► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 373.2 ББК 74.200.54
DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-127-134
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE NEW SOCIO-CULTURAL CONDITIONS
Комарова Тамара Семеновна
Заведующий кафедрой дошкольного образования Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук педагогического образования
E-mail: [email protected]
Москвина Анна Сергеевна
Заместитель декана по учебной работе факультета психологии, доцент кафедры начального образования Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Komarova Tamara S.
Head of the Department of Preschool Education, Moscow Region State University, ScD in Education, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Academician of the International Academy of Pedagogical Education Sciences E-mail: [email protected]
Moskvina Anna S.
Deputy Dean for academic affairs of the Faculty of Psychology, Assistant Professor at the Department of Preschool Education, Moscow Region State University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье исследователи обращают внимание профессиональной педагогической общественности сферы дошкольного образования на новый смысл эстетического воспитания детей дошкольного
Abstract. In this article, the researchers draw the attention of the professional pedagogical community in the field of preschool education to the new meaning of the aesthetic education of preschool children
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Комарова Т. С., Москвина А. С., 2020
возраста в социокультурной ситуации XXI в. Раскрыты задачи, стоящие перед системой образования как социальным институтом общества. Представлена кратко история концепции устойчивого развития применительно к теории и практике дошкольного образования. Определена роль эстетического воспитания в целостном развитии личности ребенка дошкольного возраста. Представлен анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части эстетического воспитания дошкольников. Сформирована миссия интегрально-ориентированного подхода в эстетизации дошкольного детства. Отражены методы и научно-педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста в новой социокультурной реальности.
in the sociocultural situation of the 21st century. The tasks of the education system as a social institution of society are revealed. The history of the concept of sustainable development as applied to the theory and practice of preschool education is presented briefly. The role of aesthetic education in the holistic development of the personality of a child of preschool age is defined. The analysis of the Federal state educational standard of preschool education in terms of the aesthetic education of preschool children is presented. The mission of an integrated approach in the aestheticization of preschool childhood is formed. The methods and scientific and pedagogical conditions of the aesthetic education of children of preschool age in a new socio-cultural reality are reflected.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, дети дошкольного возраста, новая социокультурная реальность, устойчивое развитие, условия.
Keywords: aesthetic education, preschool children, new socio-cultural reality, sustainable development, conditions.
Третье тысячелетие развития человеческой цивилизации ставит перед каждым индивидом в частности и перед каждым континентом в целом проблему гармоничного развития и аксиологического становления Homo sapiens. Именно такой уникальный социальный институт нового общества, как образование, призван сформировать личность новой эпохи и создать условия для будущего отдаленного развития каждого человека гражданской платформы. В этой связи все более актуализируется проблематика эстетического воспитания личности.
Итак, современное образование является полисферным конгломератом и крупнейшей подсистемой общественного развития. Выступая социальным институтом гражданского общества, образование можно охарактеризовать как самоорганизующуюся систему, формирующую гражданина с новыми социокультурными компетенциями.
Важно отметить, что именно образование призвано сформировать человека культуры, человека нравственности и создать путь лидерской личности в современном цифровом обществе.
Личностно-ориентированные технологии развития культурфилософских умений и навыков транслируют в сознание каждого ребенка культурный интеллект. В данных условиях образование формирует у каждого индивида социокультурную идентичность и выступает интегратором консолидации общества, сплочения социокультурных идей в
пространстве государства. Кроме того, заложенные в образовательные системы различных стран ресурсные возможности снижают этноконфессиональную напряженность, конфликты социальной направленности, отождествляют культуры различных этносов, подчеркивают ценность каждой человеческой жизни, создает условия для развития потенциала каждой личности в различных социально-экономических дискурсах.
В приведенном выше заключении образование всецело и уверенно можно назвать силой и эффективным механизмом устойчивого развития государства и общества.
В современной теории и практике образования особое внимание уделяется концепции устойчивого развития, так как именно образование играет ключевую роль в экономическом процветании и национальной безопасности той или иной страны.
История устойчивого развития начинается в 1992 г., когда в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Данный год ведущими экспертами этой сферы принято называть отправной точкой рассматриваемого феномена. Затем в 2002 г. в Йоханнесбурге прошел Всемирный саммит по устойчивому развитию.
