Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Дата публикации: 28.02.2021 УДК 373.2
В. П. ГоловАнов, Т. Е. Быковская, Н. Г. Пантелеева, С. Ю. Федорова, А. Л. Третьяков
Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода
Введение. На современном этапе вопросам взаимодействия человека с природой уделяется всё больше внимания, поскольку именно от его отношения к ней зависит будущее планеты Земля и каждого из нас - ответственного гражданина и патриота своей Родины. В последнее время отмечается особая роль в переориентации образования на цели и задачи устойчивого развития, при этом ведущее место отводится ресурсному подходу. Ресурсный подход способен претендовать на роль ядра новой концепции образования и дошкольного экологического образования, в частности. Стратегия ресурсного подхода должна сформироваться как альтернатива современным тенденциям экологического образования.
Цель статьи - научно-практическое и опытно-экспериментальное обоснование необходимости разработки методологической стратегии инновационной системы дошкольного экологического образования, основанной на ресурсном подходе.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 416 детей в возрасте от 4 до 7 лет; воспитатели в количестве 30 человек и родители детей в количестве 397 человек. Гендерный аспект при исследовании не учитывался. Базами исследования явились 28 дошкольных образовательных организаций Московской области. Методы исследования: педагогический анализ процесса экологического образования, анкетирование и обработка полученных данных. Применялся следующий диагностический инструментарий: анкета «Направления эколого-педагогической деятельности современного воспитателя»; анкета «Оценка уровня инновационного потенциала педагога дошкольного образования новой формации»; анкета «Анализ требований к развивающей среде, предъявляемых ФГОС ДО»; комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности всех участников образовательно-воспитательных отношений.
Результаты исследования. Выявлено, что только 12% респондентов верно и целесообразно выстраивает архитектуру воспитательно-экологической деятельности с детьми. 52% опрошенных родителей практически вообще не осведомлены о программных целях и задачах экологоориентированной воспитательной деятельности ДО. Значительное количество ответов (67%) родителей свидетельствуют о том, что в рамках социального института семьи присутствует ясное понимание необходимости экологического образования, но системная работа по данному направлению отсутствует. Среди 9% родителей Московской области ощущают информационный «голод» в части экологического образования своих детей.
Обсуждение и заключение. Эколого-развивающая среда ДОО, построенная на основе ресурсного подхода, оказывает положительное влияние на формирование основ экологической культуры дошкольников при следующих условиях: если имеет развивающий и здоровьесберегающий характер; достаточно информативная и ориентирована на зону ближайшего развития дошкольников; содержит традиционные и новые, необычные компоненты, способствующие переходу от простых форм деятельности ребенка к более сложным; компоненты предметной среды увязаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению и т.п.
Ключевые слова: ресурсный подход, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, экологическое дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, эколого-развивающая образовательно-воспитательная среда
Ссылка для цитирования:
Голованов В. П., Быковская Т. Е., Пантелеева Н. Г., Федорова С. Ю., Третьяков А. Л. Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 299-317. сМ: 10.32744^.2021.1.21
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Accepted: 14 January 2021 Published: 28 February 2021
V. P. Golovanov, T. E. Bykovskaya, N. G. Panteleeva, S. Yu. Fedorova, A. L. Tretyakov
Methodological strategy of modern preschool environmental education based on the resource approach
Introduction. In recent times, increasingly more attention is paid to the issues of human interaction with nature, since the future of the Earth and each of us - a responsible citizen and patriot of our Motherland - depends on his attitude towards it. Recently, a special role in the reorientation of education towards the goals and objectives of sustainable development has been assigned to the resource approach. The resource-based approach can claim to be the core of the new concept of education and preschool environmental education, in particular. The resource approach strategy should be formed as an alternative to modern trends in environmental education.
The purpose of the article is a scientific, practical and experimental substantiation of the need to develop a methodological strategy for an innovative system of preschool environmental education based on a resource approach.
Materials and methods. The study involved 416 children aged 4 to 7 years; 30 educators and 397 parents. The gender aspect was not taken into account in the research. The research bases were 28 preschool educational organizations of the Moscow region in the amount of institutions. Methods: pedagogical analysis of the process of environmental education, questioning and processing of the data obtained. The following diagnostic tools were used: the questionnaire "Directions of ecological and pedagogical activity of a modern educator", the questionnaire "Assessment of the level of innovative potential of a teacher of preschool education of a new formation", the questionnaire "Analysis of the requirements for the developing environment, presented by the Federal State Educational Standard"; the comprehensive questionnaire to determine the level of environmental competence of all participants in educational and upbringing relations.
Results. It was revealed that only 12% of respondents correctly and expediently build the architecture of educational and environmental activities with children. 52% of the parents surveyed are practically not at all aware of the program goals and objectives of the environmentally oriented educational activities of preschool education. A significant number of answers (67%) of parents indicate that within the social institution of family, there is a clear understanding of the need for environmental education, but there is no systematic work in this area. Among 9% of parents in the Moscow Region feel informational "hunger" in terms of environmental education for their children.
Discussion and conclusion. Ecological developmental environment of preschoolers based on the resource approach has a positive impact on the formation of the foundations of the ecological culture of preschoolers under the following conditions: if it has a developing and health-saving character; if it is sufficiently informative and focused on the zone of proximal development of preschoolers; if it contains traditional and new, unusual components that facilitate the transition from simple forms of child's activity to more complex ones; if the components of the subject environment are interconnected in content, scale, artistic solution, etc.
Keywords: resource approach, preschool education, preschool children, ecological preschool education, preschool educational organization, ecological developing educational and educational environment
For Reference:
Golovanov, V. P., Bykovskaya, T. E., Panteleeva, N. G., Fedorova, S. Yu., & Tretyakov, A. L. (2021). Methodological strategy of modern preschool environmental education based on the resource approach. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 49 (1), 299317. doi: 10.32744/pse.2021.1.21
_Введение
е настоящее время в системе дошкольного образования происходит смена ценностных ориентаций в направлении поиска общечеловеческих смыслов, определяющих эффективность процесса формировании экологической культуры детей. На современном этапе вопросам взаимодействия человека с природой уделяется всё больше внимания, поскольку именно от его отношения к ней зависит будущее планеты Земля и каждого из нас - ответственного гражданина и патриота своей Родины. Поэтому для нашего времени характерна активизация гуманистических тенденций в отношении к природе, воспитания у подрастающего поколения экологической культуры и ответственности. Потребительское отношение к природе напрямую связано с процессом образованности населения. Сегодня в средствах массовой коммуникации постоянно освящаются вопросы экологии и охраны природы, в педагогической науке остро ставится проблема формирования экологически целесообразного взаимодействия человека с природной средой. Однако практика взаимодействия каждого конкретного человека с природой, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Многие исследователи настоятельно рекомендуют включать в содержание дошкольного, основного, среднего, специального, дополнительного и высшего образования рассмотрение экологических проблем.
