Научная статья на тему 'Исторический анализ проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности младших школьников'

Исторический анализ проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история проблемы оценивания в школе / начальная школа / оценивание результатов учебной деятельности обучающихся младших классов / контроль / оценка / the history of the problem of assessment at school / primary school / evaluation of the results of junior students’ educational activities / control / evaluation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разливинских Ирина Николаевна, Стерхова Наталья Сергеевна, Оленькова Наталья Валерьевна, Осипова Яна Юрьевна

В статье обоснована актуальность проблемы оценивания результатов учебной деятельности обучающихся пер-вой образовательной ступени общеобразовательной школы. Представлены результаты исторического анализа развития проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся младших классов. Рассмотрены формы контроля и учёта достижений учащихся в учебной деятельности. Охарактеризованы виды современного педагогического оценивания и показано их назначение. Особое внимание уделяется изучению аспекта самооценивания, как вида оценивания в начальной школе, которое, с одной стороны, является важным показателем развития подрастающей личности, с другой, предопределяет формирование объективной оценки своего труда, необходимой ребенку в будущем. Выявлены требования, предъявляемые к деятельности учителя начальных классов, необходимые для соблюдения при формировании адекватной самооценки младшего школьника. Спектр данных требований составляют: усиление оценочной системы самих обучающихся, её синтез с оценкой учителя начальных классов; регулярное обсуждение с учащимися младших классов динамики в учебе, анализирование причин неудач; акцентирование внимания на моментах, обеспечивающих успех учебной деятельности; привлечение родителей обучающихся к формированию единой системы оценивания, влияющей на становление адекватной самооценки ребёнка. В заключительной части исследования авторы обращают внимание на его дальнейшие перспективы: исследование критериев, необходимых для применения педагогом разных видов оценок; влияние Федерального государственного образовательного стандартна нового поколения (2021 год) на изменение системы оценивания достижений учащихся младших классов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разливинских Ирина Николаевна, Стерхова Наталья Сергеевна, Оленькова Наталья Валерьевна, Осипова Яна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical analysis of the problem of control and evaluation of the results of junior stu-dents’ educational activities

The authors stress the relevance of the problem of evaluating the results of junior students’ educational activities. The article presents the results of the historical analysis of the development of the problem of control and evaluating the results of junior students’ educational activities. The forms of control and accounting of students' achievements in educational activities are considered. The types of modern pedagogical assessment are characterized and their purpose is shown. Special attention is paid to the study of self-assessment as a type of assessment in primary school, which is an important indicator of the personality development and determines the formation of an objective assessment of the work. The authors examine the requirements to the primary school teachers’ activity. The requirements consist of: strengthening the students’ evaluation system, its synthesis with the primary school teacher assessment; regular discussion with students the learning dynamics and analyzing the causes of failures; focusing on the successful moments; involving parents in the formation of a unified assessment system that affects the formation of an adequate child’s self-esteem. In conclusion, the authors draw attention to its further prospects: the study of the criteria of different types of assessments; the influence of the Federal State Educational Standard of the new generation (2021) on the change in the system of assessing the achievements of junior students, etc.

Текст научной работы на тему «Исторический анализ проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности младших школьников»

8. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego ob-shhego obrazovanija: prikaz ot 17 maja 2012 g. № 413 (red. ot 12.08.2022) [Russian Federation. The Ministry of Education. Federal State Educational Standard of secondary general education]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_131131/ (Accessed 06.06.2023).

9. Primernye osnovnye obrazovatel'nye programmy i adaptirovannye osnovnye obrazovatel'nye programmy [Sample core educational programs and adapted core educational programs]. URL: https://fgosreestr.ru/ (Accessed 06.11.2023).

10. Primernaja programma vospitanija: odobrena resheniem feder. ucheb.-metod. ob#edinenija po obshhemu obrazovaniju, protokol ot 2 ijunja 2020 g. № 2/20 [Sample parenting program]. URL: https://fgosreestr.ru/ (Accessed 14.11.2023).

11. Ukaz «O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» ot 21.07.2020 g. [Decree "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030" dated to July, 21, 2020]. URL: https://base.garant.ru/74404210/?ysclid=lq3xbdzhuv52683836 (Accessed 14.11.2023).

12. Rossijskaja Federacija. Prezident (2000- ; V. V. Putin) O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 21.07.2020) [Russian Federation. President (2000- ; V. V. Putin) On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/?ysclid=lq3xdh7062884058052 (Accessed 14.11.2023).

