14. Rahman, M.S.; Osman-Gani, A.M.; Raman, M. Destination Selection for Education Tourism: Service Quality, Destination Image and Perceived Spirituality Embedded Model / M.S. Rahman, A.M. Osman-Gani, M. Raman. - J. Islam. Mark. - 8. - 2017. -373-392 p.
15. Richards, G. Creativity and Tourism / G. Richards. - The State of the Art. Ann. Tour. Res. - 2021. - 1225-1253 p.
16. Sie, L.; Patterson, I.; Pegg, S. Towards an Understanding of Older Adult Educational Tourism through the Development of a Three-Phase Integrated Framework / L. Sie, I. Patterson, S. Pegg. - Curr. Issues Tour. - 19. - 2016. - 100-136 p.
17. Weiler, B.; Hall, C.M. Special Interest Tourism / B. Weiler, C.M. Hall. - Belhaven Press: London, UK. - 1992.
18. Wenger, E. Communities of Practice and Social Learning Systems / E. Wegner. - Organization. - 7. - 2021. - 225-246 p.
Педагогика
УДК 159.942; 378; 81
доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. Цель статьи: анализ реализации коммуникативных технологий в формировании эмоционального интеллекта человека как представителя лингвокультуры. Исследование проводилось с участием студентов первого и второго курсов высших учебных заведений. В статье определяются понятие эмоционального интеллекта и его взаимосвязь с коммуникативными технологиями. Описывается исследование, основанное на диагностике эмоционального интеллекта у студентов высших учебных заведений. Коммуникативные технологии, являясь многофункциональным педагогическим инструментом, расширяют возможности подготовки студента как профессионала и гражданина. Коммуникативные технологии способствуют формированию высококвалифицированного специалиста и разносторонне развитой личности, способной к построению результативного межличностного и межкультурного диалога, основывающегося на учете собственных эмоций и эмоций оппонента.
Ключевые слова: коммуникативные технологии, эмоциональный интеллект, взаимодействие, профессиональное учебное заведение, образовательный процесс.
Annotation. The purpose of the article is to analyze the implementation of communication technologies in the formation of the emotional human intelligence as a representative of linguoculture. The study was conducted with the participation of first- and second-year students of higher educational institutions. The article defines the concept of emotional intelligence and its relationship with communication technologies. The study based on the emotional intelligence diagnosis in higher education students is disclosed. Communication technologies, being a multifunctional pedagogical tool, expand the opportunities of training a student as a professional and citizen. They contribute to the formation of a highly qualified specialist and a diversified personality capable of building an effective dialogue based on considering their own emotions and those of an opponent.
Key words: communication technologies, emotional intelligence, interaction, professional educational institution, educational process.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/
Введение. В XXI веке как веке тотальной информатизации социума и визуализации данных коммуникативные технологии играют важную роль в оказании воздействия на человека в разных сферах деятельности [5; 7; 14; 15]. Коммуникативная интеракция в различных лингвокультурах и профессиональных средах представляет исследовательский интерес для междисциплинарного научного сообщества. Особого внимания заслуживает активно развивающаяся в цифровых условиях образовательная среда. Организация взаимодействия обучающихся является важным элементом процесса качественной подготовки в высших учебных заведениях, поскольку результативная коммуникация выступает составляющей конкурентоспособности будущего специалиста. Построение результативного диалога основывается не только на способности аргументированно высказывать свою точку зрения, владении аксиологическими, эстетическими, этическими и языковыми нормами [16; 17]. Большое значение имеет способность понимать эмоциональное состояние своего оппонента и свое эмоциональное состояние для наилучшего достижения целей и определения компромиссов. Развитие эмоционального интеллекта (EI) является одной из ключевых задач, решаемых высшими учебными заведениями.
Также стоит отметить, эмоциональный интеллект становится исследовательским приоритетом в эпоху цифровизации и перехода к электронным технологиям, где главенствующее место занимает виртуальное взаимодействие [1]. Искусственный интеллект развивается стремительно [8], внося свой вклад в трансформацию системы образования, в т.ч. и в персонализированное обучение с созданием индивидуальных траекторий.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что в новых цифровых условиях взаимодействие, основанное на учете эмоциональных потребностей человека и внимательном отношении друг к другу, становится востребованным инструментом в профессионально-деловой сфере. Растет потребность в изучении и развитии эмоционального интеллекта [9].
Цель статьи заключается в анализе реализации коммуникативных технологий в формировании эмоционального интеллекта человека как представителя лингвокультуры на примере его образовательной сферы деятельности.
