Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ'

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучение / интегративный подход / профессиональное образование / модернизация образования / methodology / training / preparation / education / educational activity / motivation / modernization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шобонова Любовь Юрьевна, Соломаха Елена Николаевна, Троилова Юлия Игоревна

В данной статье рассматриваются особенности профессионального обучения в педагогическом вузе. Статья содержит анализ существующих методов обучения и выделено значение интегративной методики, которая способствует улучшению качества обучения и подготовки будущих педагогов. Организация интегрированного пространства является необходимым условием для профессиональной подготовки будущих педагогов. Именно интегрированный подход устанавливает связи между учебными дисциплинами. Основу интегративного подхода заложили Коменский, Локк, Ушинский и другие, как важную составляющую межпредметных связей. Сегодня обобщая опыт прошлого и сочетая инновации в обучении интеграция более широкое и многоплановое понятие. Интеграция способствует преодолению раздробленности знаний студентов, овладению универсальными компетенциями, необходимыми в профессиональной деятельности. Внедрение интегративного подхода может привести к повышению мотивации студентов и развитию их навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Важным аспектом внедрения интегративной методики является подготовка преподавателей, которые должны быть готовы применять новые подходы в своей педагогической практике. В дальнейшем исследование может послужить основой для разработки новых методических подходов и инструментов, направленных на модернизацию процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шобонова Любовь Юрьевна, Соломаха Елена Николаевна, Троилова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the features of vocational training in a pedagogical university. The article contains an analysis of existing teaching methods and highlights the importance of integrative methodology, which helps improve the quality of teaching and training of future teachers. The organization of an integrated space is a necessary condition for the professional training of future teachers. The basis of the integrative approach was laid by Comenius, Locke, Ushinsky and others, as an important component of interdisciplinary connections. Today, summarizing the experience of the past and combining innovations in teaching, integration is a broader and more multifaceted concept. Integration helps to overcome the fragmentation of students’ knowledge and master the universal competencies necessary in professional activities. The introduction of an integrative approach can lead to increased motivation of students and the development of their skills necessary for successful professional activity. An important aspect of the implementation of integrative methodology is the training of teachers who must be ready to apply new approaches in their teaching practice. In the future, the research can serve as the basis for the development of new methodological approaches and tools aimed at modernizing the learning process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ»

Высокий процент по критерию «понимание индивидуальных различий» (70%) означает, что обучающиеся осознают важность различий в своем поведении и считают не менее важным тот факт, что в будущем, они должны быть готовы поощрять и быть лояльными к усилиям обладателей иных ценностей и взглядов. Это, по мнению авторов, связано с такими умениями как: умение познать собственные индивидуально-психологические особенности; умение оценивать свое психическое состояние; умение осуществлять разностороннее восприятие и адекватно понимать коллег, участников команды.

Выводы. В заключении, можно отметить, что изменение модели управленческого взаимодействия обучающихся в сторону развития эмоционального интеллекта влияет на динамику развития общей культуры. В качестве рекомендаций адекватным поставленной задаче методом развития компонентов эмоционального интеллекта может является разработка и внедрение активных форм обучения: тренинг, образовательное событие, кейс метод. В российских компаниях прослеживается ориентация на групповую работу и налаживание дружеских отношений. В организациях, независимо от сферы их профессиональной деятельности, преобладают положительные личные качества, что является нормой построения взаимодействия, формирования организационной культуры, в которой основным смыслом являются ценности творчества, отношений, саморазвития.

Литература:

1. Атлас новых профессий: сайт. - 2023. - https://atlaslOO.ru/catalog (дата обращения: 12.10.2023)

2. Бичева, И.Б. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза / И.Б. Бичева // Вестник Мининского университета. -2017. -№3. - URL https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/625/607 (дата обращения: 04.12.2022)

3. Идобаева, O.A. Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативных умений менеджера на стадии вузовского обучения / O.A. Идобаева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 2. -С. 326-331

4. Официальный сайт НГПУ им. К. Минина: - 2022. - https://mininuniver.ru/ (дата обращения: 12.10.2023)

5. Консультант Плюс: сайт. - 2023. - https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.10.2023)

6. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004.

