УДК 37 ББК 74
ЗНАЧИМОСТЬ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
I В.И. Колесов, А.Н. Смолонская, С.И. Смолонский
Аннотация. В статье рассматривается проблема семьи, актуальная для государства, общества и школы. На государственном уровне для помощи семье создаются различные программы, такие как национальный проект «Российская семья»; со стороны общества — различные социальные организации и общественные объединения: служба социальной защиты, психологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и др.
Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи, взаимодействие семьи и школы, семейное воспитание, мировоззрение ребенка, потребность семьи, семейные отношения.
IMPORTANCE OF FAMILY AND FAMILY EDUCATION IN MODERN SOCIETY
I V.I. Kolesov, A.N. Smolonskaya, S.i. Smolonskiy
Abstract. The article deals with the topical issue of the family for the state, ]]] school society. At the state level, various programs are created to help the family, such as the national project Russian Family to support motherhood and childhood. On the part of the society, various social organizations and public associations are created such as social protection service, psychological assistance municipal centers of work with children, etc.
Keywords: educational potential of the family, family and school interaction, family upbringing, child's worldview, family need, family relations.
Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной ответственностью, взаимной помощью. Этот древней-
ший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм до современных форм семейных отношений. Одной из важнейших задач российского государства является
172
забота о российской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан. У государства прямая заинтересованность в упорядочении брачно-се-мейных отношений, и ее крепость во многом определяет крепость общества в целом. В связи с этим был утвержден «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1955 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [1].
Существует множество разнообразных типов семей, которые можно классифицировать следующим образом:
1. По структуре: полные и неполные семьи.
2. По материальной обеспеченности: семьи с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком (обеспеченная); с низким материальным достатком (малообеспеченная); нуждающиеся (за чертой бедности).
3. По воспитательному потенциалу: социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семьи; социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении; социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении; воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними; воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная (с алколгольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); правонарушительная; преступная; психически отягощенная; воспитательно-неустойчивая; воспитательно-устойчивая; воспитательно-сильная.
4. По направленности, семьи ориентированные на: деятельность; общение; самоудовлетворение (эгоистическая).
5. По взаимоотношениям: гармоничная; компромиссная; неустойчивая; мнимая; конфликтная; резко конфликтная; потребительская.
6. По социально-правовой устойчивости: Социально-устойчивая; социально-неустойчивая; асоциальная; криминогенная [2, с. 43].
Таким образом, классификация типов семей очень многогранна.
Семья — сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. К таким функциям следует отнести:
• хозяйственно-бытовую;
• экономическую;
• рекреативную, или психологическую;
• воспитательную;
• репродуктивную.
Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости [3, с. 164].
Только тогда человек приобретает ценность для общества, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты харак-
тера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл [4, с. 60].
Существует также термин «семейное воспитание». Это процесс взаимодействия детей и родителей. В первую очередь, воздействие на детей со стороны членов семьи. Целью семейного воспитания является достижение определенных результатов. Семья оказывает решающее влияние как на физическое, так и на духовное развитие ребенка. Поскольку это одновременно и воспитательная среда, и среда, где ребенок проводит большую часть времени, то есть, среда обитания. Даже в условиях, когда ребенок посещает образовательное учреждение, семья остается решающим фактором в воспитании ребенка [5, с. 179].
Семья — это живой, постоянно меняющийся организм. На нее оказывает влияние внешняя среда: СМИ, ближайшее окружение, экономические условия и пр. Но при этом, несмотря на изменчивость, за редким исключением, именно семья оказывает прямое влияние на успешность формирования личностных качеств ребенка. Можно с уверенностью утверждать, что ребенок — это зеркальное отражение своей семьи.
От того, какое положение занимает ребенок в семье, какое влияние оказывают все члены семьи на конкретного маленького человечка, зависит развитие и становление его личности. Именно в семье ребенок берет образцы для подражания, именно авторитет членов семьи оказывается решающим фактором и зачастую непререкаемым [6, с. 110].
Система семейного воспитания должна строиться так же, как и обычная система воспитания в школе. То есть обязательно должны учитываться возрастные особенности ребенка. Кроме того, необходимо ориентироваться на его будущее. Ребенок изначально включен в систему преемственных видов деятельности. Именно в этом кроется особенность влияния семейного воспитания на ребенка младшего школьного возраста. В первую очередь, речь идет, конечно, о качества личности ребенка, таких как: уважение к старшим, уважение к труду, стремление быть решительным, смелым, самоутверждаться, быть лучше и пр. [7, с. 33].
