УДК 376 Бондаренко Д.С., Кокорева В.В.
Бондаренко Д.С.
студентка 4 курса, психолого-педагогического факультета Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
Научный руководитель: Кокорева В.В.
канд. пед. наук, доцент кафедры математики, информатики и цифровых технологий Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ДЕТЕЙ С РАС
Аннотация: в статье рассматриваются подходы к формированию познавательного интереса у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в условиях инклюзивного обучения. Подчеркивается важность выполнения требований государственного стандарта, направленных на развитие интереса к познанию окружающего мира и овладение базовыми математическими навыками. Предлагаются методы адаптации учебного процесса: использование визуальных расписаний, игровых технологий, планов действий и наглядных материалов. Особое внимание уделяется разработке индивидуализированных подходов и роли педагога в развитии мотивации к обучению и социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: методические приемы, познавательный интерес, математика, дети с РАС, методы обучения, математика.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного образования определяет любознательность и интерес к познанию
мира как одну из важнейших характеристик выпускника начальной школы. Чтобы достичь этой цели, необходимо целенаправленно формировать у младших школьников познавательный интерес.
Стандарт начального общего образования также устанавливает требования к обучению математике, которые служат базой для последующего обучения в средней школе. К числу таких требований относятся:
1. Использование базовых математических знаний для описания окружающего мира.
2. Владение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, а также умение выполнять математические операции и работать с данными.
3. Получение опыта применения математических знаний для решения практических задач.
4. Умение проводить арифметические действия, решать текстовые задачи и работать с геометрическими фигурами и графиками.
Математика, как часть общего образования, играет важную роль в развитии логического, алгоритмического и критического мышления. Она помогает приобрести знания, необходимые для ориентации в современном мире и дальнейшего обучения, а также формирует понимание взаимосвязи математики и реальности [2, с. 224-225].
Школьное образование должно обеспечивать учащихся навыками, необходимыми для самостоятельного освоения новых знаний. Это возможно только при правильно организованном педагогическом процессе. Формирование познавательных интересов может происходить через содержание учебных предметов или организацию познавательной деятельности, каждый из которых имеет свои особенности.
Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), представляет собой психическое расстройство, которое выражается в нарушении социального взаимодействия, повторяющемся поведении и ограниченных интересах [4, с. 4].
Создание условий для интеграции и успешной социализации детей с особыми потребностями, особенно с расстройствами аутистического спектра (РАС), является одним из приоритетных направлений в модернизации школьного образования. Инклюзивный подход может оказаться наиболее эффективным для их обучения [1, с. 101]. Однако для разных категорий детей с РАС требуется разрабатывать индивидуальные модели, поскольку эта группа неоднородна и универсальных решений не существует. Объем и характер поддержки должны зависеть от степени нарушений и конкретных потребностей ребенка и его семьи [4, с. 4].
Большинство рекомендаций для обучения детей с РАС сосредоточены на снижении поведенческих нарушений, однако не менее важно учитывать и нарушения высших психических функций, которые также влияют на их способность к обучению. Поскольку расстройства аутистического спектра охватывают различные аспекты психики, образовательный процесс должен включать коррекцию нарушений в сенсомоторной, перцептивной, речевой, интеллектуальной и эмоциональной сферах. На практике инклюзивное образование нередко сталкивается с проблемами поведения у таких детей, что иногда приводит к выбору домашних или дистанционных форм обучения.
Для успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе важны следующие аспекты:
1. Структурирование пространства — обучение должно проходить в безопасной, знакомой обстановке, с возможным сопровождением взрослого на начальном этапе.
2. Игровые технологии — игры способствуют развитию коммуникации и позитивным изменениям личности.
3. Визуальное расписание — помогает детям ориентироваться в учебном процессе, должно быть доступно в классе.
4. План действий — наглядные планы в виде текста или рисунков, размещённые на доске или карточках, помогают детям с РАС.
5. Визуальные опоры — для облегчения восприятия устной речи материал следует предоставлять наглядно.
6. Предметная деятельность — важна для детей с трудностями в абстрактном мышлении, начиная с работы с реальными объектами.
7. Интересы ребенка — ориентация на интересы детей с низкой мотивацией помогает развить внутреннюю мотивацию.
8. Система оценки — следует подчеркивать даже небольшие успехи, акцентируя внимание на положительных сторонах.
