В. А. Сухорукое
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНИКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
(В ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В АДЪЮНКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ)
Развитие личности преподавателя образовательной организации МВД России — длительный, сложный, внутренне противоречивый и обусловленный влиянием многочисленных факторов процесс. Исходные знания, навыки, умения, качества формируются у будущего педагога в процессе его обучения в адъюнктуре.
Особое место в числе умений и навыков занимает развитая речь — основной инструмент деятельности преподавателя и важнейшее средство обучения и воспитания. В статье подробно освещаются качественные характеристики техники публичного выступления: правильная речь (дикция, грамотность, поставленный голос); разумное сочетание речи, мимики и жестикуляции; владение техникой интонирования для выражения разных чувств (просьба, требования, вопрос, приказ, совет, пожелание и т. п.); осуществление ритмичного дыхания; управление вниманием обучающихся и др.
Использование предложенных методов и приемов публичного выступления поможет обучающимся по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре образовательной организации МВД России достичь поставленных целей и добиться успеха.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, публичное выступление, техника речи, поза, жестикуляция и мимика, дикция, интонация, управление вниманием, педагогический менеджмент, логика публичного выступления.
V. A. Sukhorukov
METHODS OF TECHNIQUES OF PUBLIC SPEAKING
(TO HELP THOSE STUDYING PROGRAMS OF LECTURERS AND RESEARCH STAFF TRAINING
ATTHE POST-GRADUATE DEPARTMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
OF THE INTERNAL AFFAIRS MINISTRY OF RUSSIA)
Development of the personality of lecturer at the educational organization of the Internal Affairs Ministry is a long, complex, and internally contradictory process influenced with numerous factors. Initial knowledge, skills, abilities, and professionalismof the future lecturer are developedwhile studying at the post-graduate department.
Among skills and abilitiesof pedagogical techniques a developed speech of the lecturertakes a special place, it is the main tool of his/her activity and the most important means of education. The article deals with the qualitative characteristics of public speakingtechniques: i.e. correct speech (diction, literacy, "trained voice"); a reasonable combination of speech, facial expressions (mimics) and gestures; mastering intonation to express different feelings (requests, demands, questions, orders, advice, etc.); rhythmic breathing; control of students attention, etc.
Usage of the listed methods and techniques of public speaking will help those studying programs of lecturers and research staff training at the post-graduate department of the educational organization of the Internal Affairs Ministry of Russiato achieve their goals and to succeed.
Key words: pedagogical skills and abilities, public speaking, speech techniques, posture, gestures and facial expressions (mimics), diction, intonation, control of attention, pedagogical management, logic of public speaking.
Министерство внутренних дел Российской Федерации ставит перед ведомственными учебными заведениями в качестве первоочередной задачу формирования кадрового корпуса, отвечающего требованиям и ожиданиям общества, т. е. создание современного облика полиции, укрепление доверия граждан к этому институту власти. Одно из направлений данной работы — качественная подготовка выпускников образовательных организаций МВД России, которая невозможна без высокой квалификации педагогических работников.
Развитие личности преподавателя — длительный, сложный, внутренне противоречивый и обусловленный влиянием многочисленных факторов процесс. Путь к профессионализму проходит через несколько уровней компетентности, которые, по сути, являются его вершинами.
Исходные знания, навыки, умения, качества формируются у будущего преподавателя в период его обучения в адъюнктуре. Однако, чтобы стать мастером своего дела, одних теоретических знаний недостаточно. Профессиональные качества
совершенствуются только с началом педагогической деятельности.
Общение с опытными преподавателями дает возможность профессионального роста и стимулирует поиск собственных путей развития.
Педагогическая деятельность, как любая другая, имеет качественные характеристики. Оценить ее возможно по совокупности умений и навыков педагогической техники, к которым можно отнести:
— правильный стиль и тон в общении с обучающимися;
— управление вниманием аудитории;
— управление темпом деятельности обучающихся;
— правильную речь (дикция, грамотность, поставленный голос);
— осуществление ритмичного дыхания;
— разумное сочетание речи, мимики и жестикуляции;
— управление своим телом;
— снятие мышечного напряжения в процессе выполнения педагогических действий;
— демонстрацию отношения к поступкам обучающихся;
— управление своими психическими состояниями;
— владение техникой преднамеренного вызова чувств удивления, радости, гнева и т. п.;
— владение техникой интонирования для выражения разных чувств (просьба, требование, вопрос, приказ, совет, пожелание и т. п.);
— мобилизацию творческого самочувствия перед предстоящим общением с обучающимися и др.
Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитая речь — основной инструмент деятельности преподавателя и важнейшее средство обучения и воспитания.
Готовясь к публичному выступлению, педагог должен помнить, что большинство обучающихся связывают психологические качества преподавателя с особенностями его внешности, т. е. встречают по одежке. В связи с этим выглядеть нужно безупречно (соответственно положению и проводимому мероприятию).
В начале выступления перед педагогом, вышедшим к аудитории, стоит задача сосредоточить внимание всех присутствующих.
