РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ АПРОБАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО _КОМПЛЕКСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
РЕЗУЛЬТАТ АПРОБАЦИИ УМК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Актуальность статьи определяется острой потребностью разрешения противоречия: между необходимостью введения в школьную практику курса «Финансовая грамотность» и недостаточной проработанностью в педагогической науке проблемы отбора содержания, способов организации обучения школьников и их родителей, подготовки педагогических кадров. В статье раскрываются общие вопросы организации апробации УМК «<Финансовая грамотность» в регионе и особенности методического сопровождения этого процесса. Предметом исследования явились содержание и методы работы педагога по внедрению нового учебного курса в систему внеурочной деятельности. Представлены результаты исследования: пакет предложений по совершенствованию содержания апробируемых учебных пособий курса; характеристика моделей его включения в учебные планы образовательных организаций; выявлены и обоснованы возможности использования инструментов методического сопровождения апробации при массовом внедрении курса.
Ключевые слова: апробация, финансовая грамотность, компетенция в области финансов, методическая компетентность
Н. Г. Калашникова
Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный консультант, консалтинговая группа «Инновационные решения» Е-mail: natgrig038@ yandex.ru
Предпосылки участия в апробации. В старших классах общеобразовательных учреждений края на протяжении последних десяти лет ведется работа по формированию и внедрению в образовательную практику новой концепции и модели
Как цитировать статью: Калашникова Н.Г. Опыт организации обучения по апробируемым УМК: Алтайский край // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.105-113.
экономического и финансового образования школьников совместно с европейскими партнерами — Венским экономическим университетом, Пражской школой экономики, российскими партнерами — Федеральным институтом развития образования, Нижегородским центром развития образования, Центральным офисом учебных фирм школ России. В крае имеется эффективный опыт воспитания предпринимательского духа в 10-11 классах и средних и высших профессиональных образовательных организациях, изучения курса «Экономика» в рамках социально-гуманитарного профиля старшей школы, использования имитационной игровой технологии «Учебная фирма». Результатом реализации этих проектов, значимым для качественной организации апробации УМК «Финансовая грамотность», является, на наш взгляд:
— разработка и опыт внедрения модели научно-методического сопровождения;
— опыт организации и осуществления разработки учебных планов и программ интегрированного, междисциплинарного характера, включающих экономико-управленческие и правовые курсы, практические курсы в области маркетинга, финансов, делопроизводства, информатики, психологии и др.;
— наличие у участников апробации УМК опыта разработки и реализации инновационных планов, программ, моделей на компетентност-но-деятельностной основе (включая тренинги и консультации, кейс-метод, используя дистанционные технологии и электронное обучение).
Научно-методическое сопровождение апробации на федеральном и региональном уровнях. Как нам представляется, заслуживает, осмысления способ научно-методического сопровождения апробации УМК на федеральном уровне, поскольку этот способ может быть конкретизирован и использован при организации сопровождения различных образовательных проектов. С другой стороны, модель научно-методического сопровождения, созданная командой Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Е. Л. Рутковской, оказала существенное влияние на организацию апробации в регионах, работу региональных координаторов и учителей- методистов-тьюторов.
1. Одним из компонентов научно-методического сопровождения апробации является мотивационно-установочный семинар региональных команд по апробации УМК, авторами он назван информационным
семинаром «Апробация модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования». По сути своей это установочное событие, «запускающее» апробацию образовательных программ и учебных материалов. Ценным содержанием стала специальная работа по конкретизации всех целей с учетом той позиции, которую каждый будет занимать в самом процессе апробации. Целеполагание помогло не только сформулировать свои цели участия в процессе, но и самоопределиться на позицию в апробации, усилило мотивацию участников.
2. Важнейшим компонентом научно-методического сопровождения апробации, разработанным и представленным командой Института, является полный пакет методического обеспечения для региональных координаторов и учителей-методистов — тьюторов, учителей-экспертов. Открытый для дополнения и конкретизации, но достаточно полный пакет инструментария для разных позиций участников является важным фактором успешности региональных команд. Фактором, предопределяющим качество апробации УМК, является такой инструментарий, как карта наблюдений педагога за развитием знаний и умений в области финансовой грамотности, схема итогового отчета.
