УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЛЬНЫХ И МОДУЛЬНЫХ КУРСОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Учебно-методические комплексы для старшей школы по финансовой грамотности представлены наиболее широко, отличаются своей вариативностью, которая требует анализа в контексте выявления подходов к их разработке. Палитра применения УМК по финансовой грамотности для старшей школы представлена общеобразовательными курсами, курсами профильного направления, элективными и факультативными дисциплинами, предметными курсами для студентов среднего профессионального образования. В данной статье дан сравнительный анализ подходов к разработке интегральных и модульных курсов по финансовой грамотности, выявлен педагогический потенциал рассматриваемых УМК. В основу обработки результатов апробации были положены методы согласования экспертных оценок, методы статистической обработки данных.
Учебно-методические комплексы интегральных курсов нельзя назвать однородными. Среди них выделяются учебно-методические комплексы, которые имеют проблемно-выдержанное содержание, отвечающее возрастным и психологическим возможностям обучающихся, выраженный деятельностный аспект как учебного материала, так и методического инструментария.
В некоторых УМК налицо дефицит деятель-ностной и практико-ориентированной составляющей содержания образования.
Н.Ю. Басик
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО МГПУ E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Басик Н.Ю. Педагогический потенциал интегральных и модульных курсов по финансовой грамотности для старшей школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.65-77.
Экспертный анализ и апробация позволили сделать следующие выводы:
— преподавание финансовой грамотности в старшей школе вариативно в силу организационной специфики реализации программ среднего общего образования;
— интегральные и модульные курсы имеют существенные отличия в авторских подходах к разработке курсов;
— интегральные курсы по финансовой грамотности обладают значительным педагогическим потенциалом.
Ключевые слова: интегральные и модульные учебно-методические комплексы, финансовая грамотность, деятельностный аспект, прак-тико-ориентированные задания
В 2015/2016 учебных.г.г. в пяти регионах Российской Федерации проходила апробация учебно-методических комплексов по финансовой грамотности, ориентированных на использование в рамках дополнительных образовательных программ основной и старшей школы, реализуемых в организациях общего и профессионального образования. Видовая палитра УМК для старшей школы была представлена интегральными курсами и тематическими модулями для общеобразовательных классов, а также классов экономического, математического и юридического профилей, а также учреждений среднего профессионального образования.
Апробация высветила ряд проблем, которые имеет смысл рассмотреть. Среди них:
— педагогический потенциал предлагаемого содержания в соответствии с познавательными возможностями обучающихся;
— реализация межпредметных связей;
— вовлеченность родителей в учебный процесс;
— соответствие содержания социальному опыту обучающихся;
— многообразие форм организации учебной деятельности;
— организация личностно ориентированного образовательного процесса;
— характер практико-ориентированных и личностно-ориентиро-ванных заданий;
— учёт особенностей интегральных и модульных курсов.
Первая проблема — проблема раскрытия потенциала предлагаемого
содержания в соответствии с возможностями обучающихся. Творческая активная деятельность старшеклассника (студента) на всех этапах учеб-
ного процесса, мотивация к изучению нового материала, проявление инициативы, зарождение энергии мысли,— всё это даёт возможность обучающимся познать сущность изучаемых явлений, помогает формированию прочных знаний и умений. Без этого решение образовательных задач становится маловероятным, а применение умений в познавательной и практической деятельности невозможным. Особую роль в организации творческой деятельности обучающихся играют задания, включённые в учебно-методические комплексы.
Анализ содержания учебно-методических комплексов интегральных и модульных курсов, результаты апробации, оценки педагогов выявили проблему в соответствии предъявляемого содержания когнитивному потенциалу 16-18-летних обучающихся. Возможностей работы с предъявляемым содержанием много больше, чем предлагают авторы.
Далее имеет смысл обратиться к примерам. Интересной находкой является наличие в учебно-методическом комплексе «Финансовая грамотность. 10-11 класс» Бреховой Ю., Алмосова А., Завьялова Д. эпиграфов, которые открывают каждое занятие. Предлагаем обратить внимание на рис. 1, где кратко обозначен род деятельности авторов изречений, используемых в качестве эпиграфов в пособии для обучающихся.