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija: utv. prikazom M-va prosveshhenija Ros. Federacii ot 31.05.2021 № 287 [Federal State Educational Standard of basic general Education]. URL: https://slavschool.gosuslugi.ru (Accessed 02.12.2023).

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija: utv. prikazom M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii ot 17.05.2012 №413 [Federal State Educational Standard of secondary general Education]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131 (Accessed 02.12.2023).

15. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder.zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [Russian Federation. Laws. About education in the Russian Federation]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (Accessed 08.12.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.В. Павлова, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: natasha-navlova@yandex.ru INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.V. Pavlova, Associate Professor, Department of Biology and Geography with Teaching Methods, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: natasha-navlova@yandex.ru

УДК 373.3 Б01: 10.52772/25420291_2023_4_52

Ирина Николаевна Разливинских,

Наталья Сергеевна Стерхова, Наталья Валерьевна Оленькова, Яна Юрьевна Осипова г. Шадринск

Исторический анализ проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована актуальность проблемы оценивания результатов учебной деятельности обучающихся первой образовательной ступени общеобразовательной школы. Представлены результаты исторического анализа развития проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся младших классов. Рассмотрены формы контроля и учёта достижений учащихся в учебной деятельности. Охарактеризованы виды современного педагогического оценивания и показано их назначение. Особое внимание уделяется изучению аспекта самооценивания, как вида оценивания в начальной школе, которое, с одной стороны, является важным показателем развития подрастающей личности, с другой, предопределяет формирование объективной оценки своего труда, необходимой ребенку в будущем. Выявлены требования, предъявляемые к деятельности учителя начальных классов, необходимые для соблюдения при формировании адекватной самооценки младшего школьника. Спектр данных требований составляют: усиление оценочной системы самих обучающихся, её синтез с оценкой учителя начальных классов; регулярное обсуждение с учащимися младших классов динамики в учебе, анализирование причин неудач; акцентирование внимания на моментах, обеспечивающих успех учебной деятельности; привлечение родителей обучающихся к формированию единой системы оценивания, влияющей на становление адекватной самооценки ребёнка. В заключительной части исследования авторы обращают внимание на его дальнейшие перспективы: исследование критериев, необходимых для применения педагогом разных видов оценок; влияние Федерального государственного образовательного стандартна нового поколения (2021 год) на изменение системы оценивания достижений учащихся младших классов и т.д.

Ключевые слова: история проблемы оценивания в школе; начальная школа; оценивание результатов учебной деятельности обучающихся младших классов; контроль; оценка.

Irina Nikolaevna Razlivinskikh, Natalia Sergeevna Sterkhova, Natalia Valeryevna Olenkova, Yana Yuryevna Osipova

Shadrinsk

Historical analysis of the problem of control and evaluation of the results of junior students' educational activities

The authors stress the relevance of the problem of evaluating the results of junior students' educational activities. The article presents the results of the historical analysis of the development of the problem of control and evaluating the results of junior students' educational activities. The forms of control and accounting of students' achievements in educational activities are considered. The types of modern pedagogical assessment are characterized and their purpose is shown. Special attention is paid to the study of self-assessment as a type of assessment in primary school, which is an important indicator of the personality development and determines the formation of an objective assessment of the work. The authors examine the requirements to the primary school teachers' activity. The requirements consist of: strengthening the students' evaluation system, its synthesis with the primary school teacher assessment; regular discussion with students the learning dynamics and analyzing the causes of failures; focusing on the successful moments; involving parents in the formation of a unified assessment system that affects the formation of an adequate child's self-esteem. In conclusion, the authors draw attention to its further prospects: the study of the criteria of different types of assessments; the influence of the Federal State Educational Standard of the new generation (2021) on the change in the system of assessing the achievements of junior students, etc.

Keywords: the history of the problem of assessment at school, primary school, evaluation of the results of junior students' educational activities, control, evaluation.

Введение. Во период первых десятилетий XX столетия, когда цивилизации развиваются стремительно, порождая новые технологии в разных сферах жизни и деятельности людей, когда приоритетной становится ценность сохранения психического здоровья детей, в общеобразовательных школах зачастую доминирует традиционная технология контроля и оценивания достигнутых детьми результатов обучения, очерченных в Федеральных государственных образовательных стандартах. Как правило, освоенные детьми в ходе обучения в школе результаты, оцениваются педагогами по пятибалльной шкале.