3. Особого внимания заслуживает информационно-методическое сопровождение апробации, предусматривающего ведение Институтом, региональными координаторами форума на сайтах, вебинаров для различных целевых групп апробации, проведение тематических консультаций и он-лайн круглых столов.
На региональном уровне модели научно-методического сопровождения апробации УМК «Финансовая грамотность» вбирали имеющийся опыт сопровождения проектов, результаты анализа способов научно-методического сопровождения Института, организацию взаимодействия с учителями — участниками апробации. На уровне региона проведены установочные семинары, осуществлена технологическая подготовка, заключающаяся в обеспечении необходимых для апробации ресурсов: нормативно-правовых (приказы об организации апробации, конкретизация и утверждение планов); кадровых (привлечение консультантов); информационно-методических (создание раздела на сайте ИПК как единого информационного поля, проведение вебинаров, отбор методов
взаимодействия и т.д.); организационных (привлечение организаций инновационной инфраструктуры).
Организация апробации УМК в крае и ее общие результаты.
В апробации модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования, принимали 16 образовательных организаций, это 13 общеобразовательных организаций и 3 образовательных учреждения среднего профессионального образования, 42 педагога, 1665 учащихся. Основной формой включения апробируемых материалов в образовательный процесс были внеурочные занятия (50% от общего числа участников апробации); факультативы (19%); элективные курсы (6%); в форме школьного компонента учебного плана (19%); интеграция содержания в учебные предметы (6%). Следует отметить в качестве недостатка отсутствие в апробации образовательных организациях дополнительного образования детей.
Занятия проводились минимум по 5 темам, которые последовательно представлены в пособии для учащихся. При этом педагог удерживал две позиции: учителя и аналитика-эксперта. После проведения занятия педагогом заполнялась карта наблюдений, в которой он оценивал материал, его качество и фиксировал суждения и выводы по обеспеченности достижения планируемых результатов средствами УМК, указывал дефициты материалов, предлагал рекомендации по доработке материала. Важным акцентом апробации явилось изучение эффективности использования активных методов обучения (имитационных, деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр; проектной деятельности и т.д.). Это позволило сделать вывод об общей недостаточной разработанности в применения этих методов на конкретном учебном материале апробируемого курса.
В ходе апробации педагоги-эксперты постоянно имели возможность в консультационной помощи тьютора. По наиболее сложным вопросам проводились вебинары, например: проведение анкетирования родителей, заполнение электронных форм, проведение фокус-групп и др. Проводились практические семинары по заполнению каждого из разделов экспертной оценки программ, учебных и методических материалов, входящих в апробируемые УМК по финансовой грамотности, формулированию выводов и рекомендаций. На обобщающем
этапе тьюторами составлены анкеты для учителей, формы экспертного и итогового заключения.
Вывод педагогов и тьюторов по результатам апробации:
1. При массовом внедрении курса могут быть использованы все перечисленные способы его включения в образовательный процесс (по выбору образовательной организации) и в систему дополнительного образования детей.
2. В целом все участники апробации (родители, обучающиеся, учителя, руководители образовательных организаций, региональные координаторы, тьюторы) выразили положительное отношение к введению курса, формированию у школьников знаний, умений и компетенций финансовой грамотности, разумного финансового поведения.
3. Пакет апробируемых учебно-методических материалов соответствует основной цели проекта — формированию финансовой грамотности учащихся. Однако качество материалов существенно различается. Наиболее высокие оценки участников апробации (согласованные на Региональной Конференции по результатам апробации модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования Алтайского края) получили следующие из апробируемых в крае пособий: Жданова А. Финансовая грамотность. СПО; Савицкая Е. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения; Брехова Ю. В., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность. 10-11 классы. Эти пособия эксперты рекомендовали к внедрению в массовую практику после определенной доработки следующих позиций:
1. В учебной программе [6]: устранить излишнюю детализацию программы и результатов обучения, сгруппировав и обобщив умения. Определить место курса, прописать внутрипредметные и межпредметные связи, что поможет актуализировать вопрос применяемости курса в разных образовательных организациях. Скорректировать учебно-тематический план, распределив объем часов и учебных материалов на двухчасовые занятия. Совершенствовать систему оценивания образовательных достижений обучающихся, учитывая особенности дополнительного образования.
