Научная статья на тему 'Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в 6 классе'

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в 6 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4930
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / АНАЛИЗ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕСТОИМЕНИЕ / CRITICAL THINKING / READING AND WRITING / ANALYSIS AND EFFECTIVENESS / PRONOUN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко О. Н.

В статье рассмотрены основные приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо у учеников среднего звена общеобразовательной школы. В результате анализа автор показал эффективность практического применения данных приемов при изучении темы «Местоимение»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING AND WRITING FOR CRITICAL THINKING AT SECONDARY SCHOOL

This article describes the technology of development of critical thinking through reading and writing at secondary school. As a result of analysis the author showed the effectiveness of the practical application of the basic methods in the study of the topic "Pronoun".

Текст научной работы на тему «Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в 6 классе»

Итак, общее в анализируемых парадигмах обусловлено единой семантикой «отвлеченное понятие качества», а так же тем, что мотивирующие слова в каждой из приведенных парадигм относятся к одной части речи.

Различное обусловлено морфонологическими особенностями языка и причинами социального характера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Грамматика современного русского языка / Под ред. М.Ю. Шведовой. М., 1970. - 755 с.

2. Русская грамматика. Т. 1, М.: Наука, 1980. - 783 с.

3. Тихонов, А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М.: Цитадель-Трейд, 2003. -214 с.

4. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: 1978. - 726 с.

О.Н. Терещенко

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ В 6 КЛАССЕ

Аннотация. В статье рассмотрены основные приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо у учеников среднего звена общеобразовательной школы. В результате анализа автор показал эффективность практического применения данных приемов при изучении темы «Местоимение».

Ключевые слова: критическое мышление, приемы технологии, чтение, письмо, анализ и эффективность, местоимение.

О.№ Тereschenko

READING AND WRITING FOR CRITICAL THINKING AT SECONDARY SCHOOL

Annotation. This article describes the technology of development of critical thinking through reading and writing at secondary school. As a result of analysis the author showed the effectiveness of the practical application of the basic methods in the study of the topic "Pronoun".

Keywords: critical thinking, reading and writing, analysis and effectiveness, pronoun.

Современная школа строит свою образовательную программу, опираясь на следующие принципы:

1) уважение личности ребенка, его особенностей и интересов;

2) создание благоприятных условий для его саморазвития;

3) воспитание человека, способного критически мыслить и решать жизненные задачи [9].

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой

практическую реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, который является ведущим в настоящее время.

Определить понятие «критическое мышление» не представляется возможным без учета некоторых факторов. Во-первых, критическое мышление - это мышление самостоятельное. Ученика важно научить высказывать свое мнение, чтобы он не боялся быть осмеянным. Во-вторых, критическое мышление невозможно без опорных знаний, понятий. Чтобы ученик мог критически мыслить, необходимо дать ему достаточное количество первоначальных знаний, которые, в свою очередь, помогут сформулировать проблемные вопросы и найти пути их решения. В-третьих, критическое мышление предполагает наличие нескольких вариантов решения проблемы. Для нахождения наиболее приемлемого необходимо обсуждать свои варианты с другими участниками группы.

Многие ученые обращались к понятию «критическое мышление», предлагая свою трактовку. Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» определяет критическое мышление как «использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [10,7]. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская под критическим мышлением понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решений, что можно принять, что необходимо дополнить, а что -отвергнуть [3,14]. В целом, большинство авторов полагают, что критическое мышление является по своей сути рефлексивным и оценочным и развивается путём наложения новой информации на имеющийся жизненный личный опыт.

Сама технология развития критического мышления возникла в конце 20 века в Америке. В ее основу положены идеи таких ученых, как Ж. Пиаже (об этапах умственного развития ребенка), К. Поппера и Р. Пола (об основах развития критического мышления), Э.Брауна и И. Бека (о мета-

когнитивном учении). Ее разработчики: К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стилл- довели весь теоретический опыт в данном научном направлении до практических рекомендаций, что позволило использовать технологию в методике преподавания.

Сама технология развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трех этапов (фаз): вызов, осмысление, рефлексия.

Фаза вызова направлена на достижение нескольких целей: пробуждение имеющихся знаний; стимулирование интереса учащихся к новой информации. В данной фазе главное - принимать, не критикуя, любые ответы учащихся. В результате ученики не будут бояться высказывать свое мнение, пусть даже и не совсем правильное.

