Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графические дисциплины / творческие задачи / мотивация / graphic disciplines / creative tasks / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитренко Галина Александровна, Емелина Татьяна Николаевна, Скоробогатова Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности применения творческих задач при изучении графических дисциплин. Показано, что их использование значительно повышает мотивацию студентов и является эффективным фактором повышения качества учебного процесса. Приведены рекомендации по применению творческих задач в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитренко Галина Александровна, Емелина Татьяна Николаевна, Скоробогатова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the application of creative tasks in the study of graphic disciplines. It is shown that their use significantly increases the motivation of students and is an effective factor in improving the quality of the educational process. Recommendations on the application of creative tasks in the educational process are given.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

способствовать формированию экологической культуры дошкольников, как базовой составляющей всесторонне развитой личности.

Литература:

1. Быковская, Т.Е. Трансформация ценностных ориентаций современной семьи / Т.Е. Быковская // Духовно-нравственное воспитание в современной России: проблемы, подходы, пути решения: матер, науч.-практ. межвузов, конф. -Москва, 2010.-С. 77-81

2. Голованов, В.П. Методологическая стратегия современного дошкольного экологического образования на основе ресурсного подхода / В.П. Голованов, Т.Е. Быковская, Н.Г. Пантелеева, С.Ю. Федорова, А.Л. Третьяков // ПНиО. -2021. -№1.

3. Голованов, В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства / В.П. Голованов // Ярославский педагогический вестник. -2017. - № 5. - С. 160-165

4. Комарова, И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации / И.И. Комарова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2018. - № 8,- С. 16-25

5. Москвина, A.C. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации / A.C. Москвина, Т.Е. Быковская, Н.Г. Пантелеева, H.H. Балабас, А.Л. Третьяков // Перспективы науки и образования. -2019. -№ 5. - С. 271-288

6. Николаева, С.Н. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов / С.Н. Николаева, H.A. Рыжова // Дошкольное воспитание. -2018,- № 1. - С. 4-12

7. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2019. - 336 с.

8. Пантелеева, Н.Г. Экологические функции деятельности педагога в инновационном пространстве дошкольной организации / Н.Г. Пантелеева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2020. - С. 302-313

9. Печерская, Э.П. Первые шаги детей в интернете / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, М.Г. Мацкевич, В.А. Плешаков // Социологические исследования. - 2014. - № 12. - С. 74-80

10. Третьяков, А.Л. Развитие экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической науке / А.Л. Третьяков // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2019. - №4. - С. 22-29

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. -URL: https://base.garant.rU/70512244/53fB9421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/#friends

12. Экологическое образование детей дошкольного возраста: учеб.-метод, пособие / А.Л. Третьяков, Т.Н. Мельников, A.C. Москвина, И.И. Комарова. - М., 2018. - 80 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, доцент Дмитренко Галина Александровна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск); кандидат технических наук, доцент Емелина Татьяна Николаевна ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск); старший преподаватель Скоробогатова Татьяна Евгеньевна ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЕ

КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения творческих задач при изучении графических дисциплин. Показано, что их использование значительно повышает мотивацию студентов и является эффективным фактором повышения качества учебного процесса. Приведены рекомендации по применению творческих задач в учебном процессе.

Ключевые слова: графические дисциплины, творческие задачи, мотивация.

Annotation. The article discusses the features of the application of creative tasks in the study of graphic disciplines. It is shown that their use significantly increases the motivation of students and is an effective factor in improving the quality of the educational process. Recommendations on the application of creative tasks in the educational process are given.

Key words: graphic disciplines, creative tasks, motivation.

Введение. В настоящее время в образовательных учреждениях все большую роль начинают играть творческие задачи по графическим дисциплинам. Такой подход к обучению позволяет повысить мотивацию студентов, развить их творческий потенциал, а также расширить кругозор в области инженерных наук.

Творческие задачи представляют собой некоторые задания или проекты, которые не имеют четко определенных правил выполнения. Это означает, что студентам предоставляется свобода выбирать методы работы и материалы для достижения конечной цели.

