технических возможностей ведет к развитию нового типа художественной деятельности и диктует характер взаимодействия культуры, науки и образования, способствуя преобразованию и обретению новых перспектив развития [2].
Выводы. Следуя поиску выразительных средств, применяя достижения научно-технического прогресса и современные технологии, искусство развивается и трансформируется. Но его суть и ценность магии искусства остается неизменными. Так живопись, взяв начало в примитивных наскальных рисунках, совершенствуясь ремесленных практиках и базируясь на мастерстве художником, обрела статус «царицы искусств» [6]. Выработанные в веках законы искусства остаются незыблемы. Как любая сферы деятельности, искусство обретает новые формы, призванные обогатить его изобразительные и выразительные средства. Сохраняя традиционную сущность и ценностные ориентиры, искусство пытается выдерживать баланс чувственной и интеллектуальной составляющей. Если баланс технологических новшеств превышен, произведение теряет художественность. Эпатаж технологическими эффектами делает произведение лишь демонстрацией возможностей научно-технического прогресса, блокируя эстетические переживания и ассоциации зрителя. Это важно учитывать при разработке новых образовательных программ и содержания специальных дисциплин для студентов художественных специальностях с целью формирования у них художественного вкуса, композиционного и проектного мышления.
Литература:
1. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин // Избранные эссе. - М.: Медиум. - 1996.
2. Богатырева, Е.Д. Искусство и научно-технический прогресс: контуры взаимосвязи / Е.Д. Богатырева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 2010, № 2(8). - С. 79-86.
3. Деснёва, Д.К. Цифровая живопись как направление развития компьютерных технологий / Д.К. Деснёва, Е.В. Пакульских // Юный ученый, 2020. № 5(35). - С. 44-45.
4. Искусство и технологии. Технологическое искусство // Институт арт-бизнеса - URL: https://zen.yandex.ru/media/ (дата обращения 19.03.2022).
5. Лишаев, С.А. Цифровой код и экранная симуляция печатного слова / С.А. Лишаев // Философский ежегодник. -Самара: СГА, 2009.
6. Назарова, Ю. Шедевры и прогресс: как меняется искусство под воздействием новых технологий / Ю. Назарова // -URL: https://knife.media/club/potapov-winzavod/ (дата обращения 19.03.2022).
7. Овчинников, Д.И. Трансформация функций искусства в современном мире / Клаузура: литературно-публицистический просветительский журнал 12.04.2018 https://klauzura.ru/2018/04/transformatsiya-funktsij-iskusstva-v-sovremennom-mire/?/(дата обращения 13.04.2022).
Педагогика
УДК 37.01
старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин, кандидат педагогических наук Пашков Геннадий Николаевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Рахматулин Юнус Валитович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Артенян Валерий Арамаисович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема определения подходов к системному формированию эмоционального интеллекта в трансформирующейся среде академического сообщества. Период пандемии послужил катализатором запроса на такие личностные особенности обучающихся в высших учебных заведениях, как: вовлеченность, контактность и эмпатия. Сегодня все чаще возникает потребность в развитии и формировании у обучающихся эмоционального интеллекта. Новой позиционной единицей в организациях с развитой цифровой культурой становится кроссфункциональная команда. Ее наличие становится принципиальным фактором организаций такой деятельности. При этом мы хорошо понимаем, что эмоции могут и дестабилизировать состояние. Современная глобальная цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности требует серьезно относиться в образовательной среде вузов, именно на платформах которых формируются надпрофессиональные компетенции турбулентного, изменчивого, цифрового мира, к развитию и формированию эмоционального интеллекта обучающихся. Изменения во всех сферах жизни достигли огромной скорости. Без навыка адаптивности и управления своими эмоциями, достичь успеха в современных условиях просто невозможно. Об этом говорят многие исследователи, расценивающие эмоциональный интеллект в качестве предиктора ответов на вызовы технологической сингуральности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, адаптация, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями, глобальная цифровая трансформация, командные навыки, стрессор, надпрофессиональные компетенции.