Проблема оценивания результатов учебной деятельности обучающихся первой образовательной ступени общеобразовательной школы является достаточно актуальной и имеет свою историю.

Цель исследования заключается в изучении эволюции проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся младших классов в период с 1930-х г.г. XX века по первые десятилетия XXI столетия.

Исследовательская часть. Пристальное внимание вопросам систематического учета знаний учащихся общеобразовательных школ Советского Союза стало уделяться в 1932 году, когда в школах молодого советского государства стала применяться четырёхбалльная шкала отметок (рис 1.).

Система оценивания учета знаний учащихся общеобразовательных школ в Советском Союзе в 1932 году

Рис.1. Система оценивания учета знаний учащихся общеобразовательных школ в Советском Союзе в 1932 году

Далее мы представили краткую характеристику этапов эволюции системы оценивания знаний обучающихся общеобразовательных школ, выделенных нами через анализ нормативных документов, вышедших в свет в период с 1935 по 1959 годы. В это время вышли множество постановлений различных государственных органов управле-

ния советским государством (Совета Народных комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков, Совета министров РСФСР и т.д.), в связи с чем, данная система подвергалась наиболее интенсивным корректировкам.

В таблице 1 приведены краткие описания выхода в свет выдержки некоторых из них.

Таблица 1

Эволюция системы оценивания знаний обучающихся общеобразовательных школ

в период с 1935 по 1959 годы

Дата выхода документа Название документа Условия выхода в свет и выдержка из документа

1935 г Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 3 сентября - возвращена ... «пятибалльная оценочная система, в которой цифровое обозначение оценки ... заменяется на словесное: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо» [14].

10 января 1944 г. Постановление Совнаркома РСФСР «О введении цифровой пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» - установлена единая система оценок (до этого времени в СССР не было единой системы оценок), которая «...вводится «в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний. Знание учеников стало определяться цифровым значениями: 5, 4, 3, 2, 1» [9].

21 июня 1944 г. Постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» Впервые с дореволюционного времени были введены медали для выпускников всех всех школ (до революции медали и похвальные листы выдавали в классических учебных заведениях - в лицеях и гимназиях) [10]. «... для учеников, оканчивающих начальную школу (4 класс) и семилетнюю школу, с 1944-1945 года устанавливалась обязательная сдача выпускных экзаменов, а для оканчивающих 10 классов - сдача экзаменов на аттестат зрелости» [10].

29 декабря 1959 года Постановление Совмина РСФСР № 2027 «Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» - знания учащихся оцениваются по цифровой пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (плохо), 1 (очень плохо). Вводится комментарий о следующих условиях перевода учащихся из класса в класс: «1) перевод учащихся из класса в класс производится по годовым оценкам; 2) по постановлению педсовета школы, для учащихся, не успевающих по одному или двум предметам, могут организовываться по окончании учебного года дополнительные занятия в течение двух недель, затем решается вопрос о возможности перевода их в следующий класс или этим учащимся даются задания на лето и вопрос о переводе их в следующий класс решается перед началом нового учебного года, в зависимости от результатов выполнения ими полученных на лето заданий; 3) экзамены и выпуск учащихся из VIII класса проводятся в соответствии с Инструкцией Министерства просвещения РСФСР» [13] и др.

В конце 1950-х-начале 1960-х годов начали ежегодно издаваться буклеты с билетами для экзаменов на аттестат зрелости за курс средней школы: по русскому языку, литературе, математике (алгебре, геометрии, тригонометрии), физике, химии, истории (истории СССР и новой истории), иностранному языку [15]. Выпускники, награжденные золотой медалью, могли поступить во все вузы страны без экзаменов. В то же время, школьники, получившие серебряную медаль, при поступлении в вузы сдавали вступительные экзамены, но зачислялись в число студентов в первую очередь [5].

На протяжении нескольких десятилетий педагогами-практиками, также учеными-теоретиками вносились уточнения и производились доработки

системы оценивания испытаний школьников по разным предметам.

А в 1990-е годы XX столетия в разных учебных заведениях начал осуществляться переход от пятибалльной к многобалльной системе, именуемой сегодня как как модульно-рейтинговая. Согласно концептуальным основам данной системы, оценивание каждого задания производилось по критериям нестандартности, креативности, уровню притязаний и амбиций, выбору учащимся задания в соответствии с самооценкой [1, С. 77-79; 2, С. 112-114].

