6. Sedovina T.N. (comps) Uroki po ponimaniyu invalidnosti v shkole: posobie dlya uchitelya [Lessons on understanding disability in school]. Arhangel'sk: Lociya, 2016. 128 p.
УДК 373.3.26
Т.А. Крючкова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-6598-2135
Рейтинговая система оценивания обучающихся в начальной школе
Данная статья посвящена проблеме актуализации осуществления дифференцированного контроля и оценки знаний младших школьников в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В частности, автор рассматривает основные понятия, приемы и методы, связанные с проблемой осуществления рейтингового и предрейтингового контроля на уроках в начальной школе; знакомит с разными способами оценки учебных достижений обучающихся в период безотметочного обучения и в системе уровневой дифференциации.
Автором сделана попытка показать положительные стороны рейтинговой системы оценивания: индивидуальное продвижение каждого ребенка, постепенная адаптация к процессу обучения, а также отмечены трудности организации контроля, при учете которых процесс обучения в начальной школе будет более качественный и комфортный.
Ключевые слова: начальное общее образование, рейтинг, система оценивания, разноуровневые задания, предрейтинговый контроль, система уровневой дифференциации.
Т.А. Kryuchkova,
candidate of pedagogical sciences, docent of the department of theory and methods of primary
education
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia Rating system for assessing students in primary school
This article is devoted to the problem of actualization of differentiated control and assessment of knowledge of primary school children in connection with the introduction of the Federal state educational standard of primary education. In particular, the author considers the basic concepts, techniques and methods related to the problem of rating and pre-rating control in the classroom in primary school; introduces different ways to assess the educational achievements of students in the period of non-marking training and in the system of level differentiation.
The author makes an attempt to show the positive aspects of the rating system of assessment: individual promotion of each child, gradual adaptation to the learning process, as well as the difficulties of the organization of control, taking into account that the learning process in primary school will be more qualitative and comfortable.
Keywords: primary general education, ranking, assessment system, multilevel job, pre-rating control, system of level differentiation.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере начального образования. Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы контроля и оценки знаний младших школьников.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система контроля: насколько разнообразны формы контроля; насколько умело использует учитель нетрадиционные формы контроля, с целью повышения его эффективности.
В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения этой проблемы. В исследованиях отечественных ученых большое внимание уделяется рассмотрению отдельных аспектов осуществления контроля обучающихся в начальной школе. Так в работах И.Я. Лернера, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и других рассматриваются вопросы использования различных приемов и методов контроля в обучении.
Представляют значительный интерес работы Ю.К. Бабанского, К.Н. Волкова, М.Ю. Демидова, С.В Иванова, С.П. Казачковой, А.П. Мишагиной, А.Н. Медведевой, О.Н. Первушина и др., посвященные использованию нетрадиционных форм контроля и оценки знаний обучающихся.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой контроль - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых [1, с. 63].
Выявление и измерение знаний называют проверкой. Поэтому проверка -составной компонент контроля, основной дидактической целью которого является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности школьника, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
Количественная оценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися, выражается в баллах (отметках), а качественная - в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.
Оценка знаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям [3, с. 360].
Сегодня, в связи с введением ФГОС НОО, все большей популярности завоевывает рейтинговая система оценки знаний обучающихся, которая является одной из прогрессивных образовательных технологий, так как в процессе ее использования обеспечиваются условия для самостоятельной работы учащихся, осуществляется актуализация их рефлексивного контроля за процессом и результатами своей учебной деятельности, гарантируется достижение внешне - и внутреннезаданных целей образования [2, с. 13].
Что же можно считать рейтингом? В словаре иностранных слов рейтинг -индивидуальный числовой показатель оценки деятельности какого-либо лица, организации, группы и т.д. [4, с. 521].