Изложение основного материала статьи. Понятие эмоционального интеллекта может быть рассмотрено как набор навыков, способствующий распознанию и пониманию чужих эмоций и намерений, а также контролю собственных с целью решения различных практических задач [11]. Современный работодатель опирается на три позиции, обозначая конкурентоспособного и востребованного специалиста: адаптивность; способность работать с большими объемами информации; способность находить точки соприкосновения с разными людьми (эмоциональный интеллект) [12, C. 57-59; 13].
К примеру, для получения должности в крупной компании претендент должен пройти электронный тест, который предполагает определение человеческих эмоций [10, С. 24-29]. Необходимо определить какую именно эмоцию выражает тот или иной человек на фото. Результаты анализируются и отправляются потенциальному работодателю [4]. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет управлять эмоциями, следовательно, владеть собой. В зависимости от ситуации человек может подобрать наиболее адекватную стратегию поведения.
Эмоциональный интеллект обладает структурными компонентами, к которым принято относить такие способности,
как:
- способность воспринимать эмоции, оценивать их и выражать (определение эмоций в других людях через язык, внешний вид, звук и поведение);
- способность определять эмоцию через состояние и мысли; анализ эмоций и эмоциональных состояний других людей, способность ставить себя на их место (эмпатия);
- способность к выражению собственных эмоций и потребностей (самосознание, самоконтроль); социальная позиция (способность выстраивать взаимоотношения и связи, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты); цели и видение (способность ставить цели и достигать их, отстаивать собственные ценности) [3].
Формирование эмоционального интеллекта непосредственно связано с коммуникативными технологиями. Через активное коммуникативное взаимодействие в современной цифровой среде студенты самостоятельно и при консультативной помощи преподавателя могут определить наличие и уровень эмоционального интеллекта.
Как показывает анализ исследований эмоционального интеллекта, инструментарий для его диагностирования очень разнообразен. Особое внимание обращают на себя методы, которые основываются 1) на моделях способности (решении задач); 2) на смешанных моделях (самоотчете).
Среди методов, основанных на решении задач, стоит выделить «Тест Майера-Сэлоуэя-Карузо», который предлагает к исследованию такие факторы, как: 1) идентификация эмоций; 2) повышение результативности мышления; 3) осознание и понимание эмоций; 4) управление эмоциями.
Кроме того, внимания заслуживает «Тест «LEAS», который дает возможность диагностировать осознание разных эмоций. В тесте предлагаются 20 открытых заданий без готовых ответов.
Среди методов, основанных на самоотчете, стоит выделить опросник «EQ-i» Р. Бар-Она, который позволяет дать общую оценку эмоционального интеллекта с задействованием 5 шкал и 15 подшкал.
В исследовании приняли участие студенты младших курсов в количестве 45 человек в возрасте от 17 до 19 лет (включительно) (1-2 курс). На входном и заключительном этапе работы для диагностики была применена методика «эмоционального интеллекта» Н. Холла [6]. Методика включает в себя 30 вопросов (утверждений), распределяемых по пяти шкалам.
К первой шкале относится эмоциональная осведомленность.
Вторая шкала - управление своими эмоциями (способность восстанавливать эмоциональный баланс, способность выдерживать равновесие, эмоциональная отходчивость).
Третья шкала - это самомотивация (произвольное управление своими эмоциями).
На четвертой шкале находится эмпатия.
Пятая шкала включает распознавание чужих эмоций и воздействие на эмоциональное состояние других.
Для проведения оценки результатов студентам предлагается оценить то или иное утверждение, где -3 балла -абсолютно не согласен; -2 балла - в основном не согласен; -1 балл - частично не согласен; +1 балл - частично согласен; +2 балла - больше согласен, чем не согласен; +3 балла - абсолютно согласен.
Далее представлен фрагмент используемых в проведенной диагностике коммуникативных примеров утверждений:
«И отрицательные, и положительные эмоции играют значимую роль в жизни и помогают мне определять, как именно я должен поступить»; «отрицательные эмоции выступают индикатором изменений в жизни»; «давление со стороны не мешают моему спокойствию»; «я легко могу отслеживать изменения моих чувств»; «когда необходимо, мне легко удается действовать спокойно и сосредоточенно»; «при необходимости я способен вызывать у себя положительные эмоции»; «мне удается отслеживать то, что я чувствую»; «я спокойно могу выслушать проблемы других людей»; «я легко считываю знаки в общении»; «я способен помогать другим людям использовать их побуждения для достижения целей» и др.
