Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ К РЕЙТИНГОВОМУ ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ К РЕЙТИНГОВОМУ ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг / рейтинговое оценивание / предметные / метапредметные / личностные результаты обучения / обучающийся / магистрант / компетенция / rating / rating assessment / subject / meta-subject / personal learning outcomes / student / undergraduate / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубцова Марина Михайловна

Статья посвящена проблеме подготовки магистрантов будущих учителей географии к оценочной деятельности. Оценивание результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных) сегодня приобретает особую актуальность в связи с изменением стратегии школьного обучения. Обучающимся необходимо видеть результаты собственной учебной деятельности. Традиционная же система оценивания не способствует формированию их адекватной самооценки. Она не всегда направлена на поддержание учебной мотивации школьников. В связи с этим необходим поиск и реализация наиболее современных оценочных технологий. Одной из них является рейтинговая технология. Она отличается открытостью, объективностью, возможностью для обучающегося спланировать собственный результат в виде итоговой отметки, поддерживает познавательную активность. В этой связи будущим учителям с целью стимулирования личностного потенциала школьников и достижения высоких результатов обучения необходимо овладение современными оценочными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубцова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of preparing undergraduates future geography teachers for evaluation activities. Evaluation of learning outcomes (subject, meta-subject, personal) is becoming particularly relevant today due to the change in the strategy of school education. Students need to see the results of their own educational activities. The traditional assessment system does not contribute to the formation of their adequate self-esteem. It is not always aimed at maintaining the educational motivation of schoolchildren. In this regard, it is necessary to search for and implement the most modern evaluation technologies. One of them is rating technology. It is characterized by openness, objectivity, the ability for the student to plan his own result in the form of a final mark, supports cognitive activity. In this regard, future teachers need to master modern assessment technologies in order to stimulate the personal potential of schoolchildren and achieve high learning outcomes.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ К РЕЙТИНГОВОМУ ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ»

раскрашивания. Вторая группа же получала более обычные задачи. Результаты показали, что у студентов первой группы формировалась значительно больше мотивации к самостоятельному творчеству и экспериментам с материалами. Также они демонстрировали выше прочие результаты при выполнении контрольных работ.

Из всего этого можно заключить, что использование творческих методик в учебном процессе является очень эффективным средством повышения интереса и мотивации к обучению со стороны преподавателей высших учебных заведений. В результате использования творческих задач формируется не только более высокий уровень знаний и навыков, но также развиваются личностные качества студента, что позволяет ему в дальнейшем проявлять больший потенциал при выполнении сложных и нетривиальных заданий.

Применение творческих задач по графическим дисциплинам в учебном процессе является эффективным фактором повышения качества обучения. Однако, для достижения максимальных результатов необходимо следовать определенным рекомендациям.

1. Выбор правильного типа творческой задачи: перед выбором конкретной задачи нужно определить цель и основные требования, которые должна выдерживать работа студента.

2. Подготовка материалов: каждая творческая задача должна содержать подробную инструкцию и все необходимые материалы, чтобы студент мог успешно выполнить её самостоятельно.

3. Разработка методологии оценивания: прежде чем начинать использование техники "задание-сдача", наставник должен подготовить стратегии оценивания касательно положительных аспектов проекта - это позволяет всесторонне изучить степень усвоения материала.

4. Вариативность: эффективная техника - использование разнообразных заданий, позволяющих более точно отслеживать прогресс каждого студента и помочь ему в зоне его слабых мест.

5. Стимуляция конкуренции: чтобы ученики были настойчивыми и целеустремленными, можно проводить конкурсы среди групп для выполнения определённой работы (например, лучшая работа недели).

6. Организация дополнительного времени для задач: дополнительное время или перерыв между программами может быть также полезным для техники "задание-сдача", поскольку это дает возможность подавлять ошибки или получать новые идеи касательно качества своей работы.

7. Создайте атмосферу командной работы в группе; желание достигать общей цели всегда оказывается полезным при решении любых задач. Таким образом, использование творческой методологии в процессе обучения графическому дизайну является не только эффективным инструментом повышения качества знания представляемого материала, но и позволяет развивать у студентов такие качества как настойчивость, целеустремленность и творческий подход в решении задач.