Рейтинг обучающихся можно установить по количеству баллов по изученной теме на основе письменной работы, которая состоит из вопросов, заданий, тестов. Такой контроль осуществляется по изученной дидактической единице, которая охватывает логически завершенную часть учебного материала. В связи с этим весь учебный материал учитель делит на модули, в конце изучения которых осуществляется контроль (диктант, тест, списывание текста) с подсчетом итогового балла и суммированием результата оценки. Данный вид контроля определяет уровень подготовки обучающегося по каждой теме, дает возможность проследить динамику усвоения знаний, приближает к осуществлению проблемы дифференцированного контроля, который обеспечит полноту проверки знаний обучающегося на базовом уровне и о его готовности или неготовности перейти на следующий - повышенный уровень освоения учебного материала. Каждая контрольная работа на базовом и повышенном уровне имеет свою цену, после
выполнения которой определяется коэффициент успешности усвоения материала обучающимися. Например, цена диктанта 24 балла. Ученик набрал только 18 баллов. Для определения коэффициента успешности нужно 18 поделить на 24 и получится 0,75 баллов. Если коэффициент успешности больше или равен (0,7), то материал считается усвоенным, если больше 0,8 - «Молодец!», если больше или равен 0,9 -«Замечательно!». Все данные контрольной работы заносятся в таблицу успеваемости, которую можно представить в виде графика [2. с. 23].
Как показал анализ, данная система оценивания возможна в 1 классе, когда используется безотметочная система обучения и допускается лишь словесная объяснительная оценка. В начале второго класса используется предрейтинговая система оценивания знаний обучающихся. Здесь уместно использовать пооперационный контроль, который выполняется на основе сравнения выполненного задания с образцом. В пооперационном листе знаком (+) отмечается правильное задание, а знаком «-» - ошибочное. Так, например, можно проверить уровень знаний обучающихся после каникул, в начале 2 класса.
Учитель дает тест по русскому языку на узнавание объектов с подсказкой выполнения действия (репродуктивный уровень), на выполнение задания по алгоритму, который он должен сам вспомнить (алгоритмический уровень), на продуктивное самостоятельное действие (эвристический уровень), выполнение задания на использования творческих или исследовательских умений (творческий уровень). Всего в тесте 12 заданий на разные уровни. Например:
1. Сколько букв в слове «соль»:
а) 2 буквы,
б) 3 буквы,
в) 4 буквы.
2. Найди слова, которые нельзя перенести (вспомни правило):
а) бобр;
б) луна;
в) класс.
3. Выпиши из предложения слова, которые отвечают на вопрос «кто?»
Юра поднял голову и увидел большую птицу.
4. Как называются слова, отвечающие на вопрос «кто?» и «что?», напиши.
5. Прочитай слова: мороз, ветер, снег, метель. Составь текст из 4 предложений с этими словами и запиши его.
При проверке теста каждый правильный ответ оценивается одним баллом. За последнее задание выставляется 4 балла. Максимальное количество баллов - 28. Все учащиеся, кто получил за выполнение теста 24 балла и выше справились с заданием. Все обучающиеся, кто получил ниже 14 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, так как знания у них после каникул нуждаются в коррекции.
На уроках физической культуры также можно использовать предрейтинговый контроль. Если оценивать обучающихся только по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими возможностями могут быть малоуспешными; если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов.
В начале учебного года учителю необходимо объяснить учащимся, по каким критериям «мы будем друг друга оценивать». К ним можно отнести: сдача учебных нормативов и усвоение теоретического материала; повышение уровня физической подготовки; выполнение рекомендованных учителем заданий (соблюдение режима дня и др.); активное участие в спортивных секциях; участие в соревнованиях и др.
За каждое выполненное задание, ученик рисует в специальных тетрадях кружок зеленого, желтого или красного цвета. Зеленый цвет показывает выполнение задания самостоятельно. Желтый цвет показывает, что задание было выполнено с помощью
учителя. Красный цвет показывает, что задание не выполнено. В основном у обучающихся только зеленые и желтые «светофорики». Если ребенок не выполнил задание, он может исправиться и не рисовать красный сигнал «светофора». Предрейтинговая система позволяет правильно себя оценить учащимся и дать возможность корректировать свои знания, свои действия, свои возможности.
Таким образом, ученики сами могут определять свои слабые стороны и знать, почему они получили тот или иной сигнал «светофора», и даже физически слабый ученик может получить высокую оценку - зеленый сигнал «светофора». Учащимся и их родителям нравится такая система выставления оценок. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Важную роль на уроках физкультуры можно отводить тестированию, которое способствует развитию физических качеств обучающихся и динамику их роста. В связи с этим в начале и в конце учебного года можно проводить тесты-зачёты для выявления физических способностей детей. За каждое выполненное задание теста дети зарисовывают в тетради круг «светофора» определенного цвета. Если ребенок не смог выполнить задание, то он тренируется и затем снова сдает его, что стимулирует обучающихся на преодоление трудностей, достижение планируемых результатов.
