Научная статья на тему 'Совершенствование мелодики голоса человека: основные этапы'

Совершенствование мелодики голоса человека: основные этапы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
676
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОС / МЕЛОДИКА ГОЛОСА / ДЫХАНИЕ / АРТИКУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Катаева О. В.

Мелодика голоса является одной из приоритетных проблем, изучающихся на современном этапе в культурологии. Феномен мелодики голоса, описывающий совершенную модель коммуникации, остается главнейшим в построении культурных процессов. Сегодняшняя культура демонстрирует нам огромный интерес к этой проблеме: создаются многочисленные методики и тренинги совершенствования гармоничной мелодики голоса индивида. Основными этапами совершенствования голоса являются упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, произношение звуков и работа со скороговорками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование мелодики голоса человека: основные этапы»

УДК - 008.

КАТАЕВА О.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛОДИКИ ГОЛОСА ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

Катаева Ольга Викторовна - аспирантка кафедры культурологии ТГУ имени Г.Р. Державина. e-mail: [email protected]

Аннотация. Мелодика голоса является одной из приоритетных проблем, изучающихся на современном этапе в культурологии. Феномен мелодики голоса, описывающий совершенную модель коммуникации, остается главнейшим в построении культурных процессов. Сегодняшняя культура демонстрирует нам огромный интерес к этой проблеме: создаются многочисленные методики и тренинги совершенствования гармоничной мелодики голоса индивида. Основными этапами совершенствования голоса являются упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, произношение звуков и работа со скороговорками.

Ключевые слова: голос, мелодика голоса, дыхание, артикуляция. e-mail: [email protected]

Совершенствование мелодики голоса человека основаны на единстве всех полноценно функционирующих систем речевого аппарата. Занимаясь дыхательной гимнастикой, необходимо включать упражнения на развитие дикции, то есть гимнастики для губ и языка, затем прибавлять озвучивание гласных и согласных. Когда найден «центр» голоса, а именно основной тон, та часть речевого диапазона, которую человек непроизвольно использует в жизни; тогда начинается работа над диапазоном, силой голоса, темпо-ритмом речи. Необходимо проводить занятия систематически. Так как тренировка голоса равносильно изучению иностранного языка, или воспитанию позитивного мышления. Без каждодневных тренировок не получится ожидаемого результата. Поэтому работа над голосом должна длиться 10-15 минут, чтобы не утомлять голосовой аппарат. Целесообразнее проводить ее утром, включая в комплекс утренней гимнастики, или во время гигиенических процедур.

Основная причина неверного звучания голоса, прежде всего в неправильном пользовании речевым дыханием. Развить голос можно лишь с помощью освоенного речевого дыхания. Поэтому методические рекомендации по совершенствованию голоса человека необходимо начинать с работы над фонационным дыханием. Фонационное дыхание нужно развивать для того, чтобы в легких был постоянный запас воздуха, которым человек мог бы распоряжаться по своему усмотрению, достигать легкого, свободного, полноценного звучания фразы, какой бы сложной и длинной она ни была. Работу над постановкой дыхания необходимо обязательно начинать с выработки хорошей осанки, или «тело на колок» (К.С. Станиславский) имеется в виду

прямое положение головы, слегка опущенные и развернутые плечи, прямая спина и подтянутый низ живота. В этом положении следует находиться свободно, непринужденно, без малейшего напряжения. «Нарушение правильной осанки почти всегда ведет к нежелательным изменениям в организме, и в первую очередь к нарушению нормального процесса дыхания» [2, с.253].

Переходя непосредственно к упражнениям по дыханию необходимо отметить, что представленный комплекс тренировок рассчитан на развитие полного, смешанно-диафрагменного дыхания, которое свойственно в жизни людям и особенно необходимо профессионалам, связанным в своей работе с голосом. По мнению И.П. Козляниновой, дыхательные упражнения можно разделить на четыре группы:

• Статические дыхательные упражнения, которые проводятся в состоянии покоя - лежа, сидя, стоя.

• Динамические дыхательные упражнения связаны со специально подобранными физическими упражнениями.

• Тренировка дыхания в быту - при ходьбе, подъеме по лестнице, выполнении некоторых трудовых процессов.

• Тренировка дыхания при чтение текстов.

Для правильной работы дыхательного аппарата в речевой деятельности надо иметь натренированную дыхательную мускулатуру. Эту цель преследует дыхательная гимнастика, упражнения которой подробно проанализированы в работах И.П. Козляниновой, З.В. Савковой и др. Куда входят различные физические упражнения для развития, укрепления и тренировки органов дыхания. Она помогает повысить жизненную емкость легких, увеличить подвижность брюшных мышц, диафрагмы и грудной клетки, правильно и наиболее целесообразно дышать в самых различных условиях, длительное время работать с повышенной нагрузкой.