Опытный преподаватель не спешит начинать свою речь. Спокойно положив перед собой записи, он выдерживает паузу в 5—10 сек. Она имеет большое психологическое значение: дает возможность обучающимся визуально познакомиться с преподавателем, сформировать первое впечатление о нем (обучающиеся обращают внимание на рост, телосложение, осанку, одежду педагога). В это же время преподаватель стремится установить зрительный контакт с аудиторией.
Любой педагог должен научиться преодолевать нерешительность и нервозность. Пауза перед началом выступления помогает ему освоиться на трибуне, преодолеть чрезмерное волнение.
В первые минуты выступления необходимо попытаться уловить настроение обучающихся, их отношение к себе и теме разговора, подобрать верный тон речи, создать атмосферу делового взаимодействия с присутствующими.
Чтобы расположить к себе аудиторию, нужно выбрать наиболее подходящую линию поведения. Практически безошибочно действует откровенный разговор на равных, изложение собственной точки зрения.
В благоприятной обстановке лучше всего начать речь спокойно, сравнительно негромко и в несколько замедленном темпе. Если же пауза затягивается, а аудитория начинает шуметь, необходимо преодолеть шум и начать речь в несколько повышенном тоне.
Важную роль в установлении психологического контакта с обучающимися имеет поза преподавателя, которая в значительной степени определяется его индивидуальным стилем, привычкой.
Отдельные педагоги, особенно те, кто не обладает опытом публичного выступления, стоят перед аудиторией неподвижно, навытяжку, как в строю, другие топчутся на месте, третьи раскачиваются, четвертые не знают, куда девать руки и т. д. Подобные неловкости могут вызвать смех в аудитории, отвлечь ее внимание, снизить авторитет выступающего.
Необходимо периодически менять позу в процессе выступления, так как фигура преподавателя, неподвижно стоящего в течение длительного времени перед аудиторией, утомляет обучающихся. В то же время частая смена позы создает впечатление, что преподаватель не может найти себе места.
Педагогу следует добиться ощущения устойчивого равновесия, подвижности и естественности. Не нужно «прятаться» за трибуну или «ложиться» на нее. Преподавателю со слабым зрением лучше держать текст в руках или на небольшой подставке.
Естественными элементами поведения педагога, дополнительным средством воздействия на аудиторию служат жестикуляция и мимика. Являясь естественным выражением эмоционального отношения педагога к излагаемому материалу, они как бы вытекают из содержания его речи, в них находят отражение мысли и чувства говорящего.
Жесты, ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, вызывают аналогичные скрытые движения у обучающихся, настраивая их соответствующим образом, помогают сосредоточить внимание на наиболее важных частях выступления. Следует помнить, что не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Излишняя жестикуляция
утомляет и раздражает аудиторию. Не украшают речь преподавателя и жесты-паразиты — устойчивые привычки то и дело встряхивать головой, поправлять волосы, почесывать затылок, теребить пуговицу на одежде и др. Все это отвлекает от восприятия речи. От таких жестов нужно избавляться, следить за собой не только во время выступления, но и в повседневной жизни.
Являясь важным средством эмоционального воздействия педагога, мимика способствует передаче обучаюимся целой гаммы чувств и переживаний. Выражение лица преподавателя должно всегда соответствовать характеру его выступления. Странно выглядит педагог, постоянно улыбающийся во время выступления на серьезную тему. Не менее нелепым является вид скучающего или безучастного лектора. Неприятен для аудитории и чересчур «сердитый» преподаватель, зато улыбка, выражающая духовное здоровье, нравственную чистоту и внутреннюю силу, способна вызвать у обучающихся широкий диапазон положительных эмоций и чувств.
Выразительность и подвижность публичного выступления обеспечивает техника речи.
Украшением публичного выступления преподавателя является богатая интонациями речь. Интонация представляет собой совокупность тональности, громкости, темпа и ритмики речи.
Педагог должен в совершенстве владеть всем диапазоном своего голоса, обеспечивать высокое качество звучания во всех регистрах: среднем, грудном, головном. При этом ему необходимо выделять громкостью наиболее значимые слова или словосочетания. Плавный переход от одного тона к другому создает мелодичность речи, придает выразительность выступлению. Важно соразмерять громкость речи преподавателя с количеством обучающихся и размером помещения. Неоправданно громкая речь в малой аудитории действует на присутствующих раздражающе.
Темп речи — важный компонент речевой техники. Он зависит как от индивидуальных качеств педагога, так и от содержания речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи составляет около 120 слов в мин (на одну страницу текста с полуторным интервалом тратится 2—2,5 мин). Публичное выступление как более важное протекает медленнее обычного разговора. Скорость речи при выступлении должна замедляться, когда обучающиеся ведут записи. Высокий темп ухудшает восприятие учебного материала.
Темп и ритмичность речи выступающего зависят от умелого использования пауз, которые являются обязательными элементами интонационного рисунка выступления, помогают сосредоточить внимание обучающихся, подчеркивают кульмина-
ционный момент речи. Кроме того, облегчают дыхание преподавателя, позволяют подобрать нужное слово, уточнить формулировку и т. п. Во время паузы общение педагога с обучающимися не прекращается. Смысловое значение здесь имеют поза, движения, жесты и мимика.
