УДК 373.2 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-198-210
ББК 74.14
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF MUSICAL AND VISUAL ACTIVITY OF PRESCHOOLERS IN THE CONTEXT OF THEIR ENVIRONMENTAL EDUCATION
Комарова Тамара Семеновна
Профессор кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, Московский педагогический государственный университет, профессор кафедры дошкольного образования, Московский государственный областной университет, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации E-mail: [email protected]
Komarova Tamara S.
Professor at the Department of aesthetic education of pre-school children, Moscow Pedagogical State University; professor at the Department of Preschool Education, Moscow Region State University, ScD in Education, Full Professor, Honored Scientist of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Москвина Анна Сергеевна И.о. заведующего кафедрой дошкольного образования, доцент кафедры начального образования, Московский государственный областной университет, кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Moskvina Anna S.
Acting Head of the Department of Preschool Education, Assistant Professor at the Department of Preschool Education, Moscow Region State University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Третьяков Андрей Леонидович
Доцент кафедры дошкольного образования,
Tretyakov Andrey L.
Assistant Professor at the Department
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Комарова Т. С., Москвина А. С., Третьяков А. Л., 2021
Московский государственный областной университет, старший преподаватель кафедры социальной психологии, Московский психолого-социальный университет E-mail: [email protected]
of Preschool Education, Moscow Region State University; Senior Lecturer at the Department of Social Psychology, Moscow Psychological and Social University E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья раскрывает феномен сензитивности дошкольного детства в части музыкально-изобразительного развития личности ребенка-дошкольника. Выделены виды занятий по изобразительному искусству в условиях дошкольной образовательной организации. Раскрыта специфика структуры музыкального занятия с детьми дошкольного возраста. Педагогически доказано, что в основе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста лежит основа экологического развития личности ребенка-дошкольника.
Abstract. The article reveals the phenomenon of preschool childhood sensitivity in terms of the musical and visual development of the personality of a preschool child. The types of classes in fine arts in the conditions of a preschool educational organization are highlighted. The specificity of the structure of musical lessons with preschool children is revealed. It has been pedagogically proven that the basis of the integration of musical and visual activities of preschool children is the basis of the ecological development of the personality of a preschool child.
Ключевые слова: музыкально-изобразительная деятельность, экологическое образование, дети дошкольного возраста, организация и методика, феномен.
Keywords: musical and visual activity, environmental education, preschool children, organization and methodology, phenomenon.
Реформирование системы дошкольного образования, основанное на гуманистической тенденции формирования современного общества, предполагает необходимость пересмотреть предшествующий педагогический опыт.
Выдвинутая на первый план психологами и педагогами развивающая функция образования, подразумевающая всестороннее развитие личности ребенка, не оставляет без внимания развитие музыкальных способностей детей.
Музыка, с древних времен являясь источником порождения мыслей, чувств, слова, по сей день выступает в качестве инструмента познания глубины человеческих переживаний, чувств, глубины души, постижения истиной красоты самой действительности.
Современные ученые-практики - Н. А. Асташова [1], Т. И. Бакланова [2], Т. Н. Богуславская [3-7], М. В. Богуславский [8-11], И. В. Вологдина [12; 13], И. В. Гладкая [14; 15], М. Б. Зацепина [16], Н. И. Калаков [17], О. В. Кобелева [18], И. И. Комарова [19; 20], Е. М. Корж [21; 22], Т. Н. Мельников [23-25], Г. П. Новикова [26], Н. Г. Пантелеева [27], Е. А. Плужникова [28; 29], Э. П. Печерская [30; 31], А. А. Терсакова [32], С. Ю. Фролова [33] -в своих исследованиях отмечают, что уже в дошкольном возрасте музыкальное искусство
приобретает важное значение на формирование личности ребенка. Приобщение ребенка к музыкальному искусству позволяет активизировать его творческий потенциал, развивать интеллектуальные и чувственные начала. Именно поэтому процесс развития восприятия музыки необходимо начинать в раннем детском возрасте, в том числе и в контексте экологизации образовательно-воспитательных отношений.