Annotation. The article deals with the problem of determining approaches to the systematic formation of emotional intelligence in the transforming environment of the academic community. The pandemic period served as a catalyst for a request for such personal characteristics of students in higher education institutions as: involvement, contact and empathy. Today, there is an increasing need for the development and formation of emotional intelligence among students. A cross-functional team is becoming a new positional unit in organizations with a developed digital culture. Its presence becomes a fundamental factor in the organization of such activities. At the same time, we are well aware that emotions can also destabilize the state. The modern global digital transformation of all spheres of life requires serious attitude in the educational environment of universities, it is on the platforms of which the supra-professional competencies of the turbulent, changeable, digital world are formed, to the development and formation of emotional intelligence.
Key words: emotional intelligence, adaptation, self-motivation, empathy, emotion management, global digital transformation, team skills, stressor, supra-professional competencies.
Введение. Термин «эмоциональный интеллект» появился в психологии относительно недавно, на русский язык книги, посвященные результатам исследования эмоционального интеллекта, были переведены в 2013-2014 году. Он сразу начал позиционироваться учеными, исследователями, как значимый феномен, позволяющий развить личности не только навыки, связанные с пониманием и ответственностью за свои эмоции, но и научиться использовать эмоции для самомотивации и повышении результативности жизни.
Понятие интеллекта экстраполировано в сущностную характеристику процессов понимания и познания, понимается как качество психики приспосабливаться к новым условиям. Вопрос приспособления, адаптации возвращает нас к идее решения социальных задач, связанных с социальным интеллектом. Эмоциональный интеллект является сложным полифункциональным феноменом, что представлено в ряде подходов отечественных психологов, предполагающим наличие трех аспектов: распознавания и понимания своих эмоций, способности управлять своими эмоциями, способности использовать свои эмоции для самомотивации, самоактивации и решения жизненных задач, а также способностью не только распознавания, но и управления эмоциями других людей, для того, чтобы их вдохновлять, подбадривать, стимулировать к какой-либо позитивной активности.
Высшие формы мышления наиболее активно формируются в подростковом возрасте. Эмоциональные центры располагаются глубже-в более старом образовании - подкорковой области, и эмоциональный интеллект опирается на работу этих эмоциональных центров, действующих совместно с интеллектуальными центрами. Эмоциональное развитие значимо в том случае, когда необходимо совладать с эмоциями. На сегодняшний день большинство работодателей, а также компетентностный подход обучения в вузе требует, чтобы студенты были обучены совладающим компонентам поведения [1].
Идентифицировать своими эмоции люди зачастую могут не очень хорошо. Это не только вопрос эмпатии, или хорошего отслеживания собственных эмоциональных состояний, это еще и значимость гендерного аспекта, проявляющаяся в разнице между юношами и девушками, т.к. у женщин имеются дополнительные эмоциональные центры, и невербалика ими распознается значительно легче. Актуализированной на сегодняшний день является проблема принятия молодыми людьми ответственности за свои эмоции.
Ряд авторов считают, что можно активизировать свой мыслительный процесс через эмоциональную составляющую, в частности, такая точка зрения представлена в модели эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо. Дело в том, что природный механизм эмоций, то, для чего вообще эмоции в таком широком спектре эволюции закрепились, является «механизмом гормонального впрыска», - именно через эмоции, которые испытывает человек, можно проследить концентрацию гормонального фона, позволяющую человеку справиться или нет с какой-либо внешней ситуацией. Проблемный аспект анализа связан с распознаванием самих гормонов и их корреляцией с типом внешне воздействующей на человека ситуации. В этой связи можно констатировать, что именно эмоции являются тем самым компонентом распознавания [2].
По сущностной характеристике данного механизма, можно прийти к выводу о том, что, управляя своим эмоциональным состоянием, человек может мобилизовать организм на ту деятельность, которая нам нужна на данный момент. При этом мы хорошо понимаем, что эмоции могут и дестабилизировать состояние. В этой связи понимание и управление эмоциями служат предикторами для повышения уровня адаптивности к новым видам деятельности в том числе, т.к. любая новая деятельность может играть роль стрессора. Современная глобальная цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности требует серьезно относиться в образовательной среде вузов, именно на платформах которых формируются надпрофессиональные компетенции турбулентного, изменчивого, цифрового мира, к развитию и формированию эмоционального интеллекта обучающихся [3; 4].
