Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / УСЛОВИЯ / ПРОБЛЕМЫ / AESTHETIC CULTURE / YOUNG CHILDREN / FORMING / PRINCIPLES / CONDITIONS / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Анна Сергеевна

В данной статье обращается внимание педагогов и воспитателей дошкольных и общеобразовательных организаций, а также теоретиков образования современностина проблему формирования эстетической культуры у детей младшего возраста (0-8 лет). Приведены нормативно-правовые документы, регламентирующие исследуемую проблему. Дан теоретический анализ проблемы в историко-педагогической ретроспективе. Обозначены основные педагогические принципы формирования эстетической культуры детей младшего возраста. Представлен анализ программ по изобразительному искусству для детей младшего возраста. Отражены точки роста эстетического образования в цифровых условиях развития гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING YOUNG CHILDREN'S AESTHETIC CULTURE: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL GUIDELINES

This article draws the attention of teachers and educators of preschool and general educational institutions, as well as theorists of modern education, to the problem of forming aesthetic culture in young children (0-8 years of age). The legal documents regulating the topic under analysis are given. The theoretical analysis of the problem in the historical and pedagogical retrospective is given. The basic pedagogical principles offorming the young children's aesthetic culture are indicated. The article presents the analysis of visual arts programs for young children and reflects the points of growth of the aesthetic education in the digital conditions of the development of civil society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ»

УДК 373.2+373.3 ББК 74.100.5+74.200.54

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-61-69

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

FORMING YOUNG CHILDREN'S AESTHETIC CULTURE: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL GUIDELINES

Москвина Анна Сергеевна

Заместитель декана по учебной работе факультета психологии, доцент кафедры начального образования Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: anna.moskvina@list.ru

Moskvina Anna S.

Deputy Dean for Academic Affairs, Faculty of Psychology, Associate Professor, Department of Primary Education, Moscow Region State University, PhD in Education, Associate Professor

E-mail: anna.moskvina@list.ru

Аннотация. В данной статье обращается внимание педагогов и воспитателей дошкольных и общеобразовательных организаций, а также теоретиков образования современности на проблему формирования эстетической культуры у детей младшего возраста (0-8 лет). Приведены нормативно-правовые документы, регламентирующие исследуемую проблему. Дан теоретический анализ проблемы в историко-педагогической ретроспективе. Обозначены основные педагогические принципы формирования эстетической культуры детей младшего возраста. Представлен анализ программ по изобразительному искусству для

Abstract. This article draws the attention of teachers and educators of preschool and general educational institutions, as well as theorists of modern education, to the problem of forming aesthetic culture in young children (0-8 years of age). The legal documents regulating the topic under analysis are given. The theoretical analysis of the problem in the historical and pedagogical retrospective is given. The basic pedagogical principles of forming the young children's aesthetic culture are indicated. The article presents the analysis of visual arts programs for young children and reflects the points of growth of the aesthetic

© Москвина А. С., 2020

ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

детей младшего возраста. Отражены точки роста education in the digital conditions of the

эстетического образования В цифровых условиях development of civil society. развития гражданского общества.

Ключевые слова: эстетическая культура, дети Keywords: aesthetic culture, young children,

младшего возраста, формирование, принципы, forming, principles, conditions, problems. условия, проблемы.

Социально-экономические процессы, происходящие в современной Российской Федерации, обуславливают необходимость создания целевых ориентиров формирования эстетической нации и гражданского общества. В этой связи актуализируется проблематика воспитания эстетической культуры у подрастающего поколения, в частности - у детей младшего возраста (0-8 лет).

Итак, формирование эстетической культуры детей младшего возраста в современных социокультурных условиях является актуальным направлением государственной образовательной политики в образовательных системах [1; 2].

Воспитание эстетической культуры детей младшего возраста - проблема, которая является предметом нормотворческой деятельности в следующих нормативно-правовых документах:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [3];

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО) [4];

• Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.;

• Концепция - 2020.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проблематика эстетического воспитания подрастающего поколения отмечена на государственном уровне федерального статуса.