Так, учёные-практики из Института стратегии развития образования Российской академии образования Т.П. Афанасьева и Г.П. Новикова отмечают, что критическая оценка целей эколого-образовательной деятельности детского сада и технологии разработки инновационной модели выпускника дошкольной организации, основанной на результатах современных отечественных и зарубежных эколого-педагогических исследований - успешный фактор развития устойчивого общества [1].
Доцент Московского городского педагогического университета Т.Н. Богуславская доказывает в своей работе, что доступность дошкольного образования в России зависит, в том числе и от способов предоставления качественного дошкольного экологического образования. Исследование представляет собой современную типологию вариативных эколого-педагогических форм обеспечения доступности качественного дошкольного экологического образования [2].
Действительный член Международной академии наук педагогического образования, доцент Т.Е. Быковская в своей системообразующей статье о стратегических ориентирах развития современного института семьи отмечает, что ценностные ориентации представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направленность, в том числе и на примере дошкольной эколого-педагогической системы. По системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития социума в целом, а также микросоциума - в нашем случае это эколого-дошкольная образовательно-воспитательная среда мира детства [3].
Доцент кафедры психологии и педагогики образования И.В. Вологдина Московского психолого-социального университета акцентирует внимание на проблеме осмысления и практического применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном образовании. Учёный-практик раскрывает группы методов здоровьес-
берегающих эколого-образовательных технологий обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и основные направления структурообразующих компонентов здоровьесберегающих эколого-педагогических технологий в системе дошкольного и начального образования на современном этапе социокультурных и цифровых трансформаций [4].
Доцент кафедры теории и истории педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена И.В. Гладкая определяет палитру педагогической деятельности университетского педагога в профессиональной подготовке специалиста сферы образования, направленного на реализацию и формирование экологического мировоззрения субъектов образования и воспитания в меняющейся среде [5; 6].
Методолог современной отечественной системы дополнительного образования профессор В.П. Голованов раскрывает субъектно-деятельностный подход в дополнительном экологическом образовании детей. Обосновывается пространственный аспект инфраструктуры дополнительного экологического образования детей, когда сфера дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях рассматривается как пространство детства. Отмечается роль педагога дополнительного образования как организатора личного эколого-образовательного пространства детства [7; 8].
Исследовательский коллектив Московского государственного областного университета и Московского педагогического государственного университета - Г.Е. Жукова, В.С. Головачев и В.Н. Суворова - отмечают, что вопросам просвещения в сфере экологии на этапе дошкольной ступени образования уделяется большое значение. Стоить признать весомый вклад в решение данного вопроса современных ученых и педагогов-практиков, но все же, остаются не до конца изученные некоторые аспекты. В частности, не в полной мере раскрыты возможности экологического просвещения детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия учреждений образования (дошкольные группы) и учреждений культуры (детские библиотеки). Это объединение должно быть не формальным, а логическим. Все это будет, на наш взгляд, способствовать более глубокому анализу и осмыслению изучаемого данного феномена [9].
Ведущие специалисты России в сфере социальной психологии Н.И. Калаков и О.В. Кобелева рассматривают адаптацию человека в процессе его личностного развития. Процесс адаптации рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих развития личности как субъекта социальной среды, в соответствии с его позитивной ролью во взаимоотношениях с другими людьми, с общественной значимостью его жизненных целей и стоящих за ними мотивов, способов поведения и средств применительно к своим целям и задачам в контексте его социально-экологического развития [10; 11].
Начинать эколого-педагогическую работу необходимо с дошкольного детства, поскольку данному возрасту присущ бескорыстный интерес к объектам природы, любознательность и наблюдательность детей становятся основой для экологического кругозора и эрудиции, а особенности их эмоциональной сферы способствуют формированию бережного отношения ко всему окружающему их миру.
Внедрение в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [22] вызвало активную публикационную деятельность российских исследователей по вопросам экологического образования. Многие авторы обращают внимание на первую ступень образовательной лестницы личности - ступень дошкольного образования, где большое вни-
мание должно уделяться экологическому образованию и новым направлениям его организации в дошкольных образовательных организациях современной Российской Федерации. Наряду с этим, авторы акцентируют внимание на проблемных ситуациях, связанных с внедрением ФГОС ДО и СанПиНа в части организации экологического образования, образовательный эффект которого достичь не всегда возможно во всех отечественных детских садах. Также обращено внимание педагогической общественности и социального сектора на необходимость формирования экологического климата в дошкольных организациях в условиях устойчивого развития.
Следуя рекомендациям ФГОС ДО, вся эколого-образовательная деятельность дошкольников строится на основе принципов личностно-ориентированного, деятельного подхода, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
Всё это говорит о том, что вопросам формирования нового экологического сознания личности в современном образовании уделяется серьёзное внимание и на процесс стихийного развития просто не остаётся времени. Нужно использовать все возможности дошкольной организации оказывать воздействие на формирование экологической культуры детей и их родителей.
В теории, методике и практике дошкольного экологического образования применяются различные подходы.
Представители информационного подхода (И.И. Комарова [12; 13], Н.Г. Пантелеева [20], Э.П. Печерская [21], Т.Н. Мельников [28]), аксиологического (Н.С. Крамаренко [15; 16]), технологического (С.Н. Николаева [18], Н.А. Рыжова [18]) и комплексного (Т.С. Комарова [14; 19], Е.А. Петровичева [31], С.Ю. Федорова [23; 24]) подходов представляют экологическую культуру как набор компонентов этой культуры, относительно независимых друг от друга.
Представители второго, системного направления (Т.Е. Быковская [3], В.П. Голованов [7], Т.С. Комарова [14]) рассматривают экологическую культуру как системное образование, в котором все компоненты тесно взаимосвязаны и развиваются на основе обобщения знаний о существенных связях в природе (системных знаний).
Рассмотрим зарубежный опыт освещения феномена экологического образования в дошкольном детстве.
По мнению тайваньского исследователя S.-C. Fang, в настоящее время экологические проблемы создают угрозу для устойчивости окружающей среды, такую как глобальное потепление, загрязнение воздуха в городах, нехватка воды, шум окружающей среды и утрата биоразнообразия. Коренная причина этих проблем - это поведение человека. Учёный считает, что необходимо создавать интегрированное дошкольное экологическое образование [29].
Американскими исследователями E.R. Hahn, M.K. Garrett в рамках исследования экологической культуры детей дошкольного возраста был проведен опрос, выявляющий отношение дошкольников к загрязнению окружающей среды. Трёхлетние дети приравнивают поведение, наносящее вред окружающей среде, к поведению, нацеленному на людей. Старшие дошкольники, однако, оценивали поведение, которое наносило вред людям, как худшее, чем те, которые наносили вред окружающей среде. В совокупности данное исследование предоставляет собой предварительные доказательства того, что дети в возрасте от 3 до 7 лет воспринимают экологическое поведение людей именно с моральной точки зрения [30].
