Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / компоненты эмоционального интеллекта / эмоциональные ожидания / эмоциональная осведомленность / смысл эмоционального интеллекта / emotional intelligence / components of emotional intelligence / emotional expectations / emotional awareness / meaning of emotional intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Булганина Светлана Викторовна

Проявление эмоционального интеллекта у современных менеджеров бакалавров является весьма актуальной задачей современного образования. В современных условиях высокоразвитой конкурентной и деловой среды, уровню изучения эмоционального интеллекта в образовательных организациях уделяется недостаточно внимания, но с другой стороны, именно повышение уровня знаний о формировании организационной культуры у руководящих работников является очевидным приоритетом. Для Российской практики образования диагностика параметров эмоционального интеллекта является весьма затруднительным, это связано с отсутствием профессионально-адаптированных методик. В статье рассматриваются компоненты эмоционального интеллекта на основе компетентностного подхода. Этапами исследования выступали: определение параметров исследования; мониторинг параметров исследования; подведение итогов исследования. В качестве рекомендаций адекватным поставленной задаче методом развития компонентов эмоционального интеллекта может является разработка и внедрение активных форм обучения: тренинг, образовательное событие, кейс метод. В российских компаниях прослеживается ориентация на групповую работу и налаживание дружеских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Булганина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The manifestation of emotional intelligence in modern bachelor managers is a very urgent task of modern education. In modern conditions of a highly developed competitive and business environment, insufficient attention is paid to the level of studying emotional intelligence in educational organizations, but on the other hand, it is precisely increasing the level of knowledge about the formation of organizational culture among managers that is an obvious priority. For Russian educational practice, diagnosing the parameters of emotional intelligence is very difficult, this is due to the lack of professionally adapted methods. The article discusses the components of emotional intelligence based on the competency-based approach. The stages of the study were: determination of research parameters; monitoring of research parameters; summing up the research results. As recommendations, an adequate method for developing the components of emotional intelligence can be the development and implementation of active forms of learning: training, educational event, case method. Russian companies tend to focus on group work and building friendly relationships.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА»

процессе педагогического вуза: автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Марченко Любовь Андреевна. - М., 2008.-26 с.

6. Минин, В.Н. К проблеме подготовки дирижера хора / В.Н. Минин // Труды ГМПИ им. Гнесиних. - Вып. 19. -Проблемы высшего музыкального образования. -М.: Музыка, 1985. - С. 17-26

7. Пырикова, О.В. Средства духовной музыки как фактор формирования нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки / О.В. Пырикова // Вестник брянского гос. ун-та. -№ 2 (56). - 2008. - С. 56-63

8. Трубин, Н.Г. Духовная музыка / Н.Г. Трубин. - М.: Изд-во «Смя-дынь», 2004. - 278 с.

9. Шинтяпина, И.В. Развитие творческих способностей студентов-хормейстеров в процессе профессиональной подготовки / И.В. Шинтяпина // Гуманитарные науки. - № 3 (43). - 2018. - С. 100-104

10. Шинтяпина, И.В. Возможности использования импровизации в современном вокально-хоровом исполнительстве / И.В. Шинтяпина // Таврический научный обозреватель. - № 8-1 (13). - 2016. - С. 85-89

11. Щеткина, O.K. Русская духовная музыка в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета: авторефератдисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Щеткина Ольга Константиновна. -М., 2007. -23 с.

Педагогика

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук, доцент Булганина Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БАКАЛАВРОВ

МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. Проявление эмоционального интеллекта у современных менеджеров бакалавров является весьма актуальной задачей современного образования. В современных условиях высокоразвитой конкурентной и деловой среды, уровню изучения эмоционального интеллекта в образовательных организациях уделяется недостаточно внимания, но с другой стороны, именно повышение уровня знаний о формировании организационной культуры у руководящих работников является очевидным приоритетом. Для Российской практики образования диагностика параметров эмоционального интеллекта является весьма затруднительным, это связано с отсутствием профессионально-адаптированных методик. В статье рассматриваются компоненты эмоционального интеллекта на основе компетентностного подхода. Этапами исследования выступали: определение параметров исследования; мониторинг параметров исследования; подведение итогов исследования. В качестве рекомендаций адекватным поставленной задаче методом развития компонентов эмоционального интеллекта может является разработка и внедрение активных форм обучения: тренинг, образовательное событие, кейс метод. В российских компаниях прослеживается ориентация на групповую работу и налаживание дружеских отношений.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компоненты эмоционального интеллекта, эмоциональные ожидания, эмоциональная осведомленность, смысл эмоционального интеллекта.