2. В программе [1]: усилить практико-ориентированную направлен-
ность; согласовать с другими предметами обществоведческого курса (экономика, обществознание).
3. В материалах для обучающихся [7]: скорректировать структуру пособия, в отдельный раздел выделить словарь терминов, более широко использовать обращение обучающихся к региональному материалу и опыту. Включить в материалы вопросы и задания, требующие от обучающихся осуществления нравственного выбора, гражданской оценки; усилить юридическую составляющую; скорректировать тематику эссе. В целом, сократить объем материала. В пособии для учащихся необходимо: уменьшить объем материалов; разделить материал на два учебных пособия по классам; структурировать тексты параграфов; сократить иллюстрации, не имеющие дидактического смысла.
4. В методических материалах для преподавателей СПО [8]: более подробно охарактеризовать способы работы с материалами УМК; привести планы, сценарии типовых занятий, усилить вариативность использования учебного времени; привести интерактивные разработки занятий. В рекомендациях для учителей [3]: следует усилить характеристику организации учебно- познавательной деятельности старшеклассников на различных этапах освоения понятий.
5. В контрольно- измерительных материалах [9]: следует доработать вопросы промежуточного и итогового контроля, предусмотрев вариативность заданий, возможность использования для самостоятельной работы обучающихся; усилить систему заданий на работу с текстами, тематику эссе, проектные задания. В контрольно-измерительных материалах для 10-11 классов [4]: рекомендуется использовать задания с открытыми ответами, кейсы и игры.
Эксперты не рекомендуют для обучающихся СПО включать в комплект материалы для родителей, поскольку чаще обучающиеся уже проживают вне родительской семьи. В пособиях для родителей учащихся 10-11 классов предусмотреть использование практико-ориен-тированных инструкций, алгоритмов, емко и кратко излагающих материал вкачестве альтернативы пособию. Сократить объем пособий.
Признаны по результатам апробации пригодными для использования в практике при соответствующей доработке некоторые пособия из апробированных в регионе [10, 11]: Вместе с тем они тоже требуют определенной корректировки. Так, например, в учебной программе для 2-4 классов необходимо скорректировать планируемые результа-
ты, описать условия ее реализации, обогатить методы активного обучения (решение кейсовых ситуаций, кейсов, составление сборников заданий).
В программе [5] следует определить место курса в образовательной системе основного общего образования, разбить все содержание образования, заявленное в программе на две части: для 5-6 классов и для 7 класса, соответственно определив количество часов для занятий по 34 часа и планируемые результаты, усилить описание системы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся, характеристику методов и способов обучения подростков с учетом психологических особенностей возраста.
Рекомендуемые участниками общественно-профессиональной экспертизы в регионе УМК направления доработки учебных материалов для учащихся заключаются в следующем. Пособие для учащихся начальной школы: привести материалы в соответствие с возрастными возможностями учащихся (особенно для 2 класса), разбить содержание по классам, существенно переработать содержание тем «Банки», «Страхование», «Налоги», не затрагивающих личностного опыта ребенка. Требуется совершенствовать аппарат ориентировки, используя условные обозначения, помогающие ученику ориентироваться в учебнике. Необходимо существенно сократить материалы пособия, перенеся часть из них в электронные приложения, в них же представить необходимые для проведения занятий презентации, видеофильмы и т.д. В материалах для учащихся 5-7 классов [12] рекомендуется переработать учебный текст, учитывая возрастные особенности подростков, разделить содержание на два пособия, четко выделить осваиваемые теоретические понятия, существенно сократить текст материалов, усилить задания, требующие аналитической деятельности школьников, заданий для групповой и проектной работы; усилить использование игровых методов обучения.