Учёные-экономисты Адам Смит Александр Алмосов Учёные-историки Томас Фуллер Философы Вольтер Артур Шопенгауэр Мартин Хайдеггер
Античные поэты Квинт Гораций Флакк Современные прозаики и поэты Пауло Коэльо Драматурги, режиссёры, актеры Джон Голсуорси Боб Хоуп Вуди Аллен
Государственные и общественные деятели
Аксель Оксеншерна Шри Шри Рави Шанкар Джордж Сорос
Рис. 1. Авторы эпиграфов, предложенных в пособии «Финансовая грамотность. 10-11 класс» (Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д.)
При большой и разнообразной палитре высказываний-эпиграфов, к сожалению, авторы не предложили какого-либо методического решения их применения. Мы предлагаем приглядеться к ним и подумать, как учитель может реализовать их педагогические возможности. Рассмотрим, например, эпиграф к занятию 5 «КАКОЙ КРЕДИТ ВЫБРАТЬ И КАКИЕ УСЛОВИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПОЧЕСТЬ». Это занятие анонсируется словами древнеримского поэта Квинта Горация Флакка: «Выбирайте предмет соответственно вашим способностям, подумайте, что ваши плечи могут скинуть и что они могут нести». Здесь можно рекомендовать вопросы и задания, направленные на развитие критического мышления, познавательных и практических умений, творческого применения полученных знаний. О какой проблеме говорит автор? Как вы понимаете слова: «Выбирайте предмет соответственно вашим способностям»? В чём, по-вашему, состоит смысл эпиграфа? Какое предупреждение в нём звучит? Установить связь между темой занятия и эпиграфом. В чём, на ваш взгляд, состоит назначение эпиграфа в учебном тексте? Составьте памятку (4-5 позиций), чем необходимо руководствоваться человеку, который берёт на себя какие-либо финансовые обязательства.
В целом за рамками внимания авторов УМК остаётся возможность раскрытия межпредметных связей. К примеру, в учебном пособии для учащихся профильного юридического класса (УМК Абросимовой Е. «Финансовая грамотность. 10-11 классы, юридический профиль») в содержании занятия 15 «Ответственность за неуплату налогов» говорится о налоговых правонарушениях, мере ответственности и санкциях, которые наступают в случае нарушения налогового законодательства. По мнению педагогов-апробаторов, содержание предлагаемых заданий не отвечает познавательным возможностям старшеклассников, ориентирующихся на углублённый уровень изучения права. Обратимся к материалам рубрики «Практическое задание». Вот одно из них: «Вспомните из курса «История России», что явилось причиной Соляного бунта в Москве в 1648 г.» [1; 89]. Думается, важно модернизировать задание для того, чтобы старшеклассники в ответах продемонстрировали определённую систему познавательных действий при работе над ним. Например, возможный вариант модернизации задания: «Вспомните из курса «История России» московское восстание «Соляной бунт». Какие социальные группы подняли это восстание? Чем были они не довольны? Что требовали восставшие? Чем данный исторический факт связан
с темой занятия? Сделайте вывод об актуальности изучаемой проблемы. Приведите аргументы в обосновании вашего вывода».
Выполнение задания в предлагаемом варианте потребует от школьников мобилизации исторических знаний определённой эпохи, установления и понимания связей социальных явлений прошлого и современности, умения делать выводы и приводить суждения. Заметим, что и учитель получит возможность более глубоко понять специфику подобных заданий, «работающих» не только на изучение конкретной дидактической единицы (налоги), но и на овладение обучающимися особыми видами познавательной деятельности, которые позволяют организовать их выполнение, а также на формирование ряда умений.
Другим примером раскрытия межпредметных связей может быть задание, направленное на проведение старшеклассниками исследования. Как известно, ученическое исследование — это самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, направленная на получение школьником практического опыта исследовательского характера по отдельному вопросу. Ученическое исследование состоит из конкретных последовательных этапов, среди которых: 1) определение цели исследования; 2) отбор фактов об объекте исследования; 3) первичный анализ фактов; 4) выбор методов и приёмов исследования; 5) выявление результатов и формулирование выводов [4; 33]. С опорой на предлагаемое содержание, к примеру, можно предложить провести учебное исследование проблемы «Кредит в античном Риме». Литература, которую можно рекомендовать для выполнения задания: 1) История Древнего Рима. Учеб. для вузов по спец. «История» / В. И. Кузищин, И. Л. Маяк, И. Л. Гвоздева и др. Под ред. В. И. Кузищина, изд. четв. перераб. и доп. М., «Высшая школа», 2000, 383 с. 2) М. Сайко Кредит и банки в античном Риме в эпоху республики и ранней империи. Монография — Изд-во LAPLambertAcademicPublishing, 2013, 132 с.