В 2003 г. (Марракеш), 2005 г. (Коста-Рика), 2007 г. (Стокгольм) в рамках Международных встреч экспертов осуществлялся переход от консультаций к внедрению и формированию консультационного комитета устойчивого развития.
2011 г. стал знаковым, так как именно в этом году в Нью-Йорке прошла XIX встреча комиссии по устойчивому развитию и была принята 10-летняя рамочная программа действий в интересах устойчивого развития всех стран мира.
В следующем, 2012 г., Рио-де-Жанейро вновь стал центральным местом Конференции ООН по устойчивому развитию, на которой обсуждались основные темы: «зеленая» экономика в контексте устойчивого развития и сокращения бедности; институциональные рамки устойчивого развития; устойчивое производство и потребление и проч.
В 2015 г. были приняты:
• Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (Цели устойчивого развития);
• Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Вышеперечисленные научно-практические мероприятия ориентируют образовательную сферу на решение вопросов развития личности каждого гражданина и создают платформу для социально важных векторов формирования эстетической культуры юных граждан.
Важно отметить, что именно образование всегда отвечало вызовам общества и ресурсно обеспечивало возможность продуктивного существования качественной жизни каждого индивида.
В свою очередь, целесообразно отметить слова великого философа и мыслителя XX столетия Питирима Александровича Сорокина об устойчиво-целостной установке ценностных условий образовательных систем национального и международного толка, в том числе и относительно сферы дошкольного детства [1].
Общеизвестно, что жизнедеятельность человека XXI в. носит в массе своей потребительский характер. В большинстве случаев это связано с эпохой потребления и переориентацией ценностно-смысловой сферы сообщества, субкультуры, общественных кластеров.
Как показывают исследования современных теоретиков и практической образования, мир взрослых ставит задачи развития перед миром детей посредством интеграции последних на материальных основаниях без учета эстетических чувств и качеств. На наш взгляд, это является в настоящее время актуальнейшей проблемой, которая вызывает многочисленные отсылки к результатам негуманного отношения к субъектам гражданского общества.
Именно дети срисовывают поведение с их главных образцов в маленькой жизни- ро -дителей. Современные родители считают целесообразным предоставлять детям возможности (не всегда положительные) сферы услуг и развлечений в связи с их занятостью и созданием безопасного в определенной степени пространства детства. Однако родительская общественность упускает важнейший ресурс гармоничного развития личности ребенка -эстетическое воспитание.
Именно данная идея отражена в целевых ориентирах Майского указа Президента Российской Федерации 2018 г. - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. На наш взгляд, эстетическое воспитание выступает ключевым фактором создания личности новой эпохи, и все участники образовательно-воспитательных отношений должны создать условия для будущего развития ребенка через эстетизацию всех образовательных областей, обучение и воспитание которых он проходит на протяжении всего периода деятельности в современной дошкольной образовательной организации (ДОО).
Все обозначенное выше актуализирует проблематику теории и практики эстетического воспитания, которое является важнейшим средством и механизмом взаимообусловленности личности ребенка и общества.
Дошкольное детство - это время, когда закладываются основы всей жизни человека. Именно в данном временном континууме формируется сензитивность к миру доброты, прекрасному и окружающей действительности. Поэтому чрезвычайно важно создать эстетически благоприятную атмосферу развития каждого ребенка как в условиях ДОО, так и в условиях семьи.
Первичная социализация ребенка начинает происходить уже в семейном кругу, но знаковых позиций она достигает в момент вхождения ребенка в пространство детского сада. Это время, когда начинает происходить активизация самости ребенка, мыслительных ориентиров, познавательной деятельности, самоэстетизации и проч.
Кроме того, примечательно в русле исследуемой нами проблемы, что ребенок-дошкольник пытается самостоятельно выстроить свои суждения, пытается интерпретировать свой небольшой социальный опыт, представить свое отношение к тем или иным проблемам, отличить хорошее от плохого, красивое от некрасивого и проч. Иными словами, происходит первый этап становления личности ребенка на микропсихофизиологическом уровне, где значительное место должно занимать эстетическое воспитание.
На наш взгляд, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста выступает эффективным средством формирования отношения ребенка к действительности, механизмом его высоконравственного и интеллектуального обучения и в результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности [2].
