Научная статья на тему 'Адаптация и апробация УМК "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как актуальное направление взаимодействия образовательной организации высшего образования и школы'

Адаптация и апробация УМК "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как актуальное направление взаимодействия образовательной организации высшего образования и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) / ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева М.В.

В статье рассматривается партнерство образовательной организации высшего образования и школы как механизм повышения финансовой грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Описаны направления взаимодействия дефектологического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» и образовательных организаций в решении задач формирования основ финансовой грамотности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация и апробация УМК "Основы финансовой грамотности" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как актуальное направление взаимодействия образовательной организации высшего образования и школы»

УДК 376

АДАПТАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ УМК «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ

© 2019 М. В. Кудрявцева

канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: mvk2501 @ yandex. ru

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье рассматривается партнерство образовательной организации высшего образования и школы как механизм повышения финансовой грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Описаны направления взаимодействия дефектологического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» и образовательных организаций в решении задач формирования основ финансовой грамотности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью.

Ключевые слова: финансовая грамотность, обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), партнерство, взаимодействие, сотрудничество.

В современных условиях развития рыночной экономики в России проблема повышения уровня финансовой грамотности населения является достаточно актуальной. По мнению министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова, «сегодня финансовая грамотность стала необходимой частью образования человека XXI века... От уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие» [Силуанов 2017].

Следует отметить, что рядом исследователей на протяжении нескольких последних лет констатируется низкий уровень финансовой грамотности российских граждан, их знаний и навыков управления личными денежными средствами [Исследование экспертов ЛЭСИ 2017; Кузина 2015; Кузина, Ибрагимова 2008; Моисеева 2017; Судакова 2017; Отчет 2017]. Исходя из этого формирование финансово грамотного поведения населения России - одна из генеральных задач государства.

Особое значение формирование основ финансовой грамотности приобретает для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития (далее - НОДА и ЗПР) и обучающихся с умственной отсталостью (далее - с УО). Для них компетентность в сфере финансовой грамотности - одна из базовых составляющих успешной самостоятельной жизни и трудовой деятельности, стабильности и улучшения личного и семейного финансового благополучия.

Сегодня Центральный банк Российской Федерации осуществляет тесное взаимодействие с Министерством просвещения Российской Федерации в формате разработки учебно-методических материалов по финансовой грамотности и включению курса по основам финансовой грамотности в школьную программу. Так, авторским коллективом В.В. Чумаченко и А.П. Горяевым разработан учебно-методический

комплект (далее - УМК) «Основы финансовой грамотности» для обучающихся старшего школьного возраста с сохранным интеллектуальным развитием. Учебное пособие, рабочая тетрадь и методические рекомендации - пока единственный УМК из федерального перечня, прошедший экспертизу Российской академии образования и Центробанка России [Чумаченко, Горяев 2017].

Вместе с тем, несмотря на значительное продвижение в программно-методическом обеспечении финансового образования подростков, вопросам формирования основ финансовой грамотности у обучающихся как с умственной отсталостью, так и с задержкой психического развития было уделено недостаточное внимание. До настоящего времени для них не разработано ни одного специального учебного пособия. Следует отметить, что в содержание отдельных учебных предметов, предусмотренных действующими Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) образования обучающихся рассматриваемых категорий (математики, обществознания / обществоведения, экономики, права, ОБЖ, основ социальной жизни и др.) включены темы, раскрывающие некоторые аспекты финансового образования. Однако их изучение не способствует в полной мере формированию у подростков способности ориентироваться в сфере финансов, активно взаимодействовать с финансовыми институтами. Кроме того, указанный выше УМК не может быть использован в обучении детей с НОДА и ЗПР и детей с УО без адаптации его содержания.

Сегодня ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (далее - ФГБОУ ВО КГУ) совместно с Отделением по Курской области Главного управления Банка России, областным бюджетным образовательным учреждением «Школа-интернат № 2 имени Г.А. Карманова» г. Курска (далее - ОБОУ «Школа-интернат № 2») и областным казенным общеобразовательным учреждением «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» (далее - ОКОУ «Курская школа «Ступени») заключили соглашение, одной из задач которого является реализация проекта по адаптации и апробации УМК «Основы финансовой грамотности» для детей НОДА и ЗПР и детей с УО.

Проект рассчитан на два года. Он стартовал летом 2018 года и осуществляется поэтапно.