Следующая проблема, на которой мы хотели бы остановиться, проблема вовлечения родителей в учебный процесс. К сожалению, заявив о родителях как субъектах финансового образования, авторы многих учебно-методических комплексов как интегральных, так и модульных, далеко не в полной мере сориентировали содержание курсов на вовлеченность родителей в учебный процесс. Среди нескольких исключений — учебно-методический комплекс Е. В. Савицкой «Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам
профессионального обучения». Автор пыталась так смоделировать учебно-методический комплекс, чтобы наряду с его содержательными и структурными аспектами высветился вопрос, касающийся методики обучения в процессе действия (1еагшпд-Ьу^отд). Деятельностным акцентом материалов данного комплекса является формирование навыков грамотного финансового поведения. Деятельностный и прак-тико-ориентированный компонент автором представлен, в том числе, посредством целенаправленного вовлечения родителей в учебный процесс. Учебное пособие содержит 14 занятий, из них в десяти имеется рубрика «Практика. Задание с родителями». Например, занятие 4 «ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СОСТАВЛЯТЬ БЮДЖЕТ И КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ» содержит практическое задание, которое требует участия студентов и их родителей. Задание достаточно объёмное, оно начинается словами: « Заранее договоритесь с родителями, чтобы они выделили 1-2 часа на составление вместе с вами семейного бюджета...» [13; 70], далее предлагается составить бюджет семьи за прошлый месяц по предложенной таблице и ответить на вопрос: «Какой дефицит/профицит бюджета у вас получился?» и даются варианты ситуационных ответов. Педагогическая значимость этого задания заключаются: 1) в практическом моделировании жизненной ситуации представителей двух поколений одной семьи; 2) нахождении консенсуса по общей проблеме; 3) формировании ответственного отношения к бюджету семьи.
Другим исключением является учебный курс для студентов среднего профессионального образования А. Ждановой. Например, занятие 14 «СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА: КАК ЭТО РАБОТАЕТ» имеет рубрику «Задание для выполнения вместе с родителями», где предлагается студенту обсудить с родителями жизненную ситуацию и постараться, как можно более отчётливо, представить себя в ней. Задание направлено на формирование умений оценивать происходящие события, принимать решения в проблемных ситуациях, предвидеть возможные последствия конкретных действий. Иными словами, методическим замыслом этого задания является становление основ компетентностной личности.
Заметим, что по мнению учителей-апробаторов УМК А. Ждановой содержит широкую палитру форм организации учебной деятельности. Это, в частности, коммуникативный семинар; практикум; дискуссия; дистанционное обучение с использованием сети Интернет; групповые формы работы в виде командной игры и «мозгового штурма»; обсуж-
дение кейсов; обучающая игра; презентация; эссе; урок-рефлексия; викторина; практические задания для выполнения вместе с родителями; проектная форма работы (подготовка и презентация обучающимися групповых проектов).
Соответствие содержания социальному опыту обучающихся является следующей проблемой, высветившейся в ходе апробации. Здесь имеет смысл отметить, что учебный материал должен, с одной стороны, создать условия раскрытия содержания субъектного опыта школьника, с другой, инкорпорировать опыт позитивного, грамотного рационального поведения человека как субъекта финансовых отношений. Важно, чтобы изложение знаний, предъявляемых в материалах для обучающихся, не замыкалось на транслировании предметного содержания, а системно и неуклонно преобразовывало личный субъектный опыт старшеклассников.
Специфика организации личностно ориентированного образовательного процесса также требует опоры на социальный опыт.