Кроме того, была введена практика оценивания познавательной деятельности школьников по конечным результатам. Например, сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и получение зачета или не

зачета. В ходе использования данной системы оценивания выявлялись её недостатки: психология школьников проявлялась учащиеся по-студенчески «оставляли все на потом» и стремительно пытались в течение зачетной недели овладеть непосильным объемом материала [2, С. 112-114; 8].

Как показывают исследования Е.В. Ива-щенко, М.И. Кузнецовой, И.А. Шкабура [6; 7; 15], к настоящему времени для оценивания достижений учащихся используются различные формы контроля и учёта (рис. 2).

Группы в вдов контроля Краткая характеристика групп в вдов контроля

Обязательные формы контроля Устный опрос, различные виды контрольных н самостоятельных работ, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, сочпнення, творческие работы.

Текущие формы учета достижений 1) учебные формы контроля: контроль техники чтення, анализ динамики текущей успеваемости и т.д.; 2) внеучебные формы контроля: участие в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях, творческие отчёты, пор тф о ли о.

Внутренний (рефлексивный) контроль Самоконтроль и самооценка.

Рис. 2. Современные формы контроля и учёта достижений учащихся в учебной деятельности

Следует отметить, что система оценивания результатов обучения учащихся в РФ устроена так, что в первом классе система балльного (отметочного) оценивания, согласно вышедшему еще в 2000 году Письму Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 [12], исключается. Кроме того, согласно данному документу, «...недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка» [12]. Педагогам начальной школы разрешена лишь словесная объяснительная оценка, в содержание которой не входят темп работы обучающегося, их личностные качества школьников, особенности психических процессов (памяти, внимания, восприятия и др.). Многие учителя начальных классов в качестве средств оценивания используют символы (звездочки, фигурки животных, растений и т.д.). Такой подход к оцениванию, согласно наблюдениям педагогов, может привести к нарушению психического состояния детей, неврозам, расстройствам.

Наиболее серьезными изменениями оценочной системы на первой образовательной ступени общеобразовательной школы можно считать изменения в увеличении количества критериев оценок, а также преобразования в развернутой обратной связи, информирующей о достижениях обучающегося и их динамике. В настоящее время каждый критерий также оценивается по небольшому числу уровней, а итоговый результат соотносится к небольшим количеством уровней достижений. Но, тем не менее, такой подход позволяет отойти от стереотипов пятибалльной системы оценивания, поскольку объективирует результаты и не обладает ярлыками._

ISSN 2542-0291

Далее остановимся на характеристике видов педагогических оценок. С этой целью, опираясь на изучение материалов ряда исследований [2; 6; 7; 15], мы провели их систематизацию и представили на рисунке 3.

Таким образом, рисунок3 свидетельствует, с одной стороны о широком спектре оценок, составляющих современную оценочную систему; с другой стороны, демонстрирует полноту подхода и качества оценивания достижений учащихся в современной школе [3].

В то же время, у педагога всегда есть возможность положительно повлиять на многие стороны поведения детей, не наказывая и не обращая внимания на ошибки учеников, а, напротив, поощряя их за хорошие поступки.

Важным видом оценивания в начальной школе является самооценивание - один из главных показателей развития подрастающей личности. В свою очередь, сформированность адекватной самооценки - метапредметный результат, требующий соответствующей системы работы, основы которого закладываются посредством оценочной деятельности учителя. Очень важно, чтобы каждый младший школьник выходил из актуальных для начальной школы видов деятельности с положительным личным опытом, позитивной установкой на дальнейший процесс обучения. С этой целью учителю начальных классов необходимо соблюдать ряд требований: 1) усилить оценочную систему самих обучающихся, синтезируя её с дифференцированной оценкой учителя; 2) регулярное обсуждение с учащимися младших классов динамики в учебе, анализа причин неудач; 3) акцентирование

55

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (60) 2023

внимания на моментах, которые обеспечивают успех выполнения учебных задач; 4) поощрение высказывания мнений каждого ребенка; 5) учет анализа своих ошибок, стимулирование проговари-

вания их вслух; 6) привлечение родителей обучающихся к формированию единой системы оценивания, влияющей на становление адекватной самооценки ребёнка [1, С. 77-79; 4, С. 4-5].

