Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Наталья Юрьевна, Никуленкова Ольга Евгеньевна, Макаренко Инна Петровна

Исследуются ключевые черты психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущих педагогов профессионального обучения. При этом в первую очередь изучаются особенности развития современного общества, способствующие актуализации соответствующей проблематики. Далее даётся сущностная характеристика процесса профессионализации будущих педагогов соответствующего профиля. Затем внимание уделяется основным особенностям организации его психолого-педагогического сопровождения на современном этапе развития российской системы образования. Демонстрируются основные направления, в которых оно должно осуществляться, этапы психологического сопровождения профессионализации. Затем говорится об условиях, соблюдение которых позволит повысить эффективность такого сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Наталья Юрьевна, Никуленкова Ольга Евгеньевна, Макаренко Инна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PROFESSIONALIZATION OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

The key features of the future vocational training teachers’ professionalization psychological and pedagogical support process are investigated. First of all, the features of the modern society development that contribute to the relevant issues actualization are studied. Next, an essential characteristic of the future appropriate profile teachers’ professionalization process is given. Then attention is paid to the main features of its psychological and pedagogical support organization at the present Russian education system development stage. The main directions in which it should be carried out, the stages of psychological support of professionalization are demonstrated. Then we will talk about the conditions, compliance with which will increase the effectiveness of such support.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогического образования, декан гуманитарного факультета Демченко Наталья Юрьевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Никуленкова Ольга Евгеньевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования Макаренко Инна Петровна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Исследуются ключевые черты психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущих педагогов профессионального обучения. При этом в первую очередь изучаются особенности развития современного общества, способствующие актуализации соответствующей проблематики. Далее даётся сущностная характеристика процесса профессионализации будущих педагогов соответствующего профиля. Затем внимание уделяется основным особенностям организации его психолого-педагогического сопровождения на современном этапе развития российской системы образования. Демонстрируются основные направления, в которых оно должно осуществляться, этапы психологического сопровождения профессионализации. Затем говорится об условиях, соблюдение которых позволит повысить эффективность такого сопровождения.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка педагогов профессионального образования, профессионализация, психологическое сопровождение профессионализации, преподаватель.

Annotation. The key features of the future vocational training teachers' professionalization psychological and pedagogical support process are investigated. First of all, the features of the modern society development that contribute to the relevant issues actualization are studied. Next, an essential characteristic of the future appropriate profile teachers' professionalization process is given. Then attention is paid to the main features of its psychological and pedagogical support organization at the present Russian education system development stage. The main directions in which it should be carried out, the stages of psychological support of professionalization are demonstrated. Then we will talk about the conditions, compliance with which will increase the effectiveness of such support.

Key words: higher education, professional training of teachers of vocational education, professionalization, psychological support of professionalization, teacher.

Введение. На протяжении трёх последних десятилетий существенные политические и экономические изменения фиксируются во всех сферах жизни общества. При этом процесс профессионализации исключением не является. Метаморфозы, происходящие в нём, связаны с реорганизацией норм многих видов деятельности, появлением новых профессий, изменениями в области взаимосвязей между профессиональным образованием и профессиональным трудом, формированием новых требований социума к профессионалам в различных сферах [5-8; 11; 17].

Под влиянием указанных выше факторов процесс профессионализации, в т.ч. профессионализации будущих педагогов, перестает быть жестко социально нормированным. В современных условиях он требует от личности значительной работы по постоянному самоопределению и построению себя как профессионала, отвечающего требованиям динамично меняющегося социума. Сказанное представляется особенно актуальным применительно к педагогам профессионального образования. От степени развития у них способности быть авторами собственных профессиональных траекторий во многом зависит развитие таких важных общественных институтов, как занятость и образование [5, С. 138-139].

Смена требований к профессионализации педагога профессионального образования, в свою очередь, связана с необходимостью проектирования профессиональной и образовательной среды. Её создание подразумевает адекватное современным требованиям концептуальное, теоретическое, технологическое и, конечно, психолого-педагогическое обеспечение соответствующего процесса [5, С. 142].

Таким образом, проблемы психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущих педагогов профессионального обучения, которому посвящена настоящая статья, являются весьма актуальными.