9. Навыки общения и социализации — развиваются через парную работу, ролевые игры и другие активные формы взаимодействия.
Инклюзия детей с РАС в образовательные учреждения возможна и эффективна, если все участники школьного сообщества разделяют принципы инклюзии и создают поддерживающую атмосферу [1, с. 102-104].
У многих детей с РАС возникают трудности с восприятием устной речи, что затрудняет изучение новых материалов в школе, особенно в математике. Поэтому важно адаптировать учебные материалы под их потребности.
Для обучения детей с РАС как бытовым навыкам, так и академическим знаниям необходимо адаптировать учебные материалы, учитывая их индивидуальные особенности и предпочтения. Обучение как метод представляет собой процесс передачи знаний и навыков от учителя к ученику через определенное содержание.
Методы обучения классифицируются на различные типы: словесные (например, объяснение, дискуссия, лекция), наглядные (демонстрации, иллюстрации, наблюдения) и практические (лабораторные работы, письменные и устные упражнения) [3, с. 114].
Одним из самых эффективных методов работы с детьми с РАС является использование визуализации. Для обучения цифрам, например, могут применяться карточки с изображением чисел. Показывая карточку с цифрой, учитель произносит её (например, «один», «два», «три») и просит ребенка повторить, что способствует формированию связи между зрительным и
слуховым восприятием. Со временем такая ассоциация закрепляется автоматически.
Для запоминания правильного порядка чисел, что бывает затруднительным для детей с РАС, можно использовать карточки с частями изображения, каждая из которых соответствует определенной цифре. Располагая карточки в нужном порядке, ребенок собирает картинку, например, любимого героя или игрушки, что облегчает обучение.
Для изучения соотношения числа и количества можно использовать карточки с изображением определенного количества предметов или счетный материал. Показав ребенку карточку с числом и количеством, сначала стоит попросить его посчитать предметы, а затем произнести полученное число и указать на его изображение. Счетный материал можно использовать аналогично: учитель выкладывает на стол определенное количество предметов (например, камни, ракушки или игрушки) и просит ребенка посчитать их, подбирая соответствующую карточку с числом.
Для закрепления навыка сопоставления числа и количества подойдет игра с прищепками. В ней используется круг, разделенный на части с изображением предметов и пронумерованными прищепками. Цель игры — посчитать количество предметов в каждой части и подобрать соответствующую прищепку.
Также можно использовать карточки с изображением нескольких предметов, под которыми располагаются числовые варианты ответов. Задача ребенка — сосчитать предметы и выбрать правильный ответ из предложенных [4, с. 5-6].
Используя разные приемы, учитель может даже у слабых учеников вызвать интерес к учебе и желание познавать новое, что способствует повышению успеваемости. Таким образом, ключевую роль в формировании познавательного интереса играет учитель и методы, которые он использует как на этапах изучения нового материала, так и на этапах повторения и закрепления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдуллаева Н.И., Инкина Ю.М., Курбангалиева Ю.Ю. Особенности вхождения детей с расстройствами аутистического спектра в школьное пространство // Гуманитарные науки. 2019. №1 (45). С. 100-104;
2. Бакланова М.А. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения математике // Актуальные проблемы развития общего и высшего образования. 2022. С. 224-226;
3. Теория и методика обучения решению задач в начальной школе / А.Л. Чекин, З.Б. Редько, В.В. Тимошенко [и др.]. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. 212 с.;
4. Чернова В.А. Использование наглядного материала при обучении математике детей с расстройством аутистического спектра // Universum: психология и образование. 2018. №7 (49). С. 4-6
Bondarenko D.S., Kokoreva V.V.
Bondarenko D.S.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
Scientific advisor: Kokoreva V.V.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
METHODOLOGICAL TECHNIQUES FORMATION OF INTEREST IN LESSONS MATHEMATICS IN CHILDREN WITH ASD
Abstract: the article discusses approaches to the formation of cognitive interest in children with autism spectrum disorders (ASD), in an inclusive learning environment. The importance of meeting the requirements of the state standard aimed at developing interest in learning about the world and mastering basic mathematical skills is emphasized. The methods of adaptation of the educational process are proposed: the use of visual schedules, game technologies, action plans and visual materials. Special attention is paid to the development of individualized approaches and the role of the teacher in the development of motivation for learning and socialization of children with special educational needs.
Keywords: methodological techniques, cognitive interest, mathematics, children with ASD, teaching methods, mathematics.