Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитренко Галина Александровна, Емелина Татьяна Николаевна, Скоробогатова Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности преподавания графических дисциплин в условиях дистанционной работы. Дистанционное обучение в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева проводится с помощью сервера электронно-дистанционного обучения. Дистанционное обучение тесно сопряжено с развитием саморегуляции студента. Онлайн обучение ведется с использованием мультимедийных ресурсов. Описана структура разработанного дистанционного курса «Начертательная геометрия». Приведены примеры решения заданий в доступной для обучающихся форме. Рассмотрена система оценивания качества освоения студентами образовательной программы. В статье показаны типы тестовых заданий, используемые в данном дистанционном курсе. Приведены результаты анкетирования студентов о готовности продолжать учебу в дистанционном формате. Выделены плюсы и минусы дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитренко Галина Александровна, Емелина Татьяна Николаевна, Скоробогатова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISTANCE TEACHING OF DESCRIPTIVE GEOMETRY

The article discusses the features of teaching graphic disciplines in the conditions of remote work. Distance learning at Reshetnev Siberian State University of Science and Technology is conducted using an electronic distance learning server. Distance learning is closely connected with the development of student self-regulation. Online training is conducted using multimedia resources. A summary of the developed distance learning course "Descriptive Geometry" is shown. Examples of solving tasks in an accessible form for students are given. The system of assessing the quality of students mastering of the educational program is considered. The article shows the types of test tasks used in this distance learning course. The results of a survey of students about their readiness to continue their studies in a distance format are presented. The pros and cons of distance education are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ»

посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. - С. 21-26.

18. Юрова, Ю.В. Модель развития проектно-методической деятельности педагога дополнительного образования / Ю.В. Юрова, Л.А. Филимонюк // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3(88). - С. 254-257.

Педагогика

УДК 378.016

кандидат технических наук, доцент Дмитренко Галина Александровна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск); кандидат технических наук, доцент Емелина Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск); старший преподаватель Скоробогатова Татьяна Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск) ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания графических дисциплин в условиях дистанционной работы. Дистанционное обучение в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева проводится с помощью сервера электронно-дистанционного обучения. Дистанционное обучение тесно сопряжено с развитием саморегуляции студента. Онлайн обучение ведется с использованием мультимедийных ресурсов. Описана структура разработанного дистанционного курса «Начертательная геометрия». Приведены примеры решения заданий в доступной для обучающихся форме. Рассмотрена система оценивания качества освоения студентами образовательной программы. В статье показаны типы тестовых заданий, используемые в данном дистанционном курсе. Приведены результаты анкетирования студентов о готовности продолжать учебу в дистанционном формате. Выделены плюсы и минусы дистанционного образования.

Ключевые слова: онлайн обучение, графические дисциплины, начертательная геометрия, дистанционный курс, саморегуляция, тестирование, анкетирование.

An^a^n. The article discusses the features of teaching graphic disciplines in the conditions of remote work. Distance learning at Reshetnev Siberian State University of Science and Technology is conducted using an electronic distance learning server. Distance learning is closely connected with the development of student self-regulation. Online training is conducted using multimedia resources. A summary of the developed distance learning course "Descriptive Geometry" is shown. Examples of solving tasks in an accessible form for students are given. The system of assessing the quality of students mastering of the educational program is considered. The article shows the types of test tasks used in this distance learning course. The results of a survey of students about their readiness to continue their studies in a distance format are presented. The pros and cons of distance education are highlighted.

Key words: online learning, graphic disciplines, descriptive geometry, distance learning, self-regulation, testing, survey.

Введение. В настоящее время в образовательном процессе все чаще используются дистанционные формы обучения. Сложившаяся в 2020 году ситуация с коронавирусом привела к необходимости неизбежного и повсеместного перехода на дистанционный метод обучения.

В первую очередь стоит отметить, что дистанционное обучение это не что-то новое. Такой способ обучения уже давно был взят на вооружение, но из-за большого количества нюансов широкого распространения не приобрел. Ни для кого не секрет, что изначально весной 2020 года дистанционное обучение застало всех врасплох.

В современных условиях пандемии мы можем наблюдать становление дистанционного обучения. Эффективность разработанных курсов и методик еще не проверена временем. Стоит отметить, когда такое обучение выйдет на должный уровень, возможно, оно постепенно начнет вытеснять всем привычное очный формат обучения. Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более ответственным и мотивированным. После адаптации к онлайн-обучению студенты легче справляются с большими объемами самостоятельной работы, повышается самодисциплина. По окончанию обучения такие специалисты очень востребованы работодателями.

Главным достоинством обучения онлайн является возможность сохранения драгоценного времени, ведь к выполнению заданий по дисциплинам можно приступать в любое, удобное для студента, время. Преподавателю и учащимся не приходится тратить время и силы на дорогу. Студенты, имеющие мало свободного времени в силу разных причин, также предпочитают дистанционный формат обучения.