По мнению учёных из университета Мадрида, J.A. Corraliza и S.Collado, до недавнего времени изучение экологических убеждений и установок было сосредоточено на взрос-
лых. Однако необходимо лучше понимать и узнавать экологическую сознательность детей, поскольку это позволит будущим поколениям легче воспринимать требования,
w w п
связанные с защитой окружающей среды. В данном исследовании подчеркивается важность экологического опыта в детстве для развития проэкологических отношений. Авторы обсуждают различные данные об экологической осведомленности испанских детей, измеренные с помощью шкалы Новой экологической парадигмы и шкалы восприятия окружающей среды детьми. Особое внимание исследователями отводится пониманию ценности опыта общения детей дошкольного возраста с природой [25].
В зарубежной статье J.A. Corraliza, S. Collado и L.Bethelmy «Испанская версия новой шкалы экологической парадигмы для детей» представлена испанская версия шкалы новой экологической парадигмы для детей дошкольного возраста, рассматриваются экологические убеждения дошкольников в соответствии с социально-демографическими данными, а также взаимосвязь между экологическими убеждениями детей и поведением, направленным на защиту окружающей среды. Результаты исследования показывают, что экологическое мировоззрение детей дошкольного возраста можно описать с помощью измерения, называемого общим экоцентризмом. Кроме того, дисперсионный анализ, представленный в данной научной публикации, показал, что дети из сельских районов демонстрируют более экоцентрическое мировоззрение, чем дети из городских районов [26].
Как полагают специалисты из Греции, F. Venetsanou и A. Kambas, что такие особенности семьи, как социально-экономический статус, уровень образования матери и наличие братьев и сестер, могут влиять на экологическую компетентность детей. Дошкольные центры также стали важными институтами для развития детей из-за большого количества времени, которое дети проводят в них в настоящее время. Более того, социокультурный контекст, в котором воспитывается ребенок, формирует определенные требования к его экологическому поведению и др. [32].
Анализ исследований последних лет приводит к заключению, что особая роль в переориентации образования на цели и задачи устойчивого развития отводится ресурсному подходу. По всей вероятности, именно ресурсный подход способен претендовать на роль ядра новой концепции образования и дошкольного экологического образования, в частности. Стратегия ресурсного подхода должна сформироваться как альтернатива современным тенденциям экологического образования.
Ресурсный подход к организации экологического образования дошкольников обеспечивает интеграцию ресурсов дошкольной образовательной организации, семьи и общества в целом. Именно при таком подходе происходит экологизация различных видов деятельности ребенка, большое внимание уделяется целенаправленному соединению и трансформации индивидуальных ресурсов педагогов, ребенка и родителей в результаты реализации поставленных целей.
Цель данной статьи - научно-практическое и опытно-экспериментальное обоснование необходимости разработки методологической стратегии инновационной системы дошкольного экологического образования, основанной на ресурсном подходе.
_Материалы и методы
В исследовании приняли участие 416 детей в возрасте от 4 до 7 лет; воспитатели в количестве 30 человек и родители детей в количестве 397 человек. Гендерный аспект
при исследовании не учитывался. Базами исследования явились дошкольные образовательные организации Московской области в количестве 28 учреждений.
Исследование проводилось научно-педагогическими работниками кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета на протяжении всего 2019-2020 учебного года (с сентября по июнь соответственно).
Цель исследования - научно-практическое и опытно-экспериментальное обоснование необходимости разработки методологической стратегии инновационной системы дошкольного экологического образования, основанной на ресурсном подходе.
Задачи исследования:
1. Анализ современного состояния теории и практики дошкольного экологического образования;
2. Выявление экологической образованности у всех участников образовательно-воспитательных отношений;
3. Разработка и апробация проекта, направленного на определение системообразующей методологической стратегии современной системы экологического образования детей дошкольного возраста, основанной на ресурсном подходе.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ эколо-го-педагогической деятельности, эмпирические (анкетирование, наблюдение); обработка полученных исследовательских данных (методы математической статистики).
Применялся диагностический инструментарий: анкета «Направления эколого-пе-дагогической деятельности современного воспитателя», анкета «Оценка уровня инновационного потенциала педагога дошкольного образования новой формации», анкета «Анализ требований к развивающей среде, предъявляемых ФГОС ДО», комплексный опросник для определения уровня экологической компетентности всех участников образовательно-воспитательных отношений.
При разработке методологии ресурсного подхода к экологическому образованию в ДОО мы учитывали и некоторые более ранние результаты наших собственных исследований [17; 27].
По результатам исследования, которые отражены в следующем разделе статьи, спроектированы возможные пути развития, организации и содержания экологического образования в условиях ДОО в контексте ресурсного подхода; а также решены поставленные исследовательские задачи.
_Результаты исследования
На базе кафедры дошкольного образования факультета психологии Московского государственного областного университета проводятся исследования, направленные на определение качества организации экологического образования в условиях дошкольных образовательных организаций Московской области. С этой целью предложены различные подходы к оценке ресурсного потенциала ДОО в экологическом образовании детей (см. табл. 1).
В ходе исследования нами было выявлено несколько групп ресурсов, которые используют дошкольные организации в осуществлении экологического образования детей: человеческие ресурсы, информационно-методические, материально-технические и организационные ресурсы. Рассмотрим подробно каждый из ресурсов.
Таблица 1
Типы подходов к оценке ресурсного потенциала ДОО
Виды оценки ресурсного потенциала
Медико-биологическая оценка Технологическая оценка Психолого-эстетическая оценка Экономическая оценка
Отражает влияние природных факторов на организм человека Отражает взаимодействие человека и природной среды Оценка эмоционального воздействия природного ландшафта и его компонентов на человека Отражает экономический эффект для человека: минеральные воды, лечебные грязи, леса, поверхностные воды, природные национальные парки
Человеческий ресурс обеспечивает качественную реализацию комплексных и парциальных программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Воспитатель детского сада - это носитель и созидатель экологической культуры, который своим поведением и действием создаёт образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней; учит сопереживать и прививает детям эмоционально-позитивное отношение к природе. Профессионализм в решении проблем и задач экологического образования детей дошкольного возраста определяется, на наш взгляд, прежде всего, наличием личностной позицией педагога. Субъектную позицию педагога дошкольного образования мы рассматриваем, как особое развивающееся качество его личностной позиции — ответственное отношение к профессиональной деятельности, владение теорией и методикой экологического воспитания и образования, создание благоприятной атмосферы жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Таблица 2
Направления развития экологической компетентности воспитателя дошкольной
образовательной организации
Формирование экологического сознания Профессионализм и педагогическое мастерство Инновационный потенциал
- осознание глобальных проблем в окружающей природе; - понимание важности формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. - владение закономерностями и механизмами организации процесса экологического воспитания; - включённость в исследовательскую, практическую и рефлексивную экологическую деятельность - внедрение новой гуманистической модели экологического воспитания и образования в практику работы ДОО; - создание благоприятной атмосферы жизнедеятельности детей в ДОО^
п " ^
В своей педагогической деятельности воспитатель реализует самые различные направления экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Диагностика инновационного потенциала педагогических кадров свидетельствует о том, что в дошкольных образовательных организациях можно выделить самые разнообразные формы организации инновационной деятельности. Широко применяются игровые технологи: игры путешествия; сюжетно-ролевые игры; игры-эксперименты; развивающие игры по основам здорового образа жизни и безопасного поведения в природе; пальчиковые игры с применением разных природных материалов и др.
