Педагогика
УДК 373
кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 4 курса Мещерова Юлия Наилевна
Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА В.М. ШУКШИНА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
Аннотация. В статье представлены апробированные на практике приемы технологии критического мышления при изучении творчества В.М. Шукшина в школе на уроках литературы.
Ключевые слова: технология критического мышления, синквейн, кластер, интеллект-карта.
An^tatton. The article presents the techniques of critical thinking technology tested in practice in the study of V.M. Shukshin at school in literature lessons.
Keywords: critical thinking technology, syncwine, cluster, mind map.
Введение. В марте 2020 года из-за пандемии коронавируса COVID-2019 обучающиеся школ России были переведены на дистанционное обучение. Каждая образовательная организация самостоятельно решала вопрос о том, как будет организовано дистанционное обучение, какие электронные платформы и Интернет-ресурсы будут использованы. Школы были вынуждены создавать комфортные условия для общения учителя с учениками в режиме онлайн, чтобы максимально приблизить процесс обучения к традиционному. Большинство учителей использовали платформу «ZOOM» для создания видеоконференций с целью объяснения материала и проверки его усвоения, а для наиболее эффективной обратной связи с учащимися многие образовательные организации выбрали такие платформы как «Учи.ру» и «ЯКласс», которые позволяют давать индивидуальные задания ученикам, следить за процессом выполнения этих заданий и обеспечивать контроль качества усвоения материала. Изучение данных электронных платформ показало, что литература в качестве школьной дисциплины на них отсутствует. Этот факт, возможно, объясняется и тем, что организовать обратную связь по литературе дистанционно трудно, чаще при изучении произведения используется прием беседы.
Проблема, связанная с возможностью самостоятельно работать с текстом может быть отчасти решена благодаря формированию у обучающихся умения работать с текстом с использованием приемов технологии критического мышления, поскольку она предусматривает развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Цель данного исследования - охарактеризовать особенности использования технологии критического мышления при изучении творчества В.М. Шукшина.
Изложение основного материала статьи. Технология критического мышления широко представлена в исследованиях отечественных ученых: Е.О. Божович, С.И. Заир-Бека, И.В Муштавинской, Д.М. Шакировой и др.
Данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская представили данную образовательную технологию в виде базовой модели («вызов -осмысление - рефлексия»), которая задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии [3].
И.В. Муштавинская указывает: «Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление, позволяющее развивать открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления. Позволяет учащимся не только внимательно изучать тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения» [6].
Данная технология ценна тем, что позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, учит их слушать и слышать, а также развивает речь и побуждает детей к активному действию. При использовании технологии развития критического мышления у учащихся появляется возможность общения (учитель - ученик, ученик - ученик), а значит уходит страх и повышается познавательный интерес.
При использовании технологии развития критического мышления необходимо учитывать возрастные особенности школьников.
Так, для учащихся 5-6 классов учение является главным видом деятельности. Они отличаются избирательной готовностью, повышенной восприимчивостью к обучению. Обучающихся особенно привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, им интересно работать со сложным учебным материалом, так как это дает возможность самостоятельно выстраивать познавательную деятельность как в школе, так и за ее пределами. Именно поэтому необходимо активно применять технологию развития критического мышления в работе с учащимися на уроках литературы, начиная с 5 класса.
В старших классах увеличивается объем учебного материала, наблюдается его усложнение, в связи, с чем учащимся необходимо проявлять большую самостоятельность и ответственность. Старшие школьники задумываются о выборе своей будущей профессии, поэтому проявляют интерес к учебным предметам, мотивация к учебной деятельности высокая. Д.М. Шакирова определяет основной целью формирования критического мышления старших школьников расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, научных и практических проблем [8].
Поскольку изучение литературы в большей степени подразумевает диалог, причем не только ученика и учителя, но и диалог с текстом, то использование технологии критического мышления позволит выстроить эту систему общения даже в дистанционном варианте.
Рассказы В.М. Шукшина входят в программное изучение по литературе, начиная с 5 класса. Так, малая проза В.М. Шукшина изучается по школьным учебникам В.Я. Коровиной (рассказ «Критики», 6 класс) [4]; Р.Н. Бунеева (рассказ «Крепкий мужик», 7 класс, рассказ «Чудики», 10 классе) [1]; Т.Ф. Курдюмовой (рассказ «Ванька Тепляшин», 9 класс) [5]; В.П. Журавлева (рассказы «Алеша Бесконвойный», «Чудики», «Миль пардон, мадам», 11 класс) [2].
Можно начать работу по технологии развития критического мышления с простых приемов, постепенно усложняя уровень заданий.
Как уже было обозначено выше, в средних классах изучается рассказ «Критики». Предлагаем на первой стадии, стадии вызова, когда определяется тема урока и происходит актуализация имеющихся знаний по теме, использовать прием «Корзина идей». Поскольку критическое мышление учит способам активных действий, так как подразумевает под собой процесс соотнесения новых внешних данных с имеющимися у человека знаниями [3, с. 5], то сначала предлагаем ребятам записать все, что им известно о понятии «критики», затем они могут обменяться информацией друг с другом, работая в группах. На доске нарисована корзина, учитель записывает тезисы детей, которые они предлагают. Все идеи, предположения осмысливаются и анализируются. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения.
Вторая стадия - осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц (сводная, таблица-синтез), «инсерт» - чтение текста с пометками, «Знаю -хочу, узнать - узнал», вопросительные слова, «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», «Рыбий скелет».
Предлагаем на данном этапе использовать «Ромашку Блума»:
- Простые вопросы: «Кто герои рассказа? Где происходит действие в рассказе? Что любят делать герои рассказа?»
- Уточняющие вопросы: «Объясни, почему дед и внук ходят в кино? Если нам известно, что дедушка глухой, то как он понимал, что говорят актеры? Я могу ошибаться, но, по-моему, дед с внуком начинали спорить еще в кинотеатре?»
- Вопросы-интерпретации: «Почему дед был категоричен в отношении деревенских фильмов? Почему дед не упускает возможности указать на то, что фильмы не соответствуют жизни?»
- Творческие вопросы: «Придумай, как будет развиваться сюжет в рассказе после описываемых автором событий?»
- Практические вопросы: «Где в обычной жизни вам приходилось сталкиваться с похожей на описанную в рассказе ситуацией?»
- Оценочные вопросы: «Как вы думаете, кому сочувствует автор? Почему?»
Третья стадия - размышление (рефлексия). Она необходима для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Приёмы, которые можно использовать на этом этапе: эссе, РАФТ, синквейн, хокку.
Например, можно предложить учащимся написать синквейн про дедушку. У ребят получился вот такой текст:
Дедушка,
Наивный, эмоциональный,
Критикует, спорит, злится,
Борец за правду и справедливость,
Разоблачитель.
В 9 классе по учебнику Т.Ф. Курдюмовой изучается рассказ «Ванька Тепляшин». Предлагаем на стадии вызова использовать прием кластера, который поможет обозначить основную проблематику рассказа, связанную с противопоставлением города и деревни. Можно усложнить задачу для обучающихся и взять для сравнения рассказ А.П. Чехова «Тоска», который созвучен по проблематике. Параллель к чеховскому рассказу задает мотив тоски, связанный с восприятием героем города. У В.М. Шукшина «...Ванька и не заметил, как наладился тосковать»; «К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко» [9]. В рассказе А.П. Чехова: «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой»; «Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ.» [7, с. 49]. В кластерах к данным рассказам ключевым словом может стать имя героя, от которого разойдутся две ветви: город и деревня, поскольку в обои произведениях главный герой - деревенский житель, оказавшийся в городе: у Чехова Иона пытается в городе заработать хоть немного денег, а у Шукшина Ванька Тепляшин лежит в городской больнице. Оба героя по разным обстоятельствам, но вынуждены прибывать в городе. В качестве характеристики города в рассказе А.П. Чехова могут быть указаны: уличная суматоха, брань, одиночество; у В.М. Шукшина - шум, суета, одинаковость. Оба героя не могут прижиться в городе, который «настроен» для героев враждебно: Иону ругают, дают подзатыльники, никто его не слышит; Ваньку тоже «не слышат», не верят ему, а в итоге и происходит драка с охранником из-за того, что тот мать не пускает в больницу. Ключевыми к образу деревни станут понятия дома, семьи, общения. Кластеры помогут не только сравнить рассказы, обозначить их точки соприкосновения, но и выявить ключевые образы и мотивы.