Annotation. The manifestation of emotional intelligence in modern bachelor managers is a very urgent task of modern education. In modern conditions of a highly developed competitive and business environment, insufficient attention is paid to the level of studying emotional intelligence in educational organizations, but on the other hand, it is precisely increasing the level of knowledge about the formation of organizational culture among managers that is an obvious priority. For Russian educational practice, diagnosing the parameters of emotional intelligence is very difficult, this is due to the lack of professionally adapted methods. The article discusses the components of emotional intelligence based on the competency-based approach. The stages of the study were: determination of research parameters; monitoring of research parameters; summing up the research results. As recommendations, an adequate method for developing the components of emotional intelligence can be the development and implementation of active forms of learning: training, educational event, case method. Russian companies tend to focus on group work and building friendly relationships.

Key words: emotional intelligence, components of emotional intelligence, emotional expectations, emotional awareness, meaning of emotional intelligence.

Введение. Проявление эмоционального интеллекта у современных менеджеров бакалавров является весьма актуальной задачей современного образования. В современных условиях высокоразвитой конкурентной и деловой среды, уровню изучения эмоционального интеллекта в образовательных организациях уделяется недостаточно внимания, но с другой стороны, именно повышение уровня знаний о формировании организационной культуры у руководящих работников является очевидным приоритетом. Согласно целям устойчивого развития, компании сталкиваются с необходимостью принимать ответственные решения и внедрять практики, которые помогут быть более чувствительными к запросам внешней среды. Это означает, что при принятии решений и разработке практик управления человеческими ресурсами необходимо учитывать потребности текущего поколения сотрудников, а также предусматривать меры, которые не несут вреда будущим поколениям и помогут выстроить конструктивные отношения в коллективе.

Для Российской практики образования диагностика параметров эмоционального интеллекта является весьма затруднительным, это связано с отсутствием профессионально-адаптированных методик. По мнению авторов, это связано с различием в восприятии национальных аспектов и с пониманием культурных различий рынка человеческих ресурсов страны, ведь Россия это многонациональное государство. Во многих научных исследованиях весьма однозначно выражена позиция, что эмоциональный интеллект, это часть организационной культуры компании или организации, характеризующий потенциал руководителя как лидера [2].

В профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «09» марта 2022 г. № 109н., формирование одним из основных требованиям к специалистам является деятельность по развитию персонала [5].

В основной профессиональной образовательной программе 38.03.02 Менеджмент, в НГПУ им. К. Минина выражены следующие виды профессиональной деятельности, компетенции их формирующие: деятельность по обеспечению персоналом (ПК-1. - Способен осуществлять поиск, привлечение и отбор персонала для организации), деятельность по оценке и аттестации персонала (ПК-2. - Способен организовывать деятельность по оценке труда и комплексной аттестации персонала), Деятельность по развитию персонала (ПК-3. - Способен осуществлять развитие персонала организации) [4, 7].

В связи с этим, возникает необходимость изучения и обоснования проявления эмоционального интеллекта у бакалавров менеджеров [7].

Цель научного исследования - исследовать общие компоненты эмоционального интеллекта основе компетентностного подхода. Этапами исследования выступали: определение параметров исследования; мониторинг параметров исследования; подведение итогов исследования.

Изложение основного материала статьи. Социологическое исследование проводилось на базе кафедры инновационных технологий менеджмента ФГБОУ ВО «Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина».

В исследовании было задействовано 125 респондентов, условно разделенных на две группы по направлению обучения 38.03.02 Менеджмент (профиль обучения: Управление человеческими ресурсами) и 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (профиль обучения: Менеджмент организации).

Параметры, получившие оценку в рамках исследования, следующие:

- Понимание смысла эмоционального интеллекта.

- Эмоциональные ожидания.

- Эмоциональная осведомленность.

На подготовительном этапе авторами статьи была разработана единая анкета, апробированная на пилотажной выборке в 10 человек, проведена ее коррекция с учетом полученных результатов. Ответы на вопросы предполагали пятибалльную шкалу.

Понимание смысла эмоционального интеллекта.

Проблематика, история изучения феномена эмоционального интеллекта, методики его измерения, соотнесение с понятием «эмоционального лидерства» позволили использовать в исследовании определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, как способность к пониманию и управлению своими эмоциями и эмоциями других людей. Развитие эмоционального интеллекта возможно с помощью изменения его компонентной структуры [6]. Под компонентной структурой авторы понимают формы построения отношений, внешняя эмоциональная экспрессивность, эмоциональная осведомленность, эмпатия, эмоциональная отходчивость. Данная позиция расширяет представление о структуре эмоционального интеллекта, формируя новое поле для исследования его связи с особенностями личных характеристик, этико- когнитивных способностей, тендерных различий.