Таблица 3
Направления экологического образования
Познавательное Познавательно-развлекательное Познавательно-практическое Исследова-тельское
- познавательные - экологические сказки, - трудовая деятельность - решение экологических
занятия, походы и развлечения, праздники, в уголке природы и на ситуативных задач;
экскурсии в природу; викторины, досуги; участке; - детские экологические
- составление - экологические конкурсы, - организация проекты;
экологических карт; КВН; выставок и экспозиций - занимательные опыты,
- наблюдения за - вечера вопросов и экологической эксперименты
явлениями живой и ответов экологической направленности;
неживой природы; направленности; - участие в
- чтение литературы - просмотр и создание природоохранительных
экологической экологических акциях
направленности; мультфильмов
- заучивание стихов,
потешек, пословиц,
загадок экологической
направленности;
- дидактические,
подвижные игры
экологической
направленности
Большое внимание уделяется также проектной деятельности. На разных возрастных группах и по разным тематикам с детьми, родителями реализовывались проекты: «Загадки муравейника», «Росточек», «Азбука правильного питания», «Добрые крышечки», «Эколята-защитники природы» и др.
Коллекционирование пуговиц, гербариев, спилов деревьев для определения возраста и другого природного материала позволяет решать с детьми разные познавательные задачи, формировать поисковую самостоятельную деятельность детей. Вопросы, проблемные ситуации побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия, поиску средств решения.
Оценка уровня инновационного потенциала педагогов показала, что есть проблемы по освоению и внедрению новшеств в систему экологического дошкольного образования.
Рисунок 1 Оценка уровня инновационного потенциала педагога дошкольного
образования новой формации
Проведённое нами исследование свидетельствует о том, что есть необходимость изменения системы организации инновационной деятельности педагогов дошкольных организаций: целенаправленно и последовательно создавать условия для освоения (внедрения) новшеств; собственной разработки новшеств; проведения педагогических экспериментов; передачи собственного опыта и разработок.
Без введения новшеств и их эффективного использования в ДОО, невозможно повысить качество экологического образования детей. Внедрение инноваций в образовательно-воспитательный процесс ДОО требует изменения направлений педагогической деятельности воспитателя в области экологического образования:
• серьёзное внимания уделять созданию предметно-пространственной экологической среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
• разрабатывать новые механизмы и способы реализации ФГОС ДО в области экологического образования;
• внедрение инновационных форм сотрудничества с родителями воспитанников.
Семья воспитанников, по нашему мнению, это также внутренний ресурс, повышающий качество экологического образования детей. Результаты исследования сформированности экологической культуры дошкольников в дошкольных организациях Подмосковья, определили необходимость построения более эффективной работы ДОО не только с детьми, но их родителями. Педагогическую состоятельность родителей в формировании основ экологической культуры дошкольников, мы выявляли с опорой на разработанные критерии и показатели педагогической культуры родителей.
Только 12% респондентов верно и целесообразно выстраивает архитектуру воспитательно-экологической деятельности с детьми. 52% опрошенных родителей практически вообще не осведомлены о задачных целях экологоориентированной воспитательной деятельности ДО
Значительное количество ответов (67%) родителей свидетельствуют о том, что в рамках социального института семьи присутствует ясное понимание необходимости экологического образования, но системная работа по данному направлению отсутствует. Среди 9% родителей Московской области ощущают информационный «голод» в части экологического образования своих детей [17].
На основании этих данных можно утверждать, что ресурс ответственного ро-дительства сформирован слабо, так как часто направлен на удовлетворение в основном материальных потребностей детей; ограничен потребительским отношением родителей к дошкольной организации; характеризуется дефицитом экологической культуры родителей.
Исследование направлений и форм организации работы ДОО с семьей свидетельствует о том, что взаимодействие ориентировано на повышение компетентности родителей в экологическом образовании их детей.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном организации является правильно созданная экологизация развивающей среды.
В настоящее время в Подмосковье создаются экологические комплексы во многих дошкольных образовательных организациях, которые отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Таблица 4
Направления работы ДОО по формированию экологической культуры родителей
дошкольника
1 Экологическая информация • Данные об экологической ситуации города, жилого массива, где живут и отдыхают дети. • Знакомство с правилами поведения в экстремальных ситуациях. • Выращивание экологически безопасного урожая. • Безопасные комнатные, лекарственные, пищевые растения. • Домашние животные и их содержание в доме.
2 Совместная деятельность с детьми • Экскурсии и походы вместе с детьми. • Подготовка и участие в экологических праздниках, конкурсах, досугах. • Сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, значков, фотографий для экологической комнаты. • Организация и участие в выставках рисунков, макетов, поделок из природного и бросового материала. • Помощь в оборудовании и оснащении экологической комнаты, центра природы, лаборатории, экологической тропы, библиотеки. • Участие в природоохранных акциях.
Таблица 5
Анализ требований к развивающей среде, предъявляемых ФГОС ДО
№ п/п Требования Показатели экологической среды Кол-во (в %)
1. Развивающий характер среды Среда достаточно информативная и ориентированная на зону ближайшего развития дошкольника; содержит традиционные и новые, необычные компоненты, способствующие переходу от простых форм деятельности ребенка к более сложным. 52%
2. Соответствие среды структуре когнитивной деятельности ребёнка Организация процесса познания свойств и качеств природных явлений посредством наблюдений, экспериментирования и опытной деятельности. 68%
3. Вариативность среды Насыщение жизненного пространства ДОО разнообразными, трансформирующимися природными средствами и материалами. 36%
4. Здоровьесберегающий характер среды Использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров групповых комнат и территории дошкольного учреждения; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе. 82%
5. Эмоциогенность и индивидуальная комфортность среды Оборудование зон уединения, способствующих снижению нервно-психической напряженности; создание активных зон, побуждающих взаимодействовать с различными элементами природной среды. 54%
Результаты исследования сформированности основ экологической культуры дошкольников показали, что проблема организации и использования развивающей среды в практике экологического воспитания ДОО существует и требует решения. Одним из подобных решений может стать проект, целью которого является осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единой эколого-развивающей среды в ДОО.
