РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ АПРОБАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ_
О.С. Андреева
Кандидат филологических наук, доцент, консультант, «Фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов» E-mail: osandreeva@ yandex.ru
\
М.Ю. Шевяков
Кандидат философских наук, проектный консультант-координатор, «Фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов» E-mail: dubovca@yandex. ru
ОПЫТ РАБОТЫ С УМК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Статья посвящена апробации дополнительных образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности, подготовленных издательством «ВИТА-ПРЕСС». Рассмотрены дидактические функции и образовательные возможности учебно-методического комплекса А. О. Ждановой «Финансовая грамотность» и их реализация в образовательном процессе колледжа.
Ключевые слова: финансовая грамотность, апробация, образовательная программа, учебно-методический комплекс
В январе 2016 года в Волгоградской области завершилась апробация дополнительных образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности, подготовленных издательством «ВИТА-ПРЕСС» для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Именно поэтому Комитет финансов Волгоградской области совместно с Комитетом образования и науки Волгоградской области приняли решение о проведении апробации учебно-ме-
Как цитировать статью: Андреева О.С., Шевяков М.Ю. Опыт работы с УМК по финансовой грамотности в системе среднего профессионального образования: Волгоградская область // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.142-153.
тодических материалов по финансовой грамотности в 2015/2016 учебном году. В Волгоградской области апробировали 10 УМК в 2 школах (Государственное казенное образовательное учреждение Волгоградский лицей-интернат «Лидер», Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 100» г. Волгограда), 3 колледжах (ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж», ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж», ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж»), 3 училищах («Профессиональное училище № 22», «Профессиональное училище № 1», «Профессиональное училище № 3», а также в Государственном казенном образовательном учреждении для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ветютневский детский дом». Апробация проводилась во внеурочной деятельности, в формате факультативов.
Задачи, поставленные перед педагогами-апробаторами и тьюторами, были весьма обширны и разнообразны. Педагоги осуществляли анализ результативности применения материалов для учебных занятий в процессе их проведения. Эксперты и тьюторы по финансовой грамотности анализировали возможность формирования на основе изучаемых курсов практических навыков и умений сознательного рационального поведения учащихся в финансовой сфере. Экспертам предстояло определить качественный уровень каждого из пособий разработанных учебно-методических комплектов. Оценка проводилась на основе анкетирования педагогов, анализа УМК по подробным критериальным таблицам и общего обсуждения согласованности всех элементов апробируемых УМК в ходе экспертных сессий.
Тьюторы и эксперты определили условия, возможности и ограничения использования УМК в педагогической практике и выработали ряд рекомендаций по доработке УМК с целью их подготовки к внедрению в учебный процесс. Оценка УМК на экспертных сессиях проводилась по множеству параметров. Отдельно анализировался каждый блок УМК: учебная программа, методические рекомендации для учителя, пособие для учащихся, контрольно-измерительные материалы, пособие для родителей и весь комплекс в целом.
Мы хотели бы остановиться на анализе учебно-методического комплекса для обучающихся в системе СПО А. О. Ждановой. Данный комплекс состоял из следующих материалов:
Жданова А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Жданова А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Жданова А. О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Жданова А. О. Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Жданова А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Учебные занятия по экспериментальным материалам проводились со студентами 1 курса специальности 38.02.07 «Банковское дело» в трех учебных заведениях г. Волгограда: ГАПОУ «Волгоградский социально-педагогический колледж», ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж», ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж».
Основными задачами УМК Ждановой А. О. «Финансовая грамотность» для системы среднего профессионального образования являются:
— дать базовые знания о потребностях, благах, личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег;
— формировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов;
— формировать у обучающихся понимание необходимости долгосрочного финансового планирования;
— дать базовые знания о сбережениях, кредитования и инвестирования, об общих принципах кредитования и инвестирования;
— формировать у обучающихся установки на необходимость аккумулировать сбережения, управлять сбережениями;
— формировать у обучающихся навыки оценки своей кредитоспособности;
— формировать у обучающихся понимание необходимости долгосрочного инвестирования;
— дать базовые знания о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
— формировать навыков составления бизнес — плана, личного финансового плана;
— обучать расчетам основных экономических показателей;
— формировать у обучающихся знания о возможности защиты своих прав как потребителя финансовых услуг.
