Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38)
ISSN online: 2712-97SQ
ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ...
VTTK" г-ч 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOJ. |() 57 145/27 1 29780 2022 11 01 02 lfcde^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
эмоциоНАльньш Интеллект и невербальное общение в работе
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
© Автор(ы) 2022 AuthorID: 321401 SPIN: 2798-8026 ResearcherID: A-7301-2015 ORCID: 0000-0001-7680-4003 ScopusID: 56669701900
ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна, доктор филологических наук, профессор, профессор РАО,
профессор кафедры английской филологии Волгоградский государственный социально-педагогический университет 400005, Россия, Волгоград, [email protected] Аннотация. В статье актуализируется проблема развития эмоционального интеллекта в работе педагогической языковой личности. Раскрывается тонкий интеллектуальный путь применения соответствующих методов взаимодействия с обучающимися. Целью статьи является анализ эмоционального интеллекта и невербального общения в процессе подготовки студентов. Эмоциональный интеллект представлен как одна из важнейших составляющих современного процесса обучения, взаимодействия с субъектами образовательного процесса, являет собой совокупность навыков, позволяющих определять, как свои, так и чужие эмоциональные состояния, распознавать намерения других людей и управлять эмоциями в целях решения практических задач. Обозначаются составляющие эмоционального интеллекта и его признаки, раскрывается его влияние на процесс взаимодействия педагога с обучающимися. Эмоциональный интеллект и невербальное общение оказывают непосредственное воздействие на восприятие педагога студентами как ведущего субъекта в образовательном процессе и, как следствие, на всю подготовку обучающихся. Высокий уровень эмоционального интеллекта расширяет возможности взаимодействия педагога с обучающимися за счет самоконтроля и воспроизводимой эмпатии. Отслеживание собственных эмоций и чувств позволяет педагогу выявить причину их возникновения и вернуть ситуацию под контроль, сохраняя при этом свое работоспособное состояние и состояние обучающихся для достижения наилучших результатов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, невербальное общение, профессиональная подготовка студентов, общение, взаимодействие, собеседник, обучающиеся, эмпатия, управление эмоциями, образовательный процесс, передача информации, самоконтроль, коммуникация, педагогическая языковая личность.
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https:// rscf.ru/project/22-28-01623/
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND NON-VERBAL COMMUNICATION IN THE WORK OF A PEDAGOGICAL LANGUAGE PERSONALITY
© The Author(s) 2022
ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna, doctor of philological sciences, professor, professor of the Russian Academy of Education, professor of the English Philology department Volgograd State Socio-Pedagogical University 400005, Russia, Volgograd, [email protected] Abstract. The article actualizes the problem of the development of emotional intelligence in the work of a pedagogical language personality. A subtle intellectual way of applying appropriate methods of interaction with students is revealed. The purpose of the article is to analyze emotional intelligence and non-verbal communication in the process of preparing students. Emotional intelligence is presented as one of the most important components of the modern learning process, interaction with the subjects of the educational process. And it is a set of skills that allow you to determine both your own and others' emotional states, recognize the intentions of other people and manage emotions to solve practical problems. The components of emotional intelligence and its signs are indicated, its influence on the process of interaction between the teacher and students is revealed. Emotional intelligence and non-verbal communication have a direct impact on the perception of the teacher by students as the leading subject in the educational process and, as a result, on the entire training of students. A high level of emotional intelligence expands the possibilities of interaction between a teacher and students through self-control and reproducible empathy. Tracking your own emotions and feelings allows the teacher to identify the cause of their occurrence and return the situation under control, while maintaining their working state and the state of students to achieve the best results.
Keywords: emotional intelligence, non-verbal communication, professional training of students, communication, interaction, interlocutor, students, empathy, emotion management, educational process, information transfer, self-control, communication, pedagogical language personality.
