РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ АПРОБАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ_
Т.В. Кучеренко
Преподаватель, КГБПОУ «Алтайская академия гостепреимства» E-mail: tatyana.kucherenko. [email protected]
Н.В. Волженина
Кандидат педагогических наук, доцент, КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
E-mail: [email protected]
Н.Н. Алымова
Заведующая заочным отделением, КГБПОУ «Алтайская академия гостепреимства» E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»)
В статье рассматривается проблема формирования финансовой грамотности как важнейшее условие социализации профессиональных компетенций и формирования трудовых функций выпускников системы среднего профессионального образования. Описывается методология контекстного обучения. Приведены некоторые результаты апробации учебных материалов по финансовой грамотности в Алтайской академии гостеприимства.
Ключевые слова: финансовая грамотность, среднее профессиональное образование, профессиональные компетенции, контекстное обучение
Нехватка высококвалифицированных кадров для современной российской промышленности и сельского хозяйства остается, по мнению аналитиков, основным фактором сдерживания экономического развития. Осознавая необходимость решения данной проблемы, государство более активно вмешивается в организацию профессионального образования, в определение — кого, чему и как должна учить система профессионального образования. И в системе среднего профессионального образования (СПО)
Как цитировать статью: Кучеренко Т.В., Волженина Н.В., Алымова Н.Н. Условия формирования финансовой грамотности обучающихся в системе среднего профессионального образования (КГБПОУ "Алтайская академия гостеприимства") // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.154-163.
за последнее десятилетие происходят значительные изменения. Вот некоторые последние документы, принятые на правительственном уровне.
Разработана стратегия развития среднего профессионального образования. Осуществляется комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы. Приступили к реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Целью развития образования определено создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Сформулированы важнейшие целевые индикаторы и показатели, основные ожидаемые результаты реализации программы и ее социально-экономическая эффективность; направления развития образования на 2016-2020 годы, в том числе направления развития среднего профессионального образования. Основным направлением развития СПО остается взаимосвязь профессионального образования с рынком труда, нацеленная на построение конкурентоспособной экономики России. В программе среди ожидаемых результатов — внедрение новых федеральных образовательных стандартов высшего образования и среднего профессионального образования; внедрение во всех субъектах Российской Федерации новых механизмов участия работодателей в решении задач обеспечения предприятий квалифицированными кадрами и др.
Предметом данной статьи является рассмотрение условий формирования финансовой грамотности молодежи в рамках федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в профессиональной образовательной организации.
В основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов лежит компетентностный подход.
В современном обществе под воздействием социокультурных реалий появляются тревожные симптомы, среди которых можно назвать финансовую безграмотность населения. Наличие финансовых пирамид, мошенничество, колебание уровня инфляции, невыгодные условия кредитования все это подрывает финансовую безопасность человека.
При наличии знаний и компетенций в области финансовой грамотности для человека создаются более широкие возможности, спо-
собствующие эффективному решению многих его профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Сформированность компетенций в области финансовой грамотности у молодых людей существенно повлияет на понимание ценности профессионального образования, в частности, и образования в целом, как некоторого объекта результативных финансовых вложений.
Компетентностный подход в реализации ФГОС СПО затрагивает, по мнению А. А. Вербицкого, «все структурные звенья педагогической системы, предполагая их определенную «переналадку»: цели, содержание, формы, методы и средства обучения и контроля, деятельность обучающих и обучающихся, образовательную среду» [4, с. 21].
Изменение хотя бы в одном структурном звене неизбежно приводит к системному эффекту — изменению функционирования всей системы и качества ее работы. При этом необходимо помнить, что в функционирующих системах, согласно П. А. Анохину, системообразующим фактором является конечный результат [5, с. 23].
Результат функционирования любого образовательного учреждения — в обучающихся, в психических новообразованиях его личности, деятельности, индивидуальности каждого из них, развиваемых и формируемых за время пребывания в данном учебном заведении.