Изложение основного материала статьи. В современной педагогике термин «профессионализация» обычно трактуют как результат и процесс интеграции индивида в профессию, овладение им конкретным видом профессиональной деятельности, приобретение необходимых профессионально значимых качеств [4; 6; 9-10; 14].

Применительно к будущему педагогу профессионального обучения этот процесс включает:

- освоение ключевых норм и правил, характерных для работы современного педагога профессионального обучения;

- развитие основных профессионально важных качеств;

- осознание себя в качестве профессионала в соответствующей области;

- обобщение опыта продуктивной деятельности в соответствующей области за счет личного позитивного опыта;

- развитие личностных качеств в ходе овладения профессией [1-2; 12; 16].

Таким образом, профессионализация будущих специалистов соответствующего профиля подразумевает:

- привитие и углубление интереса будущих педагогов профессионального образования к их дальнейшей деятельности;

- формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления непосредственных обязанностей;

- развитие личностных качеств будущих педагогов [13; 15-16; 18].

Целью и результатом их профессионализации является формирование профессионализма как особого свойства личности, связанного с систематическим эффективным и надёжным выполнением профессиональной деятельности в динамично меняющихся условиях современного общества [8, С. 189-190].

Профессиональное становление будущего педагога соответствующего профиля представляет собой динамический и непрерывный процесс проектирования его личности. Можно с определённой долей уверенности говорить о следующих основных стадиях профессионального становления педагога профессионального обучения в зависимости от изменения социальной ситуации и характера ведущей деятельности:

- выбор будущей сферы деятельности;

- профессиональная подготовка;

- профессиональная адаптация;

- профессионализация;

- профессиональное мастерство [8, С. 202].

Рассмотрев сущность процесса профессионализации будущих педагогов профессионального обучения, необходимо перейти к разговору о его психолого-педагогическом сопровождении. Последнее, по существу, представляет собой оказание помощи и поддержки на определенном этапе становления будущего педагога как личности и профессионала. Оно предполагает совместные действия сопровождаемого и сопровождающего, их взаимную активность и взаимодействие [2, С. 133].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение может рассматриваться в качестве особого вида межличностного взаимодействия, осуществляемого между лицом сопровождающим и лицом сопровождаемым. Цель его -активизация внутренних ресурсов развития личности последнего. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает оказание помощи и поддержки развивающейся личности будущего педагога профессионального образования на определенном этапе его жизненного пути [15, С. 307].

Успешность данного процесса подразумевает создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личности будущих педагогов, а в дальнейшем - более успешное выполнение ими своих функций [3, С. 210]. В свою очередь, реализация таких условий связана с систематическим принятием организационных, социально-психологических и психолого-педагогических мер, направленных на оптимизацию профессионального и личностного развития будущих специалистов.

Далее отметим, что принципиальную важность имеет недирективность психолого-педагогического сопровождения. Последняя подразумевает добровольность и полную свободу будущего педагога профессионального образования в смысле обращения за помощью [12; 15].

В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального образования психолого-педагогическое сопровождение их профессионализации осуществляется по следующим направлениям:

- диагностика уровня социальной адаптации будущих профессионалов к дальнейшей профессиональной деятельности;

- психолого-педагогическая профилактика возможных затруднений в ходе осуществления будущей педагогической деятельности;

- развитие творческих способностей [1-3; 6-8; 10-11];

- организация психолого-педагогических мероприятий, демонстрирующих уровень развития системы профессиональных и личностных компетенций;

- привлечение будущих педагогов профессионального образования к активному участию в научно-исследовательской работе [13; 17-18].

Реализация психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущих педагогов профессионального образования осуществляется в три этапа (Табл. 1).

Таблица 1

Этапы психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущих педагогов

профессионального образования

№ Содержание

1 Адаптация будущих педагогов профессионального образования к новым для них условиям обучения.

2 Интенсификация развития профессиональных способностей будущих педагогов, их самостоятельности, ответственности за своё становление, оказание помощи в решении проблем взаимоотношений с другими участниками образовательных отношений [4; 6; 16].