Семейное воспитание напрямую влияет на мотивационную сферу младших школьников. В частности, вносит свой вклад в формирование мотивов и потребностей. Так, специалисты утверждают, что наиболее развитой системой иерархии мотивов и потребностей обладает только личность с так называемой общественной, социальной направленностью мотивов поведения. А такая направленность личности может быть создана только в системе семейного воспитания, в частности, у младших школьников [8, с. 149].
Существует типология семейных отношений, в частности, выделяются пять основных типов взаимодействия между семьей и детьми. Критерием является степень напряженности между родителями и детьми, а также последствия негативного влияния семьи на процесс развития ребенка.
Первый тип представляет собой идеальный вариант семейного воспитания. В таких семьях детей не только любят, но и уважают как личность.
174
Для семьи важным оказывается мнение ребенка, его мысли, его переживания, интересы. Отношения в таких семьях — доверительные, на ребенка никто не давит, родители стремятся тактично помочь в преодолении трудностей, однако не навязывая при этом своего мнения. Атмосфера в семье характеризуется откровенностью, доверием, равенством.
Второй тип — это так называемые отзывчивые семьи. В этом типе в семье существует строгая иерархия отношений. Между детьми и взрослыми существует дистанция, при этом каждый член семьи выполняет свои функции. В данном случае дети полностью подчиняются родителям, слушаются их. Атмосфера в семье спокойная, однако дети не обладают инициативой, родители являются непререкаемым авторитетом. Родители следят за детьми, интересуются их жизнью. Однако поскольку дети не инициативны, то связь между родителями и детьми не такая прочная. Хотя внешне данные семьи вполне благополучны.
Третий тип — это материально-ориентированные семьи. Главным в такой ячейке общества становится материальный достаток семьи. Дети растут, впитывая прагматизм взрослых. Их с детства приучают видеть во всем только выгоду. В результате духовное развитие подобных семей крайне бедное. Поскольку родители, стремясь, с их точки зрения, уберечь детей от опасностей современной жизни, тем самым фактически обедняют их внутренний мир. Однако такая бедность духовной жизни совсем не отменяет доверительных отношений между родителями и детьми. Отношения внутри семьи могут оставаться вполне благополучными и искренними.
Четвертый тип уже относится к негативным типам семейных отношений. Мнение детей здесь не уважается и не берется в расчет. Частыми являются телесные наказания. Отношения в семье враждебные. Дети растут асоциальными, не любят ни школу, ни семью.
Последний тип — самый негативный. Это так называемые антисоциальные семьи. Дети здесь не являются желанными, их не любят. Чаще всего родители аморальны по своему образу жизни, это может быть алкоголизм, наркомания, проституция, уголовные преступления. Дети рано или поздно из таких семей попадают в детские дома, а родители лишаются родительских прав [9, с .124].
От того, к какому типу семейных отношений принадлежит конкретная семья, напрямую зависит и выбор методов семейного воспитания. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Поскольку семьи все разные, то и методов огромное количество. В первую очередь, методы зависят от тех целей, которые преследуют родители. Кто-то хочет воспитать послушного ребенка, в результате методы подбираются такие, чтобы ребенок даже и не думал возражать. Кто-то считает, что ребенок должен быть самостоятельным и поощряет инициативность [10, с. 163].
Однако есть ряд общих условий, от которых зависит выбор методов семейного воспитания.
Во-первых, выбор зависит от того, насколько родители знают своих детей, их личностные качества, интересы, каковы его дела в школе и в отношениях с друзьями и т.д.
Второй фактор, напрямую влияющий на выбор методов семейного воспитания, — собственный опыт родителей: методы воспитания в их собственных семьях, взаимоотношения между родителями, желание быть примером для ребенка. В данном случае речь идет о наглядных методах воспитания.
Третий вариант — это так называемые практические методы. Их выбирают те родители, которые стремятся к совместной с детьми деятельности. И именно они дают наибольший эффект. В частности, интенсивное общение способствует налаживанию дружеской атмосферы и взаимопониманию.
Четвертый фактор — это уровень педагогической культуры родителей. Давно подмечено, что в семьях педагогов дети более образованны и воспитаны, более вежливы [11, с. 137].
Существуют так называемые типичные ошибки в семейном воспитании. Наиболее распространенной является желание родителей как можно быстрее закончить процесс воспитания, перевоспитать ребенка. Родители забывают о том, что воспитание длится всю жизнь. Вторая типичная ошибка — завышенный статус ребенка в семье: ребенок всего добивается криком, ему все позволяется, любые желания исполняются сию минуту, немедленно. Третий типичный вариант ошибки в семейном воспитании — чрезмерная жесткость, на грани жестокости. То есть ребенка наказывают за малейшее проявление несогласия с родителями. За шалости следуют телесные наказания [12, с. 166].