7. Шендель, Т.В. Эмоциональный интеллект: особенности развития hr-специалиста / Т.В. Шендель, О.В. Балабошкина // Эпоха науки. - 2021. - № 26. - С. 81-86. - DOI 10.24412/2409-3203-2021-26-81-86. (дата обращения: 12.10.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Шобонова Любовь Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат исторических наук, доцент Соломаха Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Троилова Юлия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности профессионального обучения в педагогическом вузе. Статья содержит анализ существующих методов обучения и выделено значение интегративной методики, которая способствует улучшению качества обучения и подготовки будущих педагогов. Организация интегрированного пространства является необходимым условием для профессиональной подготовки будущих педагогов. Именно интегрированный подход устанавливает связи между учебными дисциплинами. Основу интегративного подхода заложили Коменский, Локк, Ушинский и другие, как важную составляющую межпредметных связей. Сегодня обобщая опыт прошлого и сочетая инновации в обучении интеграция более широкое и многоплановое понятие. Интеграция способствует преодолению раздробленности знаний студентов, овладению универсальными компетенциями, необходимыми в профессиональной деятельности. Внедрение интегративного подхода может привести к повышению мотивации студентов и развитию их навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Важным аспектом внедрения интегративной методики является подготовка преподавателей, которые должны быть готовы применять новые подходы в своей педагогической практике. В дальнейшем исследование может послужить основой для разработки новых методических подходов и инструментов, направленных на модернизацию процесса обучения.

Ключевые слова: методика обучение, интегративный подход, профессиональное образование, модернизация образования.

Annotation. This article discusses the features of vocational training in a pedagogical university. The article contains an analysis of existing teaching methods and highlights the importance of integrative methodology, which helps improve the quality of teaching and training of future teachers. The organization of an integrated space is a necessary condition for the professional training of future teachers. The basis of the integrative approach was laid by Comenius, Locke, Ushinsky and others, as an important component of interdisciplinary connections. Today, summarizing the experience of the past and combining innovations in teaching, integration is a broader and more multifaceted concept. Integration helps to overcome the fragmentation of students' knowledge and master the universal competencies necessary in professional activities. The introduction of an integrative approach can lead to increased motivation of students and the development of their skills necessary for successful professional activity. An important aspect of the implementation of integrative methodology is the training of teachers who must be ready to apply new approaches in their teaching practice. In the future, the research can serve as the basis for the development of new methodological approaches and tools aimed at modernizing the learning process.

Key words: methodology, training, preparation, education, educational activity, motivation, modernization of education.

Введение. Цель и актуальность статьи заключается в том, чтобы исследовать особенности преподавания профессионального обучения в педагогическом вузе и предложить новые подходы, которые могут повысить качество

подготовки студентов. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью модернизации процесса образования и внедрения новых подходов в подготовке будущих педагогов [1, 3, 7].

Изложение основного материала статьи. Для исследования особенностей профессионального обучения в педагогическом вузе был проведён анализ существующих методов обучения, а также определены проблемы, связанные с качеством подготовки студентов. В ходе исследования были использованы методы сравнительного анализа, статистические данные, а также опросы студентов и преподавателей педагогического университета [9, 13].

Анализ существующих методов обучения показал, что в педагогическом вузе часто применяются традиционные классические подходы, такие как лекции, семинары и практические занятия. Однако в современном цифровом мире, такие методы обучения зачастую не способствуют формированию у студентов профессиональных компетенций вместе с тем, исследование выявило ряд проблем, это недостаточная преувеличенность студентов к практической деятельности и проблемы с адаптацией выпускников к реальным условиям непосредственно на рабочих местах [11, 12].

В исследовании был выделен интегративный подход к обучению будущих преподавателей, который предполагает не только комплексное сочетание теоретического и практического обучения, но и способствует формированию научных понятий и представлений взаимосвязи всех процессов как едином целом.

