Научная статья на тему 'Программы и УМК по финансовой грамотности: анализ, проблемы, перспективы (Калининградская область)'

Программы и УМК по финансовой грамотности: анализ, проблемы, перспективы (Калининградская область) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1649
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
апробация / методы / приёмы и формы работы / ФГОС / универсальные учебные действия / финансовое поведение / проблемы обучения финансовой грамотности / подготовка кадров / рабочая программа / учебный план / approbation / methods / receptions and forms of work / Federal State Educational Standards / universal educational actions / financial literacy / problems of training of financial literacy / working program / curriculum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошелева Л. А.

Финансовая грамотность рассматривается как важный компонент функциональной грамотности учащихся, формирование которой является одной из основных задач общего образования. В статье анализируется апробация модульной дополнительной образовательной программы по развитию финансовой грамотности, рассматривается возможность обучения финансовой грамотности после завершения апробации. В целом апробируемые программы и учебно-методические материалы соответствуют возрастным и познавательным особенностям обучающихся, в них присутствуют оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, доступность, логичность и последовательность изложения, грамотная мотивировка на осуществление посильных действий в финансовой сфере, обучающий характер включённых в пособия примеров практического поведения в сфере финансов. В основу обработки результатов апробации были положены методы аналитической работы: составление дорожных карт, круглые столы для изучения мотивации учащихся, анализ выполнения предлагаемых в УМК заданий; а также методы статистической обработки данных мониторингов, результативности работы с учащимися, коллегами и родителями. Материалы по финансовой грамотности, прошедшие апробацию, можно использовать в качестве пособия для проведения не только занятий по внеурочной деятельности, но и элективных, факультативных курсов, а также включать элементы финансовой грамотности в уроки обществознания и экономики при условии коррекции рабочих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMS AND TEACHING COMPLEXES ON FINANCIAL LITERACY: ANALYSIS, PROBLEMS, PROSPECTS

Financial literacy is an important component of functional literacy of students, the formation of which is one of the main objectives of general education. The article’s author analyzes the results of the approbation of modular educational programs on financial literacy, as well as considers the possibility of learning financial literacy after completion of approbation. In general, the tested programs and educational materials correspond to the age and cognitive characteristics of students. In these programs, there is an optimal balance between theoretical and actual material, accessibility, consistency of presentation, and competent motivation for carrying out actions in the financial sphere. The program includes examples of practical behavior in the field of finance. The basis of processing of results of testing was based on the methods of analytical work: preparation of road maps, round tables to study the motivation of students, analysis of the implementation of the proposed into the course assignments; and methods of statistical processing of monitoring, the effectiveness of work with pupils, colleagues and parents. Materials on financial literacy that have passed approbation can be used as a guide not only for holding sessions on extracurricular activities, but also elective, optional courses, and also included elements of financial literacy in the lessons of Social Studies and Economics on condition of correction of working programs.

Текст научной работы на тему «Программы и УМК по финансовой грамотности: анализ, проблемы, перспективы (Калининградская область)»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ АПРОБАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ_

Д.А. Кошелева

Учитель обще-ствознания и права, МАОУ СОШ № 12, г. Калининград Е-mail: koshlidiya@ yandex.ru

ПРОГРАММЫ И УМК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Финансовая грамотность рассматривается как важный компонент функциональной грамотности учащихся, формирование которой является одной из основных задач общего образования.

В статье анализируется апробация модульной дополнительной образовательной программы по развитию финансовой грамотности, рассматривается возможность обучения финансовой грамотности после завершения апробации. В целом апробируемые программы и учебно-методические материалы соответствуют возрастным и познавательным особенностям обучающихся, в них присутствуют оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, доступность, логичность и последовательность изложения, грамотная мотивировка на осуществление посильных действий в финансовой сфере, обучающий характер включённых в пособия примеров практического поведения в сфере финансов.

В основу обработки результатов апробации были положены методы аналитической работы: составление дорожных карт, круглые столы для изучения мотивации учащихся, анализ выполнения предлагаемых в УМК заданий; а также методы статистической обработки данных монито-рингов, результативности работы с учащимися, коллегами и родителями.