Для каждой шкалы характерны конкретные вопросы. Интегративный уровень эмоционального интеллекта был определен по следующим показателям:
- 39 баллов и менее - определяет низкий уровень;
- 40-69 баллов - определяет средний уровень;
- 70 баллов и более - высокий уровень.
Далее представлены начальные результаты участников, которые показывают уровень эмоционального интеллекта на входном этапе исследования. Результаты исследуемой группы студентов:
- 55% респондентов обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта;
- 35% студентов обладают средним уровнем эмоционального интеллекта;
- 10 % обучающихся обладают низким уровнем эмоционального интеллекта.
Входной этап исследования демонстрирует, что достаточно большой процент студентов (больше половины - 55%) обладает способностью оценивать свои и чужие эмоций.
В течение года в подготовке студентов использовались коммуникативные технологии, которые были нацелены на повышение уровня эмоционального интеллекта обучающихся. В ходе реализации коммуникативных технологий студенты развивают важные способности:
- конгруэнтность (доверительные отношения);
- толерантность (признание ценности другого мнения);
- конструктивность (способность решать проблемы неконфликтным способом);
- выстраивание процесса сотрудничества (принятие коллективных решений для достижения общих целей);
- осуществление рефлексии [12].
Студенты принимали участие в различных деловых играх, проектах (индивидуальных и групповых), конкурсах профессионального мастерства. Для этого в процессе подготовки были задействованы средства электронного взаимодействия: мессенджеры, через которые обучающиеся решали текущие вопросы и темы, требующие оперативного обсуждения; электронные платформы, где они могли обмениваться большими файлами и коммуницировать с преподавателем, получая поддержку и соответствующие консультации. В очном формате среди студентов проводились круглые столы и мозговые штурмы, которые позволяли выявить наилучшие идеи для решения возникающих проблем и затруднений. Каждый из участников мог высказаться по поводу того или иного вопроса.
В текстовых мессенджерах преимущественно для выражения чувств и эмоций используются редкие пунктуационные, лексические и графические средства, в т.ч. эмодзи, стикеры и т.п. Что касается эмодзи и стикеров, то они отражают отношение коммуниканта к происходящим событиям и побуждают к каким-либо действиям своего партнера. Замена слов смешными картинками способствует улучшению эмоционального восприятия сообщения. Довольно частотны случаи полного исключения текстового комментария после или до картинки. Психологически адресанту легче отправить адресату картинку, чем пытаться выразить свою мысль и состояние словами.
Поскольку текстовые мессенджеры не дают возможности достоверной оценки эмоционального состояния собеседника, студенты часто использовали их видеофункционал. Так обучающиеся могли обратить внимание на жесты и мимику своего оппонента.
В ходе выполнения работ студенты отслеживали свои эмоциональные состояния, затем фиксировали ситуацию, в ходе которой возникла та или иная эмоция, саму эмоцию и собственное поведение, далее данные заносились в таблицу. Ведение такого дневника позволило студентам обратить внимание на свои эмоции и скорректировать поведение в соответствии с ними. К концу исследования обучающиеся смогли более четко описывать свои реакции на определенные ситуации и реакции своих одногруппников, а также применять альтернативные способы поведения, которые являются более эффективными.
На заключительном этапе проведения исследования были получены следующие результаты. Установлено, что:
- 75% респондентов обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта;
- 25% студентов обладают средним уровнем эмоционального интеллекта;
- 0% обучающихся обладают низким уровнем эмоционального интеллекта.
Подчеркнем, что зафиксирован высокий уровень эмоционального интеллекта у 75% студентов. Это обусловлено тем, что систематическое отслеживание собственных чувств и эмоций в течение выполнения проекта и участия в конкурсах позволило более внимательно относиться к своему и чужому эмоциональному состоянию. Кроме того, обсуждение альтернативных вариантов поведения в различных ситуациях со своими одногруппниками расширили возможности их взаимодействия.
Реализуемые коммуникативные технологии, как в дистанционном, так и в очном формате позволили студентам выстроить процесс активного взаимодействия, который способствовал достижению поставленных целей.
Выводы. В ходе работы была достигнута цель статьи. Нами был проведен анализ реализации коммуникативных технологий в формировании эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений в условиях цифровизации.
В ходе исследования обучающиеся смогли приобрести опыт непосредственного отслеживания собственных эмоций и поведения, которое становилось следствием возникающих чувств. Часто, негативная, резкая и мало аргументированная позиция была причиной конфликта между студентами, что мешало продолжению работы над проектами. Однако, обсуждение возможных альтернативных способов разрешения ситуации позволяло оперативно решать вопросы. Используемые для выполнения проектов, участия в конкурсах и других подобных мероприятиях коммуникативные технологии становятся результативным способом формирования эмоционального интеллекта.