Большое влияние на качество речи оказывает дикция выступающего — ясность и четкость в произнесении звуков, слов и фраз, а также правильное дыхание, способствующее снижению утомляемости в процессе выступления.
Во время лекции педагогу важно постоянно управлять вниманием аудитории. Задача сосредоточения внимания решается во вступительной части речи преподавателя, но, главное — поддерживать его на протяжении всего занятия.
Устойчивость внимания обучающихся зависит от мастерства преподавателя.
В содержательном плане выступление должно соответствовать интересам и установкам обучающихся. Возбуждает и удерживает внимание та речь, в которой содержится что-то новое, любопытное, где идеи или факты подаются в противопоставлении, представляется и обсуждается какая-то проблема. Легче удержать внимание разнообразной и интересной аргументацией, яркой и убедительной мыслью. Обучающиеся станут внимательно слушать преподавателя, если его речь будет грамотной, логически выстроенной.
В организационном плане произнесение речи должно быть динамичным, свободным от чтения текста, возможно с опорой на конспект, тезисы или план. Здесь имеют значение мимика, жесты и движения преподавателя.
Поддержанию внимания обучающихся служит подчеркивание, оригинальное выделение необходимых моментов выступления, повторение наиболее важных мыслей, а также создание впечатления зрительного контакта с каждым обучающимся. Для этого во время выступления следует медленно переводить взгляд от одной части обучающихся к другой, от передних рядов к задним, не оставлять без внимания ни одного присутствующего.
В целях восстановления или усиления внимания обучающихся можно использовать следующие приемы:
1. Повышение громкости речи (иногда понижение до шепота) или изменение тона. После восстановления внимания необходимо возвратиться к обычной громкости, так как длительное использование этого приема может быть воспринято как усиление нервозности преподавателя.
2. Изменение темпа речи (особенно замедление с четким произнесением каждого слова или фразы для подчеркивания их значимости).
3. Использование пауз (рассчитанных и умело выдержанных).
4. Применение жестов (эмоциональных или указывающих) и движение преподавателя по направлению к обучающимся.
5. Обращение к аудитории, постановка вопросов для совместного размышления.
6. Неожиданное прерывание начатой мысли («кстати...», «да, чуть не забыл...») с последующим возвратом к недоговоренному.
7. Использование наглядных средств.
8. Зачитывание небольшого фрагмента из принесенной книги, документа, блокнота, планшета или смартфона.
Важным элементом техники публичного выступления является педагогический менеджмент. Умело используя разнообразные методы управления ходом изложения содержания учебного материала, преподаватель достигает необходимого результата.
Дедуктивный метод позволяет убедить обучающихся по-новому взглянуть на конкретные факты на основе уже известных представлений (от общего — к частному).
Индуктивный метод приучает обучающихся делать обобщение, вывод исходя из знания единичных фактов, событий (от частного — к общему).
Обращение педагога к фактам и примерам во время выступления не должно быть излишним, чтобы это не привело к распространенной логической ошибке «ложного обобщения».
Активизировать мыслительную деятельность обучающихся путем постановки и совместного разрешения проблемных вопросов позволяет использование метода проблемного изложения.
Метод аналогии подводит обучающихся к операции умозаключения, когда знание, полученное при рассмотрении какого-либо объекта, предмета или явления, переносится на другой, сходный по существенным свойствам, но менее изученный.
Метод контраста служит для показа принципиальных качественных различий при рассмотрении объектов, предметов или явлений.
Сущность концентрического метода состоит в том, что ход выступления и изложения материала
выстраивается вокруг поставленной проблемы. При этом педагог постоянно возвращается к ней, углубляя и развивая ее.
Ступенчатый метод рассчитан на последовательное изложение содержания рассматриваемой проблемы.
Хронологический метод позволяет в процессе выступления выстроить события или явления последовательно в хронологическом порядке.
Изложить факты или события наглядно в динамике и во взаимодействии помогает пространственный метод.
Используя метод альтернативы, преподаватель предлагает обучающимся выбрать наиболее приемлемый способ решения рассматриваемой проблемы из нескольких, предварительно озвученных.
Требования к логике публичного выступления:
— определенность речи (ясность и точность изложения мыслей и рассуждений без произвольной смены предмета рассуждения и подмены или смешения понятий);
— непротиворечивость речи (последовательность отстаивания высказанной точки зрения);
— обоснованность речи (ее связь с научно обоснованными теоретическими положениями, действительными фактами, событиями или явлениями реальной жизни);
— «психологичность» речи (стимулирование осмысления и запоминания информации путем ее повторения и изменения интонации произнесения).
Каждый человек в свой жизни сталкивается с необходимостью выступить публично. Педагог делает это постоянно.
Техника публичного выступления — целое искусство, познать все тонкости которого может каждый желающий. Использование предложенных методов и приемов публичного выступления поможет обучающимся по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре образовательной организации МВД России достичь поставленных целей и добиться успеха.
© В. А. Сухоруков, 2017
НоНН«