УДК 002.6:37.016
Бегалина М.Ш. студент магистратуры 2 курса специальности 6M060200-Информатика
Муслимова А. З., к. п. н.
доцент Калакова Г.К. старший преподаватель КГУ имени А. Байтурсынова Казахстан, г. Костанай
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация: В данной статье рассмотрены методические приемы применения технологии критического мышления. Технология критического мышления развивает мыслительные навыки обучающихся, необходимых в учебе и обычной жизни, умение принимать обдуманные решения, работать с информацией, анализировать. Приемы технологии критического мышления способствуют повышения интереса и качества знаний по информатике.
Ключевые слова: критическое мышление, прием, фаза, технология, информация.
BegalinaM.Sh. graduate student 2 year specialties 6M060200-Informatics Muslimova A.Z., Ph.D. associate professor Kalakova G.K. senior lecturer KSU named after A. Baitursynov Kazakhstan, Kostanay
TEACHING METHODS USE OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING AT COMPUTER SCIENCE LESSONS
Annotation: This article discusses the methodological methods of applying the technology of critical thinking. Critical thinking technology develops students ' thinking skills needed in learning and everyday life, the ability to make informed decisions, work with information, analyze. Techniques of critical thinking technology contribute to increasing the interest and quality of knowledge in computer science.
Key words: critical thinking, reception, phase, technology, information.
Технология критического мышления это и есть новый подход к проведению современного урока. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления — одна из актуальнейших задач современного обучения. Технология критического мышления направлена на развитие у студентов навыков такие как, наблюдение, логическое суждение, анализ, синтез, интерпретация, дедукция. Формы организации учебного занятия по технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Обучающиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале проблемами. Как построить урок, чтобы обучающиеся могли размышлять, анализировать, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь приходят методы и приемы технологии развития критического мышления.
Технология критического мышления имеет множество приемов. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Применяя данную технологию на уроках информатики, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления студентами получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей учебной и профессиональной деятельности, подводить итоги.
Мотивационная составляющая. Эта технология даёт студентам возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей
работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу. Студент может выступать в роли лидера группы.
Развивающая составляющая. Технология учит анализировать, значит точнее формулировать, рассмотреть объект в неожиданном контексте. Индивидуализация в деятельности позволит каждому студенту актуализировать свои знания и опыт в соответствии с уровнем понимания, фантазией, словарным запасом.
Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики.
Прием "Знаю - хочу узнать - узнал "
Прием "Знаю - хочу узнать - узнал" - это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова студентам предлагаю разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие -то ассоциации, конкретные сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов студенты сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока._
Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации
Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет студентам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Например, взять тему «Основные устройства ПК». Студент записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ студентов, их понимание рассмотренных понятий.
Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.
Как использовать прием "Инсерт" на уроках
1. Студенты читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
--я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
2. Заполняется таблица пример
V + — ?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.
Ментальные карты - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Ментальные карты строятся на основе ключевых слов и фраз, расположенных в центре карты и на ее ветвях. По мере удаления от центра происходит все большая конкретизация проблемы. После изучения раздела «Табличный процессор МБ Ехсе1»студентам дается зачетное задание составить ментальную карту в программеХМтё8.
Рисунок 1.Ментальная карта «Табличный процессор MS Excel» Студент, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой студент чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий человек умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Таким образом, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках, я не только даю студентам знания, но и воспитываю в них умение корректно отстаивать свое мнение,
видеть ситуацию целиком, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.
Использованные источники:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е.— СПб: «Альянс «Дельта» совм. сиздательством «Речь», 2003.— 192 с. 5.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига-Москва: Эксперимент, 1998. б.Козлов, В.В., Кондаков, А.М.Фундаментальное ядро содержания общего образования Москва: Просвещение, 2009.— 48 с. 7.
3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13. 8.
4. Низовская И.А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие.— Бишкек: ОФЦИР, 2003.— 148 с. 9.
5. Стил, Дж. Л., Мередит К.С., Темпл, Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.Федеральный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010г.
6. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000
7. С.И. Заир - бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004 - 175с.
8. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с