Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВУЗ / НАПРАВЛЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

В психолого-педагогической науке профессионализация рассматривается как процесс, связанный с развитием субъектности личности, мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, определению потенциала личности в профессии, осознанием своей роли в жизненном пространстве, установлением требований к специалисту в выбранной профессиональной деятельности. Заявлена проблема, попытка решения которой предпринимается в данной статье: каковы направления становления субъектности обучающегося в образовательном процессе вуза как этапе профессионализации? Анализ психолого-педагогических исследований выявил их недостаточность в ракурсе рассмотрения и анализа стадий становления субъектности обучающегося в образовательном процессе вуза, что определило цель исследования, состоящую в разрешении заявленной проблемы. В процессе исследования использованы теоретические методы: анализ, сопоставление, сравнение, дискурс, систематизация результатов научных изысканий. Выявлены направления становления субъектности обучающегося в образовательном пространстве вуза. Адаптация с последующей идентификацией с социокультурной средой образовательной организации, где происходит осознание ценностей окружения, социального смысла профессионального обучения, усвоение традиций, нормативов сосуществования, опыта коммуникаций (социально-профессиональный аспект). Развитие системы Я, саморазвитие обучающегося как механизмов становления субъектности в профессии, обеспечивающих формирование содержательности, результативности, положительной динамики в обучении (личностно-ценностный аспект). Обеспечение эффективной коммуникации педагога и обучающегося в педагогическом взаимодействии с применением современных образовательных технологий и использованием профессионально направленных ситуационных заданий (технологический аспект). Особая роль в оптимизации процесса профессионализации для успешного становления субъектности обучающегося отводится профессиональной подготовке, где, используя педагогические технологии, формируются необходимые профессиональные компетенции. Процесс профессионализации на этапе вузовской подготовки направлен на становление субъектных свойств личности обучающего, определяемых как самостоятельность и регуляция своих действий в выполнении профессиональной деятельности, ответственность, мобильность, креативность, глубокая коммуникабельность, отсутствие конфликтности при работе в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUBJECTIVITY OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY AS A STAGE OF PROFESSIONALIZATION

In psychological and pedagogical science, professionalization is considered as a process associated with the development of the subjectivity of the individual, motivation to perform professional activities, determination of the potential of the individual in the profession, awareness of his role in the life space, setting requirements for a specialist in the chosen professional activity. The problem is stated, an attempt to solve which is made in this article: what are the directions of the formation of subjectivity of the student in the educational process of the university as a stage of professionalization? The analysis of psychological and pedagogical studies revealed their insufficiency in the perspective of consideration and analysis of the stages of formation of subjectivity of the student in the educational process of the university, which determined the purpose of the study, which consists in solving the stated problem. In the process of research, theoretical methods are used: analysis, comparison, comparison, discourse, systematization of the results of scientific research. The directions of formation of subjectivity of the student in the educational space of the university are revealed. Adaptation is followed by identification with the socio-cultural environment of educational institution, where the realization of values of the environment, the social meaning of vocational education, assimilation of traditions, norms of coexistence, communication experience (socio-professional aspects). Development of the system of Self, self-development of the student as mechanisms of formation of subjectivity in the profession, ensuring the formation of content, effectiveness, positive dynamics in training (personal-value aspect). Ensuring effective communication between the teacher and the student in pedagogical interaction with the use of modern educational technologies and the use of professionally directed situational tasks (technological aspect). A special role in optimizing the process of professionalization for the successful formation of the student's subjectivity is assigned to professional training, where, using pedagogical technologies, the necessary professional competencies are formed. The process of professionalization at the stage of university training is aimed at the formation of subjective characteristics of the teacher's personality, defined as independence and regulation of their actions in the performance of professional activities, responsibility, mobility, creativity, deep sociability, lack of conflict when working in a team.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

ЩУЧКА Татьяна Александровна СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0074

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1742-3282 AuthorID: 717136 ResearcherID: AAG-5215-2020 ORCID: 0000-0002-6595-8514