От того, какая форма взаимодействия с ребенком принята в данной
семье, зависит и развитие у ребенка оценки других людей и собственной оценки. В одном случае ребенку прививается с детства убеждение в своей исключительности, в другом случае ребенок будет убежден в своей ничтожности и недостатке ума. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей [13, с. 159].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что успех в формировании личностных качеств ребенка напрямую зависит от того, какие отношения существуют в семье, какие методы и приемы воспитания используют родители ребенка. Личность ребенка — это прямое отражение семейных взаимоотношений. В связи с тем, что семья напрямую влияет на успешность формирования личности ребенка и, в конечном итоге, на мотивацию в учебной деятельности, современной семье требуется помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника и его интереса к обучению [14, с. 279].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания [Текст] / В.И. Загвязинский. — М.: ИЦ Академия, 2012.
2. Елфимова, Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Н.Е. Елфимова. — М.: Просвещение, 2001.
3. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. - СПб., 2000.
4. Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. — М.: ИСР, 1995.
175
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.:1996.
6. Берне, Р. Развитие «Я — концепции» и воспитание [Текст] / Р. Берне. — М.: Прогресс — 1986.
7. Спицин, П.П., Печерскнй, М.С., Чарлый, Б.М. Семья: тысячи проблем воспитания. — Пермь: Книжное издательство, 1988.
8. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика [Текст] / Н.А. Борисова. — М.: ВЛАДОС, 2009.
9. Бестужев-Лада, И. Ступени к семейному счастью [Текст] / И. Бестужев-Лада.
— М., 1985.
10. Миллер, А. В начале было воспитание [Текст] / А. Миллер. — М.: Акад. Проект, Фонд «Мир», 2013.
11. Леонтьев, А.П. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.П. Леонтьев. — М., 1977.
12. Нефедов, В.И., Щербань, Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.
13. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания [Текст] / В.И. Загвязинский.
— М.: ИЦ Академия, 2012.
14. Сироткин, Л.О. Формирование личности ребенка: проблема устойчивости [Текст] / Л.О. Сироткин. — Казань, 1992.
REFERENCES
1. Berns R., Razvitie "Ja koncepcii" i vospita-nie, Moscow, Progress, 1986.
2. Bestuzev-Lada I., Stupeni k semejnomu scastju, Moscow, 1985.
3. Borisova N.A., Specialnaja semejnajapeda-gogika, Moscow, VLADOS, 2009.
4. Elfimova N.E., Diagnostika i korrekcija mo-tivacii ucenija u doskolnikov i mladsih skol-nikov, Moscow, Prosvesenie, 2001.
5. Leontev A.P., Dejatelnost, soznanie, licnost, Moscow, 1977.
6. Markovskaja I., Moscow, Trening vzaimode-jstvija roditelej s detmi, Saint-Ptersburg, 2000.
7. Miller A., V nacale bylo vospitanie, Moscow, Akad. Proekt, Fond „Mir", 2013.
8. Nefedov V.I., Serban Ju.Ju., Iskusstvo vospi-tanija v seme, Minsk, 1971.
9. Obuhova L.F., Vozrastnaja psihologija, Moscow, 1996.
10. Sirotkin L.O., Formirovanie licnosti reben-ka: problema ustojcivosti, Kazan, 1992.
11. Socialnaja rabota s semej, ed. T.V. Seljag. Moscow, ISR, 1995.
12. Spicin P.P., Pecersknj M.S., Carlyj B.M., Semja, tysjaci problem vospitanija, Perm, Kniznoe izdatelstvo, 1988.
13. Zagvjazinskij V.I., Teorii obucenija i vospi-tanija, Moscow, IC Akademija, 2012.
176
Колесов Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Заслуженный работник высшей школы РФ, [email protected]
Kolesov V.I., ScD in Pedagogy, Professor, A.S. Pushkin Leningrad State University, Honored Worker of Higher School of Russia, [email protected]
Смолонская Анна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, [email protected]
Smolonskaya A.N., PhD in Pedagogy, Associate Professor, A.S. Pushkin Leningrad State University, [email protected]
Смолонский Сергей Игоревич, ассистент, кафедра социальной работы, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, [email protected]
Smolenskiy S.I., Assistant Professor, Social Work Department, A.S. Pushkin Leningrad State University, [email protected]