Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / производственное обучение / научно-технический прогресс / интеграция содержания профессионального обучения / vocational education / industrial training / scientific and technological progress / integration of the content of vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Ураков Андрей Анатольевич, Новикова Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются методические проблемы исследования профессионального обучения. К ним относятся: повышение научного уровня содержания профессионального обучения, обобществление труда в материальном производстве, тенденции развития содержания обучения (изменчивость содержания, научность, повторяемость) и их влияние на организацию педагогического процесса. Также, выделены ведущие идеи и тенденции развития производства обучения и методических подходов в условиях инновационного развития экономики: личностный, деятельностный, компетентностный, системный, информационный, модульный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Ураков Андрей Анатольевич, Новикова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses methodological problems in the study of vocational education. These include: increasing the scientific level of the content of vocational education, the socialization of labor in material production, trends in the development of the content of education (variability of content, scientific character, repetition) and their impact on the organization of the pedagogical process. Also, the leading ideas and trends in the development of training production and methodological approaches in the conditions of innovative economic development are highlighted: personal, activity-based, competency-based, systemic, informational, modular approaches.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Применение сквозных технологий в профессиональном образовании является приоритетным направлением, поскольку это напрямую зависит от положения нашей страны на мировом рынке. Каждому образовательному учреждению следует выстроить траекторию своего развития на основе применения цифровых сквозных технологий у всех студентов, не зависимо от профиля подготовки.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых / М.Н. Булаева, A.B. Лапшова, Ю.Н. Петров // Современные исследования социальных проблем.-2015. - № 10. - С. 22Û-231.-DOI 10.12731/2218-7405-2015-10-20. - EDN VBLWDV

2. Ваганова, О.И. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, A.B. Трутанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-1. - С. 44-50. -EDN ZNOLGP

3. Ваганова, О.И. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе / О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, A.B. Трутанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 51-54. - EDN ZISRGP

4. Гладкова, М.Н. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза / М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т.7. - № 2(23). - С. 209-212. - EDN OWNWLR

4. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков [и др.]. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 185 с. -EDN DFNXEI

5. Перевощикова, E.H. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т.Ю.- № 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3. -EDN EVGVQB

6. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-3. - С. 376-379

7. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, A.B. Гущин, H.A. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN MCENTJ

8. Филатова, О.Н. Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессиональных стандартов / О.Н. Филатова, М.П. Прохорова, Е.Ю. Молькова // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 60-1. -С. 332-336

9. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova H The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

10. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova // Eecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -T. 200. - C. 940-947

11. Petrov, Y.N. Change of the Eevel of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Toad / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Eecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -T. 129. - C. 925-932

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ураков Андрей Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Новикова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются методические проблемы исследования профессионального обучения. К ним относятся: повышение научного уровня содержания профессионального обучения, обобществление труда в материальном производстве, тенденции развития содержания обучения (изменчивость содержания, научность, повторяемость) и их влияние на организацию педагогического процесса. Также, выделены ведущие идеи и тенденции развития производства обучения и методических подходов в условиях инновационного развития экономики: личностный, деятельностный, компетентностный, системный, информационный, модульный подходы.

Ключевые слова: профессиональное обучение, производственное обучение, научно-технический прогресс, интеграция содержания профессионального обучения.

Annotation. The article discusses methodological problems in the study of vocational education. These include: increasing the scientific level of the content of vocational education, the socialization of labor in material production, trends in the development of the content of education (variability of content, scientific character, repetition) and their impact on the organization of the pedagogical process. Also, the leading ideas and trends in the development of training production and methodological approaches in the conditions of innovative economic development are highlighted: personal, activity-based, competency-based, systemic, informational, modular approaches.

Key words: vocational education, industrial training, scientific and technological progress, integration of the content of vocational education.

Введение. Возросшие потребности современной экономики в компетентных рабочих и специалистах требуют решения ряда теоретических и организационно-практических проблем профессионального обучения.

Рост образовательного потенциала рабочих и специалистов повышает значимость теоретического обучения и сложность производственного обучения, повышение разнообразия и сложности содержания профессионального обучения, усиление динамизма и гибкости учебно-педагогической деятельности.

Цель исследования - выделить методические проблемы исследования профессионального обучения, а также ведущие идеи и тенденции развития производства обучения и методических подходов в условиях инновационного развития экономики.

