Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА В.М. ШУКШИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА В.М. ШУКШИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / СИНКВЕЙН / КЛАСТЕР / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / CRITICAL THINKING TECHNOLOGY / SYNCWINE / CLUSTER / MIND MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Мещерова Юлия Наилевна

В статье представлены апробированные на практике приемы технологии критического мышления при изучении творчества В.М. Шукшина в школе на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING IN STUDYING CREATIVITY V.M. SHUKSHINA IN LITERATURE LESSONS AT SCHOOL

The article presents the techniques of critical thinking technology tested in practice in the study of V.M. Shukshin at school in literature lessons.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА В.М. ШУКШИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 373

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 4 курса Мещерова Юлия Наилевна

Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА В.М. ШУКШИНА

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье представлены апробированные на практике приемы технологии критического мышления при изучении творчества В.М. Шукшина в школе на уроках литературы.

Ключевые слова: технология критического мышления, синквейн, кластер, интеллект-карта.

An^tatton. The article presents the techniques of critical thinking technology tested in practice in the study of V.M. Shukshin at school in literature lessons.

Keywords: critical thinking technology, syncwine, cluster, mind map.

Введение. В марте 2020 года из-за пандемии коронавируса COVID-2019 обучающиеся школ России были переведены на дистанционное обучение. Каждая образовательная организация самостоятельно решала вопрос о том, как будет организовано дистанционное обучение, какие электронные платформы и Интернет-ресурсы будут использованы. Школы были вынуждены создавать комфортные условия для общения учителя с учениками в режиме онлайн, чтобы максимально приблизить процесс обучения к традиционному. Большинство учителей использовали платформу «ZOOM» для создания видеоконференций с целью объяснения материала и проверки его усвоения, а для наиболее эффективной обратной связи с учащимися многие образовательные организации выбрали такие платформы как «Учи.ру» и «ЯКласс», которые позволяют давать индивидуальные задания ученикам, следить за процессом выполнения этих заданий и обеспечивать контроль качества усвоения материала. Изучение данных электронных платформ показало, что литература в качестве школьной дисциплины на них отсутствует. Этот факт, возможно, объясняется и тем, что организовать обратную связь по литературе дистанционно трудно, чаще при изучении произведения используется прием беседы.

Проблема, связанная с возможностью самостоятельно работать с текстом может быть отчасти решена благодаря формированию у обучающихся умения работать с текстом с использованием приемов технологии критического мышления, поскольку она предусматривает развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Цель данного исследования - охарактеризовать особенности использования технологии критического мышления при изучении творчества В.М. Шукшина.

Изложение основного материала статьи. Технология критического мышления широко представлена в исследованиях отечественных ученых: Е.О. Божович, С.И. Заир-Бека, И.В Муштавинской, Д.М. Шакировой и др.

Данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская представили данную образовательную технологию в виде базовой модели («вызов -осмысление - рефлексия»), которая задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии [3].

И.В. Муштавинская указывает: «Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление, позволяющее развивать открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления. Позволяет учащимся не только внимательно изучать тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения» [6].

Данная технология ценна тем, что позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, учит их слушать и слышать, а также развивает речь и побуждает детей к активному действию. При использовании технологии развития критического мышления у учащихся появляется возможность общения (учитель - ученик, ученик - ученик), а значит уходит страх и повышается познавательный интерес.

При использовании технологии развития критического мышления необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

Так, для учащихся 5-6 классов учение является главным видом деятельности. Они отличаются избирательной готовностью, повышенной восприимчивостью к обучению. Обучающихся особенно привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, им интересно работать со сложным учебным материалом, так как это дает возможность самостоятельно выстраивать познавательную деятельность как в школе, так и за ее пределами. Именно поэтому необходимо активно применять технологию развития критического мышления в работе с учащимися на уроках литературы, начиная с 5 класса.

В старших классах увеличивается объем учебного материала, наблюдается его усложнение, в связи, с чем учащимся необходимо проявлять большую самостоятельность и ответственность. Старшие школьники задумываются о выборе своей будущей профессии, поэтому проявляют интерес к учебным предметам, мотивация к учебной деятельности высокая. Д.М. Шакирова определяет основной целью формирования критического мышления старших школьников расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, научных и практических проблем [8].

Поскольку изучение литературы в большей степени подразумевает диалог, причем не только ученика и учителя, но и диалог с текстом, то использование технологии критического мышления позволит выстроить эту систему общения даже в дистанционном варианте.