В анкетировании были проанализированы следующие вопросы:

- Что такое «эмоциональный интеллект»?

- Какие компоненты включает «эмоциональный интеллект?».

- Заложены ли в моделях поведения будущих руководителей реакции на ситуации, основанные на эмоциональном интеллекте?

- Какие рекомендации будут выступать при выборе методики диагностики эмоционального интеллекта в организации

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

В одном диапазоне (от 60 до 80%) обучающиеся понимают эмоциональный интеллект как инициативность, компетентность, профессионализм персонала. Но внутри каждой отдельной группы понимание этого смысла тоже одинаково. В другом диапазоне группы понятие «эмоциональный интеллект» понимается как - управление своими эмоциями и эмоциями других людей. По мнению авторов, это связано с тем, что обучающиеся не придают особого значения роли эмоционального интеллекта в процессе построения отношений внутри организации.

Эмоциональные ожидания. Эмоциональные ожидания - это тенденции испытывать эмоциональные состояния от построения процесса отношений внутри коллектива. Это выражается такими положительными качествами как общительность, напористость. Напротив, у некоторых обучающихся высока отрицательная аффективность, которая является тенденцией испытывать отрицательные эмоции. Сотрудники часто раздражаются, потому как сосредоточены на негативных аспектах своей жизни.

Говоря о формах построения отношений, можно утверждать, что эмоции влияют на отношения, но эти два понятия как взаимозависимы так и различны. Как только что было отмечено, эмоции - это переживания, а отношения - суждения.

Эмоции связаны с более широкой концепцией отношений. Отношения представляют собой группу убеждений, оцененных чувств и поведенческих намерений по отношению к работе или жизни коллектива.

Качества расположены по степени их значимости и связаны с ожиданиями обучающихся развития этих качеств у других. Оценивая качества, которые опрашиваемые обучающиеся ценят и ожидают видеть у других, нужно отметить, что из десяти позиций в среднем указывалось половина ответов, разброс ответов составлял от двух до пяти самых основных позиций. Самым важным своими качествами сотрудники хотят видеть - взаимопонимание (указали выше 80%), решительность (выше 55%), целеустремленность (выше 55%), Менее половины опрошенных ожидают проявления сочувствия. Таким образом ожидания у двух групп обучающихся являются одинаковыми.

Эмоциональная осведомленность - это все формы знания (образы восприятия, представления, понятия, образы воображения), связанные с познанием личности другого человека и культуры взаимодействия. Эмоциональная осведомленность используется как один из основных критериев оценки критического мышления руководителей и сотрудников в организациях.

Способность к открытому взаимодействию

Сп особи ость п он и мать и н диви ду ал ьн ы е разл ичия

Способность проявлять эмпаттш

Способность наблюдать

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

■ Обучающиеся направления 44.03.04 Профессиональное обучение {по отраслям)

■ Обучающиеся направления 38.03.02 Менеджмент

Процент по критерию «способность наблюдать» (чуть выше 55%) является признаком недостаточного развития способностей воспринимать и рассматривать события с различных точек зрения. Как показал дополнительный опрос обучающиеся наблюдают за поведением других, но не способны одновременно критично совершенствовать себя в процессе восприятия, подмечать и оценивать свой стиль восприятия и мышления. Как показал дополнительный опрос, обучающимся сложно свободно описать разнообразные аспекты ситуации. По мнению авторов, это связано с отсутствием навыков отбора и анализа информации, опыта владения информацией, с умением собирать необходимую информацию, связанную с процессом принятия решения.

На вопросы, связанные с содержанием критерия «эмпатия» самодиагностика показала невысокий процент (чуть выше 45%). По мнению авторов, это означает, что обучающиеся естественно принимают и поощряют мнения других. Дополнительный опрос показал, что для студентов ценно то, что другие думают, как они взаимодействуют и что они чувствуют. Они точно и легко понимают чувства других, их поведение. Но, в тоже время, в процессе исследования выяснилось, что обучающиеся не понимают, какое качество обратной связи необходимо, что бы другие понимали, что их проблемы не остались не услышанными.

