РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ АПРОБАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО _КОМПЛЕКСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПО ИТОГАМ АПРОБАЦИИ КУРСА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена вопросам реализации учебно-методических комплектов по финансовой грамотности в общеобразовательных организациях Архангельской области. В статье раскрыты положительные стороны учебно-методических комплектов, описаны методические подходы, которые успешно были апробированы в 2015-2016 учебном году. Статья будет интересна педагогам и заместителям руководителей общеобразовательных организаций, планирующим использование комплектов по финансовой грамотности в образовательной деятельности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, внеурочная деятельность, учебно-методический комплект, региональный компонент, межпредметные связи
И.С. Вашукова
Заведующий кафедрой управления и экономики образования, ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования» Е-mail: irina-vashukova@ rambler.ru
В 2015-2016 учебном году Архангельская область наряду с пятью регионами Российской Федерации вошла в число регионов-участников апробации модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов для разных возрастных групп учащихся общеобразовательных организаций для использования в рамках вариативного и/или факультативного курса, информационно-публицистических материалов для родителей, а также
Как цитировать статью: Вашукова И.С. Методические подходы к преподаванию курса по финансовой грамотности: по итогам апробации курса в Архангельской области // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.123-133.
методических рекомендаций для учителей.
В регионе для апробации курса по финансовой грамотности были отобраны 16 образовательных организаций: школы, учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, техникумы и колледжи, морской кадетский корпус. Всего в апробации были задействованы 38 педагогов и свыше 700 учащихся.
Анализ экспертных заключений по итогам апробации показал:
— учебно-методические комплекты могут оказать помощь в организации воспитательных мероприятий в классе;
— комплекты направлены на формирование знаний в области финансов;
— комплекты способствуют приобретению социального опыта обучающихся.
Все педагоги отмечали, что все учебно-методические комплекты представляют собой единую образовательную систему.
Рассмотрим некоторые методические подходы, которые, на наш взгляд, являются отличительными особенностями и, несомненно, достоинствами курса по финансовой грамотности.
Подход первый основан на уникальной прикладной составляющей курса по финансовой грамотности. У каждого учебного предмета есть прикладная составляющая. Задача любого учителя — обеспечить максимально возможное практическое применение учебного предмета. Чаще всего это обеспечивается через применение «жизненных» примеров, решение ситуаций и задач, связанных с реальной ситуацией, поиск фактов и доказательств -соединениетеоретического материала с практической жизнью. Курс по финансовой грамотности не просто соответствует этим закономерностям, он заставляет задуматься и ребенка, и учителя о правильности того или иного финансового решения. При изучении курса нет необходимости целенаправленно подбирать практический материал — он лежит на поверхности. Это все те ситуации, с которыми мы сталкиваемся ежедневно:
— составление семейного бюджета;
— обращение с банковской картой;
— открытие\закрытие банковского вклада;
— выбор финансовых инструментов для инвестирования своих сбережений;
— оформление страховки.
Каждому из нас — и педагогу, и ученику хочется быть финансово независимым. И важно объяснить ребятам, что независимо от уровня доходов, можно и нужно создавать сбережения: сначала так называемый резервный или страховой капитал (на случай потери работы или болезни), а когда он будет создан, то перейти к формированию инвестиционного капитала (и вкладывать денежные средства в своё будущее, например, пенсию). Чем раньше задуматься о подобных сбережениях, тем откладывать придётся меньшую сумму. Понимая, что наряду с формированием сбережений, немалая часть доходов уходит на текущее потребление (покупка продуктов питания, одежды, оплата коммунальных услуг, обслуживание автомобиля, оплата за детский сад и т.д.), то важно найти разумный подход к планированию семейного и личного бюджета. И конечно, на помощь здесь придут реальные жизненные ситуации:
— подсчет расходов, которые семья тратит ежемесячно на оплату коммунальных расходов. Это занятие можно провести как с детьми, так и совместно с детьми и родителями. Ребята приносят квитанции счетов на оплату коммунальных услуг и высчитывают сумму, которую нужно оплатить, также для сравнения можно взять разные периоды (май—сентябрь — нет, например, счетов за оплату отопления, и октябрь-апрель — счета за отопление выставляются) или сравнить счет на оплату за потребленную электроэнергию (апрель-август и сентябрь — март). Вывод, который могут сделать дети: в марте-августе за свет оплата меньше, т.к. световой день длиннее и свет включается редко (это могут быть только приборы, работающие от электроэнергии). Начиная с конца сентября по февраль, счет за потреблённую электроэнергию больше, так как световой день уменьшается, и помимо электроприборов часто включается свет и утром, и днем, и вечером. На этих же занятиях можно с ребятами продумать варианты экономии электроэнергии, особенно, в зимний период (выключать вилки из розеток тех приборов\мобиль-ных телефонов, которыми не пользуются в данный момент, выключать телевизор\компьютер в случаях, когда ими не пользуются).
