Научная статья на тему 'СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СЕТЕВАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Н.А.

В настоящее время в условиях широкого применения технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо осуществлять подготовку будущих учителей с учетом особенностей решения профессиональных задач в электронной информационно-образовательной среде, развивать у студентов соответствующие компетенции, в том числе сетевую коммуникативную компетенцию. Несмотря на большое количество исследований, посвященных коммуникативному аспекту деятельности педагога, проблема формирования сетевой коммуникативной компетенции в электронной информационно-образовательной среде недостаточно изучена. На основе анализа научной литературы, результатов анкетирования студентов предложены некоторые способы формирования сетевой коммуникативной компетенции у будущих педагогов при изучении различных дисциплин, в ходе педагогической практики, выполнения научных исследований. Проведен анализ условий и факторов, которые определяют выбор способов формирования указанной компетенции. Данные факторы связаны с представлением преподавателей об особенностях коммуникации в электронной информационно-образовательной среде, дидактическим и коммуникативным потенциалом ресурсов и инструментов электронной информационно-образовательной среды, выбором приемов и технологий организации взаимодействия, отбором учебного материала, позволяющего развивать компоненты сетевой коммуникативной компетенции, проектированием заданий и упражнений для развития сетевой коммуникативной компетенции, выбором режимов, схем и форм организации взаимодействия, организацией обратной связи, контроля уровня сформированности сетевой коммуникативной компетенции., осуществление рефлексии. Сформированная сетевая коммуникативная компетенция будет способствовать более эффективному решению педагогом коммуникативных зада в электронной информационно-образовательной среде, что позволит повысить качество подготовки будущих учителей в условиях электронной информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костикова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF NETWORK COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPING WHEN PREPARING FUTURE TEACHERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Currently, in the context of the widespread use of e-learning technologies and distance educational technologies, it is necessary to train future teachers, taking into account the peculiarities of solving professional problems in an electronic information and educational environment, to develop students’ relevant competencies, including network communicative competence. Despite the large number of studies devoted to the communicative aspect of the teacher’s activities, the problem of the formation of network communicative competence in the electronic information and educational environment has not been sufficiently studied. Based on the analysis of scientific literature, the results of the questionnaire survey of students, some methods of forming network communicative competence in future teachers in the study of various disciplines, in the course of teaching practice, and scientific research are proposed. The analysis of the conditions and factors that determine the choice of methods for the formation of the specified competence has been carried out. These factors are associated with the teachers’ perception of the peculiarities of communication in the electronic information and educational environment, the didactic and communicative potential of resources and tools of the electronic information and educational environment, the choice of methods and technologies for organizing interaction, the selection of educational material that allows the development of components of network communicative competence, the design of tasks and exercises for the development of network communicative competence, the choice of modes, schemes and forms of organization of interaction, the organization of feedback, control of the level offormation of the network communicative competence, the implementation of reflection. The formed network communicative competence will contribute to a more effective solution by the teacher of communicative tasks in the electronic information and educational environment, which will improve the quality of training of future teachers in the electronic information and educational environment.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

УДК 378.147, 371.134, 371.3

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-21-27

METHODS OF NETWORK COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPING WHEN PREPARING FUTURE TEACHERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kostikova N.A.

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Костикова Н.А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В настоящее время в условиях широкого применения технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо осуществлять подготовку будущих учителей с учетом особенностей решения профессиональных задач в электронной информационно-образовательной среде, развивать у студентов соответствующие компетенции, в том числе сетевую коммуникативную компетенцию. Несмотря на большое количество исследований, посвященных коммуникативному аспекту деятельности педагога, проблема формирования сетевой коммуникативной компетенции в электронной информационно-образовательной среде недостаточно изучена. На основе анализа научной литературы, результатов анкетирования студентов предложены некоторые способы формирования сетевой коммуникативной компетенции у будущих педагогов при изучении различных дисциплин, в ходе педагогической практики, выполнения научных исследований. Проведен анализ условий и факторов, которые определяют выбор способов формирования указанной компетенции. Данные факторы связаны с представлением преподавателей об особенностях коммуникации в электронной информационно-образовательной среде, дидактическим и коммуникативным потенциалом ресурсов и инструментов электронной информационно-образовательной среды, выбором приемов и технологий организации взаимодействия, отбором учебного материала, позволяющего развивать компоненты сетевой коммуникативной компетенции, проектированием заданий и упражнений для развития сетевой коммуникативной компетенции, выбором режимов, схем и форм организации взаимодействия,