Материалы по финансовой грамотности, прошедшие апробацию, можно использовать в качестве пособия для проведения не только занятий по внеурочной деятельности, но и элективных,

Как цитировать статью: Кошелева Л.А. Программы и УМК по финансовой грамотности: анализ, проблемы, перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.114-122.

факультативных курсов, а также включать элементы финансовой грамотности в уроки обществознания и экономики при условии коррекции рабочих программ.

Ключевые слова: апробация, методы, приёмы и формы работы, ФГОС, универсальные учебные действия, финансовое поведение, проблемы обучения финансовой грамотности, подготовка кадров, рабочая программа, учебный план

С сентября 2015 года в школах Калининградской области, ставшими пилотными площадками для проведения апробации модульной дополнительной образовательной программы по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего специального образования, было введено обучение финансовой грамотности (в рамках реализации Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).

Весь 2015/2016 учебный год учителя, прошедшие соответствующую подготовку в Институте стратегии развития образования РАО в г. Москве, проводили апробацию учебно-методических комплексов «Финансовая грамотность» для учащихся 2-4 классов (авторы С. Федин, Г. Гловели), 5-7 классов (авторы И. Липсиц, Е. Вигдорчик), 8-9 классов (авторы И. Липсиц, О. Рязанова), 10-11 классов (авторы Е. Абросимова — юридический профиль, Г. Канторович — математический профиль). Все комплекты были снабжены учебными пособиями для учащихся, пособиями для родителей, учебными программами, методическими рекомендациями для учителей и контрольно-измерительными материалами, содержащими большой объём информации.

В целом апробируемые программы и учебно-методические материалы соответствуют возрастным и познавательным особенностям обучающихся, в них присутствует оптимальное соотношение теоретического и фактического материала, доступность, логичность и последовательность изложения, грамотная мотивировка на осуществление посильных действий в финансовой сфере, обучающий характер включённых в пособия примеров практического поведения в сфере финансов.

Рассмотрим подробнее опыт школы № 12 г. Калининграда. Апробация проводилась в 5-х и 8-х классах в рамках внеурочной деятельности в течение года, что даёт возможность провести определённый анализ той

большой работы, которой занимались и дети, и педагоги, и родители, работы, которая помогает ребёнку ориентироваться в огромном мире финансов и учит вырабатывать правильное финансовое поведение.

Можно однозначно констатировать, что наша совместная деятельность была плодотворной, интересной, захватывающей.

Вместе с тем потребовалась большая аналитическая работа: составление дорожных карт, анализ выполнения предлагаемых заданий, обсуждение в ходе круглых столов, которые были просто необходимы, чтобы понять, как учащиеся воспринимают материал, усваивают новые термины, как повышается их мотивация к обучению финансовой грамотности. Практически по итогам каждого занятия (основная форма обучения финансовой грамотности — занятие) необходимо было записать, какие методы и приёмы срабатывают на результат, в каком классе материал усваивается лучше, проанализировать работу каждого ученика, его вклад в общую копилку успешности обучения.

Материалы, предложенные авторами УМК, можно назвать уникальными; разработки уроков носят конкретный характер. Учебные пособия, с одной стороны, знакомили учащихся с новым, неизведанным, а с другой — предлагали найти это неизведанное самим детям. Задания исследовательского характера присутствовали практически на каждом занятии. Для их выполнения учащимся необходимо было не только найти нужную информацию в социуме, в сети Интернет или в каких-либо других источниках, её нужно было ещё систематизировать и проанализировать, сделать вывод, представляя свою работу в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

Авторы пособий предлагают огромный спектр методов, приёмов и форм работы для достижения конечной цели, которая предполагается в ФГОС: самостоятельно или под руководством учителя найти оптимальное решение проблемы, овладеть определёнными универсальными учебными действиями.

Авторами пособий учтён социальный опыт и запросы обучающихся в области финансовых отношений. Иллюстративно-образное изложение учебного материала способствует формированию интереса к изучаемой проблематике. Учебные пособия настолько красочные, помогающие качественнее усвоить материал, что дети, занимаясь по ним, старались заглянуть за страницы этого пособия, всё чаще задавали вопросы, уточняющие ту или иную тему, тот или иной термин. И в этом им помогали

родители, имеющие на руках «Пособие для родителей».