В учебно-методическом комплексе А. Киреева «Финансовая грамотность. 10-11 классы, экономический профиль» есть занятие 19 «КАК СОЗДАТЬ СТАРТАП». Рассматриваются характеристики стартапа, а также, кто может быть стартапером. В учебном тексте указывается, что несовершеннолетние при соблюдении определённых условий могут заниматься предпринимательской деятельностью. Думается, что это занятие целесообразно проводить с опорой на социальный опыт старшеклассников. Рассмотрим задание 11 (рубрика «Интернет-практикум»): «На сайте Федерального портала молодого предпринимателя Ы1р://уои^. smb.gov.ru/ в рубрике «Школа молодого предпринимателя» найдите раздел «Открытие бизнеса». Определите, в какой юридической форме может быть зарегистрирован стартап и любой другой новый бизнес» [8; 293]. Предлагаем несколько расширить формулировку задания, сделав акцент на привлечение социального опыта старшеклассников. Например, «На сайте Федерального портала молодого предпринимателя Ы*р://уои^. smb.gov.ru/ в рубрике «Школа молодого предпринимателя» найдите раздел «Открытие бизнеса». Ознакомьтесь с ним. Определите, в какой юридической форме может быть зарегистрирован стартап и любой другой новый бизнес.Опираясь на свой социальный опыт, скажите, является ли привлекательной цель открыть бизнес? Аргументируйте свой ответ. В какой сфере вы сами предпочли бы его открыть? Есть ли у вас и/или
ваших родителей опыт открытия бизнеса? Чему он уже вас научил?».
Практика апробации показала, что интегральные курсы Бреховой Ю., Алмосова А., Завьялова Д. Финансовая грамотность. 10-11 классы; Киреева А. «Финансовая грамотность. 10-11 классы, экономический профиль», УМК Ждановой А. «Финансовая грамотность. СПО»; УМК Савицкой Е. «Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения» обладают значительным педагогическим потенциалом. Это нашло своё выражение в основах формирования финансовой культуры, овладении социальными ролями для успешной социализации старших подростков. Важно подчеркнуть, что эти интегральные курсы обладают такими возможностями, как:
— создание положительного отношения к трудовой деятельности;
— привитие критического анализа информации;
— анализ причин и последствий экономического/финансового выбора;
— понимание значимости правовой ответственности при принятии решения.
Помимо интегральных курсов, апробацию проходили курсы модульные. Предлагаем поразмышлять о преимуществах и недостатках этих курсов.
Педагогическим замыслом интегральных курсов является предъявление законченного и структурированного предметного содержания в области финансовой грамотности. Если мы обратимся к содержанию любого интегрального курса, то увидим достаточно весомый круг тем (разделов), состоящих из определённого количества занятий. Например, УМК А. Ждановой «Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО» состоит из следующих тем: Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны. Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Тема 3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. Тема 5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. Тема 6. Финансовые механизмы работы фирмы. Тема 7. Собственный бизнес: как создать и не потерять. Тема 8. Риски в мире денег: как защититься от разорения.
Размышляя над заявленным содержанием, понимаем, что автор представил материалы, которые не только знакомят с ключевыми вопросами
мира финансовой грамотности, но и транслируют собственную педагогическую логику, направленную на реализацию целей дополнительного образования. На наш взгляд, в формате интегрального курса более явно отражаются условия транслирования практической функциональности предметного знания. Достоинством интегрального курса является также наличие разнообразного методического инструментария, позволяющего пристальней и многомерней изучить исследуемый объект.
Рефлексия на тему интегрального содержания курсов по финансовой грамотности привела нас к мысли о том, что современные требования, предъявляемые к образовательному процессу, диктуют изучение не отдельных сторон явления или процесса, а фокусирует внимание на постижении объекта познания в целостном виде. Овладение некоторыми характеристиками и признаками познаваемого объекта создаёт иллюзию понимания сущности той или иной реалии, ускользает завершённость формирования единого смысла объекта познания с присущими ему сложностями и противоречиями.
Изучение и анализ учебно-методических модульных курсов, опыт педагогической апробации показывает, что их «сильной стороной» выступает глубокая теоретическая проработка предметного содержания. Авторы таких модульных курсов как «Банки», «Фондовый рынок», «Финансовые риски» пытались систему абстрактных объектов и научных понятий преподнести таким образом, чтобы они были понятны подросткам старшего школьного возраста. Нам думается, что здесь явно определяется научно-методический вектор развития теоретической составляющей предмета — формирование теоретического мышления. Но, к сожалению, некоторые авторы модульных курсов пошли по иному пути. Они минимизировали теоретическое наполнение предметного содержания, а «свободное пространство» ничем не компенсировали. Казалось бы, объективно создаются условия, направленные на усиление практико-ориентированной составляющей содержания модулей, однако, зачастую, этого недостаточно.