3 Развитие профессиональной идентичности будущих педагогов, формирование их готовности к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

При определении конкретных методов и технологий, планируемых к использованию в ходе психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущих педагогов профессионального образования, необходимо учитывать некоторые основания профессионального развития в контексте реальной образовательной практики.

Первое основание - творческий подход к делу. Его важность с точки зрения профессионализации будущего педагога обосновывается тем, что ни одна академическая дисциплина не являются информационным хранилищем готовых решений конкретных задач профессиональной и иных видов деятельности [3-5; 9]. Соответственно, степень профессионализма современного педагога прямо пропорционально степени развития у него творческого отношения к делу. Профессионал непрерывно развивается в ходе осуществления деятельности на каждом этапе. При этом следующий этап не обязательно вытекает из предыдущего [1-2; 8-9; 12]. Он вполне может являться моментом зарождения чего-то нового: мысли, чувства, понимания, действия.

В свою очередь, необходимым условием для развития у будущих педагогов профессионального образования творческого отношения к профессиональной деятельности является полная вовлеченность в формы деятельности, осуществляемые в конкретный момент времени. Индивид, не умеющий заставить все свои силы действовать в направлении достижения цели осуществляемой деятельности, не может в полной мере проявлять творческое отношение к ней [7-8].

Второе основание профессионального развития будущего педагога, о котором следует упомянуть в связи с темой настоящей статьи, - единство между процессами профессионализации и социальной жизнью индивида. Деятельность профессионала, в т.ч. в области педагогики, всегда имеет личностный оттенок, в ней отражается и воплощается конкретный индивид [5, С. 204].

Таким образом, потребность в самореализации по ходу осуществления профессиональной деятельности представляет собой одно из базовых условий формирования у будущих педагогов интереса к профессиональной деятельности как главного свойства мотивации профессионала. Пробуждение потребности выражать себя в деле, а не просто обогащаться информацией в процессе профессиональной подготовки, открывает перед ним возможность занять принципиально иную позицию по отношению к:

- процессу своего профессионального развития;

- собственной социальной активности [4-5; 7].

Таким образом, учёт рассматриваемого основания в ходе эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущих педагогов профессионального обучения позволяет превратить последних в субъектов как процесса обучения, так, в дальнейшем, - большинства форм социальной и профессиональной активности.

Третье основание профессионального развития - развитие ценностно-смысловой сферы будущих педагогов [10; 16-18]. Эта, последняя, представляет собой ту высшую организующую инстанцию, которая либо способствует процессу творчества педагога профессионального образования в ходе исполнения им своих обязанностей, либо мешает таковому, а, значит, препятствует эффективному формированию его профессиональных и личностных качеств [5, С. 207-208].

Выводы. Подводя итоги исследования, отметим, что в современных условиях профессионализация будущих педагогов перестает быть жестко социально нормированной.

Она требует от личности значительной работы по постоянному самоопределению и построению себя как профессионала, отвечающего требованиям динамично меняющегося социума.

Это особенно актуально применительно к педагогам профессионального образования. От степени развития у них способности быть авторами собственных профессиональных траекторий во многом зависит развитие таких важных общественных институтов, как занятость и образование.

В свою очередь, трансформация требований к профессионализации педагога профессионального образования связана с необходимостью проектирования профессиональной и образовательной среды. Последняя подразумевает адекватное современным требованиям концептуальное, теоретическое, технологическое и психолого-педагогическое обеспечение соответствующего процесса.

Профессионализация будущих специалистов соответствующего профиля включает: привитие и углубление интереса будущих педагогов профессионального образования к их дальнейшей деятельности; формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления непосредственных обязанностей; развитие личностных качеств будущих педагогов.

Цель данного процесса - формирование профессионализма как особого свойства личности, связанного с систематическим эффективным и надёжным выполнением профессиональной деятельности в динамично меняющихся условиях современного общества.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионализации будущих педагогов может рассматриваться в качестве особого вида межличностного взаимодействия, осуществляемого между лицом сопровождающим и лицом сопровождаемым.