Трудно переоценить тот вклад, который внесли родители в обучение финансовой грамотности своих детей. Ведь многие из них тоже впервые столкнулись с проблемами финансового образования детей. Пособия помогали мамам и папам самим понять сложный мир финансов, и, обучаясь по ним, родители помогали обучаться своим детям. Здесь всё: и подъём авторитета родителей, и совместное обучение, и понимание необходимости финансовой грамотности. Но главное — тандем семейного обучения, который положительно влиял на весь процесс восприятия материала, повышал мотивацию к обучению.

Методические пособия и контрольно-измерительные материалы, которые входят в УМК, разработаны в помощь учителю, и они своей цели достигли. Пошагово, планомерно в пособиях указаны действия учителя. Конечно, для творчески работающих педагогов авторы предполагают определённую самостоятельность и дополнения к имеющемуся набору педагогических технологий, приёмов и методов. Но когда создана основа работы на уроке, тогда можно и творить. А творчество — основа успеха. Оно и проявилось в ходе апробации УМК.

Используя разработки, предложенные авторами, удавалось подготовить дополнительные задания для тех, кто быстро справлялся с заданиями на уроке, продумать работу в группах (в основном, детьми в группе создавались проекты), то есть создать условия, инициирующие детские действия. И к педагогу, так же, как к детям, приходила успешность. Хотелось поиграть с учащимися на уроке, дать им как можно больше, потому что была видна отдача. Ученикам это нравилось, и педагог загорался их желанием узнавать новое.

Интересно было работать и с родителями. Многие из них узнали о необходимости финансовой грамотности на первом собрании, когда для них начался финансовый «ликбез». Нельзя сказать, что все и сразу явно поддержали предлагаемую программу. Были и скептики, которые говорили, что это просто очередной модуль, были и те, кто не поддержал, но и не отказался. И пришлось объяснять ещё раз взрослым людям необходимость этих занятий, не потому что хотелось кого-то научить, и не потому, что это апробация, внедрение нового и педагогу нужна помощь родителей, а потому, что их детям нужна не только помощь учителя, но и их, родительская помощь. А чтобы помогать, нужно быть самим подкованными в этих знаниях. Вспоминаются лица многих родителей, как

они менялись от занятия к занятию (всего было проведено по четыре занятия с каждой группой), как к ним, взрослым людям, приходило осмысление необходимости финансовой грамотности не только для их детей, но и для них самих. Ведь если мама не пишет план доходов и расходов ежемесячно, не привлекает к этому ребёнка, то сколько бы учитель не говорил об этой необходимости — ребёнок это не усвоит, а значит, занятия пройдут впустую. Другой пример. Сначала необходимо было убедить родителей собирать чеки и другие финансовые документы, подтверждающие финансовые отношения с разными организациями, учить их вести подсчёт расходов по ним, а уже потом предлагать детям участвовать в операции «Чек». Но родители справились с этой задачей. Они, обучаясь сами, помогали детям. И, наверное, это особая заслуга родителей. Ведь дети им доверяют, и если родители разбираются во всех финансовых сложностях, объясняют детям необходимость овладения этими знаниями, значит, это действительно необходимо.

Ещё до начала исследования детских представлений о финансовой грамотности в начале апробации в сентябре 2015 года, было ясно, что результат будет низким: какой результат покажет входной мониторинг, если дети никогда не слышали о финансовой грамотности, можно было предполагать. И предположения оправдались. Конечно, с одной стороны было обидно, ведь всё-таки это контрольные отправные цифры. А с другой стороны, было ясно: это контрольные, но отправные цифры, есть над чем работать, итоги промежуточного и итогового контроля покажут истинные результаты, которых педагоги с детьми добьются. В сентябре только 14% детей справились с работой. Очень хотелось сразу же разобрать каждую ошибку. Но лучше, если учащиеся смогут прийти к осознанию ошибок постепенно, в процессе обучения. В декабре на промежуточном мониторинге уже 92% детей справились со всей работой, а остальные успешно выполнили более половины работы. И это радовало. Итоговый мониторинг показал почти 100% освоение программы. Конечно, были недочёты, но основные положения и термины, основные действия по финансовой грамотности дети усвоили! И, бесспорно, это результат очень высокий. Результат обучения, результат сотрудничества, результат взаимопонимания и взаимоподдержки. Можно сказать именно так, потому что педагог, дети, родители были вместе весь этот год и достигли определённых успехов Значит, следует продолжать обучение финансовой грамотности, потому что это нужно всем нам.