Контекстуальной основой экологического образования дошкольников должно стать интегрированное образовательное пространство образовательной организации.
В зависимости от возрастного этапа на процесс восприятия музыки влияют психические особенности ребенка, от чего зависят последующие результаты данного процесса, в котором непосредственное влияние отводится эмоциям и мышлению. Мыслительные операции, требующие сравнивать, устанавливать отношения, способствуют развитию у ребенка способности распознавать основные жанры музыки в танце, игре, пении. Эмоциональный компонент связан со способностями представлять музыкальный образ, постигать художественный язык и влияет на эстетическое восприятие музыки. Так формируются музыкальные способности.
Занятие по изобразительной деятельности в детском саду может быть двух видов:
• занятие, тема которого предложена воспитателем, где основная цель заключается в освоении нового программного материала или повторение пройденного;
• занятие по замыслу детей, когда тема выбирается каждым ребенком самостоятельно. В данном случае основная цель занятия - развитие творческого потенциала ребенка.
В работе со старшими дошкольниками, как правило, центральное место занимает рисование по замыслу, так как в данном возрасте идет интенсивное формирование самостоятельной, инициативной, творчески мыслящей личности.
Занятия рисованием организуются со всей группой воспитанников в определенное время согласно режиму дня.
Как и любое другое занятие в ДОО, занятие по рисованию имеет три этапа.
1. Вступительная часть, в ходе которой предполагается процесс формирования замысла. Уже с первых слов воспитатель должен заинтересовать детей для последующей деятельности, привлечь их внимание к предмету изображения, путем создания живого образа того, что дети будут рисовать. Одна из главных задач воспитателя на данном этапе заключается в создании и сохранении до конца занятия творческой атмосферы и интереса детей к выполняемой работе.
Общую структуру вступительной части занятия можно представить в виде схемы (рис. 1).
Следует отметить, что формулировка объявляемой темы должна носить неожиданный, эмоциональный характер, при этом давать возможность детям реализовать в работе что-то свое.
Если в младших группах интерес детей к занятиям основан в большей степени на сюрпризных моментах, игровых действиях, то со старшими дошкольниками разговор приобретает более серьезный характер, при этом воспитатель не должен «потерять» эмоциональность и выразительной своей речи. Детям можно предложить рассмотреть
Рис. 1. Структура вступительной части занятия по рисованию в ДОО
картины, прочитать им стихотворение или интересный рассказ, завести беседу о том, что они видели, делали, читали.
Вне зависимости от того, какой вид изобразительной деятельности будет основным на занятии (рисование по замыслу, сюжетное рисование, рисование с натуры, рисование декоративных предметов), указания детям даются на каждом занятии.
Ответственным моментом на данном этапе становится собственно анализ предмета, который будет в дальнейшем изображаться детьми. Основной ошибкой воспитателя в данном случае может стать тот факт, что только он будет говорить и все объяснять. Необходимо создать такие условия, чтобы дети могли сами проецировать дальнейшие действия. Естественно, новый и трудный материал может преподнести и донести до детей только педагог, однако задействуя при этом прошлый опыт детей, задавая вопросы, активизировать их память, сообразительность, творческое мышление. Отдельных детей воспитатель может вызвать к мольберту для показа способов выполнения задания.
Первая часть занятия должна быть хорошо продумана и подготовлена педагогом. В результате каждый ребенок должен понять - что и как он должен делать.
2. Основная часть заключается, собственно, в воплощении замысла и руководстве педагогом процессом выполнения работы детьми.