Эстетическая культура как важнейшая составляющая духовного облика детей младшего возраста включает в себя чувственные и интеллектуальные способности детей, способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, пережить и ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений по законам красоты.

Младший возраст является наиболее благоприятным и сензитивным периодом для становления эстетической культуры, о чем свидетельствуют исследования В. В. Давыдова, В. С. Мухиной, А. Ж. Овчинникова, Д. Б. Эльконина. Именно в этом возрасте происходит «наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности» [5]. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Проблема воспитания эстетической культуры личности рассматривалась в области философии и культурологии следующими учеными: Ю. Б. Боревым, А. И. Буровой, М. С. Каганом, Н. И. Киященко.

Психологическое обоснование компонентов эстетической культуры содержится в трудах Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, И. Б. Крыловой, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона.

Исследователи педагогической науки также обращали внимание на вопросы формирования эстетической культуры детей младшего возраста. Этот феномен нашел отражение в исследованиях Н. С. Витковского, Б. Т. Лихачева, Б. М. Неменского, И. Песталоцци, У. Ф. Суны, В. А. Сухомлинского.

Анализ философской, психологической и педагогической литературы свидетельствует о том, что ведущим средством воспитания эстетической культуры личности является искусство. Это подтверждают исследования М. В. Богуславского, Н. А. Варки, И. Ф. Гончаровой, М. Б. Зацепиной, Т. С. Комаровой, Н. Л. Лейзерова, Р. Штейнер и других [3; 6; 7; 8].

На наш взгляд, эффективным средством воспитания эстетической культуры детей младшего возраста может выступить народное декоративно-прикладное искусство. Этот вид искусства обладает эстетико-педагогическими возможностями, которые способствуют полноценному целостному гармоничному развитию личности в меняющихся условиях.

В процессе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством родного края, которое отражает в себе опыт многих поколений, накопленный на протяжении многих веков, исключительно важным является воспитание эстетического ценностного отношения к искусству. Народное декоративно-прикладное искусство является одним из основных средств сохранения и преобразования эстетической культуры, как проявление современной цивилизации. Приобщение детей к народной культуре посредством народного декоративно-прикладного искусства - это прямой путь в воспитании гражданина и патриота, любящего и знающего свой родной край.

Значимость воспитания эстетической культуры у детей младшего возраста не вызывает сомнения у исследователей теории и практики образовательных систем.

Повышение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвязано с раскрытием творческого потенциала личности детей младшего возраста, его творческих способностей, интереса к учению.

В настоящее время в качестве основной задачи образовательной организации выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ребенка. Необходимость реализации этой задачи привела к разработке ФГОС второго поколения, в основе которых лежит новый тип взаимоотношений - так называемый общественный договор, соединяющий государственные, общественные и личные потребности. В рамках данного государственно-общественного регулирования образованием создаются условия для развития способностей и творческого потенциала, поддержки детской инициативы в соответствии с требованиями меняющегося рынка труда. В этой связи работа с детьми требует огромного терпения и не рассчитана на мгновенный результат, но ее важность сложно переоценить.

С точки зрения психического развития младший возраст наиболее благоприятен для усвоения детьми базовых норм этики, морали, культуры поведения и общения.

Основные новообразования этого возраста - это память, восприятие, воля, мышление. От 0 до 8 лет у детей происходит активное интеллектуальное развитие, оформляются основные структурные элементы волевого действия, то есть ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить: анализировать явления, обобщать их, сравнивать, делать выводы [8].

Начало воспитания и обучения в дошкольной и общеобразовательной организациях является важнейшим периодом в жизни каждого ребенка. Ведущей в младшем возрасте деятельности является проектно-исследовательская деятельность.