Изложение основного материала статьи. Современным людям жизненно необходимо понимать и интерпретировать собственные эмоции и брать их под контроль. При этом необходимо отметить, что эмоциональный интеллект выступает важнейшей психологической характеристикой, составляющей основу широчайшего спектра общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, наличие которых выступает критерием оценки выпускника вуза как будущего профессионала в самых разных областях деятельности.
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей эмоционального интеллекта курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова. В исследовании приняли участие курсанты 1-2-3-4-х курсов. Общая численность выборки составила 188 студентов, в том числе 86 - курсанты 1 курса, 36 - 2 курса, 46 -3 курса и 20 - 4-го, соответственно.
В процессе эмпирического исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого было запланировано применение следующих опросников: методики диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холла) и теста эмоционального интеллекта ЭмИн - это отечественная психодиагностическая методика, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ). После проведения педагогического эксперимента по этим же методикам был проведен повторный диагностический срез.
Проведен количественный и качественно-содержательный анализ полученных результатов исследования, сделаны соответствующие обобщения и выводы.
1 кург 2 к-ург Я к'\-|М 4 к"\ рг
■ низки йуровень ■ средний уровень ■ высокий уровень
Рисунок 1. Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Эмоциональная осведомленность», %
По шкале «Эмоциональная осведомленность» респонденты транслируют осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря дескрипторов эмоций. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии. Высокий уровень транслируется у 57% курсантов 1 курса, 18,1% - курсантов 2 курса. Если анализировать данные по выборке респондентов 3 и 4 курсов, то мы видим, что у них этот показатель выявлен у 38% и 30%, соответственно (рисунок 1).
По шкале «Управление эмоциями других людей» или «Распознавание эмоций других людей» транслируется в умении воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Это важная личностная характеристика для социономических профессий.
Рисунок 2. Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Управление эмоциями других людей», %
По данной шкале высокий уровень наблюдается у 40% респондентов по выборке 2 и 3 курсов, и лишь пятая часть обучающихся на 1 и 4 курсах умеют воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
100
40
10 2 33,7 9,5 10
57 41,5 50
33 64,3 49 40
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
■низкий уровень ■ средний уровень ■ высокий уровень
Рисунок 3. Процентное соотношение эмпирических данных по шкале «Управление своими эмоциями», %
Средний и низкий уровни межличностного эмоционального интеллекта обнаружены у студентов 3 и 4 курсов. После повторного диагностического среза было получено следующее. По результатам обработки теста ЭмИн Д.Люсина по выборке были получены следующие результаты (рисунок 6).
Управление эмоциями
Понимание эмоций
Внутрили'шоггный ЭИ
Межлн'шиоыьш ЭИ
7,69 4231 50
15,3» 50 34,(¡2
7,7 46.15 46,15
15,38 65,38 19,24
Нипкнй уропень " Средний уровень Высокий уровень
2(1 4«
ЯП КО
10« 120
Рисунок 6. Процентные соотношения показателей по основным шкалам теста ЭмИн Люсина после проведения
педагогического эксперимента, %
0
По шкале УЭ (Управление эмоциями), показатели которой транслируют развитость у респондентов способности к управлению своими и чужими эмоциями, высокий уровень выявлен у половины численности выборки и составил 50% от числа курсантов, принявших участие в тестировании, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Высокие показатели по шкале «Самомотивация», проявившиеся у 96,15% от числа всех респондентов, говорят о том, что эти курсанты справляются с такой сложной задачей, как управление своим поведением, что обусловлено их умением управлять своими эмоциями. Средний уровень взаимообусловленности поведенческих паттернов через подавление и коррегирование своих собственных эмоций показали 3,85% от общей численности выборки.