Изложение основного материала статьи. Содержание профессионального обучения направляет на поиск способов осуществления профессиональной направленности теоретического обучения и научного обоснования профессиональной деятельности, обеспечение проблемного теоретического обучения и технического творчества.

Развитие коллективных форм делает необходимым воспитание коллективного сознания и развития индивидуальности в каждом обучающимся.

Содержательное наполнение целей учебной и педагогической деятельности при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, повышает значение общефункциональных принципов развития профессионального образования [2].

В этой связи, следует рассмотреть тенденции и принципы развития содержания обучения.

Непрерывная изменчивость содержания обучения усложняет процесс овладения профессиональными компетенциями педагогом и обучающихся на основе общих и сущностных закономерностей.

Принцип научности и его практической реализации предполагает разработку научно-методического обеспечения педагогического процесса путём создания интегративно-модульной учебно-программной документации и материально-технических средств.

Принцип повторяемости и развития в педагогическом процессе имеет большое значение для обеспечения прочности овладения профессиональными компетенциями. Необходимо выявление закономерностей и способов осуществления связи и преемственности отдельных составляющих процесса подготовки производственника нового типа.

Основными тенденциями развития производственного обучения в условиях инновационного развития экономики и научно-технического прогресса является [1]:

- рождение новых форм технико-технологической организации производства;

- развитие научно-индустриального типа производства;

- повышение уровня автоматизации, кибернетизация, работонизация технологических производств;

- возрастание роли цифровизированных технологий в производственном процессе;

- возрастание роли человеческого фактора в производственном процессе.

Непрерывные изменения в социальной сфере, изменения в содержании труда в условиях ускорения научно-технического прогресса, внедрение цифровых технологий вызывают постоянную динамику производственного обучения рабочих и специалистов.

Основной целью профессионального обучения становится развитие личности рабочих и специалистов в условиях взаимодействия социальных, экономических, педагогических, психологических аспектов производственного труда [3].

Отсюда можно сделать вывод, что функционирование и развитие профессионального обучения осуществляется на основе личностного, деятельностного, комплексного системного, и информационного, модульного подходов.

Личностный подход обеспечивает развитие социально значимых качеств, мотивационно-ценностной сферы обучающихся.

Деятельностный подход рассматривает профессиональное обучения как взаимосвязь учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельностей, их структуру, противоречия и развитие.

Комплексный подход рассматривается в единстве философских, исторических, социально-экономических, технических и технологических знаний в профессиональном образовании.

Системный подход предполагает изучение объекта исследования в его целостности. Основу целостности профессионального обучения представляют такие отношения, как взаимосвязь теоретического и практического обучения, взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки, интеграция и дифференциация целей, содержания, форм, методов и средств обучения.

Информационный подход активизирует управленческую функцию профессионального образования, обеспечивает технологизацию и автоматизацию теоретического и производственного обучения, внедрение информационных технологий, что позволяет интенсифицировать профессионально-педагогический процесс.

Модульный подход позволяет дифференцировать (выделять структурные элементы) содержание профессионального обучения, структурировать через построение модулей, что обеспечивает повышение эффективности педагогического процесса. Модули целесообразно использовать индивидуально или в различных вариантах, обеспечивая повышение эффективности обучения на основе информационных технологий [6].

Одни и те же модули могут использоваться в различных видах деятельности, учитывая специфические условия при формировании профессиональных компетенций.

Как известно, профессиональное обучение рассматривается как организованная система, построенная на законах педагогики и производства, осуществляющая теоретическое и производственное обучение, соответсвующее логике учебно-воспитательного и учебно-производственного процессов.

Эффективность профессионального обучения будет достигнута при реализации ряда ведущих идей и тенденций, которые составляют теоретическую основу профессионального обучения.

Возрастающая роль человеческого фактора. В условиях социально-экономического развития страны возрастание роли человеческого фактора рассматривается как одно из важнейших условий развития производственных отношений. Взаимосвязь между общественными отношениями и духовными составляет объективную основу всестороннего развития личности рабочих и специалистов.

В этой связи, необходима высокая общественная активность человека в системе производственных и личностных отношений.

Гуманизация выступает основным условием удовлетворения материальных и духовных потребностей. Гуманизация производственных отношений осуществляется при разработке новой техники и технологии и при формировании трудовых коллективов [4].