Необходимым условием и основным механизмом психического развития детей младшего возраста является учение, благодаря которому происходит формирование человеческой личности, ее духовно-ценностных ориентаций. Современные модели и технологии обучения способствуют повышению качества образования, поскольку на первом плане оказывается ребенок как личность и как субъект деятельности. В этой связи основные педагогические усилия направляются на познавательное и личностное развитие детей младшего возраста.

Воспитание эстетической культуры детей младшего возраста, на наш взгляд, должно проходить по определенной программе, с учетом современного уровня развития различных видов народного декоративно-прикладного искусства, что предполагает близость к жизни, стремление к творчеству, процесс создания красоты с целью преображения окружающего мира, предметной среды.

Основными педагогическими принципами здесь являются принципы постепенности, последовательного усложнения требований, а также дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Народное декоративно-прикладное искусство, как и любой вид искусства, является средством познания, отображения и преобразования действительности и, соответственно, важным фактором эмоционально-эстетического воздействия, оно отвечает интересам детей, является богатой пищей для их художественного восприятия, содействует развитию эстетических переживаний. Формируя аналитическое и образное мышление, художественное воображение детей, народное декоративно-прикладное искусство способствует наиболее эффективному решению воспитательных задач.

Формирование эстетического отношения к жизни происходит у человека на протяжении всей жизни, однако высокая индивидуальная чувствительность (сензитивность) особо характерна для младшего возраста.

По мнению профессора Т. С. Комаровой, доказанному в различных исследованиях под ее руководством, народное искусство как проявление творчества народа «близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему» [9]. При этом в детском саду и начальной школе наиболее эффективно воспитание эстетической культуры ребенка происходит в процессе художественно-эстетических практик.

Народное декоративно-прикладное искусство эмоционально обогащает ребенка, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа, познавая красоту творчества

которого ребенок испытывает положительные эмоции, а на основе их, в свою очередь, возникают более глубокие чувства - радость, восторг, восхищение. В настоящее время богатое историческое прошлое России и ее современный потенциал предоставляют уникальную возможность заново осмыслить и сформулировать национально-духовные ценности, сущность и содержание эстетической культуры [10-12].

В процессе познания красоты народного творчества у ребенка образуются художественные представления, мышление, творческое воображение, появляются навыки оценки произведений искусства, становление художественно-эстетического вкуса. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народного декоративно-прикладного искусства, которые им понравились.

Благодаря непосредственному живому общению с искусством родного края, народными ремеслами и промыслами на занятиях у детей младшего возраста формируется эмоционально-ценностный взгляд на культуру, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России, воспитание интереса к искусству народов мира.

Занятие различными видами народного декоративно-прикладного искусства развивает художественные и интеллектуальные способности детей. Являясь органической частью народной культуры, народное декоративно-прикладное искусство положительно сказывается на воспитании личности ребенка младшего возраста, развитии его творческого воображении. Отражая красоту родного края, оно органично вписывается в процесс воспитания эстетической культуры у детей 0-8 лет.

Большая роль в решении задач воспитания эстетической культуры детей принадлежит научно-краеведческим музеям и их фондам, где сосредоточены лучшие образцы народного творчества, воплотившие в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Для популяризации предметов народного декоративно-прикладного искусства целесообразно использовать различные выставки, экспозиции, тематика которых может быть самой разнообразной.

Становление бережного отношения к предметам народного быта и произведениям народного творчества, развитие эстетического вкуса, эстетика развивающей предметной среды - это те киты, которые является неотъемлемой составляющей целостного процесса перспективного воспитания эстетической культуры и формирования личности ребенка.

В настоящее время существует несколько программ для детского сада и начальной школы по изобразительному искусству в разных образовательных системах. Так, предпосылками для создания проекта «Начальная школа XXI века» стали основные положения теории Л. С. Выготского, а также научные идеи Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова и их развивающей модели обучения, реализация которой направлена на развитие основ теоретического мышления в младшем возрасте. В соответствии с данной моделью основная задача обучения заключается в формировании специально организованной учебной деятельности детей.