В ходе обработки эмпирических данных по шкале «Распознавание эмоций других людей» высокий уровень так же, как и по предыдущей шкале, выявлен у 92,31% от общей численности выборки преподавателей, что свидетельствует об их способности воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Средний уровень по данной шкале, соответственно, также выявлен у 7,69% от общей численности участников тестирования.
Распознавание эмоций других — 7,69 людей
Эмпатия
7,69
Самомотивация - 3 ^
Управление своими эмоциями Эмоциональная осведомленность
11,54
[5,38
9
9
88
84,62
2,31 2,31 96,15 ,46
_ Высокий уровень Средний уровень
0 20 40 60 80 100 120
Рисунок 7. Процентные соотношения показателей по основным шкалам теста Н.Холла после проведения
педагогического эксперимента, %
Человек может быть профессионалом высокого уровня с хорошими теоретическими знаниями, но абсолютно неприспособленным к общению с людьми в реальных условиях и решению нестандартных задач. Чтобы избежать этого, необходимо развивать эмоциональный интеллект (EQ) [5].
Выводы. Таким образом. подводя итоги вышеизложенного, хотелось бы отметить, что сегодня профессионалы нового формата объединяются в супер-команды, и должны транслировать умение кооперироваться. Это команды разных людей, глобальные команды, либо команды, в которые интегрирован ИИ. Но несмотря на трансформацию противостоять этим объемным нагрузкам способны только личности с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Сегодня транслируется тенденция к не директивным форматам коммуникации и работы, все меньше актуализируются различного рода экспертизы, и все больше возникает потребность в коучинге и фасилитации. Эти детерминанты современных успешных команд можно реализовать только благодаря наличию у их участников высокого уровня эмоционального интеллекта [6; 7].
В исследовании необходимо было провести сопоставление эмпирических данных, полученных на одной выборке испытуемых до и после эксперимента, т.е. отмечается зависимость выборочной совокупности, с данной целью был применен t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. На данном этапе исследования определялись и анализировались эмпирические данные по первичному и повторному диагностическому срезу.
Данные, полученные после проведения t-теста показывают, что значение р-уровня <0,05, а именно 0,02, - на основании чего можно сделать вывод о статистически значимых различиях в уровнях управления своими эмоциями до и после педагогического эксперимента, из чего следует, что произошли существенные изменения в характеристиках эмоционального интеллекта курсантов после проведения тренинговых занятий по его развитию.
Литература:
1. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://joumal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019, свободный
2. Боцоева, А.В. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения / А.В. Боцоева, О.А. Мосина // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 67-4. - С. 51-55.
3. Гужова И.В. Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения в контексте современных концепций цифровой грамотности (на материалах онлайновой фокус-группы со студентами) // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - №1 (31). - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2021).
4. Казакова, Е.И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. -2020. - №1 (112). - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 16.04.2022).
5. Kuz'mina E.V., Pyankova N.G., Tretyakova N.V., Kukharenko L.V. Using the Technology of Collecting and Analyzing Structured Information for the Forming Mechanisms of Professional Adaptation Among Students of Engineering Disciplines // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2022. - Т. 275. - С. 571-581.
6. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. - № 1. - С. 54-66.
7. Пьянкова, Н.Г. Теоретические основы использования современных педагогических технологий / Н.Г. Пьянкова, Н.В. Третьякова // В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика. Материалы VIII международной научно-практической конференции. - Краснодар. - 2021. - С. 232-237.
8. Пирогланов Ш.Ш., Сабадин Д.А., Грициенко Д.А. О проблеме подготовки качественно новых специалистов в аспекте глобальной диджитализации // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. -С. 140-143.
Педагогика
УДК 378.14
доктор педагогических наук, профессор Перевощикова Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье рассматриваются технологические основы создания оценочных средств для проведения итогового государственного экзамена у будущих педагогов. Особое внимание авторы уделяют анализу организационно-методических и содержательных условий реализации итогового государственного экзамена выпускников бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», раскрывается специфика построения инвариантной формы представления оценочных средств для оценки компетенций выпускников в рамках государственного комплексного экзамена. Практическое значение результатов заключается в разработке и апробации методики построения универсальных фондовых заданий, которая может быть использована для создания фонда оценочных средств, направленного на комплексную оценку освоения обучающимися образовательной программы.