Abstract. Currently, in the context of the widespread use of e-learning technologies and distance educational technologies, it is necessary to train future teachers, taking into account the peculiarities of solving professional problems in an electronic information and educational environment, to develop students' relevant competencies, including network communicative competence. Despite the large number of studies devoted to the communicative aspect of the teacher's activities, the problem of the formation of network communicative competence in the electronic information and educational environment has not been sufficiently studied. Based on the analysis of scientific literature, the results of the questionnaire survey of students, some methods of forming network communicative competence in future teachers in the study of various disciplines, in the course of teaching practice, and scientific research are proposed. The analysis of the conditions and factors that determine the choice of methods for the formation of the specified competence has been carried out. These factors are associated with the teachers' perception of the peculiarities of communication in the electronic information and educational environment, the didactic and communicative potential of resources and tools of the electronic information and educational environment, the choice of methods and technologies for organizing interaction, the selection of educational material that allows the development of components of network communicative competence, the design of tasks and exercises for the development of network communicative competence, the choice of modes, schemes and forms of organization of interaction, the organization of feedback, control of the level offormation of the network communicative competence, the implementation of reflection. The

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

организацией обратной связи, контроля уровня сфор-мированности сетевой коммуникативной компетенции., осуществление рефлексии. Сформированная сетевая коммуникативная компетенция будет способствовать более эффективному решению педагогом коммуникативных зада в электронной информационно-образовательной среде, что позволит повысить качество подготовки будущих учителей в условиях электронной информационно-образовательной

среды.

Ключевые слова: сетевая коммуникативная компетенция, сетевая языковая личность, профессиональная подготовка будущих педагогов, организация коммуникативной деятельности, электронная информационно-образовательная среда, профессиональные задачи

formed network communicative competence will contribute to a more effective solution by the teacher of communicative tasks in the electronic information and educational environment, which will improve the quality of training of future teachers in the electronic information and educational environment.

Key words: network communication competence, network language personality, professional training of future teachers, organization of communication activities, electronic information and educational environment, professional tasks

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2001. 224 с.

2. Костикова Н.А. Профессиональные задачи педагога при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. №9 (132). С. 45-49.

3. Шейлз Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. Страсбург: Совет Европы Пресс, 1995

4. Костикова Н.А. Особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся в электронной образовательной среде // Человек и образование. 2018. №4. С. 44-48.

5. Исследование процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов: Коллективная монография /под ред. Г.А. Бор-довского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. СПб.: Лема. 2011. 197 с.

6. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М.: Издательский центр «Академия». 2007. 336 с.

7. Костикова Н.А. Особенности коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2012. №3 (часть 2). С. 281-285.

REFERENCES

[1] Kolesnikova I.L., Dolgina O.A. English-Russian terminological reference book on methods of teaching foreign languages. - SPb .: Russian-Baltic information center "BLITZ", 2001. 224 p.

[2] Kostikova N.A. Professional tasks of a teacher in the implementation of communicative activities in an electronic educational environment // Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2018. Vol. 9 (132). P. 45-49.

[3] Sheils J. Communication in teaching modern languages. Strasbourg: Council of Europe Press, 1995

[4] Kostikova N.A. Features of the formation of communicative competence among students in an electronic educational environment // Man and Education. 2018. Vol. 4. P. 44-48.

[5] Research of the process of formation of professional competence of future teachers: Collective monograph / ed. G.A. Bordovsky, N.F. Radionova, A.V. Tryapitsyn. SPb .: Lema. 2011. 197 p.

[6] Kolesnikova I.A. The communicative activity of the teacher. M.: Publishing Center "Academy". 2007. 336 p.

[7] Kostikova N.A. Features of the teacher's communicative activity in a distance learning environment // Fundamental research. 2012. Vol.3 (part 2). P. 281285.