Основа данного подхода отражена еще в далеком прошлом (Ян Амос Коменский, Джон Локк, Константин Дмитриевич Ушинский и др.), как важную составляющую межпредметных связей. Сегодня обобщая опыт прошлого и сочетая инновации современного мира интеграция в обучении более обширное и многоплановое понятие.

Основные постулаты интегративного подхода в ожно структурировать следующим образом:

Проблемно-ориентированное обучение: организация обучения вокруг конкретных проблем и ситуаций, с которыми студенты могут столкнуться на практике, позволяет студентам развивать свои аналитические и решающие навыки.

Интерактивное обучение: активное взаимодействие между студентами и преподавателями, а также включение студентов в групповые проекты и дискуссии, способствует развитию коммуникативных и социальных навыков. В рамках данного направления можно интегрировать в различных областях знаний, когда студенты проводят занятия в других группах или факультетах.

Рефлексия и самооценка: развитие у студентов навыков самоанализа и самоконтроля, что позволяет им осознавать свои сильные и слабые стороны, а также определять возможные направления для профессионального роста. При этом следует обращать внимание на обратный процесс дифференциации который позволяет ставить новые задачи и выбирать пути их решения.

Проектно-ориентированное обучение: реализация проектов на различных этапах обучения, позволяющих студентам применять полученные знания и навыки в реальных условиях. Проектная деятельность в подготовке будущих студентов достаточно хорошо зарекомендовала себя на практике как составляющая часть овладения ими комплектом универсальных умений.

Практико-ориентированное обучение: организация учебных практик и стажировок как на базе образовательных учреждений так и за ее пределами, что позволяет студентам набираться опыта и адаптироваться к условиям реальной педагогической деятельности [5,8].

Проведенное исследование показало, что внедрение интегративной методики обучения в педагогическом вузе способствует улучшению качества подготовки студентов и повышению их профессиональной компетентности. Студенты, обученные с использованием данной методики, демонстрировали лучшие результаты в практической деятельности, а также успешнее адаптировались к условиям труда в образовательных учреждениях [2, 6].

Особенности профессионального обучения в педагогическом вузе требуют применения комплексного и гибкого подхода, который сочетает теоретическое и практическое обучение. Разработанная интегративная методика обучения представляет собой эффективный инструмент, который позволяет улучшить качество подготовки студентов и способствует формированию их профессиональной компетентности.

Внедрение данной методики в педагогическом вузе может привести к значительным изменениям в процессе обучения, повышению мотивации студентов и развитию их навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Важным аспектом внедрения интегративной методики является подготовка преподавателей, которые должны быть готовы применять новые подходы в своей педагогической практике.

В дальнейшем исследование может послужить основой для разработки новых методических подходов и инструментов, направленных на модернизацию процесса обучения и повышение качества подготовки специалистов в области образования.

Интегрированное подготовка благоприятно воздействует на формирование самостоятельности, познавательной деятельный, а также круг интересов обучающихся. Его сущность, обучающая активность педагога сосредоточена к личности учащегося, поэтому способствуют всестороннему формированию возможностей, активизации мыслительных действий при обучающихся, стимулируют их к обобщению познаний, имеющих отношение к различным наукам, возможности обретать, а также совершенствовать мастерство, умения, компетентности, которые имеют все шансы применяться либо видоизмениться согласно к единому строю жизненных ситуаций.

Итог интегративного преподавания выражается в формировании креативного мышления обучающихся. Оно содействует не только лишь интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной работы, однако, а также овладению грамотой культуры (языковый, моральной, многознаменательной). Процедура преподавания сопутствуется значимыми преобразованиями в преподавательской концепции, а также практике учебно-воспитательного движения, сопряженными вместе с внесением корректив в сущность технологий преподавания, которые обязаны являться адекватны прогрессивным технологическим способностям, а также содействовать гармоничному вхождению обучающихся в цифровой мир [4, 10].

Интеграция в образовании способствует преодолению раздробленности знаний студентов, овладению универсальными компетенциями, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности.