Важным для данного этапа являются такие приемы, как: составление списка известной информации (предположение по ключевым словам), систематизация материала (кластеры).

Фаза осмысления ставит своей целью получение учащимися новой информации. Здесь главное - достичь понимания учеником новой информации, сохранить заинтересованность и активность в работе. На данном этапе целесообразно использовать методы активного чтения.

Фаза рефлексии представляет собой осмысление полученного знания. Здесь главное - прояснение смысла, построение дальнейшего пути обучения. На данном этапе учителю необходимо еще раз разъяснить ученикам то, что осталось для них непонятым. Учитель может стимулировать рефлексию посредством вопросов, заполнения кластеров, возврата к ключевым словам, верным/неверным утверждениям и т.д.

Существует некоторые расхождения ученых в том, для какого возраста учеников целесообразно применять данную технологию. Так, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская считают, что технология развития критического мышления через чтение и письмо с успехом может применяться на любой ступени обучения, включая начальное звено [4,28]. Т.С. Ходырева и В.А. Шамис накладывают определенные возрастные ограничения на возможности применения данной технологии. По мнению данных авторов, использовать технологию РКМЧП в начальной школе целесообразно с четвертого класса, поскольку с этого этапа дети уже осознают, что значит «мыслить критически» [9,35]. Ф.Ф. Минкина указывает на старший школьный возраст как наиболее благоприятный для формирования осознанного критического мышления.

В нашем исследовании мы обратили внимание на основные приемы технологии РКМЧП, которые можно использовать на уроках русского языка в 6 классе. К таким приемам относятся рассмотренные далее в статье.

1. Прием «Блиц-опрос». Данный прием целесообразно использовать в начале урока для проверки домашнего задания или актуализации знаний учащихся по теме урока или в конце его для закрепления материала. Прием «Блиц-опрос» представляет собой перечень вопросов, на которые возможен ответ «Да» или «Нет».

2. Прием «Ключевые слова». Названный прием можно использовать на стадии вызова. Он представляет собой набор ключевых слов по теме урока, с помощью которых ученики составляют маленький рассказ, используя уже известные им факты, и придумывают развитие темы, включая новые для них слова. Это способствует актуализации знаний, мотивации к изучению нового материала, развитию творческого мышления.

3. Прием «Корзина идей». Этот прием связан с предыдущим. Его цель - пробудить имеющиеся знания учеников, понять, что запомнилось из предыдущего курса, а что нужно повторить. В начале урока ученикам необходимо перечислить в виде списка то, что они считают главным в данной теме. Затем, на этапе обсуждения, ученики читают то, что написали, и в случае повторения вычеркивают из списка.

4. Прием «Мозговой штурм». Данный прием позволяет развить у ребенка уверенность в себе, формирует потребность высказывания своих мыслей. Здесь главное не критиковать мнения учеников, пусть даже они и ошибочные. Данный прием состоит из постановки проблемного вопроса и «накидывания» идей для его решения.

5. Прием «Верные и неверные утверждения». Этот прием целесообразно использовать в начале урока при изучении нового материала. Он представляет собой перечень утверждений по новой теме, которые ученики, исходя из своих знаний или предположений, оценивают как верные или неверные и помещают их в соответствующие колонки. В конце урока на стадии рефлексии ученики анализируют, какие из названных утверждений на самом деле верные, а какие - нет. Данный прием настраивает учеников на вдумчивое изучение нового материала, позволяет им проследить за ходом своих рассуждений.

6. Прием «Знаю, узнал, хочу узнать». Данный прием используется на этапах изучения нового материала и закрепления полученных знаний. В начале урока составляется таблица из 2 столбцов: «Знаю» - «Узнал/Хочу узнать». Первый столбец можно заполнить той знакомой информацией, которая была актуализирована в приеме «Корзина идей». Второй - на стадии рефлексии.

Дети включают в него ту информацию, которую они узнали на уроке. Графу «Хочу узнать» ученики могут заполнить дома, а на следующем уроке обменятся идеями.