По окончании апробации педагоги не писали больших официальных аналитических отчётов, но для себя материалы систематизировали, потому что старались работать на результат и на перспективу.

Но наряду с положительными успехами во время апробации УМК начали вырисовываться определённые проблемы. Слегка затрудняла работу нехватка учебников. По приказу Министерства образования Калининградской области школой были получены УМК на всех участников образовательного процесса, но только на 5-7 классы. А хотелось попробовать УМК и в 8-х классах, и в начальной школе. Недостающие материалы нам любезно предоставила другая школа по принципу взаимообмена. Поэтому в начальной школе и в 8-х классах апробацию проводили только в одном классе в параллели.

Неподготовленность кадров — ещё одна проблема. Учителей, подготовленных компетентными специалистами, мало. Немногие смогли пройти обучение. Наверное, это им и помогло работать результативно. А как же другие? Никто не спорит, что энтузиаст — педагог вынесет на своих плечах любое начинание, было бы желание. Но гораздо комфортнее работать, когда за тобой стоят профессиональные консультанты Института стратегии развития образования РАО, когда на любой вопрос ты можешь получить квалифицированный ответ.

Сейчас в регионе уже начали плановую подготовку и переподготовку педагогических кадров, которые будут заниматься организацией обучения финансовой грамотности на базе Калининградского филиала РАНХиГС. Однако набирали на эти курсы не только желающих работать в этом направлении. И это ещё одна проблема. Не все педагоги подходят для такой работы. Необходимо обучать учителей, которые сами желают этим заниматься, учителей, у которых свой предмет как-либо соприкасается с финансовой грамотностью. Ещё раз можно было убедиться в этом, когда в рамках реализации гранта «Проведение мероприятий по финансовой грамотности», выигранного в Министерстве финансов Калининградской области, в школе № 12 города Калининграда был проведён конкурс методических разработок занятий по финансовой грамотности. Многие учителя приняли участие в этом конкурсе. Более удачными оказались методические находки педагогов математики, истории, обществознания и даже ОБЖ (занятие «Пластиковые карты: как не попасть в руки мошенников»). А вот у гуманитариев удачными были только фрагменты этих занятий. Конечно, педагоги старались, но

содержание их предметов практически не пересекается с финансовой грамотностью. И если такого педагога обучать методике преподавания финансовой грамотности, то он, конечно, будет стараться, но результат вряд ли будет значимым. А этого обучение финансовой грамотности не допускает. Нужна точность, необходимо учить детей решать жизненные задачи и проблемы с целью дальнейшей адаптации и социализации в обществе.

И ещё одна проблема: неподготовленность родителей. Родители не были готовы в целом к обучению своих детей финансовой грамотности. То есть, они не были мотивированы изначально. А ведь родителей, людей с определёнными стереотипами, заинтересовать очень сложно. Прошло определённое время, прежде чем они поняли необходимость и актуальность финансовой грамотности. Поскольку с группами родителей целенаправленно работали только в 5-х классах, а в рамках регионального гранта необходимо было охватить всех участников образовательного процесса, в школе № 12 была подготовлена группа детей-учащихся 11-х классов, которые выступали на родительских собраниях с презентациями и объясняли, зачем нужно быть финансово грамотным. Проводили классные часы в среднем и старшем звеньях школы, где на тему «Моя профессия — финансист» выступали приглашённые родители. Вот эта работа очень помогла в изменении взглядов родителей. После этого они стали первыми помощниками педагогов-апробаторов, поняв актуальность темы для них и их детей, необходимость финансовой грамотности для становления их детей в дальнейшем. Вот такие были проблемы.

Наверное, нельзя считать некоторые из выделенных проблем первостепенными, а какие-то — второстепенными. Конечно, они решаемы, но это требует дополнительных трат сил и времени, которого всегда так не хватает. То есть для плодотворной работы и положительного результата нужна была почва, на которую бы удачно были положены знания детей. Наверное, поэтому сначала работа шла с трудом. Этого практически никто не видел, но для педагога, работающего на перспективу, это было немаловажным.