Программа апробации данного УМК предполагала проведение учебных занятий по пяти темам, последовательно представленным в пособии для учащихся:
— Банковская система России;
— Текущие счета и дебетовые карты;
— Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений;
— Экономические кризисы;
— Финансовое мошенничество.
Прежде чем анализировать данный учебно-методический комплект, хотелось бы сказать несколько слов о той категории обучающихся, с которыми предстояло провести апробационные занятия, и особенности которой важно учитывать при преподавании финансовой грамотности в системе СПО.
Слово «экономика» учащиеся слышат с детства, и, так или иначе, связывают с ним определенные материальные блага. А вот с понятием «финансовая образованность» не каждый знаком. Обществу ещё предстоит понять тот факт, что чем раньше подрастающее поколение приступит к изучению основ финансовой грамотности, тем успешнее оно будет строить свое будущее.
Студенты, обучающиеся в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, уже достаточно взрослые люди. Некоторые студенты колледжа уже работают и получают собственные доходы, кто-то живет в общежитии и распоряжается определенными средствами самостоятельно, поэтому они должны иметь более глубокие знания в области финансов, чем ученики общеобразовательной школы. В связи с этим изучение финансовой грамотности в СПО должно выходить на более высокий уровень — на уровень компетентности, которую мы понимаем как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
К изучению финансовой грамотности в колледже многие студенты приходят, уже получив начальные знания по курсу «Экономика» в общеобразовательной школе. Поэтому материалы для обучающихся были рассчитаны на знание студентами основных экономических понятий (инфляция, безработица и др.). Однако, как показала практика, студен-
ты не имеют достаточных навыков для переосмысления полученных знаний и их практического применения в реальной жизни. Эти задачи решает курс «Финансовая грамотность», в отличие от стандартного курса «Экономика». Вместе с тем содержание отдельных тем курса финансовой грамотности может дублировать содержание определённых дисциплин, входящих в программы СПО («Экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет» и др.)
Как отмечают педагоги колледжей, выступившие в роли апробато-ров, содержательно курс направлен на расширение знаний (в том числе, в сфере предпринимательства), повышение налоговой и правовой ответственности граждан перед государством.
Несомненным плюсом разработанного УМК педагоги считают то, что особое внимание в этом курсе уделяется выработке практических навыков использования знаний о финансовых аспектах жизни в современном обществе для решения финансовых проблем, с которыми сталкивается каждый человек.
Автором предлагалось строить занятия по схеме:
— обучающиеся самостоятельно изучают дома новую тему;
— после изучения они решают задачи и разбирают кейсы;
— выполняют практические упражнения и задания с родителями;
— на занятии преподаватель проверяет степень усвоения в процессе обсуждения кейсов, решения задач и разбора практических заданий.
Сразу отметим, что предложенная схема нуждается в определённой корректировке, таккак обнаружили себя некоторые трудности:
— в основном, к занятиям готовились только ответственные студенты;
— некоторые задачи требовали дополнительного пояснения;
— задания с родителями было трудно выполнять, так как есть студенты — сироты, многие студенты — иногородние, живут в общежитии, возможность сделать такое задание может не совпасть по времени с расписанием занятий, часть родителей в силу занятости или нежелания не выполняют задания вместе с детьми (отдельные аспекты работы с родителями будут рассмотрены ниже).
Преподаватели (в частности, педагоги ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж») отметили, что каждое занятие в предложенных автором материалах для учащихся начинается с жизненной ситуации, которую студенты могут «примерить на себя», имеются важные рубрики «Вопрос для размышления», «Это интересно», «Внимание» и др., оформ-
ление пособия отражает текст, каждое занятие завершается обращением к практике, что позволяет закрепить изученный материал. Учебный материал достаточно жизненно адаптирован к современным реалиям.
Как показал анализ, студентам понравились рубрики в учебнике «Жизненная ситуация», «Важно». Им хотелось получать дополнительную информацию по темам курса. Знания, приобретённые на занятиях, они посчитали достаточно ценными и предлагали варианты применения их в жизни.
