УДК/UDC 378 : 004 О. В. Игумнова
O. Igumnova
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
PROBLEMS OF THE PERSONAL PROFESSIONAL BECOMING IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION: ARTICULATION OF ISSUE
Введение. Формирование цифровой педагогической реальности затрагивает концептуальные основы образования и механизмы профессионального становления личности. Цель статьи - обозначить проблемы, связанные с процессом профессионализации личности в условиях внедрения в организационную систему высшего образования дистанционного и онлайн-обучения.
Методология. В статье использованы эмпирические (изучение и обобщение передового опыта за 2019-2020 гг.), теоретические (обзор литературы, теоретический анализ, систематизация, обобщение полученных данных), математические и статистические методы исследования.
Результаты. С позиции государства профессиональное становление проявляется в усилении практической подготовки в образовательных организациях, их взаимосвязи с реальным сектором экономики и наукой, в расширении доступа обучающихся к информационным ресурсам, вариативности программ обучения и способов их реализации. Критериями успешности работы образовательных организаций можно считать трудоустройство выпускников и их закрепление в избранной профессии.
В публикациях профессиональное становление связано с повышением цифровой грамотности обучающихся и совершенствованием информационно-образовательной среды организации. Сопровождение профессионального становления личности в высшей школе базируется на классической системе с усилением профориентационного потенциала реализуемых дисциплин и акцентом на особенностях адаптации к обучению в высшей школе, на профессионально важных качествах личности, механизмах ее самоактуализации и самоидентификации.
Заключение. Выявлен недостаток теоретико-методологических оснований феномена «профессио-
нальное становление личности обучающегося, осваивающего программы высшего образования» в его взаимообусловленности с процессом цифровизации высшего образования и их взаимовлиянии.
Такие направления исследований, как определение системы методического сопровождения профессионального становления личности в цифровой среде с учетом особенностей современного студента, разработка моделей непрерывного процесса профессионализации личности обучающегося в организациях высшего образования, могут способствовать ликвидации пробелов методологического базиса цифровой педагогики.
Introduction. The formation of digital pedagogical reality affects the fundamental education framework and the personal professional development mechanisms as well. The purpose of the article is to identify the problems associated with the process of the personality's professionalization in the context of introduction of distance learning and online education into the organizational system of higher education.
Methodology. The article uses empirical (activity survey, study and generalization of best practices for 20192020), theoretical (literature study, theoretical analysis, sys-tematization, generalization of the available data), mathematical and statistic research methods.
Results. From the state perspective, professionalization is focused on practical training in educational organizations; their work together with the real economy and science, on the students' greater access to information resources, the diversity of training programs and the ways to implement them. Graduate employability and their stay in a job become the criterion for the effectiveness of the educational organizations.
In publications, professionalization is associated with the advance of the students' digital competence and the enhancement of the information and educational environment of the organization. Support of students' professional
becoming in higher education organizations is based on the classical system with the emphasis on the vocational guidance potential of the implemented academic courses and the features of the adaptation period to higher education, the students' professionally important qualities, the mechanisms of his /her self-actualization and self-identification.
Conclusion. The lack of theoretical and methodological grounds for considering the phenomenon of «professionali-zation of the student's personality mastering higher education programs» in its interdependence with the digitalization of higher education and their mutual influence is revealed.
Such areas of research as defining the system of methodological support for the individual professional development in the digital environment based on the modern student's characteristics, the development of models of the continuous process of professionalization of the student's personality in educational institutions of higher education can help to eliminate the gaps in the methodological basis of digital pedagogy.
Ключевые слова: высшее образование, цифрови-зация, дистанционное и онлайн-обучение, профессиональное становление личности, сопровождение профессионального становления личности обучающегося, профессиональное развитие молодых специалистов.
Keywords: higher education, digitalization, distance learning and online education, personal professional becoming, support of the student's professional becoming, young professionals' skills development.
Введение
Актуальность изучения вопроса особенностей профессионального становления обучающегося в период получения им высшего образования (ВО) определяется несколькими факторами.
Первый объективный фактор - изменения требований работодателей к компетенциям своих сотрудников и к кандидатам на новые вакансии. Эти изменения связаны с внедрением умных технологий и циф-ровизации экономики страны в целом. ВО становится ориентированным на потребности современного рынка труда. Указанная ориентация отражена:
- в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС);
- в современной концепции «Университет 3.0» (тесная взаимосвязь с производством, включения образовательной организации (ОО) ВО в образовательно-производственные кластеры и научно-образовательные центры;
- в программах вовлечения выпускников высшей школы в предпринимательскую и социально-
экономическую деятельность (пример - программа «Стартап как диплом»);
- в актуализируемых методиках мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам ВО. Такой мониторинг является способом активизации деятельности ОО ВО, направленной на профессионализацию своих обучающихся (студентов, курсантов, слушателей) и на определение приоритетных направлений обучения с учетом потребностей реального сектора экономики.
Второй фактор - обновление нормативно-правовой базы (далее - НПБ) организации и реализации образовательной деятельности в Российской Федерации. Уточненное понятие «практическая подготовка» закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Наряду с традиционно организуемой практикой и возможностью применения цифровых технологий обучения практическая подготовка рассматривается в документе как системообразующий элемент всей деятельности ОО в целях профессионального становления будущих специалистов.
