[9, с. 561. К тоске прибавляется и обида за мать, которая жалким голосом просит пропустить ее. И следствием драка с охранником, после которой Ванька с облегчением едет домой в деревню.
Основной вопрос на понимание на стадии рефлексии «Почему герой не может жить в городе?». Данный вопрос является ключевым во многих рассказах писателя, он и про себя писал, что от деревни «оторвался» и к городу так и «не пристал». В данном рассказе город - чуждое пространство для героя, он несвободен в нем, что усиливает образ больницы, в которую не пускают мать.
На последнем этапе необходимо вернуться к кластерам и к рассказу
A.П. Чехова для того, чтобы понять, что новое в понимании рассказов открылось и в чем все же отличие проблемы соотношения города и деревни у В.М. Шукшина. В отличие от А.П. Чехова, В.М. Шукшин не рассматривает социальную проблематику (в рассказе «Тоска» герой очень беден и вынужден зарабатывать в городе на жизнь) и сам герой у писателя второй половины ХХ века другой, он молод, горяч, общителен, легко относится к жизни.
Еще одним эффективным приемом работы на последнем этапе является написание даймонда, который представляет собой стихотворную форму из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этими понятиями могут стать город и деревня.
Ребята написали вот такой текст:
Деревня
Родная, просторная.
Живет, затихает, угасает.
Сельчане душевные, горожане - закрытые.
Развивается, расширяется, строится.
Шумный, беспокойный
Город.
В 11 классе при изучении рассказа «Алеша Бесконвойный» В.М. Шукшина (по учебнику
B.П. Журавлевой) можно составить интеллект-карту текста. Центральным образом может стать «баня», а расходящимися от него ветвями «праздник души» и «ритуал». Раскрывая эти понятия, обучающиеся обратят внимание на то, что неспешность героя, четкое понимание и осознание каждого этапа в ритуале «приготовления» бани позволяет говорить о том, что это не столько очищение тела для него, сколько очищение души. Вторая ветвь - «праздник души» будет распространена такими мотивами, как «воспоминания о прошлом», «размышления о смысле жизни», «размышления о любви» и т.д. Итогом работы с интеллект-картой может стать размышление над ключевым вопросом: В чем смысл жизни для героя рассказа?
Выводы. Таким образом, использование таких приемов технологии критического мышления при изучении рассказов В.М. Шукшина, как кластер, интеллект-карта, синквейн, фишбоун позволяет формировать умение самостоятельно выявлять и интерпретировать значимую, концептуальную для понимания информацию в тексте. Применение данных приемов позволит развивать вдумчивое отношение обучающихся к художественному произведению.
Литература:
1. Бунеев Р.Н. Литература: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова - М.: Баласс, 2015.
2. Журавлева В.П. Литература: учебник для общеобразовательных организаций / В.П. Журавлева, О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов - М.: Просвещение, 2015.
3. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.
4. Коровина В.Я. Литература: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / В.Я. Коровина, В.П. Полухина, В.П. Журавлев. - М.: «Просвещение», 2012.
5. Курдюмова Т.Ф. Литература: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Т.Ф. Курдюмова - М.: Дрофа, 2013.
6. Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» / учебное методическое пособие / И.В. Муштавинская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009.
7. Чехов А.П. Скучная история. Повести и рассказы. - М.: Правда, 1986.
8. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-uchaschihsya-i-studentov-model-i-tehnologiya (дата обращения: 06.08.2020)
9. Шушкин В.М. Рассказы. - М.: Издательство «Художественная литература», 1979.
Педагогика
УДК 373
кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИРИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Аннотация. В статье представлен опыт изучения современной лирики в старших классах. Предложенная методика интертекстуального и структурно-семантического анализа стихотворений Ивана Жданова и Веры Полозковой, позволяет не только выявить характерные черты времени и течения, но и индивидуальные авторские особенности.
Ключевые слова: современная лирика, необарокко, постмодернизм, интертекстуальность. Annоtation. The article presents the experience of studying modern lyrics in high school. The proposed method of intertextual and structural-semantic analysis of poems by Ivan Zhdanov and Vera Polozkova allows not only to identify the characteristic features of time and course, but also individual author's features.
Keywords: modern lyrics, neo-baroque, postmodernism, intertextuality.
Введение. В отечественной методике накоплен достаточно богатый опыт изучения лирических произведений в школе. В большей степени разработаны теоретико-методологические принципы изучения классической поэзии и лирики первой половины ХХ века, вплоть до 60-70-х годов. Однако в начале XXl века остро стоит проблема отбора и методического осмысления современных литературных произведений, особенно поэтических, так как взгляд критиков и литературоведов на особенности развития лирики, выделения ее основных течений рубежа ХХ - XXI веков неоднозначен.
