Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ"'

ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
406
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / РЕЧЬ / АНТИЧНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН / КОМПОЗИЦИЯ / ПЛАН / МИКРОТЕМА / ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ДИКЦИЯ / PUBLIC SPEAKING / SPEECH / ANTIQUE RHETORICAL CANON / COMPOSITION / PLAN / MICROTHEME / FACTUAL MATERIAL / DICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иващенко Валентина Павловна

Рассматриваются основные положения подготовки к публичному выступлению на примере дисциплины «Индивидуальное проектирование». Отмечается, что в рамках данной дисциплины обучающиеся приобретают опыт работы с научной литературой и её систематизацией, навык сбора и классификации фактического материала, а также основы техники речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FOR A PUBLIC PERFORMANCE DISCIPLINES INDIVIDUAL DESIGN

The article discusses the main provisions of the preparation for public speaking on the example of the discipline "Individual Design". It is noted that in the framework of this discipline, students gain experience with scientific literature and its systematization, the skill of collecting and classifying factual material, as well as the basics of speech technology.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ"»

УДК 377.112

ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Иващенко Валентина Павловна

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия,

г. Иркутск, e-mail: [email protected]

PREPARATION FOR A PUBLIC PERFORMANCE DISCIPLINES INDIVIDUAL DESIGN

Valentina Ivaschenko

Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines The East-Siberian branch of Russian State University of Justice, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются основные положения подготовки к публичному выступлению на примере дисциплины «Индивидуальное проектирование». Отмечается, что в рамках данной дисциплины обучающиеся приобретают опыт работы с научной литературой и её систематизацией, навык сбора и классификации фактического материала, а также основы техники речи.

ABSTRACT

The article discusses the main provisions of the preparation for public speaking on the example of the discipline "Individual Design". It is noted that in the framework of this discipline, students gain experience with scientific literature and its systematization, the skill of collecting and classifying factual material, as well as the basics of speech technology.

Ключевые слова: публичное выступление; речь; античный риторический канон; композиция; план; микротема; ключевые слова; фактический материал; дикция.

Keywords: public speaking; speech; antique rhetorical canon; composition; plan; microtheme; keywords; factual material; diction.

Работа студентов над индивидуальным проектом завершается защитой с презентацией. Чтобы выступление было успешным, чтобы студент смог донести до слушателей содержание работы, к нему следует долго и тщательно готовиться.

Защита индивидуального проекта — это публичная речь, в которой выступающий представляет слушателям свою работу, подготовленную в течение учебного года. Студент впервые выступает в роли оратора на научной конференции, поэтому ему необходимо научиться готовить выступление, излагать его доступно, владея своим голосом, устанавливать контакт с аудиторией, уметь отвечать на вопросы, уложиться в отведённое время.

Публичная речь (публичный — в присутствии публики, открытый) — это выступление с определённой целью перед аудиторией, изложение какой-либо информации, возможно, с показом наглядного материала [2, с. 347].

Хорошая публичная речь определяется глубиной содержания и формой изложения. И то и другое требует времени и упорной работы.

С чего начать работу, если необходимо создать текст публичного выступления? И как её

продолжить?

На занятиях по индивидуальному проектированию студенты узнают, что ещё в античные времена были выделены этапы работы над речью, так называемый античный риторический канон, служащий своего рода схемой действий будущего оратора, т. е. правила работы над речью [3, с. 384].

Античный риторический канон включает в себя пять этапов, отражающих порядок действий [1, с. 252]. Изобретение (инвенция) — это отбор содержания выступления, или замысел речи. Расположение (диспозиция) — работа над композицией речи. Выражение (элоку-ция) — этап редактирования речи, подбор нужных слов. Запоминание (мемория) — это усвоение содержания речи, технический этап подготовки. Произнесение (акция) — общение оратора с аудиторией, кульминация ораторской деятельности. Шестой этап — рефлексию (анализ результатов выступления) — выдвигает современная риторика.