В контексте графических дисциплин такие задания могут быть связаны с созданием различных композиций, моделей объектов или интегрированных решений для определенных проблематик.

Почему использование творческих задач полезно?

Как уже было отмечено выше, использование творческих задач помогает разработать способности к самостоятельной работе у студентов. Они должны научиться думать логично и аналитически при выборе стратегии выполнения задания.

Одним из основных преимуществ творческих задач является то, что они могут значительно повысить мотивацию студентов. В отличие от традиционных методов обучения, где учащиеся часто испытывают скучное и однообразное запоминание информации для последующей репродукции ее на экзаменах или зачетах, при использовании творческих задач студенты получают возможность проявить свою индивидуальность и выразительные способности.

Кроме этого, важным аспектом введения таких задач является разработка навыков, необходимых для решения сложных практических проблем в будущей профессиональной деятельности. Студентам предоставляется возможность работать с новыми материалами и форматами работы.

Что может быть достигнуто через использование творческих задач по графическим дисциплинам?

Перечисленные выше причины подтверждают то, что использование творческих задач по графическим дисциплинам можно назвать эффективным фактором повышение качества учебного процесса.

Через такие задания студенты могут развить свои технические навыки по работе с графическими редакторами, а также пополнить кругозор в области искусства. Они научатся принимать эстетически верные решения при выполнении задач, что значительно повышает качество их работы.

Так как все больший акцент делается на интегрированный подход в образовании, то использование творческих задач в сочетании с другими методиками обучения может помочь раскрыть полный потенциал каждого студента.

Изложение основного материала статьи. В современном образовании все большее значение приобретает использование творческих задач для повышения качества учебного процесса. В особенности это относится к графическим дисциплинам, так как здесь важную роль играют факторы визуального представления и эстетического оформления материала.

Творческие задачи могут быть различными: это может быть создание трехмерных электронных моделей, разработка логотипа или дизайна сайта, выполнение арт-проекта и т.д. Главное - чтобы они предоставляли возможность студентам проявить свою фантазию и креативность.

Один из ключевых принципов работы с творческими задачами - индивидуализация подхода к каждому студенту. Задания должны соответствовать интересам конкретных людей и способностям каждого из них, что позволяет не только более точно определить потенциал студента, но также помогает ему раскрыть свой талант на полную мощь.

Еще один фактор успешности работы с творческими задачами - это положительное отношение преподавателя к процессу выполнения работ. Преподаватель должен стать наставником для каждого из студентов, помочь им не только определиться со сложностью задания и подобрать необходимые материалы, но также показать основные принципы создания проектов и оказывать методическую помощь по ходу выполнения работы.

Важным моментом является контроль результатов работы. Его можно провести после предъявления готовых работ: детально рассмотреть каждый элемент проекта, выслушать аргументацию авторской концепции и предложить возможности для усовершенствования продукта.

Также следует отметить эффективность использования технологий онлайн-образования для повышения качества учебного процесса в графических дисциплинах. Это позволяет учиться в любом месте и в любое время, получать обратную связь от опытных преподавателей и совершенствоваться дистанционно.

Как видно из вышеизложенного, творческие задачи являются неотъемлемой частью графических дисциплин. Благодаря им студенты развивают свою креативность, получают навыки работы с проектированием различных объектов и формируют художественный вкус. Важным условием успешной реализации таких заданий является индивидуальная работа со студентами по раскрытию их потенциала и контроль результатов выполнения работ.

Творческие задачи по графическим дисциплинам могут быть различными и охватывать широкий спектр тем. Они позволяют студентам рассмотреть материал не только с точки зрения технических аспектов, но и с культурологической, эстетической и философской сторон.

Рассмотрим примеры таких задач:

1. Создание параметрических ЗБ моделей. Студентам предлагается создать трехмерную модель с использованием возможностей системы КОМПАС-ЗБ. Это может быть модель машиностроительной детали, узла, архитектурного сооружения.

