Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЬЮТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтухина Марина Ростиславовна, Бусыгина Марьяна Владимировна

Организация современного образовательного пространства опирается на реализацию инновационных технологий, закрепленных законодательством как значимый элемент подготовки студентов высших учебных заведений. Цель статьи заключается в рассмотрении коммуникативного проектирования сетевой образовательной среды. В статье раскрывается сущность сетевой образовательной среды, особенности ее коммуникативного проектирования. В сетевую образовательную среду входят составляющие, среди которых главными являются инновационные электронные технологии, приложения, организующие коммуникационный процесс между субъектами образовательного процесса. Отмечается усиление дистанционной тьюторской поддержки, развитие субъект-субъектных отношений преподавателя и студента. Коммуникативное проектирование раскрыто как процесс организации инновационных условий для взаимодействия студентов с целью достижения наиболее высоких результатов подготовки. Раскрыты основные особенности коммуникации в электронной образовательной среде, ее потенциал в дистанционных условиях, обозначены принципы проектирования (оперативности, вариативности, целостности, поэтапности и др.). Электронный образовательный процесс стал неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированного специалиста и возможности электронных технологий стали намного шире. Коммуникативное проектирование сетевой образовательной среды - значимая часть развития профессионального образования. Удаленное взаимодействие позволяет студентам и преподавателям достигать образовательных целей наиболее оперативно. Проведенное исследование показывает высокую значимость проектирования сетевой образовательной среды и ее результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желтухина Марина Ростиславовна, Бусыгина Марьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE DESIGN OF A NETWORK EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The organization of the modern educational space is based on the implementation of innovative technologies, enshrined in legislation as an important element of the training of students of higher educational institutions. The purpose of the article is to consider the communicative design of a network educational environment. The article reveals the essence of the network educational environment, the features of its communicative design. The network educational environment includes components, among which the main ones are innovative electronic technologies, applications that organize the communication process between the subjects of the educational process. There is an increase in remote tutor support, the development of subject-subject relations between a teacher and a student. Communicative design is revealed as the process of organizing innovative conditions for students' interaction to achieve the highest training results. The main features of communication in the electronic educational environment and its potential in remote conditions are revealed, the principles of design (efficiency, variability, integrity, step-by-step) are outlined. The electronic educational process has become an integral part of the training of a highly qualified specialist and the possibilities of electronic technologies have become much wider. Communicative design of the network educational environment is an important part of the development of professional education. Remote interaction allows students and teachers to achieve educational goals most quickly. The conducted research shows the high importance of designing a network educational environment and its effectiveness.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38)

ISSN online: 2712-9780

ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна и другие КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ...

V7TK" 4.004 r-ч 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J lo.-t.VV-* |(сс) (JjCs) [This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. |(j 57145/27129780 2022 11 01 01 Ifcae3e^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

КОММУНИКАТИВНОЕПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ © Автор(ы) 2022

ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна, доктор филологических наук, профессор, профессор РАО,

профессор кафедры английской филологии

AuthorlD: 321401 SPIN: 2798-8026 ResearcherlD: A-7301-2015 ORCID: 0000-0001-7680-4003 ScopusID: 56669701900

БУСЫГИНА Марьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания Волгоградский государственный социально-педагогический университет 400005, Россия, Волгоград, busygina_maryana@mail.ru

AuthorlD: 659515 SPIN: 3136-7496 ResearcherlD: W-4499-2018 ORCID: 0000-0003-0804-7981 ScopusID: 57191956763

Аннотация. Организация современного образовательного пространства опирается на реализацию инновационных технологий, закрепленных законодательством, как на значимый элемент подготовки студентов высших учебных заведений. Цель статьи заключается в рассмотрении коммуникативного проектирования сетевой образовательной среды. В статье раскрывается сущность сетевой образовательной среды, особенности ее коммуникативного проектирования. В сетевую образовательную среду входят составляющие, среди которых главными являются инновационные электронные технологии, приложения, организующие коммуникационный процесс между субъектами образовательного процесса. Отмечается усиление дистанционной тьюторской поддержки, развитие субъект-субъектных отношений преподавателя и студента. Коммуникативное проектирование раскрыто как процесс организации инновационных условий для взаимодействия студентов с целью достижения наиболее высоких результатов подготовки. Раскрыты основные особенности коммуникации в электронной образовательной среде, ее потенциал в дистанционных условиях, обозначены принципы проектирования (оперативности, вариативности, целостности, поэтапности и др.). Электронный образовательный процесс стал неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированного специалиста, и возможности электронных технологий стали намного шире. Коммуникативное проектирование сетевой образовательной среды - значимая часть развития профессионального образования. Удаленное взаимодействие позволяет студентам и преподавателям достигать образовательных целей наиболее оперативно. Проведенное исследование показывает высокую значимость проектирования сетевой образовательной среды и ее результативность.