Вид педагога ческой оценка

Предметные оценки

Персональные оценки

Материальные оценки

Моральные оценки

Результативная оценка

Процессуальная оценка

Количественные оценки

Качественные оценки

Краткая характеристика вида педагогической опенки

- касаются того, что делает илн что уже сделал реоенок. но не его личности: предмета, содержания, процесса и результатов деятельности.

- относятся к суйъекгу деятельности, а не к ее атрнОутам: индивидуальным качествам, проявляющиеся в деятельности, среди которых старание, прилежание и т.д.

- включают различные спосооы материальной мотивации детей за успехи в учебной и воспитательной работе.

- педагогическая оценка, содержащая порицание или похвалу действиям ребенка с точки зрения их соответствия моральным нормам.

- относится к конечному результату деятельности, акцентирующая внимание именно на нем, не принимающая в расчет или пренебрегающая другими атрибутами деятельности. То есть, оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, как было перед этим.

- относится к процессу, производится на основе оценивания того, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение полученного результата.

- соотносятся с ооъемом выполненной раооты: с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

- касаются качества выполненной раооты: точности, аккуратности, тщательности и других показателей совершенства оцениваемой работы.

Рис. 3. Краткая характеристика видов педагогических оценок

Выводы. Акцентируя внимание на результатах данного исследования, выделим следующие положения, важные для нашей дальнейшей работы:

Проблема оценивания результатов учебной деятельности обучающихся является актуальной во все времена ее существования, беря свое начало еще в дореволюционной России и продолжающей развиваться в наше время. Наиболее серьезными изменениями оценочной системы на первой образовательной ступени общеобразовательной школы можно считать изменения в увеличении количества критериев оценок, а также преобразования в развернутой обратной связи, информирующей о достижениях обучающегося и их динамике.

Современные формы контроля и учёта достижений учащихся в учебной деятельности можно подразделить на три большие группы: обязательные формы контроля; текущие формы учета достижений и внутренний (рефлексивный) контроль оценки достижений самими обучающимися.

В то же время существует большое количество видов современного педагогического оценивания: предметные оценки, персональные оценки, процессуальные, количественные и качественные оценки и многие другие.

Рассмотрев историю вопроса оценивания результатов учебной деятельности обучающихся, а также сложившиеся к настоящему времени виды контроля и оценки достижений учащихся младших классов, мы определили следующие перспективы дальнейшего исследования:

- исследование критериев, необходимых для применения педагогом разных видов оценок;

- влияние обновленного Федерального государственного образовательного стандартна нового поколения (ФГОС НОО 2021 год) на изменение системы оценивания достижений учащихся младших классов;

- выявление общих и частных признаков оценивания достижения детей в разных областях предметных знаний и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амонашвили, Ш.А. Сущность оценки и отметки / Ш.А. Амонашвили. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2007. - № 2 (5). - С. 77-79.

2. Артамонова, Е.В. Процесс отечественного оценивания образовательных результатов: с чего все начиналось / Е.В. Артамонова. - Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5, №. 2. - С. 112-114.

3. Билеты для экзаменов на аттестат зрелости за курс средней школы на 1959/60 учебный год. - Москва : Учпедгиз, 1960. - 39 с. - Текст : непосредственный.

4. Виноградова, Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2006. - № 15. - С. 4-5.

5. Главархив рассказал о появлении в СССР пятибалльной системы оценок и школьных медалей во времена Великой Отечественной войны. - URL: https://news.rambler.ru/education/44379264/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 01.08.2023). - Текст : электронный.

6. Иващенко, Е.В. Тенденции совершенствования оценочного компонента системы российского начального образования на рубеже ХХ-ХХ1 веков / Е.В. Иващенко. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 314. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21863 (дата обращения: 30.10.2023).

7. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе : монография / М.И. Кузнецова. - Москва : Вентана-Граф, 2013. - 432 с. - Текст : непосредственный.

8. Пыльнев, Ю.В. Русская школьная отметка: история и современность / Ю.В. Пыльнев, В.В. Васильев. - Воронеж : [б. и.], 2016. - 73 с. - Текст : непосредственный.

9. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Совнарком СССР. О введении цифровой пятибалльной системы успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы : постановление №18 от 10 января 1944 года. - Текст : электронный // Викитека : свобод. б-ка. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki/По-становление СНК РСФСР от 10.01.1944 № 18 (дата обращения: 01.08.2023).

10. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Совнарком СССР. О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе : постановление №750 от 21 июня 1944 года. - Текст : электронный // Е-Досье : [web-сайт]. - URL: https://e-ecolog.ru/docs/0wxX3xKLlEHbDmH1XpT9w (дата обращения: 01.08.2023).

11. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Совмин РСФСР. Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе : постановление № 2027 от 29.12.1959. - Текст : электронный // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик. - URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5481.htm (дата обращения: 01.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Российская Федерация. Министерство Образования Российской Федерации. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы : письмо от 25.09.2000 № 2021/11-13. - Текст : электронный. - URL: https://upload2.schoolrm.ru/iblock/c2f/c2ff5c70862907572527cea9b92664a8/80f6a071c3b0bdf1f2581cd59f425f99.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

13. РСФСР. Управление школ. Положение и инструкция о переводных и выпускных экзаменах в начальной, семилетней и средней школах и экзаменах на аттестат зрелости / М-во просвещения РСФСР. - Москва : Учпедгиз, 1950. -40 с. - Текст : непосредственный.

14. СССР. Законы, постановления и т.п. Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе : постановление Сов. нар. ком. СССР и Центр. ком-та ВКП(б). - Москва : тип. Мособлисполкома, 1935. - Обл., 15 с. - Текст : непосредственный.

15. Шкабура, И.А. Проблема контроля и оценки в начальной школе / И.А. Шкабура, К.В. Гурулева. - Текст : непосредственный // Вестник Донецкого педагогического института. - 2018. - № 4. - С. 47-52.

REFERENCES

1. Amonashvili Sh.A. Sushhnost' ocenki i otmetki [The essence of assessment and marks].Mirnauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture and education], 2007, no. 2 (5), pp. 77-79.

2. Artamonova E.V. Process otechestvennogo ocenivanija obrazovatel'nyh rezul'tatov: s chego vse nachinalos' [The process of domestic assessment of educational results: how it all began]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal], 2016, vol. 5, no. 2, pp. 112-114.

3. Bilety dlja jekzamenov na attestat zrelosti za kurs srednej shkoly na 1959/60 uchebnyj god [Tickets for the matriculation exams for the secondary school course for the 1959/60 academic year]. - Moscow: Uchpedgiz, 1960. 39 p.

4. Vinogradova, N.F. Kontrol' i ocenka v nachal'noj shkole [Monitoring and evaluation in primary school]. Nachal'naja shkola [Primary school], 2006, no. 15, pp. 4-5.

5. Glavarhiv rasskazal o pojavlenii v SSSR pjatiball'noj sistemy ocenok i shkol'nyh medalej vo vremena Velikoj Otech-estvennoj vojny [Main archive told about the appearance of a five-point rating system and school medals in the USSR during the Great Patriotic War]. URL: https://news.rambler.ru/education/44379264/?utm_content=news_media&utm_me-dium=read_more&utm_source=copylink (Accessed 01.08.2023).

6. Ivashhenko E.V. Tendencii sovershenstvovanija ocenochnogo komponenta sistemy rossijskogo nachal'nogo obrazovanija na rubezhe XX-XXI vekov [Trends in the improvement of the evaluation component of the Russian primary education

system at the turn of the 20th-21st centuries], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, no, 2-2, pp, 314, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21863 (Accessed 30,10,2023),

7, Kuznecova M,I, Sistema kontrolja i ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij mladshih shkol'nikov v sovremennoj nachal'noj shkole: monografija [A system for monitoring and evaluating the educational achievements of younger schoolchildren in a modern primary school], Moscow: Ventana-Graf, 2013, 432 p,

8, Pyl'nev Ju,V,, Vasil'ev V,V, Russkaja shkol'naja otmetka: istorija i sovremennost' [Russian school mark: history and modernity], Voronezh, 2016, 73 p,

9, Rossijskaja Sovetskaja Federativnaja Socialisticheskaja Respublika, Sovnarkom SSSR, O vvedenii cifrovoj pjatiball'noj sistemy uspevaemosti i povedenija uchashhihsja nachal'noj, semiletnej i srednej shkoly: postanovlenie №»18 ot 10 janvarja 1944 goda [The Russian Soviet Federative Socialist Republic, The Council of People's Commissars of the USSR, On the introduction of a digital five-point system of academic performance and behavior of primary, seven-year and secondary school students], Vikiteka: svobod, b-ka [^ikiteca]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Postanovlenie SNK RSFSR ot 10.01.1944 № 18 (Accessed 01,08,2023),