2. Изучение правил вертикальных перспектив. Студентам даются задания на выполнение чертежей зданий различной сложности в вертикальной перспективе (на 3-4 точки). Также может быть предложено выполнить работу по передаче объемности интерьера при использовании данного типа перспективы.

3. Разработка дизайна сайта. Эта задача состоит из двух частей: первая - проектирование информационной структуры сайта, вторая - создание дизайна интерфейса. Это поможет студентам разобраться с принципами организации контента и понять, как это может повлиять на эффективность коммуникации.

4. Создание логотипа для компании. Студентам предлагается создать логотип для вымышленной компании или выбранного продукта с учетом целевой аудитории, конкуренции на рынке, основных характеристик товара/услуги. Это поможет им определиться со стратегиями продвижения бренда в будущем.

5. Оформление рекламного постера. Студенты могут получить задание на создание наглядного рекламного материала для продвижения товара/услуги или культурно-общественных мероприятий (тематические выставки, концерты). Задача заключается не только в отображении информации о предмете рекламы, но ив презентации его имиджевых характеристик.

6. Изучение графического сочинительства. Сочинительство - процесс композиции изобразительных элементов (графическая коллажировка), образующих единую целостность. Существует большое количество техник этого способа работы: лепестковый прием, фотомонтаж и другие методы.

Творческие задачи по графическим дисциплинам помогают студентам не только получить знания технического характера, но и прокачивать свой творческий потенциал для успешной работы позже - будь то продукты дизайна, технические чертежи или параметрические трехмерные модели. Каждая из этих заданий имеет целью повысить качество обучения по данной специальности и сформировать умения проектирования высококачественных объектов в соответствии с требованиями клиента при сохранении функциональности предложений.

Исследования, проводимые в области применения творческих задач по графическим дисциплинам показывают высокую эффективность данного метода повышения качества учебного процесса.

Так, в одном из российских университетов было проведено исследование. Участниками исследования стали студенты первого курса специальности "Графический дизайн". Одна контрольная группа продолжала традиционное обучение без использования творческих задач, а другая экспериментальная группа еженедельно выполняла задание на разработку концепции логотипа для определенной компании или услуги. По результатам исследования было выявлено, что экспериментальная группа достигала более высоких результатов в сравнении с контрольной при выполнении практических работ. При этом, не только качество работы у учеников экспериментальной группы оказалось значительно выше, но также количество ошибок и неправильных решений отмечалось меньшее.

Другое интересное исследование было проведено на факультете изобразительного искусства одной из университетов США. Участниками стали студенты различных специальностей, которые проходили курс по созданию скетчбуков (специализированных блокнотов для зарисовки эскизов). Одна группа выполняла задания, базирующиеся на творческом подходе - им предлагали рисунки с нестандартным композиционным решением или необычными цветами для

раскрашивания. Вторая группа же получала более обычные задачи. Результаты показали, что у студентов первой группы формировалась значительно больше мотивации к самостоятельному творчеству и экспериментам с материалами. Также они демонстрировали выше прочие результаты при выполнении контрольных работ.

Из всего этого можно заключить, что использование творческих методик в учебном процессе является очень эффективным средством повышения интереса и мотивации к обучению со стороны преподавателей высших учебных заведений. В результате использования творческих задач формируется не только более высокий уровень знаний и навыков, но также развиваются личностные качества студента, что позволяет ему в дальнейшем проявлять больший потенциал при выполнении сложных и нетривиальных заданий.

Применение творческих задач по графическим дисциплинам в учебном процессе является эффективным фактором повышения качества обучения. Однако, для достижения максимальных результатов необходимо следовать определенным рекомендациям.

1. Выбор правильного типа творческой задачи: перед выбором конкретной задачи нужно определить цель и основные требования, которые должна выдерживать работа студента.

2. Подготовка материалов: каждая творческая задача должна содержать подробную инструкцию и все необходимые материалы, чтобы студент мог успешно выполнить её самостоятельно.