В ФГОС СОО нет конкретизации предметных умений, связанных именно с изучением современной лирики, в то же время отмечается, что у выпускников должны быть сформированы представления о системе стилей языка художественной литературы, а на углубленном уровне предполагается «понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений» [5, с. 8]. Анализ и интерпретация современной литературы, в том числе и лирики неотделимы от стилевого анализа и использования современных литературоведческих терминов, таких, например, как постмодернизм, необарокко, метареализм и др.
В Примерной образовательной программе указано, что обучающийся получит возможность узнать «о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы»[4, с. 34], но в то же время в списке рекомендуемых произведений и авторов по литературе для 10-11-х классов раздел «Современный литературный процесс» представлен в основном прозаическими произведениями (за исключением стихотворений Д.Л. Быкова). Изучение лирики заканчивается именами поэтов 60-70-х годов: А.А. Тарковский, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава и др.
Цель статьи - охарактеризовать методические особенности изучения современной лирики на уроках литературы в старших классах.
Изложение основного материала статьи. С целью выявления уровня сформированности представления о современной лирике у обучающихся старших классов было проведено анкетирование, результаты которого говорят о том, что что большинство опрошенных не знают никого из современных поэтов, в единичных ответах звучали имена Д. Быкова, В. Степанова, Белинды. Самыми известными для выпускников оказались молодые поэтессы современности Ах Астахова и Вера Полозкова.
Отвечая на вопрос «Вы любите читать стихи? Почему?», реципиенты отмечали, что «стихи успокаивают», «можно подобрать под настроение», «некоторые стихи по душе», «в некоторых стихах нахожу себя», «это открытие собственного мира» и т.д. То есть важным фактором для читателей-старшеклассников является эмоциональное восприятие лирики.
Что касается тематики, то практически все указывали любовную тему, в единичных ответах - стихи об одиночестве, смысле жизни, детстве, родине, природе. Один обучающийся ответил, что «нравятся стихи с высокой смысловой нагрузкой».
Таким образом, чуть больше половины опрошенных реципиентов знакомы с некоторыми именами современных поэтов. Считаем, что это не такой уж плохой показатель, учитывая, что их творчество в школе не изучалось. Можно сделать вывод о том, что старшеклассникам, в силу возрастных особенностей, интересна лирика, так как чтение, прослушивание стихотворений помогает переживать волнующие их эмоции. Но, список названных ребятами поэтов небольшой, причем их внимание завоевывают поэты-современники, активно рекламирующие себя в социальных сетях.
Поскольку программы 11 классов по литературе построены таким образом, что изучается лирика рубежа Х1Х-ХХ веков, шестидесятые годы и в конце учебного года отводится время лирике рубежа ХХ-ХХ1 веков, предлагаем начать обзорный урок по современной лирике с проблемной ситуации. Вниманию обучающихся предлагаются три стихотворения: «Поэт не человек, он только дух» А. Ахматовой, «Не отрекусь» А. Вознесенского, «Я всю жизнь свою провел в мытье посуды» Д. Пригова. Задача - определить, к какому времени относится каждое из них (серебряный век, 60-е, рубеж веков).
Данное задание приготовит школьников к восприятию нового материала, так как им нужно будет вспомнить ранее изученные характерные черты поэзии эпох, предшествующих современности. Такая проблемная ситуация в виде самостоятельной работы поможет обобщить и систематизировать имеющиеся у школьников знания. Все представленные стихотворения объединяет тематика поэта и поэзии, таким образом, обучающимся будет легче сопоставлять произведения. Остальная часть урока посвящена рассмотрению особенностей течений постмодернизма: концептуализма, необарокко, метареализма.
На втором уроке предлагается остановиться на подробном анализе стихотворений двух поэтов: Ивана Жданова «Портрет отца» и Веры Ползковой «Сайде - на чай».
Поскольку современная лирика сложна для интерпретации в силу интертекстуальности, метафоричности, предлагаем интерпретировать стихотворения совместно с учениками.
Название стихотворения «Портрет отца» Ивана Жданова создает в нашем восприятии ассоциацию с описанием внешности героя. Однако, прочитав стихотворение полностью, портрета в привычном смысле этого слова мы не видим. На этом этапе можно спросить у обучающихся, что такое портрет в их понимании, и о каком портрете идет речь конкретно в этом тексте. Собственно, это может быть проблемным вопросом, так как ответ на него может быть получен только в результате анализа стихотворения.
