УДК 159.98+378
ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ - КЛЮЧ К УСПЕХУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ
Одинокова Наталья Александровна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, доцент кафедры логопедии и детской речи, [email protected].
Аннотация. В статье рассмотрено значение владения навыками публичного выступления, как одного из условий успеха в профессиональной карьере. Раскрыта роль публичного выступления, названы причины трудностей, представлена технология подготовки, приемов удержания внимания аудитории, упражнения для формирования речевого мастерства.
Ключевые слова: публичное выступление, профессиональная карьера, успех.
SKILLS PUBLIC SPEAKING - THE KEY TO SUCCESS IN A PROFESSIONAL CAREER
Odinokova Natalia.
Novosibirsk state pedagogical University, Institute of childhood, associate Professor in the Department of speech therapy and children's speech, [email protected].
Abstract. The article considers the value of public speaking skills as one of the conditions of success in professional career. The role of public speaking, the causes of the difficulties presented by technology training, holding the audience's attention techniques, exercises to improve speech skill are described in the article.
Key words: public speaking, career, success.
Профессиональная карьера представляет собой сложный социально-экономический процесс непрерывного возобновления количественных и качественных характеристик компетенции работника. Другими словами, профессиональная карьера - активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Словарь Д. Н. Ушакова дает определение успеха, как достижение определенных целей, позитивный результат, общественное признание. Интересное видение успеха в жизни предлагает концепция Дж. Аткинсона, Д. Мак Клелланда и Х. Хекхаузена. В соответствии с их идеями успех проявляет себя через мотивацию достижения цели. В работах А. Маслоу преобладает мысль о том, что основная потребность человека в процессе жизнедеятельности - это самоактуализация, реализация своего потенциала и раскрытие своих способностей. Именно в различных аспектах самоактуализации
лежат основные критерии успеха [1]. Другими словами, истинный успех заключается в самореализации, проявлении своих уникальных качеств и талантов.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности [3; 5]. В свою очередь, красивая, обдуманная, убедительная речь - залог успеха выступления.
Публичная речь представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой. Известно, что 38% восприятия речи приходятся исключительно на голосовые характеристики: громкость, тембр, дикция, богатство интонаций, мелодичность. Публичная речь может рассматриваться как искусство, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Внешние факторы влияют на подсознание. Это влияние обычно не замечается и не осознается, но оно гораздо сильнее, эффект от него значительно больше.
Людям, особенно интеллектуального труда, нередко приходится выступать перед коллегами, начальством, подчиненными, перед детской и взрослой аудиторией. Процесс этот всегда волнительный, что неудивительно, ведь от выступления нередко зависит не только внимание аудитории, но и карьерный рост. Как перестать бояться публичных выступлений? - вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Среди основных причин боязни выступлений можно назвать следующие: социальные (фобии громко излагать мысли перед аудиторией); психологические (волнение возникает, как правило, в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением); ограниченное владение необходимой информацией; агорафобия или боязнь толпы. Люди нервничают, когда обращаются к группе людей, потому, что боятся забыть текст, боятся аудитории, боятся ошибиться. Проявляются физиологические реакции: быстрый пульс, пересыхает во рту, дрожат голос, руки, ноги, иногда возникает тошнота.
Внешнюю сторону качественной речи отражают способы подачи информации: правильно, понятно, интересно, убедительно.
Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех. Однако об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления тратится в среднем 20-25 минут подготовки (определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов).
При этом, выбирая тему выступления, следует учитывать осведомленность в вопросе, интерес к информации, её актуальность.
Чтобы выступление достигло цели, рекомендуют ответить на вопросы:
- Кому я буду говорить?
- Для чего?
- Что должны уяснить слушатели? [4].
Главное - желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой. И глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент.
Научиться говорить, можно только говоря. Правильно поставленный голос дает возможность человеку быть свободным и уверенным, располагать к себе и убеждать собеседника, «подключаться» к нему, варьировать интонации и направлять ход разговора в нужное русло, смягчить конфликтные ситуации.
Работая с голосом, дыханием и речью можно создать новый образ своей личности. Уверенность и чистота голоса зависит от внутренней гармонии человека. Цель обучения речевому мастерству - развитие ясности и четкости дикции, выразительности, культуры речи, голосовой гибкости, самоконтроля, расширения спектра интонаций, уверенного и располагающего, правильного речевого дыхания. Механизм правильного речевого дыхания: вдох через нос, при этом живот надувается, на выдохе рот открыт (сочетается с речью); либо выдох осуществляется через нос, втягивая живот (грудная клетка не поднимается).
Также большое значение имеет гармоничное состояние, спокойствие и чистота произношения. Этому способствуют упражнение: чтение текста на одном дыхании (вдохнуть через нос, живот надувается, говорить на выдохе, не вдыхая дополнительно и без пауз). Одна рука лежит на животе, чтобы контролировать вытягивание живота. Другая - на груди, чтобы грудная клетка не поднималась.