Программа по изобразительному искусству «Школа России» под руководством Б. М. Неменского создана на основе развития традиций российского художественного образования [13]. Ее главная идея - формирование художественной культуры как части духовной культуры. Здесь личность ребенка выдвигается на первый план, а художественный образ

занимает место средства формирования художественной культуры детей. Несмотря на то, что в данной программе большое внимание уделяется творческому развитию и воспитанию, она наиболее сбалансирована с линейкой классического образования.

Программа по изобразительному искусству для начальной школы В. С. Кузина и Э. И. Кубышкиной создана на основе классических традиций отечественного художественного образования [14], в котором основное содержание и метод профессиональной и общеобразовательной подготовки опирается на рисование с натуры. Сначала дети учатся рисовать простые плоские предметы, а затем объемные (бытовые и геометрические) -как в отдельности, так и учебные натюрморты, используя правила и законы линейной перспективы.

Новый учебно-методический комплект по изобразительному искусству для начальной школы в рамках проекта «Планета знаний» предложен Н. М. Сокольниковой [7]. В общеобразовательную структуру включены элементы современного искусства, в частности дизайна, хорошо продуманы и подобраны материалы для работы на уроках и дома, однако, как представляется, мало уделено внимания поурочным разработкам для учителей.

Основной задачей программы Т. Я. Шпикаловой и Л. В. Ершовой, наряду с обучающими и развивающими задачами, является приобщение детей к культурному национальному наследию [15]. Даная программа ориентирована на народное декоративно-прикладное искусство, индивидуальное освоение художественных традиций народной культуры. В данной программе содержание и методы работы с детьми на уроках основаны на привлечении произведений народного искусства (хохлома, дымковская игрушка, городецкая живопись, нижегородская резьба и другие), имеющего большое художественно-педагогическое значение в воспитании эстетической культуры школьников.

Таким образом, большая роль в решении задач воспитания эстетической культуры, интереса и любви к искусству отводится предметам и произведениям народного декоративно-прикладного искусства, процесс познания которых основан на процессе познания красоты народного творчества, расширяющего представления об окружающем мире.

В заключение отметим, что формирование эстетической культуры у детей младшего возраста необходимо начинать с самого раннего возраста, применять эффективные психолого-педагогические технологии, создавать пространство детской самореализации в конвергентном отношении цифровых реалий.

Список литературы

1. Богуславская Т. Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 80-х гг. XX - начала XXI века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

2. Богуславская Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10 (70). С. 16-27.

3. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 389-392.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в последней редакции). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения: 03.06.2019).

5. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 160 с.

6. Богуславский М. В. Научные основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1. С. 9-17.

7. Москвина А. С. Влияние трудового воспитания в развитии личности ребенка // Гуманитарное пространство. 2016. Т. 5, № 1. С. 84-91.

8. Третьяков А. Л. Формирование толерантного мироотношения у детей дошкольного возраста посредством фольклора в современном инклюзивном образовании - актуальная психолого-педагогическая проблема // Перспективы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. и образоват. семинара (к 100-летию Санкт-Петербургского государственного института культуры), 18-19 мая 2018 г. СПб., 2018. С. 192-198.

9. Комарова Т. С. Величайшие педагоги и психологи мира об одаренности и способностях детей // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 10-13.

10. Мельников Т. Н., Потанина Л. Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2017. № 1. С. 21-28.

11. Современные информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Мельников Т. Н. [и др.]. М.: МГОУ, 2015. 138 с.

12. Критерии оценки качества работы работников дошкольных образовательных учреждений (по должностям) в рамках перехода на новую систему оплаты труда / Н. Е. Веракса, Т. А. Никитина, Т. Н. Богуславская, Т. А. Легова; Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА -ПСИ». М., 2010.