Так, в процессе изображения детьми сформированного в первой части занятия образа воспитатель руководит занятием в целом, не упуская из виду каждого ребенка в отдельности. Советы и указания даются педагогом индивидуально, по мере необходимости. Воспитателю не следует спешить с помощью, однако это не говорит о том, что он должен совсем ограничить себя в этом. Помощь оказывается действительно в сложных для ребенка моментах, но не напрямую, а с помощью вопросов, советов, в редких случаях - показом способа действия, причем не на рисунке ребенка, а на отдельном листе бумаги.
3. Заключительная часть связана с анализом результатов деятельности детей и педагогической оценкой детских работ, что является одним из важнейших компонентов методики проведения занятия по рисованию.
В первую очередь, воспитатель благодарит детей за выполнение работы. Затем обязательно следует напомнить задачи, поставленные в начале занятия. Результатом анализа педагогом творческих работ детей должно стать их понимание допущенных ошибок, особенностей правильного выполнения работы.
Формы проведения анализа могут быть следующими:
• воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;
• один из детей может назвать лучшую работу, по его мнению, обосновав свой выбор;
• сравнение ребенком рисунка с натурой либо с образцом, его анализ и оценка;
• совместная оценка детей и воспитателя каждой работы по очереди;
• иногда с целью воспитания умения объективной оценки своих работ воспитатель может предложить детям разместить рисунки следующим образом: первый ряд стенда - наиболее удачные, второй - с незначительными ошибками, третий - менее удачные.
В заключение воспитатель дает общую оценку занятию, при этом выделяя в отдельных работах то, что, по его мнению, является важным на данный момент.
Что касается музыкальных занятий, то их построение также связано с постоянным усложнением материала, его развитием и обогащением, как и занятия по изобразительной деятельности. Каждое занятие педагог должен тщательно продумать и подготовить.
Структура музыкального занятия, однако, имеет свою специфику, хотя и условно подразделяется также на три части.
1. Вступительная часть музыкального занятия включает в себя музыкально-ритмические упражнения, цель которых заключается, в первую очередь, в эмоциональном настрое детей на занятие, а также в развитии навыков основных и танцевальных движений, используемых в дальнейшем в танцах, плясках и хороводах.
2. Основная часть строится на различных видах музыкальной деятельности детей: слушание музыки, подпевание и пение, музыкально-дидактические игры.
Разнообразие видов деятельности обусловлено задачами музыкального развития дошкольников, когда:
• при слушании музыки дети учатся вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, благодаря которым возможно представление, понимание, эмоциональное восприятие создаваемого музыкально-художественного образа;
• в попевках и пении происходит процесс развития вокальных задатков детей;
• в музыкально-дидактических играх дети знакомятся с различными музыкальными инструментами, происходит развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. В заключительной части занятия с целью вызвать у детей чувство радости, интереса к музыкальным занятиям, доставить детям удовольствие от совершаемых действий, поднять эмоциональный настрой проводится игра или пляска.
Следует отметить возможность вариативности структуры музыкальных занятий, что обуславливается учебными, воспитательно-образовательными задачами, методами обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, степенью усвоения дошкольниками программного материала по музыкальному воспитанию, а также активностью педагога и его профессиональными качествами.
Успех любого музыкального занятия зависит от слаженной работы музыкального руководителя и воспитателя как на предварительной работе, так и на самом занятии.
Иными словами, музыкальный руководитель, готовя конспект занятия, продумывая его музыкальный репертуар, выбирая те или иные методические приемы, должен заранее ознакомить с ними воспитателя, которому следует, в свою очередь, хорошо изучить предстоящее музыкальное занятие.
При организации музыкальных занятий необходимо принимать во внимание, что восприятие музыки детьми основано на переживании ими определенного эмоционального состояния, что непосредственно зависит от того, как будет построена работа педагога, чтобы ребенок захотел прочувствовать музыкально-художественный образ.
В работе со старшими дошкольниками по музыкальному воспитанию важно добиваться у них желания воплотить переживаемое от воспринимаемой музыки в своей творческой деятельности, что становится возможным в процессе интегрированных занятий, когда соприкасается несколько видов искусств - музыкальное и художественно-изобразительное.