Conflict of Interest Statement. The author declares no conflict of interest. Kostikova N.A. — SPIN ID: 4186-6898; ORCID ID: 0000-0001-5438-7317

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Костикова Н.А. — SPIN ID: 4186-6898; ORCID ID: 0000-0001-5438-7317

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Введение. В настоящее время в связи с развитием электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), активным внедрением технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на разных ступенях образования, а также вынужденным переходом мировых систем образования на дистанционное обучение весной 2020 года наиболее остро возникла необходимость и потребность в поиске эффективных способов организации коммуникативного взаимодействия для решения образовательных и коммуникативных задач, что в свою очередь обусловливает проблему обновления системы подготовки будущих учителей к организации общения в электронной информационно-образовательной среде, к формированию обновленных компетенций, приобретаемых выпускниками в результате освоения основных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», которые позволят организовать эффективное взаимодействие.

В электронной информационно-образовательной среде профессиональная деятельность педагога претерпевает определенные изменения, связанные со спецификой и характеристиками среды, особенностями организации образовательного процесса, взаимодействия участников, при этом значительным изменениям под воздействием среды подвергается именно коммуникативная составляющая педагогической деятельности, что должно находить отражение в системах подготовки будущих педагогов.

Коммуникативный компонент профессиональной деятельности в условиях реализации очного (контактного) взаимодействия участников образовательного процесса подробно изучался И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластениным и др., Вопросам развития коммуникативных умений педагогов посвящены исследования З.И. Васильевой, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, И.А. Колесниковой и др. Особенности коммуникативного взаимодействия в электронной среде представлены в работах как отечественных ученых, в частности И.Н. Розиной, Е.С. По-

лат, И.А. Колесниковой, Т.Н. Носковой и др.,

—-

так и ряда зарубежных авторов, Abrami, Meriem, Hussin и др. Авторы исследований указывают на необходимость осуществлять коммуникативную подготовку студентов, основным результатом которой является формирование коммуникативной компетенции, понимаемой как «способность осуществлять общение посредством языка, т.е. передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения» [1]. Очевидно, что при взаимодействии в электронной информационно-образовательной среде коммуниканты будут приобретать черты сетевой языковой личности как интегративные личностные и обусловленные влиянием электронной информационно-образовательной среды качества и опыт, позволяющие решать новые коммуникативные задачи в электронной информационно-образовательной среде [2], таким образом у студентов будет формироваться сетевая коммуникативная компетенция, поэтому возникает необходимость вносить изменения в коммуникативную составляющую подготовки будущих педагогов. Однако, как показывает анализ научной литературы, данные вопросы оказываются недостаточно освещенными в научных трудах отечественных и зарубежных ученых.

В связи с вышесказанным, проблема поиска способов развития сетевой коммуникативной компетенции представляется весьма актуальной и имеющей большую практическую значимость.

Целью настоящего исследования является выявление возможных способов формирования сетевой коммуникативной компетенции как важного результата коммуникативной составляющей подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях электронной информационно-образовательной среды.

Материалы и методы. Методами исследования в данной работе выступили анализ научной литературы по теме исследования, анке-

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

тирование студентов по вопросам организации коммуникативного взаимодействия в электронной среде. Экспериментальной базой исследования являлись ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» и Выборгский филиал РГПУ им. А. И. Герцена.

В анкетировании, которое проводилось по результатам обучения студентов с марта по июнь 2020 года (в период вынужденного дистанционного обучения), приняли участие 282 студента разных профилей по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование». Целью проведения анкетирования служило выявление особенностей организации процесса формирования сетевой коммуникативной компетенции студентов, в частности реализованных режимов взаимодействия, ресурсов электронной среды, применяемых для развития различных компонентов коммуникативной компетенции, удовлетворенности взаимодействием в электронной среде.

Результаты и обсуждение. Как показали результаты анкетирования, преобладающим режимом взаимодействия педагогов и студентов в указанный период явился смешанный режим (67%), сочетающий онлайн и оф-флайн-взаимодействие, только онлайн режим применялся преподавателями в 30% случаев, оффлайн - 3%. Взаимодействие осуществлялось с помощью автоматизированной системы дистанционного обучения на базе платформы Moodle (97%), систем видеосвязи Zoom, Skype (89%), электронной почты (76%), социальных сетей (53%), мессендже-ров (36%), а также оболочки Дискорд (27%), которые позволяли реализовывать различные схемы взаимодействия. Результаты анкетирования также показали, что в случаях применения смешанных режимов взаимодействия и различных ресурсов для организации общения степень удовлетворенности взаимодействием значительно повышается.