Конечный результат деятельности образовательного учреждения — в уровне сформированности у обучающихся искомых качеств, обеспечивающих им вхождение в последующие образовательные учреждения или общественное производство и продуктивное в них саморазвитие, преодолевание первых затруднений. Инвариантным критерием качества является мера сформированности у выпускников творческой готовности к вхождению в новые образовательные учреждения или общественное производство, преодолению трудностей, связанных с адаптацией, творческой ориентации в новой среде, способности к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю знаний, поведения, отношений [5, с. 23].
И. А. Зимняя пишет: «все компетентности социальны (в широком смысле этого слова), ибо они вырабатываются, формируются в социуме, они социальны по своему содержанию, они и появляются и функционируют в этом социуме;
• ключевые — это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме;
• профессиональные и учебные компетентности формируются для и проявляются в этих видах деятельности человека, т.е. в профессиональной и учебной;
• социальные (в узком смысле слова) компетентности характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми.
Очевидно, что главным для работодателя является качество профессионального образования как результата. Оно представляет собой соответствие личностных, профессиональных и социальных характеристик молодого специалиста потребностям жизни, включая потребности самого этого специалиста, производства и общества.
Для работодателя важна профессиональная компетентность специалиста, его способности эффективно выполнять производственные функции, практически решать определенные классы задач и проблем [4, с. 28].
Переход от учения к профессиональной деятельности занимает 3-5 лет. А. А. Вербицкий считает, что социальная адаптация зачастую проходит труднее.
Теория контекстного обучения является одним из направлений развития деятельностной теории усвоения социального опыта, представленной в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других. В соответствии с ней усвоение содержания обучения осуществляется не путем простой передачи студенту информации, а в процессе его собственной, внутренне мотивированной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира.
Воссоздание предметного и социального контекстов профессиональной деятельности «добавляет» в образовательный процесс целый ряд новых моментов:
• пространственно-временной контекст «прошлое - настоящее -будущее»;
• системность и межпредметность знания;
• возможности динамической развертки содержания обучения, которое обычно дается в статике;
• сценарный план деятельности специалистов в соответствии с технологией производства;
• должностные функции и обязанности;
• ролевая «инструментовка» профессиональных действий и поступков;
• должностные и личностные интересы будущих специалистов [4, с. 46].
Стоит вопрос, при каких условиях достигается наибольшая эффективность формирования социальных компетенций, в том числе, в области финансовой грамотности?
В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2015/2016 учебном году в пяти регионах Российской Федерации проводилась апробация дополнительных образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности, подготовленных издательством «ВИТА-ПРЕСС» для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования [2, с. 1]. Апробация разработанных учебно-методические комплексов (далее УМК) проводилась с целью выявления их педагогической эффективности и возможности формирования практических навыков и умений сознательного рационального поведения студента в финансовой сфере.
Задачами апробации являлись:
1. Определение качественного уровня каждого из пособий разработанных учебно-методических комплектов.
2. Оценка результативности применения материалов для учебных занятий в процессе их проведения.
3. Выявление согласованности всех элементов апробируемого УМК.
4. Определение условий, возможностей и ограничений использования УМК в педагогической практике.
5. Разработка рекомендаций по доработке УМК с целью их подготовки к внедрению в учебный процесс [2, с. 3].
Одним из учебных заведений в Алтайском крае, участвующих в данном проекте, стало КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства», где проходила апробация двух комплектов УМК (авторы Савицкая Е., Жданова А.). Занятия по финансовой грамотности с использованием данных УМК проводились в группах, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и программам подготовки специалистов среднего звена.
Рабочей группой преподавателей академии совместно с КГБУ ДПО «Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования», участвующих в апробации УМК, были изучены
и проанализированы все элементы указанных УМК. В целом структура, содержание, наполняемость, уровень заданий, степень наглядности, согласованность и преемственность элементов была признана удовлетворительной.
