УДК 373.2 ББК 74.10
УПРАВЛЕНЧЕСКИМ АСПЕКТ В ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
MANAGEMENT ASPECT IN LIFE COMPETENCIES AS THE BASIS OF THE INTEGRATED PEDAGOGICAL PROCESS
Колесов Владимир Иванович
Профессор межфакультетской кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Лужского института (филиала) ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университета им. А. С. Пушкина», г. Санкт-Петербург, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ E-mail: vi [email protected]
Kolesov Vladimir I.
Professor at the Inter-faculty Department of Humanitarian and Natural Science Subjects, Luga Institute (branch) of Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, PhD in Education, Full Professor, Honorary Figure of Russian Higher Education E-mail: vi [email protected]
Смолонская Анна Николаевна
Доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина», г. Санкт-Петербург, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Smolonskaya Anna N.
Assistant Professor at the Department of Pedagogy and Learning Technologies, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Смолонский Сергей Игоревич
Ассистент кафедры педагогики и педагогических технологий ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина», г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье излагаются ключевые идеи управленческого аспекта в жизненных
Smolonskiy Sergey I.
Assistant Lecturer at the Department of Pedagogy and Learning Technologies, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. In the article the key ideas of the managerial aspect in life competencies as the
Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И. | Управленческий аспект в жизненных компетенциях.
художественно-эстетического воспитания. Рассматриваются особенности реализации модели управления в образовательной
компетенциях как основа целостного педагогического процесса на примере
basis for an integral pedagogical process on the example of artistic and aesthetic education are outlined. Features of the management model
implementation in the educational organization are considered, features and aspects of the
организации, указываются черты и аспекты
aesthetic development of children of younger
эстетического развития детей младших возрастов. ages are indicated.
Ключевые слова: жизненные компетенции, компетенции, управление в образовании, художественно-эстетическое воспитание, ценности.
Keywords: life competencies, competencies, management in education, artistic and aesthetic education, values.
Современные подходы развития и воспитания ребенка строятся на формировании всеохватывающих компетенций, связанных, в первую очередь, с пониманием явлений окружающего мира и общественных отношений.
При этом основные положения концепции «измерения инновационного развития образовательных систем заключаются в том, что система образования рассматривается как непрерывно развивающаяся многоуровневая последовательность образовательных пространств, обеспечивающая целостный инновационный процесс социального становления личности в разнокачественных жизненных пространствах социума» [1].
Особенности управленческого компонента в педагогике заключаются в тесной взаимосвязи со всеми элементами воспитательной системы, а также непосредственном влиянии на все ее составляющие.
Содержательная сторона подобного механизма предполагает следующие составляющие:
• определение конкретного образовательного потенциала художественно-эстетической и социально-направленной деятельности образовательной организации;
• конкретизация содержательной составляющей в соответствии с обозначенным заранее ценностным компонентом и критериальной базой эффективности заявленной модели;
• разработка и поддержание обратной связи в конкретной управленческой модели образовательной организации;
• четкое разграничение целей и задач отдельных структур системы управления от уровня работы с небольшим детским коллективом до всей организации, а также на уровне взаимодействия с иными структурами.
В данном случае реализация подобной системы подразумевает следование принципам демократичности и согласованности с привлечением всех участников образовательного процесса.
Ключевым моментом здесь становится следование общей цели, которая заключается в совместной работе всех заинтересованных сторон, построенной на основе добровольности и личной ответственности.
Не исключением является и художественно-эстетическое воспитание детей, которое находится в определенного рода обособленности, поскольку в нем раскрываются пути выражения внутреннего мира ребенка и способы интерпретации чувственной сферы других людей. Указанный аспект позволяет реализовывать практически безграничный диалог как на межличностном, так и межкультурном уровнях.
Художественно-эстетическое воспитание целесообразно рассматривать как систематизированный педагогический процесс, целью которого является стимулирование способностей воспринимать красоту окружающего мира, осознавать и интерпретировать искусство и культуру с различных точек зрения, а также развитие умения раскрывать внутренний мир и собственные переживания выразительными средствами [2].
Традиционно художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста обуславливается особенностями личностно-возрастного развития, что позволяет выявить следующие задачи [3]:
• формирование способностей воспринимать окружающий мир, образы, включенные в него, эмоциональные и чувственные составляющие, отношения с нравственно-эстетических позиций;
• заложение основ чувственно-эстетического сознания через развитие чувственно-образной сферы, знакомство с нравственными эталонами и культурно-эстетическими образцами;
• развитие начальных навыков художественно-эстетического восприятия и творческой деятельности;
• выявление и стимулирование художественно-эстетических способностей [4].
Однако применение личностно-ориентированного, аксиологического, системного
и деятельностного подходов при формулировке современной концепции художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста позволяет расширить круг представленных задач следующими [5]:
• формирование навыков контроля и выражения собственных переживаний и чувств общественно одобряемым способом, нивелирование отрицательных и стимулирование положительных эмоций через творческую самореализацию;
• укрепление и развитие мелкой моторики и глазных мышц через работу с изобразительными инструментами, что также оказывает благоприятное влияние на обучение письму;
• совершенствование сферы восприятия через понимание разнообразия цветов и красок, форм объектов окружающего мира, типов линий, различий между текстурами и способами передачи их в рамках художественной деятельности;
• развитие умения находить множество вариантов решения одной задачи, в том числе нестандартных, через осмысливание мотивов выбора цвета, формы и других характеристик изображаемого предмета, персонажа или явления;
• формирование понимания разницы мнений и позиций через сравнение точек зрения на отображение одного и того же объекта, персонажа или явления разными авторами, а также детьми в ходе художественно-изобразительной деятельности;
Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И. | Управленческий аспект в жизненных компетенциях...