Ключевые слова: компетенции, оценочные средства, форма представления оценочных средств, критерии оценивания.
Annotation. The article discusses the technological foundations for creating assessment tools for conducting the final state exam for future teachers. The authors pay special attention to the analysis of the organizational, methodological and content conditions for the implementation of the final state exam for bachelor's graduates in the field of study "Pedagogical education", reveals the specifics of constructing an invariant form of presentation of evaluation tools for assessing the competencies of graduates within the framework of the state comprehensive exam. The practical significance of the results lies in the development and testing of a methodology for constructing universal fund assignments, which can be used to create a fund of evaluation tools aimed at a comprehensive assessment of the development of an educational program by students.
Key words: competences, assessment means, the form of providing assessment means, assessment criteria.
Введение. Модернизация высшего педагогического образования и основные принципы, выделенные в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, актуализируют проблему создания системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников в рамках государственной итоговой аттестации, включая итоговый государственный экзамен, предусматривающий комплексную оценку результатов освоения образовательной программы [1, 3, 9]. Вместе с тем, анализ исследований по проблеме организации и проведению итогового государственного экзамена выпускников бакалавриата в российской и зарубежной практике показал, что в настоящее время отсутствуют единые принципы и подходы к оценке сформированности компетенций, которые рассматриваются в качестве объектов оценивания обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Четко не определен механизм получения комплексной оценки результатов освоения обучающимися образовательной программы, и существующие методики оценки компетенций на этапе итоговой государственной аттестации носят, как правило, не системный характер. Анализ исследований, связанных с построением инструментария для определения качества подготовки выпускников [1, 2, 3, 4], послужил основанием для разработки инвариантной формы представления оценочных средств, обеспечивающих получение объективной оценки в системе независимой оценки качества подготовки будущего педагога, позволяющих установить степень освоения студентами образовательной программы. Цель исследования состоит в определении трехкомпонентной формы представления оценочных средств, в построении методики конструирования фондовых заданий для проведения итогового государственного экзамена в новом формате, в экспериментальной проверке разработанного инструментария.
Изложение основного материала статьи. Исследование осуществлялось на основе системного, деятельностного и компетентностного подходов к определению структуры и формы проведения итогового государственного экзамена будущих педагогов, к описанию образовательных результатов, к построению оценочных средств для проведения комплексного государственного экзамена с учетом принципов объективности, валидности и открытости процедур оценивания. Критериальный подход к построению оценочных средств стал основанием для рассмотрения каждого индикатора в качестве критерия достижения компетенции (образовательного результата), и выделения показателей степени выполнения обучающимся контекстного задания. Прием конкретизации профессионально-ориентированной ситуации, представленной в структуре фондового задания, положен в основу для построения конкретизированных заданий в соответствии с профилем подготовки выпускника.
В процессе решения первой задачи исследования установлено, что для обеспечения комплексной оценки качества подготовки выпускников в структуре итогового государственного экзамена необходимо выделить две взаимосвязанные части. Содержание первой части должно определяться с позиций оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников в области их предметной подготовки. В качестве оценочного средства можно использовать тесты, построенные по группам дисциплин предметной подготовки. В опытной проверке установлено, что длина одного из вариантов теста может составлять 30 заданий. На основе дихотомической шкалы оценивания устанавливаются следующие границы оценки результатов тестирования: от 30 до 15 баллов. Содержание второй части в структуре итогового экзамена определяется с позиций оценивания общепрофессиональных и универсальных компетенций. В качестве средства оценивания выступают контекстные задания, отражающие различные виды деятельности выпускника в рамках профессионально-ориентированной ситуации, заданной в условии такого задания. Взяв за основу 100 балльную шкалу оценки за выполнение заданий, представленных в двух частях экзамена, результаты выполнения контекстного задания