Третий фактор - это деятельность Правительства РФ. Профессиональное становление обучающегося сопряжено с активным использованием ^-технологий в образовательной деятельности. Делается акцент на электронном обучении и применении дистанционного и онлайн-обучения, на объединении всего информационно- и научно-образовательного пространства на основе единых цифровых платформ. Указанные платформы должны выполнять информационную, методическую, образовательную функции, позволять осуществлять гражданам непрерывное обновление собственных профессиональных знаний и давать возможность приобретать новые профессиональные навыки.Следовательно, цифровизация образования повышает доступность и обеспечивает вариативность программ обучения. На государственном уровне профессиональное становление личности связано с повышением ее компьютерной грамотности, мобильности за счет внедрения онлайн-курсов, дистанционного и электронного обучения.
Считаем, что обновление НПБ и цифровизация ВО влекут за собой изменение взглядов на сущность профессионального образования в целом. В связи с этим вполне логичными являются вопросы:
1. Является ли феномен профессионального становления личности универсальным и независимым от образовательных парадигм?
2. Влияет ли цифровизация образования на концептуальную основу и систему сопровождения профессионального становления личности?
3. Насколько готова педагогическая общественность к цифровизации образования и включению в процесс дигитализации мероприятий, направленных на непрерывное методическое сопровождение профессионального становления обучающегося в рамках осваиваемых образовательных программ ВО и при его переходе из высшей школы к непосредственной трудовой деятельности на рабочем месте?
В связи с этим цель данной статьи - выявить актуальность вопроса профессионализации личности и обозначить круг проблем, связанных с процессом профессионального становления личности в условиях внедрения в организационную систему ВО дистанционного и онлайн-обучения.
Методология
Определение актуальности вопросов, связанных с профессиональным становлением обучающегося в высшей школе, осуществляется на основании обзора публикаций, представленных в открытом доступе на портале eLibrary.ru. Нами было сформулировано предположение о том, что данная проблема актуальна, если на портале есть в наличии публикации по темам, отражающим специфику данного феномена, а именно:
- методология, методы и формы сопровождения профессионального становления личности обучающегося в ОО ВО на современном этапе развития науки и практики;
- содержание профессиональной деятельности (через уточнение индикаторов профессиональных и универсальных компетенций обучающихся);
- особенности личности, избирающей определенный вид /направление профессиональной деятельности (профессионально важные, профессионально значимые, профессионально негативные качества);
- определение психодинамических особенностей личности, избравшей ту или иную область труда;
- процесс и результат профессионального самоопределения обучающихся высшей школы;
-профориентационная деятельность в ОО ВО на стратегическом и тактическом уровнях, а также формирование обучающимся собственного плана профессионального развития;
- взаимодействие личности с электронной информационной образовательной средой (ЭИОС) в процессе ее профессионального становления в период получения ВО;
- система мотивации получения ВО и трудоустройства по профессии, включающая механизмы профессиональной самоидентификации, самоактуализации и самореализации;
- механизмы и способы профессиональной адаптации выпускников высшей школы.
Количественный анализ статей по указанным информационным запросам позволяет выявить общую актуальность вопроса профессионального становления обучающегося и приоритетные направления современных исследований в области про-фессиологии, профориентологии, психологии труда и иных смежных научных дисциплин, а также определить имеющиеся в них лакуны.
Первичное ограничение поля исследования: временной промежуток (2019-2020 гг.), исследуемые области (статьи в журналах, сборниках конференций и диссертации) и поисковые метки (соответствие заглавия и ключевых слов обозначенной выше тематике).
Дальнейший анализ и обобщение педагогического опыта в выделенных приоритетных направлениях исследований осуществлялись с учетом многоступенчатого отбора статей:
- наличие полнотекстовых версий статей, доступных для знакомства значительной аудитории читателей РФ, по отдельным годам (2019 г. и 2020 г.);
- выделение статей с аннотациями, уточняющими сущность описываемой проблемы.
Третий уровень отбора осуществлен с использованием случайной выборки статей, анализ которых предполагал определение:
- глубины раскрытия вопроса, наличие предложений по совершенствованию системы сопровождения профессионального становления обучающегося в ОО ВО;
- соответствия публикаций НПБ образовательной деятельности в высшей школе: практическая подготовка обучающихся в ОО ВО; методы, формы организации процесса профессионального становления обучающегося в условиях внедрения единых образовательных платформ; адаптация личности к ОО ВО, профессиональное становление личности в период обучения в высшей школе и вхождения в профессию после получения ВО; готовность молодых людей реализовать себя в избранной сфере профессиональной деятельности после окончания вуза; трудоустройство и закрепление выпускников ОО ВО по профилю подготовки.
Полученные данные сопоставлены с результатами сплошной выборки статей по вопросам профессионального становления личности (90 статей из 215) за аналогичный период (2019-2020 гг.) на примере
журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом». Принцип выбора журнала - случайный из базы отечественных журналов, представленных на eLibrary.ru, имеющих в своем заголовке маркер «Профессиональное образование». Цель сравнения - обнаружение общих тенденций и различий по вопросу профессионального становления обучающихся в ОО ВО. Сравнительный анализ позволяет определить объективность сделанных ранее выводов автора. Содержательный анализ публикаций -способ ответить на вопрос о том, является ли феномен профессинального становления личности универсальным и насколько он взаимосвязан с дигитализа-цией образования.