Нехватка воздуха вызывает панику и страх. Захват воздуха ртом усиливает волнение, речь «захлебывается», прерывается. Целью тренировки объема захвата воздуха является управление дыханием. Для отработки навыка правильного дыхания применяют упражнение «Лесенка» (встать прямо, поднять одну руку вверх и, четко проговаривая слова текста, опускать ее вниз (говорить всегда на выдохе)).
Гласные звуки в процессе речи необходимо произносить с открытым ртом, губы при этом мягкие, не напряжены. Каждому звуку соответствует правильная форма губ. Управлять губными мышцами довольно сложно. Для совершенствования произношения гласных букв применяют упражнения:
- произношение слов, начинающихся с буквы «О».
- вдох по всем правилам - через нос, живот надувается, на выдохе тянется звук «О» вслух, затем, закрыть рот и продолжать произносить «О» («внутренний голос»);
- тоже упражнение со следующими звуками: «А» - губы растянуты, расслаблены (зубы не оголяются), «У» - губы сложены в трубочку без губных складок, «Э» - губы прижаты к зубам, промежуток - не меньше пяти миллиметров, зубы закрыты губами, «Ы» - губы растягиваются, расстояние между верхним рядом зубов и нижним - не менее пяти миллиметров.
В качестве тренировок также используется мягкая и твердая атака. Такое упражнение помогает снимать мышечное напряжение с органов артикуляции и голосообразования. Например:
- на звуке «М» свободный, тянущийся, монотонный «стон»;
- поиск «центра» голоса (тон, в котором особенно ровно и свободно звучит голос);
- произношение «М» с гласными звуками «А, О, Э, У, И, Ы»;
- непрерывное произношение целых фраз, например: «Мам, меду нам. Молока налей мне, мам».
Работая со звуками для контроля, можно выполнить следующее: положить указательные пальцы по краям губ, чтобы следить равномерно ли идет нагрузка на пальцы, а также следить за темпом речи. Повторить упражнение на гласные три раза подряд быстро, четко, ритмично, не протягивая звуки: «О - А - У - Э -Ы».
Психологическая значимость согласных звуков выше гласных, так как они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функцию. Согласные звуки произносятся с небольшим движением губ. Зубы сильно не оголяются. Язык во время произношения как бы упирается в отверстие между зубами, но не высовывается: «Т - Д - Ж - З - Н» (на каждый произносимый звук
- хлопок руками, закладывая энергию звучания и темп).
Для развития голосовой свободы, снятия вредных блокировок используют приёмы:
- надуть щеки и произнести «УФ-Ф» (звук должен быть похож на уханье филина, слегка приглушен, щеки при этом надуваются и сдуваются, губы не напряжены);
- «цокать» языком в такт музыки, петь или проговорить, но с закрытым ртом;
- произнести четверостишье вслух, не делая паузы (звук будет отличаться, он будет уверенным, звонким).
Звук голоса - это выражение внутреннего мира, мыслей, настроения. Для создания «вакуума тепла» необходимо заложить уверенность в себе и любовь к своему голосу (необходима работа с образом, метафорой, сказкой, фантазией мыслью) [3; 5].
Для развития голосовой свободы и голосовой окраски речи используются упражнения «Акустика».
Особое место занимает работа над дикцией, которую можно сформировать посредством чтения скороговорок, используя методические приёмы:
- сначала освоить в медленном темпе, читая по слогам, затем перейти на средний темп, и только освоив его, произнести скороговорку быстро;
- беззвучное произношение;
- произношение шепотом;
- отработка интонационной выразительности.
- не подключая выразительное чтение, разделить слова на сочетания (как на самостоятельные буквы, так и на сочетания с рядом стоящими гласными) четко, звонко проговаривать их.
Для развития дикции необходимо чтение вслух, обращая внимание на дыхание, дикцию, артикуляцию. Также важными являются расширение и обогащение словарного запаса [2].
Каждый человек имеет свой голосовой стиль, основой которого является опорный звук. Характеристики опорного звука: достоинство, честь, доблесть, спокойствие, уравновешенность (имея эти характеристики, голос воспринимается гармоничным).
В процессе публичного выступления большое значение имеет культура телесных движений, с этой целью применяют следующие средства и методические приёмы: танцевальные игры, импровизация под музыку, пантомима.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить важность творческого подхода к подготовке и произнесению ораторской речи и умелого применения приобретенных риторических навыков и умений.
Библиографический список:
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 295с.
2. Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
3. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве / Мельник Ю.В., Мукминова Ю.Н., Одинокова Н.А., Шаймарданов Р.Х. Центр содействия научных исследований. -Новосибирск, 2016. - С. 86-138.
4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Проспект, 1989. - 419с.
5. Одинокова Н.А. Результаты исследования формирования понимания переносного значения слова у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи и зрения // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 94-98.
6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубева. - М.: Юрайт, 2016. - 382с.