Цель такого сопровождения состоит в активизации внутренних ресурсов развития личности последнего. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает оказание помощи и поддержки развивающейся личности будущего педагога профессионального образования на определенном этапе его жизненного пути.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионализации будущих педагогов профессионального образования осуществляется по следующим направлениям: диагностика уровня социальной адаптации будущих профессионалов к дальнейшей профессиональной деятельности; психолого-педагогическая профилактика возможных затруднений в ходе осуществления будущей педагогической деятельности; развитие творческих способностей; организация психолого-педагогических мероприятий, демонстрирующих уровень развития системы профессиональных и личностных компетенций; привлечение будущих педагогов профессионального образования к активному участию в научно-исследовательской работе.

При определении конкретных методов и технологий, планируемых к использованию в ходе психолого-педагогического сопровождения процесса профессионализации будущих педагогов профессионального образования, необходимо учитывать три основания профессионального развития в контексте реальной образовательной практики. Первое - творческий подход к делу. Второе - единство между процессами профессионализации и социальной жизнью индивида. Третье - развитие ценностно-смысловой сферы будущих педагогов.

Литература:

1. Белякова, Е.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования / Е.Г. Белякова, И.Г, Захарова // Образование и наука. - 2020. - № 1. - С. 84-112.

2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - Москва: Генезис, 2000. - 298 с.

3. Борисова, Н.Ю. Педагогические условия развития личности студентов / Н.Ю. Борисова // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2018. - № 1(17). - С. 208-211.

4. Гвильдис, Т.Ю. Критерии личностно-профессионального развития современного педагога / Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко // Человек и образование. - 2017. - № 1(50). - С. 40-45.

5. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.

6. Демченко, Н.Ю. Развитие профессионализма педагога дошкольной образовательной организации / Н.Ю. Демченко, О.Е. Никуленкова, А.О. Наумова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5(183). - С. 117-121.

7. Есекешова, М. Педагогика высшей школы. Учебное пособие / М. Есекешова, Ж. Сагалиева. - Москва: Фолиант, 2018. - 256 с.

8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - Москва: Академический Проект, 2003. - 336 с.

9. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - Москва: Культура и спорт, 1998. - 254 с.

10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

11. Морунова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионализации и развития личности студентов / Л.В. Морунова // Научный электронный архив. - URL: http://econf.rae.ru/article/4738 (дата обращения: 20.06.2022).

12. Науменко, В.А. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе получения высшего профессионального образования / В.А. Науменко, И.Р. Пигалева, М.Г. Анисимова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - Т. 3-1(42). - С. 126-129.

13. Растегаева, Д.А. Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования / Д.А. Растегаева, Л.А. Филимонюк // Мир науки, культуры, образования. - 2017. -№ 6(67). - С. 110-112.

14. Ромм, Т.А. Воспитание в современной реальности: перспективы и ограничения / Т.А. Ромм // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-14 апреля 2017 г.). - Кострома: КГУ, 2017. - С. 8-11.

15. Савин, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе / А.Д. Савин // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. - С. 304-312.

16. Филимонюк, Л.А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога / Л.А. Филимонюк. -Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т., 2007. - 323 с.

17. Шустова, И.Ю. Ориентир воспитания - субъектность воспитанника / И.Ю. Шустова // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием,

посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. - С. 21-26.

18. Юрова, Ю.В. Модель развития проектно-методической деятельности педагога дополнительного образования / Ю.В. Юрова, Л.А. Филимонюк // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3(88). - С. 254-257.

Педагогика

УДК 378.016

кандидат технических наук, доцент Дмитренко Галина Александровна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск); кандидат технических наук, доцент Емелина Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск); старший преподаватель Скоробогатова Татьяна Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск) ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания графических дисциплин в условиях дистанционной работы. Дистанционное обучение в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева проводится с помощью сервера электронно-дистанционного обучения. Дистанционное обучение тесно сопряжено с развитием саморегуляции студента. Онлайн обучение ведется с использованием мультимедийных ресурсов. Описана структура разработанного дистанционного курса «Начертательная геометрия». Приведены примеры решения заданий в доступной для обучающихся форме. Рассмотрена система оценивания качества освоения студентами образовательной программы. В статье показаны типы тестовых заданий, используемые в данном дистанционном курсе. Приведены результаты анкетирования студентов о готовности продолжать учебу в дистанционном формате. Выделены плюсы и минусы дистанционного образования.