Благодаря интегрированным художественно-музыкальным занятиям у детей формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Таким образом, они приобщаются к миру искусства, у них вырабатываются умения слышать, видеть, чувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, передавать их в собственной творческой деятельности. Все это способствует развитию художественных и музыкальных способностей.
При организации интегрированных занятий, когда происходит на равноправной основе соединение знаний из разных образовательных областей, следует принимать во внимание: информационно-чувственный, проблемно-мотивационный аспекты. Что касается информационно-чувственного аспекта, то в данном случае речь идет об актуализации процессов восприятия детей, оптимизации условий для получения ребенком необходимой информации на уровне чувств.
В основе интеграции применительно к художественному и музыкальному направлениям лежит образ, который, по Т. С. Комаровой, может быть передан в разных видах художественной деятельности посредством специфических средств выразительности [34-36].
Проблемно-мотивационный аспект связан со стимулированием активности детей путем включения проблемной ситуации в ход занятия так, чтобы каждым ребенком она была воспринята как личная.
Занятия по взаимосвязи изобразительной деятельности и музыкального искусства можно разделить на два типа:
• доминантный тип, когда доминирует один вид искусства, а другой как бы проходит фоном (например, стихи о природе и картина помогают понять музыкальное произведение, его настроение);
• равнозначный тип.
При подготовке интегрированного занятия по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию должна учитываться вся воспитательно-образовательная работа, проводимая в ДОО. Благодаря этому возможно построение занятия на основе знакомых детям явлений, произведений искусства.
Как мы видим, занятия по изобразительной деятельности и музыке в ДОО имеют как общие, так и различные особенности своей организации и проведения.
Владение педагогом методиками проведения того или иного занятия, знание программного содержания той или иной образовательной области, безусловно, способствует его педагогической грамотности в построении таких занятий, когда становится возможным интегрировать эти два вида искусств. В результате взаимосвязи изобразительной деятельности детей с музыкальным воспитанием происходит развитие способностей детей в комплексе, как художественно-творческих, так и музыкальных.
Как и любая другая способность, музыкальные способности развиваются на протяжении всей жизни. Дошкольный возраст является тем этапом, когда происходит формирование музыкальных способностей, имеющее непосредственную связь с общими способностями личности, к которым относятся восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь.
Согласно многочисленным исследованиям музыкальных способностей, в их структуре выделяют следующие компоненты: музыкальный слух, музыкальное мышление, музыкальная память, ладовое чувство, чувство ритма, когнитивный компонент. Эмоциональная отзывчивость на музыку, по мнению многих исследователей, выступает в качестве центрального звена в структуре музыкальных способностей.
Чувственное восприятие ребенком музыки возможно при ее интеграции с разными видами и жанрами искусства.
В основе интеграции музыкальной деятельности и изобразительного искусства лежит познание детьми дошкольного возраста выразительных средств каждого вида искусства, постепенное понимание того, что один и тот же образ какого-либо объекта или явления как в музыкальном произведении, так и в продукте изобразительного творчества создается при помощи специфических средств того или иного вида искусства.
Использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду способствует обогащению детских рисунков новым содержанием, вариативному использованию способов изображения, самостоятельному и творческому решению изобразительных задач. И наоборот, на основе произведения изобразительного искусства или созданного самим ребенком рисунка происходит более глубокое осознание дошкольниками музыкального образа, выразительных средств музыки, они проникаются ее настроением.
Итак, дошкольное детство - это начальный этап становления личности, в рамках которого закладываются фундаментальные основы будущей жизни индивида.
Отметим, что в последнее время актуализируется проблематика экологической образованности всего населения нашей планеты. Данный факт, бесспорно, создает благоприятные условия для совершенствования в том числе и дошкольного экологического образования. В этой связи возрастает роль и педагогическая необходимость в новом научно-методологическом обеспечении экологизации дошкольного детства, что, в свою очередь, и способствовало созданию нового подхода в дошкольной педагогической теории и образовательно-воспитательной практике.
Список литературы
1. Асташова Н. А., Вологдина И. В., Бондырева С. К. Диалог о семейном воспитании в гуманистической педагогике: от теории к практике // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 4. С. 127-138.
2. Бакланова Т. И., Новикова Г. П. Музыкальный мир: пособие для детей 5-7 лет: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2011. 26 с.
3. Богуславская Т. Н., Абдуллина Л. Э., Петерсон Л. Г. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). М.: Академия, 2011. 65 с.
4. Богуславская Т. Н., Пуденко Т. И. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 13-29.
5. Богуславская Т. Н. Стратегические приоритеты воспитания дошкольников как ценностно-целевой ориентир государственной политики в области дошкольного образования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. № 6. С. 4-9.
6. Богуславская Т. Н. Проблемы и перспективы модернизации муниципального управления дошкольным образованием // Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз: сб. ст. Оренбург, 2011. С. 180-182.
7. Критерии оценки качества работы работников дошкольных образовательных учреждений (по должностям) в рамках перехода на новую систему оплаты труда / Н. Е. Веракса, Т. А. Никитина, Т. Н. Богуславская, Т. А. Легова. М., 2010.
8. Богуславский М. В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 17-21.
9. Богуславский М. В. Страсти по синергетике // Мир образования. 1997. № 5. С. 18-21.
10. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы: история и прогноз // Магистр. 1992. Сентябрь. С. 13-20.
11. Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. М.: Московский Монтессори центр, 1994. 133 с.
12. Вологдина И. В. Игра как эффективный педагогический инструмент всестороннего развития детей дошкольного возраста // Академия профессионального образования. 2020. № 1. С. 24-30.
13. Вологдина И. В. Применение ИКТ в современном дошкольном образовании: современное состояние проблемы // Академия профессионального образования. 2019. № 10. С. 45-52.
14. Гладкая И. В. О подготовке студентов бакалавриата педагогического вуза к реализации экологического образования школьников // Взаимосвязь инженерного и экологического образования - требование современности: сб. ст. Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием: «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников» в рамках Петербургского междунар. образовательного форума. СПб., 2018. С. 317-319.
15. Гладкая И. В. Становление экологического мировоззрения студентов вуза в диалоге поколений // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: материалы XXXI Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2010. С. 242-247.
16. Зацепина М. Б. Музыка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 5. С. 102-110.
17. Калаков Н. И., Кобелева О. В. Проблема адаптации человека в современных условиях // Теория и практика социальной работы: опыт и перспективы: сб. тр. участников 1-й Междунар. конф. Ульяновск, 1999. С. 39-40.
18. Кобелева О. В. К вопросу о формировании жизненных ценностей у молодежи // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Бирск, 1997. С. 24-27.
19. Комарова И. И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. № 8. С. 16-25.
20. Комарова И. И., Шишмакова Е. В. Чтение - капитал воспитания // Воспитательная работа в школе. 2008. № 6. С. 111-123.
21. Корж Е. М., Новикова С. А. Взаимосвязь коммуникативных способностей и самооценки старших дошкольников // Актуальные проблемы социализации и профессионализации личности в современных условиях: материалы межвуз. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 22-24.
22. Чужинова О. А., Корж Е. М. Взаимосвязь сформированности игровых навыков и социальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. М., 2019. С. 144-147.
23. Мельников Т. Н. Цифровизация современного дошкольного, начального и дополнительного образования в XXI веке: постановка проблемы // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. «XV Левитовские чтения». М., 2020. С. 35-49.
24. The organization of ecological education of per-school children by means of media literacy education: theory, national policy, scientometrics and vectors of development / A. A. Demidov, T. N. Melnikov, A. S. Moskvina, A. L. Tretyakov // Медиаобразование. 2019. Т. 59. № 4. С. 470-481.
