Научная статья на тему 'Исследование сценариев применения арт-технологий с младшими школьниками: практический аспект'

Исследование сценариев применения арт-технологий с младшими школьниками: практический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / образовательный процесс начальной школы / учителя начальных классов / арт-технологии / сценарий использования арт-технологий в образовательном процессе начальной школы / junior students / the educational process of primary school / primary school teachers / art technology / the meth-ods of using art technology in the educational process of primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Лазенюк Ольга Николаевна, Пелевина Ульяна Витальевна

В статье актуализируется проблема использования арт-технологий в образовательном процессе начальной школы. Опираясь на результаты исследований современных ученых, авторы акцентируют внимание на том, что данный вид технологий способен обеспечить психологическую безопасность, образовательный комфорт и позитивную мотивацию к учебе у обучающихся начальной школы. В то же время, исследование показало, что учителя начальных классов используют различные сценарии применения данных технологий с младшими школьниками. Однако в научно-педагогическом фонде недостаточно материалов, раскрывающих данные сценарии. Используя метод теоретического анализа, авторы проводят изучение наиболее актуальных сценариев применения арт-технологий в работе с младшими школьниками. Результаты проведенной работы позволили выделить несколько подобных сценариев применения технологий данного вида: в качестве средства повышения мотивации к учёбе у младших школьников; на уроках иностранного языка; с целью решения конкретных образовательных задач; с целью развития познавательных универсальных учебных действий. Выявленный в рамках данного исследования спектр сценариев использования арт-технологий в образовательном процессе начальной школы не является окончательным, но сможет выступить в качестве основания для систематизации подобных сценариев, актуальных в настоящее время. В дальнейшем авторы планируют использовать выявленные сценарии применения арт-технологий для проектирования цикла мероприятий урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками, педагогический инструментарий которых можно интегрировать с арт-технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Лазенюк Ольга Николаевна, Пелевина Ульяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of using art technologies with junior students: a practical aspect

The article studies the problem of using art technologies in the educational process of primary schools. The authors focus on the fact that this type of technology is able to provide psychological safety, educational comfort and positive motivation for junior students. The study showed that primary school teachers use different types of these technologies with junior students. However, the scientific and pedagogical fund does not have enough materials to describe them. Analyzing theoretical aspects, the authors conduct a study of the most relevant types of art technologies with junior students. The results made it possible to identify several similar methods of using art technologies of this type: as a means of increasing motivation to study among junior students; in foreign language lessons; in order to solve specific educational tasks; in order to develop cognitive universal educational actions. The results of the study are not final but it can the foundation for the systematization of modern art tech-nologies. Further, the authors are going to use the identified art technologies to design a cycle of activities of educational and extracurricular activities with junior students, the pedagogical tools of which can be integrated with art technologies.

Текст научной работы на тему «Исследование сценариев применения арт-технологий с младшими школьниками: практический аспект»

УДК 373.1 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_59

Наталья Сергеевна Стерхова, Ольга Николаевна Лазенюк, Ульяна Витальевна Пелевина

г. Шадринск

Исследование сценариев применения арт-технологий с младшими школьниками:

практический аспект

В статье актуализируется проблема использования арт-технологий в образовательном процессе начальной школы. Опираясь на результаты исследований современных ученых, авторы акцентируют внимание на том, что данный вид технологий способен обеспечить психологическую безопасность, образовательный комфорт и позитивную мотивацию к учебе у обучающихся начальной школы. В то же время, исследование показало, что учителя начальных классов используют различные сценарии применения данных технологий с младшими школьниками. Однако в научно-педагогическом фонде недостаточно материалов, ракрывающих данные сценарии. Используя метод теоретического анализа, авторы проводят изучение наиболее актуальных сценариев применения арт-технологий в работе с младшими школьниками. Результаты проведенной работы позволили выделить несколько подобных сценариев применения технологий данного вида: в качестве средства повышения мотивации к учёбе у младших школьников; на уроках иностранного языка; с целью решения конкретных образовательных задач; с целью развития познавательных универсальных учебных действий. Выявленный в рамках данного исследования спектр сценариев использования арт-технологий в образовательном процессе начальной школы не является окончательным, но сможет выступить в качестве основания для систематизации подобных сценариев, актуальных в настоящее время. В дальнейшем авторы планируют использовать выявленные сценарии применения арт-технологий для проектирования цикла мероприятий урочной и внеурочной деятельости с младшими школьниками, педагогический инструментарий которых можно интегрировать с арт-технологиями.

Ключевые слова: младший школьник, образовательный процесс начальной школы, учителя начальных классов, арт-технологии, сценарий использования арт-технологий в образовательном процессе начальной школы.