Студенты проявили интерес к учебным занятиям, их волновали вопросы, связанные с вкладами и банковскими картами. Конечно, все студенты знают, что собой представляют банковские карты, так как многие пользуются ими. Но они совсем не имели представления, чем отличается дебетовая карта от карт с функцией снятия наличных денег. Так же ребята впервые узнали о разновидностях кредитов и о том, как начисляются проценты на сумму кредита. Они начали осмысленно воспринимать эти знания, соотнося их с реальными жизненными ситуациями.
В связи с тем, что целью обучения финансовой грамотности является формирование у студентов практических навыков управления личными финансами, автор УМК советует увеличить степень интерактивности при объяснении преподавателем нового материала. Как отметили пе-дагоги-апробаторы, такой подход имел значительный успех. Студенты оживленно разбирали как предлагаемые жизненные ситуации, так и сами приводили примеры из жизни своих знакомых.
Для поддержания интереса к процессу обучения финансовой грамотности, развития интеллектуальных способностей педагогами-апро-баторами были использованы следующие элементы, приемы, методы нестандартных занятий: заполнение таблиц, опорных схем, работа с иллюстрациями, решение кроссвордов, ролевые и дидактические игры. Такие задания позволяют обучающемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность, а педагогу дают возможность выявить пробелы в знаниях студентов.
Педагоги акцентируют внимание на том, что «желательно каждому студенту поставить долгосрочные цели, а весь курс направить на формирование понимания, как достичь поставленных целей, используя полученные знания по финансовой грамотности». Из анкет педагогов-тьютеров мы видим, что достижению поставленных целей способствовало наличие
групповой работы, взаимодействие обучающихся между собой, а не только с преподавателем, с учебной информацией. Тьюторы отметили, что при соблюдении этого условия обучающиеся начинают по-другому воспринимать информацию, в дальнейшем пытаются использовать эти знания при решении повседневных жизненных задач.
Содержательной основой учебных занятий выступали учебный текст и методический аппарат, представленные в пособии для учащихся. Эксперты отметили, что учебный текст пособия имеет практико-ори-ентированный характер и следующие особенности:
1. Текст обращён к социальному опыту учащегося, ситуациям, с которыми он может встретиться в повседневной жизни в настоящее время или в ближайшем будущем.
2. Теоретический материал предъявляется в объеме, необходимом для решения практических задач.
3. Приводятся различные примеры решения практических ситуационных задач, направленных на формирование компетенций обучающихся.
4. Иллюстративный материал является внетекстовым компонентом пособия. Преподаватель может организовать по иллюстрациям работу обучающихся, т.е. можно превратить рисунки, схемы, диаграммы в дидактическое средство обучения.
5. Количество понятий, осваиваемых на занятии, оптимально.
6. Воспитательная направленность содержания пособия для учащихся выявляется в формировании личностных характеристик и установок.
7. Содержание пособия является достаточным мотивированием учащихся на осуществление определённых действий в финансовой сфере.
Методический аппарат пособия для учащихся в данном УМК составляют:
— вопросы и задания внутри учебного текста;
— вопросы и задания, завершающие изложение материала по теме;
— иллюстративный материал, оснащённый вопросами и пояснениями;
— дополнительный материал, представленный фрагментами текстов с вопросами и заданиями к ним.
К примеру, из анкеты оценки занятия 5 педагога Смирновой М. А. мы узнаем, что в пособии для учащихся интересно представлена рубри-
ка, в которой анализируется реальная проблемная ситуация (история МММ) (с. 394), предложен алгоритм действий для человека, который стал жертвой финансового мошенничества.
Педагоги и эксперты отметили достаточный уровень проработанности методического аппарата по каждой апробируемой теме. Однако не обошлось и без критики со стороны педагогов-апробаторов, которые написали в своих анкетах, что содержание пособия для учащихся не совсем соответствует социальному опыту учащихся, не на 100% отвечает запросам учащихся этой возрастной группы, так как дети только вступили во взрослую жизнь. Также было отмечено, что объем учебного текста предполагает очень высокий темп работы, что не всегда соответствует уровню развития студентов, обучающихся в техникумах и колледжах, особенно при использовании материалов курса во внеурочной (внеаудиторной) работе.