Рассказы В.М. Шукшина входят в программное изучение по литературе, начиная с 5 класса. Так, малая проза В.М. Шукшина изучается по школьным учебникам В.Я. Коровиной (рассказ «Критики», 6 класс) [4]; Р.Н. Бунеева (рассказ «Крепкий мужик», 7 класс, рассказ «Чудики», 10 классе) [1]; Т.Ф. Курдюмовой (рассказ «Ванька Тепляшин», 9 класс) [5]; В.П. Журавлева (рассказы «Алеша Бесконвойный», «Чудики», «Миль пардон, мадам», 11 класс) [2].

Можно начать работу по технологии развития критического мышления с простых приемов, постепенно усложняя уровень заданий.

Как уже было обозначено выше, в средних классах изучается рассказ «Критики». Предлагаем на первой стадии, стадии вызова, когда определяется тема урока и происходит актуализация имеющихся знаний по теме, использовать прием «Корзина идей». Поскольку критическое мышление учит способам активных действий, так как подразумевает под собой процесс соотнесения новых внешних данных с имеющимися у человека знаниями [3, с. 5], то сначала предлагаем ребятам записать все, что им известно о понятии «критики», затем они могут обменяться информацией друг с другом, работая в группах. На доске нарисована корзина, учитель записывает тезисы детей, которые они предлагают. Все идеи, предположения осмысливаются и анализируются. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения.

Вторая стадия - осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц (сводная, таблица-синтез), «инсерт» - чтение текста с пометками, «Знаю -хочу, узнать - узнал», вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», «Рыбий скелет».

Предлагаем на данном этапе использовать «Ромашку Блума»:

- Простые вопросы: «Кто герои рассказа? Где происходит действие в рассказе? Что любят делать герои рассказа?»

- Уточняющие вопросы: «Объясни, почему дед и внук ходят в кино? Если нам известно, что дедушка глухой, то как он понимал, что говорят актеры? Я могу ошибаться, но, по-моему, дед с внуком начинали спорить еще в кинотеатре?»

- Вопросы-интерпретации: «Почему дед был категоричен в отношении деревенских фильмов? Почему дед не упускает возможности указать на то, что фильмы не соответствуют жизни?»

- Творческие вопросы: «Придумай, как будет развиваться сюжет в рассказе после описываемых автором событий?»

- Практические вопросы: «Где в обычной жизни вам приходилось сталкиваться с похожей на описанную в рассказе ситуацией?»

- Оценочные вопросы: «Как вы думаете, кому сочувствует автор? Почему?»

Третья стадия - размышление (рефлексия). Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Приёмы, которые можно использовать на этом этапе: эссе, РАФТ, синквейн, хокку.

Например, можно предложить учащимся написать синквейн про дедушку. У ребят получился вот такой текст:

Дедушка,

Наивный, эмоциональный,

Критикует, спорит, злится,

Борец за правду и справедливость,

Разоблачитель.

В 9 классе по учебнику Т.Ф. Курдюмовой изучается рассказ «Ванька Тепляшин». Предлагаем на стадии вызова использовать прием кластера, который поможет обозначить основную проблематику рассказа, связанную с противопоставлением города и деревни. Можно усложнить задачу для обучающихся и взять для сравнения рассказ А.П. Чехова «Тоска», который созвучен по проблематике. Параллель к чеховскому рассказу задает мотив тоски, связанный с восприятием героем города. У В.М. Шукшина «...Ванька и не заметил, как наладился тосковать»; «К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко» [9]. В рассказе А.П. Чехова: «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой»; «Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ.» [7, с. 49]. В кластерах к данным рассказам ключевым словом может стать имя героя, от которого разойдутся две ветви: город и деревня, поскольку в обои произведениях главный герой - деревенский житель, оказавшийся в городе: у Чехова Иона пытается в городе заработать хоть немного денег, а у Шукшина Ванька Тепляшин лежит в городской больнице. Оба героя по разным обстоятельствам, но вынуждены прибывать в городе. В качестве характеристики города в рассказе А.П. Чехова могут быть указаны: уличная суматоха, брань, одиночество; у В.М. Шукшина - шум, суета, одинаковость. Оба героя не могут прижиться в городе, который «настроен» для героев враждебно: Иону ругают, дают подзатыльники, никто его не слышит; Ваньку тоже «не слышат», не верят ему, а в итоге и происходит драка с охранником из-за того, что тот мать не пускает в больницу. Ключевыми к образу деревни станут понятия дома, семьи, общения. Кластеры помогут не только сравнить рассказы, обозначить их точки соприкосновения, но и выявить ключевые образы и мотивы.