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в образовательной сфере обусловлена введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассмотрим данный важный документ на предмет эстетического воспитания детей.
ФГОС ДО направлен на решение такой задачи, как «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [3].
Кроме того, область «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)» [3].
Иными словами, в ФГОС ДО определен базовый инструментарий строительства эстетического воспитания детей в условиях детского сада и вне его. Воспитатель призван сформировать чувства прекрасного и позитивного в каждом ребенке с целью трансформации данного феномена в гуманную личность и дополнительных возможностей саморазвития уже в условиях гражданского общества мира взрослых.
Исследования, выполненные под руководством ведущих специалистов в области дошкольного детства (Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина, Г. П. Новикова, А. И. Савенков, Р. Г. Казакова), показывают, что эстетическая деятельность является эффективным средством воспитания социально активной личности [4; 5].
Проблема эстетического воспитания детей была актуальна во все времена и находила отражение в исследованиях и работах таких ученых, как Ю. Б. Алиева, М. В. Богуславского, Ю. Б. Борева, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачева, В. Н. Шацкой [6-8]. Исследования данных педагогов и психологов детства ориентируют современников на уточнение термино-понятийного и теоретико-методического аппарата эстетического воспитания детей, понимания его сути и полисферности задач данного феномена для детей с различными образовательными возможностями.
Кроме того, работы высокопрофессиональных специалистов дошкольного воспитания - Л. Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеевой, Л. Шлегер, В. Шмидт - и общей психологии, педагогики, физиологии - Е. Аркин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий и др. - отразили активный интерес и богатство эстетического воспитания детей, методичных подходов к формированию мышления детей.
Эстетическая деятельность в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации успешно взаимосвязана с ознакомлением с окружающей жизнью (природой, деятельностью взрослых). Это подтверждают исследования - С. Д. Галайда «Отражение труда взрослых в рисунках старших дошкольников», Е. Янакиевой «Взаимосвязь изобразительной деятельности с природой» и проч. - и широкая опытная работа авторов данной
статьи по изобразительной деятельности на различных площадках как Российской Федерации, так и зарубежных стран (Германия, Италия).
К методам эстетического воспитания детей дошкольного возраста, на наш взгляд, целесообразно отнести следующие:
• метод непосредственных наблюдений;
• метод приучения;
• метод побуждения к эмпатии, упражнения в эмоционально-позитивном чувствовании прекрасного и отрицательном отношении к безобразному в окружающем обществе;
• метод практических действий;
• метод убеждения;
• метод поисковых и проблемных ситуаций [9; 10].
Ребенок-дошкольник, создавая свой продукт, действует не только для себя, удовлетворяя свою потребность в действии, движении, как это трактуют теоретики и практики дошкольного детства. Ребенок стремится своим рисунком, лепкой, танцем и другой активностью воздействовать на окружающих и получить их оценки.
Создание безопасной и эстетически насыщенной, а еще лучше - комфортной среды в современной дошкольной образовательной организации - это задача, решение которой необходимо не только для охраны жизни и здоровья детей (физического и психического), но и для всестороннего развития детей и подготовки их к обучению в школе.
Необходимо создать такую среду, в которой осуществляется жизнедеятельность детей, где ребенок чувствовал бы себя спокойно, защищенно и уверенно. Для этого он должен быть окружен вниманием и заботой взрослого. Достичь такого положения можно лишь в том случае, если будут соблюдаться нормы наполнения групп детей в соответствии с возрастными показателями.
Интегрально-ориентированный подход в воспитательно-образовательной деятельности ДОО способствует формированию у ребенка эстетических компетенций, социально ориентированных качеств, созидательной деятельности и проч. Максимально полное приобщение ребенка к эстетическим ориентирам в дальнейшем сформируется уже у взрослого человека в активную гражданскую позицию с высокой степенью социального и гуманитаризации.
Необходимо отметить, что в современной педагогической теории и образовательной практике дошкольного образования накоплен значительный багаж реализации эстетического воспитания детей дошкольного возраста, включающий в себя в том числе и методические ориентиры данного феномена. Однако организационно-информационные и методико-теоретические вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста разработаны недостаточно обширно, что позволяет говорить о новых векторах развития исследуемой проблемы в новых социокультурных условиях современной Российской Федерации.