Выводы. Выводы, которые можно сделать на основе рассмотрения творческих задач по графическим дисциплинам как фактора повышения качества учебного процесса, ясны и очевидны.

Во-первых, использование таких задач помогает студентам лучше усваивать материал и развивать свое творческое мышление. Они могут применять полученные знания в практике и экспериментировать с ними.

Во-вторых, такие методы обучения способствуют формированию навыков самостоятельной работы. Студент принимает активное участие в процессе обучения и отделяет свой труд от чужого или уже готового материала.

Наконец, использование творческих задач по графическим дисциплинам может помочь преподавателю организовать более интересный и эффективный урок для студента. Разнообразные типы работ предложены для выполнения на последующих этапах образовательного процесса: через индивидуальную работу или командную работу можем выяснять потребности каждого из студентов.

Также необходимо отметить, что использование творческих задач может стать еще одним фактором повышения мотивации учебного процесса. Студенту будет приятно видеть свои результаты и полученные знания в графической дисциплине.

Тем не менее, так же важно иметь определенный баланс между классическим синтезом информации и новаторским подходом к обучению. Преподаватель должен оценивать каждый случай по-особому и выбирать наилучший метод для своих конкретных целей.

Литература:

1. Дмитренко, Г.А. Мультимедийные средства обучения при изучении начертательной геометрии / Г.А. Дмитренко, Т.Е. Скоробогатова, Т.Д. Куприянов // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы. -2019. - С. 84-88

2. Дмитренко, Г.А. Особенности дистанционного преподавания начертательной геометрии / Г.А. Дмитренко, Т.Н. Емелина, Т.Е. Скоробогатова//Проблемы современного педагогического образования. -2022. - С. 100-102

3. Боресков, A.B. Основы компьютерной графики : учебник и практикум для вузов / A.B. Боресков, Е.В. Шикин. -Москва: Издательство Юрайт. - 2023. - 219 с.

4. Лызлов, А.Н. Начертательная геометрия. Задачи и решения: учебное пособие / А.Н. Лызлов, М.В. Ракитская, Д.Е. Тихонов-Бугров. - Санкт-Петербург: Лань. -2021. -96 с.

5. Басов, Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басов. - Ростов н/Д: Феникс. - 2000. - 416 с.

6. Филатова, Я.Ю. Специфика формирования графического образа на занятиях по учебной дисциплине "проектирование в графическом дизайне" у студентов / Я.Ю. Филатова // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2018. - №2. -С. 184-191

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Дубцова Марина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ К РЕЙТИНГОВОМУ ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ГЕОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки магистрантов - будущих учителей географии к оценочной деятельности. Оценивание результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных) сегодня приобретает особую актуальность в связи с изменением стратегии школьного обучения. Обучающимся необходимо видеть результаты собственной учебной деятельности. Традиционная же система оценивания не способствует формированию их адекватной самооценки. Она не всегда направлена на поддержание учебной мотивации школьников. В связи с этим необходим поиск и

реализация наиболее современных оценочных технологий. Одной из них является рейтинговая технология. Она отличается открытостью, объективностью, возможностью для обучающегося спланировать собственный результат в виде итоговой отметки, поддерживает познавательную активность. В этой связи будущим учителям с целью стимулирования личностного потенциала школьников и достижения высоких результатов обучения необходимо овладение современными оценочными технологиями.

Ключевые слова: рейтинг, рейтинговое оценивание, предметные, метапредметные, личностные результаты обучения, обучающийся, магистрант, компетенция.

Annotation. The article is devoted to the problem of preparing undergraduates - future geography teachers for evaluation activities. Evaluation of learning outcomes (subject, meta-subject, personal) is becoming particularly relevant today due to the change in the strategy of school education. Students need to see the results of their own educational activities. The traditional assessment system does not contribute to the formation of their adequate self-esteem. It is not always aimed at maintaining the educational motivation of schoolchildren. In this regard, it is necessary to search for and implement the most modern evaluation technologies. One of them is rating technology. It is characterized by openness, objectivity, the ability for the student to plan his own result in the form of a final mark, supports cognitive activity. In this regard, future teachers need to master modern assessment technologies in order to stimulate the personal potential of schoolchildren and achieve high learning outcomes.