Funding: the study was supported by the Russian Science Foundation grant № 22-28-01623, https://rscf.ru/proj-ect/22-28-01623/
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Тема эмоционального интеллекта относительно недавно стала предметом глубокого изучения научным сообществом. И внедрение способов его развития еще только начинает распространяться в разных сферах жизнедеятельности человека. В работе педагога эмоциональный интеллект и невербальное общение занимают важную нишу, поскольку как школьный, так и студенческий возраст требует особого внимания. В данный период сильным нагрузкам и трансформациям подвергаются интеллектуальная, эмоциональная и мотивационная сферы деятельности обучающегося как гражданина и в обычной, и в
медиакоммуникации [1; 2; 3]. Развитие эмоционального интеллекта педагога позволяет оказывать адекватное психологическое сопровождение студента для получения им наиболее высоких результатов. Эмоциональный интеллект в области профессионального образования требует дальнейшего исследования для формирования более четких представлений работы со студентами.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие эмоционального интеллекта относительно недавно стало привлекать внимание исследователей. Впервые о нем заговорили в 60-х годах XX века, а основной период
ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna EMOTIONAL INTELLIGENCE AND NON-VERBAL ..
Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 1(28)
ISSN online: 2712-9780
развития научных исследований на эту тему пришелся на 1980 - 1990-е годы.
Современное понимание эмоционального интеллекта было сформировано в работе П. Сэловей и Д. Майера [4]. В представлении авторов эмоциональный интеллект определяется как совокупность ментальных способностей, которые расширяют возможности осознания, распознавания и понимания как своих эмоций, так и эмоционального состояния, чувств окружающих людей.
Эмоциональный интеллект широко рассматривается в книге Д. Гоулмана, определившего рассматриваемое понятие как социальную способность. Д. Гоулман входит в число исследователей, благодаря которым изучение эмоционального интеллекта стало еще более популярным. Автор полагает, что речь идет о некогнитивных способностях, позволяющих наиболее результативно ориентироваться в различных ситуациях [5].
Д. Гоулман выделяет следующие составляющие EQ (эмоционального интеллекта):
- самосознание (человек способен определять свои чувства и эмоции);
- осуществление самоконтроля (способность человека управлять своими эмоциями);
- самомотивация (сохранение своеобразной самодисциплины);
- проявление эмпатичности (умение проявлять сочувствие, поставить себя на место другого человека);
- осуществление коммуникации (регулярное взаимодействие с людьми на основе воспроизведения речи и осуществления действий).
В.Д. Люсин, напротив, акцентирует внимание на том, что эмоциональный интеллект представлен как когнитивная способность без включения в него личностных черт [6]. Исследователь разрабатывает тест для проведения диагностики различных сторон эмоционального интеллекта. А.М. Кузнецов [7] предлагает методику экспертной оценки невербальной коммуникации; сен-зитивности по отношению к невербальному поведению другого человека; умения адекватно идентифицировать, управления своим невербальным поведением в той или иной ситуации.
Н. Холл [Цит. по: 8] представляет способ диагностики EQ с задействованием таких шкал как: управление эмоциями; осведомленность по эмоциональному спектру; самомотивация; эмпатия; узнавание эмоций других людей.
На значимость развития эмоционально-волевой сферы обращает внимание М.А. Манойлова, доказавшая наличие взаимосвязи между развитием эмоции, воли, интеллекта и элементами, определяющими их профессиональную продуктивность (ориентация на субъект-субъектное отношение, формирование профессиональных компетенций студентов и др.) [9].
Эмоциональный интеллект предоставляет возможность построения более качественного общения. EQ основывается на выборе методов коммуникации, которые приносят результаты более тонким интеллектуальным путем [10]. Изучение основ эмоционального интеллекта позволяет понимать человеку как себя самого, так и окружающих. Анализ исследовательских работ позволил определить эмоциональный интеллект как совокупность умений и навыков, способствующих выявлению эмоциональных состояний, распознаванию намерений других людей и управлению эмоциями в целях решения практических задач [11].
К признакам эмоционального интеллекта стоит отнести:
- интерес к окружающим людям (стремление к осознанию мотивов поступков тех или иных людей, осознанию причин);
- способность выстраивать собственные границы и уважать чужие;
- способность к четкому определению эмоции человека, которую он испытывает в моменте (выстраивать
диалог на основе учета полученной информации) [12];
- спокойное восприятие критических замечаний [13];
- подконтрольность собственных эмоций (осознание в каком состоянии я сейчас пребываю и какие эмоции испытываю позволяет своевременно предпринять меры для построения бесконфликтного диалога);
- адекватность самооценки (адекватное восприятие своих сильных и слабых сторон) [14];
- высокий уровень адаптационных способностей (проявление гибкости, корректировка действий при внезапно изменяющихся обстоятельствах) [15];
- умение использовать технику активного слушания [16].