Natalia Sergeevna Sterkhova, Olga Nikolaevna Lazenyuk, Ulyana Vitalievna Pelevina

Shadrinsk

The study of using art technologies with junior students: a practical aspect

The article studies the problem of using art technologies in the educational process of primary schools. The authors focus on the fact that this type of technology is able to provide psychological safety, educational comfort and positive motivation for junior students. The study showed that primary school teachers use different types of these technologies with junior students. However, the scientific and pedagogical fund does not have enough materials to describe them. Analyzing theoretical aspects, the authors conduct a study of the most relevant types of art technologies with junior students. The results made it possible to identify several similar methods of using art technologies of this type: as a means of increasing motivation to study among junior students; in foreign language lessons; in order to solve specific educational tasks; in order to develop cognitive universal educational actions. The results of the study are not final but it can the foundation for the systematization of modern art technologies. Further, the authors are going to use the identified art technologies to design a cycle of activities of educational and extracurricular activities with junior students, the pedagogical tools of which can be integrated with art technologies.

Keywords: junior students, the educational process of primary school, primary school teachers, art technology, the methods of using art technology in the educational process of primary school.

Введение. Современная общеобразовательная школа - особое образовательное пространство, обеспечивающее социально-психологическую безопасность, опору на актуальные потребности каждого обучающегося и продуктивность его познавательной и творческой деятельности. В то же время, материалы исследований Т.А. Барышевой, М.П. Иванова, И.И. Ирхен, Н.В. Савлучинской, Н.С. Стерховой, И.Е. Шкиль и др. [1; 2; 3; 9; 11; 15] показывают, что обеспечить психологическую безопасность, образовательный комфорт и позитивную мотивацию к учебе у обучающихся возможно посредством использования арт-технологий. Параллельно ученые отмечают, что данные технологии являются прекрасным средством для нивелиро-

вания чрезмерной загруженности детей, возникновения психологического дискомфорта (иногда и нервных срывов), снижения уровня креативности и познавательных способностей учащихся.

Исследовательская часть. На сегодняшний день учителя начальных классов используют различные сценарии применения данных технологий с младшими школьниками. Однако в научно-педагогическом фонде недостаточно материалов, ракрывающих данные сценарии. Данное противоречие обусловило цель исследования - определение вариаций существующих сценариев применения арт-технологий в образовательном процессе современой начальной школы и характерных им педагогических инструментов.

Итак, первый сценарий применения арт-тех-нологий в начальной школе предлагается учителем начальных классов В.В. Мирохиной. Педагог использует арт-технологии на уроках в начальной школе в качестве средства повышения мотивации к учёбе у младших школьников [7]. Автор данного сценария указывает, что применение данных технологий возможно как в ходе реализации разных типов уроков (например, на уроках открытия нового знания, либо на уроках закрепления и рефлексии), так и на разных этапах уроков. Если на уроках литературного чтения дети легче усваивают учебный материал с помощью метода иллюстрирования и оформления рисунков, то на уроках русского языка арт-технологические практики используются как инструмент быстрого и легкого запоминания правил. В свою очередь, на уроках математики эффективной может быть лепка из пластилина, обеспечивающая повышение уровня познавательной активности. Кроме того, важным инструментом формирования пространственного мышления детей и усвоения элементарных геометрических основ является конструирование из различных материалов.

С точки зрения В.М. Мирохиной, арт-техно-логические практики в образовательном процессе начальной школы являются средством передачи универсального и индивидуального человеческого опыта, способствуют успешному формированию у младших школьников умений делать выводы и умозаключения, учат выражать искренне свое отношение к изучаемым предметам, процессам и явлениям, обеспечивают формирование навыков анализа и изобретательства. Автор указывает, что сценарий применения арт-технологий предполагает задействование различных форм работы с детьми, среди них особенно актуальны две группы форм, классифицирующиеся по двум критериям: 1) по количеству учащихся - индивидуальная (непосредственное вовлечение в арт-деятельность конкретного обучающегося), групповая (вовлечение учащихся в арт-деятельность по группам, созданным по различным основаниям) и коллективная формы (вовлечение учащихся всего класса одновременно в тот или иной вид арт-деятельности); 2) по степени проявления активности учащимися - пассивная (использование обучающимся в ходе арт-дея-тельности художественных произведений, автором которых он не является - музыкальных произведений, картин, книг и пр.) и активная (создание обучающимися собственных арт-продуктов - рисунков, скульптур, танцев и пр.); 3) смешанные формы работы с обучающимися [7].

