали часто пользоваться ресурсами библиотечно-информационной организации по вопросам экологии (68% по окончании эксперимента и 10% в начале эксперимента).
Примечательным является то, что большинство родителей (90%) стали активными участниками экологических акций вместе с детьми. Это, на наш взгляд, ещё больше будет способствовать формированию у детей правильного отношения к природе и созданию экологической картины мира, начиная с периода дошкольного детства.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сказать следующее:
- роль экологического образования как фактора формирования развивающейся личности подчёркивалась рядом выдающихся педагогов и психологов;
- экологически развивающая среда обеспечивает разные виды активности ребёнка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребёнка;
- непосредственное общение с природой в условиях развивающей экологической среды даёт детям более яркие представления, чем книжки и рассказы взрослых;
- организация процесса взаимодействия ребёнка с окружающими его субъектами внешней среды даёт возможность для получения информации об объектах природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребёнка о наблюдаемых и изучаемых объектах;
- формирование отношения к природе, проявление у ребёнка эмоционального интереса к ней сопряжены с поиском специальных педагогических приёмов (как отдельных, так и комплекса) для вызова у него личностных переживаний (эмоций), что и было сделано в части организации экологического проекта на базе детской библиотеки и дошкольного отделения;
- взаимодействие ребёнка с природой организует и руководит им воспитатель, решая тем самым ряд задач, содействующих формированию осознанно-правильного отношения к природе;
- работу по просвещению родителей в вопросах экологического образования дошкольников педагогический работник должен осуществлять различными формами, решая при этом ряд специфических задач.
Иначе говоря, целесообразное и планомерное внутреннее взаимодействие системы «педагог - ребёнок - родитель» приводит к решению основной цели экологического образования, то есть формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Таким образом, в заключении можно отметить, что организация эффективного экологического образования детей дошкольного возраста может быть возможна, в том числе, и в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры.
Данная эффективность подтверждена опытно-экспериментальным путём, и практика развития данного феномена может быть реализована и тиражирована во всех регионах Российской Федерации на различные сферы детского взаимодействия со всеми субъектами образовательно-воспитательной деятельности.
Статья поступила в редакцию 09.01.2019.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова Е. И. Забота международного педагогического сообщества о качестве человеческого потенциала: стратегический подход в свете реальностей ХХ1 в. // Педагогическое образование и наука. 2013. № 2. С. 20-24.
2. Богуславская Т. Н. Частно-государственное партнёрство в повышении доступности качественного дошкольного образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 4. С. 1-19.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2010. 112 с.
4. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. М., 2000. 44 с.
5. Жукова Г. Е. Инновационный подход к организации праздников и досугов для детей дошкольного возраста // Инновации в образовании. Современная психология в обучении: материалы III научно-практической конференции. М., 2014. С. 57-62.
6. Жукова Г. Е., Головачев В. С. Возможности культурно-досуговой деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1. С. 105-113.
7. Зацепина М. Б. Формирование культуры досуговой деятельности детей дошкольного возраста // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3. С. 17-21.
8. Комарова Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. 2004. № 6. С. 14-24.
9. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Художественная культура: интегрированные занятия с детьми 5-7 лет: книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов. М., 2003. 96 с.
10. Комарова Т. С., Москвина А. С., Третьяков А. Л. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 143-149.
11. Крамаренко Н. С. Доверие в процессе самореализации личности (постановка проблемы) // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 111-114.
12. Мельников Т. Н., Потанина Л. Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 1. С. 21-28.
13. Москвина А. С., Третьяков А. Л. Инновационный механизм организации правового просвещения обучающихся в современной педагогической теории и образовательной практике // Из-
ISSN 2072-8395
2020 / № 3
вестия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 1. С. 86-94.
14. Новикова Г. П. Актуальные проблемы реализации ФГОС ДО на современном этапе // Наука и школа. 2015. № 6. С. 40-48.
15. Потанина Л. Т., Мельников Т. Н., Кузнецова Г. Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 24-31.
16. Харькова И. В. Структура управления территориальной сетью общедоступных библиотек сверхкрупного города: современное состояние и перспективы совершенствования: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2001. 178 с.
17. Ходокова Л. А., Вологдина И. В. Игровые технологии как средство воспитания и развития дошкольника // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 31-33.
18. Pedagogical auditing in information teaching system for university students / S. A. Bronnikov, V. S. Golovachev, N. I. Roslyakova, E. M. Sukhodolova, A. A. Soloviev // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. № S2. Pp. 456-471.
19. The Organization of Ecological Education of Per-school Children by Means of Media Literacy Education: Theory, National Policy, Scientometrics and Vectors of Development / A. A. Demidov, T. N. Mel-nikov, A. S. Moskvina, A. L. Tretyakov // Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. Т. 59. № 4. Pp. 470-481.
20. Study of self-actualization needs of Russian students as a factor of competitiveness in the labor market / E. G. Grudistova, D. A. Pastukhova, A. M. Slinkov, O. K. Slinkova, T. N. Melnikov // Espacios. 2019. Т. 40. № 26. P. 18.
1. Artamonova E. I. [The concern of the international pedagogical community for the quality of human potential: a strategic approach in the light of the realities of the XXI century.]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher education and science], 2013, no. 2, pp. 20-24.
2. Boguslavskaya T. N. [Public-private partnership in increasing the availability of quality preschool education]. In: Upravlenie obrazovaniem: teoriya ipraktika [Education management: theory and practice], 2014, no. 4, pp. 1-19.
3. Veraksa N. E., Veraksa A. N. Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov [Project activity of preschoolers: a guide for teachers of preschool institutions]. Moscow, 2010, 112 p.