ЩУЧКА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (399770, Россия, Елец, ул.Коммунаров, 28, e-mail: tasiaelez@mail.ru) Аннотация. В психолого-педагогической науке профессионализация рассматривается как процесс, связанный с развитием субъектности личности, мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, определению потенциала личности в профессии, осознанием своей роли в жизненном пространстве, установлением требований к специалисту в выбранной профессиональной деятельности. Заявлена проблема, попытка решения которой предпринимается в данной статье: каковы направления становления субъектности обучающегося в образовательном процессе вуза как этапе профессионализации? Анализ психолого-педагогических исследований выявил их недостаточность в ракурсе рассмотрения и анализа стадий становления субъектности обучающегося в образовательном процессе вуза, что определило цель исследования, состоящую в разрешении заявленной проблемы. В процессе исследования использованы теоретические методы: анализ, сопоставление, сравнение, дискурс, систематизация результатов научных изысканий. Выявлены направления становления субъектности обучающегося в образовательном пространстве вуза. Адаптация с последующей идентификацией с социокультурной средой образовательной организации, где происходит осознание ценностей окружения, социального смысла профессионального обучения, усвоение традиций, нормативов сосуществования, опыта коммуникаций (социально-профессиональный аспект). Развитие системы Я, саморазвитие обучающегося как механизмов становления субъектности в профессии, обеспечивающих формирование содержательности, результативности, положительной динамики в обучении (личностно-ценностный аспект). Обеспечение эффективной коммуникации педагога и обучающегося в педагогическом взаимодействии с применением современных образовательных технологий и использованием профессионально направленных ситуационных заданий (технологический аспект). Особая роль в оптимизации процесса профессионализации для успешного становления субъектности обучающегося отводится профессиональной подготовке, где, используя педагогические технологии, формируются необходимые профессиональные компетенции. Процесс профессионализации на этапе вузовской подготовки направлен на становление субъектных свойств личности обучающего, определяемых как самостоятельность и регуляция своих действий в выполнении профессиональной деятельности, ответственность, мобильность, креативность, глубокая коммуникабельность, отсутствие конфликтности при работе в команде.

Ключевые слова: становление субъектности, обучающийся, профессиональное обучение, вуз, направления становления субъектности.

FORMATION OF SUBJECTIVITY OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY AS A STAGE OF PROFESSIONALIZATION

© The Author(s) 2021

SHCHUCHKA Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Yelets State University named after I. A. Bunin (399770, Russia, Yelets, Kommunarov St., 28, e-mail: tasiaelez@mail.ru) Abstract. In psychological and pedagogical science, professionalization is considered as a process associated with the development of the subjectivity of the individual, motivation to perform professional activities, determination of the potential of the individual in the profession, awareness of his role in the life space, setting requirements for a specialist in the chosen professional activity. The problem is stated, an attempt to solve which is made in this article: what are the directions of the formation of subjectivity of the student in the educational process of the university as a stage of professionalization? The analysis of psychological and pedagogical studies revealed their insufficiency in the perspective of consideration and analysis of the stages of formation of subjectivity of the student in the educational process of the university, which determined the purpose of the study, which consists in solving the stated problem. In the process of research, theoretical methods are used: analysis, comparison, comparison, discourse, systematization of the results of scientific research. The directions of formation of subjectivity of the student in the educational space of the university are revealed. Adaptation is followed by identification with the socio-cultural environment of educational institution, where the realization of values of the environment, the social meaning of vocational education, assimilation of traditions, norms of coexistence, communication experience (socio-pro-fessional aspects). Development of the system of Self, self-development of the student as mechanisms of formation of subjectivity in the profession, ensuring the formation of content, effectiveness, positive dynamics in training (personal-value aspect). Ensuring effective communication between the teacher and the student in pedagogical interaction with the use of modern educational technologies and the use of professionally directed situational tasks (technological aspect). A special role in optimizing the process of professionalization for the successful formation of the student's subjectivity is assigned to professional training, where, using pedagogical technologies, the necessary professional competencies are formed. The process of professionalization at the stage of university training is aimed at the formation of subjective characteristics of the teacher's personality, defined as independence and regulation of their actions in the performance of professional activities, responsibility, mobility, creativity, deep sociability, lack of conflict when working in a team.

Keywords: formation of subjectivity, student, professional training, university, directions of formation of subjectivity.

ВВЕДЕНИЕ.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В психолого-педагогической науке профессионализация рассматривается как процесс, связанный с развитием субъектности личности, мотивацией к выполнению про-

фессиональной деятельности, определению потенциала личности в профессии, осознанием своей роли в жизненном пространстве, установлением требований к специалисту в выбранной профессиональной деятельности.

Заявлена проблема, попытка решения которой предпринимается в данной статье: каковы направления ста-

SHCHUCHKA Tatyana Alexandrovna

FORMATION OF SUBJECTIVITY OF THE STUDENT .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

новления субъектности обучающегося в образовательном процессе вуза как этапе профессионализации?

Актуализация заявленной проблематики обусловлена уровнем развития современного социального общества, требованиями которого являются практико-ориен-тированность профессионального образования, становление субъектности в профессии на стадии обучения в вузе, развитие мобильности, творческого потенциала будущего специалиста.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Многие исследователи рассматривали проблему становления субъектности на различных этапах профессионализации от момента выбора профессии до активного включения в нее [1-11].