Изложение основного материала статьи. Для выполнения графических работ и сдачи их на проверку необходимо творческое поэтапное освоение программы, а такое освоение давалось бы гораздо проще в формате очного обучения. Черчение не включено в обязательную школьную программу, поэтому учащимся не просто при изучении графических дисциплин. Совершенствовать свои навыки в уже чём-то изученном намного проще, чем самостоятельно осваивать совсем новую и не совсем простую дисциплину. Кроме того, многие студенты достаточно сложно воспринимают информацию, изложенную в учебной, справочной и учебно-методической литературе, поскольку не научились в полной мере пользоваться необходимыми информационными источниками. Изучение начертательной геометрии требует развитого логического мышления и пространственного воображения. Даже при наличии примеров, которые приведены как в классическом бумажном варианте, так и при помощи современных средств передачи учебной информации, многие обучающиеся не могут освоить предлагаемый курс. Приведенные примеры по начертательной геометрии не являются точными копиями предлагаемых вариантов задач, в связи с этим у студентов возникают трудности с выполнением индивидуальных графических заданий. При этом реальность показала, что внезапно может возникнуть необходимость в экстренном переходе к дистанту.

Дистанционное обучение в СибГУ им. М.Ф. Решетнева проводится с помощью сервера электронно-дистанционного обучения. Каждому студенту присваивается логин и пароль для доступа к дистанционным курсам. Дистанционное обучение тесно сопряжено с развитием саморегуляции студента, т.е. строится по типичной схеме заочного и основано на интенсивном и самостоятельном освоении студентом учебного материала. В помощь студенту создается дистанционный курс дисциплины, наполненный необходимыми учебно-методическими материалами. Кроме того, происходит регулярное общение студента с преподавателем посредством онлайн-сервисов. Чтение лекций и практических занятий ведется с использованием мультимедийных ресурсов. Использование такого рода занятий позволяет наглядно продемонстрировать алгоритм решения с пошаговой выполнением графических задач. При необходимости студент может повторить просмотр с

любого момента объяснения. По мере изучения дисциплины проводится промежуточный контроль в форме тестов, зачетов и экзаменов.

Для направления 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» всех форм обучения на кафедре Инженерной графики СибГУ им. М.Ф. Решетнева создан дистанционный курс «Начертательная геометрия». Дистанционный курс соответствует рабочей программе дисциплины «Начертательная геометрия» для данного направления и состоит из 10 разделов, охватывающих весь курс дисциплины. К каждому разделу прикреплены: лекционный материал по теме раздела, методические указания для решения графических работ, графические задания, которые студенты выбирают по своему варианту, тестовые задания для контроля полученных знаний студента. Для студентов устанавливаются временные ограничения на освоение выбранного курса, сроки выполнения графических заданий.

Лекционные и практические занятия в СибГУ в дистанционном формате проводились в 2020-2022 гг. По расписанию занятий проводились онлайн-конференции, на которых преподаватель читал лекции и вел практические занятия с использованием мультимедийных технологий. Также в каждом разделе дистанционного курса изложен лекционный теоретический материал в доступной для студентов форме для самостоятельного изучения и повторения темы в свободное время. В методических указаниях для выполнения графических заданий даны алгоритмы с подробными пошаговыми решениями, позволяющие студентам самостоятельно разобраться и решить любую графическую работу, предусмотренную курсом дисциплины «Начертательная геометрия». Для самопроверки и самоподготовки приведены контрольные вопросы по каждой теме.

Благодаря поэтапно рассмотренному решению задачи, студенты легче воспринимают данный учебный материал.

Также в методических указаниях представлены примеры оформления графической работы.

Вопросы, появляющиеся у студентов при решении графических работ, в рабочем режиме решались на онлайн-конференциях.

Объективность оценки знаний по окончании курса составляет одну из основных проблем дистанционного образования. При организации системы оценивания качества освоения студентами дисциплины «Начертательная геометрия» обеспечение контроля знаний представляет определенную сложность в связи с использованием ограниченного числа инструментов. Существуют объективные трудности и в оценке самостоятельности выполнения студентом контрольных заданий.

Одним из вариантов оценки знаний и навыков является тестовая система контроля. В начертательной геометрии можно выделить несколько шагов понимания дисциплины: знания, понимание смысла, осознанное использование методов построений при решении графических задач. При разработке тестовых заданий учитывалась возможность проконтролировать все ступени понимания дисциплины и получить полную оценку уровня подготовленности каждого студента относительно требований рабочей программы дисциплины «Начертательная геометрия».

Формы заданий для тестов использовались общепринятые:

• с выбором одного правильного ответа из предложенных;

• с выбором нескольких правильных ответов из предложенных;

• на установление соответствия;

• с кратким ответом.

Предложенная организация обучения с использованием системы тестирования позволяет быстро и объективно оценивать знания студентов. И хотя тестирование обладает рядом достоинств, с его помощью невозможно проверить практические навыки обучающихся по графическим дисциплинам.