В школах нет выделенных часов в учебном плане для обучения финансовой грамотности. И, наверное, занятия, вынесенные на внеурочную деятельность, являются самым оптимальным вариантом. Но это касается только 5-6-х классов, работающих по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. А как быть остальным?

Один из путей — пересмотреть тематическое планирование уроков обществознания, ввести часть необходимого материала по финансовой грамотности в темы по экономике. Например, в 6-м классе — четыре урока по теме «Рачительный хозяин», в 8-м классе — о государственном бюджете и бюджете семьи и т.д. Но этим заниматься тоже нужно осторожно, ведь учитель имеет право только на 10% изменения программы.

Кроме того, участие в конкурсах и грантах, проводимых на школьном, региональном или федеральном уровне, тоже является огромным подспорьем в решении этих вопросов. Важно правильно спланировать и всегда чётко представлять, для чего, а главное — для кого эти мероприятия необходимо проводить. Дети, участвуя в мероприятиях Недели сбережений, Дня финансиста, Недели финансовой грамотности, осознают, как много они ещё не знают, как много интересного и важного можно узнать о деньгах и ресурсах, как важно экономить электроэнергию и воду, как самим можно подсчитать ненужные расходы (отмечая их в чеках и запоминая эти расходы).

Свои плоды даёт и взаимодействие с сотрудниками Налоговой инспекции, работниками Центробанка. Кто, как не специалист может доступно и заинтересованно рассказать о налогах, о функциях банков?! Очень хорошие отношения сложились и с работниками областной юношеской библиотеки им. Маяковского, которые проводят для нас классные часы по финансовой грамотности.

Мероприятиями по финансовой грамотности были охвачены все участники образовательного процесса, даже дети из групп предшкольной подготовки. И всё это для того, чтобы сформировать мотивацию к обучению финансовой грамотности, чтобы на занятиях детям было интереснее, чтобы программа, которая была предложена нам для апробации, усваивалась более качественно, чтобы дети понимали необходимость и пользу овладения финансовой грамотностью. Работа не прекращается, несмотря на окончание апробации. В 3-х и 5-х классах продолжаются занятия по финансовой грамотности (в рамках внеурочной деятельности). Продолжается обучение детей и в среднем, и в старшем звене на уроках обществознания с эпизодическим использованием разработок УМК по финансовой грамотности для 8-9-х и 10-11-х классов (профильный и юридический уровень).

Материалы по финансовой грамотности, прошедшие апробацию (если образовательное учреждение заинтересовано в этом), можно использо-

вать в качестве материалов для проведения элективных, факультативных курсов. Проводя такие курсы, педагоги видят хорошие результаты детей в различных конкурсах и олимпиадах, а главное — повышается мотивация к изучению математики, обществознания, экономики.У этого начинания большое будущее. Родители ещё в прошлом году в ходе анкетирования отмечали необходимость работы по развитию финансовой грамотности. Онирады тому, что у детей проводятся подобные занятия. И поэтому, учитывая пожелания и запросы родителей, мы продолжаем эту работу, потому что финансовая грамотность рассматривается как важный компонент функциональной грамотности, формирование которой является одной из основных задач общего образования.

Список литературы

1. Абросимова Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы, юридический профиль/М: Вита-Пресс, 2015

2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы/ М: Вита-Пресс, 2015

3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы/ М: Вита-Пресс, 2015

4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы/ М: Вита-Пресс, 2015

5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5-7 классы/ М: Вита-Пресс, 2015

6. Лавренова Е., Липсиц И., Рязанова О., Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8,9 классы/М: Вита-Пресс, 2015

7. Лавренова Е., Рязанова О., Липсиц И. Финансовая грамотность: учебная программа. 8,9 классы/М: Вита-Пресс, 2015

8. Липсиц И., Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Собственный бизнес», 10-11 классы/М: Вита-Пресс, 2015

9. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 клас-сы/М: Вита-Пресс, 2015

10. Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8,9 классы/М: Вита-Пресс, 2015

11. Рязанова О., Липсиц И., Лавренова Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8,9 классы/М: Вита-Пресс, 2015

12. Рязанова О., Липсиц И., Лавренова Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8,9 классы/М: Вита-Пресс, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.