Ключевые слова: онлайн обучение, графические дисциплины, начертательная геометрия, дистанционный курс, саморегуляция, тестирование, анкетирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

An^a^n. The article discusses the features of teaching graphic disciplines in the conditions of remote work. Distance learning at Reshetnev Siberian State University of Science and Technology is conducted using an electronic distance learning server. Distance learning is closely connected with the development of student self-regulation. Online training is conducted using multimedia resources. A summary of the developed distance learning course "Descriptive Geometry" is shown. Examples of solving tasks in an accessible form for students are given. The system of assessing the quality of students mastering of the educational program is considered. The article shows the types of test tasks used in this distance learning course. The results of a survey of students about their readiness to continue their studies in a distance format are presented. The pros and cons of distance education are highlighted.

Key words: online learning, graphic disciplines, descriptive geometry, distance learning, self-regulation, testing, survey.

Введение. В настоящее время в образовательном процессе все чаще используются дистанционные формы обучения. Сложившаяся в 2020 году ситуация с коронавирусом привела к необходимости неизбежного и повсеместного перехода на дистанционный метод обучения.

В первую очередь стоит отметить, что дистанционное обучение это не что-то новое. Такой способ обучения уже давно был взят на вооружение, но из-за большого количества нюансов широкого распространения не приобрел. Ни для кого не секрет, что изначально весной 2020 года дистанционное обучение застало всех врасплох.

В современных условиях пандемии мы можем наблюдать становление дистанционного обучения. Эффективность разработанных курсов и методик еще не проверена временем. Стоит отметить, когда такое обучение выйдет на должный уровень, возможно, оно постепенно начнет вытеснять всем привычное очный формат обучения. Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более ответственным и мотивированным. После адаптации к онлайн-обучению студенты легче справляются с большими объемами самостоятельной работы, повышается самодисциплина. По окончанию обучения такие специалисты очень востребованы работодателями.

Главным достоинством обучения онлайн является возможность сохранения драгоценного времени, ведь к выполнению заданий по дисциплинам можно приступать в любое, удобное для студента, время. Преподавателю и учащимся не приходится тратить время и силы на дорогу. Студенты, имеющие мало свободного времени в силу разных причин, также предпочитают дистанционный формат обучения.

Изложение основного материала статьи. Для выполнения графических работ и сдачи их на проверку необходимо творческое поэтапное освоение программы, а такое освоение давалось бы гораздо проще в формате очного обучения. Черчение не включено в обязательную школьную программу, поэтому учащимся не просто при изучении графических дисциплин. Совершенствовать свои навыки в уже чём-то изученном намного проще, чем самостоятельно осваивать совсем новую и не совсем простую дисциплину. Кроме того, многие студенты достаточно сложно воспринимают информацию, изложенную в учебной, справочной и учебно-методической литературе, поскольку не научились в полной мере пользоваться необходимыми информационными источниками. Изучение начертательной геометрии требует развитого логического мышления и пространственного воображения. Даже при наличии примеров, которые приведены как в классическом бумажном варианте, так и при помощи современных средств передачи учебной информации, многие обучающиеся не могут освоить предлагаемый курс. Приведенные примеры по начертательной геометрии не являются точными копиями предлагаемых вариантов задач, в связи с этим у студентов возникают трудности с выполнением индивидуальных графических заданий. При этом реальность показала, что внезапно может возникнуть необходимость в экстренном переходе к дистанту.

Дистанционное обучение в СибГУ им. М.Ф. Решетнева проводится с помощью сервера электронно-дистанционного обучения. Каждому студенту присваивается логин и пароль для доступа к дистанционным курсам. Дистанционное обучение тесно сопряжено с развитием саморегуляции студента, т.е. строится по типичной схеме заочного и основано на интенсивном и самостоятельном освоении студентом учебного материала. В помощь студенту создается дистанционный курс дисциплины, наполненный необходимыми учебно-методическими материалами. Кроме того, происходит регулярное общение студента с преподавателем посредством онлайн-сервисов. Чтение лекций и практических занятий ведется с использованием мультимедийных ресурсов. Использование такого рода занятий позволяет наглядно продемонстрировать алгоритм решения с пошаговой выполнением графических задач. При необходимости студент может повторить просмотр с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.