Важным мотивом в том и другом рассказе является мотив тоски, именно тоска по родной деревне, по дому, не дает возможности Ваньке Тепляшину спокойно жить в городе и лечиться в больнице. На стадии осмысления можно использовать прием «фишбоун», где в основе «головы» рыбы будет обозначена тоска как проблема. А факты и причины в виде цитат и ключевых слов из текста помогут осмыслить это состояние героя. В качестве фактов можно привести следующие: «Все торопятся», «сверху все люди одинаковы», «все одинаково», соседи по палате не верят его рассказам. В качестве причин - «Ванька скоро привык скользить взглядом по улице — по людям, по машинам.», «К Ваньке подступила тоска. Он чувствовал себя одиноко»
[9, с. 561. К тоске прибавляется и обида за мать, которая жалким голосом просит пропустить ее. И следствием драка с охранником, после которой Ванька с облегчением едет домой в деревню.
Основной вопрос на понимание на стадии рефлексии «Почему герой не может жить в городе?». Данный вопрос является ключевым во многих рассказах писателя, он и про себя писал, что от деревни «оторвался» и к городу так и «не пристал». В данном рассказе город - чуждое пространство для героя, он несвободен в нем, что усиливает образ больницы, в которую не пускают мать.
На последнем этапе необходимо вернуться к кластерам и к рассказу
A.П. Чехова для того, чтобы понять, что новое в понимании рассказов открылось и в чем все же отличие проблемы соотношения города и деревни у В.М. Шукшина. В отличие от А.П. Чехова, В.М. Шукшин не рассматривает социальную проблематику (в рассказе «Тоска» герой очень беден и вынужден зарабатывать в городе на жизнь) и сам герой у писателя второй половины ХХ века другой, он молод, горяч, общителен, легко относится к жизни.
Еще одним эффективным приемом работы на последнем этапе является написание даймонда, который представляет собой стихотворную форму из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этими понятиями могут стать город и деревня.
Ребята написали вот такой текст:
Деревня
Родная, просторная.
Живет, затихает, угасает.
Сельчане душевные, горожане - закрытые.
Развивается, расширяется, строится.
Шумный, беспокойный
Город.
В 11 классе при изучении рассказа «Алеша Бесконвойный» В.М. Шукшина (по учебнику
B.П. Журавлевой) можно составить интеллект-карту текста. Центральным образом может стать «баня», а расходящимися от него ветвями «праздник души» и «ритуал». Раскрывая эти понятия, обучающиеся обратят внимание на то, что неспешность героя, четкое понимание и осознание каждого этапа в ритуале «приготовления» бани позволяет говорить о том, что это не столько очищение тела для него, сколько очищение души. Вторая ветвь - «праздник души» будет распространена такими мотивами, как «воспоминания о прошлом», «размышления о смысле жизни», «размышления о любви» и т.д. Итогом работы с интеллект-картой может стать размышление над ключевым вопросом: В чем смысл жизни для героя рассказа?
Выводы. Таким образом, использование таких приемов технологии критического мышления при изучении рассказов В.М. Шукшина, как кластер, интеллект-карта, синквейн, фишбоун позволяет формировать умение самостоятельно выявлять и интерпретировать значимую, концептуальную для понимания информацию в тексте. Применение данных приемов позволит развивать вдумчивое отношение обучающихся к художественному произведению.
Литература:
1. Бунеев Р.Н. Литература: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова - М.: Баласс, 2015.
2. Журавлева В.П. Литература: учебник для общеобразовательных организаций / В.П. Журавлева, О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов - М.: Просвещение, 2015.
3. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.
4. Коровина В.Я. Литература: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / В.Я. Коровина, В.П. Полухина, В.П. Журавлев. - М.: «Просвещение», 2012.
5. Курдюмова Т.Ф. Литература: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова - М.: Дрофа, 2013.
6. Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» / учебное методическое пособие / И.В. Муштавинская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009.
7. Чехов А.П. Скучная история. Повести и рассказы. - М.: Правда, 1986.
8. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-uchaschihsya-i-studentov-model-i-tehnologiya (дата обращения: 06.08.2020)
9. Шушкин В.М. Рассказы. - М.: Издательство «Художественная литература», 1979.
Педагогика
УДК 373
кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИРИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Аннотация. В статье представлен опыт изучения современной лирики в старших классах. Предложенная методика интертекстуального и структурно-семантического анализа стихотворений Ивана Жданова и Веры Полозковой, позволяет не только выявить характерные черты времени и течения, но и индивидуальные авторские особенности.
Ключевые слова: современная лирика, необарокко, постмодернизм, интертекстуальность. Annоtation. The article presents the experience of studying modern lyrics in high school. The proposed method of intertextual and structural-semantic analysis of poems by Ivan Zhdanov and Vera Polozkova allows not only to identify the characteristic features of time and course, but also individual author's features.