Исходное положение первого упражнения, в положении сидя - ноги вместе, руки держатся за стул. На вдохи воздуха необходимо приподнять колени. На выдохи опустить ноги на пол. При каждом упражнении необходимо вести мысленно счет, который будет фиксировать «объем» выдыхаемого воздуха. Для конкретно этого упражнения, на начальном этапе, достаточно на счет три опускать ноги, в дальнейшем стараться продолжить счет до двенадцати, при условии свободы мышц плечевого пояса. В конце счета руки свободно висят, необходимо сделать паузу отдыха, после которой повторить упражнение 4-6 раз. Данное упражнение укрепляет мышцы живота, диафрагмы, поясничные мышцы.

Второе упражнение, в положении сидя - прямые ноги вытянуты вперед. На вдохи заложить руки за голову, локти широко развести в стороны. На выдохи с мысленным счетом до двенадцати медленным движением наклонить туловище вперед. Вытянув руки, достать пальцами носки ног. Расслабить мышцы, вернуться в исходное положение, после чего необходимо сделать паузу отдыха и повторить 4-6 раз [2, с. 336].

«Любимый цветок» - упражнение на медленный вдох. Необходимо представить, что перед вами любимый цветок, с тем неповторимым ароматом. Медленно, спокойно, глубоко вдыхаете этот аромат. Во время вдоха не забывайте о плечах в положении «тело на колок», они должны быть в покое - не поднимайте их воздухом. Нельзя забывать о том, что дышать нужно полным, диафрагменным дыханием. После того как ощутили работу диафрагмы при глубоком вдохи, перенесите внимание на ровный, спокойный и длительный выдох.

«Свеча» - упражнение на ровный, медленный выдох. Для этого упражнения необходимо глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Нужно

постараться сделать так, чтобы «пламя легло», и держать его в таком положении до конца выдоха. Воображаемую свечу можно заменить узкой полоской бумаги (шириной 2-3см., длиной 7-10 см.). Взять эту бумажку - и дуть на нее. Такая мнимая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха: выдох ровный - бумажка до конца выдоха находится в одном положении, отклонившись; выдох прерывистый - бумажка то поднимается, то опускается, то дрожит» [1, с.20].

«Погашу свечу!» - упражнение на интенсивный прерывистый выдох. Здесь нужно сделать вдох, потом секундная задержка дыхания, и короткими толчками выдыхать воздух «на свечу»: фу! фу! фу! фу! фу!.. В этом упражнении необходимы интенсивные и резкие толчки выдоха и непременно будет ощущение движения мышц живота.

Следующий этап в методических рекомендациях по совершенствованию голоса человека -это артикуляционная гимнастика. Вялая, неразборчивая речь, как наиболее распространенный недостаток, является следствием неверной артикуляции. При такой речи губы еле двигаются, зубы почти сжаты, нижняя челюсть плохо опускается. Это говорит о недостаточной гибкости, подвижности и «послушности» частей речевого аппарата. Для развития артикуляции речевого аппарата существует целый комплекс специальных упражнений. Выполняя каждое из этих упражнений, необходимо помнить, что упражнение необходимо выполнять несколько раз до определенного «покалывания» в губах; и с помощью небольшого зеркальца, глядя в которое делайте эту артикуляционную гимнастику.

Упражнения для языка выполняются, когда раскрыт рот на ширину двух пальцев. Первое упражнение: исходное положение - язык лежит в спокойном состоянии; затем поочередно кончиком языка с силой упритесь в нижние передние зубы, в верхние передние зубы. Потом кончик языка загните под язык и поднимите вверх к мягкому нёбу; и, продолжая, кончик языка отодвиньте вправо, касаясь внутренней стороны щеки и то же самое влево. Выполняя второе упражнение необходимо языком сделать «трубочку».

Упражнения для губ: исходное положение - губы выпячены «хоботком» вперед. Следует поднимать «хоботок» всей массой вверх к носу, опускать вниз к подбородку, вправо и влево. После выполняется всем «хоботком» делаются вращательное движение. Еще одно упражнение для губ делается поочередно, сначала для верхней губы, затем для нижней, а потом вместе. Верхнюю губу опускаем вниз и натягиваем ее на верхние зубы, следовательно, нижнюю губу поднимаем вверх и натягиваем ее на нижние зубы, и в итоге обе губы одновременно натягиваем на зубы.

Упражнение для нижней челюсти следует выполнять осторожно, избегая резких движений. При выполнение необходимо максимально опускать вниз челюсть несколько раз.