7. Прием «Работа с опросником». Названный прием можно применить на этапе изучения новой темы при работе с учебником. Суть данного приема заключается в нахождении ответов на прямые или косвенные вопросы к тексту учебника. Такая работа позволяет ученикам сконцентрироваться на новом материале, внимательно его прочитать. Активизация вдумчивого чтения способствует более глубокому изучению материала и его запоминанию.

8. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Данный прием может быть использован на стадии осмысления или рефлексии. Ученикам предлагается заполнить таблицу, которая состоит из «тонких» и «толстых» вопросов. Использование этого приема на стадии осмысления позволяет активизировать мыслительный процесс во время чтения или слушания, т.к. заставляет фиксировать основную информацию в процессе ее получения. На стадии рефлексии такая таблица может быть использована для подведения итогов всему сказанному, закрепления материала. Приведем пример таких вопросов:

тонкие (вопросы, требующие односложного ответа): Кто..? Что..? Когда..? Верно ли...? Может ли..? В каких случаях.? (В каких случаях правописание приставки зависит от последующего согласного?);

толстые (вопросы, требующие развернутого ответа): Объясните, почему..? Почему вы считаете, что.? В чем различие..? (Объясните, в чем различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?)

9. Прием «Создание вопросника». Данный прием заключается в том, что для активизации работы в группах учащимся предлагается самим придумать вопросы по заданной теме, используя учебную литературу. Этот прием целесообразно применять, когда тема полностью изучена.

10. Прием «Лови ошибку». Названный прием можно использовать на уроке повторения изученного материала. По изученной теме учитель заранее подготавливает текст, который содержит некоторые несоответствия, и предлагает учащимся исправить их. Важно, чтобы текст содержал ошибки двух уровней - явные и скрытые. Ученики, анализируя текст, актуализируют знания, настраиваются на работу. Этот прием можно использовать и на уроке изучения нового материала. Ошибки, которые не удастся найти из-за нехватки знаний, можно увидеть после изучения новой темы. Такая работа позволяет ученикам понять, что если для решения задачи не хватает знаний, то необходимо найти нужный материал.

11. Прием «Написание эссе». Данный прием является весьма эффективной художественной формой письменной рефлексии. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе представляет собой произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе

1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.

2. Работа над черновиком.

3. Правка (может осуществляться в паре).

4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

5. Публикация (в данном случае чтение перед аудиторией). Возможный алгоритм написания эссе

1. Обсуждаемая тема (проблема).

2. Собственная позиция.

3. Краткое обоснование.

4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.

5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.

6. Заключение.

В своем исследовании мы обратились к практическому применению приемов технологии развития критического мышления на примере изучения темы «Возвратное местоимение себя», которая изучается в школе в 6 классе. С понятием «местоимение» ученики знакомятся в 6 классе, и выбранная для нашего исследования тема является продолжением изучения местоимений. В качестве учебного пособия нами был выбран учебник под редакцией М.М. Разумовской. В данном учебнике достаточно полно представлен теоретический материал, характеризующий особенности местоимения себя [7, 275-276]:

- Местоимение себя указывает на подлежащее;

- Не имеет формы именительного падежа;

- В предложении всегда является дополнением;

- Не имеет форм рода и числа.

Названные выше приемы технологии развития критического мышления при изучении данной темы можно использовать представленным далее образом.

Прием «Блиц-опрос». Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

- Местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет? (Нет).

- Местоимение имеет указательное значение? (Да).

- Местоимения заменяют только существительное? (Нет).

- Местоимения делятся на 7 разрядов? (Нет).

- Местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам? (Да).

- Предлоги с местоимениями пишутся слитно? (Нет).

- Личные местоимения в предложении являются подлежащим или дополнением (Да).

Прием «Ключевые слова»: местоимение себя, именительный падеж, форма рода и числа,

дополнение.

Прием «Корзина идей»:

- Местоимение - часть речи, которая ничего не обозначает, а только указывает на предмет, признак или качество;

- Местоимение делится на 8 разрядов: личные, притяжательные, возвратное, указательные, определительные, неопределенные, вопросительно-относительные, отрицательные; местоимение с предлогом пишется раздельно;

- Личные местоимения я, ты не имеют форм множественного числа, местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам.

Прием «Мозговой штурм». Проблемные вопросы:

- Почему возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа?

- Почему возвратное местоимение себя так называется?