25. Study of self-actualization needs of Russian students as a factor of competitiveness in the labor market / E. G. Grudistova, D. A. Pastukhova, A. M. Slinkov [et al.] // Espacios. 2019. Vol. 40, No. 26. P. 18.
26. Новикова Г. П. Народное искусство в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста как педагогическая проблема // Народная художественная культура: вызовы XXI века: сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 2014. С. 236-243.
27. Пантелеева Н. Г., Комарова Т. С. Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета: метод. рекомендации // Дошкольное воспитание. 2005. № 3. С. 16-27.
28. Папахчян Е. Ю., Плужникова Е. А. Дидактическая игра как активный метод обучения детей младшего возраста // Проектирование образовательных систем в условиях
реализации ФГОС: материалы заоч. Междунар. науч.-практ. конф. Армавир, 2017. С. 46-48.
29. Плужникова Е. А., Иванова Т. С. Технология ТРИЗ в системе современного дошкольного образования // Педагогика и психология XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Армавир, 2017. С. 116-118.
30. Опыт сетевого поведения дошкольников / Э. П. Печерская, В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова [и др.] // Вестник Самарского гос. эконом. ун-та. 2013. № 9. С. 143-146.
31. Первые шаги детей в Интернете / Э. П. Печерская, В. Б. Звоновский, Д. Ю. Меркулова [и др.] // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 74-80.
32. Терсакова А. А., Костенко А. А., Плужникова Е. А. Методы диагностики детской творческой одаренности // Образовательная робототехника в научно-техническом творчестве школьников и студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Армавир, 2017. С. 187-195.
33. Развитие детской одаренности в условиях современного образования: моногр. / С. Л. Фролова, О. Н. Чепкова, А. П. Суходимцева [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина. Красноярск: Центр информации, 2013. 164 с.
34. Комарова Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. 2004. № 6. С. 14-24.
35. Комарова Т. С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошколь-ное воспитание. 1995. № 5. С. 47-49.
36. Комарова Т. С., Пантелеева Н. Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. 2010. № 1. С. 30-35.
References
1. Astashova N. A., Vologdina I. V., Bondyreva S. K. Dialog o semeynom vospitanii v gumanisticheskoy pedagogike: ot teorii k praktike. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. 2019, No. 4, pp. 127-138.
2. Baklanova T. I., Novikova G. P. Muzykalnyy mir: posobie dlya detey 5-7 let. In 2 vols. Moscow: Ventana-Graf, 2011. 26 p.
3. Boguslavskaya T. N., Abdullina L. E., Peterson L. G. Kontseptualnye idei primernoy osnovnoy obshcheobrazovatelnoy programmy doshkolnogo obrazovaniya "Mir otkrytiy" (ot rozhdeniya do 7 let). Moscow: Akademiya, 2011. 65 p.
4. Boguslavskaya T. N., Pudenko T. I. K voprosu o kriteriyakh otsenki effektivnosti deyatelnosti doshkolnykh obrazovatelnykh organizatsiy. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2015, No. 2 (18), pp. 13-29.
5. Boguslavskaya T. N. Strategicheskie prioritety vospitaniya doshkolnikov kak tsennostno-tselevoy orientir gosudarstvennoy politiki v oblasti doshkolnogo obrazovaniya. Doshkolnik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. 2017, No. 6, pp. 4-9.
6. Boguslavskaya T. N. Problemy i perspektivy modernizatsii munitsipalnogo upravleniya doshkolnym obrazovaniem. In: Sotsialno-ekonomicheskie i politicheskie protsessy v sovremennoy Rossii: analiz, prognoz. Digest of arts. Orenburg, 2011. Pp. 180-182.
7. Veraksa N. E., Nikitina T. A., Boguslavskaya T. N., Legova T. A. Kriterii otsenki kachestva raboty rabotnikov doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy (po dolzhnostyam) v ramkakh perekhoda na novuyu sistemu oplaty truda. Moscow, 2010.