Ключевые слова: коммуникативное проектирование, электронная образовательная среда, коммуникация, профессиональное образование, электронные технологии, инновационные технологии, сетевая образовательная среда, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, тьюторская поддержка.

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https:// rscf.ru/project/22-28-01623/

COMMUNICATIVE DESIGN OF A NETWORK EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© The Author(s) 2022

ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna, doctor of philological sciences, professor, professor

of the Russian Academy of Education, professor of the English Philology department BUSYGINA Maryana Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor, associate professor of the department of English Language and Methods of its Teaching Volgograd State Socio-Pedagogical University 400005, Russia, Volgograd, busygina_maryana@mail.ru Abstract. The organization of the modern educational space is based on the implementation of innovative technologies, enshrined in legislation as an important element of the training of students of higher educational institutions. The purpose of the article is to consider the communicative design of a network educational environment. The article reveals the essence of the network educational environment, the features of its communicative design. The network educational environment includes components, among which the main ones are innovative electronic technologies, applications that organize the communication process between the subjects of the educational process. There is an increase in remote tutor support, the development of subject-subject relations between a teacher and a student. Communicative design is revealed as the process of organizing innovative conditions for students' interaction to achieve the highest training results. The main features of communication in the electronic educational environment and its potential in remote conditions are revealed, the principles of design (efficiency, variability, integrity, step-by-step) are outlined. The electronic educational process has become an integral part of the training of a highly qualified specialist and the possibilities of electronic technologies have become much wider. Communicative design of the network educational environment is an important part of the development of professional education. Remote interaction allows students and teachers to achieve educational goals most quickly. The conducted research shows the high importance of designing a network educational environment and its effectiveness.

Keywords: communicative design, electronic educational environment, communication, vocational education, electronic technologies, innovative technologies, network educational environment, professional training, professional competence, tutor support.

Funding: the study was supported by the Russian Science Foundation grant № 22-28-01623, https://rscf.ru/proj-ect/22-28-01623/

ВВЕДЕНИЕ информационно-коммуникационных процессов обусло-

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- вило распространение электронных ресурсов в образо-ными научными и практическими задачами. Развитие вательной среде. Откликаясь на запросы государства и

ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna and others COMMUNICATIVE DESIGN OF A NETWORK EDUCATIONAL .

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 1(28)

ISSN online: 2712-9780

потребности общества, сфера образования предпринимает меры для их удовлетворения. Опираясь на имеющиеся электронные инструменты, наиболее актуальные для субъектов образовательного процесса и достижения образовательных целей, осуществляется их систематическое внедрение в подготовку студентов. На фоне данного процесса возникает вопрос организации дистанционной коммуникации и работы образовательных учреждений с учетом ее особенностей. Необходимо коммуникативное проектирование сетевой образовательной среды с учетом особенности удаленной работы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопрос организации сетевой образовательной среды требует систематического рассмотрения в динамике, поскольку информационно-коммуникационные процессы развиваются высокими темпами [1]. За несколько лет произошли достаточно серьезные изменения в области организации сетевой образовательной среды. Потребовалось достаточное количество времени для разработки инструментов осуществления образовательной деятельности в рамках дистанционного формата. На сегодняшний день, имеющиеся исследования обращают наше внимание на то, что используемые инструменты позволяют сохранить качество образовательного процесса, обеспечивая его непрерывность.

Ученые, посвятившие свои работы исследованию коммуникативного проектирования, теме развития сетевой образовательной среды, говорят о высокой значимости данных явлений как для общества в целом, так и для сферы образования [2]. Построение сетевой образовательной среды опирается на принципы оперативности, вариативности, целостности, поэтапности [3]. Анализ исследовательских работ позволяет говорить о наличии широкого круга принципов, выделяемых разными авторами. Однако среди основных и наиболее часто встречающихся обозначаются вышеуказанные [4]. Также среди принципов можно выделить принцип сотрудничества (совместные проекты позволяют решать сразу несколько образовательных и профессиональных задач) [5]; добровольности (обеспечивает свободу выбора тех или иных форм сетевого взаимодействия при их разнообразии) [6].