Согласно сценарию В.М. Мирохиной, урок является главным форматом, позволяющим применять арт-технологические практики, позволяя вплетать в свою канву арт-технологии, выполняющие разные функции:

1) изотерапия (арт-деятельность, в основе которой лежит рисование) -позволяет ребенку: по-

нять и выразить свои чувства; передать впечатления об окружающем мире; развивать мелкую моторику рук и чувственно-двигательную координацию; передавать свое настроение, восприятие мира и самого себя через краски и цвета. Данный вид арт-технологий можно использовать не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, технологии и т.д.;

2) сказкотерапия (арт-деятельность, в основе которой лежит чтение сказок, а зачастую - их импровизация), обеспечивает: развитие творческого потенциала детей, совершенствования навыков взаимодействия с окружающей действительностью. Данный вид арт-технологий можно использовать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, технологии, физкультуры, иностранного языка и т.д.;

3) куклотерапия - арт-деятельность, в основе которой лежит использование кукол как основного терапевтического средства и которая обеспечивает ребенку получение возможности проиграть жизненные ситуации, либо посмотреть на них со стороны; помогает учителю получить информацию о важных привычках ребенка, его семейной ситуации, внутреннем мире, проблемах. Куклотерапию можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности;

4) кинотерапия - арт-деятельность, в основе которой лежит просмотр мульфильмов, фрагментов из видеофильмов и т.д., благотворно влияющий на развитие концентрации внимания и памяти детей; способствующий развитию готовности примерять и проигрывать ситуации из фильмов в своей жизни, находя конструктивное решение имеющимся проблемам;

5) коллажирование (арт-деятельность, в основе которой лежит создание, либо составление коллажей из самых разных материалов) -обеспечивает эффективное формирование способности к рефелексированию и используется, чаще всего, на уроках на этапе рефлексии [7].

Следующий - второй сценарий применения арт-технологий школе предлагает Л.Н. Чернушко [14]. Делясь своим опытом работы в данной сфере педагогической деятельности, Л.Н. Чернушко отмечает, что активно использует такие технологические практики на уроках иностранного языка, как изотерапия, куклотерапия, имаготерапия, коллажи-рование и т.д. [14]. Характеризуя тонкости сценария применения арт-практик в ходе обучения школьников иностранному языку, Л.Н. Чер-нушко полагает, что ребенок успешнее усваивает материал урока в том случае, если он замотивиро-ван, если активизированы все его познавательные процессы.

Среди возможностей арт-терапевтических практик в обучении детей школьного возраста иностранному языку, Л.Н. Чернушко выделяет следующие: 1) они активизируют процесс воображения,

заставляют работать образное мышление, погружают ребенка в ту самую ситуацию проживания учебного материала; 2) они обучают детей различным видам ситуативного поведения, а также связанным с ними правилам речевого этикета; 3) они бережно формируют навыки правильного выхода из проблемных и конфликтных ситуаций; 4) они активизируют развитие навыков говорения и ком-муницирования; 5) они повышают самооценку и степень уверенности в себе; 6) они способствуют формированию устойчивых эстетико-оздоравлива-ющих элементов мыслительной деятельности, чего сложно достичь в ходе реализации стандартного подхода к проведению уроков [14].

Как отмечает автор данного сценария, в ходе таких уроков арт-технологические практики позволяют проявляться и активно интегрироваться различным аспектам культуры ребенка: культуры коммуникаций, культуры речи, культуры пластики, культуры ношения одежды (начиная от аккуратности, заканчивая следованию традициям моды), культуры отношений и т.д.

В перечень инструментов арт-технологиче-ских практик, применяемых на уроках иностранного языка, по мнению Л.Н. Чернушко, следует включить: игры, стихотворения, песни и сказки, рифмовки, иллюстративную наглядность, аудио и видеоматериалы для развития навыков аудирования и т.д. Данные инструменты также выполняют ряд функций: стимулируют активность и интерес школьников к предмету; поднимают уровень мотивации к изучению предмета; стимулируют детей к говорению и аудированию; помогают сохранить в памяти детей необходимый для восприятия и понимания смысл материала и т.д. [14].

Особое значение в рассматриваемом сценарии придает Л.Н. Чернушко использованию сказкоте-рапии как средству обучения детей школьного возраста иностранному языку. Автор опыта подтверждает многочисленные утверждения ученых о том, что сказки в образовательном процессе, действительно, снижают тревогу и негативные реакции детей способствуют развитию всех видов речевой деятельности и навыков говорения у младших школьников [5; 6; 10; 12; 16; 17]. В свою очередь, выполнение в качестве домашнего задания дописывания сказки способствует развитию навыков письма.

Методы сказкотерапии, использу<

Подготовка сценария урока с использованием арт-технологий в контексте авторской методики Л.Н. Чернушко предполагает продумывание: сюжета, ролей, действий героев, речевых текстов, характера и манер поведения, целей героев, их симпатий и антипатий. Такой подход к проектированию сценария урока обеспечивает эффективность ролевого общения учащихся согласно сценарию, формирование у них позитивных взаимоотношений, повышает социальный статус детей в классе, учит решению складывающихся за стенами школы проблемных ситуаций [14].

Рекомендуя использовать арт-технологиче-ские практики в образовательном процессе школы, Л.Н. Чернушко отмечает, что данные технологии подходят для работы с детьми, обладающими различными способностями, а также в классах со смешанным уровнем обученности. В то же время, они позволяют каждому ребенку проявлять себя в учебе на собственном уровне и получать поддержку педагога за свой посильный вклад в урок персонально [14].