Методологической основой данного исследования являются коммуникативно-дея-тельностный и средовые подходы, предполагающие вовлечение обучающихся в активную коммуникативную деятельность в электронной информационно-образовательной

среде для формирования коммуникативной компетенции.

В научной литературе предлагается следующий компонентный состав коммуникативной компетенции [3]: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивна, стратегическая, социокультурная, социальная. При взаимодействии в электронной информационно-образовательной среде каждый компонент коммуникативной компетенции претерпевает изменения, формируется сетевая коммуникативная компетенция [4].

Лингвистический компонент предполагает владение лексическими единицами и грамматическими правилами, а также специализированными средствами и знаками, применяемыми при общении в электронной среде (смайлы, разнообразные графические средства, эмоционально окрашенные слова и т.д.). Социолингвистический компонент определяет способность выбора и применения языковых форм и средств в разных ситуациях взаимодействия в электронной среде с учетом таких особенностей коммуникации (например, как анонимность), различных способов самопрезентации (ники, псевдонимы и т.д.). Дискурсивный компонент, предполагающий понимание и производство различных видов и типов коммуникативных текстов, преимущественно связан с текстовыми файлами и визуально-графической информацией. Стратегический компонент в связи с обедненной невербальной составляющей будет в большей степени определяться вербальными средствами, которые используются участниками взаимодействия для решения коммуникативной задачи, если коммуникация не состоялась. Социокультурная компетенция включает знание культурных особенностей коммуникантов, правил сетевого взаимодействия (сетевого этикета) для более эффективной интеграции в систему мировой и национальной культур. Социальный компонент определяется умениями и желанием взаимодействовать, поддерживать взаимодействие. Формирование сетевой коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза может осуществляться разными способами при выполнении различных видов деятельности:

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

1. при освоении разных блоков дисциплин

2. в ходе разных видов практики

3. при проведении студентами научно-исследовательской работы

В соответствии с идеями средового подхода [5], в электронной информационно-образовательной среде можно организовать процесс формирования сетевой коммуникативной компетенции, обеспечить возможности для реализации коммуникативной активности студентов, а также среда может рассматриваться как ресурс для развития разных компонентов сетевой коммуникативной компетенции, а также как дискурс профессиональной деятельности, обладающий определенной спецификой.

Выбор способов формирования сетевой коммуникативной компетенции будет определяться следующими условиями и факторами:

1. Представление об особенностях коммуникации в электронной информационно-образовательной среде. Преподавателям необходимо знать о специфике коммуникации, коммуникативного взаимодействия в условиях электронной среды, т.к. происходит изменение коммуникативных целей и задач, содержания образовательной информации, результатов и эффектов взаимодействия, реализация обратной связи, при этом в большей степени реализуются субъект-субъектные и субъет-объект-субъектные отношения между участниками взаимодействия [6], а сама электронная среда становится посредником взаимодействия. Коммуникативное взаимодействие в электронной среде характеризуется многоаспектностью, опосредованностью, индивидуальностью, многосторонностью, субъ-ектностюь, массовостью, независимостью от времени и места общения, виртуальность, технологичность и оперативностью [7].

2. Определение дидактического и коммуникативного потенциала ресурсов и инструментов электронной информационно-образовательной среды. Как показали результаты анкетирования, приведенные выше, основным ресурсом для организации взаимодействия являлась автоматизированная система дистанционного обучения на базе платформы Moodle как официальный ресурс электронной

информационно-образовательной среды вуза. Элементами платформы Moodle, позволяющими решать коммуникативные задачи и развивать сетевую коммуникативную компетенцию у студентов при освоении различных дисциплин учебного плана, организации сопровождения педагогической практики и выполнения исследовательских работ студентами, представления результатов исследований, являются: «Глоссарий», «Задание», «Лекция», «Книга», «Опрос», «Семинар», «Страница», «Тест», «Форум», «Чат», Н5Р, HotPot, Wiki, SCORM. Каждый из указанных элементов благодаря различным настройкам позволяет реализовать различные формы и режимы коммуникативного взаимодействия.

Так, например, элемент «Лекция» позволяет выбрать как линейную схему изучения, так и сложную, содержащую различные пути и варианты освоения студентами, а также возможности активного взаимодействия студентов при освоении учебного материала, в частности для создания ситуаций (сценариев) для моделирования или принятия решений.