Key words: rating, rating assessment, subject, meta-subject, personal learning outcomes, student, undergraduate, competence.

Введение. Проблема оценивания образовательных достижений обучающихся в современных условиях приобретает особую актуальность, что связано, прежде всего, с вопросами мотивации обучения и объективности оценивания. Внедрение современных педагогических технологий развивающего и личностно - ориентированного обучения в школе, изменение стратегии обучения, общественный запрос на профилизацию школы с целью реализации школьниками своих способностей, интересов, жизненных планов потребовали реализации и более современных технологий оценивания результатов обучения. Высокая результативность обучения может быть достигнута тогда, когда стимулируется личностный потенциал обучающихся, а сами обучающиеся всегда имеют возможность видеть результаты собственной учебной деятельности, судить об уровне своих знаний и умений, представлять свои недочеты [3]. Существующая ныне четырёхбалльная система оценивания далеко не всегда направлена на объективное измерение и оценивание образовательных результатов школьников, их педагогическую поддержку, не способствует индивидуализации обучения, развитию способностей к самоконтролю результатов обучения, определению вектора дальнейших усилий. По мнению ряда ученых, она носит формальный характер и направлена на накопление оценок, которые оторваны от реального процесса усвоения содержания учебных дисциплин [7]. В этой связи реализация рейтинговой технологии как одной из современных при оценивании результатов обучения, отражающей объективные возможности обучающихся и стимулирующей их познавательную активность, представляется целесообразной.

Изложение основного материала статьи. Понятие «рейтинг» в переводе означает «оценка», «оценивание». Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «рейтинг - показатель популярности какого-нибудь лица, а также фильма, представления, периодического издания, степень такой популярности» [6]. B.C. Аванесов применительно к системе образования считает, что рейтинг представляет собой научно - обоснованный контроль знаний и одновременно учебный процесс в целом [1].

Рейтинговая система оценивания - это совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата для обработки информации по качественным и количественным показателям учебной деятельности обучающихся, что позволяет присвоить персональный рейтинг каждому из них в рамках определенной учебной дисциплины. Согласно П.Р. Павловой, рейтинговая система - накопительная, многобалльная система оценивания, направленная на дифференциацию уровня результатов обучения школьников [7]. В более простом варианте рейтинг -последовательное суммирование баллов, набранных обучающимся по учебной дисциплине в течение некоторого периода за выполнение текущих видов учебной деятельности (например, в рамках изучения школьной географии, это различные виды практических работ, в том числе, с контурной картой, географическая номенклатура, составление плана параграфа, географический диктант, устный опрос, сопряженный анализ карт, подготовка теоретического сообщения и др.), а также за регулярно проводимые контрольные мероприятия (уплотненный опрос, контрольная работа, контрольное тестирование и др.). Цель рейтинговой системы применительно к образовательному процессу - создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся, реализации индивидуального подхода, учебной мотивации посредством систематического оценивания в соответствии с реальными образовательными результатами.

В отличие от традиционной рейтинговая отметка складывается из абсолютно всех видов учебной деятельности обучающегося. В рейтинг также может быть включена не только учебная (урочная и неурочная), но и внеучебная деятельность, как, например, участие в предметных олимпиадах разного уровня, конкурсах, научных и социально значимых мероприятиях, общественно полезной деятельности, если данные виды деятельности способствуют формированию результатов обучения по дисциплине [8].

Рейтинговое оценивание даёт значительные преимущества как для обучающихся, так и для педагога. У обучающихся появляется возможность планировать свои образовательные результаты, сознательно подходить к их достижению, проводить самодиагностику, выбирать стратегию деятельности, сравнивать собственный результат с результатом других. Исключается возможность получения случайной отметки вследствие систематичности оценочного процесса. Это особенно актуально на средней и старшей ступени школьного образования. Педагогу рейтинговая система позволяет ориентироваться в значительной степени на текущий контроль успеваемости, дифференцировать значимость отметок, которые получены за различные виды учебных работ, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по предмету, проводить сравнительный анализ качества подготовки обучающихся, объективно определять итоговую отметку по дисциплине. Вместе с тем, проектирование рейтинговой системы требует от педагога значительных усилий и больших временных затрат. Это связано с чётким планированием и структурированием подлежащего оценке учебного материала в соответствии со спецификой дисциплины, адекватным распределением рейтинговых баллов за виды учебной деятельности, организацией разнообразных видов контроля, разработкой рейтингового регламента, системы поощрений, доведение до сведения обучающихся и родителей и др. Поскольку школа остаётся в рамках четырёхбалльной системы, необходимо также соотнесение с ней набранных обучающимся рейтинговых баллов и др. [2; 4; 5].