Демократизация производственных отношений осуществляется при внедрении демократических основ управления в оптимальном распределении профессиональных отношений.

Интеграция ускоряет темпы развития производственных сил и производственных отношений и тем самым условия для формирования творческой личности.

В процессе подготовки рабочих и специалистов нового типа необходимо формировать общую и профессиональную культуру, обеспечивающую становление рабочих и специалистов.

В связи с этим, изменяется содержание и структура профессионального обучения. Новое содержание профессионального обучения составляет интегрированная группа профессий, формируемая на основе обобществления

производства. Создаются новые организационные формы такие как, межотраслевые учебно-профессиональные комплексы, центры на базовых предприятиях.

Всеобщая профессионализация молодых людей опирается на взаимосвязь общеобразовательного и профессионального уровня профессионального обучения, системный подход, учитывающей как различные уровни интеграционных процессов, так и специфические особенности в системе профессионального обучения.

В условиях научно-технического прогресса повышается роль научно-индустриального типа технологической организации производства. Требования к рабочим такого типа производства представляет собой универсальный тип связи общественно и производственно необходимым уровнем профессиональной подготовки, способный к целостной системной ориентации в технологическом процессе, что предполагает универсализацию содержания профессионального обучения [5].

Интенсификация профессионального обучения рассматривается как система, построенная на взаимосвязи социальных, педагогических, психологических и технических закономерностях, обеспечивающие максимальную эффективность подготовки к профессиональной деятельности.

Интенсивное развитие профессионального обучения определяет задачу внедрения технологии овладения профессиональной деятельностью, основанной на обобществлении производства, интеграции содержания обучения.

Развитие профессионального обучения сопровождается реализацией политехнической подготовки, которая знакомит обучающихся с основными принципами всех процессов производства и обеспечивает умения работать с простейшими инструментами всех производств. При этом осуществляется реализация следующих методологических функций: социальной, прогностической, интегративной, системной.

Социальная функция обеспечивает формирование ценностных ориентаций, обучающихся в производительном труде, реализацию общественных, материальных, моральных, коллективных, профессиональных, познавательных потребностей, а также, потребности в труде.

Прогностическая функция направлена на использование прогностической информации для профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов, разработки содержания общего, политехнического, профессионального и специального содержания; исследования влияния социального и научно-технического прогресса на изменение характера и содержания производственного труда.

Интегративная функция позволяет объединить общее и профессиональное образование, всю систему общих и профессиональных компетенций, норм и ценностей в единую педагогическую систему.

Системная функция направлена на взаимосвязь знаний из различных научных дисциплин на основе социально-экономической, научно-технической, дидактической общности во всех элементах производства.

Выводы. Таким образом, исследование профессионального обучения обусловлено возросшими объективными потребностями экономики в подготовке рабочих и специалистов. Социально-экономическое развитие страны составляет объективную основу качественно нового социального заказа, реализация которого требует решения теоретических и методических проблем.

Методические проблемы профессионального обучения решаются на основе интеграции социального, экономического, естественнонаучного технико-технологического знания и на основе процессов, происходящих в системе производительных сил и производственных отношений. Методические проблемы профессионального обучения сводятся к определению закономерностей процесса профессионального обучения, изучению социальных отношений, ценностных ориентаций, в целом оптимизации профессионального обучения.

Литература:

1. Маркова, С.М. Методика исследования содержания профессионального образования / С.М. Маркова, А.К. Наркозиев // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, № 1(26). - С. 2. - DOI 10.26795/2307-1281-2019-7-1-2. -EDN YZENWP

2. Маркова, С.М. Методологические требования к исследованию проблем профессионального образования / С.М. Маркова, A.A. Ураков // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". - 2022. - № 1-3. - С. 226-230. - EDN UWORLO

3. Уракова, Е.А. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / Е.А. Уракова, П.А. Грашина, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 261-264. - EDN RHPRVS

4. Филатова, О.Н. инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-2. - С. 376-379. - EDN VBDKQR

5. Харитонов, М.Г. Проблемы профессионального образования в системе среднего профессионального образования / М.Г. Харитонов, A.A. Николаев // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 14 апреля 2022 года. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. - С. 219-224. - EDN IPMGKV

6. Цыплакова, С.А. Направления развития профессиональной педагогики как науки / С.А. Цыплакова, Ю.А. Бекетова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2019. - С. 310-311. - EDN DNWOCA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.