Такое занятие можно проводить с ребятами разных возрастных групп: с учениками начальной школы целесообразно занятие проводить совместно с родителями. По мнению родителей, это способствует укреплению семьи с финансовой точки зрения:
— развитию коммуникативных навыков;
— умению найти компромиссное решение в сложной ситуации.
Родители после таких занятий понимают, что важно учитывать мнение ребёнка, и начинают использовать этот приём в иных семейных ситуациях.
С ребятами средней и старшей школы, которые изучают физику, можно просчитать потребление различными приборами электричества и составить список самых «дорогих» в плане оплаты за электричество приборов.
Возможен подсчет расходов, которые семья тратит на продукты питания. Можно с учениками проигрывать ситуации по двум вариантам: либо анализировать чеки, если покупки продуктов питания совершаются в выходные на неделю или собирать чеки (например, в течение недели) и затем анализировать, что было куплено и по какой цене в течение исследуемого периода. После проведённой «исследовательской работы», где можно отработать навыки устного счёта, ребята самостоятельно сделают вывод о том, что целенаправленный поход в магазин помогает избежать лишних трат, возможна экономия за счет различного рода акций в магазине, цены на одни и те же товары в различных магазинах разные, и если не лениться, то можно сэкономить определённую сумму (не ущемляя себя в товарах первой необходимости) и потрать её, например, на поход в кино. Такой приём больше подойдет для ребят начальной школы и/или 5-7 класса. И в учебно-методических комплектах для учащихся этих возрастов большая часть времени отводится на изучение темы «Личный и семейный бюджет».
Серии подобных занятий можно проводить регулярно. Главный вывод, который сделают ребята — «богат не тот, у кого много денег, а тот, кто умеет ими разумно распоряжаться». Хорошо, если за время обучения в школе ребёнок освоит простую арифметику семейного бюджета, который складывается из доходов и расходов. Всегда в любой семье есть обязательные расходы, пренебречь которыми нельзя (и если, например, экономить на питании, откладывая сбережения на иные цели, то наступит время, когда эти сбережения придётся потратить на лекарства). Но очень важно научиться планировать свой бюджет так, чтобы расходы не превышали доходы. Согласимся, что эти простые правила обязательно пригодятся нашему ребенку в будущем.
Ведь очень важно не просто «прорешать» задачи, а научить тому, что обязательно будет использовано в жизни. Такие занятия формируют у ребят не только осознанное отношение к деньгам, но и способствуют
самому основному, на что и направлен курс по финансовой грамотности — формирование практических навыков, которые ребята могут использовать в своей дальнейшей жизни.
Доказано, что обучающиеся способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию интеллектуальных способностей. В период обучения в школе у ребят формируется миропонимание, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении; начинает осуществляться личностное самоопределение школьников. Обучающиеся и, особенно подростки, начинают осваивать некоторые новые для себя роли взрослого человека. Следовательно, в ходе обучения, формируя навыки принятия финансовых решений важно опираться на личные потребности учащегося. Нужно научить его не бояться взрослой жизни, помочь ему сформировать модель будущей семейной жизни, подготовить к успешному решению финансовых вопросов семьи.
Отдельно в рамках апробации были проведены встречи с родителями. Причем, формат этих встреч был разнообразным.
Семинар для родителей. Эта форма повышения педагогической культуры родителей может носить и коллективный, и групповой характер. В первом случае, семинар предполагает обсуждение ряда общих для всех родителей вопросов финансового воспитания ребенка. Темы этих семинаров соответствовали темам учебно-методического комплекта «Эффективные способы ведения семейного бюджета», «Личный бюджет», «Деньги», «Пенсионное обеспечение» и другие. Основная задача этой формы работы — расширение знаний родителей о финансовом воспитании, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу финансового воспитания. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение и осмысление финансовых семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения.
Встречи с приглашенными специалистами (представителями различных финансовых институтов и структур) по отдельным финансовым вопросам. Темы, интересующие конкретную группу или всех родителей, подбираются заранее (например: «Как сделать сбережения», «Что и как надо страховать», «Как защититься от разорения», «Как не стать жертвой финансовой пирамиды»). Разговор должен проходить на языке, понятном родителям, с живыми, образными примерами ситуаций.