Ответ учителя: «Возвратное местоимение себя, как и суффикс (постфикс) -ся, которая является производной от данного местоимения, возвращает действие на говорящего: умываться -умывать себя, одеваться - одевать себя и т.п. Данное местоимение также указывает на того, о ком говорится в тексте (Гриша был доволен собой; Никита всегда думал только о себе; Маша в будущем видела себя врачом), таким образом, начальная форма этого местоимения - форма винительного падежа»

Прием «Верные и неверные утверждения»:

- Местоимение себя изменяется по числам (неверно);

- Местоимение себя в предложении может выступать в качестве подлежащего (неверно);

- Местоимение себя указывает на того, о ком говорится в предложении (верно);

- Местоимение себя называется возвратным, потому что возвращает действие на говорящего (верно);

- Местоимение себя имеет все формы падежей (неверно);

- Местоимение себя является единственным в своем разряде (верно).

Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»

Знаю (Знания, актуализированные с помощью приема «Корзина идей») Узнал /хочу узнать

1. Местоимение - часть речи, которая ничего не обозначает, а только указывает на предмет, признак или качество; 2. Местоимение делится на 8 разрядов: личные, притяжательные, возвратное, указательные, определительные, неопределенные, вопросительно-относительные, отрицательные; 3. Местоимение с предлогом пишется раздельно; 4. Личные местоимения я, ты не имеют форм множественного числа [7, 272], местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам. 1. Местоимение себя указывает на подлежащее; 2. Местоимение себя не имеет формы именительного падежа; 3. Местоимение себя в предложении всегда является дополнением; не имеет форм рода и числа; 4. Местоимение себя возвращает действие на говорящего, являясь «родителем» для суффикса (постфикса) -ся.

Прием «Работа с опросником»

- Почему из непостоянных признаков при морфологическом разборе местоимения себя выделяется только падеж?

- Формы какого падежа не имеет местоимение себя?

- Какие еще местоимения входят в разряд возвратных?

- В каких словосочетаниях часто используется возвратное местоимение себя?

- Каким членом предложения является местоимение себя в тексте?

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

«тонкие» вопросы «толстые» вопросы

1. Что такое местоимение? 2. Назовите разряды, на которые делятся местоимения. 3. Назовите личные местоимения. 4. Как пишутся местоимения с предлогами? 1. Объясните, в каких случаях к местоимениям прибавляется -н-? 2. Как вы думаете, почему возвратное местоимение так называется? 3. Почему возвратное местоимение в предложении не может быть подлежащим?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прием «Написание эссе»

При изучении местоимения ученикам можно предложить написать творческую работу на темы: «Одинокое местоимение себя», «Роль местоимения себя во фразеологизмах», «Почему у местоимения себя нет формы именительного падежа?». Нужно объяснить ученику, что он может использовать фантазию при написании работы, но с опорой на справочный материал, который представлен в учебнике.

В заключение необходимо подчеркнуть, что технология развития критического мышления через чтение и письмо не только позволяет структурировать подачу материала, направлять ход мыслей ученика, но и помогает сделать урок более интересным, разнообразным. Школьников необходимо убедить, что они непосредственные участники процесса обучения, соучастники в нахождении научной истины, а не просто объект направления информации от учителя к ученику. Благодаря этому учащиеся чувствуют свою значимость в процессе обучения, потребность в их мнении, в ими предложенном пути решения проблемы. Все это позволяет воспитывать личность, способную мыслить критически.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бутенко, А.В., Е.А. Ходос. Критическое мышление: метод, теория, практика. М., 2002. -173 с.

2. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987. - С. 108-109.

3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.-М.: Просвещение, 2004.- 175 с.

4. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург, 2009.

5. Нарушевич, А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! 5-11 классы. Ростов Н/Д: Легион, 2013. - 78 с.

6. Нарушевич, А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Тесты, творческие работы, проекты. М.: Просвещение,2017. -160 с.

7. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват .учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2013. - 335 с.

8. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. № 6. - С. 97-110.

9. Шамис, В.А. Развитие критического мышления младших школьников (На материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения): Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 : Казань, 2005. - 146 с.

10. URL: http://studme.org/49829/pedagogika/lichnostno-orientirovannyy podhod obrazovanii (Дата обращения 15.03.2017)

11. Halpern D. Enhancing Thinking Skills in the Science and Mathematics. Preface. 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.