4. Dvorkina M. Ya. Bibliotechnoe obsluzhivanie: novaya real'nost' [Library Service: New Reality]. Moscow, 2000. 44 p.
5. Zhukova G. E. [Innovative approach to organizing holidays and leisure activities for preschool children]. In: Innovatsii v obrazovanii. Sovremennaya psikhologiya v obuchenii: materialy III nauchno-prakticheskoi konferentsii [Innovation in education. Modern psychology in teaching: materials of the III scientific and practical conference]. Moscow, 2014, pp. 57-62.
6. Zhukova G. E., Golovachev V S. [Opportunities for cultural and leisure activities in the development of creative abilities of preschoolers in the context of interaction between educational and cultural institutions]. In: Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva [Bulletin of Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev], 2019, no. 1, pp. 105-113.
7. Zatsepina M. B. [Formation of culture of leisure activities for preschool children]. In: Vestnik Nizhne-vartovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University for the Humanities], 2009, no. 3, pp. 17-21.
8. Komarova T. S. [Integration in the aesthetic education of children]. In: Detskiisad otA do Ya [Kindergarten from A to Z], 2004, no. 6, pp. 14-24.
9. Komarova T. S., Zatsepina M. B. Khudozhestvennaya kul'tura: integrirovannye zanyatiya s det'mi 5-7 let [Art culture: integrated classes with 5-7 year-old children]. Moscow, 2003. 96 p.
10. Komarova T. S., Moskvina A. S., Tret'yakov A. L. [The role of information and communication technologies in cognitive development of preschool children]. In: Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2019, no. 1, pp. 143-149.
REFERENCES
11. Kramarenko N. S. [Trust in the process of personal self-realization (problem statement)]. In: Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2010, no. 5, pp. 111-114.
12. Mel'nikov T. N., Potanina L. T. [Act as the highest level of development of value-semantic sphere of personality]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 1, pp. 21-28.
13. Moskvina A. S., Tret'yakov A. L. [An innovative mechanism for organizing legal education of students in modern pedagogical theory and educational practice]. In: Izvestiya Baltiiskoigosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Baltic State Academy of fishing fleet: psychological and pedagogical sciences], 2018, no. 1, pp. 86-94.
14. Novikova G. P. [Actual problems of the implementation of Pre-school FSES at the present stage]. In: Nauka ishkola [Science and school], 2015, no. 6, pp. 40-48.
15. Potanina L. T., Mel'nikov T. N., Kuznetsova G. D. [Development of the value-semantic sphere of the personality by means of social-role forms of group activity]. In: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tik-honovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of St. Tikhon Orthodox university], 2016, no. 4, pp. 24-31.
16. Khar'kova I. V. Struktura upravleniya territorial'noi set'yu obshchedostupnykh bibliotek sverkhkrupnogo goroda: sovremennoe sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya: diss. ... kand. ped. nauk [Management structure of the territorial network of public libraries of a super-large city: current state and prospects for improvement: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2001. 178 p.
17. Khodokova L. A., Vologdina I. V. [Game technologies as a means of upbringing and development of a preschooler]. In: Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma Srednerusskii universitet. Seriya: Gumani-tarnye nauki [Bulletin of the Central Russian University educational consortium. Series: Humanities], 2013, no. 2, pp. 31-33.
18. Bronnikov S. A., Golovachev V. S., Roslyakova N. I., Sukhodolova E. M., Soloviev A. A. Pedagogical auditing in information teaching system for university students. In: Astra Salvensis, 2018, vol. 6, no. S2, pp. 456-471.
19. Demidov A. A., Melnikov T. N., Moskvina A. S., Tretyakov A. L. The Organization of Ecological Education of Per-school Children by Means of Media Literacy Education: Theory, National Policy, Scien-tometrics and Vectors of Development. In: Media Education (Mediaobrazovanie), 2019, vol. 59, no 4, pp. 470-481.
20. Grudistova E. G., Pastukhova D. A., Slinkov A. M., Slinkova O. K., Melnikov T. N. Study of self-actualization needs of Russian students as a factor of competitiveness in the labor market. In: Espacios, 2019, vol. 40, no 26, pp. 18.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры начального образования Московского государственного областного университета, академик Международной академии наук педагогического образования; e-mail: sozidatele@mail.ru
Головачев Владимир Сергеевич - аспирант кафедры педагогики Московского государственного областного университета, заведующий отделом «Детская библиотека № 207 имени В. В. Бианки» Централизованной библиотечной системы Западного административного округа г. Москвы; e-mail: vladgolovachev@yandex.ru
Третьяков Андрей Леонидович - доцент кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета, член-корреспондент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения; e-mail: altretyakov@list.ru
ISSN 2072-8395
2020 / № 3
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Maria B. Zatsepina - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Primary Education, Moscow Region State University, Academician of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education; e-mail: sozidatele@mail.ru
Vladimir S. Golovachev - Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Moscow Region State University, Head of the Department «Children's Library № 207 named after V. V. Bianka» of the Centralized Library System of the Western Administrative District of Moscow; e-mail: vladgolovachev@yandex.ru
Andrey L. Tretyakov - Assoc. Prof., Department of Preschool Education, Moscow Region State University; Corresponding Member of International Academy of Children and Youth Tourism and Local History; e-mail: altretyakov@list.ru
Зацепина М. Б., Головачев В. С., Третьяков А. Л. Экологическое образование дошкольников в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры: теория и практика // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 15-28. БОТ: 10.18384/2310-7219-2020-3-15-28
Zatsepina M. B., Golovachev V. S., Tretyakov A. L. Environmental Education of Preschool Children in the Context of Interaction between Educational Institutions and Culture: Theory and Practice. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2020, no. 3, pp. 15-28. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-15-28
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
FOR CITATION