Элемент «Семинар» может применяться для организации индивидуальной и коллективной работы, в том числе проектной деятельности, способствуюя активизации общения, развитию дискурсивного, социального и социокультурного компонента сетевой коммуникативной компетенции. Данный элемент эффективен при проведении практических занятий, а также при организации представления и обсуждения результатов исследовательских работ студентов.

Особый интерес в плане организации коммуникативного взаимодействия и развития сетевой коммуникативной компетенции представляют такие ресурсы и элементы, которые характерны исключительно для электронной среды, такие как «^Ы», «Глоссарий»,» Форум», «Чат».

Элемент «Wiki» дает возможность создавать как индивидуальный, так и единый коллективный контент как результат выполнения групповой проектной работы.

Для организации взаимодействия участников образовательного процесса в син-

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

хронном и асинхронном режимах могут применяться различные инструменты электронной среды: чаты, форумы, блоги, электронная почта, ресурсы мессенджеров, социальных сетей, платформы видеоконференцсвязи и др. Через выполнение таких действий, как публикация объявлений, дискуссии в форумах, чатах, обсуждение в парах идей, возникающих проблем, обсуждения и оценивания результатов собственной работы и работ однокурсников, обмен сообщениями между участниками образовательного процесса реализуются следующие функции общения: мотивационно-побудительная, информационная, когнитивная, оказания влияния, контактная, координационная и др.) и создаются условия для развития компонентов сетевой коммуникативной компетенции.

3. Выбор и обоснование приемов и технологий организации коммуникативного взаимодействия в электронной информационно-образовательной среде. Независимо от применяемых ресурсов и элементов электронной среды, необходимо следовать этапам организации общения в электронной среде: этап, предшествующий взаимодействию, этап непосредственного взаимодействия, этап после взаимодействия. На всех указанных этапах для формирования сетевой коммуникативной компетенции могут применяться как технологии для организации развития коммуникативных умений при очном взаимодействии, но трансформированные с учетом особенностей коммуникации в электронной среде, так и характерные только для электронной среды технологии и приемы.

4. Отбор учебного материала, позволяющего решать коммуникативные задачи, развивать и совершенствовать компоненты сетевой коммуникативной компетенции, развивать умения в различных видах речевой деятельности, в том числе в профессиональной сфере.

5. Проектирование комплекса заданий и упражнений с учетом требований нормативных документов к результатам подготовки будущих педагогов к решению профессиональных и коммуникативнных задач, формируемым компетенциям и компетентностям, а

также с учетом особенностей ресурсов и инструментов электронной информационно-образовательной среды.

6. Выбор режимов, схем и форм организации взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться в синхронном и асинхронном режимах, при этом возможны различные схемы взаимодействия: «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - обучающий», «обучающийся - контент», «обучающийся - интерфейс» и др.

7. Осуществление обратной связи, контроля уровня сетевой коммуникативной компетенции, рефлексия коммуникативного взаимодействия. Важным этапом в развитии сетевой коммуникативной компетенции студентов является осуществление контроля уровня сформированности ее компонентов, для реализации которого могут применяться различные средства, способы, методы. Осуществление обратной связи и рефлексии после взаимодействия позволит выявить трудности, возникающие в процессе формирования сетевой коммуникативной компетенции, разработать предложения по преодолению данных трудностей и коммуникативных барьеров для более эффективного взаимодействия в электронной информационно-образовательной среде.

Выводы. В данной работе рассмотрены особенности коммуникативной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, обусловливающие специфику формирования сетевой коммуникативной компетенции и предложены способы формирования сетевой коммуникативной компетенции будущих педагогов при изучении различных дисциплин учебного плана, организации разных видов педагогической практики, сопровождении научно-исследовательской работы. Рассмотрены условия, которые необходимо учитывать при организации работы по формированию компонентов сетевой коммуникативной компетенции студентов. Сформированная в результате определенным образом организованной деятельности студентов сетевая коммуникативная компетенция позволит будущим педагогам более качественно ре-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

шать коммуникативные задачи и организовывать коммуникативное взаимодействие обучающихся в электронной информационно-образовательной среде.

Ответственный за переписку: Костикова Наталья Анатольевна — кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой социального и естественнонаучного образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: kostikova_nat@mail.ru

Corresponding Author: Kostikova Natalia Anatolyevna - Ph.D., Chair, Department of Social and Natural Sciences, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation, E-mail: kostikova_nat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.