1. Подготовительный этап - июнь-июль 2018 г.

2. Организационный этап - август-сентябрь 2018 г.

3. Основной этап - сентябрь 2018 г. - май 2020 г.

4. Аналитический этап - май-июнь 2020 г.

На подготовительном этапе была создана рабочая группа, осуществлено планирование реализации проекта, проведены обсуждение и координация действий его участников. Сторонами осуществлен анализ образовательных потребностей обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО в сфере финансовой грамотности.

Организационный этап предусматривал проектирование рабочей программы курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся с НОДА и ЗПР и проведение на базе ФГБОУ ВО КГУ семинара на тему: «Формирование основ финансовой грамотности обучающихся с ЗПР и УО на основе системно-деятельного подхода». Участниками семинара стали представители всех взаимодействующих сторон. Осуждались результаты анализа образовательных потребностей обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО в сфере финансовой грамотности. Было установлено, что большинством педагогических работников признается необходимость формирования основ финансовой грамотности у обучающихся с НОДА и ЗПР и у обучающихся с УО и высказывается положительное отношение к введению

Кудрявцева М. В. Адаптация и апробация УМК «Основы финансовой грамотности»

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как актуальное направление взаимодействия образовательной организации высшего образования и школы

специального курса в учебные планы образовательных организаций. В качестве приоритетных вариантов изучения курса были признаны дополнительное образование и факультативный курс.

Курс финансовой грамотности, по мнению учителей, должен быть практикоориентированным и способствовать формированию у обучающихся не только базовых знаний в сфере финансовой грамотности, но и умений их использовать в различных жизненно-практических ситуациях: выполнять социально-экономические функции потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора и др. К особым образовательным потребностям обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО были отнесены освоение базовых знаний в сфере современной экономики, приобретение умений ставить финансовые цели и адекватно оценивать их достижимость, использование в образовательном процессе специальных учебников (учебных пособий) и рабочих тетрадей, вариативных форм работы, методов и средств обучения и другие [Кудрявцева 2019].

Участниками семинара были сформулированы основные задачи сотрудничества в формате реализации проекта:

- исследование и оценка уровня финансовой грамотности обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО;

- осуществление научно-методической работы по проектированию и реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» для конкретной категории обучающихся;

- адаптация, а в случае необходимости переработка содержания компонентов учебно-методического комплекта по данному курсу;

- создание поурочных планов, специальных дидактических и контрольно-измерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей детей;

- проведение мониторинговых исследований по изучению эффективности рассматриваемого курса.

Основной этап связан с непосредственной адаптацией и апробацией УМК «Основы финансовой грамотности» для обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО. Разрабатываемый в настоящее время комплект учебно-методических материалов для обучающихся с ЗПР включает:

- рабочую тетрадь «Основы финансовой грамотности». В тетради содержатся тренировочные и творческие упражнения, предусматривающие закрепление и систематизацию теоретических знаний, целенаправленное, многократное повторение обучающимися различных операций с целью формирования умений и навыков в сфере финансовой грамотности;

- примерный развернутый план-конспект занятия по теме «Человеческий капитал», иллюстрирующий организацию деятельности педагога и обучающихся на каждом этапе занятия;

- примерный план-конспект практической работы на тему «Составление личного финансового плана на основе SWOT-анализа», демонстрирующий организацию практической деятельности обучающихся по осуществлению личного финансового планирования;

- опорные схемы и практико-ориентированные межпредментые и коррекционно-развивающие варианты заданий к ним. С помощью данных схем в наглядной и доступной форме обучающимся предоставляется возможность комплексно представить свойства и взаимосвязь изучаемых понятий, а учителю - провести

проверку знаний и отработку умений их использовать для построения обобщений.

Использование предлагаемого методического комплекта, на наш взгляд, будет способствовать развитию у подростков с ЗПР мотивации и интереса к вопросам финансовой грамотности; позволит сформировать у них представления о личном финансовом планировании, умение формулировать свои финансовые цели и использовать финансовые инструменты для выбора путей их достижения, прогнозировать свои финансовые расходы, принимать грамотные финансовые решения и т.п.

Аналогичные задачи мы ставим перед собой в плане создания адаптированного комплекта для детей с УО.