Для помощи педагогам в формировании эмоционального интеллекта были реализованы встречи с коучами, консультантами и психологами в формате онлайн-ве-бинаров. Педагогам были предложены дневники самопомощи по отслеживанию собственных состояний [17]. Отслеживая события, произошедшие в течения дня, педагоги смогли выявить причины, по которым возникало то или иное эмоциональное состояние, собственные мысли, порождавшие тревогу, волнение, раздражение и другие эмоции. Кроме того, педагоги смогли отслеживать важные для результативного взаимодействия невербальные сигналы [18].
В основе изучения и формирования эмоционального интеллекта лежит невербальное общение. Значительное влияние на невербальную передачу информации оказывает внутренний монолог, в процессе которого человек составляет четкое представление о себе и транслирует данное представление своему оппоненту [19].
Мы можем заметить, что рассматриваемые работы исследователей имеют схожие черты, однако каждый из ученых предлагает свои инструкции для совершенствования процесса формирования и диагностики эмоционального интеллекта.
Обосновывается актуальность исследования. Многие исследователи освещают различные аспекты эмоционального интеллекта и невербального общения. Интерес ученых к данной проблеме позволяет говорить о востребованности формирования высокого уровня эмоционального интеллекта. На сегодняшний день все еще существует потребность в изучении его особенностей в процессе профессиональной подготовки студентов.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания). Для изучения эмоционального интеллекта необходимо обратить внимание на его применение в деятельности педагога. Цель статьи заключается в анализе эмоционального интеллекта и невербального общения в процессе подготовки студентов.
Постановка задания. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- установить определение понятия «Эмоциональный интеллект»;
- рассмотреть признаки эмоционального интеллекта;
- рассмотреть компоненты эмоционального интеллекта;
- проанализировать влияние эмоционального интеллекта на процесс взаимодействия педагога с обучающимися.
Используемые методы, методики и технологии. Исследование было проведено в 2022 учебном году. В статье представлен опрос педагогов (по результативности взаимодействия со студентами), прошедших ряд вебинаров на тему «Эмоциональный интеллект». Среди участников оказались 80 % женщин и 20 % мужчин. Общий состав участников - 105 человек. Педагоги использовали предложенные экспертами методики формирования эмоционального интеллекта на протяжении 6 месяцев.
Для оценки сформированности уровня эмоционального интеллекта был использован опросник Н. Холла
Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38) ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна
ISSN online: 2712-9780 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ...
по пяти шкалам. Н. Холл предлагает 30 утверждений, с которыми респондентам следует согласиться или опровергнуть их. Определение парциального уровня эмоционального интеллекта: 14 баллов и более - высокий уровень эмоционального интеллекта; от 8 до 13 баллов - средний уровень; 7 и менее баллов - низкий. Определение интегративного уровня эмоционального интеллекта: 70 баллов и более - высокий уровень; 40-69 - средний; 39 и менее баллов - низкий уровень эмоционального интеллекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Среди участников исследования были проведены вебинары по вопросу развития эмоционального интеллекта. Ведущими вебинаров выступили преподаватели, коучи и мастера из разных городов. Среди основных тематик были выделены: «Эксперт эмоций»; «Эмоциональный интеллект в семье»; «Эмоциональный интеллект и эмпатия»; «Эмоции в образовательном процессе»; «Эмоциональный интеллект и результативность делового общения».
Педагогам было предложено оценить по пятибалльной шкале результативность общения и взаимодействия со студентами после прохождения обучающих вебинаров. Где 1 - педагог и студенты часто не приходят к взаимопониманию, 5 - общение и взаимодействие результативны (в начале исследования). Где 1 - общение не изменилось, 5 - общение и взаимодействие стали значительно результативнее (после проведения исследования). На диаграмме (Рисунок 1) представлены основные результаты до и после исследования.