Глагол Ъ

ПРАВОСУДИЯ

3(21)/2019

Итак, подготовка публичного выступления состоит из докоммуникативного этапа — работа над текстом речи (первые четыре части канона); коммуникативного — произнесение речи, взаимодействие оратора и аудитории; посткоммуникативного — анализ, осмысление произнесённой речи.

Подготовка публичного выступления — процесс длительный, он начинается с составления полного письменного текста.

Когда тема проекта определена, необходимо приступить к сбору материала: изучить литературу по выбранной теме, осмыслить и проанализировать её, подобрать фактический материал (по русскому языку — это рекламные тексты, газетные статьи, пословицы; речь окружающих, содержащая жаргонизмы, просторечия, слов а-паразиты), провести анкетирование или опрос обучающихся. В ходе этой работы студенты делают записи, составляют конспекты, выписывают цитаты, цифры, факты, создают картотеку — это отбор содержания будущего выступления.

Собранный материал необходимо расположить в соответствии с логикой рассуждения, очерёдностью мыслей в исследовании предмета речи — это композиция [3, с. 346]. Она вытекает из плана, который делает речь стройной, позволяет избежать лишнего и отхода от темы. На занятиях по индивидуальному проектированию и по предмету студенты должны научиться выделять микротемы и ключевые слова в текстах учебной литературы, в конспектируемых научных статьях и научиться составлять планы, простые и сложные. Сначала это предварительный план, он является рабочим, а затем составляется основной.

Композиция — основа речи, которая представляет собой последовательное расположение содержательного материала. Деление публичной речи на вступление, основную часть и заключение отражает главную задачу: сначала ориентировать аудиторию в замысле речи, затем изложить суть проблемы и подвести итоги сказанного.

Основная часть обычно состоит из более дробных частей — микротем, которые содержат законченные по смыслу фрагменты речи, включающие отдельные суждения и аргументы.

Когда части публичного выступления определены и расположены, начинается работа над словесным оформлением текста речи, для этого требуется найти слова, наиболее точно выражающие смысл. Большую роль на этом этапе работы над текстом речи играют

синонимы, их функция и заключается в том, чтобы речь не была однообразной. Здесь предстоит работа по подбору синонимов. Чтобы выработать навык, выполняем тренировочные упражнения, такие, например: в текстах устранить повторяющиеся слова, заменить их синонимами; вставить вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках; подобрать к выделенным словам синонимы (например: подлинная правда, незаурядный ум, витиеватый слог, требовать возмездия и др.).

После оформления полного письменного текста индивидуального проекта необходимо подготовить публичный доклад для устного восприятия. Этот текст отличается от письменного по нескольким параметрам.

Письменная и устная речь по-разному создаётся, реализуется и по-разному воспринимается адресатами.

Устная речь, в отличие от письменной речи, воспринимается на слух, поэтому она должна быть построена таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось.

Для этого необходимо:

1. Сократить текст, но при этом сохранить содержание. На защиту следует вынести только самое основное и важное. Желательно сформулировать тезисы к каждой главе. Не стоит кратко пересказывать всю работу.

2. Использовать простые синтаксические конструкции, сложные предложения заменить простыми, возможны повторы и неполные простые предложения.

3. Причастные обороты лучше заменить придаточными предложениями. (Например, материалы, исследуемые (которые исследуются) в 1-й главе). В устном тексте желательно не употреблять деепричастные обороты: они являются принадлежностью письменной речи, труднее воспринимаются на слух.

4. Использовать прямой порядок слов в предложении (подлежащее + сказуемое).

5. Избегать слов и фраз, которые трудно произносятся или их сложно понять; слова должны восприниматься на слух. Возможна литературная разговорная лексика.

6. Умело использовать средства звуковой и интонационной выразительности, пользоваться паузами, логическим ударением и невербальными средствами: жестами, мимикой.

7. Рассчитать время выступления: введение — 10—15 % всего времени, основная часть — 70 %, заключение — 5—10 % — по данным разных источников. Если оратор не уложился по времени, то цель выступления не достигнута.