3. Разработка методологии оценивания: прежде чем начинать использование техники "задание-сдача", наставник должен подготовить стратегии оценивания касательно положительных аспектов проекта - это позволяет всесторонне изучить степень усвоения материала.

4. Вариативность: эффективная техника - использование разнообразных заданий, позволяющих более точно отслеживать прогресс каждого студента и помочь ему в зоне его слабых мест.

5. Стимуляция конкуренции: чтобы ученики были настойчивыми и целеустремленными, можно проводить конкурсы среди групп для выполнения определённой работы (например, лучшая работа недели).

6. Организация дополнительного времени для задач: дополнительное время или перерыв между программами может быть также полезным для техники "задание-сдача", поскольку это дает возможность подавлять ошибки или получать новые идеи касательно качества своей работы.

7. Создайте атмосферу командной работы в группе; желание достигать общей цели всегда оказывается полезным при решении любых задач. Таким образом, использование творческой методологии в процессе обучения графическому дизайну является не только эффективным инструментом повышения качества знания представляемого материала, но и позволяет развивать у студентов такие качества как настойчивость, целеустремленность и творческий подход в решении задач.

Выводы. Выводы, которые можно сделать на основе рассмотрения творческих задач по графическим дисциплинам как фактора повышения качества учебного процесса, ясны и очевидны.

Во-первых, использование таких задач помогает студентам лучше усваивать материал и развивать свое творческое мышление. Они могут применять полученные знания в практике и экспериментировать с ними.

Во-вторых, такие методы обучения способствуют формированию навыков самостоятельной работы. Студент принимает активное участие в процессе обучения и отделяет свой труд от чужого или уже готового материала.

Наконец, использование творческих задач по графическим дисциплинам может помочь преподавателю организовать более интересный и эффективный урок для студента. Разнообразные типы работ предложены для выполнения на последующих этапах образовательного процесса: через индивидуальную работу или командную работу можем выяснять потребности каждого из студентов.

Также необходимо отметить, что использование творческих задач может стать еще одним фактором повышения мотивации учебного процесса. Студенту будет приятно видеть свои результаты и полученные знания в графической дисциплине.

Тем не менее, так же важно иметь определенный баланс между классическим синтезом информации и новаторским подходом к обучению. Преподаватель должен оценивать каждый случай по-особому и выбирать наилучший метод для своих конкретных целей.

Литература:

1. Дмитренко, Г.А. Мультимедийные средства обучения при изучении начертательной геометрии / Г.А. Дмитренко, Т.Е. Скоробогатова, Т.Д. Куприянов // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы. -2019. - С. 84-88

2. Дмитренко, Г.А. Особенности дистанционного преподавания начертательной геометрии / Г.А. Дмитренко, Т.Н. Емелина, Т.Е. Скоробогатова//Проблемы современного педагогического образования. -2022. - С. 100-102

3. Боресков, A.B. Основы компьютерной графики : учебник и практикум для вузов / A.B. Боресков, Е.В. Шикин. -Москва: Издательство Юрайт. - 2023. - 219 с.

4. Лызлов, А.Н. Начертательная геометрия. Задачи и решения: учебное пособие / А.Н. Лызлов, М.В. Ракитская, Д.Е. Тихонов-Бугров. - Санкт-Петербург: Лань. -2021. -96 с.

5. Басов, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басов. - Ростов н/Д: Феникс. - 2000. - 416 с.

6. Филатова, Я.Ю. Специфика формирования графического образа на занятиях по учебной дисциплине "проектирование в графическом дизайне" у студентов / Я.Ю. Филатова // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2018. - №2. -С. 184-191

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Дубцова Марина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ К РЕЙТИНГОВОМУ ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ГЕОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки магистрантов - будущих учителей географии к оценочной деятельности. Оценивание результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных) сегодня приобретает особую актуальность в связи с изменением стратегии школьного обучения. Обучающимся необходимо видеть результаты собственной учебной деятельности. Традиционная же система оценивания не способствует формированию их адекватной самооценки. Она не всегда направлена на поддержание учебной мотивации школьников. В связи с этим необходим поиск и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.