Интегрированный подход в профессиональном обучении - это технология, включающая в себя не только традиционную теоретическую подготовку, но и практический опыт и развитие личностных качеств студентов. Такой подход считается наиболее эффективным, поскольку он позволяет сформировать у студентов комплексные знания, навыки и умения, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

Данный подход включает в себя следующие элементы:

Теоретическое обучение. Студенты получают теоретические знания, которые затем применяют на практике.

Практическое обучение. Студенты получают опыт работы в реальных условиях. Это может быть как работа внутри учебного заведения, так и непосредственно в образовательных организациях.

Развитие личностных качеств. В рамках интегрированного подхода важно развивать не только профессиональные навыки, но и личностные качества студентов. В частности, это может быть развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, умения работать в коллективе и т.д.

Профориентация. Интегрированный подход также предполагает помощь студентам в определении своих профессиональных интересов и целей, а также в выборе наиболее подходящего пути развития.

Выводы. В целом, интегрированный подход в профессиональном обучении позволяет студентам получить не только теоретические знания, но и реальный опыт работы, что обеспечивает более глубокое и комплексное понимание профессии и ее требований. Кроме того, развитие личностных качеств позволяет студентам успешно адаптироваться к профессиональной среде и достигать успеха в своей деятельности.

Организация интегративного пространства в подготовке педагогов способствует усилению мотивации к изучению профильных дисциплин, вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, формированию у будущих педагогов целостной картины мира, которая и дает возможности для реализации в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

2. Ваганова, О.И. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, A.B. Трутанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-1. - С. 44-50. -EDN ZNOLGP

3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. -№2.

4. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, O.P. Шефер, C.B. Крайнева, H.A. Белоусова, E.H. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. -2022. -Т. 10. -№3.

5. Организация партнерских отношений дополнительных образовательных услуг на примере взаимодействия образовательного учреждения с оздоровительным и культурным центрами / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, С.М. Маркова [и др.] // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3(39). - С. 500-514. - EDN LGUIGL

6. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И Ериков [и др.]. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 185 с. -EDN DFNXEI

7. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, A.B. Гущин, H.A. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN MCENTJ

8. Филатова, О.Н. Дуальное обучение как ведущий вектор развития профессионального образования / О.Н. Филатова, М.И Колдина, Т.П. Бобро // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 189-191

9. Филатова, О.Н. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе / О.Н. Филатова, М.П. Прохорова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№4. - С. 164.

10. Филатова, О.Н. Актуальность создания педагогического технопарка «Кванториум» в организациях высшего образования / О.Н. Филатова, Е.В. Барабашкина, A.A. Трифанова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. - № 2 (60). - С. 28-31

11. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, М.В. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-3. - С. 376-379

12. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248

13. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина//Горизонты образования. -2021. - С. 199-201

14. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova II The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

15. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -T. 129. - C. 925-932

Педагогика

УДК 378

аспирант Щелкалин Алексей Александрович

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Аннотация. Противоречие между высокими темпами роста профессиональных, организационных и личностных требований общества (родителей) и системы образования к педагогу, его нагрузки и существенно отстающими от них его социальными гарантиями и статусом порождает у работников системы профессионального образования моральную, интеллектуальную и физическую усталость, поддерживает напряженность в работе, быстро переходящие в профессиональное выгорание. Когда общество больше спрашивает, строже контролирует, но менее обеспечивает и содействует, отказывает педагогам в статусе государственных служащих, меры профилактики выгорания не могут ограничиваться психологическими тренингами, выйдя с которых учитель столкнется с теми же, провоцирующими выгорание факторами. Единственным результативным средством его предельной минимизации в педагогической среде мы считаем устранение всех внешних воздействий и ситуаций, порождающих выгорание. Это статус, приравненный к государственным служащим, которыми учителя фактически являются, выполняя одну их ключевых для развития информационного общества функцию. Также это материальное обеспечение, наряду с ресурсным обеспечением учебного процесса, снижение уровня формального контроля и отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.