При выборе групп обучающихся были учтены наличие или отсутствие соответствующих компетенций у обучающихся, востребованность специалистов и рабочих со сформированными компетенциями по финансовой грамотности на рынке труда, что является социальной компетенцией, определяющей, в конечном счете, уровень социализации выпускника профессионального образовательного учреждения СПО.
Реализация проекта по формированию финансовой грамотности у студентов профессиональных образовательных учреждений СПО могла проходить в форме факультатива по дополнительной профессиональной программе или как вариативная составляющая ФГОС СПО.
Для проведения занятий были выбраны группы студентов: профессия 19.01.17 «Повар, кондитер» и специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис». Так, анализируя общие и профессиональные компетенции в ФГОС по рабочей профессии 19.01.17 «Повар, кондитер», было выявлено отсутствие соответствующих компетенций, отражающих знание финансовых основ, что позволило сделать вывод о рациональности введения курса «финансовая грамотность» именно у этой рабочей профессии и добавления данного курса в вариативную составляющую учебного плана на 2015/2016 учебный год.
Как социализировать профессиональные компетенции в разрезе ФГОС СПО и профессиональных стандартов? Именно на примере апробации УМК по финансовой грамотности был получен определенный опыт работы «не с формами деятельности специалистов, а с учебными формами» (по Вербицкому А. А.).
По мнению А. А. Вербицкого, автора теории контекстного обучения, «нужно создать педагогические условия для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной, трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов. Для этого нужно последовательно моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст)» [4, с. 45].
Содержание учебно-методического комплекса по финансовой грамотности было реализовано в двух логиках: логике учебного предмета и в логике будущей профессиональной деятельности.
Проблемные ситуации становятся основой организации учебно-профессиональной деятельности и реализуются в форме кейс заданий.
Например, при изучении темы «Источники денежных средств семьи (занятие «Вы и Ваша работа») разработаны и реализованы в учебном процессе кейс- задания по расчету заработной платы повара.
Тема: Формы и системы оплаты труда
Методическая идея: организация самостоятельной работы студентов в малых группах в рамках реализации компетентностного подхода к обучению.
Цели занятия:
Создать условия для:
— обобщения и систематизации знаний о понятии и функциях заработной платы;
— освоения новых знаний о видах и формах заработной платы;
— формулирования и обобщения выводов по результатам своей деятельности;
— развития способности видеть и решать проблему;
— формирования навыков публичного выступления;
— воспитания чувства товарищеской взаимовыручки, способности следовать нормам поведения.
Задачи занятия:
1) становить связь между формами и системами оплаты труда;
2) произвести начисления заработной платы в соответствии с формами и системами оплаты труда.
Тип занятия: урок освоения новых умений и навыков.
Оснащение занятия (оборудование):
компьютер, проектор
Программное обеспечение: Программа PowerPoint
Методическое обеспечение: раздаточный материал, ситуационная задача.
Отведенное время: 1 час 30 мин.
Структура кейса:
— состав фонда оплаты труда;
— порядок расчета заработной платы повара 3 разряда.
Создание проблемной ситуации:
Предлагаю вам посмотреть на экран, где представлена презентация.
Ответьте на вопросы: «Кто являлся участниками презентации? Чем занимается работник? К какому виду работ относится данный работник? К административно-управленческому персоналу или к рабочим? Есть ли отличия в начислениях заработной платы различных работников? Что выплачивал работнику работодатель? Как Вы думаете, чем отличается заработная плата этого слайда от других? Как Вы считаете, из чего складывается заработная плата представленных работников? Связана ли информация на правой части слайда с картинкой?» Перечислите профессии и предполагаемые должности.
Краткий обзор порядка начисления заработной платы повара:
• определение формы оплаты труда (сдельно — премиальная);
• определение нормы выработки;
• расчет основную заработную плату за весь объем выработки;
• определение процента перевыполнения нормы;
• расчет прироста заработной платы за перевыполнение нормы выработки;
• подсчет полный заработок рабочего за месяц.