Преподаватель осуществляет координационную, консультирующую деятельность и выступает в качестве тьютора. Процесс выстраивается на основе субъект-субъектных отношений [7]. Нельзя не заметить, что в сетевой среде меняются и психологические особенности взаимодействия [8; 9; 10; 11; 12]. Поскольку всегда присутствует опосредованный объект (экран монитора) достаточно сложно определить реальное эмоциональное состояние студента, его готовность к восприятию информации и другие аспекты [13]. Онлайн-встречи через использование приложений, обеспечивающих видеотрансляцию (в реальном времени), опираются на дисциплинированность субъектов образовательного процесса [14].

Сетевое образовательное взаимодействие представляется как специально сформированные электронные сети, реализация возможностей которых направлена на сохранение и повышение качества образовательного процесса. Современная сеть может включать несколько взаимодействующих учебных заведений [15].

Оценка сетевого взаимодействия может быть произведена по следующим показателям: количество образовательных программ; количество используемых электронных инструментов; количество человек, принявших участие в реализации сетевых образовательных программ [16]. Среди ожидаемых результатов реализации коммуникативного проектирования сетевой образовательной среды можно выделить: повышение качества обмена информацией, передачи опыта [17]; оперативный обмен результатами интеллектуального труда [18]; обе-

спечение свободного доступа к различным информационным ресурсам [19]; более оперативное распределение функций и обязанностей [20]; повышение мобильности студента [21]; повышение конкурентоспособности студентов на рынке труда.

Современные электронные технологии представлены в разнообразных форматах, способствующих организации сетевой образовательной среды.

Обосновывается актуальность исследования. В условиях активного развития информационно-коммуникационных технологий, внедрения электронных дистанционных инструментов актуализируется вопрос организации коммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Специфика общения студента и преподавателя при этом меняется. Возникает необходимость коммуникативного проектирования сетевой образовательной среды с учетом специфических черт дистанционного процесса обучения. В первую очередь, стоит отметить, что опосредованное взаимодействие требует высокого уровня самодисциплины. Тьюторская роль преподавателя не является директивной, носит демократический характер, где студент осознает необходимость поддержки и часто самостоятельно обращается за ней. Формирование соответствующей мотивации и самодисциплины студента - важные факторы, на которые стоит обратить внимание при построении дистанционного взаимодействия. Сетевая образовательная среда должна быть гибкой и предоставлять необходимые элементы для взаимодействия (наличие чата, возможность онлайн-встречи, прикрепления файлов и др.), реагируя на основные потребности студентов для достижения образовательных целей и решения профессиональных задач. В сетевом взаимодействии, как и в очном, могут проявляться лидерские позиции и ведомые. В организационном процессе важно учитывать необходимость включения каждого студента в образовательный процесс независимо от его позиции. Тьютор может доверить распределение ролей при выполнении коллективного проекта лидеру команды, контролируя при этом добровольное согласие всех участников. Тьютор находится в диалоге с обучающимися. На основе учета особенностей сетевого взаимодействия возможно построение результативного образовательного процесса.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в анализе коммуникативного проектирования сетевой образовательной среды.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обозначить особенности коммуникативного проектирования сетевой образовательной среды;

- рассмотреть основные принципы коммуникативного проектирования в современных условиях;

- выявить возможности развития сетевой образовательной среды.

Используемые методы, методики и технологии. В исследовании раскрывается динамика реализации он-лайн-инструментов для организации сетевого образовательного взаимодействия. Для этого были использованы данные, полученные за четыре года (2019, 2020, 2021 и 2022 годы). Был выявлен временной промежуток (в процентном соотношении) дистанционного взаимодействия студентов и преподавателей высших ученых заведений в сравнении с временем очного взаимодействия. Были использованы методы сравнения, анализа, синтеза.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В исследовании были задействованы 4 группы студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета, в подготовке которых использовались различные сетевые инструменты. В течение наблюдения за процессом были выявлены элементы, которые студенты использовали самостоятельно,

Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38)

ISSN online: 2712-9780

ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна и другие КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ...

вне взаимодействия с преподавателем. Также стоит сказать, что многие инструменты с течением времени совершенствовались и расширяли свой коммуникативный потенциал и использовались студентами на постоянной основе на протяжении всего периода обучения. Далее вуз привлекал новые коммуникативные инструменты, студенты также выбирали для себя наиболее результативные способы взаимодействия. Каждый год среди обучающихся появлялся 1-2 новых мессенджера с близким по смыслу функционалом. Наиболее масштабные способы взаимодействия предлагал вуз. Такие приложения и платформы только расширяли свой набор функций без фундаментальных изменений.