В частности, модуль «Собственный бизнес» (автор И. Липсиц) состоит из четырёх тем: «Бизнес — как источник доходов и забот», «Как добыть выручку?», «А теперь подсчитаем издержки», «Ищем источники средств для создания нового бизнеса». Первая тема посвящена исключительно вопросу бизнес как источник забот. Автор сообщает об ошибках начинающих предпринимателей, о чертах, необходимых человеку для
успешного ведения бизнеса, правилах создания фирмы. Всё, что касается бизнеса как источника доходов, это 10 предложений о печальном опыте предпринимательской деятельности Александра Фёдорова, основателя бизнеса по продаже дорогого импортного женского белья.
Представляется, что модульный курс «Собственный бизнес» должен иметь ярко выраженный практико-ориентированный характер. Во введении к пособию отмечается, что оно написано лёгким, хорошо понятным обучающимся языком и может использоваться не только в учебном процессе, но и при подготовке проектов[10; 3]. Тем не менее, ни одного проектного задания в учебном пособии мы не находим. Удалось их отыскать в контрольно-измерительных материалах, там предлагаются только две темы: 1. Разработать бизнес-план своего малого предприятия, ориентированного на местный рынок, и презентацию своего бизнес-проекта. 2. Провести исследование в своём районе /городе/ посёлке, направленное на выявление количества жителей, занятых бизнесом, и количества жителей, желающих заниматься бизнесом, а также на выявление проблем, которые в связи с этим существуют [9; 10].
Напомним, что целью проектной деятельности является вовлечение старшеклассников и студентов среднего профессионального образования в активный познавательный процесс. В ходе этой деятельности формируются, в частности, следующие умения: артикулирование учебной проблемы, отбор необходимой информации, оценивание различных вариантов решения проблемы, формулирование выводов, рефлексия собственной деятельности.
Представляется, что можно рекомендовать учителю и другие темы проектов. К примеру: «Ресурсы современного бизнеса», «Источники финансирования бизнеса», «Традиции предпринимательства в моём районе», «Инновационное предпринимательство в России», «Портрет современного российского предпринимателя», «Индивидуальное предпринимательство в моём районе».
В русле размышлений о педагогических возможностях модульных курсов остановимся на том, как в их предметном содержании представлены практико-ориентированные и личностно-ориентированные задания. Например, как утверждают преподаватели, модульный курс «Банки». 10-11 классы, СПО» (Авторы В. Солодков, В. Белоусова) обладает определённым педагогическим потенциалом, но отсутствие комплекса познавательных и практических вопросов и заданий «тормозит» реа-
лизацию заложенных возможностей комплекса. К примеру, занятие 6 «Ипотечные продукты банков» имеет следующее задание: «Ваш лучший друг детства решил взять ипотечный кредит. Ему не хватает 1 млн. р. на первоначальный взнос. Чтобы повысить свою надёжность как заёмщика по потребительскому кредиту, он попросил вас оформить кредит на себя, а он от вашего имени будет погашать этот кредит. Ваш друг знает, что вы неплохо зарабатываете, а это повышает шансы одобрения кредитной заявки. Согласитесь ли вы помочь другу?» [16; 79]. Безусловно, это задание обладает практической направленностью, но имеет смысл акцентировать внимание на социальной стороне и воспитательном потенциале задания. К примеру, «Представьте, что Вы уже работаете и неплохо зарабатываете. К Вам обратился лучший друг детства, который решил взять ипотечный кредит. Ему не хватает 1 млн. р. на первоначальный взнос. Чтобы повысить свою надёжность как заёмщика по потребительскому кредиту, он попросил вас оформить кредит на себя, а он от вашего имени будет погашать этот кредит. Ваш друг знает, что вы неплохо зарабатываете, а это повышает шансы одобрения кредитной заявки. Какие риски друг детства должен просчитать, чтобы принять предложение? Эти риски исключительно финансовые? Если, нет, то, какие другие? Есть ли связь между ними? Данная ситуация может повлиять на вашу дружбу? Если, да, поясните свой ответ.