На основе анализа ошибок проводится коррекция знаний учащихся. Данный вид контроля фиксирует даже небольшое продвижение ребенка к успеху, что очень важно для стимулирования его активности.
Активность ребенка в начальной школе при использовании рейтинговой системы оценивания может повышаться за счет выполнения рефератов, анализа работы товарищей, изготовление дидактических пособий, кроссвордов, тестов, работы в качестве консультанта, аккуратное ведение тетради, помощи отстающим товарищам и т.д. Эти виды деятельности также оцениваются педагогом в виде определенного количества баллов или жетонами, которые в конце четверти также пересчитываются на баллы. Итоговое оценивание складывается в форме накопительной оценки по предмету с учетом личностно-сопоставительного предрейтинга на основе синтеза всей накопительной информации об учебных достижениях ребенка.
Несмотря на положительные стороны, организация рейтинговой системы оценивания имеет свои сложности:
- подготовка учителя требует больше времени;
- требуется введение дополнительных коррекционных занятий;
- создание банка данных всех контрольных работ по всем темам с определением цены;
- разработка разноуровневых заданий и критериев оценивания;
- начальная школа является только первой ступенью школьного обучения и многие знания даются младшим школьникам схематично, в ознакомительном порядке.
Таким образом, рейтинговая система оценивания в начальной школе позволяет более качественно подойти к оцениванию знаний обучающихся, выявить пробелы, наметить пути дальнейшей коррекционной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : АКАДЕМИЯ, 2008. - 176 с.
2. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов / А.П. Казачкова [и др.]. - М. : Планета, 2013. - 208 с.
3. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы : учеб. пособие для студентов / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
4. Словарь иностранных слов : около 20000 слов. - М. : Русский язык, 1992. - 740 с. REFERENCES
1. Kodzhaspirova G.M. Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow: AKADEMIYA, 2008. 176 p.
2. Kazachkova A.P., et al. Nachal'naya shkola. Ocenka dostizheniya planiruemyh rezul'tatov [Primary school. The assessment of the achievement of planned results]. Moscow: Planeta, 2013. 208 p.
3. Podlasyj I.P. Pedagogika nachal'noj shkoly: ucheb. posobie dlya studentov [Primary school pedagogics]. Moscow: VLADOS, 2000. 400 p.
4. Slovar' inostrannyh slov: okolo 20000 slov [Dictionary of foreign words]. Moscow: Russkij yazyk, 1992. 740 p.
УДК 378
Е.В. Лукиянчина,
преподаватель кафедры социально-экономического образования и философии БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
г. Сургут, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-5896-3411
Исследование готовности к деловой коммуникации студентов направления подготовки «Управление персоналом»
В статье рассматривается одно из направлений профессиональной подготовки будущих специалистов в области управления персоналом. Автор раскрывает значимость проблемы обучения эффективной деловой коммуникации в вузе. В настоящий момент актуальность и новизна материала заключаются в разработке содержательных и методических аспектов процесса формирования готовности к деловой коммуникации у бакалавров направления подготовки «Управление персоналом». Наглядное представление заявленного процесса решается с помощью метода моделирования. Представляются промежуточные результаты экспериментальной работы по оценке готовности к деловой коммуникации студентов направления подготовки «Управление персоналом». Выявлены возможные пути решения проблем, выявленных в ходе экспериментальной работы в аудиторной и внеаудиторной работы со студентами направления подготовки «Управления персоналом» с применением кейс-технологии в вузе.
Ключевые слова: деловая коммуникация, готовность к деловой коммуникации, кейс-технология.
E.V. Lukiyanchina,
teacher of the department of social and economic education and philosophy
Surgut state pedagogical university Surgut, Russia
Research of readiness for business communication of students of the training course «Personnel management»
The article discusses one of the areas of professional training of future specialists in the field of personnel management. The author reveals the importance of the problem of learning effective business communication in the university. At the moment, the relevance and novelty of the material lie in the development of substantive and methodological aspects of the process of forming readiness for business communication among bachelors in the training course "Personnel Management". A visual representation of the claimed process is solved using the modeling method. The intermediate results of the experimental work on assessing the readiness for business communication of students in the "Personnel Management" training area are presented. Possible solutions to problems identified in the course of experimental work in the classroom and out-of-class work with students in the area of training "Human Resource Management" with the use of case-technology at the university are given.
Keywords: business communication, readiness for business communication, case technology.