Дискуссии, в основе которых конкретные педагогические ситуации, связанные с формированием разумного финансового поведения. Ситуации могут быть предложены педагогом или родителями. Цель дискуссии заключается в нахождении причины возникшей проблемы, а также в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла. Как показала практика проведения таких дискуссий, родители очень активно инициируют темы обсуждения, которые расширяют даже спектр тем учебно-методических комплектов.
Анализ положительного опыта по формированию разумного финансового поведения, суть которого заключается в обсуждении содержания специально подобранных к семинару научно-популярных, методических пособий. На таких занятиях родители делятся своим опытом «отработки» умения принимать финансовые решения вне стен школы.
По мнению родителей, все встречи были полезны с двух позиций: собственное обогащение по вопросам финансовой грамотности и помощь в финансовом воспитании своих детей. Все родители очень сожалели, что во время их собственного обучения в школе занятий по финансовой грамотности не было. И если бы этими знаниями они владели раньше, то и финансовое благополучие строили по-другому.
Вторым важным подходом, который позволяет реализовать курс по финансовой грамотности, является расширение социального партнерства образовательной организации. В настоящее время каждая школа имеет определённое количество таких партнеров, с некоторыми заключаются договоры о сотрудничестве. Такое сотрудничество касается различных направлений деятельности школы: и реализация внеурочной деятельности, и реализация программ дополнительного образования, и профилактическая работа, и организация воспитательной деятельности, и проведение факультативных занятий или элективных курсов по различным учебным предметам. Социальное партнерство в рамках реализации курса по финансовой грамотности позволяет ребятам познакомиться с такими структурами, как Пенсионный фонд, Налоговая инспекция, различные коммерческие банки (ВТБ 24, Сбербанк, Россельхозбанк и другие. Темы учебно-методического комплекта различны и охватывают различные финансовые сферы и финансовые институты. Встреча с представителями различных финансовых структур не только разнообразит обычное занятие, но и будет способствовать профориентации
школьников. Как правило, в Архангельской области представители вышеперечисленных структур выходят в образовательные организации на безвозмездной основе. С ними не заключается договор о сотрудничестве. Темы выступлений самые разные, и они зависят от специфики той или иной структуры: работа банка; налоги, взимаемые с граждан; правила пользования кредитами. Занятия могут проводиться как в школе, так и в виде экскурсии в банк, отделение Пенсионного фонда и др. Формы занятий очень разнообразны:
— лекции (в том числе, интерактивные, в формате «открытого микрофона»);
— экскурсии;
— деловые игры;
— командные игры.
Помимо тематического выступления, представители финансовых институтов рассказывают об особенностях работы в этих учреждениях. Ребят старшего школьного возраста знакомят с теми образовательными учреждениями, которые готовят работников Налоговой инспекции, Пенсионного фонда, банковских работников и других. Причем, делается это с учетом специфики региона и наличием\или отсутствием подобных образовательных организаций. Поэтому такие занятия полезны с двух позиций:
— повышение уровня финансовых знаний;
— профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся.
Такие занятия рекомендуется проводить при реализации курса начальной и основной школы.
Региональные особенности находят своё отражение и при реализации третьего подхода. Он связан с возможностью реализовать региональный компонент через занятия по финансовой грамотности.
Например, тема «Деньги» в рамках учебно-методического комплекта изучается в начальной школе (2-4 класс) и основной школе (5-7 класс). Без сомнения, тема знакома ребятам. Но и в этой теме можно открыть для них «свои» неизведанные темы. Например, на этапе актуализации в начале одного из занятий, когда ребята уже немного познакомились с историей возникновения денег, их видами и функциями, учитель показывает ребятам следующие предметы: мех, рыбу, соль, ракушки. Ребята с удовольствием рассматривают эти вещи, а учитель задаёт вопрос: «Чем
служили эти предметы в старину?». Так, через решение проблемной ситуации ребята делают вывод о том, что эти вещи являлись в своё время товарными деньгами. После рассмотрения понятия «товарные деньги» учитель продолжает работу с перечисленными выше предметами. И задаёт ученикам очередной вопрос: «А почему именно эти предметы у поморов (так называют коренное население Архангельской области) являлись товарными деньгами?». Ответы ребят могут быть самые разные:
— Особенностью Архангельской области является наличие большого количества водных пространств (Белое море, река Северная Двина, большое количество озер и мелких рек). Поэтому испокон веков поморы занимались рыболовством (отсюда рыба и источник пищи, и тот товар, который можно было обменять на другой). Вода — источник соли и раковин, которые могли использоваться не только в пищу, в качестве украшений, но и как товарные деньги;
— Архангельская область богата лесами, поэтому поморы занимались охотой (шкурки животных (норка, песец, куница) использовались и для пошива одежды, и для убранства жилища, и в качестве товарных денег). Здесь же ребятам можно рассказать о том, что меха у поморов назывались «мягкой рухлядью», а ввиду того, что товарными деньгами служили меха куницы, то и деньги имели название «куны».