Рейтинговая система оценивания достаточно широко применяется в среднем профессиональном и высшем образовании с целью повышения его качества. В этом можно убедиться, знакомясь с многочисленными научными исследованиями. Однако реализация её в школе в связи со стандартизацией школьного образования, по мнению учителей - практиков, реализующих данную систему, исследователей, также является весьма эффективной. Об этом свидетельствует широко представляемый в открытых источниках опыт педагогов. Ими отмечается также психологическая комфортность данной системы по сравнению с традиционной системой оценивания. Педагоги и исследователи сходятся во мнении, что

современной школе необходима обновлённая система оценивания и в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования, где рейтинговая система является одним из инструментов оценивания результатов обучения. Обновленные ФГОС нацелены, главным образом, на получение нового опыта в каждой предметной области и умение применять полученные знания на практике.

Согласно обновленным (как и предыдущим) ФГОС, результаты обучения школьников структурируются по ключевым задачам общего образования и подразделяются на предметные, метапредметные и личностные результаты. К предметным результатам относится освоение школьниками научных знаний, умений, способов действий, закономерностей, которые являются специфическими для соответствующей учебной дисциплины, владение терминологией, методами. Освоение междисциплинарных понятий, универсальных учебных действий и их использование в учебной и познавательной деятельности относится к метапредметным результатам обучения школьников. Личностные результаты обучения - это готовность школьника к саморазвитию и личностному самоопределению, определенный уровень сформированности его познавательной самостоятельности и активности.

Согласно основной профессиональной образовательной программе подготовки магистрантов географической направленности в перечень основных задач профессиональной деятельности выпускника магистратуры входят следующие. Педагогический тип задач профессиональной деятельности будущих учителей включает реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС, организацию учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов. Методический тип задач включает методическое сопровождение достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, создание условий для стимулирования интереса обучающихся к изучению географии. Согласно проектному типу задач профессиональной деятельности выпускнику магистратуры необходимо уметь проектировать программы, содержание, средства, технологии обучения для среднего общего образования. Таким образом, подготовка магистрантов к рейтинговому оцениванию результатов обучения географии школьников в целом соотносится с основными задачами профессиональной деятельности выпускника. Данная подготовка осуществляется в рамках нескольких учебных дисциплин учебного плана, в том числе, учебной дисциплины «Современные средства педагогических измерений в географии» (раздел «Теоретические основы измерений в образовании»). Учебная дисциплина участвует в формировании как универсальных, так и общепрофессиональных компетенций согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). В рамках подготовки магистрантов к рейтинговому оцениванию результатов обучения остановимся на компетенции ОПК - 5. Дескрипторами общепрофессиональной компетенции ОПК - 5 способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении применительно к данной учебной дисциплине [9], являются:

- знать способы, методы разработки и реализации программ мониторинга образовательных результатов и программ по преодолению трудностей в обучении в географическом образовании, выявленных при диагностировании результатов обучения;

- уметь разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся в области географического образования; использовать современные способы диагностики и мониторинга образовательных результатов;

- владеть навыками регулярного отслеживания результатов освоения образовательной программы обучающимися.

Дескрипторами профессиональной компетенции ПК - 4 - способен осуществлять проектирование учебно-

методических материалов для среднего общего образования, сформулированной вузом, являются следующие:

- знать требования к проектированию и использованию учебно-методических материалов для среднего общего образования при осуществлении педагогических измерений по географии;

- уметь проектировать содержание учебно-методических материалов для среднего общего образования для осуществления педагогических измерений по географии;

- владеть навыками осуществления деятельности по внедрению и использованию учебно-методических материалов для среднего общего образования доя осуществления педагогических измерений по географии.