Повышение уровня эмоционального интеллекта у студентов свидетельствует о высокой значимости реализуемых в ходе подготовки коммуникативных технологий. Рассматриваемые технологии в современной цифровой образовательной среде способствуют формированию высококвалифицированного специалиста и разносторонне развитой личности, способной к построению результативного диалога, основывающегося на учете собственных эмоций и эмоций оппонента.
Эмоциональный интеллект расширяет поле взаимодействия оппонентов. Аргументированная позиция дополняется осознанием своего эмоционального состояния и состояния собеседника, что позволяет произвести достаточно объективную оценку ситуации и избежать конфликта интересов, ориентироваться на достижение компромисса и решению поставленных задач. Особенно значим учет полученных результатов для межличностного и межкультурного взаимодействия как офлайн, так и онлайн.
Литература:
1. Ахмадова, Т.Х. Формирование проектно-исследовательских компетенций студентов в вузе / Т.Х. Ахмадова, Г.М. Махаева, Н.Ю. Гаджиева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6(85). - С. 363-364. - DOI 10.24412/19915500-2020-685-363-364. - EDN MOABCK.
2. Ваганова, О.И. Возможности инновационных технологий в повышении качества профессионального образования / О.И. Ваганова, О.Г. Шагалова, Е.А. Алешугина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 2(27). - С. 57-59. - DOI 10.26140/anip-2019-0802-0011. - EDN CUIHXM.
3. Дульчаева, И.Л. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности / И.Л. Дульчаева, Н.Б.Ц. Содномова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 7(87). - С. 82-87. - DOI 10.24158/spp.2021.7.14. - EDN XUXTDY.
4. Ермолаева, Е.Л. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся / Е.Л. Ермолаева, А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 1(4). - С. 7-15. - DOI 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15. - EDN UPZPGW.
5. Желтухина, М.Р. Воздействие медиадискурса на адресата : учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / М.Р. Желтухина. - Волгоград: Издательство ВГПУ "Перемена", 2014. - 91 с. - ISBN 978-5-9935-0312-7. EDN RVTMLN.
6. Козлов, В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, В.А. Мазилов, Н.П. Фетискин. - Издание 2-е дополненное и переработанное. - Москва: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. - 720 с. - ISBN 5-89939-086-7. - EDN YVTRLV.
7. Коммуникация. Теория и практика : учебник / Л.Г. Викулова, М.Р. Желтухина, С.А. Герасимова, И.В. Макарова. -Москва: Общество с ограниченной ответственностью "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВКН", 2020. - 336 с. - ISBN 978-5-78731738-1. EDN FTCCLJ.
8. Овечкина, А.И. Влияние проектной деятельности на формирование общепрофессиональных компетенций / А.И. Овечкина, Н.П. Петрова, Р.И. Присяжная // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2021. - № 6(132). - С. 142-148. - EDN ZPQIAU.
9. Петров, А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением / А.Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 10-1(48). - С. 119-123. - EDN JVGKMV.
10. Петров, Ю.Н. Перспективы развития и принципы построения основных компонентов содержания образования / Ю.Н. Петров, А.Ю. Петров // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". -2014. - № 4(64). - С. 24-29. - EDN TJGGQX.
11. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов / О.И. Ваганова, А.В. Хижная, Е.А. Костылева, Д.С. Костылев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4-4. - С. 815-817. -EDN VSDHWD.
12. Янкина, Н.В. Обучение межкультурной коммуникации как компонент профессионального образования личности / Н.В. Янкина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 6-3(96). - С. 102-104. - DOI 10.23670/IRJ.2020.96.6.097. - EDN ADRNLA.
13. Development of professional-pedagogical focus of a teacher in vocational training / O.I. Vaganova, I.S. Vinnikova, L.A. Sundeeva [et al.] // Amazonia Investiga. - 2020. - Vol. 9. - No 25. - P. 350-355. - EDN JIBYPQ.
14. Ostrikova, G.N. Learning Via Visualization at the Present Stage of Teaching a Foreign Language / G.N. Ostrikova, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina, I.G. Sidorova // Astra Salvensis. - 2018. - Vol. 6. - No S1. - P. 601-607. - EDN YAIRPN.
15. Volskaya, N.N. Effective suggestive psychotechniques in the political media discourse / N.N. Volskaya, L.A. Borbotko, M. R. Zheltukhina [et al.] // XLinguae. - 2017. - Vol. 10. - No 4. - P. 84-95. - DOI 10.18355/XL.2017.10.04.08. EDN XNPNVO.