Предложенная версия задания направлена на уточнение проблемы и выявление, с одной стороны, её аспектов, с другой, её последствий. Задание сфокусировано на определении взаимосвязи общественных и межличностных отношений, осознании своего социального положения, оценке социальных рисков с личной и общественной позиций, формировании жизненного опыта старшеклассников и студентов.
Следующим примером может быть модульный курс «Финансовые риски». 10-11 классы, СПО», авторы С. Смирнов, А. Сидоренко. Педагоги-апробаторы отмечают необходимость усиления предметного содержания системой заданий, учитывающих познавательные возможности и психолого-возрастные особенности старших подростков. Рассмотрим пример. Тема 3 «Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды» содержит следующие задание: «Найдите в Интернете информацию, как работает мошенническая схема «нигерийские письма» [14; 43]. Какая-либо педагогическая нагрузка задания, на наш взгляд, сомнительна. Предлагаем, например, следующее: «Авторы сформулировали
10 признаков финансовой пирамиды (стр. 41). Прочитайте их и ответьте на вопросы: 1) В чём состоит сущность финансовой пирамиды? 2) Чем вы объясняете «успех» мошенников? 3) Почему люди доверяют им свои деньги? 4) Сталкивалась ли Ваша семья или Вы с такой ситуацией? 5) Какой опыт был получен в результате этого взаимодействия? Чему он Вас научил? 6) Сформулируйте 5-6 правил поведения вкладчиков, чтобы не попасться в руки аферистов».
Формирование целого ряда умений является целью этого задания: характеризовать тот или иной финансово-экономический объект, при этом указывая свойственные ему признаки; оценивать действия субъектов; формулировать собственные суждения по проблеме финансового мошенничества; делать выводы на основе собственного социального опыта; излагать ситуационную модель субъектного поведения в «пограничных» ситуациях.
Предаваясь раздумью о модульных курсах по финансовой грамотности, стоит отметить, что их предметоцентрическая парадигма, с одной стороны, направлена на глубокое изучение отдельных разделов предмета и основательное «погружение» в детализацию предметных знаний. С другой, (это отмечали учителя-апробаторы, работая с модульными курсами), -существует необходимость усиления практико-ориенти-рованности в предметном содержании, его адаптации к современным жизненным реалиям.
Вырисовываются контуры противоречия — высокая концентрация научно-теоретических знаний не всегда связана с практическим их применением. В этой ситуации существует опасность снижения коэффициента полезного действия преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, которые, работая на «своих» предметоцентрических полях, могут отдаляться от современных интеграционных тенденций развития социально-гуманитарного знания [12; 183].
Список литературы
1. Абросимова Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы об-щеобразоват. орг., юридический профиль / Е. А. Абросимова.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 160 с.
2. Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. 10-11 классы об-щеобразоват. орг., СПО, детские дома и школы-интернаты / А. П. Архипов.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 112 с.
3. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 9. С. 22-33.
4. Басик Н.Ю. Исследовательская и проектная деятельность в обществознании (10-11 классы) // Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2015. № 1. С. 32-38.
5. Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеоб-разоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 400 с.
6. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников //Педагогика. 2002. № 9. С. 32-39.
7. Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 400 с.
8. Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобра-зоват. орг., экономический профиль / А. П. Киреев.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 368 с.
9. ЛавреноваЕ.Б. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. Модуль «Собственный бизнес». 10-11 классы общеобразова. орг., СПО /Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.— 16 с.
10. Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Собственный бизнес». 10-11 классы общеобразова. орг., СПО / И. В. Липсиц.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.— 56 с.
11. Меньшиков С. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Фондовый рынок». 10-11 классы, СПО / С. М. Меньшиков.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.— 128 с.
12. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Дрофа, 2008.— 606 с.
13. Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения / Е. В. Савицкая.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 224 с.
14. Смирнов С.Н. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Финансовые риски». 10-11 классы общеобразоват. орг., СПО / С. Н. Смирнов, А. И Сидоренко.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.— 80 с.
15. Соболева О.Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 6. С. 34-39.
16. Солодков В.М. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Банки». 10-11 классы, СПО / В. М. Солодков, В. Ю. Белоусова.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.— 176 с.