Таким образом, поскольку реализация рейтинговой системы оценивания позволяет осуществлять мониторинг результатов обучения и своевременно вносить коррективы в процесс обучения, а также предполагает проектирование учебно-методических материалов доя среднего общего образования, подготовка магистрантов к рейтинговому оцениванию в полной мере способствует формированию указанных компетенций.

При изучении раздела «Теоретические основы измерений в образовании» студентам предусмотрена учебная деятельность, связанная с моделированием рейтинговой системы оценивания результатов обучения школьников при обучении географии (на примере одного из разделов любого школьного курса географии). Процессу моделирования предшествует лекционный материал, проведение семинарского занятия на тему «Модели рейтинговой системы оценивания, используемые в системе образования». Студентами осуществляется поиск в различных источниках представляемого педагогами и исследователями опыта реализации различных моделей рейтинговой системы применительно к школьному образованию, в том числе, географическому, анализ, обсуждение и обобщение данного опыта, выявление его положительных и отрицательных сторон, возможностей интеграции рейтинговой и традиционной систем оценивания.

Магистранты географической направленности, обучающиеся в Забайкальском государственном университете, достаточно хорошо знакомы с рейтинговой системой оценивания, поскольку их собственные образовательные достижения оцениваются в рамках этой же системы. Им знакомы основные ее принципы. Поэтому проектирование собственных моделей рейтингового оценивания результатов обучение школьников с целью их применения в будущей профессиональной деятельности студентами основывается, в том числе, и на имеющейся у них знаниевой базе.

Моделирование студентами осуществляется в соответствии с определенными этапами. Они включают выбор раздела одного из курсов школьной географии, изучение его содержания и разделение на смысловые блоки, проектирование видов учебной деятельности (урочной и внеурочной), которые будут оцениваться, определение нормативных баллов, составление оценочной шкалы с учетом требований к знаниям и умениям, шкалы перевода набранной суммы баллов в четырёхбалльную шкалу оценивания. Наиболее важный и сложный этап данной работы - определение и описание критериев оценивания всех видов учебной деятельности школьников, сформированности универсальных учебных действий и др. При разработке собственной модели рейтингового оценивания большое значение имеет проектирование студентами рейтингового регламента, который представляет собой свод правил и положений, на основе которых организуется процесс оценивания.

При моделировании студентам необходимо руководствоваться технологическими и дидактическими требованиями к проектированию учебных заданий, которые будут оцениваться рейтинговыми баллами, качеству тестовых и других контрольно-измерительных материалов, предназначенных для контрольных мероприятий, а также принципами учёта образовательных достижений школьников. Спроектированные модели рейтинговой системы оценивания студентами представляются на учебном занятии, обсуждаются. Происходит обмен мнениями, высказываются пожелания. Такой компетентностно ориентированный вид учебной деятельности даёт возможность будущим учителям приблизиться к будущей профессиональной деятельности, активно воспроизводить её отдельные функции, помогает в усвоении

определённых ее навыков, формированию проектных и диагностических умений, что соотносится с формируемыми компетенциями. Разработанные модели рейтинговых систем оценивания или отдельные их элементы студентами апробируются в период прохождения педагогической практики в школе.

Изучение темы завершается подготовкой эссе на одну из тем: «Решает ли рейтинговая система проблему объективности оценивания результатов обучения школьников?», «Является ли рейтинговая система оценивания элементом управления качеством обучения в школе?».