Дискурс проблемыи личный опыт показал, что существующие на сегодняшний день классификации этапов профессионализации очень схожи в содержательном аспекте. Более полным и охватывающим все периоды жизнедеятельности человека является подход Е.А. Климова [5]. На него и ориентированы в исследовании.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Формирование целей статьи.

Анализ психолого-педагогических исследований выявил также их недостаточность в ракурсе рассмотрения и анализа стадий становления субъектности обучающегося в образовательном процессе вуза, что определило:

- цель исследования, состоящую в разрешении заявленной проблемы.

Постановка задания. Предполагается, что субъект-ность обучающегося в образовательном процессе вуза является свойством личности, проявление которого обусловлено сущностью профессиональных задач, коммуникациями в профессии и потенциалом профессионального окружения, причиной противоречий в профессиональной подготовке, разрешение которых возможно при наличии теоретико-методологического обоснования, включающего выявление и анализ аспектов становления субъектности обучающихся в образовательном процессе вуза, отвечающей задачам оптимизации этого становления.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Применены теоретические методы исследования: анализ, сопоставление, сравнение, дискурс, систематизация результатов научных изысканий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Период профессиональной подготовки, который приходится на время обучения в профессиональном учебном заведении, имеет существенное значение в общем профессиональном развитии человека. Очень важную роль в этом процессе играет субьектность.

Выявлены направления становления субъектности обучающегося в образовательном пространстве вуза [12,13].

Адаптация с последующей идентификацией с социокультурной средой образовательной организации, где происходит осознание ценностей окружения, социального смысла профессионального обучения, усвоение традиций, нормативов сосуществования, опыта коммуникаций (социально-профессиональный аспект).

Развитие системы Я, саморазвитие обучающегося как механизмов становления субъектности в профессии, обеспечивающих формирование содержательности, результативности, положительной динамики в обучении (личностно-ценностный аспект).

Обеспечение эффективной коммуникации педагога и обучающегося в педагогическом взаимодействии с применением современных образовательных технологий и использованием профессионально направленных ситуа-

ционных заданий (технологический аспект).

Формирование профессиональных и личностных качеств обучающихся за годы обучения в вузе проходит в несколько консеквентных этапов, начиная от акклиматизации и социализации в принципиально новой образовательной среде и детерминации своего нового положения - через освоение стандартов учебной и учебно-профессиональной деятельности - к самоорганизации и самореализации в академической среде и последующей самоидентификации в среде профессиональной.

Если на начальном этапе преобладают процессы аккомодации обучающихся к новой обстановке, принятие ими стандартов и изучение регламентаций в отношении собственного круга обязанностей и полномочий, то следующий этап имеет целью интенсивную работу по усвоению обучающимися своей новой социальной роли в процессе профессиональной и общественной деятельности, что в свою очередь направлено на последующую мотивированную самоорганизацию практической и исследовательской работы.

Заключительные этапы направлены, во-первых, на формирование индивидуума, качеств его личности и профессиональных компетенций. Существенной необходимостью на данном этапе является обеспечение последовательного единства мотивации и целеполагания, намерений и рефлексий обучаемого под руководством обучающего. При этом ценностные и профессиональные ориентации индивида, его самоидентификация и самоорганизация переходят на более высокий уровень. Во-вторых, только на заключительных этапах формирования профессионально-личностных качеств обучающийся способен квалифицированно проявить свое «я», самостоятельно организовать и трансформировать свои личные способности в необходимые профессиональные качества, которые помогут ему в овладении профессиональной подготовкой в процессе его академической деятельности в вузе и, конечно, в будущей профессиональной деятельности.

Этапы формирования личностных и профессиональных качеств смоделированы от простого к сложному. Они определяются как уровнем развития личности, ее реальными возможностями, так и необходимыми требованиями к личности на каждой ступени ее образования. Каждый новый шаг этого процесса базируется на предыдущем, каждое новое звено не только сохраняет рациональные компоненты предыдущих звеньев, но и делает возможным переход к новому этапу, к новому качественному уровню, освобождаясь от исчерпавшего свои возможности балласта [14,15,16].

Особая роль в оптимизации процесса профессионализации для успешного становления субъектности обучающегося отводится профессиональной подготовке, где, используя педагогические технологии, формируются необходимые профессиональные компетенции.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В процессе своего исследования мы пришли к следующим заключениям и выводам.

Профессионально-личностное формирование обучающегося в образовательной среде вуза отличается некоторыми особыми чертами в зависимости от года обучения [17-22].