• воспитание целостной картины мира, в которой конкретная культура является следствием особенности искусства определенного времени и местности, в том числе и современности [6];
• реализация инклюзивного образования через ситуацию успеха, поскольку самовыражение средствами художественно-изобразительной деятельности носит уникальный характер вне зависимости от способностей, физических и психических особенностей;
• построение преемственных связей между художественно-эстетическим воспитанием и другими направлениями работы, поскольку универсальность искусства позволяет внедрять в него факты из различных сфер жизни.
При этом построение концепции художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста предполагает реализацию следующих условий [7]:
• признание за искусством, культурой и окружающей действительностью ведущей роли в художественно-эстетическом воспитании;
• построение преемственных связей между художественно-эстетическим воспитанием и воспитательно-образовательной деятельностью с целью совершенствования сферы восприятия, образного и креативного мышления;
• построение работы педагога в направлении художественно-эстетического воспитания, учитывающей личностные и возрастные особенности детей;
• включение широкого спектра видов искусства (изобразительное, музыкальное, театральное, декоративно-прикладное, литературное, архитектурное и др.) в работу по художественно-эстетическому воспитанию, что будет способствовать формированию глубинного понимания взаимосвязи окружающего и внутреннего мира, переплетающихся при помощи изобразительных средств;
• упор на развитие образности мышления, а не шаблонной передачи объектов, персонажей или явлений при занятии с детьми художественно-изобразительной деятельностью;
• признание работы каждого ребенка как уникальной и неповторимой, вне зависимости от эстетических представлений педагога [8];
• создание соответствующей среды, способствующей художественно-эстетическому воспитанию детей, которая содержит как примеры произведений искусства знаменитых мастеров, так и детские работы;
• приверженность вариативным формам, методам и направлениям работы в рамках художественно-эстетического воспитания.
Таким образом, концепция художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте предполагает нацеленность и приверженность формированию целостной картины мира вокруг ребенка, образности, креативности, нестандартности мышления и воображения, чувства эмпатии и сопереживания, эмоциональной свободы. В связи с этим содержательные и технологические компоненты реализации рассматриваемой концепции должны быть направлены на развитие навыков восприятия и интерпретации объектов и явлений окружающей реальности, их творческому переосмыслению в соответствии с собственными представлениями и ощущениями, формирование способности воспринимать природную и эстетическую красоту, умение сочувствовать и оказывать помощь.
Список литературы
1. Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И. Сущность инновационного развития современного образования в контексте системы измерения // Школа будущего. - 2017. - № 6. - С. 79-89.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 344 с.
3. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Быстрай Е. Б. Приоритеты дошкольного образования: культура, экология и здоровье: моногр. - Челябинск: Цицеро, 2017. - 149 с.
4. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 100-110.
5. Seefeldt C. Early Education: Three, Four, and Five Year Olds Go to School: 2nd ed. -Cambridge: Pearson, 2005. - 336 p.
6. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.: Зимородок, 2006. - 418 с.
7. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2010. - 416 с.
8. Куревина О. А., Селезнева Г. Е. Путешествие в прекрасное. Ч. 1: учеб. пособие. - М.: Баласс, 2005. - 64 с.
References
1. Kolesov V. I., Smolonskaya A. N., Smolonskiy S. I. Sushchnost innovatsionnogo raz-vitiya sovremennogo obrazovaniya v kontekste sistemy izmereniya. Shkola budush-chego. 2017, No. 6, pp. 79-89.
2. Grigoryeva G. G. Razvitie doshkolnika v izobrazitelnoy deyatelnosti: ucheb. posobie dlya stu-dentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 1999. 344 p.
3. Tyumaseva Z. I., Orekhova I. L., Bystray E. B. Prioritety doshkolnogo obrazovaniya: kul-tura, ekologiya i zdorovye: monogr. Chelyabinsk: Tsitsero, 2017. 149 p.
4. Adaskina A. A. Osobennosti proyavleniya esteticheskogo otnosheniya pri vospriyatii deystvitelnosti. Voprosy psikhologii. 1999, No. 6, pp. 100-110.
5. Seefeldt C. Early Education: Three, Four, and Five Year Olds Go to School: 2nd ed. Cambridge: Pearson, 2005. 336 p.
6. Komarova T. S. Shkola esteticheskogo vospitaniya. Moscow: Zimorodok, 2006. 418 p.
7. Kozlova S. A. Doshkolnaya pedagogika. Moscow: Akademiya, 2010. 416 p.
8. Kurevina O. A., Selezneva G. E. Puteshestvie v prekrasnoe. Part 1: ucheb. posobie. Moscow: Balass, 2005. 64 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 5