В заключение отметим, что полноценное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста должно происходить с учетом следующих организационно-педагогических условий, соблюдаемых всеми субъектами воспитания:
• акцентирование приоритетного внимания к специфическим детским деятельно-стям: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной,
которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребенка и наполнить его жизнь интересным содержанием;
• актуализация творческого подхода педагогических работников к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также организации занятий с детьми к использованию разнообразных форм, методов и приемов работы в этом направлении;
• учет возрастных психофизиологических особенностей детей в содержании эстетического воспитания;
• раскрытие общественно-исторического опыта человечества, включающий, по мнению отечественных ученых И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, четыре компонента: знания, навыки, умения и опыт творческой деятельности, базирующийся на знаниях, навыках и умениях, а также опыт эмоционального отношения к миру планеты Детства.
Список литературы
1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 641 с.
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 160 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (в послед. ред.). URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.06.2019).
4. Комарова Т. С. Величайшие педагоги и психологи мира об одаренности и способностях детей // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 10-13.
5. Москвина А. С. Влияние трудового воспитания в развитии личности ребенка // Гуманитарное пространство. 2016. Т. 5, № 1. С. 84-91.
6. Богуславский М. В. Современная стратегия модернизации российского образования: историко-педагогический контекст // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2014. № 6 (91). С. 43-47.
7. Третьяков А. Л. Информационная компетентность как образовательный феномен // Язык и актуальные проблемы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 389-392.
8. Третьяков А. Л. Формирование толерантного мироотношения у детей дошкольного возраста посредством фольклора в современном инклюзивном образовании - актуальная психолого-педагогическая проблема // Перспективы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. и образоват. семинара (к 100-летию С.-Петерб. гос. ин-та культуры), Санкт-Петербург, 18-19 мая 2018 г. СПб., 2018. С. 192-198.
9. Мельников Т. Н., Потанина Л. Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2017. № 1. С. 21-28.
10. Современные информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Т. Н. Мельников [и др.]. М.: МГОУ, 2015. 138 с.
References
1. Sorokin P. A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo. Moscow, 1992. 641 p.
2. Komarova T. S., Zatsepina M. B. Integratsiya v vospitatelno-obrazovatelnoy rabote detskogo sada: posobie dlya pedagogov doshkolnykh uchrezhdeniy. Moscow: Mozaika-Sintez, 2014. 160 p.
3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya (v posled. red.). Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed: 03.06.2019).
4. Komarova T. S. Velichayshie pedagogi i psikhologi mira ob odarennosti i sposobnostyakh detey. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016, No. 5, pp. 10-13.
5. Moskvina A. S. Vliyanie trudovogo vospitaniya v razvitii lichnosti rebenka. Gumanitarnoe prostranstvo. 2016, Vol. 5, No. 1, pp. 84-91.
6. Boguslavskiy M. V. Sovremennaya strategiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya: istor-iko-pedagogicheskiy kontekst. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2014, No. 6 (91), pp. 4347.
7. Tretyakov A. L. Informatsionnaya kompetentnost kak obrazovatelnyy fenomen. In: Yazyk i aktualnye problemy obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow, 2018. Pp. 389-392.
8. Tretyakov A. L. Formirovanie tolerantnogo mirootnosheniya u detey doshkolnogo voz-rasta posredstvom folklora v sovremennom inklyuzivnom obrazovanii - aktualnaya psik-hologo-pedagogicheskaya problema. In: Perspektivy psikhologo-pedagogicheskoy raboty v sovremennom obrazovatelnom uchrezhdenii. Proceedings of the III International scientific-practical conference and educational seminar (on the 100th anniversary of the St. Petersburg State Institute of Culture), St. Petersburg, 18-19 May 2018. St. Petersburg, 2018. Pp. 192-198.
9. Melnikov T. N., Potanina L. T. Postupok kak vysshiy uroven razvitiya tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2017, No. 1, pp. 21-28.
10. Melnikov T. N. et al. Sovremennye informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v dosh-kolnoy obrazovatelnoy organizatsii: ucheb.-metod. posobie. Moscow: MGOU, 2015. 138 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 2
Статья поступила в редакцию 03.06.2019 The article was received on 03.06.2019