Научная статья на тему 'Формирование компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений социального партнерства'

Формирование компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелевская М.А., Филимонова Н.В.

В статье рассматриваются вопросы формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье описаны направления социального партнерства школы-интерната и отдельных региональных организаций, также представлена деятельность школы-интерната по организации занятий по курсу «Основы финансовой грамотности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хмелевская М.А., Филимонова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений социального партнерства»

УДК 37.04

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

© 2019 М. А. Хмелевская1, Н. В. Филимонова2

1канд. пед. наук, директор e-mail: xmelevskay @ mail. ru

2заместитель директора по учебно-воспитательной работе e-mail: philimonova-nat@mail. ru

Россия, Курск, Областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 2 им. Г.А. Карманова» г. Курска

В статье рассматриваются вопросы формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье описаны направления социального партнерства школы-интерната и отдельных региональных организаций, также представлена деятельность школы-интерната по организации занятий по курсу «Основы финансовой грамотности».

Ключевые слова: финансовая грамотность; социальное партнёрство, компетенции в сфере финансовой грамотности, дети с ограниченными возможностями здоровья.

На современном этапе развития системы образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования особое внимание уделяется формированию компетенций, способствующих активной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к окружающей социальной среде, среди которых наиболее актуальными являются компетенции в сфере финансовой грамотности. В образовательной организации может реализовываться курс по основам финансовой грамотности средствами дополнительного образования или внеурочной деятельности.

Своевременность введения данного курса очевидна. Современный финансовый рынок и открытость информации предоставили доступ к финансовым услугам и продуктам разным слоям населения, в том числе детям школьного возраста. Данная категория является одной из наиболее уязвимых в вопросах принятия финансовых решений. В названной проблематике следует отдельно выделить обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, инвалидность и относящихся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска в настоящее время обучаются по программам общего образования 133 ребёнка, из которых 80 имеют статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», 67 детей имеют инвалидность, 8 обучающихся - из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт работы с указанными категориями обучающихся показывает, что эти дети испытывают трудности в социализации, обусловленные отсутствием опыта самостоятельного принятия решений, неумением устанавливать и поддерживать контакты с окружающими, узким кругом интересов, низким уровнем сформированности представлений об окружающем мире, сложностями

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

в выборе профессии и др. В связи с этим дети названных категорий дезориентированы в вопросах ответственности за принятие финансовых решений, в результате чего они могут стать жертвами финансовых мошенников, жить не по средствам, бездумно распоряжаясь сбережениями, социальными пособиями и пенсиями. Также необходимо понимать, что вопросы жилищного и пенсионного обеспечения населения постепенно переходят из сферы государственной ответственности в сферу личной ответственности населения и данная проблематика имеет непосредственное отношение к обозначенным категориям обучающихся.

Актуальность обозначенного направления работы указана в государственных и региональных нормативно-правовых документах: в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р) [Распоряжение правительства ... 2017]; в Соглашении о сотрудничестве между Администрацией Курской области и Центральным банком Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Курской области № 01-07/80 от 26.12.2017 [Соглашение о сотрудничестве ... 2017]; Плане мероприятий Администрации Курской области и Центрального банка РФ в области повышения финансовой грамотности населения Курской области на 2018-2022 годы № ПМ-59-59/48 от 30.03.2018 [План мероприятий. 2017]; Соглашении о сотрудничестве комитета образования и науки Курской области и Центрального банка РФ в области повышения финансовой грамотности населения Курской области № ДТ - 138-2/1476-17 от 14.10.2017 [Соглашение о сотрудничестве ... 2017]; Перечне мероприятий комитета образования и науки Курской области и Отделения по Курской области главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Курской области на 2017-2021 годы №ДТ - 138-2/1655-17 от 03.11.2017.

С апреля 2018 г. школа-интернат функционирует в статусе «Региональная инновационная площадка по формированию компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (приказ комитета образования и науки Курской области № 1-381 от 25.04.2018г.). Целью работы инновационной площадки является апробация УМК В.В. Чумаченко, А.П. Горяева «Основы финансовой грамотности» для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).

Социальными партнерами работы школы-интерната в данном направлении являются несколько региональных организаций. Отделение по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в рамках социального партнерства обеспечило школу-интернат учебно-методическими комплектами В.В. Чумаченко, А.П. Горяева «Основы финансовой грамотности», каждый из которых включает в себя учебное пособие, рабочую тетрадь для обучающихся и методические рекомендации для учителя. Куратором методического направления работы школы-интерната является ФГБУ ВО «Курский государственный университет». В данном проекте активно участвует Курское отделение ПАО «Сбербанк».

С 2018/2019 учеб. г. в школе-интернате начала реализовываться программа дополнительного образования «Основы финансовой грамотности». Целью курса «Основы финансовой грамотности» является формирование у обучающихся специальных компетенций в области управления личными финансами. Программа

Хмелевская М. А., Филимонова Н. В. Формирование компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

как одно из направлений социального партнерства

курса включает в себя планируемые результаты освоения курса: личностные, предметные и метапредметные. Содержание курса состоит из 9 модулей: «Личное финансовое планирование», «Депозит», «Кредит», «Расчетно-кассовые операции», «Страхование», «Инвестиции», «Пенсии», «Налоги», «Защита от мошеннических действий на финансовом рынке». Программа рассчитана на 34 часа, срок реализации -1 год, категория обучающихся - 9-11 класс.

Перед разработкой программы курса были изучены образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью в сфере финансовой грамотности, результаты которого описаны М.В. Кудрявцевой. Исследование показало, что к основным образовательным потребностям подростков отнесены: освоение базовых знаний в сфере современной экономики, приобретение умений осуществлять их перенос в различные жизненные ситуации, использование в образовательном процессе специальных учебников (учебных пособий) и рабочих тетрадей, вариативных форм работы, методов и средств обучения. Особое внимание обращено на необходимость развития мотивации и интереса к освоению финансовой грамотности, стимуляции познавательной активности детей, систематической актуализации знаний и умений обучающихся в сфере финансовой грамотности, индивидуализации и дифференциации обучения и др. [Кудрявцева 2019].

В начале реализации программы было проведено анкетирование обучающихся 9-11 классов и их родителей (законных представителей). Целью анкетирования стало изучение мнения участников образовательных отношений о необходимости и пользе введения указанного курса для обучающихся старшего школьного возраста, определение тем, вызывающих наибольший интерес, и потребности в приобретении конкретных практических навыков.

Результаты анкетирования оказались следующими: 33% обучающихся отнесли себя к людям, ориентирующимся в вопросах финансов; 50% отметили, что разбираются в отдельных вопросах указанной тематики; 17% обучающихся не ориентируются в вопросах управления финансами. Родители (законные представители) ответили иначе: 50% родителей (законных представителей) отнесли себя к людям, ориентирующимся в вопросах финансов; 50% отметили, что разбираются в отдельных вопросах финансовой деятельности. Обучающиеся и родители (законные представители) обозначили наиболее интересные темы для изучения: «Личное финансовое планирование» (100% опрошенных), «Расчётно-кассовые операции» (50%), «Депозиты» (66%), «Финансовые махинации» (83%). Необходимыми практическими навыками были признаны: навыки проведения операций с банковскими картами (100%), открытие депозита в банке (100%), оформление страховки (66%), оформление кредитного договора (66%). 33% обучающихся хотели бы приобрести навыки обращения с криптовалютами. Пользу изучения курса респонденты-обучающиеся видели в приобретении умений распределять доходы и расходы в семейном бюджете (66%), понимать, как не стать жертвой финансовых мошенников (33%), грамотно обращаться с денежными средствами для получения прибыли и обретения финансовой независимости и возможности в будущем помогать своим близким (15%). Родители (законные представители) посчитали пользой изучения данного курса повышение уровня знаний и умений в сфере финансов в целях будущего профессионального становления (66%), приобретение финансовой независимости (50%). Результаты анкетирования убедили нас в необходимости введения курса внеурочной деятельности по формированию компетенций в сфере финансовой грамотности, а также в заинтересованности участников образовательных отношений в повышении уровня финансовой грамотности

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

обучающихся.

Изучение курса ориентировано на формирование у обучающихся с задержкой психического развития практических умений в сфере финансов, применение знаний в жизненных ситуациях. Для достижения этих задач используются как традиционные, так и инновационные технологии, формы и методы обучения. Особую роль играет проведение экскурсий, бизнес-игр, деловых встреч, в которых непосредственное участие принимают представители социальных партнеров, реальные сотрудники финансовой сферы. Так, в сентябре 2018 г. обучающиеся 9-11 классов школы-интерната посетили Отделение по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу. Эта экскурсия была организована в рамках занятий по финансовой грамотности для обучающихся. Дети познакомились с историей Курского отделения Центробанка, с архивными материалами, музейными экспонатами, денежными знаками различных исторических эпох. Сотрудники Отделения рассказали обучающимся о современных деньгах, способах их идентификации, о возможностях обмена испорченной купюры. В завершении прошла интерактивная игра, закрепившая полученные обучающимися знания.

В ноябре 2018 г. представителями Курского отделения ПАО «Сбербанк» была проведена бизнес-игра по построению личного финансового плана. Группа обучающихся представляла собой клуб игроков, каждый из которых, выбрав финансовые цели, выстраивал личный финансовый план, исходя из переменных заданий игры. Подросткам предлагалось распределить имеющиеся у них денежные средства: вложить в депозит, в государственные облигации, акции или оставить наличные средства для сбережений, а также приобрести полис страхования жизни. Игра задавала неожиданные условия: акции не дали прибыли, произошел несчастный случай или были потеряны наличные сбережения. В конечном варианте все это приводило к доходу или его отсутствию по итогам каждого финансового года. В итоге игры реализовать свою финансовую цель удалось не всем.

Также в ноябре 2018 г. состоялась деловая игра по оформлению кредитного договора, проведённая сотрудниками курского отделения «Банка России». Подросткам были предложены для анализа и подписания кредитные договоры, которые содержали все условия кредитования. Обучающиеся уточнили, что такое справка 2-НДФЛ, почему указана плата за операции по внесению ежемесячного платежа, обязательно ли страхование и пр.

Необходимо отметить, что подобные игры, имеющие практическую направленность, помогают обучающимся лучше понять цели финансового просвещения, сформировать начальные представления о сложной сфере финансов.

Интересным направлением деятельности по формированию отдельных компетенций в сфере финансовой грамотности являются практические работы. Одной из наиболее удачных стала работа по построению личного финансового плана на основе SWOT-анализа. Технология проведения работы предполагала определение конкретной финансовой цели, формулирование сильных и слабых сторон, благоприятных внешних условий и угроз в достижении поставленной цели, перекрёстный анализ по преодолению отдельных угроз и слабых сторон. Обучающиеся представили SWOT-анализы по таким личным финансовым целям, как открытие собственного автосервиса, построение карьеры в киберспорте, выпуск сборника собственных стихов, открытие спортивного клуба и прочие. Следует подчеркнуть, что навыки SWOT-анализа могут быть применены обучающимися при профессиональном обучении, ведении собственного бизнеса, написании проектов.

Хмелевская М. А., Филимонова Н. В. Формирование компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

как одно из направлений социального партнерства

В завершение реализации программы формирования у обучающихся с задержкой психического развития компетенций в сфере финансовой грамотности планируется достичь результаты в приобретении подростками знаний и опыта в области управления личными финансами и оценки финансовых рисков.

Финансовое будущее обучающихся из числа детей с ОВЗ, инвалидностью, сирот и оставшихся без попечения родителей будет определяться степенью готовности к самостоятельной жизни, уровнем развития компетенций в сфере финансовой грамотности, адекватным выбором профессии. Достижению указанных результатов способствует программа курса «Основы финансовой грамотности».

Библиографический список

Кудрявцева М.В. Изучение образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере финансовой грамотности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/054-036.pdf (дата обращения: 13.04.2019)

План мероприятий Администрации Курской области и Центрального банка РФ в области повышения финансовой грамотности населения Курской области на 2018 -2022 годы № ПМ-59-59/48 от 30.03.2018. URL: https://adm.rkursk.ru/i (дата обращения: 08.02.2019).

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг». URL: http://government.ru/doc s/all/113356/ (дата обращения: 08.02.2019).

Соглашение о сотрудничестве комитета образования и науки Курской области и Центрального банка РФ в области повышения финансовой грамотности населения Курской области № ДТ - 138-2/1476-17 от 14.10.2017. URL: http://www.kiro46.ru/ (дата обращения: 08.02.2019).

Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Курской области и Центральным банком Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Курской области № 01-07/80 от 26.12.2017. URL: https://adm.rkursk.ru/i (дата обращения: 08.02.2019).

Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М. : Просвещение, 2017. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.