Согласно реализации проекта - обогащения эколого-развивающей среды ДОО на основе ресурсного подхода, территория прогулочного участка детей дошкольного возраста была условно подразделена на три основных зоны:
• спокойную, на которой подразумевалось проведение спокойных игр, художественно-эстетическая и креативная деятельность, релаксация и отдых детей;
• зону средней интенсивности, предназначенную для познавательно-экспериментальной деятельности детей;
• зону высокой интенсивности, на которой предполагалось проводить подвижные игры, физкультурно-экологические досуги.
В зоне отдыха была установлена круговая скамья из пеньков, а в середине в весеннее время предполагалось разбить клумбу с цветами (ноготками, бархатцами, анютиными глазками, астрами и т.п.). Весной педагог вместе с детьми будет выращивать рассаду, высаживать её в грунт, а затем вместе прослеживать развитие растений до созревания и сбора семян. Поскольку зона отдыха не способно вместить все количество детей группы, то по разработанному плану данная территория задействовалась для индивидуальной работы с дошкольниками или работы с небольшой группой. Возможные формы работы в зоне отдыха - беседы на экологическую тематику, сезонные наблюдения, речевые игры, например, на закрепление названий растений, птиц и др., чтения экологической литературы. Можно предложить детям сделать зарисовки привлекательного для них объекта природы на специальных планшетах для рисования, заменяющих стол.
На веранде был организован уголок экспериментирования, который имеет место быть не только в групповых комнатах, но и на улице. Содержащиеся в нём оборудование и материалы позволяли проводить незапланированные опыты и эксперименты, возникшие по инициативе детей. Также доступность такого уголка для детей способствовала развитию самостоятельной поисковой деятельности детей.
Спортивно-оздоровительная зона прогулочного участка была предназначена для двигательной активности детей. Мы руководствовались тем, что непрерывность экологического воспитания в ДОО происходит и во взаимосвязи с физическим развитием детей. Детей дошкольного возраста также можно активно знакомить с туристской деятельностью в природе, в ходе которой решаются задачи экологического воспитания и образования детей 3-7 лет.
Общую территорию детского сада можно расширить за счёт организованных клумб, подготовка которых началась осенью. Территория ДОО позволяет разбить ещё несколько больших цветников, уход за которыми предполагалось осуществлять в совместной деятельности взрослых и дошкольников. Весной было запланировано высадить цветы, рассада которых также заготавливалась вместе с дошкольниками.
Зона отдыха и релаксации планировалась и на общей территории детского сада, где дети могли бы уединиться, отдохнуть, пообщаться со сверстниками, родителями. Осенью на беседке был посажен виноград - растение, отличающееся скоростью роста, обилием листьев, которые создают сплошной покров. В дальнейшем дети смогут вести длительное наблюдение (с весны до осени) за ростом и развитием данного растения - от появления первых листочков и «расползания» по периметру беседки до появления первых плодов и их созревания.
Рядом с зоной отдыха находится пустой, каменистый участок, на котором с трудом приживались растения. Поэтому в этом месте было решено обустроить альпийскую горку, которая, как предполагалось, должна была придать совершенно новый, современный вид территории ДОО. За счёт высоты такого рода природные конструкции привлекают к себе внимание, делают ландшафт заметно живописнее не только летом, но и зимой. На альпийской горке можно посадить: лапчатку, сальвию, низкорастущие сорта настурции, спирею, маргаритки, примулы и др.
Ещё одним новшеством территории детского сада может стать такое экологическое пространство, как водоём, создающий атмосферу защищённости и покоя. Весной можно запустить в водоём кувшинку, чтобы дети могли бы понаблюдать за стадиями
развития ещё одного живого организма. Водоём расположился недалеко от «птичьего городка», представляющего собой несколько организованных кормушек для птиц, прилетающих на территорию детского сада.
Усовершенствования зоны огорода было запланировано на весенний период. Предполагалось, что иметь он будет три зоны: лекарственную, овощную и ягодную. Для наблюдения за развитием растением была разработана огородная книга, ведение которой началось ещё в период подготовки рассады.
Одним из новшеств территории детского сада стал уголок нетронутой природы, представляющий собой небольшую озеленённую территорию, не подвергающуюся никакому воздействию со стороны человека. На ней не планировалось никаких построек и посадок, прополка и убор опавших листьев. На этой территории должен был сложится естественный биоценоз - расти те растения, которые сами посеялись и нашли данные условия благоприятными.
На участке дошкольников была разработана мини-метеостанция, включающая специальные приборы: флюгер, ветровая мельница, солнечные часы, дождемер, снегомер, благодаря чему дети учились наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
В ходе воспитательно-образовательной деятельности в условиях обустроенной эколого-развивающей среды каждый ребёнок будет участвовать в доступных для возраста исследованиях. Наблюдения за объектами живой природы позволят отмечать изменения, происходящие с растением - появление первых листочков, бутонов, плодов. Их внимание непременно привлекут насекомые, живущие рядом с растениями. В процессе наблюдений старших дошкольников задействуются все виды чувств (зрение, обоняние, осязание, слух).
Работа с дошкольниками на экологических пространствах проводилась в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. Экологические пространства - это объекты, входящие в маршрут экологических троп. Для современной ДОО введение экологических троп в воспитательно-образовательный процесс является инновационной формой работой с детьми дошкольного возраста. Экологическая тропа является учебным специально оборудованным маршрутом на природе, особой формой экологического образования, непосредственно связанной с практической деятельностью.
Благодаря непосредственной помощи родителей познавательный уголок был дополнен познавательной литературой, включающей справочный материал, доступный данному возрасту: книги, энциклопедии, атласы природы, альбомы-картинки. Дети могли самостоятельно «читать» книгу, добывать интересующую их информацию.
Материалы экспериментальных уголков также были дополнены и систематизированы в тематические блоки («Воздух», «Вода», «Почва» и т.п.). Также в мини-лабораториях были расширены коллекции семян, гербариев, коллекции камней и др. Содержательную сторону мини-лабораторий составили перспективные планы запланированных опытов, картотеки, включающие эксперименты и дидактические игры по тематическим блокам. Кроме того, были систематизированы алгоритмы опытов и экспериментов - от простых к сложным. Для дошкольников были разработаны и красочно, привлекая внимание, оформлены правила работы в процессе проведения опытов и экспериментирования. Отметим, что условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки разрабатывались совместно с детьми.
На окне в весеннее время обустраивался огород - овощные культуры (лук, салат, зелень, рассада сладкого перца, помидор и др.), рассада цветов (петуния, бархатцы
и др.), что в дальнейшем высаживалось в зону огорода на территории детского сада. Огород, оформленный в условиях групповой комнаты, необходим, чтобы дошкольники могли в зимнее время наблюдать за процессом и условиями роста растений.
Созданная в детском саду экологическая комната была разбита на несколько рабочих зон:
• лабораторию, включающую подзоны - коллекции, экспериментирование и музей природы;
• природные зоны, оснащенные макетами животного и растительного мира из разной среды обитания;
• живой уголок, в который был помешен аквариум с рыбками, сухопутная черепаха и растения;
• релаксационная зона, оформленная картинами с изображением природы, обустроенная музыкальным центром и дисками с разнообразной релаксационной музыкой и звуками природы, два уютных кресла.
В течение года в зависимости от изучаемой темы или развивающегося интереса детей к миру природы, экологическая комната пополнялась коллекциями, наглядными пособиями, демонстрационным материалом, к изготовлению которого были подключены педагоги ДОО и родители.
В результате мы отмечаем, благодаря созданию эколого-развивающей среды на основе ресурсного подхода решались задачи становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе и к своему здоровью.
Предметное окружение, созданное руками педагогов, детей, родителей приносит радость, дарит ощущение тепла, комфорта, эмоциональной удовлетворённости.
_Обсуждение результатов
Снижение уровня экологической образованности и экологической культуры детей дошкольного возраста требует поиска новых форм, методов и теоретических подходов продуктивного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательных отношений дошкольной организации. Доказана целесообразность внедрения и использования в постоянно меняющихся условиях дошкольной образовательной жизни инновационной стратегии экологического образования, основанной на ресурсном подходе.
Нами было проведено исследование на не совсем ранее изученной группе с применением и использованием авторского инструментария для детей дошкольных образовательных групп, с помощью которого осуществлен сбор эмпирической информации.
Проведённое исследование показало достаточно высокое качество подготовленного для проверки педагогического инструментария.
В похожих исследованиях [25; 26; 32] результат согласуется с полученным нами.
В ходе исследования выявлена целесообразность комплексного рассмотрения эколого-педагогических и предпочтений детей; формирования инновационного комплекса педагогических условий, входящих в стратегию экологического образования, которая основана на ресурсном подходе.
Важнейшей педагогической составляющей для экологического развития детей является использование в образовательно-воспитательном процессе инновационной стра-
тегии дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода, а также недостаточно изучаемых в настоящее время в России и за рубежом коллективных видов деятельности, речь о которых пойдёт в других статьях данного авторского коллектива.
Заключение
С момента существования детских садов проблема экологического образования всегда стояла на первых позициях в их воспитательно-образовательной деятельности. В настоящее время это направление деятельности в дошкольном образовании приобретает новую совершенно иную окраску. На наш взгляд, именно ресурсный подход в организации экологизации детства сможет реализовать глубинный потенциал каждого ребенка и создать тот климат новой России, который необходим в условиях глобализации и глокализации.
Опираясь на инновационную программу дошкольного образования «От рождения до школы», мы создавали эколого-развивающую среду с учётом возможностей и интересов каждого ребёнка-дошкольника, а также уровня их активности. Для выполнения этой задачи уделяли большое внимание её содержательному насыщению - включали средства обучения (в том числе, технические и аудиовизуальные), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей в природе. Эколого-развивающая среда должна быть трансформируемой, обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональный характер среды обеспечивает возможность разнообразного использования её составляющих (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности.
Важно было обеспечить свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям природного содержания, обеспечивающим все основные виды детской активности в природе. И конечно же, все элементы развивающей экологической среды должны были соответствовать требованиям безопасности детей, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
Работа по формированию основ экологической культуры дошкольников на основе ресурсного подхода велась по следующим направлениям: работа с детьми, педагогическим коллективом и родителями детей.
Благодаря созданию эколого-развивающей среды решались задачи становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе и к своему здоровью.
В процессе экспериментального исследования осуществлялось изучение такой важной проблемы как формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Проблема экологической воспитанности, формирования экологической культуры в современной образовательной среде является одной из актуальных, так как существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, которые обеспечивали бы возможность реализации качественно новой личностно ориентированной развивающей модели разностороннего развития и формированием экологической компетентности детей.
Мы отмечаем, что среда обеспечивает развитие личности ребенка при условии, что она интересна детям и стимулирует его исследовательскую активность. Статичность среды подавляет мотивацию детей к различной деятельности и не побуждает стремления к активным действиям, то есть возможно, как благотворное, так и негативное её воздействие на воспитанников. Мобильность и динамичность развивающей среды, учёт возрастной специфики, интересов и потребностей дошкольников способны обеспечить высокую эффективность педагогической деятельности, воздействовать на чувственную сферу личности и стимулировать активность ребёнка.
Эколого-развивающая среда ДОО должна соответствовать следующим принципам: дистанции, расстояния для наблюдения при взаимодействии; самостоятельности и творческой активности детей; трансформируемости, доступности для преобразования со стороны детей; системности и гибкости зонирования; комфорта, стимулирования эмоций и создания благополучной атмосферы для детей; комбинирования привычных и необычных жизненных ситуаций в организации пространства эколого-развивающей среды.
Анализ результатов экспериментальной работы показал, что использование проекта развивающей среды в процессе формирования основ экологической культуры дошкольников достаточно эффективно.
Эколого-развивающая среда ДОО оказывает положительное влияние на формирование основ экологической культуры дошкольников при следующих условиях: если имеет развивающий и здоровьесберегающий характер; достаточно информативная и ориентирована на зону ближайшего развития дошкольников; содержит традиционные и новые, необычные компоненты, способствующие переходу от простых форм деятельности ребенка к более сложным; компоненты предметной среды увязаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Наше исследование не претендует на освещение всех аспектов использования развивающей среды в формировании современной системы дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода. В нём определены перспективные, на наш взгляд, направления для дальнейшего изучения данной проблемы. Это касается поиска новых педагогических условий организации и использования развивающей среды в процессе формирования основ экологической культуры дошкольников с ориентацией на ресурсный подход.
Таким образом, сформулированные выводы позволяют утверждать, что цель и задачи исследования достигнуты.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Афанасьева Т.П., Новикова Г.П. Проблемно-ориентированный анализ состояния педагогической системы ДОО // Современное дошкольное образование // Теория и практика. 2016. № 3. С. 20-36.
2. Богуславская Т.Н. Вариативные формы и обеспечение доступности качественного дошкольного образования // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4. С. 19-27.
3. Быковская Т.Е. Трансформация ценностных ориентаций современной семьи // Духовно-нравственное воспитание в современной России: проблемы, подходы, пути решения: матер. науч.-практ. межвузов. конф. Москва, 2010. С. 77-81.
4. Вологдина И.В. Здоровьесберегающие технологии в современном дошкольном и начальном образовании: к постановке проблемы // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. XII Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2020. С. 4-6.
5. Гладкая И.В. О подготовке студентов бакалавриата педагогического вуза к реализации экологического образования школьников // Взаимосвязь инженерного и экологического образования - требование
современности: сб. ст. Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием: «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников» в рамках Петербургского международного образовательного форума Междунар. оч.-заоч. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2018. С. 317-319.
6. Гладкая И.В. Становление экологического мировоззрения студентов вуза в диалоге поколений // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы: матер. XXXI Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2010. С. 242-247.
7. Голованов В.П. Актуальные ценности воспитания как социокультурного феномена // Инновационный вектор воспитательного пространства образовательных учреждений Санкт-Петербурга: науч.-метод. сб. Москва-Санкт-Петербург, 2011. С. 2-5.
8. Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 160-165.
9. Жукова Г.Е., Головачев В.С., Суворова В.Н. Экологическое просвещение детей дошкольного возраста в условиях совместного проектирования учреждений образования и культуры // Педагогика искусства. 2020. № 3. С. 85-94.
10. Калаков Н.И., Кобелева О.В. Проблема адаптации человека в современных условиях // Теория и практика социальной работы: опыт и перспективы: сб. тр. участников 1-й Междунар. конф. Ульяновск, 1999. С. 39-40.
11. Кобелева О.В. К вопросу о формировании жизненных ценностей у молодежи // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Бирск, 1997. С. 24-27.
12. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. № 8. С. 16-25.
13. Комарова И.И. Инфраструктура образования детей младшего возраста // Педагогическое образование и наука. 2018. № 3. С. 44-49.
14. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 6-14.
15. Крамаренко Н.С. Адаптация детей к школе как психологическая проблема // Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 2. С. 37-39.
16. Крамаренко Н.С. Роль детства в оценке успешности взрослого человека // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 1. С. 100-103.
17. Москвина А.С., Быковская Т.Е., Пантелеева Н.Г., Балабас Н.Н., Третьяков А.Л. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2019. № 5. С. 271-288. DOI: 10.32744/pse.2019.5.20.
18. Николаева С.Н., Рыжова Н.А. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 4-12.
19. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Москва: Мозаика-Синтез, 2019. 336 с.
20. Пантелеева Н.Г. Экологические функции деятельности педагога в инновационном пространстве дошкольной организации // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2020. С. 302-313.
21. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Мацкевич М.Г., Плешаков В.А. Первые шаги детей в интернете // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 74-80.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 28.12.2020).
23. Федорова С.Ю. Организация мониторинга двигательной одаренности детей в условиях дошкольной образовательной организации // Одаренный ребенок. 2014. № 3. С. 62-70.
24. Фролова С.Л., Чепкова О.Н., Суходимцева А.П., Хрусталева Т.М., Федорова С.Ю., Казакова А.А., Лалетин Н.В., Абакумов А.Д. Развитие детской одарённости в условиях современного образования: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина. Красноярск: Центр информации, 2013. 164с.
25. Corraliza J.A., Collado S. Ecological awareness and children's environmental experience // Papeles del Psicologo. 2019. Vol. 40. Issue 3. Pp. 190-196.
26. Corraliza J.A., Collado S., Bethelmy L. Spanish version of the new ecological paradigm scale for children // Spanish Journal of Psychology. 2013. Vol. 16. e27. DOI: 10.1017/sjp.2013.46
27. Demidov A.A., Melnikov T.N., Moskvina A.S., Tretyakov A.L. The organization of ecological education of per-school children by means of media literacy education: theory, national policy, scientometrics and vectors of development // Медиаобразование. 2019. Т. 59. № 4. С. 470-481.
28. Grudistova E.G., Pastukhova D.A., Slinkov A.M., Slinkova O.K., Melnikov T.N. Study of self-actualization needs of Russian students as a factor of competitiveness in the labor market // Espacios. 2019. Т. 40. № 26. С. 18.
29. Fang S.-C. The influence of parental education on the environmental education of pre-schoolers: A case study of self-designed picture book // Journal of Baltic Science Education. 2018. Vol. 17. Issue 2. Pp. 187-199.
30. Hahn E.R., Garrett M.K. Preschoolers' moral judgments of environmental harm and the influence of perspective taking // Journal of Environmental Psychology. 2017. Vol. 53. Pp. 11-19.
31. Petrovicheva E.A., Galchenko N.A., Tomin V.V., Tretyakov A.L., Lisitzina T.B., Rozhnov S.N., Vorobiev S.V. Everyday life
ecology: accessible environment for students with limited mobility // EurAsian Journal of BioSciences. 2019. Vol. 13. № 2. Pp. 1559-1564.
32. Venetsanou F., Kambas A. Environmental Factors Affecting Preschoolers' Motor Development // Early Childhood Education Journal. 2010. Vol. 37. Issue 4. Pp. 319-327.
REFERENCES
1. Afanasyeva T.P., Novikova G.P. Problem-oriented analysis of the state of the pedagogical system of preschool educational organizations. Modern preschool education. Theory and practice, 2016, no. 3, pp. 20-36. (in Russ.)
2. Boguslavskaya T.N. Variable forms and ensuring the availability of quality preschool education. Education management: theory and practice, 2013, no. 4, p. 19-27. (in Russ.)
3. Bykovskaya T.E. Transformation of value orientations of the modern family. Spiritual and moral education in modern Russia: problems, approaches, solutions: mater. scientific and practical interuniversity conference. Moscow, 2010, pp. 77-81. (in Russ.)
4. Vologdina I. V. Health-saving technologies in modern preschool and primary education: to the problem statement. Horizons and risks of education development in the context of systemic changes and digitalization: collection of scientific papers of the XII International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2020, pp. 4-6. (in Russ.)
5. Gladkaya I.V. On the preparation of undergraduate students of a pedagogical university for the implementation of environmental education of schoolchildren. The relationship between engineering and environmental education is a requirement of our time: a collection of articles from the All-Russian scientific and practical conference with international participation: "Formation of the prestige of the engineering profession among modern schoolchildren." St. Petersburg, 2018, pp. 317-319. (in Russ.)
6. Gladkaya I.V. Formation of the ecological worldview of university students in the dialogue of generations. Dialogue between generations: social and pedagogical perspectives: materials of the XXXI All-Russian scientific and practical conference. St. Petersburg, 2010, pp. 242-247. (in Russ.)
7. Golovanov V.P. Actual values of education as a sociocultural phenomenon. Innovative vector of educational space of educational institutions of St. Petersburg: scientific and methodological collection. Moscow-Saint Petersburg, 2011, pp. 2-5. (in Russ.)