Эксперты высоко оценили качество программы и методических рекомендаций, которые помогали организовывать учебную деятельность обучающихся и содействовали становлению определённых основ финансовой грамотности. При разработке образовательной программы было учтено, что она должна быть ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей, так как именно в такой атмосфере могут успешно формироваться основные финансовые компетенции.
При работе родителей с предназначенным для них пособием у многих возникли сложности при взаимодействии с ребенком по отдельным вопросам финансовой грамотности. Значительная часть родителей либо не проявляла желания участвовать в совместной домашней работе, либо перекладывала эти обязанности на обучающегося, предлагая самому выполнить задания, или «поставить галочки, где нужно». Данный вывод мы делаем отчасти на основании ответов родителей на вопрос анкеты: «Оцените свой уровень знакомства с учебником по финансовой грамотности, по которому занимается или занимался Ваш ребёнок». Большинство опрошенных указали, что они отвечали на вопросы ребёнка всего по нескольким темам или даже только по одной теме.
Поскольку многие родители в ходе анкетирования при ответе на вопрос: «Ведете ли Вы учет своих личных денежных средств?», отвечали: «Нет, я не веду учета, но в целом знаю, сколько у меня было денег и сколько я потратил(а) за месяц», а на вопрос: «Принято ли в Вашей
семье вести учет всех доходов и расходов?» отвечали: «У нас в семье не принято вести учет всех доходов и расходов, но в целом мы знаем, сколько было денег и сколько мы тратим за месяц», то и знания о системе личного финансового планирования у учащихся были не системными или отсутствовали вообще.
Интересно, что родители высоко оценили свои знания в области финансов и финансовой деятельности в целом, несмотря на то, что большинство из них не имели опыта оформления потребительского кредита в банке, получения процента по банковскому вкладу, не задумывались над поиском выгодных условий для приобретения товаров в розничной торговле, и никогда не приобретали товаров в Интернет-магазине.
На 1 место по значимости в задании анкеты «Поставьте цифру 1 рядом с целью, которую Вы считаете самой приоритетной для своего ребёнка, а цифру 5 рядом с той, которая наименее приоритетна с Вашей точки зрения», родители ставят — «научить копить денежные средства и инвестировать их», а вот «дать практические знания и навыки» и «способствовать разумному финансовому поведению» лишь на 4 и 5 место соответственно.
К большому сожалению и педагогов-апробарторов, и тьютеров, многие родители учащихся не сочли необходимым ознакомиться с пособием для них в полном объеме, и при ответе на вопросы анкеты: «Насколько хорошо Вы знакомы с Пособием для родителей, разработанным к учебнику, по которому занимается или занимался Ваш ребёнок?», отвечали, что «поверхностно знаком с текстом по отдельным темам», либо «поверхностно знаком с текстом только одной темы». Поэтому при проведении экспертизы данного комплекта учебно-методических материалов было отдельно отмечено пожелание тьютеров и педагогов о детальной доработке данного пособия или замене его на пособие в формате «Советы на каждый день».
В ходе апробации УМК до начала и после окончания учебных занятий проводились стартовая и итоговая диагностика финансовых знаний (представлений) и практических умений учащихся. Стартовая диагностика проводилась 18 сентября, итоговая 26 ноября. Диагностика была призвана выявить эффективность апробируемых пособий по финансовой грамотности по отдельным темам. Как показал анализ входной и итоговой диагностических работ, проведённые занятия улучшили показатели примерно в 2 раза.
В результате анализа УМК Ждановой А. О. «Финансовая грамотность» для системы среднего профессионального образования эксперты пришли к следующим выводам:
1. Программа по данному курсу соответствует требованиям ФГОС СПО +, ФГОС СОО и содержит необходимую информацию для учителя.