Рисунок 1 - Результаты опроса взаимодействия педагогов и обучающихся до и после проведения исследования
Полученные результаты говорят об улучшении взаимодействия студентов и педагогов. Процесс обучения стал более эффективным, как отмечают сами педагоги. Отслеживание собственных эмоциональных состояний позволяет своевременно предпринимать меры по установлению стабильного эмоционального фона и управлению невербальными сигналами.
Оценка сформированности уровня эмоционального интеллекта педагогов производилась с использованием опросника Н. Холла по пяти шкалам, который предлагает 30 утверждений [20].
Используемая методика позволяет выявить эмоции, проявляемые участниками, ее задача - показать разные стороны эмоционального интеллекта (способность к взаимодействию, отношение к себе и к другим, отношение к жизни и поиску компромиссов).
Для расшифровки результатов: - 3 балла - абсолютно не согласен; - 2 балла - в целом не согласен; -1 балл частично не согласен; + 1 балл - частично согласен; + 2 балла в целом согласен; + 3 балла абсолютно согласен с утверждением [21]. Данный опросник позволяет получить широкие данные по эмоциональной осведомленности, способности к управлению эмоциями, мотивации,
умению проявлять эмпатию; умению выявлять эмоциональные состояния других людей [22].
Далее представлен фрагмент опросника: и положительные и отрицательные эмоции представляют для меня информацию о том, каким образом можно поступить в той или иной ситуации; отрицательные эмоции помогают сформировать представление о том, каким образом мне необходимо действовать, чтобы изменить свое поведение; давление со стороны не выводит меня из себя, я сохраняю спокойствие; я замечаю изменение своих чувств; при необходимости я сам могу изменять свои состояния, я могу поднять себе настроение; я способен внимательно слушать других людей; я могу успокаивающе действовать на других людей... .
По результатам исследования высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает большое количество участников (более 65 %), что подтверждает результативность используемых методов формирования эмоционального интеллекта для построения работы педагога.
От эмоционального интеллекта и невербального общения педагог переходит к формированию собственного образа, персонального бренда, от которого зависит будущее общение со студентами и педагогическим составом.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Анализ эмоционального интеллекта и невербального общения в процессе подготовки студентов позволил выявить значимость оценки эмоций в образовательной среде. Эмоции и невербальное общение являются одним из важнейших составляющих результативной коммуникативной образовательной деятельности. По последним наблюдениям эмоциональный интеллект стал занимать не менее важную нишу, чем классический От него зависят многие показатели, психическое и физическое благополучие. Опираясь на факты о том, что человек часто мыслит чувствами, образами и эмоциями, которые действуют гораздо быстрее, чем рациональное критическое мышление, результативность взаимодействия повышается именно за счет анализа эмоционального состояния человека (своего и своего оппонента). Эмоциональный интеллект, в отличие от когнитивного, способствует предотвращению личностных, межличностных и невротических расстройств, препятствует развитию соматических болезней. Опыт исследования показывает, что чтение эмоций своего оппонента и распознавание своих чувств вовремя останавливает человека от необдуманных решений, за счет чего удается избежать негативных последствий в форме переживаний, приводящих к развитию различных заболеваний. Мы можем говорить, что высокий эмоциональный интеллект позволяет распознать проблему в общении и взаимодействии на невербальном уровне. И предпринять необходимые меры, которые будут способствовать построению качественных взаимоотношений, исключающих неконструктивную речь и поведение. Заинтересованность педагогического состава в изучении эмоционального интеллекта показывает востребованность данного направления. Многие методики, предложенные ведущими обучающих вебинаров, оказывают благоприятное воздействие на развитие личности, позволяют использовать в общении новые инструменты, способствующие построению образовательного процесса на другом качественном уровне.
Перспективны дальнейших изысканий данного направления. В работе педагога эмоциональный интеллект и невербальное общение имеют большую значимость. Полученные данные позволяют говорить о перспективе дальнейшего развития эмоционального интеллекта преподавательского состава. Навыки самонаблюдения позволяют осуществлять профессиональную деятельность более результативно, сохраняя работоспособность и педагога, и студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Желтухина, М. Р. Эмоциогенность современных медиатек-
ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna EMOTIONAL INTELLIGENCE AND NON-VERBAL ..
Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 1(28)
ISSN online: 2712-9780
стов /М. Р. Желтухина, А. Д. Гавриш //Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2018. - № 4(32). - С. 120-125. -DOI 10.29025/2079-6021-2018-4(32)-120-125. -EDN YRILYT.
2. Желтухина, М. Р. Языковая личность политика: лингвоэко-логия эмоционального медиатренда /М. Р. Желтухина, А. Д. Гавриш // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Волгоград, 23-25 октября 2017 года. -Волгоград: Прин-Терра-Дизайн, 2017. - С. 221-226. - EDN ZNCLWV.
3. Modern Media Influence: Mass Culture - Mass Consciousness -Mass Communication /M. R. Zheltukhina, N. I. Klushina, N. N. Vasilkova [et al.] //XLinguae. - 2017. - Vol. 10. - No 4. - P. 96-105. - DOI 10.18355/ XL.2017.10.04.09. - EDN ZPZJEV.
4. Адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова, А. А. Волочков, А. Ю. Попов //Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 1. - С. 55-73. -EDNMANCLL.
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008.-478 с.
6. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22. - EDN VZMIFN.
7. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М.Кузнецова) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - C. 242-244.
8. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
9. Манойлова, М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов /М.А. Манойлова. -Псков: ПГПИ, 2004 г. - 60 с.
10. Лапшова, А. В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А. В. Лапшова, С. А. Цыплакова, Н. В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 195-198. - EDN ATHDJY.
11. Гладкова, М. Н. Реализация идей личностно-ориентированно-го подхода в профессиональном образовании / М. Н. Гладкова, М. А. Карпова, М. П. Прохорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 8-2. - С. 19-22. - EDN YWSUYH.
12. Смирнова, Ж. В. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования /Ж. В. Смирнова, Л. И. Кутепова //Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 6(51). - С. 19-21. - EDN UKPTCD.
13. Methods and means of realization of interaction technologies in the university / O. I. Vaganova, N. P. Bakharev, M. N. Bulaeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 26. - P. 383-390. - DOI 10.34069/AI/2020.26.02.44. - EDN CXEQZK.
14. Гладков, А. В. Комплексный подход к проектированию контрольно-измерительных материалов / А. В. Гладков, О. И. Ваганова, Ж. В. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 83-86. - EDN YSTXVN.
15. Петров, А. Ю. Развитие профессионализма педагога в профессиональной образовательной организации / А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, М. Н. Булаева. - Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. - 269 с. - EDN YSHGGD.
16. Лапшова, А. В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А. В. Лапшова, С. А. Цыплакова, Н. В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 195-198. - EDN ATHDJY.
17. Петров, А. Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А. Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48).
- С. 119-123. - EDN JVGKMV.
18. Петров, А. Ю. Методология дуальной системы профессионального образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций / А. Ю. Петров, Л. Б. Бахтигулова, М. Н. Булаева.
- Москва : Московский государственный университет леса, 2016. - 70 с. - EDN JKXYZY.
19. Булаева, М. Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов в техникуме : учебно-методическое пособие /М. Н. Булаева, О. Н. Филатова. - Нижний Новгород : федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. - 92 с. - EDN XSIWSD.
20. Ваганова, О. И. Инновационная направленность профессионально-педагогической деятельности педагогов / О. И. Ваганова, А.
B. Лапшова // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции, курск, 24-25 января 2019 года /Юго-Западный государственный университет. - курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 429-433. - EDN YWPEYX.
21. Лапшова, А. В. Культурологический подход в теории и практике профессионального педагогического образования / А. В. Лапшова,
C. А. Цыплакова, А. К. Преснова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 160-163. - EDN YXUTDV.
22. Смирнова, Ж. В. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования /Ж. В. Смирнова, Л. И. Кутепова //Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 6(51). - С. 19-21. - EDN UKPTCD.
Received date: 2022.07.15 Approved date: 2022.08.21 Accepted date: 2022.08.29