8. Golovanov V.P. Modern additional education of children as a personal educational space of childhood. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2017, no. 5, pp. 160-165. (in Russ.)
9. Zhukova G.E., Golovachev V.S., Suvorova V.N. Environmental education of preschool children in the context of joint design of educational and cultural institutions. Pedagogy of Art, 2020, no. 3, pp. 85-94. (in Russ.)
10. Kalakov N.I., Kobeleva O.V. The problem of human adaptation in modern conditions. Theory and practice of social work: experience and prospects: a collection of works of the participants of the 1st International conference. Ulyanovsk, 1999, pp. 39-40. (in Russ.)
11. Kobeleva O.V. On the formation of life values among young people. National-regional component of education in terms of its standardization: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Birsk, 1997, pp. 24-27. (in Russ.)
12. Komarova I.I. The future of preschool education in the digital age. Modern preschool education. Theory and practice, 2018, no. 8, pp. 16-25. (in Russ.)
13. Komarova I.I. Early childhood education infrastructure. Pedagogical education and science, 2018, no. 3, pp. 44-49.
14. Komarova T.S. The value of the visual activity of children for their all-round development. Pedagogical education and science, 2014, no. 3, pp. 6-14. (in Russ.)
15. Kramarenko N.S. Adaptation of children to school as a psychological problem. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2007, no. 2, pp. 37-39. (in Russ.)
16. Kramarenko N.S. The role of childhood in assessing the success of an adult. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2010, no. 1, pp. 100-103. (in Russ.)
17. Moskvina A.S., Bykovskaya T.E., Panteleeva N.G., Balabas N.N., Tretyakov A.L. Features of the implementation of the content of environmental education in the conditions of a preschool educational organization. Perspectives of Science and Education, 2019, no. 5, pp. 271-288. DOI: 10.32744/pse.2019.5.20. (in Russ.)
18. Nikolaeva S.N., Ryzhova N.A. Environmental education for sustainable development. Analysis of fundamental regulatory documents. Preschool education, 2018, no. 1, pp. 4-12. (in Russ.)
19. From birth to school: an innovative preschool education program / edited by N.E. Veraksy, T.S. Komarova, E.M. Dorofeeva. Moscow, Mosaic-Sintez Publ., 2019. 336 p. (in Russ.)
20. Panteleeva N.G. The ecological functions of the teacher's activity in the innovative space of the preschool organization. Innovative activity in preschool education: materials of the XIII International scientific and practical conference. Moscow, 2020, pp. 302-313. (in Russ.)
21. Pecherskaya E.P., Zvonovskiy V.B., Merkulova D.Yu., Matskevich M.G., Pleshakov V.A. The first steps of children on the Internet. Sociological research, 2014, no. 12, pp. 74-80. (in Russ.)
22. Federal state educational standard of preschool education [Electronic resource]. Available at: https:// rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed 28 December 2020). (in Russ.)
23. Fedorova S.Yu. Organization of monitoring of motor giftedness of children in the conditions of a preschool educational organization. A gifted child, 2014, no. 3, pp. 62-70. (in Russ.)
24. Frolova S.L., Chepkova O.N., Sukhimtseva A.P., Khrustaleva T.M., Fedorova S.Yu., Kazakova A.A., Laletin N.V., Abakumov A.D. Development of children's giftedness in the context of modern education: monograph / edited by N.V. Laletin. Krasnoyarsk, Information Center Publ., 2013. 164 p. (in Russ.)
25. Corraliza J.A., Collado S. Ecological awareness and children's environmental experience. Papeles del Psicologo, 2019, vol. 40, issue 3, pp. 190-196.
26. Corraliza J.A., Collado S., Bethelmy L. Spanish version of the new ecological paradigm scale for children. Spanish Journal of Psychology, 2013, vol. 16. e27. DOI: 10.1017/sjp.2013.46
27. Demidov A.A., Melnikov T.N., Moskvina A.S., Tretyakov A.L. The organization of ecological education of per-school children by means of media literacy education: theory, national policy, scientometrics and vectors of development. Media education, 2019, vol. 59, no. 4, pp. 470-481.
28. Grudistova E.G., Pastukhova D.A., Slinkov A.M., Slinkova O.K., Melnikov T.N. Study of self-actualization needs of Russian students as a factor of competitiveness in the labor market. Espacios, 2019, vol. 40, no. 26, p. 18.
29. Fang S.-C. The influence of parental education on the environmental education of pre-schoolers: A case study of self-designed picture book. Journal of Baltic Science Education, 2018, vol. 17, issue 2, pp. 187-199.
30. Hahn E.R., Garrett M.K. Preschoolers' moral judgments of environmental harm and the influence of perspective taking. Journal of Environmental Psychology, 2017, vol. 53, pp. 11-19.
31. Petrovicheva E.A., Galchenko N.A., Tomin V.V., Tretyakov A.L., Lisitzina T.B., Rozhnov S.N., Vorobiev S.V. Everyday life ecology: accessible environment for students with limited mobility. EurAsian Journal of BioSciences, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 1559-1564.
32. Venetsanou F., Kambas A. Environmental Factors Affecting Preschoolers' Motor Development. Early Childhood Education Journal, 2010, vol. 37, issue 4, pp. 319-327.
Информация об авторах Голованов Виктор Петрович
(Российская Федерация, г. Москва) Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-6926-8791
Быковская Тамара Егоровна
(Российская Федерация, г. Москва) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования Московский государственный областной университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-00016541-6697
Пантелеева Наталья Георгиевна
(Российская Федерация, г. Москва) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования Московский государственный областной университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4816-1471
Information about the authors Victor P. Golovanov
(Russian Federation, Moscow) Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education ORCID ID: 0000-0001-6926-8791
E-mail: [email protected]
Tamara E. Bykovskaya
(Russian Federation, Moscow) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education Moscow Region State University ORCID ID: 0000-0001-6541-6697 E-mail: [email protected]
Natalya G. Panteleeva
(Russian Federation, Moscow) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education Moscow Region State University
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4816-1471
Федорова Светлана Юрьевна
(Российская Федерация, г. Москва) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Московский государственный областной университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4663-7608
Третьяков Андрей Леонидович
(Российская Федерация, г. Москва) Доцент кафедры дошкольного образования Московский государственный областной университет
Старший преподаватель кафедры социальной психологии
Московский психолого-социальный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6544-9349 SCOPUS ID:57211605603
Svetlana Yu. Fedorova
(Russian Federation, Moscow) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education Moscow Region State University ORCID ID: 0000-0003-4663-7608 E-mail: [email protected]
Andrey L. Tretyakov
(Russian Federation, Moscow) Associate Professor of the Department of Preschool Education Moscow Region State University
Senior Lecturer of the Department of Social Psychology Moscow Psychological and Social University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6544-9349 SCOPUS ID:57211605603