Центральный образ в стихотворении - зеркало. Он встречается не один раз: «зеркало вспашут», «прояснится зеркало» [2]. Обратим внимание на первую метафору. В первую очередь нужно узнать, как понимают ее школьники. По зеркалу будто идет рябь, его гладь нарушена. И оно становится порталом в прошлое, порталом в детство. Перед глазами появляются скошенные травы, желтые поля. Рождается мотив пути, на это же указывает слово «наследство», то есть путь след в след или по следам отца. Рифма «детство -наследство» намекает на связь с отцом.
В строках «И запах сгорающих крыльев» [2] возникает мотив утраты надежд, «обгорания» устремлений, возникновения ощущения тяжести бытия. Можно задать вопрос: «Лирический герой ощущает эти эмоции в детстве или в воспоминаниях? Какое это имеет значение для него сейчас?». Обучающиеся придут к выводу, что совмещены два времени, и ощущения героя поэтому тоже совмещены: он одновременно взрослый, познавший жизнь и, в то же время, ребенок: «И будет даровано каждому право / себя выбирать, и не будет ночей» [2]. То есть каждый может стать тем, кем захочет и, поэтому, неудач, горя («ночей») у них не будет. И
эти все желтые поля, эти все надежды там, - в детстве. Там скошенные травы, там желтое поле. Желтый -цвет солнца, чего-то светлого, ярких воспоминаний, метафора жизни.
Далее композиционно в стихотворении возникает противопоставление, антитеза, обозначенная союзом «но». Бескрайняя равнина превращается в окно, из которого видно спину отца. Возможно, он работает на этом поле - так мы можем предполагать, исходя из биографии поэта, поскольку он родился в крестьянской семье одиннадцатым ребенком. Отец, который кормил семью, отец, которого дети почти не видели, потому что он большую часть жизни провел в работе. Продолжая эту мысль, мы можем вернуться в начало к слову «вспашут». Мотив пахоты здесь связан опять же с полем, с работой отца. Он видит отца работающего. Нужно обратить внимание детей на то, что внешности отца как раз-таки нет, он упоминает только его спину, он не видит его лица.
С одной стороны, поле «видит» отцовскую спину. Небо изображается видом из окна, это наводит на мысль о несвободе и ограниченности, закрытом пространстве, в котором находится лирический герой. Внутренне пространство обозначено образом комнаты: «А там, за окном, комнатенка худая» [2]. Причем, лирический герой одновременно находится и во внешнем пространстве и во внутреннем, он, как-будто смотрит в окно с улицы и видит себя маленького: он и в прошлом, и в настоящем, между двумя мирами. Окно - это еще один очень важный образ, он также соединяет мир дома и мир жизни (в широком понимании). Тут есть внешний мир - это поле, это простор и есть дом, комната, в которой младенец.
Обращаем внимание обучающихся на эпитет «комнатенка худая» [2], который явно не сочетается с другими эпитетами, характеризующими описание комнаты «тронный пол», «маковый гром». «В чем смысл этого противоречия?» - спрашиваем у обучающихся. Речь идет опять же о двойном восприятии лирического героя, о совмещении прошлого и настоящего: сейчас, с высоты своих лет, герой видит комнату бедной, худой, а ребенком она была для него подобна тронному залу, в котором он чувствовал себя царем с маковой погремушкой-скипетром. Возможно, стоит объяснить словосочетание «маковый гром» школьникам: имеется в виду детская игрушка, которую в старину наполняли маком, чтобы она гремела.
Интерпретация метафоры «бездна седая сухими кустами томится в углу» [2] подтверждает мысль о совмещении, синтезе времен в сознании лирического героя: младенец и мысль о старости, которая еще от него далеко, еще «томится», так как час ее еще не пришел, но для лирического героя - это уже настоящее.
Возвращение лирического героя из прошлого происходит, подобно пробуждению ото сна, от громкого удара погремушки: «мак погремушкой ударит по раме». От удара «гладь фотоснимка» развалится и «прояснится зеркало». Фотоснимок и зеркало в данном отрывке становятся единым образом: сырые пласты фотоснимка будто старые с желтыми слюдяными разводами зеркала. Внезапное пробуждение от сна воспоминания связано с мотивом разрушения: образ отца уходит, в казалось-бы в прояснившемся отражении зеркала он должен появиться, но он в ином краю и возврата нет. И лирический герой чувствует эту утрату.
Предлагаем обучающимся найти и интерпретировать эпитеты в последнем четверостишии, определяющие мотив невозвратности и утраты надежды.