Интересен также для нас третий сценарий, предлагаемый В.А. Плотниковой и предполагающий использование арт-технологий с целью решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, активизации развития его личности [8]. Подойдя вплотную к использованию потенциала арт-технологий, В. А. Плотникова успешно решает на своих уроках следующие задачи: эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию, развития эмоционально-нравственной культуры и т.д.

Педагог отмечает, что методика грамотного использования данного сценария предполагает обязательную систематизацию и хранение результатов арт-терапевтической деятельности детей в виде папок, книг или журналов, выставок и т.д.

Далее В.А. Плотникова представляет фрагменты методики применения элементов арт-техно-логий в своей практике, среди которых сказкатера-пия, песочная терапия, музыкотерапия и т.д. Уроки с элементами сказкотерапии В.А. Плотникова выстраивает с помощью следующих методов работы со сказкой: сочинение сказок, переписывание сказок, рисование сказок, постановка сказок и т.д. (таблица 1).

Таблица 1

1е В.А. Плотниковой [8] на уроках

Метод сказкотерапии Урок, на котором применяется данный метод Краткая характеристика метода сказкотерапии

Сочинение сказок Уроки литературного чтения, математики, окружающего мира и русского языка Младшим школьникам предлагается рассказать свою сказку на свободную или заданную тему. Сочиненные ими сказки (либо эпизоды) далее нужно инсценировать. В роли актеров выступают непосредственно учащиеся. Данный метод учит детей естественно проявлять свои эмоции, снимает зажимы и напряжения в поведении, снимает конфликтные отношения в классе.

Переписывание сказок Уроки литературного чтения, уроки окружающего мира (в ходе которых используется кукольная игра «Контролер Лесовичок», направленная на проверку качества работы соседа по парте). Учащимся нужно рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, который может быть или не быть в сказке (от этого зависит ракурс сюжета, оттенки смысла сказки). Дети понимают, что могут менять что-то с помощью данного метода в своем жизненном сюжете. Они переписывают или дописывают изучаемую сказку. Могут менять ее концовку или вводить в повествование других персонажей. Данный метод помогает ребенку переосмысливать уже известные сюжеты, творчески относиться к миру, избавляться от психического напряжения.

Рисование сказок Уроки изобразительного искусства, технологии, иностранного языка Учащиеся делятся на пары, чтобы вместе рисовать сказочный рисунок. Затем каждая пара рассказывает по рисунку свою сказку. Данный метод способствует налаживанию лучших взаимоотношений детьми, формирует чувство сопереживания.

Постановка сказок с помощью кукол Уроки, проводимые учителем в первом классе Куклы приветствуют детей, знакомят с правилами поведения в школе, рассказывают о волшебных словах, выполняют функцию помощников учителя начальных классов в первом классе. С помощью кукол педагог может объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку. первоклассники легко вступают в игру с куклой, которая говорит голосом учителя. В атмосфере доброжелательного отношения друг к другу формируется способность к целенаправленным действиям. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять детям те эмоции, которые обычно они не могут себе позволить проявить.

Из таблицы 1. видно, что методы сказкотера-пии, применяемые на уроках в начальной школе не только выполняют арт-терапевтические функции, но и повышают качество освоения детьми учебного материала.

Кроме того, В.А. Плотникова активно использует в своей работе технологию изотерапии, отмечая, что данная технология позволяет ей помочь ребенку освободиться от агрессии, нервозности, психологической зажатости, открыть новые возможности развития.

Свои уроки с применением изотерапии В.А. Плотникова выстраивает на основе следующих положений: 1) никаких задач, связанных с передачей точности и правильности образов, их «красивости», или «некрасивости». Чем произвольнее будет то, что нарисовал ребенок, тем точнее на бумаге будет выражено то, что что он переживает внутри;

2) соблюдение правила недопущения самокритики;

3) обязательное предложение детям широкого перечня материалов и инструментов (по выбору ребенка можно определить некоторые черты характера: выбор для рисования карандаша (либо карандашей) свидетельствует о том, что ребёнку свойственны перфекционистские черты; красок - черты свободолюбивой личности; фломастеров - наличие нежелания открыться, склонностей к неискренности и лжи); 4) запрет на использование в творче-

ской деятельности чертежных инструментов (линеек, циркулей и т.д.); 5) обязательные комментарии ребёнка о том, что он передал в своей работе в конце каждого занятия, поскольку взрослый не всегда может правильно провести интерпретацию переданного ребенком в работе смысла; 5) предотвращение в групповых занятиях комментариев работ других детей без их согласия; 6) обязательный сбор детских работ и создание педагогом детских портфолио с целью отслеживания динамики изменений, формулировки регулярных выводов, проведения коррекции поведения и т.д. [8].

В качестве техник, с помощью которых реализуются арт-технологические практики, В.А. Плотникова использует следующие:

1) рисование пальцами (либо ладошками или кистью), помогающее ребёнку понять свои тактильные ощущения, прочувствовать движения рук, проявить свою индивидуальность;

2) техника «рисование музыки», позволяющая перенести конкретные зрительные образы от полученных от услышанной музыки впечатлений на бумагу. Во время такой работы происходит абстрагирование ребёнка от действительности и перенесение в мир звуков и музыкальных образов и более легкое понимание какого-либо музыкального явления. Кроме того, передача образов, приходящих ребенку во время слушания музыки способствует психоэмоциональному раскрепощению ребенка;

3) техника пластилинографии - вид арт-тех-нологической практики, позволяющий создать рельефные картины, одновременно повышая эффективность речевого развития детей и их общую и мелкая моторики. Для создания пластилиновых картин оптимальны такие приёмы, как: налепы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, примазывание, смешение разных цветов пластилина. Данную арт-технологию целесообразно использовать на уроках ИЗО, технологии, математики (лепка фигур из пластилина), окружающего мира и т.д.;

4) техника обрывной аппликации, суть которой состоит в том, что все детали изображения создаются путем обрывания бумаги. Данная техника применяется для передачи фактуры образов (шероховатости, пушистости, кудрявости, мохнатости, пышности и т.д.) и позволяет детям в непринужденной форме пополнять опыт ощущений, развивать креативное мышление и мелкую моторику;

5) аппликация из круп - вид арт-технологиче-ской практики, нацеленной на обучение младших школьников нетрадиционным способам выполнения фактурного объемного изображения, ориентирования на плоскости, развития мелкой моторики и экологичного отношения к природе. Данная техника имеет очень хороший терапевтический эффект в плане уравновешивания психоэмоциональных состояний детей, успокоения нервной системы;

6) песочная терапия - вид арт-технологиче-ской практики, нацеленной одновременно на творческое развитие и стабилизацию эмоциональных состояний детей, улучшение их самочувствия. Во время уроков окружающего мира, литературного чтения, математики, изобразительного искусства и других можно использовать такие игры с песком, как «Необыкновенные следы», «Песочный круг», «Мы создаем мир», «Ритуал приветствия».

Автором четвертого сценария применения арт-технологии на уроках в начальной школе является Н.В. Третьякова, использующая арт-техноло-гии на уроках в начальной школе с целью развития познавательных универсальных учебных действий [13]. Н.В. Третьякова обосновывает использование в своей работе арт-технологий тем, что в настоящее время стало актуальным внедрение в образовательный процесс начальной школы различных инновационных пространств, среди которых «арт-пространство» [13].

«Арт-пространство» - сфера образовательного процесса, основывающаяся на раскрытии творческого потенциал детей и созданная для сохранения их здоровья с помощью арт-технологий, среди которых песочная терапия, камнетерапия, изотерапия и другие [4, с. 256-259.].

Так, для создания собственного мира, символически выражающего право и получения опыта строить свою жизнь собственными руками Н.В. Третьякова предлагает использовать песочную терапию.

Данная терапия применяется ей на уроках литературного чтения (при пересказе сказок, сопровождающемся изображением схем и символов-букв на песке), окружающего мира (изучение растительного и животного мира сопровождается параллельным рисованием на песке), математики (поиск ответов при изучении таблицы умножения) и т.д.

Достаточно редкой для применения учителями начальных классов, но предлагаемой к использованию в обучении детей, является камнете-рапия - одна из частей арт-пространства, главным инструментом которой являются камни и камушки. Камнетерапия, как арт-технологическая практика, применяется как стимульная технология для проявления свободных ассоциаций ребенка, при проявлении им трудностей в коммуникациях и эмпатии. Кроме того, камнетерапия - прекрасный инструмент для психокоррекции и психопрофилактики конфликтности, замкнутости, тревожности детей; нивелирования невротических и негативных эмоциональных состояний и т.д.

Среди приёмов деятельности детей с камнями педагог выделяет следующие: составление геометрических фигур, цифр, букв и различных символов; использование камней при обучении детей счету и выполнению заданий, связанных с включением пространственного мышления; «рисование» - создание визуальных образов (автопортретов, портретов семьи, запомнившихся людей и т.д.).

Не менее полезной и ценной, с точки зрения Н.В. Третьяковой, является технология изотера-пии, которая является мощным средством самовыражения, облегчающим проявление всей гаммы чувств ребенка. Автор данного педагогического опыта использует в своей деятельности такие нетрадиционные изотехники, как «марание», «кляксография», рисование пеной для бритья и т.д.

Техника «марания» буквально означает «пачкать, грязнить» [13] и не предполагает правильности или неправильности передачи ребенком образов. Данная техника напоминает детские игры с грязью возле луж, смешивания и игры с «кашкой-малаш-кой» в песочнице. Её арт-терапевтическое значение кроется в том, что передача ребенком тех или иных образов - есть проекция индивидуальности ребенка, приводящая его к маленьким личным открытиям. Естественный характер такой деятельности обеспечивает детям забывание социальных запретов и стимулирует их незаметным образом на смелые действия, не совершаемые в обыденной жизни. Техника «марания» легко справляется с задачами профилактики и коррекции детских тревог и страхов, выводит детей с жесткими социальными установками поведения из состояния подавленности. Данная техника также может помочь педагогу в решении психологических проблем детей, к которым родители предъявляют завышенные требования, видя в них «маленьких взрослых», ожидая от них сдержанности, разумности в действиях, поступках и мнениях.

Еще одной интересной арт-терапевтической техникой, предлагаемой Н.В. Третьяковой, является «кляксография» - выполнение рисунков с помощью способа раздувания капель краски (или чернил) в хаотичных направлениях, чтобы потом из хаотично нанесенных на бумагу клякс додумать цельную картинку, содержащую единичный образ и сюжет. Данная техника является достаточно распространенной и используется педагогами или психологами не только для развития детского воображения, но и для снятия повышенной возбудимости у нуждающихся в этом детей.

Наконец, техника рисования на пене (растягивание и закручивание краски разнообразными виньетками, завиточками, узорами) - не так часто встречающаяся в практике педагогов, но оправданная при развитии познавательно-творческих способностей детей, а также обладающая эффектом успокоительного воздействия и коррекционно-профилактическим эффектом при работе с тревожностью и страхов.

Заключение. Подведя итоги данного исследования, акцентируем внимание на том, что в ходе работы мы выделили несколько сценариев применения арт-технологий в образовательном процессе начальной школы.

Первый сценарий позволяет успешно применять арт-технологии в качестве средства повышения мотивации к учёбе у младших школьников. Педагогическими инструментами учителя начальных классов, согласно данному сценарию, являются изотерапия, куклотерапия сказкотерапия, кинотерапия, коллажирование.

Второй сценарий характеризует последовательность применения ряда арт-технологий на уроках иностранного языка. Основным педагогическим инструментом данного сценария является инсценировка сказок.

Третий сценарий обеспечивает успешное использование арт-технологий с целью решения кон-

кретных образовательных задач. В свою очередь, оптимальными педагогическими инструментами учителя начальных классов в рамках данного сценария являются сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия и музыкотерапия. Приоритетными педагогическими инструментами, согласно данному сценарию, являются сказкотерапия (сочинение сказок, переписывание сказок, рисование сказок, постановка сказок и т.д.) и изотерапия (рисование пальцами, техника «рисования музыки», техника пластилинографии, техника обрывной аппликации, аппликация из круп и др.).

Наконец, четвертый сценарий, рассмотренный в контексте данного исследования, позволяет применять арт-технологии на уроках в начальной школе с целью развития познавательных универсальных учебных действий. в качестве педагогических инструментов в данном сценарии выступают: технология изотерапии (изотехники «марание», «кляксография», рисование пеной для бритья и т.д. ) и камнетерапия - достаточно редкая арт-тех-нология, главным инструментом которой являются камни и камушки.

Таким образом, следует еще раз отметить, что в настоящее время в практике педагогов актуальны несколько сценариев применения арт-технологий: для повышения мотивации к учёбе у младших школьников; для повышения эффективности изучения иностранного языка; для решения образовательных задач; для развития универсальных учебных действий и т.д. То есть, спектр возможностей технологий данного вида достаточно широк, а их ценность подтверждается активным применением педагогами в рамках образовательного процесса начальной школы.

Результаты данной работы будут учтены нами в ходе проектирования цикла мероприятий урочной и внеурочной деятельости с младшими школьниками, педагогический инструментарий которых можно интегрировать с арт-технологиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Барышева, Т.А. Арт-факторы и арт-технологии развития креативности / Т.А. Барышева. - Текст : непосредственный // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего : материалы V Всерос. c меж-дунар. участием науч.-практ. конф., 100-летию Ин-та детства Герценов. ун-та посвящается (Санкт-Петербург, март 2018 г.). - Санкт-Петербург : Издательство ВВМ, 2019. - № 5 (Т. 5). - С. 117-130.

2. Иванова, М.П. Арт-технологии в образовательном процессе / М.П. Иванова. - Текст : непосредственный // Оригинальные исследования. - 2016. - № 4. - С. 33-38.

3. Ирхен, И.И. Художественное образование в России: системы, динамика, векторы = Artistic education in Russia: systems, dynamics, vectors : монография / И.И. Ирхен. - Москва : Искусство в школе, 2008. - 222 с. - Текст : непосредственный.

4. Калинина, Л.Ю. Арт-мастерская как форма организации художественно-творческой деятельности обучающихся / Л.Ю. Калинина. - Текст : непосредственный // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7, № 1 (22). - С. 256-259.

5. Копытин, А.И. Арт-терапия для детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - Санкт-Петербург : Когито-центр, 2017. - 197 c. - Текст : непосредственный.

6. Лелявина, К.И. Арт-технологии в образовательном процессе средней школы / К.И. Лелявина, Г.А. Клименко. -Текст : непосредственный // Перспективы развития науки и образования : сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. - Москва, 2016. - С. 87-90.

7. Мирохина, А.В. Применение Арт-технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников / А.В. Мирохина. - Текст : электронный // Открытый урок «Первое сентября» : [сайт]. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/688010 7.06.2023 (дата обращения: 07.11.2023).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 64_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (60) 2023_2542-0291

8. Плотникова, В.А. Арт-технологии в начальной школе / В.А. Плотникова. - Текст : электронный // Инфоурок : ведущий образоват. портал России. - URL: https://infourok.ru/art-tehnologii-v-nachalnoj-shkole-4283426.html (дата обращения: 13.11.2023).

9. Савлучинская, Н.В. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми / Н.В. Сав-лучинская, М.С. Павлова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №№ 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24509 (дата обращения: 01.11.2023).

10. Светоносова, Л.Г. Арт-технологии в современном образовании : учеб. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Пед. образование» / Л.Г. Светоносова ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шад-ринск : Шадринский Дом Печати, 2016. - 64 с. - Текст : непосредственный.

11. Арт-технологии в процессе обучения младших школьников: теория и практика / Н.С. Стерхова, С.П. Новоселова, А.А. Соснина, И.Н. Разливинских. - Текст : непосредственный // StudNet : науч.-образоват. журн. для студентов и преподавателей. - 2022. - № 5 (4). - С. 3053-3060.

12. Таранова, Е.В. Артпедагогика: основания, сущность, технология : монография / Е.В. Таранова. - Москва : Илекса, 2006. - 179 с. - Текст : непосредственный.

13. Третьякова, Н.В. Применение АРТ-технологий на уроках в начальной школе для развития познавательных универсальных учебных действий / Н.В. Третьякова. - Текст : электронный // Солнечный свет : междунар. пед. портал. -URL: https://solncesvet.ru/book_work/56875/ (дата обращения: 11.12.2023).

14. Чернушко, Л.Н. Использование арт-технологий при обучении иностранному языку / Л.Н. Чернушко. - Текст : электронный // Международный школьный научный вестник. - 2022. - № 4. - URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1533 (дата обращения: 03.11.2023).

15. Шкиль, И.Е. Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов / И.Е. Шкиль. - Текст : электронный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февр. 2012 г.). - Москва : Буки-Веди, 2012. - С. 66-68. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1729/ (дата обращения: 05.12.2023).

16. Liebmann, M. Art Therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises / M. Liebmann. - Cambridge ; Boston ; London : SHAMBALA, 2003. - Text : direct.

17. Natur und psychotherapie. Theoretische, metodische und praktische grundlagen. Vol. 1-2 / Band 1+2 ; Eric Pfeifer (Hg.). - Gießen : Psychosozial-Verlag, 2019. - Text : direct.

REFERENCES

1. Barysheva T.A. Art-faktory i art-tehnologii razvitija kreativnosti [Art factors and art technologies for the development of creativity]. Gercenovskie chtenija. Hudozhestvennoe obrazovanie rebjonka: strategii budushhego. № 5 (T. 5): materialy V Vseros. c mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf., 100-letiju In-ta detstva Gercenov. un-ta posvjashhaetsja (Sankt-Peterburg, mart 2018 g.) [Herzen readings. Art education of a child: strategies for the future]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo VVM, 2019, pp. 117-130.

2. Ivanova M.P. Art-tehnologii v obrazovatel'nom processe [Art technologies in the educational process]. Original'nye is-sledovanija [Original research], 2016, no. 4, pp. 33-38.

3. Irhen, I.I. Hudozhestvennoe obrazovanie v Rossii: sistemy, dinamika, vektory [Artistic education in Russia: systems, dynamics, vectors]: monografija / I.I. Irhen. Moscow: Iskusstvo v shkole, 2008. 222 p.

4. Kalinina L.Ju. Art-masterskaja kak forma organizacii hudozhestvenno-tvorcheskoj dejatel'nosti obuchajushhihsja [Art workshop as a form of organization of artistic and creative activity of students]. Samarskijnauchnyj vestnik [Samara Journal of Science], 2018, vol. 7, no. 1 (22), pp. 256-259.

5. Kopytin A.I., Svistovskaja E.E. Art-terapija dlja detej i podrostkov [Art therapy for children and adolescents]. Sankt-Peterburg: Kogito-centr, 2017. 197 p.

6. Leljavina K.I., Klimenko G.A. Art-tehnologii v obrazovatel'nom processe srednej shkoly [Art technologies in the educational process of secondary schools]. Perspektivy razvitija nauki i obrazovanija: sb. materialov III mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Prospects for the development of science and education]. Moscow, 2016, pp. 87-90.