Полезность, получаемая от результатов труда играет заработная плата, особенно в связи с увеличивающимися требования к рабочей силе. В связи с этим поварам необходимо производить расчет заработной платы.
Предлагаемая ситуация:
Повар 3-го разряда при норме выработки 300 изделий обработал 345 изделий. Сдельная расценка установлена в размере 27,5 руб. Положением об оплате труда в организации установлено, что за выработку сверх нормы сдельные расценки увеличиваются: при выработке от 101 до 110% нормы — на 10%, при выработке от 111% до 120% — на 25%, при выработке сверх 121% — на 50%.
Задание. Рассчитайте полную заработную плату повара за месяц.
Презентация продукта и его обсуждение.
а) рассчитаем основную заработную плату за весь объем выработки:
27,5 руб. х 345 изд. = 9487,5 руб.;
б) определим процент перевыполнения нормы:
(345 изд.— 300 изд.): 300 изд. х 100% = 15%.
Таким образом, норма выработки составила 115%. В соответствии с Положением об оплате труда за выработку сверх сдельная расценка
увеличивается на 25%;
в) рассчитываем прирост заработной платы за перевыполнение нормы выработки:
(345 изд.—300 изд.) х 27,5 руб. х 25%: 100 = 309,38 руб.;
г) подсчитаем полный заработок рабочего за месяц:
9487,5 руб. + 309,38 руб. = 9796,88 руб.
Разработка и реализация комплекса конкретных технологий обучения — это сфера педагогического творчества педагогического работника СПО. Именно он встраивает определенные социальные знания и умения в контекст будущей профессиональной деятельности, формулирует проблемы, разрабатывает кейс- задания и контрольно-оценочные средства.
Следует отметить, что под контрольно-оценочными средствами мы понимаем средства, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя контрольной информации в соответствии с государственными требованиями и нормами по профессии, которые способствуют рациональной организации контрольно-оценочной процедуры и позволяют обеспечить незамедлительную обратную связь в системе педагог-учащийся, и в результате активизировать процесс обучения через формирование умений самоконтроля и самооценки учащихся профессиональных училищ [6].
Сравнительный анализ результатов входного тестирования обучающихся, проводимого до начала занятий, и выходного тестирования, проведенного после завершения данного курса, показал высокую результативность проведенных занятий и использования указанных методических материалов. Так, при входном тестировании, у обучающихся вызвали затруднение задания, требующие расчетов, пояснения ответов и их обоснования. Также диагностировались некомпетентность и неуверенность обучающихся в финансовых вопросах. Иная картина наблюдалась при тестировании по окончании занятий. Расчетные задания уже не вызывали у обучающихся затруднений, легче давалось обоснование своей точки зрения; появился интерес к вопросам, затрагивающим финансовую сферу, уверенность в своих знаниях и возможностях оказать консультативную помощь по финансовым проблемам.
В заключение можно отметить, что предложенная программа обучения финансовой грамотности дает хорошие возможности для профессионального и личностного становления обучающихся, позволяет
формировать социальные компетентности в контексте учебно-профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий), когда студент выполняет реальные исследовательские или трудовые функции. Оставаясь учебной, работа студентов по своим целям, содержанию, формам и технологиям фактически соответствует профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.— М.: ИЦ ПКПС.— 2004.— 84 с.
2. ВолженинаН.В. Управление качеством профессиональной подготовки в процессе обучения: Учебное пособие / Н. В. Волженина.— Барнаул: РИО ФГОУ АИПКРС АПК, 2005.— 144 с.
3. Волженина Н.В. Мотивационное программно-целевое управление качеством теоретико-технологической подготовки учащихся профессиональных училищ: Дисс...канд.п.н.— Барнаул, 2004.— 146 с.
4. Методическое письмо об апробации дополнительной образовательной программы и учебных материалов по финансовой грамотности в регионах российской федерации / Министерство образования и науки РФ, Институт стратегии развития образования РАО.— 31 с.