Каждый преподаватель, принявший участие в исследовании, целенаправленно формировал свой стиль взаимодействия с обучающимися. На курсах, расположенных на электронных платформах, задействованы чаты, поля для прикрепления документов и комментариев. Часть преподавателей использовала только большие электронные платформы, которые были предложены вузом, однако большинство использовали в совокупности инструменты наиболее удобные для взаимодействия. Среди таких инструментов были LMS, мессенджеры и социальные сети. Преподавателям удалось наладить контакт со студентами через нетрадиционные для обучения пути.

Через сетевую образовательную среду взаимодействовали все студенты и все преподаватели, принявшие участие в исследовании. Однако в разной степени. На протяжении всего периода исследования для студентов были запланированы разные виды работ. В том числе масштабные конкурсы, участие в проектной деятельности и конференции. При подготовке студенты встречались очно, а также взаимодействовали онлайн. Отметим заинтересованность студентов в самостоятельном выполнении заданий, где они свободны в выборе инструмента для общения.

Для исследования были выделены несколько направлений: очное и дистанционное взаимодействие в рамках образовательной программы; очное и дистанционное взаимодействие при подготовке обучающихся к различным конкурсам и конференциям. По каждому из направлений была проведена отдельная работа в каждом учебном году.

На рисунке представлены результаты исследования по выявлению динамики использования онлайн-инстру-ментов для организации взаимодействия на протяжении учебного года.

Рисунок 1 - Динамика реализации онлайн-инстру-ментов для организации сетевого образовательного взаимодействия (составлено авторами)

На рисунке 1 представлены следующие параметры,

где:

- 1 - Очное взаимодействие в рамках образовательной программы;

- 2 - Дистанционное взаимодействие в рамках образовательной программы;

- 3 - Очное взаимодействие в рамках участия в конкурсах;

- 4 - Дистанционное взаимодействие в рамках участия в конкурсах.

В общей сложности студенты взаимодействовали с преподавателем в 2019 году 20 % времени (от общего количества выделенных часов). Соответственно очный период занял 80 % времени. При этом при выполнении проектных работ, при подготовке к профессиональным конкурсам и участию в конференциях процент взаимодействия посредством сетевой образовательной среды возрастает до 70-75 %. То есть в очном формате обучающиеся общаются 25-30 % отведенного времени. Это свидетельствует об актуальности электронных технологий при самостоятельной подготовке студентов. На 2020 год ситуация значительно меняется в сторону реализации дистанционного образовательного процесса. В условиях вынужденного резкого перехода к онлайн-формату обучения почти 100 % обучающихся (из участников исследования) задействуют сетевую образовательную среду. Небольшой процент респондентов отмечает проблемы технического характера. Студенты включаются в электронный образовательный процесс. Обучающиеся осуществляют подготовку к занятиям, конкурсам и конференциям с использованием различных электронных приложений, способствующих наиболее оперативному взаимодействию. На период 2021 и 2022 годов очный формат обучения возвращается в высшие учебные заведения. Однако большое количество времени, отводимого студентами на подготовку к профессиональным конкурсам и другим научным мероприятиям, проводится именно в сетевой образовательной среде.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Исследование показывает актуальность коммуникативного проектирования сетевой образовательной среды. Включение в образовательный процесс электронных инструментов расширяет возможности коммуникативной и профессиональной подготовки студентов. С учетом особенностей взаимодействия в электронной образовательной среде выстраивается активный качественный образовательный процесс, позволяющий формировать самостоятельных, творческих специалистов, готовых к решению профессиональных задач с учетом лингвокультурных норм и ценностей на благо государства.

Перспективны дальнейших изысканий данного направления. Динамика развития электронного образовательного процесса позволяет говорить о востребованности дальнейшего совершенствования сетевого коммуникативного взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Елисеева, А. А. Методика выявления образовательного потенциала межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования) / А. А. Елисеева // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 5. -С. 3-7. - EDN YTYAFF.

2. Алешугина, Е. А. Интерактивные технологии в процессе преподавания теоретических языковых дисциплин / Е. А. Алешугина, Г. К. Крюкова, Н. В. Молькин // Великие реки' 2014 : Труды конгресса 16-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах, Нижний Новгород, 13-16 мая 2014 года / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2014. - С. 279-281. -EDN UKZAYP.

3. Лапшова, А. В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А. В. Лапшова, С. А. Цыплакова, Н. В. Пескова //Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 195-198. - EDN ATHDJY.