10, Rossijskaja Sovetskaja Federativnaja Socialisticheskaja Respublika, Sovnarkom SSSR, O meroprijatijah po uluchsheniju kachestva obuchenija v shkole: postanovlenie №750 ot 21 ijunja 1944 goda [The Russian Soviet Federative Socialist Republic, The Council of People's Commissars of the USSR, About measures to improve the quality of education at school], E-Dos'e: [web-sajt] [Е-Dossier], URL: https://e-ecolog,ru/docs/0wxX3xKLlEHbDmH1XpT9w (Accessed 01,08,2023),

11, Rossijskaja Sovetskaja Federativnaja Socialisticheskaja Respublika, Sovmin RSFSR, Ob utverzhdenii polozhenij o vos'miletnej shkole, srednej obshheobrazovatel'noj trudovoj politehnicheskoj shkole s proizvodstvennym obucheniem i vecher-nej (smennoj) srednej obshheobrazovatel'noj shkole: postanovlenie № 2027 ot 29.12.1959 [The Russian Soviet Federative Socialist Republic, The Council of Ministers of the RSFSR, On approval of the regulations on an eight-year school, a secondary general education polytechnic labor school with industrial training and an evening (shift) secondary school], Biblioteka nor-mativno-pravovyh aktov Sojuza Sovetskih Socialisticheskih respublik [Library of normative legal acts of the Union of Soviet Socialist Republics], URL: https://www,libussr,ru/doc_ussr/usr_5481,htm (Accessed 01,08,2023),

12, Rossijskaja Federacija, Ministerstvo Obrazovanija Rossijskoj Federacii, Ob organizacii obuchenija v pervom klasse chetyrehletnej nachal'noj shkoly: pis'mo ot 25.09.2000 № 2021/11-13 [The Russian Federation, The Ministry of Education of the Russian Federation, About the organization of education in the first grade of a four-year elementary school], URL: https://upload2,schoolrm,ru/iblock/c2f/c2ff5c70862907572527cea9b92664a8/80f6a071c3b0bdf1f2581cd59f425f99,pdf (Accessed 01,08,2023),

13, RSFSR, Upravlenie shkol, Polozhenie i instrukcija o perevodnyh i vypusknyh jekzamenah v nachal'noj, semiletnej i srednej shkolah i jekzamenah na attestat zrelosti [RSFSR, School management, Regulations and instructions on transfer and final exams in primary, seven-year and secondary schools and matriculation exams], M-vo prosveshhenija RSFSR (ed,), Moscow: Uchpedgiz, 1950, 40 p,

14, SSSR, Zakony, postanovlenija i t,p, Ob organizacii uchebnoj raboty i vnutrennem rasporjadke v nachal'noj, nepolnoj srednej i srednej shkole: postanovlenie Sov, nar, kom, SSSR i Centr, kom-ta VKP(b) [USSR, Laws, regulations, etc, on the organization of educational work and internal regulations in primary, lower secondary and secondary schools], Moscow: tip, Mosoblispolkoma, 1935, 15 p,

15, Shkabura I,A,, Guruleva K,V, Problema kontrolja i ocenki v nachal'noj shkole [The problem of control and assessment in primary school], Vestnik Doneckogo pedagogicheskogo institute [Bulletin of Donetsk Pedagogical Institute], 2018, no, 4, pp, 47-52,

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.Н. Разливинских, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: Razlivinskikh@yandex,ru

Н.С. Стерхова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk,net

H.В. Оленькова, магистрант 2 курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: Ol-natali@ mail,ru

Я.Ю. Осипова, студентка 3 курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: jana-04@mail,ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I,N, Razlivinskikh, Ph, D, in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: Razlivinskikh@yandex,ru

N,S, Sterkhova, Ph, D, in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk,net

N,V, Olenkova, 2nd year Master's Student, field of training "Pedagogical education", profile "Primary education", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Россия, e-mail: Ol-natali@ mail,ru,

Y.Y. Osipova, 3rd year Undergaduate Student, field of training "Pedagogical education", profile "Primary education", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Россия, e-mail: jana-04@mail,ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.