Выводы. В условиях стандартизации школьного образования, его профилизации, личностно - ориентированного подхода к обучению на современном этапе актуальность адекватного оценивания результатов обучения школьников возрастает. При этом традиционная система оценивания далеко не всегда дает педагогу нужные рычаги для поддержания учебной мотивации школьников, дифференциации значимости получаемых отметок, достижения более высокой результативности обучения, а школьнику - возможности увидеть результаты собственной учебной деятельности, понимания реального уровня своих знаний и умений, что особенно важно для старшеклассников. Эти и многие другие факторы приводят к необходимости реализации в школе наряду с традиционной технологией оценивания более современных оценочных технологий, одной из которых является рейтинговая технология, отличающаяся открытостью, возможностью качественно и количественно оценить предметные и метапредметные результаты обучения школьника, стимулировать его личностный потенциал, отслеживать динамику результатов. Для обучающихся - это, прежде всего, возможность планировать свой результат, управлять собственной образовательной деятельностью, лично осуществлять выбор уровня освоения учебной дисциплины. Таким образом, правильный выбор педагогом оценочной стратегии ведёт в конечном итоге к повышению качества обучения школьников. Поэтому будущим учителям еще на этапе их обучения в вузе необходимо овладение умениями моделирования современных оценочных технологий, их апробации, что соотносится с основными задачами профессиональной деятельности выпускника магистратуры, определенными в основной профессиональной образовательной программе, и формируемыми общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Литература:

1. Аванесов, B.C. Знания как предмет педагогического измерения / B.C. Аванесов // Педагогические измерения. -2005. -№ З.-С. 57-67

2. Григораш, О.В. Методика оценки качества подготовки обучающихся / О.В. Григораш, А.Л. Федоренко, H.A. Багута // Вестник науки.-2022.-№ 13.-С. 108-116

3. Игнатьева, H.H. Опыт использования балльно-рейтинговой системы оценивания: мнения и перспективы / H.H. Игнатьева, Л.В. Михайлюков // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 6. - С. 4-8. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/opyt-ispolzovaniya-ballno-reytingovoy-sistemy-otsenivaniya-mneniya-i-perspektivy/viewer (дата обращения: 22.06.23)

4. Комлев, A.B. Формирование ответственности младшего подростка в условиях модульно-рейтингового обучения: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Комлев Александр Валерьевич. - Волгоград, 2015. - 235 с. - URL: https://www.vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_omleva_av_2015_06_18.pdf (дата обращения: 11.06.23)

5. Кирк, Я.Г. Модель расчета балльно-рейтинговой системы оценивания по дисциплине / Я.Г. Кирк, Е.В. Кулинская // Педагогика. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2019. - Том 4. - Выпуск З.-С. 39-45

6. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.

7. Павлова, И.Р. Рейтинговая система контроля и оценки качества естественнонаучной подготовки учащихся профильных школ и студентов ССУЗ: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Павлова Ирина Равильевна. - Казань, 2007. - 23 с. - URL: https://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-reytingovaya-sistema-kontrolya-i-otsenki-kachestva-estestvennonauchnoy-podgotovki-uchaschihsya-profilnyh-shkol-i-studento (дата обращения: 14.05.23)

8. Паринова, Г.К. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля / Г.К. Паринова, Н.Ю. Гришина//Школьные технологии. -2003. -№6. - С. 94-99

9. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и уровню высшего образования - магистратура (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 126). - URL: https://base.garant.ru/71897874/53fB9421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33 (дата обращения 01.06.2023)

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат филологических наук, доцент Емельянова Маргарита Валентиновна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары); кандидат географических наук, доцент Архипов Александр Владимирович

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет» (г. Москва); кандидат филологических наук, доцент Зайцева Елена Львовна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья представляет собой авторский взгляд на использование коммуникативного подхода при изучении китайского языка. Когда мы спрашиваем наших обучающимся о цели изучения китайского языка, они отвечают нам, что хотят уметь разговаривать на языке, - следовательно, учебный процесс должен строиться так, чтобы главной целью преподавания языка было владение разговорной речью. Понимание культуры важно при использовании коммуникативного подхода, потому что изучение языка связано с такими культурными продуктами, как ценности и убеждения, поэтому основное внимание в коммуникативном подходе уделяется тому, какой культуре следует обучать и когда. В случае с китайским языком учащиеся привыкают к познанию культуры с помощью чтения сказок и метода ключевых слов. Народные сказки идеально подходят для изучения, потому что они были написаны для того, чтобы учить детей морали. Адаптированные тексты сказок лингвистически менее сложны, чем аутентичные тексты. Наконец, для того, чтобы по-настоящему понять другую культуру, важно взаимодействовать с ее представителями. На нашем факультете у студентов есть прекрасная возможность познакомиться с целевой культурой, потому что занятия по китайскому языку ведет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.