16. Zheltukhina, M.R. Dialogue as a constituent resource for dramatic discourse: Language, person and culture / M.R. Zheltukhina, A.V. Zinkovskaya, V.V. Katermina, N.B. Shershneva // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. - No 15. - P. 7408-7420. - EDN WODGOP.
17. Zheltukhina, M.R. Utilitarian and aesthetic values in the modern German society (through the example of print media advertisements) / M.R. Zheltukhina, N.A. Krasavsky, G.G. Slyshkin, E.B. Ponomarenko // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - Vol. 11. - No 5. - P. 1411-1418. - EDN NZGQMX.
Педагогика
УДК 378.4
доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); кандидат филологических наук, доцент Бусыгина Марьяна Владимировна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград)
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении культурных ценностей в качестве элементов для формирования навыков деловой коммуникации. Центральными понятиями выступают культурные ценности и деловая коммуникация, оказывающие друг на друга взаимное влияние. Деловая коммуникация играет значимую роль для осуществления профессиональной деятельности и сохранения конкурентоспособности специалиста. Исследование демонстрирует диагностические данные сформированности навыков деловой коммуникации участников и оценку влияния культурных ценностей как значимых инструментов в процессе их формирования.
Ключевые слова: культурные ценности, деловая коммуникация, профессиональная подготовка, коммуникативная компетенция.
Annotation. The purpose of the article is to consider cultural values as elements for the formation of business communication skills. The central concepts are cultural values and business communication, which mutually influence each other. Business communication plays a significant role in the implementation of professional activities and maintaining the competitiveness of a specialist. The study shows diagnostic data on the formation of business communication skills of participants and an assessment of the influence of cultural values as the leading tools in their formation.
Key words: cultural values, business communication, professional training, communication skills.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/
Введение. Профессиональное взаимодействие является значимым функционально-структурным элементом в осуществлении профессиональной деятельности. Современному специалисту необходимо устанавливать контакты, вести деловые беседы, переговоры и владеть навыками публичных выступлений, поскольку это обеспечивает его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
В деловом общении центральную позицию занимает сама личность, деятельность которой основывается на ценностях, нормах, требованиях, присущих какой-либо культуре. В процессе подготовки специалистов как граждан определенной страны нельзя не учитывать данный факт.
Культурные ценности выступают ядром национальной культуры, которая оказывает значительное влияние на людей к ней принадлежащей, воспитание которых осуществлялось в конкретной лингвокультурной среде. Появившиеся убеждения и формы общения, поведения, основывающиеся на сформировавшихся ценностях и формируемых, в т.ч. через средства массовой информации в жанрах «новости», «реклама», «пресс-релиз» [2; 8], в новых условиях цифровой среды, должны учитываться в деловой сфере, поскольку каждый человек как гражданин того или иного государства и как личность, принадлежащая к той или иной культуре, проявляет особенности с ней связанные.
Современное деловая коммуникация предполагает учет вербальных и невербальных аспектов взаимодействия, аксиологию делового общения, управление конфликтными ситуациями, знание правил делового этикета, осуществление деловой переписки (в том числе электронной коммуникации) на родном и иностранном языках, владение приемами диагностики собственных психических состояний и поведения окружающих людей.
Цель статьи заключается в рассмотрении культурных ценностей как элементов формирования навыков деловой коммуникации. Знание культурных ценностей (своих и других народов) позволяет оперативно оценивать ситуацию развивающегося процесса коммуникации и предпринимать соответствующие действия для продолжения общения или его завершения с наилучшими результатами и получением выгоды. Современные массмедиа разных стран отражают актуальность данной темы, транслируя как деловые интервью в прессе, на радио, телевидении, в Интернете в виде встреч с бизнесменами на бизнес-форумах, в студии, в блогах, в соцсетях, так и деловые публикации по проблемам бизнес-сообщества, бизнес-образования, бизнес-коммуникации. Учет лингвокультурной специфики, влияния культурных ценностей на процесс деловой коммуникации в современном медиапространстве и формирование соответствующих навыков у потенциальных партнеров по деловому общению обладает особой значимостью для успешного развития бизнеса внутри государства и за его пределами. Именно поэтому данный аспект важен в образовательном процессе для формирования у обучающихся навыков эффективной деловой коммуникации.
Изложение основного материала статьи. Деловая коммуникация рассматривается в качестве взаимодействия, осуществляемого в сфере профессиональных отношений, целью которого является достижение конкретных результатов, связанных с усовершенствованием какой-либо сферы деятельности, либо конечного продукта [1, С. 363-364]. В процессе