13. Неменский Б. М. Культура - искусство - образование. М., 2015. 79 с.

14. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство: учебник. М.: Дрофа, 2015. 128 с.

15. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2015. 192 с.

16. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: учебник. М.: Дрофа, 2017. 144 с.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (в последней редакции). URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.06.2019).

References

1. Boguslavskaya T. N. Razvitie teoreticheskikh osnov soderzhaniya doshkolnogo ob-razovaniya v otechestvennoy pedagogike 80-kh gg. XX - nachala XXI veka. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2009.

2. Boguslavskaya T. N. Osnovnye podkhody i napravleniya otsenki kachestva sovre-mennogo doshkolnogo obrazovaniya. Detskiy sad: teoriya i praktika. 2016, No. 10 (70), pp. 16-27.

3. Tretyakov A. L. Informatsionnaya kompetentnost kak obrazovatelnyy fenomen. In: Yazyk i aktualnye problemy obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow, 2018. Pp. 389-392.

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya (v posledney redaktsii). Available at: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (accessed: 03.06.2019).

5. Komarova T. S., Zatsepina M. B. Integratsiya v vospitatelno-obrazovatelnoy rabote detskogo sada: posobie dlya pedagogov doshkolnykh uchrezhdeniy. Moscow: Mozaika-Sintez, 2014. 160 p.

6. Boguslavskiy M. V. Nauchnye osnovy istoriko-pedagogicheskoy ekspertizy inno-vatsiy v obrazovanii. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016, No. 1, pp. 9-17.

7. Moskvina A. S. Vliyanie trudovogo vospitaniya v razvitii lichnosti rebenka. Gumani-tarnoe prostranstvo. 2016, Vol. 5, No. 1, pp. 84-91.

8. Tretyakov A. L. Formirovanie tolerantnogo mirootnosheniya u detey doshkolnogo vozrasta posredstvom folklora v sovremennom inklyuzivnom obrazovanii - aktu-alnaya psikhologo-pedagogicheskaya problema. In: Perspektivy psikhologo-peda-gogicheskoy raboty v sovremennom obrazovatelnom uchrezhdenii. Proceedings of the III International scientific-practical conference (to the centenary of St. Petersburg State Institute of Culture), 18-19.05.2018. St. Petersburg, 2018. Pp. 192-198.

9. Komarova T. S. Velichayshie pedagogi i psikhologi mira ob odarennosti i sposob-nostyakh detey. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016, No. 5, pp. 10-13.

10. Melnikov T. N., Potanina L. T. Postupok kak vysshiy uroven razvitiya tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2017, No. 1, pp. 21-28.

11. Melnikov T. N. et al. Sovremennye informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v do-shkolnoy obrazovatelnoy organizatsii: ucheb.-metod. posobie. Moscow: MGOU, 2015. 138 p.

12. Veraksa N. E., Nikitina T. A., Boguslavskaya T. N., Legova T. A. Kriterii otsenki kachestva raboty rabotnikov doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy (po dolzhnostyam) v ramkakh perekhoda na novuyu sistemu oplaty truda. Moscow, 2010.

13. Nemenskiy B. M. Kultura - iskusstvo - obrazovanie. Moscow, 2015. 79 p.

14. Kuzin V. S., Kubyshkina E. I. Izobrazitelnoe iskusstvo: uchebnik. Moscow: Drofa, 2015. 128 p.

15. Shpikalova T. Ya. Narodnoe iskusstvo na urokakh dekorativnogo risovaniya: ucheb. posobie. Moscow: Prosveshchenie, 2015. 192 p.

16. Sokolnikova N. M. Izobrazitelnoe iskusstvo: uchebnik. Moscow: Drofa, 2017. 144 p.

17. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya (v posledney redaktsii). Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed: 03.06.2019).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 1

Статья поступила в редакцию 02.06.2019 The article was received on 02.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.