3(21)/2019

ГЛАГ О Л Ъ

ПРАВОСУДИЯ

Технический этап подготовки к публичному выступлению — запоминание (мемория). Когда речь подготовлена, её необходимо репетировать. Готовясь к занятию, студент должен несколько раз прочитать доклад вслух, обращая внимание на дикцию, произношение, темп речи, громкость голоса. Во время чтения выявляются ранее не замеченные недочёты выступления, а также выступающего. Желательно прочитать текст кому-либо постороннему и выслушать его мнение.

Студенты пытаются заучить текст речи наизусть, но при волнении или какой-либо неожиданности можно всё забыть, поэтому написанный текст публичной речи следует хорошо осмыслить, выделить основные части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать, попытаться восстановить в памяти план и содержание. Во время занятий по индивидуальному проектированию практикуются «репетиции» публичного выступления: текст по возможности произносится на память, разрешается заглядывать в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, цифровые данные.

Текст выступления лучше запоминается, если использовать рисунки, схемы, картинки, графики, таблицы — зрительное запоминание; а также многократное произнесение вслух — слуховое запоминание.

Работая над запоминанием текста выступления, ребята выделяют основные положения, нумеруют освещаемые вопросы, отмечают фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, в трудных словах ставят ударение. Можно выделить места, где необходимы паузы. Речь желательно набрать крупным шрифтом с большим интервалом. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Репетировать надо до тех пор, пока не почувствуешь себя уверенно.

Кульминация ораторской деятельности — это произнесение (акция) речи, контакт с аудиторией. Успех публичного выступления зависит не только от того, насколько речь аргументирована и убедительна, но и как она произносится, какова культура речи оратора, какова её звуковая выразительность, дикция и интонация. Хорошая дикция [3, с. 148] — это отчётливое, ясное, чёткое произношение звуков, слогов и слов в соответствии с фонетическими нормами русского литературного языка. Речь должна быть хорошо слышимой, нельзя говорить тихо.

Многие студенты первого курса не придают этому большого значения: нечётко произносят отдельные звуки, неправильно расставляют ударение, словесное и логическое, не соблюдают темп речи. Бедность голосового диапазона приводит к монотонности, которая притупляет восприятие речи, утомляет. Слишком быстрый темп не позволяет усваивать информацию.

Чтобы развивать силу голоса, определять темп речи, следить за дикцией, необходимо освоить некоторые основы техники речи.

Избежать монотонности помогает упражнение: читать текст выступления, постепенно и плавно повышая и понижая голос, делая его то громким, то тихим.

Невнятную речь также трудно слушать, нечётко произнесённые звуки и слоги, смазанные окончания слов делают речь небрежной, над этим необходимо постоянно работать:

1) произносить скороговорки, выговаривая каждый звук, сохраняя чёткость дикции и смысл скороговорки;

2) произносить слова шёпотом, но ясно и отчётливо, чтобы речь хорошо была слышна;

3) выражать голосом чувства, произнося любую фразу равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т. д. (упражнения из разных учебников по риторике).

Все упражнения выполняются самостоятельно. Хорошая дикция нужна будущим юристам не только для публичного выступления, но и для повседневного общения, поэтому необходимо следить за своей речью постоянно: выговаривать звуки чётко и ясно, при этом правильно дышать. Учиться соблюдать темп речи. Эти требования предъявляются студентам на занятии постоянно.

Итак, во время подготовки индивидуального проекта, и особенно публичной речи, студентам внушается мысль, что их выступление должно быть услышано и правильно понято, что они должны говорить просто, что уровень говорения должен соответствовать уровню понимания, что оратор должен быть серьезным, приветливым, дружелюбным.

Список литературы

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов : учеб. пособие. Изд. 4-е. Ростов и/Д. : Феникс, 2006. 576 с.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : Мир и Образование : Оникс, 2011. 736 с.

3. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 ООО слов. СПб. : Дуэт, 1994. 752 с.

ТлатолЪ 3(21) / 2019

ПРАВОСУДИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.