Следует отметить, что к реализации проекта подключены обучающиеся по программе магистратуры «Олигофренопедагогика». Направления их научных исследований связаны с решением проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей с ЗПР и УО: «Формирование базовых экономических понятий у подростков с интеллектуальными нарушениями», «Обучение основам личного финансового планирования подростков с интеллектуальными нарушениями», «Педагогический контроль усвоения основ финансовой грамотности обучающимися с интеллектуальными нарушениями средствами заданий в тестовой форме», «Использование информационных технологий в процессе формирования основ экономически знаний у подростков с задержкой психического развития» и др. Предполагается проведение эмпирических исследований, подготовка методических материалов по отдельным темам разрабатываемого курса.

На аналитическом этапе планируется подведение итогов реализации проекта и формулировка выводов.

Результаты сотрудничества, итоги реализации проекта, перспективы развития взаимодействия дефектологического факультета и образовательных организаций в формате повышения финансовой грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья планируется обсудить на научно-практической межрегиональной конференции в 2020 г.

Таким образом, взаимодействие дефектологического факультета и образовательных организаций в формате адаптации и апробации УМК «Основы финансовой грамотности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по следующим направлениям:

- учебно-методическое, которое включает совместную работу по адаптации и апробации УМК, разработке методических материалов;

- научно-методическое, предусматривающее совместное проведение научно-методических семинаров и круглых столов по проблемам формирования финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- научно-исследовательское, предполагающее организацию и проведение совместных научных исследований, подготовку научных статей по их результатам, выступление с докладами на научных конференциях различного уровня, предоставление образовательными организациями площадки для выполнения научных исследований обучающимися дефектологического факультета.

Кроме того, следует отметить что в ходе сотрудничества и научно-педагогические работники дефектологического факультета, и педагогические работники образовательных организаций имеют возможность приобрести новый научно-педагогический и учебно-практический опыт в сфере формирования основ финансовой грамотности у обучающихся с НОДА и ЗПР и у обучающихся с УО,

Кудрявцева М. В. Адаптация и апробация УМК «Основы финансовой грамотности»

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как актуальное направление взаимодействия образовательной организации высшего образования и школы

расширить спектр своих научных интересов. Также происходит взаимообогащение теоретическим и практическим опытом работы с обучающимися с НОДА и ЗПР и обучающимися с УО, реализация творческого потенциала всех участников сотрудничества.

Перспективными направлениями взаимодействия дефектологического факультета и образовательных организаций мы считаем:

- обобщение и транслирование полученного опыта адаптации и апробации УМК «Основы финансовой грамотности» для обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО в Курском регионе и за его пределами: проведение научно-методических семинаров и круглых столов;

- расширение спектра образовательных организаций - участников адаптации и апробации УМК «Основы финансовой грамотности» для обучающихся других нозологических групп;

- оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ЗПР и обучающихся с УО;

- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций в области преподавания основ финансовой грамотности обучающимся с ЗПР и обучающимся с УО.

Таким образом, взаимодействие образовательных организаций высшего образования и образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в решении проблемы повышения финансовой грамотности последних является государственно, социально-экономически и общественно значимым. Положительные результаты деятельности дефектологического факультета и образовательных организаций г. Курска по адаптации и апробации УМК «Основы финансовой грамотности» для обучающихся с НОДА и ЗПР и обучающихся с УО послужат началом совместного решения проблемы формирования финансовой грамотности у обучающихся с различными нарушениями развития.

Библиографический список

Исследование экспертов Лаборатории экономико-социологических исследований в области финансовой грамотности НИУ ВШЭ (от 17.09.2017). иЯЬ: https://iq.hse.ru/news/183900097.html (дата обращения: 06.10.2018).

Кудрявцева М.В. Изучение образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере финансовой грамотности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). иЯЬ: http://scientific-notes.ru/pdf/054-036.pdf (дата обращения: 15.04.2019)

Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.

Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. 2008. № 4 (88). С. 14-25.

Моисеева Д.В. Финансовая грамотность населения Российского региона: Экономико-социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. Волгоград, 2017. 202 с.

Выступление министра финансов РФ Антона Силуанова // Вестник Ассоциации российских банков. 2017. № 9. С. 1-3.

Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26. С. 1563-1582.

Отчет. Исследование измерения уровня финансовой грамотности. (дата публикации: 19.07.2017 г.). URL: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/ directions/evaluation/ (дата обращения 06.10.2018).

Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.