Все выше перечисленные упражнения артикуляционной гимнастики способствуют развитию гибкости и подвижности различных частей речевого аппарата, подготовят органы речи к активной работе, которая заключается в правильном произнесении звуков, как гласных, так и согласных. Большинство людей произносят гласные звуки недостаточно ясно и отчетливо. «Неточное произнесение гласных происходит от того, что губы не приобретают того положения, в котором они должны находиться при данном звуке, не образуют нужного «раствора» рта» [3, с.12]. Поэтому необходимо постоянно проверять у себя, с помощью зеркальца, правильную артикуляцию при произнесении взятых в отдельности гласных а, о, у, и, э, ы. Для того, чтобы научиться правильно, произносить гласные звуки, нужно систематически тренировать каждый

звук по отдельности и в любых сочетаниях, в любом количестве. Но при этом не забывая о том, чтобы звук звучал полноценно, отчетливо, ясно и губы принимали нужную форму. Так как ясное и полнозвучное произнесение гласных обеспечивает выразительность и красоту речи, придает ей мелодичность.

Мелодичность звука, при произнесение гласных, формируется за счет изменения формы полости, которая изменяется под соответствующими движениями частей речевого аппарата, на который направляется струя выдыхаемого воздуха, не встречающая никаких преград на своем пути. Согласные же звуки возникают в результате преодоления потоком выходящего из легких воздуха определенного препятствия, образуемого органами речи. Согласные звуки и отличаются от гласных в своем образовании тем, что на пути выдыхаемого воздуха образуется препятствие.

В образовании согласного звука участвуют шум или шум и голос человека. Глухие согласные звуки к, п, с, т, ф, х, ш образуются при помощи одного только шума. Звук эти согласных получается в результате шума, образуемого при прохождении воздуха через преграду, находящуюся только в полости рта. Так как голосовые связки разомкнуты, и воздух свободно проходит через щель. Звонкие согласные звуки б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й образуются при помощи шума и голоса. Соответственно голосовые связки при их произнесение сомкнуты, напряжены и вибрируют под напором выдыхаемого воздуха.

Для правильного произношения гласных и согласных звуков голосового тренинга З.В. Савкова предлагает комплекс инсценированных упражнений, таких как «Колыбельная», «Игра с ребенком», «Прыгуны», «Гудок», «Рупор», «Эхо», «Поезд», «Ножницы», «Цокот копыт», «Жонглер» и другие. Выполняя упражнения с согласными звуками, по отдельности или в паре с гласными, обязательным условием является четкость произношения, которое способствует стремлению донести смысл своих слов до собеседника, способствует воздействию на него своими словами.

Для достижения подлинной выразительности речи необходимо умение одинаково четко и ясно говорить с разной быстротой. Следующим этапом в голосовом тренинге является работа над скороговорками. М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

1. Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык - тупагуп, тупагуб’ьн’къй быч’ок, у быка б’ела губа была тупа.

2. Медленно, отчетливо произнести каждое слово.

3. Затем сгруппировать слова (бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.

4. После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.

5. Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.

6. После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.

7. Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу [3, с.55-56].

Правомерно привести скороговорки для голосового тренинга:

• Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Купи кипу пик.

• Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

• Водовоз вез воду из водопровода.

• Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

• Ткач ткет ткани на платки Тане.

• Актер театра.

• На дворе трава, на траве дрова; раз дрова, два дрова, - не коли дрова на траве двора.

• Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

• Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски; надо колпак

перекопаковать-перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.

• Возле горки на пригорки стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорки, три Егорки... и так далее.

• Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку, в лоб, все в сугроб.

• Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

• В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертеночка чертили черными чернилами чертеж.

• Мылась Мила мылом.

• Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

• Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипит укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

• Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

• Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

• Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

• Протокол про протокол протоколом запротоколирован.

• Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

• Маланья - болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.

Таким образом, весь комплекс тренировочных голосовых упражнений приведенных выше, в который входят развитие фонационного дыхания, артикуляционная гимнастика, правильное произнесение звуков и работа над скороговорками, способствует совершенствованию мелодики голоса человека. Что в свою очередь благоприятствует формированию эффективного коммуникационного процесса. Так как для успешной коммуникации, то есть для умения подать себя в любой ситуации, необходима совокупность определенных свойств голоса: адаптивность, благозвучность, выносливость, гибкость, полетность, суггестивность и устойчивость, которые и развиваются под воздействием комплекса систематических голосовых упражнений.

Литература:

1. Ромах О.В. Понятие «культура» в пространстве русского языка с. 7-12. Аналитика культурологии, 2004, № 2

2. Ромах О.В. Эмоции в смысловом аспекте культурологии с. 47-55. Аналитика культурологии, 2004, № 2

3. Ромах О.В. Информациология языков культуры с. 7.15 Аналитика культурологии, 2005, № 1

4. Ромах О.В. Интеллектуальный потенциал культурологии . Аналитика культурологии, 2005, № 1. С. 68-76

5. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1968.

6. Сценическая речь. Под ред. И.П. Козляниновой. М., «Просвещение», 1976. - 336 с.

7. Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М.: 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.