Так, на первом и втором курсах оно направлено на освоение вчерашними школьниками качественно новых задач аккомодации к новой социальной среде. Обучающимся-первокурсникам на первых порах свойственно приспособленчество, отсутствие мотивации, крайний консерватизм, тяготение к догмам. Постепенно, по мере включения в образовательный процесс академических дисциплин и разнообразных педагогических форм и приемов, обучающие от процесса адаптации переходят к процессу формирования ценностных ориен-таций и социокультурных потребностей.

На третьем курсе, напротив, у обучающихся зачастую наблюдается снижение уровня выработанных

314

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ЩУЧКА Татьяна Александровна СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ...

социокультурных ориентиров. Это явление вполне закономерно и вызвано плотным графиком учебно-производственного процесса: академическими занятиями, научной работой, овладением избранной специальностью. Обучающийся данного года обучения находится в постоянном поиске ответов на уже сформировавшиеся научные и профессиональные вопросы, подвергая ревизии свой практический и теоретический багаж и расставляя новые приоритеты.

На заключительном четвертом курсе обучающийся хорошо представляет будущий род деятельности. В свете новых возможностей и перспектив обучающийся ставит перед собой новые цели и задачи, которые определяются будущей занятостью, материальной обеспеченностью, местом жительства и многим другим. Приоритеты периода обучения в вузе уступают место качественно новым. В роли экзаменатора будет выступать жизнь, причем успех самореализации будущего специалиста напрямую будет связан с прохождением этапов профессионально-личностного формирования в период обучения в вузе.

Таким образом, процесс профессионализации на этапе вузовской подготовки направлен на становление субъектных свойств личности обучающего, определяемых как самостоятельность и регуляция своих действий в выполнении профессиональной деятельности, ответственность, мобильность, креативность, глубокая коммуникабельность, отсутствие конфликтности при работе в команде.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Развитие образовательной среды вуза предполагает усиление ее потенциала в актуализации мотивационной, коммуникативной и индивидуальной учебной деятельности с обеспечением ситуационной профессиональной обусловленности, что и определяет развитие дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности. Диссертация на соискание ученой степени д. психол. наук: 19.00.01 / Н.Я. Большунова. Новосибирск, 2007. 545 с.

2. Воробьева Л.И. Субъект и / или автор. (О категориях гуманитарной психологии) / Л.И. Воробьева // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 149-158.

3. Завгородняя И.В. Учебно-профессиональная деятельность как самостоятельный вид деятельности // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всерос. съезда психологов, 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. Т. 3. С. 347-350.

4. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни /К.В. Карпинский. Гродно: ГрГу, 2002. 280 с.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2004. 335 с.

6. Козловская С.Н. Особенности разрешения конфликтов профессионального самоопределения студентов в процессе общения с психологом // Психология общения: социокультурный анализ: материалы Междунар. конф. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2006. С. 166168.

7. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128-135.

8. Косарева А.В. Индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М, 2010. 23 с.

9. Кравченко А.А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности в единстве со становлением субъектности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования //Мир науки, культуры, образования. № 4 (23) 2010. С. 191-193.

10. Моросанова В.И. Субъект и индивидуальная саморегуляция / В.И. Моросанова // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 5. С. 485-486.

11. Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: ПЭР СЭ, 2000. 382 с.

12. Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: ПЭР СЭ, 2000. 382 с.

13. Прыгин Г.С. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 462 с.

14. СеливерстоваЕ.Н. Субъектность как принцип систематизации

современного дидактического знания / Е.Н.Селиверстова // Педагогика. 2013. No 10. С. 25-33

15. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

16. Слободчиков В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

17. Стакнева Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии / Л.А. Стакнева. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 2005. 236 с

18. Тутарищева С.М. Формирование готовности будущих специалистов к научноисследовательской деятельности как одна из целей профессионального образования (постановка проблемы) // Студент как субъект образовательного процесса: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Краснодар: Экоинвест, 2005. С.127-130.

19. Челнокова Т.А., Кадырова Х.Р. Участие в проектной деятельности как фактор социального и профессионального развития личности студента: социокультурный подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 239-242.

20. Пантелеева В.В., Дубинчук Д.М. Характеристики жизненной перспективы личности в контексте планирования карьеры и профессионального самоопределения // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 69-73.

21. Худорожко Л.А. Психология субъектогенеза в условиях изменившегося общества / Л.А. Худорошко. Новосибирск: Сиб. УПК, 2000. 160 с.

22. Щукина М.А. Личность как субъект развития // Акмеологические проблемы субъектности: интерпретация и диагностика: материалы межвуз. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. СПб.: Изд-во СПбИПА, 2009. С. 327332.

Статья поступила в редакцию 11.01.2021 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.