7. Mirohina A.V. Primenenie Art-tehnologij na urokah v nachal'noj shkole kak sredstvo povyshenija motivacii uchebnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov [The use of Art technologies in primary school lessons as a means of increasing the motivation of educational activities of younger schoolchildren]. Otkrytyj urok «Pervoe sentjabrja»: [sajt] [Public lesson "The 1st of September"]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/688010 7.06.2023 (Accessed 07.11.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Plotnikova V.A. Art-tehnologii v nachal'noj shkole [Art technologies in primary school]. Infourok: vedushhij obrazovat. portal Rossii [Infolesson]. URL: https://infourok.ru/art-tehnologii-v-nachalnoj-shkole-4283426.html (Accessed 13.11.2023).

9. Savluchinskaja N.V., Pavlova M.S. Teorija i metodika primenenija art-pedagogicheskih tehnologij v rabote s det'mi [Theory and methodology of the application of art-pedagogical technologies in working with children]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2016, no. 3. URL: https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=24509 (Accessed 01.11.2023).

10. Svetonosova L.G. Art-tehnologii v sovremennom obrazovanii: ucheb. posobie dlja studentov-bakalavrov, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 44.03.01 «Ped. obrazovanie» [Art technologies in modern education]. Shadrinsk: Shadrin-skij Dom Pechati, 2016. 64 p.

11. Sterhova N.S., Novoselova S.P., Sosnina A.A., Razlivinskih I.N. Art-tehnologii v processe obuchenija mladshih shkol'ni-kov: teorija i praktika [Art technologies in the process of teaching younger schoolchildren: theory and practice]. StudNet: nauch.-obrazovat. zhurn. dlja studentov i prepodavatelej, 2022, no. 5 (4), pp. 3053-3060.

12. Taranova E.V. Artpedagogika: osnovanija, sushhnost', tehnologija: monografija [Artpedagogy: foundations, essence, technology]. Moscow: Ileksa, 2006. 179 p.

13. Tret'jakova N.V. Primenenie ART-tehnologij na urokah v nachal'noj shkole dlja razvitija poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij [Application of ART technologies in primary school lessons for the development of cognitive universal educational actions]. Solnechnyj svet: mezhdunar. ped. portal [Sunlight]. URL: https://solncesvet.ru/book_work/56875/ (Accessed 11.12.2023).

14. Chernushko L.N. Ispol'zovanie art-tehnologij pri obuchenii inostrannomu jazyku [The use of art technologies in teaching a foreign language]. Mezhdunarodnyj shkol'nyj nauchnyj vestnik [International School Scientific Bulletin], 2022, no. 4. URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1533 (Accessed 03.11.2023).

15. Shkil' I.E. Analiz primenenija art-tehnologij kak sredstva razvitija kommunikativnoj kompetentnosti IT-specialistov [Analysis of the use of art technologies as a means of developing the communicative competence of IT specialists]. Psiholog-icheskie nauki: teorija i praktika: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, fevr. 2012 g.) [Psychological Sciences: theory and practice]. Moscow: Buki-Vedi, 2012, pp. 66-68. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1729/ (Accessed 05.12.2023).

16. Liebmann M. Art Therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge; Boston; London: SHAMBALA, 2003.

17. Natur und psychotherapie. Theoretische, metodische und praktische grundlagen. Vol. 1-2 / Band 1+2 ; Eric Pfeifer (Hg.). Gießen: Psychosozial-Verlag, 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.С. Стерхова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk.net

О.Н. Лазенюк, магистрант 3 курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, hramcova-laz@mail.ru.

У.В. Пелевина, студентка 2 курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, ulyana6333@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.S. Sterkhova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk.net

O.N. Lazenyuk, 3rd year Master's Student, field of training "Pedagogical education", profile "Primary education", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Россия, hramcova-laz@mail.ru

U.V. Pelevina, 2nd year Undergraduate Student, field of training "Pedagogical education", profile "Primary education", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Россия, ulyana6333@gmail.com

УДК 372.878 Б01: 10.52772/25420291_2023_4_66

Наталия Григорьевна Тагильцева, Анастасия Игоревна Шестова

г. Екатеринбург

Китайская художественная культура на уроках музыки у обучающихся российских школ

Статья посвящена теме ознакомления российских обучающихся основной школы на уроках музыки с китайской художественной и музыкальной культурой. Результатом такого освоения является расширение личной музыкальной культуры каждого из них. Выделяются направления образовательного контента по культуре Китая для включения их в урок музыки у обучающихся основной школы, а именно: специфический музыкальный лад китайской культуры -пентатоника, а также китайские музыкальные инструменты в народной музыке и популярные клипы по китайским народным песням и произведениям национальной поп музыки; молодежные музыкальные сериалы; китайская художественная и музыкальная культура в их тесной взаимосвязи. Представлены результаты начального (анкетирование) и итогового (эссе) диагностирования подростков на предмет освоения ими китайской музыкальной и художественной культуры.

Ключевые слова: музыкальная и художественная культура, китайская культура, обучающиеся основной школы, урок музыки, направления образовательного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.