2. Пособие для учащихся вызывает большой интерес и мотивирует студентов к познавательной деятельности. Использование проблемно-дея-тельностного подхода очень благоприятно сказывается на учебном процессе. Студенты, решая финансовые задачи, осмысливая поставленные в пособии проблемы, раскрывают для себя мир финансов. Иллюстрации очень яркие. Интересны задумки авторов с включением в содержание реальных жизненных ситуаций, рубрик «Это интересно», «Это важно знать». В качестве рекомендации по итогам апробации выступило предложение: по итогам каждой темы целесообразнее вводить систему обобщающих вопросов по содержанию темы. Также педагоги полагают, что необходимо уменьшить объем книги, вынести часть материала как дополнительный материал в методические рекомендации, а само пособие дополнить презентациями, так как курс используется во внеаудиторной (внеурочной) работе.
3. Методические рекомендации для преподавателей соответствуют требованиям современных образовательных стандартов. Предложенные методические приемы позволяют реализовать компетентностный прак-тико-ориентировочный подход. Теоретические понятия педагоги-апро-баторы предлагают рассматривать в контексте принятия решений, что способствует обретению личностного значимого смысла приобретенных знаний и умений. Методические рекомендации необходимо дополнить более конкретными предложениями по организации занятий с указанием видов занятий, методов и приемов работ.
4. В пособии для родителей предложена система работы с родителями по каждой теме программы, включая различные формы работы. В данном пособии представлен краткий материал, раскрывающий содержимое пособия по финансовой грамотности для обучающихся в системе СПО. Однако в работе с этим пособием у педагогов возникли самые большие трудности. Необходимо учитывать возрастные особенности детей (студентов), в этом возрасте они крайне мало обращаются с родителями по учебным вопросам, а большая часть обучающихся проживает в общежитии и не имеет возможности обсуждать материал с родителями. В целом выводы по этому пособию: переработать пособие, сократив
количество теоретического материала, или заменить его вторым пособием для студентов в формате советов на каждый день.
5. Контрольные измерительные материалы заслужили высокой оценки тьютеров и экспертов. Можно с помощью комплекса предложенных заданий выявить степень сформированности заявленных компетенций. Количество предложенных заданий оптимально.
6. Оценка всего УМК в целом: УМК соответствует требованиям ФГОС, включает в себя все необходимые компоненты, которые взаимосвязаны между собой, что эффективно сказывается на результатах воспитательно-образовательного процесса, направленности на формирование финансовой грамотности. УМК целесообразно использовать в рамках организации системы работы по внеурочной деятельности (факультатив, кружок и т.д.).
7. Апробация УМК позволила повысить профессиональную компетентность преподавателя. Преподавателю отводилась роль эксперта, он анализировал авторские подходы. А это заставляло привлекать другие источники, литературу, искать новые примеры, приемы организации учебной деятельности студентов в процессе обучения.
В качестве пожеланий было предложено автору подумать над целесообразностью представления полной, развернутой учебной программы, разделения контрольно-измерительных материалов по уровням сложности, насыщения жизненными интересными заданиями и вопросами пособия для родителей, а главное — разработать методические рекомендации к каждому занятию, которые необходимы в работе педагога. Представляется также целесообразным уточнение целей изучения курса с учётом специфики данной категории обучающихся.
В развитие процесса обеспечения практиков учебно-методическими материалами по финансовой грамотности видится возможной разработка терминологического пособия-словаря, а также создание рабочих тетрадей для обучающихся в системе СПО, в том числе, с использованием цифровых ресурсов, предусматривающих дальнейший вывод на печать отдельных листов по усмотрению преподавателя.
Литература:
1. Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 400 с.
2. Жданова А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 24 с.
3. Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 192 с.
4. Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 80 с.
5. Жданова А.О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 32 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) от 17.02. 2012 г. // Федеральный портал Министерства образования и науки Российской федерации. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» URL: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/8035/файл/7258/ Prikaz_№ _1578_ot_31.12.2015 (дата обращения 10.10.2016 г.).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО+) по специальности 38.02.06 Финансы от 25 августа 2014 г. URL: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m832.pdf (дата обращения 10.10.2016 г.).
8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Электронный журнал Эйдос. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505. htm (дата обращения 10.10.2016 г.).