Это стихотворение - ностальгия по детству, желание вспомнить отца, лицо которого он, возможно, даже не помнит. Но это все в прошлом, вернуть нельзя. Однако лирический герой вспоминает это с теплотой. К нему приходит осознание того, что это в детстве, в прошлом и он больше никогда не почувствует этого снова и не вернет. Можно говорить в связи с этим стихотворением о мотиве детства, как о мотиве утраченного рая.
Отвечая на проблемный вопрос о портрете, обучающиеся теперь уже смогут аргументированно доказать, что речь идет о психологическом потрете, связанным с восприятием лирического героя. В этом произведении он говорит не только об отце, но и о себе, познавшем жизнь, познавшем «бездну седую», глубину, «плывущую по осенней воде». Этот портрет как воспоминание, внутренний взгляд, восприятие прошлого в отрывках и картинках, которые причудливым образом влияют на тебя и оформляют твою картину жизни.
В ходе анализа очень важно обратить внимание на элементы поэтики, формальные признаки, позволяющие понять не только содержание произведения, но и его принадлежность к течению. В этом стихотворении проявляются такие приемы, как метафорическая избыточность (практически каждый образ метафоричен); повтор деталей (маковый гром, мак погремушкой; желтое поле, мотив зеркала); иллюзия хаотичности (проявляется в пространственно-временной организации стиха). Тут стоит обратиться к обучающимся с вопросом: «О чем нам говорит использование этих поэтических приемов?» (о том, что стихотворение принадлежит течению необарокко).
Образы окна, зеркала, пахоты, поля объединяют внутренний и внешний мир. Причем, зеркало и окно -центральные образы поэзии И. Жданова в целом.
Мотив детства, мотив прошлого, ностальгия по прошлому во всем стихотворении наталкивает на очень интересную деталь: несмотря на явное погружение в давно пережитое, в тексте нет ни одного глагола прошедшего времени, только глаголы настоящего и будущего времени.
Таким образом, на примере данного стихотворения Ивана Жданова можно показать не только особенности необарокко, но и отличительные черты поэтики творчества данного поэта.
Вторая половина урока - интерпретация стихотворения Веры Полозовой «Сайде - на чай». Трудность интерпретации возникает не только с первой строчки, но и с первого непонятного слова «сайде»: Сайде - на чай / Свиться струйкой водопроводной - / Двинуть к морю до холодов»[1]. В этих строчках налицо явление стихотвореного анжамбемана, поэтому смысл от этого еще сложнее улавливается. Скорее всего, Сайде - это имя, арабского оно означает счастливая, удачливая, поэтому дать монетку на чай, а, может, кинуть монетку на счастье, чтобы потом вернуться. Все эти значения могут быть актуализированы в этой фразе.
Обращаем внимание на рифму «водопроводной-свободной», в которой обозначено противоречие: водопровод задает семантику замкнутости, несвободы, «предзаданности» течения воды. Поэтому рифмующаяся пара представляет собой антитезу: лирическая героиня мечтает о свободе, но представляет себя водопроводной струйкой. Интересно, что в одном предложении оказались чай, водопроводная вода и море, что, казалось бы, свидетельствует о некоем расширении пространства в сознании героини: от замкнутости чая в кружке и водопроводного крана до просторов моря, но получается обратный эффект.
Строка «Свиться струйкой водопроводной» отсылает нас к стихотворению В. Маяковского «А вы могли бы», где звучат строки «А вы/ ноктюрн сыграть/ могли бы/ на флейте водосточных труб?»[3], где тоже звучит вызов повседневности. Отсылка к В. Маяковскому неслучайна, так как он входит в число ее любимых поэтов.
В стихотворении есть явное противопоставление: «Я хочу быть такой свободной, / Чтобы не оставлять следов» и «Я хочу быть немного Бродским -/ Ни единого слова зря»[1]. Оставлять след - это фразеологизм.
Что означает быть свободной, не оставляя следов? Быть, как ангел? Не быть обремененной чем-то земным: бытом, детьми, делами ... Всем тем, благодаря чему человек остается жить даже после смерти. Однако тут же присутствует желание запечатлеться в памяти человечества, как великому поэту. Рифма «броский-Бродский» как раз указывает на уникальность поэта, на которого хотела бы походить лирическая героиня.
В стихотворении Веры Полозковой, как и в стихотворении В. Маяковского есть некий вызов, и даже глагол «мажет» так же напоминает нам «смазать карту будня» [3] поэта начала ХХ века, но, как и у В. Маяковского его неэстетичность вносит свою «ложку дегтя»: портит всю красоту восходящего солнца: «Наблюдая, как чем-то броским / Мажет выпуклый глаз заря» [1].