Поэтому такие географические особенности области и определили ряд особенных и специфических для области товарных денег.
Таким образом, в теме «Деньги» можно использовать региональные особенности, повторить географические, природные, климатические особенности региона, историю населения области, края. Поэтому занятия по курсу финансовой грамотности вполне можно считать интегрированным курсом: здесь объединяются предметные знания разных дисциплин: географии, истории, обществознания. И занятия по финансовой грамотности будут тем ресурсом, где можно и повторить, и закрепить, и расширить знания по отдельным предметам. Соответственно, третий методологический подход, который был выявлен, это возможность использования на занятиях по финансовой грамотности региональных особенностей и реализация межпредметных связей.
Наконец, четвертый подход связан с особенностями организации этих занятий. Перед реализацией курса по финансовой грамотности каждая школа решала немало задач, и одна из основных — за счет каких часов проводить занятия по финансовой грамотности. Часть школ
включила курс по финансовой грамотности в учебный план (в часть, формируемую участниками образовательных отношений). Плюсами этого варианта, по мнению педагогов, явилось то, что часы на занятия по финансовой грамотности в этом случае являются обязательными. Все обучающиеся посещали занятия по финансовой грамотности. У ребят сложилось комплексное осознанное отношение к материалу. Однако мы понимаем, что не каждая школа может включать в учебный план эти часы. Так как разработка образовательной программы и учебного плана — это компетенция самой школы [1].
Другая часть школ использовала ресурс внеурочной деятельности для реализации этого курса. Федеральные государственные образовательные стандарты [2,3,4] выделяют основные направления внеурочной деятельности:
• спортивно-оздоровительное направление
• духовно-нравственное направление
• общеинтеллектуальное направление
• общекультурное направление
• социальное направление.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения рабочих программ курсов по внеурочной деятельности. Практика показала, что программы курсов по внеурочной деятельности соответствуют трём направлениям внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное).
Реализация занятий по финансовой грамотности через внеурочную деятельность имеет несколько плюсов:
Внеурочная деятельность — образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [6]. Занятия по финансовой грамотности очень хорошо «вписались» во внеурочную деятельность именно благодаря различным формам проведения занятий (дискуссии, беседы, игры, викторины, экскурсии в финансовые институты и др.). Поэтому легко было поддерживать интерес к курсу на всём протяжении его изучения.
Согласно приказам Министерства образования и науки РФ «Об
утверждении ФГОС» [2,3,4], для реализации внеурочной деятельности школа разрабатывает рабочие программы курсов по внеурочной деятельности. Используя учебно-методический комплект по финансовой грамотности эти рабочие программы курсов внеурочной деятельности легко составить, так как УМК содержит и сборник материалов для учащихся, и рабочую программу, и методические рекомендации для учителя, и контрольно-измерительные материалы.
Формы для реализации внеурочной деятельности также определяет сама образовательная организация [2,3,4], и это даёт широкий простор для творчества учителя при организации занятий по финансовой грамотности.
Широкий спектр направлений, которым могут соответствовать рабочие программы курсов по финансовой грамотности, очень удобен для школ.
Сохраняется «неприкосновенность» учебного плана, даже в части, формируемой участниками образовательных отношений, т.к. в большинстве школ там присутствуют факультативные курсы, спецкурсы, элективные курсы, направленные на подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Конечно, в отличие от занятий, проводимых в рамках учебного плана, занятия по внеурочной деятельности осуществляются на основе принципов добровольности, в соответствии с выбором участников образовательных отношений (обучающихся, родителей) [5]. Но, как показал наш опыт, проведя лишь небольшую информационную презентацию среди родителей обучающихся самых разных возрастов о реализации курса по финансовой грамотности, мы обеспечим большую активность участия детей в этих занятиях.
Подводя итог, можно сказать о том, что плюсов при реализации учебно-методического комплекса было больше, чем проблемных моментов, и высокая оценка значимости реализации курса среди детей, педагогов и родителей вдохновила почти все образовательные организации в 2016-2017 учебном году продолжить реализацию этих занятий.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.07.2016).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (ред. от 31.12.2015).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» (ред. от 31.12.2015).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015).
5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
6. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности».