Научная статья на тему 'Учебно-методические материалы по финансовой грамотности для младших школьников'

Учебно-методические материалы по финансовой грамотности для младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1931
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / апробация / дополнительная образовательная программа / учебно-методический комплекс / социальная адаптированность / социальная активность / financial literacy / testing / additional educational program / teaching materials / social adaptation / social activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Змиева С. И.

Автор анализирует и представляет результаты апробации дополнительной образовательной программы и учебных материалов по финансовой грамотности для младших школьников. Цель проекта — социализирующее воздействие учебно-методического комплекта на личностное развитие младших школьников. Кроме этого, выявлены результаты по формированию практических навыков и умений младших школьников в финансовой сфере, а также их родителей и учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MATERIALS ON FINANCIAL LITERACY FOR YOUNGER STUDENTS

The author analyses and presents the results of testing of additional educational programs and training materials on financial literacy for younger students. The goal of the project is the socializing impact of the teaching and methodological kit on the personal development of younger schoolchildren. Additionally, the results on the formation of practical skills and skills of junior schoolchildren, their parents and teachers in the financial sphere were identified.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические материалы по финансовой грамотности для младших школьников»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ АПРОБАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ_

С.И. Змиева

Методист, КГБУДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», г. Барнаул

Е-mail: [email protected]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор анализирует и представляет результаты апробации дополнительной образовательной программы и учебных материалов по финансовой грамотности для младших школьников. Цель проекта — социализирующее воздействие учебно-методического комплекта на личностное развитие младших школьников. Кроме этого, выявлены результаты по формированию практических навыков и умений младших школьников в финансовой сфере, а также их родителей и учителей.

Ключевые слова: финансовая грамотность, апробация, дополнительная образовательная программа, учебно-методический комплекс, социальная адаптированность, социальная активность

В рамках федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2015-2016 учебном году в Алтайском крае проводилась апробация дополнительных образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности для младших школьников. Целью программ является формирование практических навыков и умений сознательного рационального поведения младших школьников в финансовой сфере.

В апробируемый учебно-методический комплект (далее УМК) входили: пособие для учащихся авто-

Как цитировать статью: Змиева С.И. Учебно-методические материалы по финансовой грамотности для младших школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.134-141.

ров С. Н. Федина (2-3 класс) и Г. Д. Гловели (4 класс), программа курса, методические рекомендации для учителя, контрольные измерительные материалы, книга для родителей автора Ю. Н. Корлюговой.

Региональным оператором реализации задач апробационных мероприятий было определено Главное управление образования и науки Алтайского края, краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», тьютором назначен сотрудник КГБУ ДПО АКИПКРО С. И. Змиева.

Базой исследования результативности УМК явились образовательные организации Алтайского края (МБОУ «СОШ № 55» г. Барнаула, МАОУ «СОШ № 132» г. Барнаула, МБОУ «Лицей № 130 «РАЭПШ» г. Барнаула, МБОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска, МБОУ «Белокурихинская СОШ № 1» г. Белокуриха). В исследовании приняло участие 282 учащихся.

Учителя начальных классов, участники апробации, обладали достаточным опытом работы. Каждый учитель, привлечённый в качестве эксперта, владел системно-деятельностным подходом обучения, имел собственные творческие разработки для начальной школы и владел экспертными умениями. Каждый учитель-экспериментатор проводил работу в одном или нескольких экспериментальных классах.

В процессе реализации УМК в базовых школах по составленному графику проводилась фото и видеосъемка занятий. Основной формой апробации являлось проведение занятий с учётом разнообразия проблемных жизненных ситуаций. В начальной школе эти занятия проводились в рамках внеурочной образовательной деятельности. В одной школе были выделены часы из учебного плана за счет школьного компонента. После проведения каждого занятия педагогом заполнялась карта наблюдений, в которой он давал оценку материалов пособия для учащихся с позиций практико-ориентированного подхода, проработанности методического аппарата, соответствия возрастным возможностям, наличия критериев оценивания учебных достижений обучающихся, а также фиксировал свои суждения и выводы по возможности достижения результатов средствами УМК.

В ходе апробации педагоги-эксперты постоянно имели возможность получать консультационную помощь тьютора. Тьютором были организованы вебинары по проведению фокус-групп, анкетированию родителей,

заполнению электронных форм отчета и практические семинары по заполнению каждого из разделов экспертной оценки программ, учебных и методических материалов, формулированию предложений по доработке УМК с целью повышения их результативности, выводов и рекомендаций о качестве УМК и целесообразности его внедрения в практику работы образовательных организаций Российской Федерации.

На портале http://webanketa.com/ru были опубликованы анкета для учителя, форматы экспертного заключения, итогового заключения и предложены для заполнения учителям. Это сократило время сбора экспертных материалов. Также педагоги сформировали папки с картами наблюдений, протоколами фокус-групп и отправили их тьютору для дальнейшей обработки и анализа результатов апробации.

Рабочая группа выявила несомненное социализирующее воздействие УМК на личностное развитие младших школьников, поэтому были предложены, наряду с федеральными, региональные критерии результативности, такие, как социализированность учащихся, информированность детей о бюджете семьи, финансовая безопасность детей в семейном воспитании.

Используя методику М. И. Рожкова по изучению социализированное™ младших школьников, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Уровни социализированности младших школьников в результате апробации УМК

Показатели Среднее значение на начало апробации (балл) Среднее значение по завершению апробации (балл)

Социальная адаптированность 2,1 2,6

Социальная активность 2,03 2,56

В таблице 1. представлены результаты по двум показателям: социальная адаптированность и социальная активность. Методика проводилась в стандартных условиях учебных заведений в групповой форме тестирования. В тестировании принимали участие учащиеся 4 классов.

Проведенное нами исследование показало, что в результате проведения занятий в рамках апробации содержания УМК по финансовой грамотности для младших школьников проявилось его социализирующее

воздействие. Исследование проводилось до начала изучения курса и после его апробации. Из таблицы видно, что социальная адаптированность у детей возросла на 0,5 балла, социальная активность на 0,53 балла.

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика федерального уровня, все материалы помещены в электронные формы, проанализированы в контексте сравнения с результатами стартовой диагностики. Результаты анализа материалов показали высокий уровень информированности детей о бюджете семьи, тем самым подтвердили действенность УМК по финансовой грамотности для младших школьников. Самый главный итог: школьники, которые изучали курс, заинтересовались им. Кроме того, после проведения занятий существенно выросло число учащихся, считающих, что они не только знают, но могут объяснить другому отдельные вопросы курса финансовой грамотности (вопросы семейного бюджета — 98% учащихся от общего числа изучавших тему, вопрос семейных доходов — 99%, вопросы темы «Кредит» — 95%.

Кроме этого, курс предусмотрел активное участие родителей в процессе освоения содержания УМК детьми. В базовых школах педагогами были проведены фокус-группы родителей. Прежде чем обсуждать вопросы в процессе работы фокус- группы, все участники заранее изучали те материалы, по которым были предъявлены вопросы для обсуждения. В результате обсуждения педагоги выяснили запросы, ожидания и потенциал родителей в отношении повышения финансовой грамотности их детей. После анализа заполненных протоколов проведения фокус-групп были сделаны следующие выводы:

1. Изучая пособие для родителей, включаясь в совместную работу с детьми, активно работая в фокус-группах, родители выделили приоритетные цели курса финансовой грамотности и распределили их по степени важности. Самую главную цель родители увидели в том, чтобы средствами курса способствовать разумному финансовому поведению. Следующей по важности оказалась цель — научить учащихся копить денежные средства и инвестировать их. Далее (в порядке убывания значимости) — дать представление о сфере финансов и финансовых продуктах, дать практические знания и навыки, и только потом научить планировать свои расходы и сформировать ответственное отношение к личным финансам.

2. Родители высоко оценили пособие для учащихся. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки родителями пособия для учащихся

Критерии оценки от 0 до 5 баллов от 5 до 10 баллов

Текст учебника легко воспринимается 6% 94%

Жизненных примеров много 16% 84%

Личный опыт учащихся учтён 13% 87%

Объём по темам избыточен 3% 97%

Учебных заданий много 6% 94%

Много заданий, которые учат разумному финансовому поведению 3% 97%

Из таблицы видно, что, по мнениюродителей, тексты материалов для учащихся легко воспринимаются ими, в них размещено много учебных заданий, выстроенных с учетом личного опыта учащихся, которые учат разумному финансовому поведению. Объем текстов, иллюстраций и заданий избыточен, что дает возможность выбора материала для изучения непосредственно на занятии и самостоятельно. Тексты содержат очень много примеров различных жизненных ситуаций.

3. В процессе освоения курса детьми родители также повысили свою собственную финансовую грамотность и культуру воспитания финансовой безопасности детей. В этом им помогло пособие для родителей. Об этом свидетельствуют следующие данные, полученные в результате анкетирования: 91% родителей отметили, что пособие позволило им расширить свой кругозор, 90% — пособие позволило взаимодействовать с ребёнком при изучении курса, 84% — пособие позволило оказать помощь ребёнку при выполнении заданий, 83% — пособие помогало оценивать, насколько успешно ребёнок осваивает курс. Около 94% опрошенных родителей отметили, что пособие для родителей вносит большой вклад в работу по повышению финансовой грамотности учащихся.

Еще одним субъектом изучения был учитель. В результате изучения рефлексивных сужений педагогов было выявлено, что 93% улучшили знания материала в области финансовой грамотности. Сформировали собственное представление о структуре и содержании занятия по финансовой грамотности с точки зрения педагога, а не финансиста и экономиста, 84% привлечённых к апробации учителей, углубили знания в области финансов 97%, освоили новые формы работы с обучающимися 76%.

То, как распределились ответы педагогов на вопрос «Какие формы

работы стали для Вас наиболее продуктивными и содержательно значимыми», показано в таблице 3.

Таблица 3

Формы работы педагогов в процессе апробации УМК

Формы работы Средний балл (по 5-балльной системе)

Консультации 4,4

Работа тьюторов 4,3

Работа в качестве эксперта УМК 4,4

Работа в качестве педагога по апробации УМК 4,7

Подготовка статей по обобщению опыта по финансовой грамотности 3,9

Другое: 0

Из таблицы видно, что наиболее продуктивными и содержательно значимыми для педагога оказалась работа в качестве учителя, проводящего занятия, и только потом в роли эксперта и консультанта.

Общая чрезвычайно высокая удовлетворенность педагогов участием в апробации представлена в таблице 4.

Таблица 4

Удовлетворенность педагогов участием в проекте

Насколько Вы удовлетворены участием в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»?

н

е р

о в т е л в

о удо

е н л о п В

97,62

е л

о д

н

е р

2,38

0

Вполне удовлетворен(а) Не совсем удовлетворена) Не удовлетворен(а)

Насколько Вы удовлетворены результатами своего участия в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»? 92,86 7,14 0

Насколько Вы удовлетворены качеством организации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»? 93,02 6,98 0

Насколько Вы удовлетворены качеством работы регионального координатора (тьюторов) проекта от АКИПКРО? 97,62 2,38 0

Итого (среднее): 95,28 4,72 0

Таким образом, учебно-методический комплект по финансовой грамотности, работает на формирование навыков сознательного рационального поведения младших школьников в мире финансовых услуг. В процессе апробации УМК выявлено его социализирующее влияние на финансовое поведение младших школьников. Родители отметили, что они сами могут успешно воспользоваться полученными из курса рекомендациями в повседневной жизни, но главное — оказать помощь своим детям, способствовать тому, чтобы учебные материалы были интересными и посильными для учащихся, чтобы дети получали положительные эмоции при выполнении заданий, в частности, подготовке проектов. Педагоги выразили удовлетворённость участием в апробации и отметили повышение профессиональной подготовки в области финансовой грамотности. Сравнивая особенности и результативность проведения занятий по финансовой грамотности в урочной форме и во внеурочной деятельности, педагоги пришли к выводу о целесообразности внеурочной деятельности младших школьников — на добровольных на-

чалах, по свободному выбору родителей, во взаимосвязи всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).

Опыт реализации УМК по финансовой грамотности для младших школьников имеет инновационное значение для образовательных учреждений Алтайского края и, думается, в целом для Российской Федерации.

Литература:

1. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.-16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

2. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класса общеобразоват. орг.В 2-х частях. Ч. 1 / Гловели Г.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.-112 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класса общеобразоват. орг.В 2-х частях. Ч. 2 / Гловели Г.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 80 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

4. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 64 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 64 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

6. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2-4 классы общеоб-разоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.— 8 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.