4. Гладкова, М. Н. Реализация идей личностно-ориентированно-го подхода в профессиональном образовании / М. Н. Гладкова, М. А. Карпова, М. П. Прохорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 8-2. - С. 19-22. - EDN YWSUYH.

5. Семенова, Д. А. Использование сетевых коммуникаций в педагогической практике / Д. А. Семенова // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2008. - № 11. - С. 342-345. - EDN LHOHCD.

6. Гладкова, М. Н. Реализация компетентностного подхода в системе военно-профессиональной подготовки курсантов / М. Н. Гладкова, А. В. Гладков // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития : сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород,

ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna and others COMMUNICATIVE DESIGN OF A NETWORK EDUCATIONAL .

Baltic Humanitarian Journal. 2022. Т. 11. № 1(28)

ISSN online: 2712-9780

30 ноября 2015 года / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. — Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2015. — С. 1417. - EDN VDQTKF.

7. Ваганова О. И., Бахарев Н. П., Булаева М. Н., Лапшова А. В., Кутепов М. М. Методы и средства реализации технологий взаимодействия в вузе //Amazonia Investiga. — 2020. — т. 9. №26. — С. 383-390.

8. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Алешугина Е.А. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. № 2 (27). — С. 57-59.

9. Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия / Д. Д. Холодова, Г. Н. Манаенко, С. Н. Плотникова [и др.].

— Москва : Ленанд, 2018. — 320 с. — ISBN 978-5-9710-5080-3. — EDN VSWUNV.

10. Zheltukhina, M. R. Institutional, stereotypical and mythological media markers of modern society / M. R. Zheltukhina // Biosciences Biotechnology Research Asia. — 2015. — Vol. 12. — No 1. — P. 913-920. — DOI 10.13005/bbra/1740. — EDN UGDQZT.

11. Russian and Japanese younger generations in search for a new media product / M. R. Zheltukhina, V. L. Mouzykant, V. V. Barabash [et al.] //Man in India. — 2017. — Vol. 97. — No 3. — P. 223-236. — EDN YvQnCX.

12. Determining the Readiness of the Mechanical Engineering Programme Candidates for Distance Education / D. Sekyere-Asiedu, N. A. Mashkin, E. V. Mochelevskaya [et al.] // International Journal of Engineering Pedagogy. — 2022. — Vol. 12. — No 2. — P. 101-114. — DOI 10.3991/ijep.v12i2.29319. — EDN YTNAWL.

13. Гладков, А. В. Комплексный подход к проектированию контрольно-измерительных материалов / А. В. Гладков, О. И. Ваганова, Ж. В. Смирнова //Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-3. — С. 83-86. — EDN YSTXVN.

14. Петров, А. Ю. Развитие профессионализма педагога в профессиональной образовательной организации / А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, М. Н. Булаева. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. — 269 с. — EDN YSHGGD.

15. Булаева, М. Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов в техникуме : учебно-методическое пособие / М. Н. Булаева, О. Н. Филатова. — Нижний Новгород : федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. — 92 с. — EDN XSIWSD.

16. Смирнова, Ж. В. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования /Ж. В. Смирнова, Л. И. Кутепова //Глобальный научный потенциал. — 2015. — № 6(51). — С. 19-21. — EDN UKPTCD.

17. Лапшова, А. В. Психолого-педагогическая диагностика в профессиональной деятельности педагога / А. В. Лапшова, С. А. Цыплакова, Н. В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 60-3. — С. 195-198. — EDNATHDJY.

18. Петров, А. Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А. Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — № 10-1(48).

— С. 119-123. — EDN JVGKMV.

19. Петров, А. Ю. Методология дуальной системы профессионального образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций / А. Ю. Петров, Л. Б. Бахтигулова, М. Н. Булаева. —Москва : Московский государственный университет леса, 2016. — 70 с. — EDN JKXYZY.

20. Лапшова, А. В. Культурологический подход в теории и практике профессионального педагогического образования / А. В. Лапшова, С. А. Цыплакова, А. К. Преснова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 62-2. — С. 160-163. — EDN YXUTDV.

21. Ваганова, О. И. Инновационная направленность профессионально-педагогической деятельности педагогов / О. И. Ваганова, А. В. Лапшова // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции, курск, 24—25 января 2019 года /Юго-Западный государственный университет. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. — С. 429-433. — EDN YWPEYX.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 2022.07.08 Approved date: 2022.08.25 Accepted date: 2022.08.29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.