Высокий процент по критерию «понимание индивидуальных различий» (70%) означает, что обучающиеся осознают важность различий в своем поведении и считают не менее важным тот факт, что в будущем, они должны быть готовы поощрять и быть лояльными к усилиям обладателей иных ценностей и взглядов. Это, по мнению авторов, связано с такими умениями как: умение познать собственные индивидуально-психологические особенности; умение оценивать свое психическое состояние; умение осуществлять разностороннее восприятие и адекватно понимать коллег, участников команды.

Выводы. В заключении, можно отметить, что изменение модели управленческого взаимодействия обучающихся в сторону развития эмоционального интеллекта влияет на динамику развития общей культуры. В качестве рекомендаций адекватным поставленной задаче методом развития компонентов эмоционального интеллекта может является разработка и внедрение активных форм обучения: тренинг, образовательное событие, кейс метод. В российских компаниях прослеживается ориентация на групповую работу и налаживание дружеских отношений. В организациях, независимо от сферы их профессиональной деятельности, преобладают положительные личные качества, что является нормой построения взаимодействия, формирования организационной культуры, в которой основным смыслом являются ценности творчества, отношений, саморазвития.

Литература:

1. Атлас новых профессий: сайт. - 2023. - https://atlaslOO.ru/catalog (дата обращения: 12.10.2023)

2. Бичева, И.Б. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза / И.Б. Бичева // Вестник Мининского университета. -2017. -№3. - URL https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/625/607 (дата обращения: 04.12.2022)

3. Идобаева, O.A. Исследование эмоционального интеллекта и коммуникативных умений менеджера на стадии вузовского обучения / O.A. Идобаева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 2. -С. 326-331

4. Официальный сайт НГПУ им. К. Минина: - 2022. - https://mininuniver.ru/ (дата обращения: 12.10.2023)

5. Консультант Плюс: сайт. - 2023. - https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.10.2023)

6. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004.

7. Шендель, Т.В. Эмоциональный интеллект: особенности развития hr-специалиста / Т.В. Шендель, О.В. Балабошкина // Эпоха науки. - 2021. - № 26. - С. 81-86. - DOI 10.24412/2409-3203-2021-26-81-86. (дата обращения: 12.10.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Шобонова Любовь Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат исторических наук, доцент Соломаха Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Троилова Юлия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности профессионального обучения в педагогическом вузе. Статья содержит анализ существующих методов обучения и выделено значение интегративной методики, которая способствует улучшению качества обучения и подготовки будущих педагогов. Организация интегрированного пространства является необходимым условием для профессиональной подготовки будущих педагогов. Именно интегрированный подход устанавливает связи между учебными дисциплинами. Основу интегративного подхода заложили Коменский, Локк, Ушинский и другие, как важную составляющую межпредметных связей. Сегодня обобщая опыт прошлого и сочетая инновации в обучении интеграция более широкое и многоплановое понятие. Интеграция способствует преодолению раздробленности знаний студентов, овладению универсальными компетенциями, необходимыми в профессиональной деятельности. Внедрение интегративного подхода может привести к повышению мотивации студентов и развитию их навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Важным аспектом внедрения интегративной методики является подготовка преподавателей, которые должны быть готовы применять новые подходы в своей педагогической практике. В дальнейшем исследование может послужить основой для разработки новых методических подходов и инструментов, направленных на модернизацию процесса обучения.

Ключевые слова: методика обучение, интегративный подход, профессиональное образование, модернизация образования.

Annotation. This article discusses the features of vocational training in a pedagogical university. The article contains an analysis of existing teaching methods and highlights the importance of integrative methodology, which helps improve the quality of teaching and training of future teachers. The organization of an integrated space is a necessary condition for the professional training of future teachers. The basis of the integrative approach was laid by Comenius, Locke, Ushinsky and others, as an important component of interdisciplinary connections. Today, summarizing the experience of the past and combining innovations in teaching, integration is a broader and more multifaceted concept. Integration helps to overcome the fragmentation of students' knowledge and master the universal competencies necessary in professional activities. The introduction of an integrative approach can lead to increased motivation of students and the development of their skills necessary for successful professional activity. An important aspect of the implementation of integrative methodology is the training of teachers who must be ready to apply new approaches in their teaching practice. In the future, the research can serve as the basis for the development of new methodological approaches and tools aimed at modernizing the learning process.

Key words: methodology, training, preparation, education, educational activity, motivation, modernization of education.

Введение. Цель и актуальность статьи заключается в том, чтобы исследовать особенности преподавания профессионального обучения в педагогическом вузе и предложить новые подходы, которые могут повысить качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.