Важным мотивом в том и другом рассказе является мотив тоски, именно тоска по родной деревне, по дому, не дает возможности Ваньке Тепляшину спокойно жить в городе и лечиться в больнице. На стадии осмысления можно использовать прием «фишбоун», где в основе «головы» рыбы будет обозначена тоска как проблема. А факты и причины в виде цитат и ключевых слов из текста помогут осмыслить это состояние героя. В качестве фактов можно привести следующие: «Все торопятся», «сверху все люди одинаковы», «все одинаково», соседи по палате не верят его рассказам. В качестве причин - «Ванька скоро привык скользить взглядом по улице — по людям, по машинам.», «К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко»

[9, с. 561. К тоске прибавляется и обида за мать, которая жалким голосом просит пропустить ее. И следствием драка с охранником, после которой Ванька с облегчением едет домой в деревню.

Основной вопрос на понимание на стадии рефлексии «Почему герой не может жить в городе?». Данный вопрос является ключевым во многих рассказах писателя, он и про себя писал, что от деревни «оторвался» и к городу так и «не пристал». В данном рассказе город - чуждое пространство для героя, он несвободен в нем, что усиливает образ больницы, в которую не пускают мать.

На последнем этапе необходимо вернуться к кластерам и к рассказу

A.П. Чехова для того, чтобы понять, что новое в понимании рассказов открылось и в чем все же отличие проблемы соотношения города и деревни у В.М. Шукшина. В отличие от А.П. Чехова, В.М. Шукшин не рассматривает социальную проблематику (в рассказе «Тоска» герой очень беден и вынужден зарабатывать в городе на жизнь) и сам герой у писателя второй половины ХХ века другой, он молод, горяч, общителен, легко относится к жизни.

Еще одним эффективным приемом работы на последнем этапе является написание даймонда, который представляет собой стихотворную форму из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этими понятиями могут стать город и деревня.

Ребята написали вот такой текст:

Деревня

Родная, просторная.

Живет, затихает, угасает.

Сельчане душевные, горожане - закрытые.

Развивается, расширяется, строится.

Шумный, беспокойный

Город.

В 11 классе при изучении рассказа «Алеша Бесконвойный» В.М. Шукшина (по учебнику

B.П. Журавлевой) можно составить интеллект-карту текста. Центральным образом может стать «баня», а расходящимися от него ветвями «праздник души» и «ритуал». Раскрывая эти понятия, обучающиеся обратят внимание на то, что неспешность героя, четкое понимание и осознание каждого этапа в ритуале «приготовления» бани позволяет говорить о том, что это не столько очищение тела для него, сколько очищение души. Вторая ветвь - «праздник души» будет распространена такими мотивами, как «воспоминания о прошлом», «размышления о смысле жизни», «размышления о любви» и т.д. Итогом работы с интеллект-картой может стать размышление над ключевым вопросом: В чем смысл жизни для героя рассказа?

Выводы. Таким образом, использование таких приемов технологии критического мышления при изучении рассказов В.М. Шукшина, как кластер, интеллект-карта, синквейн, фишбоун позволяет формировать умение самостоятельно выявлять и интерпретировать значимую, концептуальную для понимания информацию в тексте. Применение данных приемов позволит развивать вдумчивое отношение обучающихся к художественному произведению.

Литература:

1. Бунеев Р.Н. Литература: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова - М.: Баласс, 2015.

2. Журавлева В.П. Литература: учебник для общеобразовательных организаций / В.П. Журавлева, О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов - М.: Просвещение, 2015.

3. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.

4. Коровина В.Я. Литература: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / В.Я. Коровина, В.П. Полухина, В.П. Журавлев. - М.: «Просвещение», 2012.

5. Курдюмова Т.Ф. Литература: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова - М.: Дрофа, 2013.

6. Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» / учебное методическое пособие / И.В. Муштавинская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009.

7. Чехов А.П. Скучная история. Повести и рассказы. - М.: Правда, 1986.

8. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-uchaschihsya-i-studentov-model-i-tehnologiya (дата обращения: 06.08.2020)

9. Шушкин В.М. Рассказы. - М.: Издательство «Художественная литература», 1979.

Педагогика

УДК 373

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИРИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье представлен опыт изучения современной лирики в старших классах. Предложенная методика интертекстуального и структурно-семантического анализа стихотворений Ивана Жданова и Веры Полозковой, позволяет не только выявить характерные черты времени и течения, но и индивидуальные авторские особенности.

Ключевые слова: современная лирика, необарокко, постмодернизм, интертекстуальность. Annоtation. The article presents the experience of studying modern lyrics in high school. The proposed method of intertextual and structural-semantic analysis of poems by Ivan Zhdanov and Vera Polozkova allows not only to identify the characteristic features of time and course, but also individual author's features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.