При доработке методических рекомендаций для учителей необходимо: в начальной школе шире использовать задания для работы в малых группах, выполнения семейных проектов, на разных этапах занятий, соотнося рекомендации с текстами учебных материалов для учащихся; разбить содержание по классам, включить технологические карты занятий, в которых прописаны цели, результаты, логически выстроенный чёткий план к каждому занятию, вопросы и задания, реко-
мендации по организации занятия и использованию УМК. В 5-7 классах: описать методику проведения занятий для школьников 7 класса, разработать пошаговые инструкции по достижению планируемых образовательных результатов, осуществить отбор заданий, обеспечивающих это, прописать методику организации игр с развернутым сценарием, раскрыть интерактивные методики обучения применительно к конкретным занятиям, усилить представление вариантов заданий для контроля с критериями их оценивания.
Направления совершенствования контрольно- измерительных материалов (КИМ):
Для контрольно-измерительных материалов 2-4 классов [13] классов следует разработать инструментарий для каждого класса, обеспечив их соответствие ФГОС НОО и возрастным особенностям детей. Предусмотреть задания базового и повышенного уровней и критерии их оценки. Целесообразно создать рабочую тетрадь, поместив в ней тесты и задачи, для текущего и итогового контроля. Для 5-7 классов требуется доработать контрольные измерительные материалы (далее -КИМ) к каждому пособию для учащихся в формате рабочей тетради. Задания разработать разного уровня сложности для работы в классе, для самостоятельной работы дома, а также использовать разные типы заданий, объем заданий привести в соответствие с возрастом учащихся и объемом времени на занятии, с тематическим планом и планируемыми результатами обучения.
Пособия для родителей для начальных классов получили высокую оценку участников апробации региона. Следует лишь привести в соответствие с региональными значениями используемые данные по заработным платам, уровням доходов и т.д. Пособие для родителей учащихся 5-7 классов требует доработки и уточнения цели и назначения пособия: конкретизировать жизненные ситуации, описать взаимодействие в них родителей и детей при решении финансовых задач семьи; создать рубрику «совместная работа родителей и детей», разбить пособие хотя бы на две части, усилить просветительскую направленность пособия.
Общие предложения по результатам апробации. Финансовую грамотность как компетенцию включить в качестве компонента в структуру функциональной грамотности человека. Анализ и обобщение результатов апробации УМК «Финансовая грамотность» позво-
лило установить необходимость определения сквозных результатов (от начальной до основной школы). В качестве таковых предлагаем: в начальной школе - умение обращаться с деньгами; в основной - финансовая грамотность; в средней - финансовая компетентность.
Инициировать заключение Соглашения между Министерством финансов и Министерством образования и науки по введению апробированных и доработанных материалов в образовательные процесс общеобразовательных и профессиональных организаций.
Инициировать включение учебных программ комплекта «Финансовая грамотность» в общероссийский реестр примерных программ для внеурочной деятельности и как вариант программы для дополнительного образования детей.
Целесообразным представляется включение в перечень универсальных компетенций человека компетентность в области финансовой грамотности. Минимальный перечень входящих в ее структуру компетенций важно выработать в профессиональном сообществе и использовать при разработке программ повышения квалификации.
Список литературы
1. Брехова Ю.В., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: Учебная программа 1011 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.— 16 с.
2. Брехова Ю.В., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся 10-11 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 400 с.
3. Брехова Ю.В., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: рекомендации для учителя 10-11 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 80 с.
4. Брехова Ю.В., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольно- измерительные материалы для 10-11 классы.—М: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 48 с.
5. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 16 с.
6. Жданова А. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 24 с.
7. Жданова А. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 400 с.
8. Жданова А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 192 с.
9. Жданова А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 32 с.
10. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы. Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.— 16 с.
11. Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: учебная программа 8-9 классы. М: ВИТА-ПРЕСС, 2014.— 32 с.
12. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы. М. ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 208 с.
13. Федин С. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-4 классы. М: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 80 с.