Методологическими основаниями проведения эмпирического исследования являются:
- диалектико-материалистический подход к изучению сути феномена, отражающийся в использовании системно-функционального и деятельност-ного подходов при описании современных тенденций образовательной практики;
- гуманистический подход, описывающий процесс профессионального становления обучающегося с лич-ностно ориентированных позиций (знание индивидуальных особенностей обучающегося при организации процесса профессионализации в высшей школе);
- прагматический подход, раскрывающийся, в том числе, в виде компетентностного подхода к организации образовательного процесса в высшей школе.
В соответствии с поставленной целью были избраны следующие методы исследования:
- эмпирические: изучение и обобщение массового педагогического опыта (организации процесса профессионализации в ОО ВО и в профессиональных коллективах /на рабочих местах выпускников высшей школы);
- теоретические: изучение литературных источников (действующей НПБ системы образования, ФГОС ВО), теоретический анализ с использованием индуктивного метода мышления, сравнение, систематизация и обобщение полученных данных, абстрагирование;
- математические: метод вычисления элементарных статистик (процентные и суммарные показатели) и сравнение элементарных статистик;
- статистические: критерий Стьюдента.
Результаты
Первичная выборка статей составила 197110 публикаций (0,55 %) от всего массива публикаций за 2019-2020 гг., при этом полнотекстовых вер-
сий определено 17305 (9 %), из них 2528 (15 %) имели соответствие аннотации подтемам исследования. Случайная выборка составила 540 статей (21,4 %) для содержательного анализа.
Первоначальные данные говорят о том, что заявленное направление исследований не входит в десятку наиболее обсужаемых проблем. Ввиду того что не все публикации имеют четко ассоциированные связи с ранее сформулированными поисковыми запросами, а также учитывая особенности устройства поисковых систем и принципов отбора ими источников информации, считаем, что общее количество работ по данной проблематике, возможно, превышает указанные параметры. Об этом свидетельствует анализ журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом». Не все проанализированные нами публикации данного журнала отражались в общих поисковых запросах. Таким образом, автор статьи делает вывод о том, что изучение процесса профессионального становления обучающихся, осваивающих программы ВО, является актуальным.
Содержательный анализ отобранных статей позволил определить 8 приоритетных областей исследования, взаимосвязанных с темой данной статьи (рис. 1).
Выделенные области можно условно разделить на два крупных блока. Первый блок ориентирован на изучение вопроса методологии и инноваций в ВО (внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, формирование ЭИОС ОО, описание профессионализации как системы деятельности ОО или отдельных ее элементов). При этом статьи методологического характера больше указывают на необходимость перемен в дидактике и смены образовательной парадигмы с учетом цифровизации обучения и уточнением содержания компетенций основных участников образовательного процесса. Профессиональное становление личности обучающегося раскрывается через призму формирования цифровой компетентности. Изучение феномена профессионального становления как отдельного явления, его особенностей при переходе к «цифре» не входит в сферу научных интересов авторов публикаций.
Второй блок исследований непосредственно связан с профессиональным становлением личности обучающегося и его дальнейшей профессионализацией:
- уточняются психологические особенности личности, самоидентифицирующейся с профессией и профессиональным сообществом;
- раскрывается организация профессионального воспитания, профессионального сопровождения личности;
18% 16% 14%
!S
s
¡J 12%
g 8%
6% 4% 2% 0%
17%-
17%-
10%
6%
16%
4%
В Методология образования, инновации в дидактике высшей школы
И Проблемы внедрения онлайн-образования и дистанционного обучения, ЭИОС вуза
Ш Цифровая грамотность и проф. компетенции
Э Психология личности
и цифровизация образования
И Психология личности и профессионализация
□ Система организации процесса профессионализации в вузе
В Профессионализация на рабочем месте
0 Профессионализация
через освоение дисциплин в вузе
Направления исследований
Рис. 1. Приоритетные направления научных исследований в 2019-2020 годах (портал eLibrary.ru)
- определяется вклад отдельных дисциплин в процесс профессионального становления личности обучающегося.
Проблемы становления личности обучающегося как профессионала рассматриваются с позиции его адаптации к образовательной среде вуза, формирования личностно и профессионально важных качеств, системы ценностных ориентаций, а также самоактуализации и профессиональной самоидентичности. Трансформация самой личности в период перехода к цифровой педагогике остается малоизученной. Есть отдельные исследования по определению изменения отношения молодежи к профессии и способам профессионализации с учетом их отношения к цифрови-зации [5], уровня сформированности цифровой грамотности и надпредметной компетенции респондентов и их влияния на стратегию профессионального самоопределения и на процесс профессионального становления.
Подчеркнем, что инициаторами исследований психологических особенностей резерва молодой рабочей силы являются кадровые службы производственного сектора [19]. Полагаем, что целесообразно проводить аналогичные исследования для совершенствования дидактики высшей школы, уточнения возможностей построения онлайн-курсов и онлайн-сопровождения профессионального становления личности как на стадии ее обучения в высшей школе (в рамках цифровой реальности), так и во время поствузовского вхождения в профессию.