Другой формой контроля знаний при дистанционной форме обучения является проведение экзамена в формате онлайн-конференции. Несмотря на то, что данная форма проведения промежуточного контроля является более привычной, она является более трудоемкой и требует значительных временных ресурсов.

Активность обучающихся при дистанционной форме обучения не была постоянной. В начальный период большая часть студентов активно включилась в непривычный им формат обучения. В дальнейшем, часть студентов перестали выполнять необходимые задания и посещать виртуальные занятия. Это может быть связано с рядом факторов: отсутствие технических возможностей, снижение мотивации и т.д.

При очном обучении преподаватели также сталкиваются с проблемой низкой посещаемости занятий. Но при дистанционной форме обучения по дисциплине «Начертательная геометрия» число студентов, нерегулярно посещающих занятия, возросло. Рост составил примерно 20% по сравнению с аналогичным периодом в предыдущие годы (когда обучение велось в традиционном формате). Большую роль здесь сыграло, на наш взгляд, отсутствие «живого общения» с преподавателем. Отсутствие развитого пространственного мышления создает значительные трудности при самостоятельном решении графических заданий. Слабые навыки самоорганизации создают предпосылки для нерегулярности посещения занятий и, соответственно, неритмичного выполнения поставленных перед обучающимся задач.

Специфика начертательной геометрии в дистанционном формате заключается и в том, что выявление графических ошибок при проверке сканированных чертежей или проверке чертежей с экрана монитора - сложная трудоемкая работа, существенно осложняющая деятельность преподавателя.

В начале дистанционного обучения большинство студентов высказывались против него, столкнувшись с трудностями при изучении начертательной геометрии при вынужденном и неожиданном переходе на данный формат обучения. Через полгода нами было проведено анкетирование группы студентов в количестве 72 человек на тему «Готовы ли вы продолжить обучение начертательной геометрии в дистанционном формате?». Результаты анкетирования приведены на диаграмме.

Диаграмма результатов анкетирования студентов

Из приведенных данных следует, что 14% опрошенных студентов оказались не готовы к данному формату обучения начертательной геометрии. Около 43% не смогли в полной мере адаптироваться к онлайн-обучению и испытывают значительные сложности в освоении дисциплины. 36% испытывали определенные трудности с выполнением заданий, но, тем не менее, были согласны продолжать обучение, используя все инструменты онлайн-обучения. И лишь 7% положительно восприняли дистанционную форму проведения занятий.

К очевидным плюсам дистанционного образования можно отнести:

- обучение дисциплине в индивидуальном темпе, скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний;

- возможность повторно пересматривать те или иные фрагменты учебного курса;

- доступность обучения независимо от географического и временного положения.

К минусам мы относим:

- необходим стабильный интернет и техническое оснащение;

- отсутствие «живого общения»;

- на самостоятельное ознакомление с материалами и выполнение заданий требуется больше времени, чем при традиционном обучении.

Выводы. Онлайн-образование сегодня - это отличная возможность для многих студентов закончить высшие учебные заведения в настоящих нестабильных реалиях, несмотря на все плюсы и минусы дистанционного обучения. И пока не известно, каким образом будет развиваться дальнейшая ситуация в мире, но преподавание начертательной геометрии и других графических дисциплин будет тесно связано с дистанционными образовательными технологиями. В настоящий момент новые технологии преподавания графических дисциплин еще не стали полноценной альтернативой традиционным подходам к обучению, но на наш взгляд будущее уже невозможно представить без дистанционного образования.

Литература:

1. Буркова, С.П. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в обеспечении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» / С.П. Буркова, Г.Ф. Винокурова, Р.Г. Долотова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13550 (дата обращения: 27.10.2020).

2. Вольхин, К.А. Использование информационно-коммуникационных технологий преподавателем в процессе обучения начертательной геометрии / К.А. Вольхин. - М.: Издательский дом МЭИ, 2014. - 604 с.

3. Дмитренко, Г.А. Мультимедийные средства обучения при изучении начертательной геометрии / Г.А. Дмитренко, Т.Е. Скоробогатова, Т.Д. Куприянов // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы. - 2019.

4. Лызлов, А.Н. Начертательная геометрия. Задачи и решения: учебное пособие / А.Н. Лызлов, М.В. Ракитская, Д.Е. Тихонов-Бугров. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 96 с.

5. Серга, Г.В. Начертательная геометрия : учебник / Г.В. Серга, И.И. Табачук, Н.Н. Кузнецова. - 3-е изд., испр. и доп. -Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 444 с.

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор Дроботенко Юлия Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Назарова Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИХ ПРОЯВЛЕННОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Сегодня много говорится о значимости универсальных компетенций для современного человека, его жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности в частности. В данной статье универсальная компетенция рассматривается как интегративная целостность знаний, умений, мета-навыков и личностных характеристик, которая является частью профессиональной компетенции и интегрируется в нее через универсальные умения. Авторы определяют универсальные умения УК-4 и рассматривают их роль в формировании ПК по направлению «Педагогическое образование»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.