8. Boguslavskiy M. V. Kontseptualnye osnovy konservativno-traditsionnoy strategii razvitiya rossiyskogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016, No. 1 (25), pp. 17-21.
9. Boguslavskiy M. V. Strasti po sinergetike. Mir obrazovaniya. 1997, No. 5, pp. 18-21.
10. Boguslavskiy M. V., Kornetov G. B. Pedagogicheskie paradigmy: istoriya i prognoz. Magistr. 1992, Sept., pp. 13-20.
11. Boguslavskiy M. V., Sorokov D. G. Yuliya Fausek: 30 let po metodu Montessori. Moscow: Moskovskiy Montessori tsentr, 1994. 133 p.
12. Vologdina I. V. Igra kak effektivnyy pedagogicheskiy instrument vsestoronnego razvitiya detey doshkolnogo vozrasta. Akademiya professionalnogo obrazovaniya. 2020, No. 1, pp. 24-30.
13. Vologdina I. V. Primenenie IKT v sovremennom doshkolnom obrazovanii: sovremennoe sostoyanie problemy. Akademiya professionalnogo obrazovaniya. 2019, No. 10, pp. 45-52.
14. Gladkaya I. V. O podgotovke studentov bakalavriata pedagogicheskogo vuza k realizatsii ekologicheskogo obrazovaniya shkolnikov. In: Vzaimosvyaz inzhenernogo i ekologicheskogo obrazovaniya - trebovanie sovremennosti. Proceedings of All-Russian intramural scientific-practical conference with international participation: "Formirovanie prestizha professii inzhenera u sovremennykh shkolnikov" within the framework of the St. Petersburg educational forum. St. Petersburg, 2018. Pp. 317-319.
15. Gladkaya I. V. Stanovlenie ekologicheskogo mirovozzreniya studentov vuza v dialoge pokoleniy. In: Dialog pokoleniy: sotsialno-pedagogicheskie rakursy. Proceedings of the XXXI All-Russian scientific-practical conference. St. Petersburg, 2010. Pp. 242-247.
16. Zatsepina M. B. Muzyka v detskom sadu. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2008, No. 5, pp. 102-110.
17. Kalakov N. I., Kobeleva O. V. Problema adaptatsii cheloveka v sovremennykh usloviyakh. In: Teoriya i praktika sotsialnoy raboty: opyt i perspektivy. Proceedings of 1st International conference. Ulyanovsk, 1999. Pp. 39-40.
18. Kobeleva O. V. K voprosu o formirovanii zhiznennykh tsennostey u molodezhi. In: Natsionalno-regionalnyy komponent obrazovaniya v usloviyakh ego standartizatsii. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Birsk, 1997. Pp. 24-27.
19. Komarova I. I. Budushchee doshkolnogo obrazovaniya v epokhu tsifrovizatsii. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2018, No. 8, pp. 16-25.
20. Komarova I. I., Shishmakova E. V. Chtenie - kapital vospitaniya. Vospitatelnaya rabota v shkole. 2008, No. 6, pp. 111-123.
21. Korzh E. M., Novikova S. A. Vzaimosvyaz kommunikativnykh sposobnostey i samootsenki starshikh doshkolnikov. In: Aktualnye problemy sotsializatsii i professionalizatsii lichnosti v sovremennykh usloviyakh. Proceedings of interuniversity scientific-practical conference. Moscow, 2018. Pp. 22-24.
22. Chuzhinova O. A., Korzh E. M. Vzaimosvyaz sformirovannosti igrovykh navykov i sotsialnoy gotovnosti k shkole detey starshego doshkolnogo vozrasta. In: Aktualnye napravleniya sotsialno-psikhologicheskikh issledovaniy lichnosti v ontogeneze. Proceedings of interuniversity scientific-practical conference. Moscow, 2019. Pp. 144-147.
