семантический резонанс, который мы понимаем как момент ощущения понятности, ясности образа, слова, метафоры [3, с. 109].
Семантический резонанс как субъективное ощущение понятности моментален, тогда как понимание - это процесс, постижение связи формы и содержания.
Победа в туре была присуждена конкурсантке, которая сказала, что её вполне устроила бы роль, ради достижения которой она пришла на конкурс - лучший логопед Московского района. Этого звания она позже и удостоилась благодаря своим профессиональным качествам.
Список литературы
1. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е. Педагогический текст: историко-культурный контекст и особенности интерпретации // Вестн. Университета Российской академии образования. - Вып. 3. - М.: РАО, 2003. - 168 с.
2. Зимбули А.Е. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: слов. / под общ. ред. А.Г. Козловой. Сер.: В помощь классному руководителю. - СПб.: НЕСТОР, 2005. - С. 16.
3. Ивановская О.Г. Семантический резонанс и понимание текстов: моногр. -СПб.: Речь, 2011. - 301 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001. - С. 5-6.
5. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Избр. ст. - Тарту: ТГУ,
1992. - С. 129-132.
6. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова. - М.: Сов. энцикл., 1991. - Т. 1. - С. 38.
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. - Т. 1. - М.: Просвещение,
1993. - С. 17.
О.В. Ипполитова
учитель-логопед, Детский сад № 30 комбинированного вида, с. Рождествено, Гатчинский район, Ленинградская область
Развитие дыхания у детей с речевой патологией
Дошкольникам с нарушениями речи свойственны различные недостатки речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный толчкообразный выдох, отсутствие фокусированного выдоха на губах и неумение делать незаметный для окружающих энергичный добор воздуха, напряжение шейной мускулатуры и др. Во время речи объем выдыхаемого воздуха уменьшается настолько, что на произнесение целой фразы его не хватает. Речь детей маловыразительна.
Следовательно, основная цель работы в данном направлении - научить детей легко переключать дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи.
Для организации плавной речи важное значение имеет тип речевого дыхания. Известно, что плавность речи - это целостное и непрерывное артикулирование интонационно логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха. Учитывая особенности
71
дыхания у дошкольников, постановка диафрагмального дыхания имеет ведущее значение во всей коррекционной работе.
«Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы саморегулирующийся процесс трех систем речеобразования (работа диафрагмы, глотки, артикуляционного аппарата) развить, довести до совершенства. Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования не подведет, а будет действовать безотказно и четко...» [4].
В литературе встречаются разные подходы и методы работы по развитию и коррекции дыхания у детей с нарушениями речи. Так, например, А.Г. Ипполитова не считает нужным проводить какие-либо специальные упражнения по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание игрушек и т. п.), часто применяемых в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию [3].
Опираясь на рекомендации разных авторов по данной теме, материал был систематизирован следующим образом (апробирован и хорошо себя зарекомендовал).
Развитие речевого дыхания рекомендуется проводить в три этапа:
• постановка диафрагмально-реберного типа дыхания;
• формирование длительного ротового выдоха;
• дифференциация ротового и носового выдохов. Этот этап состоит из следующих подэтапов: формирование фиксированного выдоха; формирование форсированного выдоха; формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи; формирование речевого дыхания; распределение выдоха в процессе речи; «добор» воздуха в процессе речи.
Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Во время проведения пассивных дыхательных упражнений можно включить тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя.
Для работы по овладению произвольным дыханием, чтобы ребенок мог произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох, требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях.
Постановка диафрагмального типа дыхания помогает снять избыточное напряжение в области шеи, нижней челюсти, языка, что, в свою очередь, способствует индивидуальной, естественной, свободной речи и мягкой голосоподаче, снятию речевых судорог и запинок.
Постановку данного типа дыхания удобно начинать в положении лежа, так как в этом положении легче расслабиться. Правильность выполнения контролируется рукой в области диафрагмы. Передняя брюшная стенка при вдохе несколько отходит вперед, при выдохе - возвращается
72
в исходное положение. Для усиления кинестетических ощущений просим ребенка закрыть глаза. Затем используем зрительный контроль - помещаем легкую игрушку на область диафрагмы. Проводятся статические и динамические упражнения.
При развитии речевого дыхания проводится работа, направленная на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Главной особенностью работы над дыханием в этот период является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.
Для закрепления удлиненного произвольного выдоха через рот необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Затем дует с закрытыми глазами для усиления кинестетических ощущений. Логопед дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь».
Для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку, «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит».
Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. В ходе работы по формированию длительного и плавного речевого выдоха происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка осуществляется на материале отдельных звуков, затем слогов, слов и т. д.
Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения осознанно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Это необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.
Упражнения сначала проводят с использованием слогов. Можно применять прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся на одном дыхании, отрывисто, равномерно. Постепенно количество слогов увеличивается.
Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания, предложения.
Важным условием правильного выполнения упражнений является соблюдение умеренного темпа речи, проговаривание слов в полном объеме, не допуская дрожания голоса, снижение силы голоса до шепота.
При воспитании умения пользоваться добором воздуха на паузах необходимо создать привычку пополнять запас воздуха в каждой удобной паузе и подключать все дыхательные мышцы, помогая незаметному принятию в легкие его новых порций» [1]. Для развития умения осуществлять
73
добор воздуха, используются небольшие потешки, стихотворения, скороговорки, разграниченные по смыслу на речевые отрезки длиной в 3-4 слова. При подборе речевого материала необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т.е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки.
Предварительно надо хорошо выучить содержание скороговорок, стихов, а уже потом переходить к тренировочным упражнениям.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают так называемые «сценки без слов». В этих сценках присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих представлений используются только междометия (Ах! Ох!), звукоподражания (Ш, ПФ, У), отдельные слова (имена людей, клички животных), позже - короткие предложения. Вступление в речь облегчается тем, что почти все предлагаемые звукоподражания и слова начинаются на определенный гласный звук. Постоянно обращается внимание на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова. Участвуя в «сценках», дети постоянно общаются друг с другом при самом ограниченном речевом материале, учатся свободно двигаться по «сцене», изображать определенный персонаж. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию [2].
Результаты работы, как правило, следующие: дети могут осуществлять дыхание при активном участии мышц брюшного пресса, диафрагмы; осуществлять плавный вдох-выдох; совершать координированные движения лицевой мускулатуры и согласовывать их с дыханием; выполнять большое количество различных упражнений на произнесение изолированных гласных, слогов, слов на выдохе, совершать чтение текстов в заданном темпе, ритме, с ударением, паузацией, интонацией, под контролем зрительного и слухового анализаторов.
И в заключении следует вспомнить о правилах проведения дыхательной гимнастики.
- нельзя переутомлять ребенка, количество и темп упражнений необходимо дозировать;
- упражнения следует проводить в игровой форме;
- следить, чтобы не напрягалась шея, плечи, за правильностью позы ребенка;
- осваивать технику дыхания начинать в положении лежа, а после достаточной практики можно приступать к тренировкам в положении стоя, сидя, в движении;
- обращать внимание ребенка на ощущения, которые он должен испытывать;
- следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений;
- тренировки должны быть систематическими и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми;
- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.
74
Список литературы
1. Вансовская Л.И. Практикум по технике речи (Фонационный тренинг). - СПб.,
1997.
2. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. - М., 1984.
4. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / под ред. О.Н. Усановой. - М., 1983.
4. Савкова З.В. Воспитание речевого голоса. - Л., 1973.
В.П. Каныгина
учитель-логопед
А.В. Жилкина, О.А. Смирнова, С.А. Василькова
учителя начальных классов ГБОУ школа № 362 Московского района Санкт-Петербурга
Создание благоприятных условий для развития речевой культуры в начальной школе
В настоящее время умение правильно говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных сфер жизни. Правильность речи, ее богатство, четкость и точность выражения мысли, использование различных приемов делают устное слово более эффектным и действенным.
Одной из основных задач современной школы является создание благоприятных условий для развития речевой культуры, особенно в условиях инклюзивного обучения.
В последние десятилетия обучение русскому языку в начальной школе претерпело существенные изменения. В частности, усилилась развивающая функция языка. Чётко обозначилась его коммуникативноречевая направленность.
В структуре общеучебной обученности младшего школьника можно выделить следующие компетенции: коммуникативную, личностно-
смысловую.
Коммуникативная компетенция заключается в практическом овладении диалогической и монологической речью, владении нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Личностно- смысловая компетенция заключается в эмоционально-ценностном отношении к родному языку, побуждении познавательного интереса к родному слову, стремлении совершенствовать свою речь, в том числе письменную.
Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.
Немаловажный аспект - это то, что наш век - век компьютерных технологий. Обеднённый и упрощённый до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал проникать в повседневную речь.
Всё вышесказанное подтверждает необходимость совершенствования условий по развитию навыков культуры речи у учащихся начальных классов.
Нужно сказать, что область работы школы по совершенствованию культуры речи - это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это со-
75