Дымкова Наталья Степановна, преподаватель ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
Dymkova Natal'ja Stepanovna, Lecturer, Zlatoust Industrial College named after P. P. Anosov, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Загвоздкина, О. И. Развитие критического мышления у студентов на уроках информатики. Педагогический инструментарий / О. И. Загвоздкина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 36-43.
УДК 372.016:004 ББК 74.263.2
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
О. И. Загвоздкина
В данной статье рассматриваются примеры практических заданий с применением методических приемов технологии развития критического мышления на уроках информатики.
Ключевые слова: информатика, критическое мышление, методические приемы, технология развития критического мышления (ТРКМ).
Система образования претерпевает ряд масштабных реформ, направленных на развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики страны. Рынок труда требует новых профессиональных возможностей. Работодателей в основном будут интересовать навыки, которые невозможно заменить алгоритмами. Критическое мышление и креативность будут одними из самых востребованных навыков. Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпро-фессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам. Система из четырех ключевых навыков получила название «Система 4К», она включает:
- критическое мышление (Critical Thinking);
- креативность (Creativity);
- коммуникация (Communication);
- координация (Coordinating With Others) [1].
Сформированное критическое мышление —
один из показателей высоких умственных способностей личности. Применение технологии развития критического мышления (далее — ТРКМ) позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей обучающихся.
ТРКМ была разработана Международной ассоциацией университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в Америке в 80-е годы ХХ века, ее авторы — американские ученые Джинни Стил, Курт Мередит и Чарльз Темпл [2]. Данная технология стала известна в российском образовании с 1997 года. Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи ТРКМ к потребностям российского образования. Среди них такие ученые и педагоги, как И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, Т. А. Галактионо-ва, Е. А. Трифонова и др.
Критическое мышление — это «...целенаправленная самостоятельная деятельность индивида, в процессе которой происходит постановка вопросов и уяснение проблем, формулировка гипотез, их проверка, убедительная аргументация недостатков и достоинств содержания, повергнутого критике, поиск компромиссных решений» [3].
Критическое мышление — это не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает вежливый
скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Оно означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Развитие критического мышления — это переход на более высокий уровень развития мыслительной деятельности.
Рассмотрим данную проблему с точки зрения методико-технологических подходов. Под подходом мы понимаем «принцип и способ познания, изучения и организации процесса» [4, с. 223].
Слово «метод» греческого происхождения (methodos), означает «путь, способ достижения обозначенной цели исследования». Методов познания, исследования, организации разнообразной деятельности существует множество. Они связаны между собой, более того, они субординируются, находятся в определенных отношениях [4, с. 145].
Проблема заключается в выборе методов в соответствии с целью и состоянием предмета исследования. В научно-педагогическом исследовании широко используется такое понятие, как подход.
Методический подход — это единство руководящих идей, объединенных единой концепцией обучения, методическая основа построения и реализации системы обучения [5].
Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей [5].
Технология развития критического мышления — это особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в группе, — это работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.
Основные цели ТРКМ следующие [3]:
1) формирование нового стиля мышления (гибкость, открытость, рефлексивность);
2) развитие следующих качеств личности: критическое и аналитическое мышление, креативность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за результат своей деятельности;
3) формирование культуры чтения, которая включает в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, обобщать и делать выводы;
4) развитие мыслительных навыков обучающихся, важных не только в учебе, но и в жизни: развитие умения принимать адекватные и взвешенные решения, работать с информацией и анализировать ее и т. д.
Важным условием развития критического мышления является применение приемов ТРКМ на разных стадиях урока, полное воспроизведение трехфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.
Первый этап — «Вызов». На данном этапе у студентов происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование мотивации к дальнейшей работе на уроке и активизация познавательной деятельности.
Второй этап — «Осмысление». На этом этапе происходит непосредственная работа с информацией, ее осмысление. Студенты проводят связи между старыми и новыми знаниями для создания нового понимания. Процесс чтения всегда сопровождается действиями студента (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третий этап — «Рефлексия». На этом этапе новая информация превращается в знание и становится присвоенной, студенты обобщают полученную информацию, закрепляют новые знания, активно пересматривают свои представления и формируют свое отношение к изучаемой теме.
Классификация методических приемов по стадиям урока ТРКМ представлена в таблице 1 [4].
Таблица 1
Применение приемов ТРКМ на различных стадиях урока
Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии
Верное или неверное утверждение Чтение с остановками Резюме
Проблемные вопросы Дерево предсказаний Синквейн
«Толстые» и «тонкие» вопросы Инсерт Шесть шляп мышления
Кластер Фишбоун Письмо по кругу
Окончание таблицы 1
Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии
Таблицы Понятийное колесо Различные виды дискуссий
Прием «Знаю — Хочу узнать — Узнал» Сюжетная таблица Написание творческой работы
Денотантный граф
Основной работой для преподавателя является разработка практических заданий, направленных на создание условий для развития критического мышления, в которых на каждой стадии урока применяются определенные приемы ТРКМ.
Использованию различных приемов ТРКМ способствуют интерактивные сервисы. Интерактивный сервис LearningApps (https://learningapps. org/) предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Является одним из самых популярных сервисов для создания интерактивных упражнений. Сервис основан на работе с шаблонами (заготовками). Тематика разнообразна: от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Для преподавателя есть возможность создать более 26 видов упражнений. Сервис поддерживает несколько языков. С помощью данного сервиса можно создавать и оформлять огромное количество упражнений, направленных на развитие критического мышления, в основном для этапа «Осмысление». Например, задания на соотнесение понятий, на нахождение пар, на установление соответствия между объектами, на классификацию, на перепутанные логические цепочки; создание кроссвордов, опросов.
Многопользовательская виртуальная доска со стикерами Scrumblr (http://scrumblr.ca/). Этот сервис — мощный инструмент для совместной работы обучающихся с информацией в реальном времени. Несколько студентов могут одновременно вносить правки в одну и ту же информацию и видеть чужие изменения в реальном времени. С помощью данного сервиса можно создавать и оформлять следующие приемы ТРКМ: ключевые слова, «корзину идей», перепутанные логические цепочки, синквейны, верные или неверные утверждения [6].
Интерактивный сервис для создания ментальных карт Mindomo (https://www.mindomo. com/ru/) позволяет создавать очень красочные карты, содержащие фотографии, рисунки, звук, видео; можно добавлять ссылки. Создавая интеллект-карты, студенты изучают информацию, сами определяют важные моменты и решают, как они связаны с уже имеющимися данными,
систематизируют материал графически. Этот процесс отлично развивает критическое мышление. С помощью данного сервиса можно создавать и оформлять следующие приемы ТРКМ: кластеры, модель или карту знаний, «лови ошибку», «шесть шляп критического мышления» [7].
Образовательный онлайн-сервис О^Ы (https://quizlet.com/) предназначен для создания и применения флеш-карточек и обучающих игр по различным категориям. При помощи данного ресурса педагог может создавать интерактивные учебные материалы, которые помогут обучающимся в усвоении и запоминании учебного материала в игровой форме (5 учебных режимов и 3 игры). С помощью данного сервиса можно создавать и оформлять следующие приемы ТРКМ: опрос (тест), задание на соотнесение понятий, на нахождение пар, на проверку определений темы [8].
Применение приемов ТРКМ и цифровых инструментов как средств реализации технологии развития критического мышления позволяет работать в диалоге, где студент больше говорит, а преподаватель больше слушает и направляет обучающегося, учит работать самостоятельно, используя информационные источники и ресурсы, а также уметь пользоваться своим личным опытом.
Методы и средства обучения меняются по мере изменений требований работодателей к выпускникам профессиональных образовательных организаций. Научно-технический прогресс вносит коррективы в формы и способы представления новой информации. В контексте компетентностного подхода к образованию важно развивать у студентов способности к самосовершенствованию, применению знаний и умений в нестандартных ситуациях, быстрому изучению новых технологий и способов создания конкурентоспособных продуктов. В приложении 1 приведена технологическая карта урока с применением приемов технологии развития критического мышления и цифровых инструментов, позволяющих выстроить образовательный процесс с учетом ФГОС, сформировать у студентов общие и профессиональные компетенции и тем самым обеспечить качество подготовки выпускников.
Приложение 1
Технологическая карта урока с применением приемов ТРКМ и цифровых инструментов
Тема: «Информация и ее свойства» Тип урока: изучение нового материала Цели урока
Обучающие: формирование понятий «информация» и «сигнал»; формирование представлений о свойствах и видах информации. Развивающие: развитие познавательных интересов; формирование умения конспектировать; формирование умения самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Воспитательные: формирование представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности; создание условий для развития внимательности и дисциплинированности, умения формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение; развитие информационной культуры. Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать и понимать определения «информация» и «сигнал», свойства и виды информации.
Метапредметные: понимать общепредметную сущность понятия «информация»; уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и делать выводы.
Личностные', уметь связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом; уметь выражать, аргументировать и отстаивать собственное мнение.
Используемые на уроке приемы ТРКМ: дискуссия; корзина идей; кластер; инсерт (пометки на полях); синквейн.
Используемые на уроке интерактивные сервисы: LeamingApps.org; Lino it; интерактивная доска.
Основные понятия, изучаемые на уроке: сигнал, непрерывный сигнал, дискретный сигнал, информация, виды и свойства информации
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учеников
Методы и приемы, формы организации деятельности
Вызов
Ребята, посмотрите на доску. Ребус зашифровал нашу тему урока, разгадайте его. Запишите тему урока. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?
.lT.oVJ'a И £ ё COJfc ¥
Может, кто-то уже знаком с понятием «информация»? Если да, то расскажите нам. Может, кто-то из вас уже встречался в жизни с информацией? Кто может привести примеры информации? Преподаватель предлагает классу собрать самые интересные примеры в «корзину идей» с помощью интерактивного сервиса Lino it (виртуальный стол).
«Корзина идей»: речь людей; тексты книг; информация из телевизора, компьютера; информация на афишах, объявлениях; звуки природы; показания часов; показания термометра и т. д. Познавая окружающий мир, каждый из вас формирует свое представление о нем. Не замечая, вы ежедневно создаете модели реальных объектов, которые помогают вам в этом познании. А это значит, что вы узнаете что-нибудь новое, то есть получа-ете информацию_
Формулируют тему и цель урока («Информация и ее свойства»). Отвечают на вопросы преподавателя, высказывают свое мнение
Дискуссия, ребус, «корзина идей», Lino it, интерактивная доска. Фронтальная форма
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учеников
Методы и приемы, формы организации деятельности
Осмысление
Преподаватель предлагает ученикам изучить материал учебника, делая на полях пометки: «V» — уже знал, «+» — новое, «?» — не понял, «!» — интересно, удивительно. А также написать краткий конспект темы по пометкам в тетрадь. Преподаватель организует беседу по пометкам: — Расскажите о том, что вам уже было известно об информации и ее свойствах. Что нового узнали из текста? Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание? Что оказалось непонятным, трудным? Преподаватель дает дополнительные разъяснения. - Предлагаю поиграть в игру «Угадай реакцию». При этом вы должны парами заполнить следующую таблицу.
№
Вид информации
Чувство
Орган у человека
1. Ваш сосед по парте ест на перемене лимоны.
2. Рядом с вами раздается громкий хлопок.
3. Прямо перед вами с крыши падает сосулька.
4. Вы приходите со школы домой, а там пахнет пирогами.
5. Вашим рукам очень горячо.
Упражнение № 1. Преподаватель просит заполнить кластер (модель знаний) группами на основе изученного материала с помощью интерактивного сервиса для создания ментальных карт МтсЬто.
Читают учебник, делая пометки, и записывают в тетрадь краткий конспект темы урока.
Краткий конспект. Дискуссия. Кластер. Инсерт (пометки на полях). LeamingApps. org. Проблемный и исследовательский методы. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы
Участвуют в обсуждении темы урока.
№ Вид информации Чувство Орган у человека
1 Вкусовая Вкус Язык
2 Звуковая Слух Уши
3 Зрительная Зрение Глаза
4 Обонятельная Обоняние Нос
5 Осязательная Осязание Кожа
Выполняют упражнения.
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учеников
Методы и приемы, формы организации деятельности
Упражнение № 2. Преподаватель предлагает ученикам парами выполнить задание «Найди пару» с помощью интерактивного сервиса LeamingApps.org. Ссылка: https://leamingapps.org/ viewl677259.
У rtJCfMUM Ш- депЦнМш ¿р'й
Задание
Ус-Чаоемк «ХПМПП1ПЙ 1И«Л| («ЙС-1НЫ*
н
о
Упражнение № 3. Преподаватель предлагает студентам парами ответить на небольшую викторину из пяти вопросов «Информация вокруг нас» с помощью интерактивного сервиса Learning Apps. org.
Ссылка: https://learningapps.org/view1486426
С Z i * [j К '•>'■ I 1К.Я1И-'-! . H.+y-.^.M-.-fc-j.-i* I- 3 X
■эрпзноэюусл:
Выполняют задание
Мфридом-ii«itf КП1Н»
•QIM* peowb
CKiJfM |Ш(Ш|
hwi Ш«
^Wiiinlb-
ДКЦТЯМ! ДГ* гсл^чган
О
Рефлексия
Если у студентов остались вопросы без ответов, преподаватель дает список дополнительной литературы по данной теме. Преподаватель предлагает ученикам в парах составить синквейн на тему «Информация».
Самый интересный синквейн записывают на интерактивной доске. На доске правила составления синквейна
Осуществляют рефлексию своей учебной деятельности. Пример синквейна:
Информация
Достоверная, понятная
Получать, сообщать, разъяснять
Кто владеет информацией — владеет
миром
Сведения
Синквейн, интерактивная доска. Фронтальная и индивидуальная формы
Библиографический список
1. Идеи, технологии, публикации для учителей. Что такое обучение 4К // Блог Даниловой Екатерины. — URL: https://mel.fm/blog/yekaterina-danilova (дата обращения 25.10.2019).
2. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург : КАРО, 2009. — 144 с. — ISBN 978-5-9925-0346-3.
3. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — Москва : Просвещение, 2011. — 223 с. — ISBN 978-5-09-019218-7.
4. Дуранов, М. Е. Теория и методология социокультурного образования и развития личности : монография / М. Е. Дуранов, Е. В. Швачко. — Москва : ВЛАДОС, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-69102141-1.
5. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с. — (Энциклопедия образовательных технологий). — ISBN 5-87953-196-1.
6. Картузов, А. В. Интерактивные средства обучения в образовательном процессе / А. В. Картузов // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — URL: https://qps.ru/0Mq5i (дата обращения: 19.10.2019). — Режим доступа: Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА».
7. Интерактивности — WEB сервисы для педагогов // Блог Александра Баданова. Идеи, технологии, сервисы для учителей. — URL: https://badanovag.blogspot.com/p/web-20.html (дата обращения: 20.10.2019).
8. Вергасова, О. М. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе / О. М. Вергасова // Молодой ученый. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19345/ (дата обращения: 10.11.2019).
9. Борисов, А. Е. Возможности применения ИКТ в реализации технологии критического мышления / А. Е. Борисов // Педагогический журнал Казахстана. — URL: http://collegy.ucoz.ru/ publ/67-1-0-18256 (дата обращения: 17.11.2019).
10. Загашеев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашеев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург : Альянс Дельта, 2003. — 192 с. — ISBN 5-9268-0193-1.
For citation: Zagvozdkina, O. I. Development of critical thinking at students in informatics lessons. Pedagogical instrument / O. I. Zagvozdkina // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 36-43.
DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AT STUDENTS IN INFORMATICS LESSONS. PEDAGOGICAL INSTRUMENT
O. I. Zagvozdkina
This article discusses examples of practical tasks using methodological techniques for the development of critical thinking in computer science lessons.
Key words: computer science, critical thinking, teaching methods, technology for the development of critical thinking (TRCM).
References
1. Idei, tehnologii, publikacii dlja uchitelej. Chto takoe obuchenie 4K // Blog Danilovoj Ekateriny, available at: https://mel.fm/blog/yekaterina-danilova (accessed: 25.10.2019). (In Russian)
2. Mushtavinskaya I.V. Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija na uroke i v sisteme pod-gotovki uchitelja [Technology for the development of critical thinking in the lesson and in the teacher training system].St. Petersburg, KARO, 2009, 144 p., ISBN 978-5-9925-0346-3. (In Russian)
3. Zaire-Bek S. I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshlenija na uroke [Development of critical thinking in the lesson]. Moscow, Prosveshhenie, 2011, 223 p., ISBN 978-5-09-019218-7. (In Russian)
4. Duranov M. E., Shvachko E. V. Teorija i metodologija sociokul'turnogo obrazovanija i razvitija lichnosti: monografija [Theory and methodology of sociocultural education and personality development: monograph]. Moscow, VLADOS, 2014, 240 p., ISBN 978-5-69102141-1. (In Russian)
5. Selevko G.K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usover-shenstvovanija UVP [Pedagogical technologies based on didactic and methodological improvement
of UVP]. Moscow, Research Institute of School Technologies, 2005, 288 p., (Encyclopedia of educational technologies), ISBN 5-87953-196-1. (In Russian)
6. Kartuzov A. V. Interaktivnye sredstva obuchenija v obrazovatel'nom processe [Interactive teaching aids in the educational process], Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, available at: https://qps.ru/0Mq5i (accessed: 19.10.2019). (In Russian)
7. Interactivity — WEB services for educators. Blog of Alexander Badanov. Ideas, technologies, services for teachers, available at: https://badanovag.blogspot.com/p/web-20.html (accessed: 20.10.2019). (In Russian)
8. Vergasova O. M. Ispol'zovanie interaktivnogo oborudovanija v uchebnom processe [Use of interactive equipment in the educational process], Molodoj uchenyj [Young scientis], available at: https://moluch.ru/archive/91/19345/ (accessed: 10.11.2019). (In Russian)
9. Borisov A. E. Vozmozhnosti primenenija IKT v realizacii tehnologii kriticheskogo myshlenija [Possibilities of using ICT in the implementation of critical thinking technology], Pedagogicheskij zhur-nal Kazahstana [Pedagogical journal of Kazakhstan], available at: http://collegy.ucoz.ru/publ/67-1-0-18256 (accessed: 17.11.2019). (In Russian)
10. Zagasheev I. O., Zair-Bek S. I., Mushtavinskaya I. V. Uchim detej myslit' kriticheski [We teach children to think critically]. St. Petersburg, Alliance Delta, 2003, 192 p., ISBN 5-9268-0193-1. (In Russian)
Загвоздкина Ольга Ильинична, мастер производственного обучения ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего», г. Челябинск, е-шай: [email protected]
Zagvozdkina Olga Ilyinichna, Master of Industrial Training, Chelyabinsk College of Industry and Urban Economics named after Y. P. Osadchy, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Истомина, В. В. Квест как форма практико-ориентированного дополнительного образования / В. В. Истомина, Н. И. Ерина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 43-49.
УДК 374 ББК 74.200.58
КВЕСТ КАК ФОРМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. В. Истомина, Н. И. Ерина
Авторы статьи рассматривают квест как форму практико-ориентированного образования в системе дополнительного образования. Акцентируют внимание на необходимости применения нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих реализацию принципа связи теории и практики по программам технической направленности. В статье детально описан процесс проведения квеста по теплоснабжению на практических занятиях по теме «Экспериментальное определение номинальной мощности отопительного прибора и его удельных характеристик». Представлена методика проведения квеста с игровым названием «Загадка лаборатории „Термоград"». Описана цель квеста, практико-ориентированный сюжет, роли участников квеста, игровая легенда, игровая проблема квеста, задания квеста. Авторами выделены пять педагогических условий реализации квеста: стимулирование интереса и желания самого обучающегося; соответствие учебных заданий индивидуальным возможностям обучающихся; наличие заданий проблемного характера; ориентация заданий квеста на реальное взаимодействие с предметами, оборудованием, средствами обучения; практико-ориентированность сюжета квеста.
Ключевые слова: квест, практико-ориентированное образование, система дополнительного образования, принцип связи теории и практики, программа технической направленности, квест по теплоснабжению, цель квеста, практико-ориентированный сюжет, роли, игровая