23. Melnikov T. N. Tsifrovizatsiya sovremennogo doshkolnogo, nachalnogo i dopolnitelnogo obrazovaniya v XXI veke: postanovka problem. In: Aktualnye problemy teorii i praktiki psikhologicheskikh, psikhologo-pedagogicheskikh i pedagogicheskikh issledovaniy. Proceedings of International scientific-practical conference "XV Levitovskie chteniya". Moscow, 2020. Pp. 35-49.
24. Demidov A. A., Melnikov T. N., Moskvina A. S., Tretyakov A. L. The organization of ecological education of per-school children by means of media literacy education: theory, national policy, scientometrics and vectors of development. Mediaobrazovanie. 2019, Vol. 59, No. 4, pp. 470-481.
25. Grudistova E. G., Pastukhova D. A., Slinkov A. M. et al. Study of self-actualization needs of Russian students as a factor of competitiveness in the labor market. Espacios. 2019, Vol. 40, No. 26, p. 18.
26. Novikova G. P. Narodnoe iskusstvo v esteticheskom vospitanii detey doshkolnogo vozrasta kak pedagogicheskaya problema. In: Narodnaya khudozhestvennaya kultura: vyzovy XXI veka. Proceedings of scientific-practical conference with international participation. Moscow, 2014. Pp. 236-243.
27. Panteleeva N. G., Komarova T. S. Oznakomlenie detey 5-7 let s iskusstvom portreta: metod. Rekomendatsii. Doshkolnoe vospitanie. 2005, No. 3, pp. 16-27.
28. Papakhchyan E. Yu., Pluzhnikova E. A. Didakticheskaya igra kak aktivnyy metod obucheniya detey mladshego vozrasta. In: Proektirovanie obrazovatelnykh sistem v usloviyakh realizatsii FGOS. Proceedings extramural international scientific-practical conference. Armavir, 2017. Pp. 46-48.
29. Pluzhnikova E. A., Ivanova T. S. Tekhnologiya TRIZ v sisteme sovremennogo doshkolnogo obrazovaniya. In: Pedagogika i psikhologiya XXI veka. Proceedings of International scientific-practical conference. Armavir, 2017. Pp. 116-118.
30. Pecherskaya E. P., Zvonovskiy V. B., Merkulova D. Yu. et al. Opyt setevogo povedeniya doshkolnikov. Vestnik Samarskogo gos ekonom. un-ta. 2013, No. 9, pp. 143-146.
31. Pecherskaya E. P., Zvonovskiy V. B., Merkulova D. Yu. et al. Pervye shagi detey v Internete. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2014, No. 12, pp. 74-80.
32. Tersakova A. A., Kostenko A. A., Pluzhnikova E. A. Metody diagnostiki detskoy tvorcheskoy odarennosti. In: Obrazovatelnaya robototekhnika v nauchno-tekhnicheskom tvorchestve shkolnikov i studencheskoy molodezhi: opyt, problemy, perspektivy. Proceedings of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation. Armavir, 2017. Pp. 187-195.
33. Frolova S. L., Chepkova O. N., Sukhodimtseva A. P. et al.; Laletin N. V. (ed.) Razvitie detskoy odarennosti v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya: monogr. Krasnoyarsk: Tsentr informatsii, 2013. 164 p.
34. Komarova T. S. Integratsiya v esteticheskom vospitanii detey. Detskiy sad ot A do Ya. 2004, No. 6, pp. 14-24.
35. Komarova T. S. O vzaimosvyazi iskusstv v esteticheskom vospitanii detey. Doshkolnoe vospitanie. 1995, No. 5, pp. 47-49.
36. Komarova T. S., Panteleeva N. G. Organizatsiya pedagogicheskoy raboty po vospitaniyu lyubvi k rodnomu krayu u starshikh doshkolnikov. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. 2010, No. 1, pp. 30-35.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3
Статья поступила в редакцию 06.12.2020 The article was received on 06.12.2020