Изучение вопроса организации процесса профессионализации обучающегося в ОО ВО приводит к следующим выводам:
- описание организации сопровождения обучающихся по развитию профессиональных компетенций, формированию плана действий, трудоустройства редко включается в научные статьи;
- вопросам взаимодействия образовательной сферы с производством (миром труда) уделено немного внимания [14; 20];
- работ методологического характера, раскрывающих особенности построения процесса профессионального становления обучающихся через включение их в цифровую реальность, не достаточно [10]. Нет устоявшегося мнения о том, какое соотношение традиционного и инновационного подходов к организации системы сопровождения профессионального становления личности обучающегося должно быть. Построение логико-смысловых моделей современного специалиста, концептуальные ориентиры выстраивания целенаправленного процесса профессионального становления обучающегося в рамках дигитализации образования не носят завершенный характер. Следует, однако, указать, что по-новому оцениваются ключевые понятия профориентологии (например, «профессия») [25], предлагаются новые термины («транспрофессионализм») [12]. Актуальны уточнения содержательных характеристик компетенций (ФГОС 3++). Предлагаются формулировки общепрофессиональных компетенций с учетом владения будущим или дей-
ствующим специалистом способностью использовать современные достижения информационных технологий в профессиональной деятельности [24].
Среди форм сопровождения профессионального становления личности количественно преобладают тьюторство и коучинг [8]. Представлены отдельные работы по анализу взаимосвязи волонтерства и профессиональной ориентации молодежи.
Классической системы профориентации обучающихся в ОО ВО не существует, она связана с организацией допрофессиональной подготовки будущих абитуриентов. Профориентация (профинформирование, профагитация выпускников школ) осуществляется исключительно по отношению к школьникам и обосновывается необходимостью рекрутинга абитуриентов.
Сопровождение профессионального становления обучающихся в ОО ВО раскрыто через призму преподавания отдельных дисциплин. Это объясняется закрепленной в НПБ нормой осуществления практической подготовки обучающихся.
Организации практик студентов, осваивающих образовательные программы ВО, уделяется недостаточно внимания. На методологическом уровне предложено 3 модели персонального саморазвития и включения обучающегося в мир труда: традиционную, индустриальную и постиндустриальную [16]. На тактическом уровне изложены принципы выстраивания гибкого графика учебного процесса, форм проведения занятий и методов обучения, принципа привлечения практических работников для обеспечения практической подготовки студентов в ОО [17]. Однако особенности реализации программ практик в усло-
виях цифрового образования не отражены в статьях указанных библиотек, но обнаружены в новостных лентах ОО на их официальных сайтах.
Не обнаружено публикаций об опыте организации, принципах деятельности программы «Стартап как диплом».
В соответствии с выдвинутыми ранее предположениями о том, что интерес исследователей к профессиональному становлению личности должен быть связан с изучением проблем трудоустройства выпускников ОО ВО и с определением уровня их закрепления в профессии, не нашел своего подтверждения. Такие аспекты анализа проблемы вхождения выпускников в профессию, как влияние онлайн-обучения на уровень сфор-мированности компетенций выпускников, удовлетворенность работодателя профессиональной подготовкой выпускников, осваивавших образовательные программы с использованием онлайн- и дистанционного обучения, вовлеченность работодателей в процесс формирования ЭИОС ОО на данный момент не изучены.
Далее выявленные тенденции развития ВО подверглись сопоставлению с результатами анализа публикаций в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом» за аналогичный период (2019-2020 гг.). Выявленные публикации также прошли процедуру группирования по направлениям научного интереса (рис. 2).
Содержательный анализ публикаций позволил выявить общие тенденции.
1. Блоки приоритетных направлений исследований, связанных с функционированием высшей школы, примерно идентичны тем, что выявлены
В Система профессионализации в вузе
И Профессионализация и содержание дисциплин
В Психология личности и профессионализация
И Цифровая грамотность и профкомпетенции
□ Онлайн-образование, ДО и ЭИОС вуза
Ш] Формы профессионализации обучающихся
□ Сопровождение профстановления выпускников Н ЭИОС вуза как рекрутинг абитуриентов
□ Стартап
Э Методология образования, инновации в ВО
Рис. 2. Приоритетные направления научных исследований в 2019-2020 гг. (журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом»)
30% 25%
!S
s
S 20%
^ 15%
10%
0%
В Система профессионализации в вузе
^ Профессионализация и содержание дисциплин
ЕЭ Психология личности и профессионализация
П Цифровая грамотность и проф. компетенции
И Онлайн образование, ДО и ЭИОС вуза
□ Методология образования, инновации в ВО
Журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом»
eLibrary.ru
Направления исследований
Рис. 3. Тематика исследований, совпадающая в двух выборках статей (портал eLibrary.ru и журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом»)
ранее. Блок 1 также направлен на обсуждение вопросов перехода высшей школы в цифровую реальность, внедрение элементов онлайн- и дистанционного обучения, а также формирования цифровой компетентности обучающихся. Блок 2 содержит описание проблемных зон профессионального становления обучающихся, осваивающих программы ВО, и примеры организации сопровождения данного становления.
2. Профессиональное становление личности рассматривается с позиции преподавания отдельных дисциплин и определения психологических особенностей личности, способствующих оптимальному профессиональному росту и развитию.
Таким образом, сопровождение профессионального становления обучающегося в высшей школе базируется на классической системе с усилением профориентационного потенциала реализуемых дисциплин и акцентом на особенностях адаптации к обучению в высшей школе, на профессионально важных качествах личности, механизмах ее самоактуализации и самоидентификации.
Вместе с тем отмечены определенного рода погрешности, близкие по тематике (рис. 3). Публикации теоретического характера (система организации процесса профессионального становления личности в ОО ВО, описание инноваций и поиск методологических оснований обновления ВО) больше представлены в работах на портале. В журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом» статьи более подробно раскрывают сущность процесса профессионального становления обучающегося на этапе освоения им образовательных программ ВО.
Использование критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок позволяет сделать вывод
о том, что выявленные несоответствия в выборках не имеют статистической значимости (таблица), так как ^мп = 0.1 находится в зоне незначимости ^Кр для р<0.05 = 2.23, для р<0.01 = 3.17). Таким образом, можем констатировать, что анализ случайной выборки обладает признаками объективности проведенного исследования.
Таблица
Определение статистической значимости отклонений в независимых выборках статей на портале eLibrary.ru и в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом» по признаку количества публикаций по направлениям исследования ^-критерий Стьюдента)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 3 17 -11.67 2 136.1889 4
2 24 16 9.33 1 87.0489 1
3 21 17 6.33 2 40.0689 4
4 13 10 -1.67 -5 2.7889 25
5 26 17 11.33 2 128.3689 4
6 1 13 -13.67 -2 186.8689 4
Суммы: 88 90 -0.02 0 581.3334 42
Среднее: 14.67 15
Сплошная выборкапо журналу «Профессиональное образование в России и за рубежом» помогла выявить новые тенденции:
1) описание форм («горизонтальное обучение») [4], методов (менторинг) [6] сопровождения профессионального становления обучающихся ОО ВО;
2) уточнение индикаторов универсальных компетенций, отражающих медийную грамотность [7], профессионально важных качеств обучающихся с введением нового диагностического инструментария [7; 23] и их корреляцию с построением профессиональной карьеры;
3) описание возможного взаимодействия ОО с производством в построении гибкой системы практической подготовки будущих специалистов [13; 22], в том числе с использованием программы стартапов [18];
4) уточнение сущности профессионального самоопределения на этапе общего и профессионального образования [3], необходимости продолжения профессиональной ориентации в образовательной среде вуза [11];
5) попытка раскрыть проблемы закрепления молодых кадров в профессии [15; 21], уточнение способов адаптации выпускников на рабочем месте;
6) раскрытие важности трансформации профориентации в цифровой педагогике [9], роли ЭИОС ОО ВО в вопросах профориентации [2] и влияния дистанционного образования на профессиональное становление обучающегося [1].
Перечисленные тенденции не носят масштабного характера, но определяют контур дальнейшего поиска решения проблем, связанных с профессиональным становлением обучающихся ОО ВО. Вместе с тем следует отметить, что изменения организации профессионального становления обучающегося описываются чаще всего применительно к системе среднего профессионального образования. В этих публикациях раскрываются принципы, педагогические модели организации указанного процесса. Они тесно связаны с построением научно-производственных кластеров, что соответствует требованиям законодателя. Однако в публикациях журнала сохраняется озвученная ранее мысль о том, что феномен профессионального становления во всей его совокупности не находится в поле зрения исследователей.
Заключение
Проведенный анализ публикационной активности современных авторов позволяет сделать несколько выводов.
1. В период смены парадигм образования и формирования методологической и методической базы онлайн- и дистанционного обучения профессионализация и профессиональное становление, в частности как научная категория, не находятся в зоне актуальных исследований. Существует недостаток материалов методологического характера, в которых бы предлагались разработки концептуальных основ построе-
ния профессионального образования с учетом новых перспектив его развития. Сохраняется тенденция воспроизводства традиционной модели профессионализации. Следовательно, можно говорить об универсальности феномена профессионального становления личности и его устойчивости к смене образовательных парадигм.
Складывается впечатление, что сформированная в советский период система профориентации, профессионального воспитания и профессионального развития является действенной и не требует корректировки. Между тем появляются предпосылки, указывающие на противоречивость в понимании указанного равновесия. С одной стороны, кадровые службы указывают на изменения психолого-динамических характеристик молодых специалистов и необходимости в этой связи коррекции общей системы взаимодействия с новой рабочей силой. С другой стороны, трансформация системы профориентации с обучающимися ОО ВО становится актуальной в виду активного внедрения в образовательную среду цифровых технологий. Выявлены тенденции депрофессионализации молодых людей, снижения у них социальных характеристик труда и отсутствия соответствий между профессией и осваиваемой специальностью [11].
Таким образом, существует противоречие между деятельностью ОО и запросами работодателей, принимающих к себе вчерашних выпускников этих организаций. Логичным представляется вывод о том, что переосмысление концептуальных основ организации профессионального становления личности необходимо. Можем предвидеть, что изучение феномена профессионального становления личности в перспективе своей станет востребованным.
2. Вопросы профессионалльного становления обучающихся в ОО ВО рассматриваются через призму повышения цифровой грамотности. Создание общедоступной цифровой среды связано с совершенствованием ЭИОС каждой организации, реализующей программы ВО. Можно говорить о том, что вслед за выходом содержательного контента отдельных дисциплин реализуемых программ ВО на виртуальный уровень методическое сопровождение профессионального становления обучающегося также будет переведено в цифровой формат. Перспективы данного развития описаны в виде организации дистанционного наставничества, сетевого взаимодействия. Однако публикации, содержащие опыт или обоснование теоретических предпосылок перевода методического сопровождения профессионального становления личности, носят единичный характер.
Подводя итог всему сказанному, подчеркнем, что между требованиями правительства к организации образовательного процесса в высшей школе и активными поисками способов решения поставленных задач наблюдается разрыв. Профессионализация как целостный феномен и его трансформация в условиях цифровизации образования не рассматриваются.
Выявленные противоречия указывают на необходимость проведения исследований по следующим направлениям:
- формирование новых методологических подходов и разработка моделей непрерывного процесса профессионализации обучающегося в условиях внедрения единых образовательных платформ в ВО;
- уточнение основ психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального становления, развития и совершенствования личности в рамках дистанционного, онлайн- и гибридного обучения;
- выявление взаимосвязи цифрового образования с формируемыми компетенциями студентов, их соответствия ожиданиям работодателя;
- определение готовности молодых людей реализовать себя в избранной сфере профессиональной деятельности после окончания ВО, их удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Вопрос трудоустройства и закрепления молодых кадров по профилю освоенной программы является важным связующим звеном в общей системе профессионализации личности, поэтому следует проработать вопрос распределенной ответственности ОО и хозяйствующего субъекта за закрепление молодого специалиста в профессии и его профессиональное саморазвитие.
Литература
1. Проблема переживания кризиса профессионального становления при дистанционном обучении студентов в ситуации пандемии COVID-19 / Е. В. Аршинова, Е. В. Янко, О. А., Браун М. Г. Аркузин // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 5-9.
2. Ачкасова О. Г. Образовательный маркетинг вуза на этапе цифровой трансформации высшего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 54-60.
3. Ащеулова К. А., Нятина Н. В. Специфика профессиональной самореализации современного студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 17-23.
4. Становление профессиональной идентичности студентов в процессе «горизонтального обучения» / О. А. Браун, И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 24-32.
5. Стратегии цифрового поведения российской молодежи в контексте формирования гражданских и профессиональных компетенций / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбров-ская, Р. В. Пырма, А. А. Азаров // Свободная мысль. 2019. № 4 (1676). С. 109-118.
6. Васева Е. С., Бужинская Н. В. Менторинг в системе подготовки будущего специалиста 1Т-сферы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 127-131.
7. Громова Е. М., Беркутова Д. И., Горшкова Т. А. Влияние информационной культуры на проектирование карьерной стратегии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 6-11.
8. Даммерер Й., Циглер В., Бартонек С. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). С. 56-69.
9. Дочкин С. А., Кузнецова И. Ю. Цифровая трансформация профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 27-35.
10. Зинченко Ю. П., Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 11-35.
11. Динамика представлений о будущей профессии у студентов деонтологического профиля подготовки в период обучения в вузе / Н. А. Канина, Е. В. Григорьева, Н. Р. Хакимова и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 32-45.
12. Лебедева Е. В. Профессиональная трансспектива студентов вуза в условиях цифровизации // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2020. С. 31-36.
13. Лебедева Т. Ф., Сусленкова Ю. В. Развитие ИТ-образования в регионах в условиях становления цифровой экономики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 85-93.
14. Леушин И.О., Леушина И.В. Кастомизация выпускника вуза: иллюзия или требование времени? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 7. С. 56-63.
15. Логунова Л. Ю., Маженина Е. А., Ушаков Д. В. Проблемы профессиональной самореализации молодых преподавателей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 52-59.
16. Львов Л. В. Персональная траектория развития в прак-тико-ориентированном образовательно-профессиональном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11, № 4. С. 118-125.
17. Максимова Н. Л., Григорьева Н. В. Технологии практико-ориентированного обучения в вузе // Развитие экспортного потенциала высшего образования: содержание, опыт, перспективы : материалы XI Междунар. учеб.-метод. конф. Чебоксары, 2019. С. 156-161
18. Мухамедиева С. А., Трусов А. Н., Трусова Н. М. Стартапы и высшая школа: проблемы и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36). С. 140-144.
19. Рожкова А. Ю. Вектор трансформации управления персоналом организации в условиях цифровизации экономики // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (39). С. 49-54.
20. Сенашенко В. С., Стручкова Е. П. Индивидуальные образовательные программы как новый механизм сопряжения высшего образования и сферы труда // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 3. С. 451-465.
21. Тельманова А. С., Баутина В. А. Проблемы мотивации обучающихся вузов культуры к профессиональной деятельности
в социально-культурной сфере // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 47-53.
22. Топчий И. В. Процессуальные модели интеграции науки, практики и профессионального образования в архитектуре // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 171-178.
23. Филичев С. А., Лукашевич О. Д., Ерофеева Г. В. Формирование компетенций студентов технических вузов на основе моделей «Круг обучения» и ТОТЕ // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 73-78.
24. Храмцова Н. Г, Майборода Т. Ю. Подходы к развитию цифровых компетенций студентов юридических вузов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 80-93.
25. Черных С. И., Рассказов А. Д. Профессиональная инфляция: социально-футуристические заметки // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 9 (3). С. 2948-2957.
References
1. Arshinova E. V, Yanko E. V., Brown O. B., Arkuzin M. G. Problema perezhivaniya krizisa professional'nogo stanovleniya pri distancionnom obuchenii studentov v situacii pandemii COVID-19 [The Problem of experiencing a professional crisis with distance learning students in a COVID-19 pandemic situation]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 5-9. (In Russian).
2. Achkasova O. G. Obrazovatel'nyy marketing vuza na yetape cifrovoy transformacii vysshego obrazovaniya [Educational marketing of higher education institutions at the stage of digital transformation of higher education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 54-60. (In Russian).
3. Ascheulova K. A., Nyatina N. V. Specifika professional'noy samorealizacii sovremennogo studenta [Specificity of professional self-realization of the modern student]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 4 (36), pp. 17-23. (In Russian).
4. Braun O. A., Rassokhina I. Y., Arshinova E. V., Bilan M. A, Arkuzin M. G. Stanovlenie professional'noy identichnosti studentov v processe «gorizontal'nogo obucheniya» [Formation of professional identity of students in the process of "horizontal training"]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 4 (36), pp. 24-32. (In Russian).
5. Brodovskaya E. V, Dombrovskaya A. Y., Pyrma R. V, Azarov A. A. Strategii cifrovogo povedeniya rossiyskoy molodezhi v kontekste formirovaniya grazhdanskih i professional'nyh kompetencij [Strategies of the digital behavior of russian youth in the context of civil and professional competence formation]. Free Mind, 2019, no. 4 (1676), pp. 109-118. (In Russian).
6. Vaseva E. S., Buzhinskaya N. V. Mentoring v sisteme podgotovki budushhego specialista IT-sfery [Mentoring in the training system of the future IT specialist]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3 (39), pp. 127-131. (In Russian).
7. Gromova E. M, Berkutova D. I, Gorshkova T. A. Vliyanie informacionnoy kul'tury na proektirovanie kar'ernoy strategii [Influence of Informative Culture on Planning of Career Strategy]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 6-11. (In Russian).
8. Dammerer J., Ziegler V., Bartonek S. T'yutorstvo i kouching kak osobye formy nastavnichestva pri vhozhdenii v professiyu molodyh uchiteley [Tutoring and coaching as special forms of mentoring for young teachers starting their careers]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 1 (106), pp. 56-69. (In Russian).
9. Dochkin S. A, Kuznetsova I. Y. Cifrovaya transformaciya professional'noy orientacii i professional'nogo samoopredeleniya
molodezhi [Digital transformation of professional orientation and professional self-determination of youth]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3 (39), pp. 27-35. (In Russian).
10. Zinchenko Yu. P., Dorozhkin E. M., Zeer E.F. Psihologo-pedagogicheskie osnovaniya prognozirovaniya budushhego professional'nogo obrazovaniya: vektory razvitiya [Psychological and pedagogical bases for determining the future of vocational education: vectors of development]. The Education and Science Journal, 2020, no. 3 (22), pp. 11-35. (In Russian).
11. Kanina N. A., Grigoryeva E. V., Khakimova N. R, Terpugova O. V., Terentyev D. S. Dinamika predstavleniy o budushhey professii u studentov deontologicheskogo profilya podgotovki v period obucheniya v vuze [Dynamics of ideas about the future profession among students of the deontological profile of training during the period of study at a university]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 4 (36), pp. 32-45. (In Russian).
12. Lebedeva E. V. Professional'naya trancspektiva studentov vuza v usloviyah cifrovizacii [Professional perspective of university students in the conditions of digitalization]. Forecasting the Professional Future of Young People in the Digital Economy. Proceedings of All-Russian Scientific-Practical Conference. Yekaterinburg, 2020, pp. 31-36. (In Russian).
13. Lebedeva T. F., Suslenkova Y. V. Razvitie IT-obrazovaniya v regionah v usloviyah stanovleniya cifrovoy ekonomiki [The development of it education in regions in the formation of the digital economy]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 85-93. (In Russian).
14. Leushin I. O., Leushina I. V. Kastomizaciya vypusknika vuza: illyuziya ili trebovanie vremeni? [Customization of a university graduate: illusion or requirement of time?] Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 7, pp. 56-63. (In Russian).
15. Logunova L. Y., Mazhenina E. A., Ushakov D. V. Problemy professional'noy samorealizacii molodyh prepodavateley [Problems of professional self-realization of young teachers]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 4 (36), pp. 52-59. (In Russian).
16. Lvov L. V. Personal'naya traektoriya razvitiya v praktiko-orientirovannom obrazovatel'no-professional'nom processe [Personal development path in practice focused professional education process]. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects, 2019, vol. 11, no. 4, pp. 118-125. (In Russian).
17. Maksimova N. L., Grigoryeva N. V. Tehnologii praktiko-orientirovannogo obucheniya v vuze [Technologies of Practice-Oriented Training in Higher Education]. Development of the export potential of higher education: content, experience, prospects. Proceedings of XI International Educational and Methodological Conference. Cheboksary, 2019, pp. 156-161. (In Russian).
18. Mukhamedieva S. A., Trusov A. N., Trusova N. M. Startapy i vysshaya shkola: problemy i perspektivy [Startups and higher school: problems and prospects]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 4 (36), pp. 140-144. (In Russian).
19. Rozhkova A. Y. Vektor transformacii upravleniya personalom organizacii v usloviyah cifrovizacii ekonomiki [Vector of transformation of the organization's personnel management in the conditions of digitalization of the economy]. Academic Bulletin of the Russian Customs Academy, Rostov Branch, 2020, no. 2 (39), pp. 49-54. (In Russian).
20. Senashenko V. S., Struchkova E. P. Individual'nye obrazovatel'nye programmy kak novyy mehanizm sopryazheniya vysshego obrazovaniya i sfery truda [Individual educational programs as new mechanism of integration between higher education and labor sphere]. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2019, no. 16 (3), pp. 451-465. (In Russian).
21. Telmanova A. S., Bautina V. A. Problemy motivacii obuchajushhihsya vuzov kul'tury k professional'noy deyatel'nosti
v social'no-kul'turnoy sfere [Problems of motivation of student universities of culture to professional activities in the social and cultural sphere]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 47-53. (In Russian).
22. Topchiy I. V. Processual'nye modeli integracii nauki, praktiki i professional'nogo obrazovaniya v arhitekture [Procedural model of integration of science, practice and vocational education in architecture]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 2 (38), pp. 171-178. (In Russian).
23. Filichev S. A., Lukashevich O. D., Erofeeva G. V. Formirovanie kompetenciy studentov tehnicheskih vuzov na osnove modeley «Krug obucheniya» i TOTE [Formation of competencies of
students of technical universities on the basis of models "sphere of learning" and TOTE]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 3 (35), pp. 73-78. (In Russian).
24. Khramtsova N. G., Mayboroda T. Yu. Podhody k razvitiyu cifrovyh kompetenciy studentov yuridicheskih vuzov [Approaches to the development of digital competencies of law students]. Perspectives of Science and Education, 2019, no. 37 (1), pp. 80-93. (In Russian).
25. Chernych S. I., Rasskasov A. D. Professional'naya infljaciya: social'no-futuristicheskie zametki [Professional inflation and education: social and futuristic notes]. Professional Education in the Modern World, 2019, no. 9 (3), pp. 2948-2957. (In Russian).
УДК/UDC 37.036.5 С. И. Краснов
S. Krasnov
ПОНЯТИЕ И ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ ЗАМЫСЛА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ
THE CONCEPT AND LOGIC OF DEVELOPING AN IDEA IN A PEDAGOGICAL PROJECT
Введение. Для того чтобы быть социально успешным в динамично развивающемся обществе, необходимо не только быть инициативным, но и обладать способностью проектирования траектории собственного поступательного движения. Какое основное качество необходимо современному человеку в открытом коммуникативном обществе? Это прежде всего способность к самоопределению. Неопределенность и связанная с ней все более увеличивающаяся свобода выбора требуют от него развития субъектности, самоуправляемости, креативности в мышлении и инноваци-онности в профессиональной деятельности. Для воспитания инновационной личности в системе образования вводится новая системодеятельностная парадигма, отраженная в новом ФГОС, профессиональном стандарте педагога. В ней постулируется не только освоение учебных предметов, но и развитие личностных и метапредметных, по сути проектных, способностей. В формировании новой педагогики решающую роль будет играть учитель, обладающий культурой проектного мышления. Учить детей умению не только отстаивать, но и развивать собственную позицию -новая цель педагога в системодеятельностной парадигме образования, воспитывающего инновационную личность. Но в существующей практике педагогического проектирования учителя осуществляют «перескок» от первичного анализа ситуации и достаточно
обще сформулированной проблемы сразу к составлению плана будущих мероприятий. Ими «проскакивается» как раз самый существенный этап проектирования, а именно момент идеального промысливания будущей ситуации и проработки пути ее достижения. Таким образом, проблема становления культуры проектного мышления в системе образования связана в общем виде с фиксацией факта отсутствия у современного педагога необходимости вырабатывания им в своем профессиональном сознании понятия и норм разработки проектного замысла.
Методология. Автор в своей работе опирается на исследования ученых в следующих областях: социального проектирования - В. В. Давыдова, О. С. Газ-мана, О. И. Генисаретского, Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко, Б. В. Сазонова, Г. П. Щедровицкого, П. Г. Щедро-вицкого и др.
В области педагогического проектирования -Н. Г. Алексеева, Л. Н. Алексеевой, Б. М. Бим-Бада, В. А. Болотова, Е. С. Заир-Бек, И. Ф. Исаева, В. С. Лазарева, А. М. Моисеева, Л. И. Новиковой, О. Г. При-кот, В. Г. Радионова, Н. Л. Селивановой, В. А. Сласте-нина, В. И. Слободчикова, В. В. Серикова, В. З. Юсупова, Н. О. Яковлевой и др. В области философии образования и методологии педагогической деятельности - В. В. Краевского, А. М. Новикова, А. П. Огурцова, В. В. Платонова, В. Н. Садовского, В. С. Швырева,