В результате анализа стихотворения приходим к выводу, что смыл, являющийся результатом синтеза формы и содержания, противоречив, так как присутствует алогизм на уровне рифмы, сочетания образов, использования лексики. Яркие, броские фразы не есть стихотворение, должно быть единство формальных и содержательных признаков.
Рефлексия предполагает отзыв обучающихся о стихотворениях, рассмотренных на уроке. Ответы на следующие вопросы: какая поэзия ближе и почему? В чем отличие современной поэзии от других эпох? В чем особенность нашего времени относительно лирики?
Таким образом, в конце урока можно сделать вывод о том, что современная лирика разнородна, но важно при чтении стихотворений всегда обращать внимание на важный показатель художественности: единство формы и содержания.
Выводы. Таким образом, в предложенных рекомендациях к урокам по изучению современной лирики предлагаются разные по уровню художественности тексты, что определяется необходимостью формирования у обучающихся умения отличать хорошую литературу от слабой и умение ориентироваться в современном литературном процессе. Обращение к современности объясняется наличием мотивации у школьников к изучению современных поэтов.
Методика интертекстуального и структурно-семантического анализа, предложенная для изучения стихотворений современных поэтов позволяет не только выявить характерные черты времени и течения, но и индивидуальные авторские особенности.
Литература:
1. Вера Полозкова: стихи [Электронный ресурс]: база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих. - Режим доступа: https://rustih.ru/vera-polozkova/ (дата обращения 10.05.2020)
2. Иван Жданов [Электронный ресурс]: стихи, проза, эссеистика и фотоработы Ивана Жданова. -Режим доступа: http://ivanzhdanov.com/biography.htm (дата обращения 20.06.2020)
3. Маяковский В.В. А вы могли бы? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ilibrary.rU/text/2119/p.1/index.html
4. Примерная образовательная программа СОО [Электронный ресурс]: Планируемые предметные результаты освоения ООП (Литература), Примерные программы отдельных учебных предметов (Литература). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282289/ (дата обращения 12.05.2020)
5. ФГОС СОО [Электронный ресурс]: Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 20.06.2020)
Педагогика
УДК 378.147
соискатель ученой степени, старший преподаватель
Центральных офицерских курсов (ЦОК) Ильин Владимир Николаевич
Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (4 ГЦ ПАП и ВИ МО РФ) (г. Липецк)
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИТУАЦИЙ ФРУСТРАЦИИ У АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ВКС РОССИИ
Аннотация. В современных условиях предметов исследования большого количества ученых выступает феномен фрустрации. Исследованию данного феномена в настоящее время посвящено много научных работ, в частности, работы С. Розенцвейга, Е.В. Пискленовой, Н.Д. Левитова, О.Г. Карпова и других исследователей. Однако, невзирая на повышение внимания ученых к исследованию данной проблемы, в настоящее время требуется исследование основ моделирования стратегий преодоления фрустрационных состояний. Цель исследования - исследовать основы педагогического моделирования стратегий преодоления ситуаций фрустрации у авиационного персонала ВКС России. Задачи исследования: рассмотреть основные подходы к определению термина «фрустрация»; провести исследование особенностей возникновения состояния фрустрации у авиационного персонала ВКС России; выделить основные стратегии преодоления состояния фрустрации авиационным персоналом ВКС России. Гипотеза исследования: для преодоления фрустрации в воинских коллективах требуется формирование в них прочных личных, деловых и духовных связей между военнослужащими, а также использование эффективных стратегий преодоления фрустрации. Методы исследования: исследование, анализ научной литературы, материалов периодической печати и интернет-ресурсов. Достигнутые результаты: предложено авторское определение термина «фрустрация», под которым понимается человеческое состояние, которое выражается в характерных особенностях поведений и переживаний, обусловленное непреодолимыми трудностями на пути к решению определенной задачи или достижению цели. Основными элементами, связанными с ситуацией фрустрации, считаются: фрустрационное воздействие; фрустрационная обстановка; фрустратор, т.е. фактор, который способствует формированию фрустрации. К высокоэффективным способам и методам работы с авиационным персоналом ВКС РФ при формировании фрустрационных состояний, как показывают исследования, можно отнести: методы, которые направлены на саморегуляцию; релаксационные методы; арт-терапию; эмоционально-образную терапию; позитивную краткосрочную терапию; нейро-лингвистическое программирование;